Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни молодежи'

Здоровый образ жизни молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14535
2145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни молодежи»

Образ жизни — одна из важнейших социологических категорий, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности людей, характерном для исторически конкретных социальных отношений.

Социально-экономические, культурные и природные условия формируют и обусловливают образ жизни, но не сводятся к сумме или совокупности тех или иных обстоятельств. Взятый в единстве объективного (способ совместной деятельности, общественная связь людей, определяющие характер их общения и поведения) и субъективного (цели общения, интересы и мотивы деятельности, ценностные ориентации) аспектов, образ жизни выступает как целостная структура, состоящая из элементов материальной и духовной жизни общества. Образ жизни воплощает в себе синтез социальнотипичного и индивидуально неповторимого в поведении, общении и складе мышления отдельного человека.

Существуют разные походы к определению понятия «образ жизни». Согласно Ю. П. Лисицыну, образ жизни — определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей.

Многие западные исследователи определяют образ жизни как широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу.

Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И. В. Бестужева-Лады

и других отечественных ученых, выделяет в образе жизни четыре категории: экономическую — уровень жизни, социологическую — качество жизни, социально-психологическую — стиль жизни и социально-экономическую — уклад жизни.

Уровень жизни, или уровень благосостояния, характеризует размер, а также структуру материальных и духовных потребностей, таким образом, количественную, поддающуюся измерению, сторону условий жизни. Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни относится к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Качество жизни является оценкой качественной стороны условий жизни; это показатель уровня комфорта, удовлетворенность работой, общением и т. п.

И хотя в приведенных определениях образа жизни отсутствует прямое указание на его связь со здоровьем человека, внутренне она явно присутствует и логически вполне выводима. Об этом убедительно свидетельствуют приводимые в литературе определения «здорового образа жизни». Здоровый образ жизни, по мнению Ю. П. Лисицына, А. М. Изуткина, И. Ф. Матюшина, в его медицинском понимании означает полноту включенности человека в многообразные формы и способы социальной деятельности соответственно оптимальному и гармоническому развитию всех его структур — телесной, психической, социальной.

Здесь необходимо отметить, что, по определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье является состоянием полного физического, духовного и социаль-

Здоровый образ жизни молодежи

2004 - №1

Энциклопедия гуманитарных наук 137

ного благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

Таким образом, здоровый образ жизни — это все то, что в поведении и деятельности человека благотворно влияет на его здоровье. Здоровый образ жизни способствует сохранению и укреплению здоровья и является основой профилактики большинства заболеваний.

По данным ряда отечественных и зарубежных исследователей, здоровье населения более чем на 50% зависит от образа жизни.

Понятие молодежи как самостоятельной группы населения связано с достигнутой на данный исторический момент ее социальноэкономической зрелостью, а также совокупностью личных особенностей и отличительных черт.

Специфика группы молодежи заключается в том, что именно в молодом возрасте закладывается фундамент нравственных позиций, трудовых отношений, формируются ценностные ориентации. Вместе с тем для данной социально-демографической группы характерно максимальное число важнейших переходов из одной социальной среды в другую, обозначаемых психологами как дезорганизация ближайшей социальной среды. К таким переходам относятся окончание школы, поступление в профессиональные образовательные учреждения, начало производственно-трудовой деятельности и т. п. В течение этого периода происходит формирование семьи, рождение детей, что также требует качественной перестройки всего уклада жизни.

Основными аспектами здорового образа жизни молодежи являются двигательная активность, личная гигиена, режим труда и отдыха, неприятие вредных привычек, рациональное питание, сексуальная культура, экологически грамотное поведение, профилактическое мышление и др.

В решении задач формирования здорового образа жизни молодежи целесообразно исходить из принципа комплексности, предполагающего систему мер социально-экономи-

ческого, организационного и воспитательного характера. Отсюда вытекает необходимость внедрения новых социально-экономических механизмов и организационно-управленческих решений, совершенствование культурно-воспитательных и образовательных методов и средств в вопросах охраны и укрепления здоровья молодых людей, формирования их здорового образа жизни.

Основываясь на понимании здорового образа жизни как качественной стороне образа жизни в целом и молодого человека как центрального звена, вопросам охраны и укрепления здоровья необходимо уделять первостепенное внимание не только в собственно профилактических программах, но и предусматривать их при проектировании и реализации всех социальных и гуманитарных мероприятий. По сути дела, ни одна социальная технология не может быть эффективной, если она не предусматривает решения проблем охраны и укрепления здоровья молодежи.

Основываясь на понимании относительности границ между гигиеной и воспитанием, психотерапией и социально-психологическими воздействиями, оздоровительно-восстановительной практикой и формированием человека, вытекающем из методологии человекознания, по мнению В. З. Когана, программы обучения здоровью необходимо строить на основе принципа гетерохроннос-ти, обеспечивая тем самым целостное развитие человека.

Ю. П. Лисицын отмечает, что здоровый образ жизни — это не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей. В данном случае речь идет обо всех компонентах разных видов деятельности, направленных на охрану и улучшение здоровья. Автор указывает на то, что здоровый образ жизни не сводится к отдельным формам медико-социальной активности — искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам, санитарному просвещению, обращению за лечением или советом в медицинские учреждения, соблюдению режима труда, отдыха, питания

и многим другим, хотя все они отражают те или иные стороны здорового образа жизни. Здоровый образ жизни — это, прежде всего, деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека.

Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового образа жизни рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Учитывая, что все люди различны, им нужно в течение жизни вести себя по-разному. И. А. Гундаров и В. А. Палесский отмечают, что здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на казалось бы разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое. Для оценки количества здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым. В рамках такого подхода здоровый образ жизни определяется исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления.

Здоровый образ жизни молодежи как определяющий фактор охраны и укрепления здоровья молодого поколения — условия и предпосылки социальной активности мо-

лодого человека, полноты выражения его духовных и физических сил — предполагает, наряду с обеспечением социально-экономических условий полноценной жизнедеятельности, целенаправленное формирование его сознания и поведения, соответствующих требованиям здоровья.

Благоприятные условия труда, быта и досуга молодежи — необходимая, но не единственная, а часто и не главная предпосылка осуществления здорового образа жизни. Обусловливаясь социально-экономическими, природными, культурными и другими факторами, здоровый образ жизни, как и образ жизни в целом, в конечном счете определяется самим молодым человеком, его всесторонней сознательной деятельностью. Повседневная реализация здорового образа жизни зависит от осознанного и ответственного отношения молодого человека к своему здоровью и здоровью окружающих, уровня его гигиенической культуры, как неотъемлемой части гуманитарной культуры, богатства духовного мира, его жизненных целей и ценностных ориентаций.

Лит.: Лисицын Ю. П., Изуткин А. М., Матюшкин И. Ф. Медицина и гуманизм. М.: Медицина, 1984; Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учеб. руководство / Под ред. Ю. П. Лисицына. М., 1998; Формирование здорового образа жизни молодежи / Мартыненко А. В. и др. М.: Медицина, 1988; Коган В. З, Мартыненко А. В. Здоровый образ жизни: проблемы формирования. М.: Ин-т молодежи, 1992; Самосознание творческой личности: Методологический сб. / Сост. и науч. ред. А. Л. Хейн. М., 1996; Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2002.

А. В. Мартыненко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.