ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ
© Лобанова Е.Н.*, Ляхова Д.А.*
Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону
Ключевые слова здоровый образ жизни, формирование гармоничной личности, ценности человека, развитие физической культуры.
Давно было доказано, что качество жизни и ее продолжительность напрямую зависят от физического, психического и нравственного здоровья человека.
Мы счастливы, прежде всего, тогда, когда отлично себя чувствуем. А наше стремление к самосовершенствованию и непреодолимое желание идти к поставленной цели, чтобы добиться определенного положения в социуме, подразумевают постоянное движение вперед, держат нас в тонусе и помогают сохранить физическое здоровье и бодрость духа на долгие-долгие годы.
Все чаще на экранах телевизоров можно встретить интервью успешных людей, которые активно популяризируют ЗОЖ (здоровый образ жизни). И рассматривается он не только как средство борьбы против многих болезней, не только как путь к долголетию, но еще и как возможность усовершенствования личности благодаря четкой самоорганизации. Здоровый образ жизни направлен так же на оптимальное сочетание физических и духовных интересов и возможностей человека.
Не секрет, что одной из высших ценностей является здоровье. Здоровье -это такое благополучное состояние, которое включает устойчивость к заболеваниям, высокую трудоспособность. Необходимость сохранения своего здоровья присуща и отдельному человеку, и обществу в целом. А важнейшим фактором укрепления здоровья, как раз, является здоровый образ жизни.
Адам Смит говорил: «... Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости, внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет благодетели, называемой благоразумием. Оно не допускает нас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем.».
Учитывая эти слова, мы можем судить о том, что главная ценность человека - это, прежде всего, здоровье. Банальным подтверждением этого,
* Старший преподаватель кафедры Физической культуры.
* Студент 1 курса факультета Управления по направлению «Государственное и муниципальное управление».
можно представить такую ситуацию: если у вас день рождения, какое пожелание произносится самым первым? Да, именно здоровье. «Здоровья тебе!» Люди желают друг другу здоровья, так как знают, что это самый важный элемент жизни человека, его счастья и благополучия.
Раздумывая о приоритете здоровья, как ценности общества, можно заметить, насколько оно важно для людей. Возьмем, к примеру, речь, язык на котором мы с вами говорим. Задумывались ли вы, что о «здоровье» мы вспоминаем каждый день? При встрече, мы говорим «здравствуйте», т.е. мы желаем здоровья другому человеку. Следовательно, ценность человеческого здоровья уже исторически складывалась вместе с языком и культурой народа.
Если мы говорим об абсолютной важности здоровья человека, то, конечно, нужно сказать о том, как его достичь и каковы способы достижения хорошего здоровья. В процессе своей жизнедеятельности, человечество пришло к такому понятию, как здоровый образ жизни. Ведь именно с помощью такой индивидуальной системы поведения, человек сможет обеспечить себе физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде.
По данным социологических исследований, лишь небольшая часть населения придерживается здорового образа жизни. У большинства населения, особенно у детей и молодежи, крайне снижено стремление к заботе о своем здоровье и физическом развитии. Родители не уделяют внимания физическому воспитанию своих детей. А также физкультурно-спортивная активность населения, как важнейший показатель здорового образа жизни, находится на низком уровне.
Здоровый образ жизни является неотъемлемой частью гуманитарной культуры личности, отражая богатство ее духовного мира, жизненных целей и ценностей. Огромный оздоровительный потенциал физической культуры и спорта, как возможности формирования морально-волевых качеств молодого поколения и гармоничного развития личности, был оценен не сразу. Процесс освоения ценностей спортивной культуры предоставляет возможность человеку найти себя в изменяющемся обществе, быть целеустремленным, уверенным в себе, формировать физическое и нравственное здоровье.
Развитие физической культуры и спорта приносит благотворный эффект всему государству, позволяет воспитать патриотическую молодежь, способную в будущем сохранить здоровье и ценности нации, а также защитить свою страну и преобразовать и направить общество на правильный, здоровый путь развития.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что важнейшим условием осуществления вышесказанного является здоровье детей и молодежи, а именно включение здорового образа жизни в процесс их образования. Ведь даже какие-либо отклонения и ухудшения здоровья будут препятствовать дальнейшему развитию полноценной личности ребенка, его успешной социализации и получению образования.
В настоящее время наиболее актуальными проблемами укрепления и сохранения здоровья людей стали биологические и психологические аспекты здорового образа жизни, и прежде всего, потому, что проблема здоровья всегда была и остается одной из самых важных и нерешенных для человечества. Поэтому здоровье подрастающего поколения сейчас является вопросом государственной важности. Так как это важный фактор работоспособности и гармонического развития молодого организма. Причинами ухудшения здоровья могут быть низкий уровень жизни, халатное отношение к своему здоровью, неразвитость медицины и здравоохранительных учреждений, спортивных и учебных заведений.
Как известно, высшее образование и интеллектуальное развитие стало на сегодняшний день особой и первостепенной задачей современного поколения. Но в погоне за ним люди забывают о фундаментальной основе для полноценного и гармоничного развития личности - физическом и духовном здоровье.
Каким же должен быть здоровый образ жизни современного человека, и каковы способы его осуществления? Формирование здорового образа жизни человека предполагает исключение вредных привычек, воспитание культуры общения, поведения, питания, соблюдения режима труда и отдыха, систематическое занятие физической культурой и спортом, повышение общей санитарной культуры и соблюдение гигиены.
Важно отметить и то, что обучение сохранению здоровья будет обеспечивать развитие таких отношений и ценностей, которые будут позволять делать выбор, на основе укрепления своего здоровья в настоящее время и в будущем. Поэтому целью национальной системы физического воспитания будет являться предоставление знаний, умений и навыков использования физической культуры для формирования и совершенствования своего физического, психического и нравственного здоровья.
Таким образом, человек становится личностью с определенной совокупностью целей и установок, целями и намерениями, шаблонами поведения и индивидуальным видением мира. Как мы знаем, человек достигает этого состояния с помощью процесса, называемого социализацией. Можно отметить, что здоровый образ жизни создает конкретные условия для социальной адаптации и интеграции человека. Он образует ценностную систему, способствуя гармонизации жизнедеятельности, достижению и сохранению крепкого здоровья, а также устойчивой приспособленности к меняющимся и сложным условиям окружающей среды.
Основными формами воспитания культуры здорового образа жизни являются уроки физической культуры, гимнастика до занятий, физкультминутки, организованное проведение перемен, а также формы внеклассной воспитательной работы. В системе внеклассной воспитательной работы осуществляются и успешно применяются:
- санитарно-гигиеническое просвещение (лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек, тематические информационные стенды, выставки рисунков и плакатов, лекторские группы, дни и недели здоровья, конкурсы, праздники);
- формирование соответствующих умений и навыков (здорового питания, закаливания, оздоровления);
- проекты по тематике сбережения здоровья;
- организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, подвижных перемен для учащихся начальной школы;
- спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах спорта;
- использование естественных сил природы для укрепления здоровья учащихся.
Здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как ценности, в осознании своей ответственности за собственное здоровье и здоровье будущих поколений, в умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения, в сформированной совокупности умений и навыков сохранения, укрепления здоровья, навыков личной гигиены. Здоровый образ жизни - это такой способ жизнедеятельности, который способствует эффективному выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. Итак, здоровье, здоровый образ жизни - фундамент полноценного существования и жизнедеятельности человека, необходимое условие разностороннего гармоничного развития личности.
Ценностное отношение к здоровому образу жизни, знание средств поддержания и совершенствования физической формы, потребность в разумной физической активности как основе умственного, нравственного, эстетического развития составляют сущность физической культуры и гармонического развития личности.
Список литературы:
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. - Педагогика, 1980. - 412 с.
2. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.
3. Дуркин П.К., Лебедева М.П. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования здорового образа жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 2. - С. 55-58.
4. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. - М., 2006. - 192 с.
5. Абдульманова Л.В. Здоровый образ жизни как ценность культуры здоровья. Теоретические и прикладные проблемы детской антропологии // Матер. междунар. науч.-практ. конф., 3-4 декабря 2003. - Ч. 2. - Ставрополь, 2003.
ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К СПОРТУ ЖИТЕЛЕЙ РОССИИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 50 ЛЕТ
© Лобанова Е.Н.*, Марков В.И.*
Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону
После кризиса 90-х был взят курс на оздоровление нации различными методами, которые выражались от запретов продаж алкоголя в темное время суток и до повсеместной пропаганды спорта в школах, ВУЗах и местах работы. С целью увеличить интерес населения к здоровому образу жизни выпускался журнал с одноименным названием «ЗОЖ», где были ценные статьи о питании, упражнениях, выборе продуктов, вреде алкоголя и курения. В связи с проблемами экономического характера в середине «нулевых», были реализованы далеко не все программы, которые должны были популяризировать здоровый образ жизни как правильный выбор жизненной политики личности.
Основной проблемой, препятствующей пропаганде спорта, являлось отсутствие желания у многих людей вести здоровый образ жизни, в особенности у молодежи, на которую эта программа и была рассчитана. Чуть позже начали появляться некоторые фитнес-центры - первые ласточки частного бизнеса в этой сфере. До их появления подавляющее большинство спортивно-оздоровительных, спортивных центров, а также различные другие секции, бассейны, клубы, были под контролем государства. Навязывается вывод, что два десятилетия назад в этом плане нас спас именно частный бизнес.
Но как обстоят дела сейчас, в 2016? Прошло десять лет, страна оправилась от катастрофы 90-ых, у нас появилась господдержка малого и среднего бизнеса, к которому относят такие места, как современные фитнес-центры.
Ключевое событие, которое притянуло к себе столько внимания, сколько ни одно другое событие в большом спорте не притягивает - это Зимняя Олимпиада в Сочи. Её можно назвать самым удачным популяризатором ЗОЖ в России за прошедшие годы.
* Старший преподаватель кафедры Физической культуры.
* Студент 1 курса факультета Государственного и муниципального управления.