Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни студенческой молодежи в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности'

Здоровый образ жизни студенческой молодежи в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
170
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни студенческой молодежи в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

УКД 378

В. С. Дайнеко

студент 3 курса департамента журналистики ИГНИ, УрФУ г. Екатеринбург, Российская Федерация А. Д. Мельникова студент 3 курса департамента журналистики ИГНИ, УрФУ г. Екатеринбург, Российская Федерация

Л.Б. Артемьева старший преподаватель ИФКСиМП, УрФУ г. Екатеринбург, Российская Федерация

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Молодость - это определенная фаза жизненного цикла, биологическиуниверсальная, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. [1, с.127].

Самой многочисленной частью молодежи являются студенты, основным видом деятельности которых является учеба, подготовка к будущей профессии.

17-25 лет - это студенческий возраст, то есть важнейший период в становлении человека как личности. Студенты - это будущее поколение, будущее генофонда и нации страны. И поэтому здоровье, а именно его качество и уровень - есть предпосылка будущей самореализации молодых людей, способность к созданию семьи и деторождению, к сложному учебному и профессиональному труду.

Изучение проблемы здорового образа жизни студенческой молодежи в широком социокультурном аспекте обусловлено спецификой этой социально-профессиональной, социально-демографической группы, особенностями ее формирования, положения и роли в обществе.

В постперестроечный период значительно ухудшилось здоровье населения в целом и детей в особенности. А ведь именно те самые дети (наши родители) пришли в ВУЗы в начале нулевых, а мы, дети 90-х годов, которые тоже росли не в самый спокойный и благоприятный период времени, пришли в ВУЗы в десятые годы.

По мнению Л. В. Сохань, «образ жизни молодежи - система устойчивых, типичных для данной социально-демографической группы способов, форм и видов жизнедеятельности... Это своеобразная картина того, как живут молодые люди в условиях их социально-исторического бытия.

Наряду с такими характеристиками жизни, как уровень, качество, стиль, образ жизни молодежи дает условное представление о жизни молодых людей как конкретном социокультурном, историческом феномене». [5, с. 608-609].

По словам некоторых ученых, число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, уже достигло отметку в 50 % от общего количества студентов.

Широкое понятие здоровье молодого поколения (студенчества, о котором мы говорили выше)состоит из нескольких позиций: образ жизни -50-55 %, экологическое состояние среды - 18-20 %, наследственность - в 15-20 %, здравоохранение- в 10-15 %. [3, с. 49-52 ].

Исследование, приведенное в данной работе, проводилось в течение текущего шестого семестра со студентами 3 курса факультета журналистики Уральского федерального университета в количестве 60 человек. Из них 27 были отнесены по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (студенты с

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

отклонениями в состоянии здоровья), 15 респондентов активно занимались спортом, а 18 человек имели освобождение от занятий физкультурой по состоянии здоровья.

Респондентам был задан вопрос: «Занимаетесь ли Вы физической культурой в свободное от учебных занятий время?» Студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, ответили следующим образом: 58 % студентов ответили, что не занимаются физкультурой вне учебной деятельности,

22 % дали ответ, что занимаются эпизодически, и только 20% респондентов занимаются систематически, два-три раза в неделю и более (как правило, так ответили те, кто посещают фитнесс тренировки в спортивных залах). Анализ полученных результатов позволяет предположить, что большая часть данной категории молодежи не придает серьезного значения двигательной активности в процессе жизнедеятельности.

Тот же вопрос был задан другим категориям студентов: 1. Полностью освобожденные от занятий. 2. Те студенты, кто активно посещает занятия физической культурой.

Полностью освобожденные от занятий

■ Нет, не занимаюсь «Занимаюсь эпизодически "Да, занимаюсь 2-3 раза в неделю ■

Те студенты, кто активно посещает занятия физической культурой.

■ Нет, не занимаюсь ■ Да, занимаюсь эпизодически ■ Да, занимаюсь 2-3 раза в неделю ■

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Повышение уровня здоровья молодых людей зависит от многих факторов, однако решающим среди них является позиция самого человека, его отношение к собственному здоровью.

Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает реальное улучшение показателей здоровья. Если здоровье человека не улучшается, оно не может рассматриваться как здоровое.

На вопрос «Удовлетворены ли Вы уровнем состояния своего здоровья?» ответы студентов рассматриваемых нами категорий распределились следующим образом: 19% респондентов специальной медицинской группы ответили «Да, вполне», такой же ответ дал 61%студентов, которые активно занимаются физической культурой в университете. Ответ «Нет, не удовлетворен» на этот вопрос дали 70% респондентов из спецгруппы, аналогичного мнения придерживаются всего ли 3% из числа тех, кто занимается физической культурой в штатном режиме. (Оставшийся процент респондентов не смогли дать четкого ответа.)

Данный вопрос не был адресован тем, кто освобожден от занятий, так как они по определению не могут быть удовлетворены своим здоровьем по факту их освобождения.

Все большее влияние на состояние здоровья молодых россиян в последние 10-20 лет оказывают социокультурные факторы: культурные традиции, уровень образования и характер труда родителей, культура здоровья. Отсутствует прямая зависимость между ростом благосостояния семьи и улучшением здоровья детей. Фундаментом построения новой модели укрепления здоровья молодого поколения является соединение культуры семьи и необходимого уровня жизни. [4, с.2-9].

Идея здорового образа жизни представляет собой концепцию социальной политики, основанную на признании высокой значимости здоровья, ответственности за его сохранение со стороны государства, индивида, социальной группы и общества в целом. Такое положение обусловлено тем, что образ жизни студенчества как социальной группы объективно определен ее противоречивой позицией в обществе.

Современные социальные и политические реалии требуют поиска эффективных механизмов формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, нового качественного осмысления государственной молодежной политики.

В условиях кризиса социальной сферы, когда для многих ориентация на собственные силы является довольно трудноразрешимой проблемой, необходимы специальные меры по оказанию помощи в обеспечении собственной жизнедеятельности в условиях повседневного быта. [2, с.62-69].

Многогранный подход к проблеме становления «привычки» среди студентов вести здоровый образ жизни крайне важен на сегодняшний день. Повышение социального статуса молодого поколения напрямую будет зависеть от удовлетворенности состоянием здоровья. Удачное развитие- залог будущего России, в котором нам нужно здоровое счастливое поколение.

Список использованной литературы:

1. Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. - Т. 16. - М., 1988.

2. Данилова, Е. А. Молодежь в региональном социуме: теоретический аспект /Е. А. Данилова, Е. В. Щанина // Известия высших учебных заведений. Общественные науки. - 2010. - № 1 (13) - С. 62-69.

3. Лисицин, Ю. П. Концепция факторов риска и образа жизни / Ю. П. Лисицин //Здравоохранение РФ. -1998. - № 3.

4. Падиарова, А. Б. Социальное неравенство как фактор здоровья нового поколения россиян / А. Б. Падиарова // Известия высших учебных заведений. Общественные науки. - 2009. - № 1.

5. Сохань, Л. В. Образ жизни молодежи / Л. В. Сохань // Социология молодежи: энциклопедический словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. - М. : Academia, 2008. (стр. 608-609)

© Дайнеко В. С., Мельникова А. Д., Артемьева Л.Б., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.