Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни и безопасность человека'

Здоровый образ жизни и безопасность человека Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10016
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнов А. Т.

Рассматриваются аспекты здорового образа жизни как основы для формирования культуры безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Смирнов А. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни и безопасность человека»

УДК 372. 8. 614

А.Т. Смирнов, к.п.н.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Рассматриваются аспекты здорового образа жизни как основы для формирования культуры безопасности

А.Т. Смирнов

В настоящее время общая культура населения нашей страны в области безопасности жизнедеятельности во многом не соответствует реальным условиям жизнедеятельности. Все настойчивее встает вопрос о переосмысливании содержания обучения всего населения, особенно подрастающего поколения, и коррекции его в сторону более глубокого, последовательного и ответственного изучения вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства во всех сферах их деятельности, создании единой, непрерывной системы обучения населения в области безопасности и, в первую очередь, во всех типах учебных заведений, начиная от дошкольного и кончая послевузовским образованием.

Наше общество должно осознать, что полностью безопасной жизнедеятельность не бывает, а развитие человечества и технический прогресс требуют более высокого уровня общей культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности, повышенной ответственности каждого человека за свои поступки и дела.

Что следует понимать под общей культурой в области безопасности жизнедеятельности?

Это, прежде всего, поведение человека в процессе его повседневной жизнедеятельности, которое обеспечивает ему высокий уровень безопасности и благополучия в реальной окружающей среде.

Повышение общего уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности достигается формированием каждым человеком системы здорового образа жизни.

В настоящее время умение вести себя безопасно в повседневной жизни, а также в различных опасных и чрезвычайных ситуациях становится насущной потребностью в жизни каждого человека, нашего общества и государства. Безопасность жизнедеятельности все больше приобретает значение основной составляющей системы здорового образа жизни.

Из определения, данного Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Исходя из этого, здоровый образ жизни можно определить как индивидуальную систему поведения человека в реальной окружающей среде и обеспечивающую ему физическое, духовное и социальное благополучие, а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Здоровый образ жизни — это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения определенного уровня благополучия без ущерба для жизни и здоровья.

Здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он соблюдает добровольно и уверен в том, что это будет способствовать его безопасности и благополучию в жизни.

Таким образом, повышение общей культуры в области безопасности тесно взаимосвязано с формированием системы здорового образа жизни.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Формирование эффективной системы здорового образа жизни происходит в процессе познания окружающего мира в динамике его развития, познания себя в нем и при выработке нравственных жизненных ориентиров и установок.

Отметим, что высшим критериям нравственности, вероятно, является, стремление сохранить человечество как вид на Земле. Все остальное должно быть подчинено этому, иначе оно не имеет смысла.

В настоящее время одним из приоритетных направлений в деятельности человека обозначилась необходимость в обеспечении снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства путем повышения общей культуры каждого человека в указанной области за счет целенаправленный системы обучения.

Организация обучения населения РФ в области безопасности жизнедеятельности имеет четко сформированную законодательную и нормативную правовую базу.

За последнее время в Российской Федерации принят ряд законодательных и нормативных правовых актов, направленных на обеспечение решения этих задач, в том числе и с использованием ресурса системы образования. Так, в Конституции Российской Федерации, федеральных законах «О безопасности» (от 5 марта 1992 г.), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 декабря 1994 г.), «О пожарной безопасности» (от 21 декабря 1994 г.), «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (от 14 июля 1995 г.), «О безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 г.), «О гражданской обороне» (от 12 февраля 1998 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30 марта 1999 г.) и ряде других определены основные права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности, основные направления и задачи органов исполнительной власти по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. В перечисленных правовых актах определено, что одним из приоритетных направлений в решении проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности является обучение населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Обучение осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Оно является обязательным и проводится в учебных заведениях, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

При этом очевидно, что привитие знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятель-

ности наиболее эффективно осуществлять в период формирования качеств личности, интенсивной познавательной деятельности, получения начальных профессиональных навыков, т.е. в детском и юношеском возрасте. В этой связи особое внимание должно уделяться процессу обучения в области безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

В России в начале 90-х годов в общеобразовательных учреждениях и учреждения начального и среднего профессионального образования был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Целью его создания являлось удовлетворение потребности общества в получении знаний и умений по безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера, и реализация требований в области безопасности жизнедеятельности, определенных федеральным законодательством.

В настоящее время обучение вопросам безопасности выделилось в отдельную образовательную область «Основы безопасности жизнедеятельности».

Образовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя три логично взаимосвязанных раздела:

основы безопасности личности, общества и государства;

основы медицинских знаний и здорового образа жизни;

основы обороны государства.

Изучение разделов образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:

получение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биолого-со-циального характера, их влиянии на безопасность личности, общества и государства, государственной системе защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, социально-демографических процессах, происходящих в обществе, и значении соблюдения норм здорового образа жизни, правах и обязанностях граждан Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, правилах оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам, предупреждать возникновение этих ситуаций, принимать обоснованные решения и действовать в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации с учетом своих возможностей;

развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, способностей для выполнения требований, предъявляемых

к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности и защитнику Отечества;

воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности, обеспечению безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

В целом реализация содержания образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательном процессе должна способствовать повышению общего уровня культуры обучаемых в области безопасности жизнедеятельности и формированию у них системы здорового образа жизни, что несомненно будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности.

Однако необходимо отметить, что состояние процесса обучения в области безопасности жизнедеятельности, особенно в общеобразовательной школе, в настоящее время не отвечает возросшим потребностям нашего общества в вопросах безопасности и не способствует значительному снижению негативного воздействия различных опасных и чрезвычайных ситуаций на человека, не способствует формированию у подрастающего поколения основ здорового образа жизни, высокой гражданственности и ответственности за безопасность личности, общества и государства.

Причина такого положения кроется в неспособности, или нежелания чиновников из системы образования понять очевидную истину: подготовка подрастающего поколения в области безопасности и формирования у него основ здорового образа жизни способствует повышению общей культуры в области безопасности населения страны и снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности. А это значительно предпочтительное, чем постоянно ликвидировать последствия различных чрезвычайных ситуаций, причинами которых стал человек, плохо подготовленный в области безопасности. Об этом свидетельствует утверждение бывшим Министром образования В.М. Филиповым федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. В указанном федеральном базисном учебном плане на обучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

предусмотрен 1 час в неделю в 8-ом классе основной школы и 1 час в неделю по выбору в 10 классе (не обязательно, а по выбору!). Бывшие руководители Минобразования считали, что все предметы имеют право на существование кроме ОБЖ, а для того, чтобы реализовать эту идею они сделали все, на что они были способны.

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время появились объективные предпосылки, реализация которых позволит сохранить предмет ОБЖ в общеобразовательной школе, как обязательный с 1 по 11 классы.

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в целях совершенство -вания подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Правительство Российской Федерации приняло поставление от 4 сентября 2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Этим постановлением, а также постановлением от 20 августа № 619 на МЧС России и его научные и учебные подразделения возложено методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе согласование программ по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений. В этой связи в настоящее время созданы благоприятные условия для сохранения курса ОБЖ в общеобразовательной школе во всех классах. С целью дальнейшего повышения уровня подготовки обучаемых в области безопасности необходимо принять меры для сохранения предмета ОБЖ как обязательного в общеобразовательной школе с 1 по 11 классы в объеме не менее 1 часа в неделю во всех классах на региональном уровне. Кроме того, с представителями нового Министерства образования и науки РФ нужно изыскать возможности по увеличению объема учебных часов, отводимого на изучение основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе, до обоснованного минимума, реализация которого будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности обучаемых. Реальная обстановка в области безопасности, сложившаяся в стране, требует решения этого вопроса.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.