Научная статья на тему 'Здоровьесбережение детей как проблема российского общества'

Здоровьесбережение детей как проблема российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1232
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ДЕТЕЙ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА (ДЕТСКОЕ ЗДОРОВЬЕ) / ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ (ЦЕННОСТЬ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ) / ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ / CHILDREN''S HEALTH PROTECTION / RUSSIAN SOCIETY / CHILD''S HEALTH (CHILDREN''S HEALTH) / VALUE OF HEALTH (VALUE OF CHILDREN''S HEALTH) / SCHOOL AGE / CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чайка Людмила Николаевна

Актуальность выбранной автором темы определяется, прежде всего, тем, что проблема здоровьесбережения детей является значимой не только в рамках отдельно взятой семьи или личностно значимого общественного пространства, но и в масштабах всего государства. Один из ключевых тезисов статьи заключается в утверждении, что здоровье подрастающего поколения является важнейшим стратегическим ресурсом страны, так как здоровье подрастающего поколения это здоровье нации в будущем. Социально-философское обоснование общественной и государственной значимости ценностного отношения к здоровью ребёнка представляет несомненную новизну исследования. То, каково отношение в обществе и государстве к детскому здоровью и проблеме здоровьесбережения детей, является одним из главных показателей культурного, социального и экономического развития страны это положение статьи является существенным, имеющим практико-ориентированное значение. Аксиологический и исторический подходы, применяемые в данном исследовании, удачно сочетаются с методом анализа документов (указы Президента Российской Федерации, Конвенция о правах ребёнка, Декларация прав ребёнка и др.) и позволяют сделать компетентные и обоснованные выводы. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных учёных и мыслителей как прошлого (Д. И. Писарев, И. И. Мечников), так и настоящего (Д. И. Фельдштейн, И. С. Ларионова, И. М. Усманов, Ю. М. Хрусталев).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children''s Health and its Saving as a Problem of Russian Society

The relevance of the theme chosen by the author is determined primarily by the fact that the issue of children's health protection is important not only within a single family or personally significant public space, but on a nationwide scale as well. One of the key points of the article is that the health of younger generation is an important strategic resource of the country, since children's health is the health of the nation in perspective. Socio-philosophical basis for social and state significance of the axiological attitude towards children's health defines undeniable novelty of the study. Society and state attitude towards children's health and the problem of its protection indicates cultural, social and economic development of the country. This position of the study is one of the most important and practice-oriented. Axiological and historical approaches used in the study are combined with the method of document analysis (Russian Federation Presidential Decree, Convention on the Rights of the Child, Declaration of the Rights of the Child, etc.) and allow us to make competent and well-founded conclusions. The theoretical basis of the research includes the works of Russian scholars and thinkers of the past (D. I. Pisarev, I. I. Mechnikov) and the present (D. I. Feldstein, I. S. Larionova, I. M. Usmanov, Yu. M. Khrustalev).

Текст научной работы на тему «Здоровьесбережение детей как проблема российского общества»

УДК 304.444

Людмила Николаевна Чайка,

соискатель,

Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: liudmila-chaika999@mail.ru

Здоровьесбережение детей как проблема российского общества

Актуальность выбранной автором темы определяется, прежде всего, тем, что проблема здоровьесбережения детей является значимой не только в рамках отдельно взятой семьи или личностно значимого общественного пространства, но и в масштабах всего государства. Один из ключевых тезисов статьи заключается в утверждении, что здоровье подрастающего поколения является важнейшим стратегическим ресурсом страны, так как здоровье подрастающего поколения - это здоровье нации в будущем. Социально-философское обоснование общественной и государственной значимости ценностного отношения к здоровью ребёнка представляет несомненную новизну исследования. То, каково отношение в обществе и государстве к детскому здоровью и проблеме здоровьесбережения детей, является одним из главных показателей культурного, социального и экономического развития страны - это положение статьи является существенным, имеющим практико-ориентированное значение. Аксиологический и исторический подходы, применяемые в данном исследовании, удачно сочетаются с методом анализа документов (указы Президента Российской Федерации, Конвенция о правах ребёнка, Декларация прав ребёнка и др.) и позволяют сделать компетентные и обоснованные выводы. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных учёных и мыслителей как прошлого (Д. И. Писарев, И. И. Мечников), так и настоящего (Д. И. Фельдштейн, И. С. Ларионова, И. М. Усманов, Ю. М. Хрусталев).

Ключевые слова: здоровьесбережение детей, российское общество, здоровье ребёнка (детское здоровье), ценность здоровья (ценность детского здоровья), школьный возраст, детский возраст

Ludmila N. Chayka,

Doctoral Candidate, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: liudmila-chaika999@mail.ru

Children's Health and its Saving as a Problem of Russian Society

The relevance of the theme chosen by the author is determined primarily by the fact that the issue of children's health protection is important not only within a single family or personally significant public space, but on a nationwide scale as well. One of the key points of the article is that the health of younger generation is an important strategic resource of the country, since children's health is the health of the nation in perspective. Socio-philosophical basis for social and state significance of the axiological attitude towards children's health defines undeniable novelty of the study. Society and state attitude towards children's health and the problem of its protection indicates cultural, social and economic development of the country. This position of the study is one of the most important and practice-oriented. Axiological and historical approaches used in the study are combined with the method of document analysis (Russian Federation Presidential Decree, Convention on the Rights of the Child, Declaration of the Rights of the Child, etc.) and allow us to make competent and well-founded conclusions. The theoretical basis of the research includes the works of Russian scholars and thinkers of the past (D. I. Pisarev, I. I. Mechnikov) and the present (D. I. Feldstein, I. S. Larionova, I. M. Usmanov, Yu. M. Khrustalev).

Keywords: children's health protection, Russian society, child's health (children's health), value of health (value of children's health), school age, childhood

Проблемы, касающиеся детского здоровья, вызывают особую тревогу и заставляют серьёзно задуматься. Эти проблемы не являются чисто медицинскими: с древности к ним привлечено внимание

общества. Остаётся актуальным обращение к определению понятия «здоровье». В своё время Пифагор как врач и философ писал о здоровье с позиции гармонии и равновесия. Следуя логике своих фило-

40

© Л. Н. Чайка, 2016

софских размышлений об устройстве мира и места в нём человека, он рассматривал здоровье с позиции действия всеобщего закона единства человека с природой, как результат вселенского равновесия.

Платон в книге «Государство» указывает на необходимость полноценного воспитания молодого поколения, здорового и физически, и духовно. А контроль он предлагает возложить на врачей и судей, которые «будут заботиться о гражданах, полноценных как в отношении тела, так и души, а кто не таков, кто полноценен только телесно, тем они предоставят возможность вымирать; что же касается людей с порочной душой и притом неисцелимых, то их они сами умертвят» [5, с. 527]. Таким образом, мы видим, что ответственность за здоровье своих граждан, по мнению философа, должно нести государство, так как от этого во многом зависит его процветание и стабильность.

Идея о том, что здоровье является важнейшей ценностью в аксиологической иерархии, появляется в философии эпохи Просвещения. Тема детства, рост интереса к проблемам ребёнка, в том числе к проблеме детского здоровья и безопасности в это время обусловлены повышением внимания мыслителей данной эпохи к воспитанию и образованию. Тексты, в которых присутствует ребёнок («Мысли об образовании» Дж. Локка, «Эмиль, или О воспитании» Ж.-Ж. Руссо и др.), адресованы не детям, а воспитателям и представляют собой рекомендательные программы - как воспитать ребёнка здоровым и нравственным человеком для общества. Позиция Мишеля Монтеня: «Здоровье - это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной» [3, с. 302].

Ценностное отношение к здоровью характерно и для русских мыслителей. Обратимся к исследованиям И. И. Мечникова. В своей работе биолог отмечал: «...Здоровье играет преобладающую роль в жизни» [2, с. 273]. Как бы подчёркивая эту мысль, учёный считал, что даже такой великий пессимист, как Шопенгауэр, утверждал: «...Здоровье есть величайшее сокровище, перед которым всё остальное - ничто» (выписка из письма к его другу) [Там же].

Понятие «здоровье» достаточно изменчивое. В связи с тем, что меняются жизненные условия и возрастные характеристики, образ жизни и мировоззренческие установки человека, изменяются и критерии оценки здоровья.

Термин «здоровье» имеет множество определений в различных документах и научных источниках. В предисловии к Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) содержится такое определение: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезни или немощи, включая способность вести социально и экономически продуктивную жизнь» - то есть здоровье не является простым отсутствием болезни или травмы [15, с. 1]. Данное определение, утверждённое ВОЗ в 1948 г., опирается на предложенное в 1941 г. американским врачом Г. Э. Си-геристом.

Большая советская энциклопедия трактует рассматриваемый нами термин так: «Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов» [13, с. 108].

Рассмотрению здоровья как ценности достаточно много внимания уделяют современные авторы. В 2000 г. В. Н. Белено-вым защищена кандидатская диссертация «Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания». В 2004 г. защищена докторская диссертация «Здоровье как социальная ценность», её автор - И. С. Ларионова. Это исследование посвящено социально-философским проблемам здоровья в их аксиологическом аспекте, исследованию «сущности здоровья и тенденций в динамике его ценностных характеристик, в анализе причин, приведших к "обесцениванию здоровья"» в современном обществе [1, с. 18]. В 2008 г. защищена кандидатская диссертация «Здоровье молодёжи как общественная ценность в современном российском обществе: социально-философский анализ», её автор - И. М. Усма-нов. В диссертационном исследовании проанализирован «феномен "социальное

здоровье", его становление, особенности теоретического изучения, эмпирические показатели и факторы, воздействующие на его формирование», и установлено доминирующее значение поведенческих факторов в отношении к здоровью у молодых людей [7, с. 8]. Интересна позиция Ю. М. Хруста-лева, одного из главных представителей в области российской биоэтики. Он пишет: «Человеческое здоровье может быть столь значимой ценностью, чтобы определять смысл жизни людей, диктовать им определённые цели, намерения и действия как отдельных людей, так и социальных институтов вплоть до общества в целом» [9, с. 146].

В 2011 г. выпущена книга Д. И. Фельд-штейна «Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования». Данный труд посвящён сущности «детства как особого социального феномена», его проблемам в современном мире, относительно социокультурной ситуации, где «подробно анализируются глубинные психологические и социально-психологические изменения, происходящие с современными детьми»; проанализировано состояние физического и психического здоровья современных детей и школьников. Исследовав условия и образ жизни современных детей, Д. И. Фельдштейн приходит к выводу, что сегодня ребёнку и подростку особенно сложно определить своё место в обществе относительно своей эпохи и непосредственной причастности к процессу человеческой истории [8].

Человечество очень долго шло к пониманию того, что ребёнок является самостоятельным субъектом права и таким же полноценным членом общества, как и взрослый, и он имеет право на защиту. То, что ребёнок не собственность своих родителей или тех, в чьих руках оказались его жизнь и судьба, - это было осознано обществом только после демократических преобразований, последовавших за европейскими революциями XIX в. Тогда это было связано со стремлением освободить детей от рабства, избавить общество от таких уродливых явлений, как торговля детьми, эксплуатация детского труда, проституция несовершеннолетних, родительский произвол. В связи с этим последовательно создавались рекомендательные документы международного уровня, декларирующие права ребёнка.

В связи с ухудшением положения детей с 1979 по 1989 гг. ООН разрабатывает Конвенцию о правах ребёнка, в которой права ребёнка были сформулированы более конкретно и детально по сравнению с предыдущими документами. Новый вариант Конвенции был принят ООН в ноябре 1989 г., а в январе 1990 г. она была подписана 61 страной мира. В июле этого же года Конвенция была ратифицирована в Советском Союзе. Россия, будучи правопреемницей СССР, сохраняет обязательства по Конвенции, имеющей статус документа высокого международного уровня и представляющей собой соглашение государств, присоединившихся (то есть подписавших, ратифицировавших) к нему.

В Конвенции о правах ребёнка несколько пунктов указывают на необходимость защиты детского здоровья. Например: каждый ребёнок имеет право на жизнь, на охрану здоровья, медицинское обслуживание, и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональное, умственное, социальное и культурное развитие (ст. 6); на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания (ст. 24). В соответствии с Конвенцией, каждый ребёнок имеет право на тот уровень жизни, который обеспечит ему возможность расти здоровым, а государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые для этого условия жизни (ст. 27). В Конвенции также указывается на необходимость защиты семьёй, обществом и государством ребёнка от тех факторов, которые могут нанести вред его здоровью: дискриминация, разлука с родителями (кроме тех случаев, когда это делается в его интересах), отсутствие заботы, насилие и жестокое обращение со стороны взрослых, плохие условия жизни или отсутствие доступа к социальным благам, вредная и непосильная работа, сексуальное насилие и др. [14].

Анализируя документы и научную литературу советского и постсоветского периодов, относящиеся к десятилетнему периоду с 1990 по 2000 гг., приходим к выводу, что проблемы здоровья детей не оставались без внимания, в том числе и государства. Более того, их относили к числу важнейших. Так, выявлением социально-медицинских аспектов детского здоровья, изучением

проблем жестокого обращения с детьми, уровня физического развития детей, причин роста младенческой и детской смертности занимались учёные: А. А. Баранов, Н. Н. Ваганов, О. В. Гринина, Ю. П. Лисицын и др.

На государственном уровне разрабатывались документы Национального плана действий в интересах жизни и здоровья детей. Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельциным от 20 апреля 1993 г. «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» разработаны дополнительные федеральные программы, в том числе «Безопасное материнство», «Вакцинопрофилактика», где прописаны основные пути улучшения положения и жизни детей в РФ до 2000 г. [19]. А в 1995 г. Б. Н. Ельциным был подписан Указ «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)», в котором, в частности, высказывалась обеспокоенность ухудшением качества здоровья детей и санитарно-гигиенических условий содержания детей в детских учреждениях, недоступностью для многих качественного медицинского обслуживания, питания и отдыха и т. д.; формулировались меры, направленные на исправление сложившейся в стране ситуации с детским здоровьем [20].

В течение трёх лет, с 1999 по 2001 гг., вступило в силу 256 законов в 37 субъектах РФ. Но принятые в период 90-х гг. законы и нормативные акты не имели, к сожалению, должного эффекта.

Исследования отечественных учёных убедительно показывают ухудшение состояния здоровья детей и подростков за период обучения в образовательных учреждениях. Образовательные учреждения, обеспечивая социальное развитие личности, не решают в полном объёме задачи по сохранению компонентов детского здоровья (психического, психологического, физического и нравственного). Поэтому проблема здоровья ребёнка является одной из самых актуальных на современном этапе.

Данные Всемирной организации здравоохранения имеют следующие цифры: Россия находится на 4-м месте в мире по

распространённости табакокурения среди подростков (курильщиками являются более 30 % мальчиков и 17 % девочек в возрасте 15-18 лет).

В связи с неудовлетворительным состоянием здоровья в 2009 г. 38 тыс. детей от 7 до 15-летнего возраста остались за пределами образовательного процесса.

Анализ здоровья детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, и детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, заставляет серьёзно задуматься, так как лишь 4 % из них могут считаться здоровыми. Высок процент заболеваемости среди девочек-подростков 15-17-летнего возраста инфекциями, передающимися половым путём.

За девятилетний период, с 2000 по 2009 гг., в 1,6 раза возросло число детей в возрасте до 14 лет, состоящих на учёте в связи с алкоголизмом.

Вызывает тревогу незащищённость детей и подростков в России от ненадлежащего информационного контента. Остро стоит сегодня вопрос инклюзивного образования, так как лишь 2 % общеобразовательных школ приспособлены для обучения детей, имеющих инвалидность [17].

Статистическими данными Института возрастной физиологии Российской академии образования (РАО) за несколько предыдущих лет о состоянии здоровья российских детей и школьников подтверждается, что в настоящее время система образования не является зоной благоприятных условий для сохранения и укрепления детского здоровья. Лишь 20-30 % детей перед поступлением в школу можно отнести к 1-й и 2-й группам здоровья, а 70-80 % первоклассников уже в начале обучения имеют функциональные отклонения. К окончанию школы только 10-20 % школьников можно назвать относительно здоровыми, а 8090 % - это дети с функциональными отклонениями. Многие из неуспевающих или слабоуспевающих не могут усвоить объёмный материал школьной программы из-за какого-то заболевания. Около 40 % выпускников школ ограничены в выборе профессии, потому что имеют разного рода проблемы со здоровьем. Причём около 65 % имеют различные нарушения психики. Возникает вопрос: почему же сложилась такая ситуация и от чего зависит сегодня здоровье ребёнка?

Рассмотрим наиболее важные факторы, оказывающие непосредственное и опосредованное влияние на здоровье/нездоровье детей и подростков.

Во-первых, период взросления детей и подростков совпадает со школьным возрастом, который сопровождается достаточно сильными нагрузками на организм, связанными с серьёзными физиологическими изменениями. Эти нагрузки, помноженные на физические и психоэмоциональные нагрузки в школе, имеют крайне негативные последствия для здоровья ребёнка.

Во-вторых, образ жизни, характерный для большинства современных людей и копируемый в детском и подростковом возрасте, оставляет мало шансов для здорового развития и взросления: с одной стороны, гиподинамия, ведущая к снижению физической активности, с другой - значительные интеллектуальные и психические нагрузки, связанные с ускорением ритма жизни и расширения информационного пространства. От природы человек наделён значительными потенциальными возможностями, рассчитанными на физические нагрузки, но зачастую он не использует эти возможности, надеясь на достижения современной науки, которая активно пытается заменить личное участие человека даже в процессе оздоровления своего собственного организма [9, с. 382].

В-третьих, несовершенство самой системы образования, в рамках которой создаются такие условия, которые никак нельзя назвать здоровьесберегающими:

- применение методик дошкольной и школьной подготовки, не соответствующих возрасту;

- применение методик и технологий обучения, идущих в разрез с современными требованиям здоровьеобеспечения, несоответствие их положениям и требованиям системы психологического и педагогического сопровождения;

- формирование и организация процесса обучения без учёта современных здоровьесберегающих технологий;

- использование педагогических воздействий, которые имеют стрессовую направленность;

- спорные и конфликтные ситуации не только между сверстниками, но и с педагогами, и т. д.

Исследование доказывает, что организованное таким образом школьное про-

странство становится агрессивной средой для ребёнка, хотя должно формироваться как здоровьесберегающее.

Государственная система образования сегодня, к сожалению, не решает в достаточной мере и полном объёме свои обязанности согласно Типовым положениям Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196, где в пункте 7 прописано, что каждое «общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования» [16] и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников». Также образовательные учреждения дополнительного образования детей обязаны учитывать Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"», и методических рекомендаций по организации профилактических мероприятий в образовательной организации по обеспечению безопасности образовательного процесса, в котором изложены основополагающие составляющие в создании условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся в образовательной организации. Таким образом, здоровьесбережение детей можно назвать социальным заказом государства системе образования. Кроме санитарно-эпидемиологического стандарта в 2013 г. разработан «Профессиональный стандарт учителя», который основной задачей ставит не только обучение воспитанников знаниям и умениям, но включает в первоочередную задачу функцию воспитания и социализации обучающихся. Следует отметить, что не все образовательные учреждения в полном объёме руководствуются упомянутым выше стандартом, так как его

реализация с 01.01.2015 г. перенесена на 01.01.2017 г. То обстоятельство, что существующая система образования, включая дошкольную и дополнительную, не решает в полном объёме проблемы здоровьесбе-режения детей, крайне негативно отражается на общей ситуации с детским здоровьем в стране.

Попытаемся определить, какого ребёнка мы можем назвать здоровым? Здоровый ребёнок или подросток - весёлый, гармонично развитый физически и интеллектуально, адаптированный к окружающей его среде. Это ребёнок, который умеет не только реализовывать свои способности, но и относительно безболезненно приспосабливается к изменениям образовательной среды (если они в пределах нормы). Он умеет разумно трудиться на благополучие окружающего его сообщества, охотно выполняет определённые обязанности соответственно имеющимся способностям.

Факторы, влияющие на детское здоровье, можно разделить на естественные (экология, пища, вода и т. д.) и социальные (качественное медицинское обслуживание, просвещение в вопросах гигиены и профилактики болезней, воспитание соответствующего образа мысли и жизни, предполагающего высокую степень нравственной и социальной ответственности к своему и чужому здоровью). Факторы, влияющие на детское здоровье, можно разделить также на субъективные (те, которые требуют личной ответственности и формируют внутренние предпосылки для сохранения здоровья) и те, которые не зависят от ребёнка (формируются внешними условиями и требуют ответственного отношения со стороны родителей и воспитателей, системы образования и государства) [11].

Отметим, что пагубное влияние неразумно организованного процесса обучения на здоровье ребёнка - это проблема не только сегодняшнего дня. В 1865 г. Д. И. Писарев в статье «Школа и жизнь» опубликовал результаты своего глубокого и всестороннего изучения детского здоровья школьного возраста. Сделанный им вывод оказался жутким: «Давно уже... замечен тот факт, что школа имеет на детей особенное влияние, резче высказывающееся в физическом отношении. Влияние это выражается в том, что прежняя свежесть, бодрость и цветущее здоровье детей сменяются вялостью, истомлённостью и бо-

лезненностью. Некоторые даже перестают расти: большинство теряют свою прежнюю беззаботную весёлость и смотрят как-то угрюмо и боязливо. Влияние это нередко отражается и в умственном отношении: дети тупеют, теряют прежнюю даровитость и взамен её приобретают какую-то болезненную нервную раздраженность - признак слабосилия. Поэтому не совсем неправы те, которые говорят о вырождении человеческого рода под гибельным влиянием школы» [4, с. 316].

В настоящее время глубокому переосмыслению подвергается существующая система ценностей. Для каждого народа национальная религия составляет неотъемлемую часть исторического и культурного наследия. Особое значение приобретает проблема исторической преемственности, сохранения и развития отечественной культуры. Фундаментом, на котором строилась система воспитания, не исчерпывается лишь сферой духовной жизни. Но передавались и реализовывались духовно-нравственные ценности посредством уклада жизни людей, передачей этих ценностей из поколения в поколение [10].

Несмотря на неутешительные статистические данные, приведённые выше, есть обстоятельства, которые дают некоторую надежду на улучшение ситуации.

Решением Правительства РФ, принятыми законами и актами обеспечены меры по охране здоровья детей и здоровья женщин, осуществляется адресная помощь семьям, имеющим малолетних детей.

В докладе «О положении детей в Российской Федерации» Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Павла Астахова говорится об улучшении условий жизни детей в стране в 2013 и в 2014 гг. и о результатах, к которым это привело. П. Астахов указывал на то, что произошло существенное сокращение количества детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения - с 106,7 тыс. в 2009 г., до 61,6 тыс. в 2014 г. [12]. Именно в этой категории прослеживается самый низкий процент относительно здоровых детей.

Достаточно очевидным выглядит тезис о том, что фундамент здоровья закладывается в детстве. Здоровье как запас прочности, полученный человеком с младенческих лет, является для него бесценным багажом, его достоянием. Это естественное и необходимое состояние организма, явля-

ющееся абсолютной и жизненно значимой ценностью, причём не только индивидуальной, но также социальной. Существует взаимная зависимость детского здоровья от здоровья общества, в котором растёт ребёнок. Если в здоровом обществе ребёнок вырастает физически, психически и духовно здоровым, то здоровый член общества обеспечит достаточно высокий уровень общественного здоровья в различных сферах общественной жизни (экономической, социальной, духовной).

Возможности и перспективы преодоления катастрофических последствий снижения здоровья детей следует рассматривать в комплексе. То есть рассматривать и анализировать проблемы образования и воспитания, проблемы, идущие из семьи, общества, а также уровень социально-экономического развития государства, позволяющий более или менее эффективно осуществлять программы и мероприятия, направленные на здоровьесбережение детей, населения и общества в целом.

Здоровье - это не только главная ценность человека, не просто личное дело каждого, это общественная и государственная проблема. А отношение в обществе и государстве к детскому здоровью и проблеме здоровьесбережения детей является одним из главных показателей культурного, социального и экономического развития страны. Для решения проблемы нужен комплекс мер экономического, социального, медицинского характера, а

также объединение усилий государства и общества, семьи и школы, медиков, юристов, социальных работников и педагогов. Воспитание детей и подростков должно основываться на фундаменте истории своей страны, через формирование нравственной ответственности за свои решения, действия и поступки [10].

Сегодня стоит говорить о новой концепции воспитания детей и подростков, с использованием опыта прошлых поколений, ориентируясь на исследования современной науки. Воспитывать у молодого поколения ценность здоровья не только физического, но и здоровья психического, духовно-нравственного, которое основывается на общечеловеческих ценностях: совести и чести, терпимости, человечности и милосердии. И непременно воспитывать стремление к непрерывному самообразованию как своеобразному образу жизни.

Необходимость культивирования в общественном сознании современных россиян ценностного отношения к детскому здоровью и повышение его аксиологического статуса не в последнюю очередь определяются сложной социально-экономической ситуацией в стране, усугубляющейся набирающим силу духовно-нравственным кризисом, что в сумме ведёт к появлению угрозы безопасности государства. Можно сказать, что здоровье детей является важнейшим стратегическим ресурсом страны, так как здоровье подрастающего поколения - это здоровье нации в будущем.

Список литературы

1. Ларионова И. С. Здоровье как социальная ценность: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. М.: Изд-во МГСУ, 2004. 38 с.

2. Мечников И. И. Наука и нравственность // Этюды оптимизма. М.: Гл. ред. лит. на ин. яз.: Наука, 1988. С. 253-277.

3. Мишель Монтень. Опыты. Избранные произведения: в 3 т. Т. 1 / пер. А. С. Бобовича [и др.]. М.: Голос, 1992. 384 с.

4. Писарев Д. И. Школа и жизнь // Учитель. 1865. № 9. 750 с.

5. Платон. Государство // Диалоги. М., 2009. 752 с.

6. Римашевская Н. М. Российский генофонд: качество будущих поколений // Народонаселение. М.: ИСЭПН РАН, 2000. № 4. С. 97-101.

7. Усманов И. М. Здоровье молодёжи как общественная ценность в современном российском обществе: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Уфа, 2008. 155 с.

8. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. СПб.: СПбГУП, 2011. 36 с.

9. Хрусталев Ю. М. От этики до биоэтики. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 446 с.

10. Чайка Л. Н. Здоровье школьников как одна из проблем современной системы российского образования. Образование и наука в современных условиях: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. 356 с.

11. Чайка Л. Н. Социальные и естественные факторы здоровья школьников // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке: сб. ст. V Междунар. науч. конф. Чита: ЗабГГПУ, 2014. С. 102-108.

Источники

12. Астахов П. О положении детей в Российской Федерации: доклад [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rfdeti.ru www.prikrmk.sfedor.ru/fed/3723-astahov.html (дата обращения: 21.02.2016).

13. Большая советская энциклопедия: в 30 т. Т. 9. М.: Сов. энцикл., 1969-1978. 380 с.

14. Конвенция о правах ребёнка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/declconv/conventions/ childcon.shtml (дата обращения: 21.02.2016).

15. Министерство здравоохранения. Женева: Медицина: ВОЗ, 1968. 56 с.

16. На просторах России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.demoscope № 645646. 1-14 июня 2015 (дата обращения: 01.02.2016).

17. Берегите женщин! Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. demoscope.ru/weekly/2012/0499/s map.php № 499-500. 20 февраля - 4 марта 2012 (дата обращения: 01.02.2016).

18. Справочник практического врача / под ред. А. И. Воробьева. М.: Медицина, 1981. 656 с.

19. Указ Президента Российской Федерации от 20.04.1993 г «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7req (дата обращения: 01.02.2016).

20. Указ Президента РФ от 14.09.1995 г № 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wwwbase.garant.ru/184330/ (дата обращения: 01.02.2016).

21. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

22. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Вестн. образования. 2013. № 3. С. 10-159.

References

1. Larionova I. S. Zdorov'e kak sotsial'naya tsennost': avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk: 09.00.11. M.: Izd-vo MGSU, 2004. 38 c.

2. Mechnikov I. I. Nauka i nravstvennost' // Etyudy optimizma. M.: Gl. red. lit. na in. yaz.: Nauka, 1988. S. 253-277.

3. Mishel' Monten'. Opyty. Izbrannye proizvedeniya: v 3 t. T. 1 / per. A. S. Bobovicha [i dr.]. M.: Golos, 1992. 384 s.

4. Pisarev D. I. Shkola i zhizn' // Uchitel'. 1865. № 9. 750 s.

5. Platon. Gosudarstvo // Dialogi. M., 2009. 752 s.

6. Rimashevskaya N. M. Rossiiskii genofond: kachestvo budushchikh pokolenii // Narodonaselenie. M.: ISEPN RAN, 2000. № 4. S. 97-101.

7. Usmanov I. M. Zdorov'e molodezhi kak obshchestvennaya tsennost' v sovremennom rossiiskom obshchestve: sotsial'no-filosofskii analiz: dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.11. Ufa, 2008. 155 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Fel'dshtein D. I. Glubinnye izmeneniya detstva i aktualizatsiya psikhologo-pedagogicheskikh problem razvitiya obrazovaniya. SPb.: SPbGUP, 2011. 36 s.

9. Khrustalev Yu. M. Ot etiki do bioetiki. Rostov n/D.: Feniks, 2010. 446 s.

10. Chaika L. N. Zdorov'e shkol'nikov kak odna iz problem sovremennoi sistemy rossiiskogo obrazovaniya. Obrazovanie i nauka v sovremennykh usloviyakh: materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Cheboksary: Interaktiv plyus, 2015. 356 s.

11. Chaika L. N. Sotsial'nye i estestvennye faktory zdorov'ya shkol'nikov // Problema sootnosheniya estestvennogo i sotsial'nogo v obshchestve i cheloveke: sb. st. V Mezhdunar. nauch. konf. Chita: ZabGGPU, 2014. S. 102-108.

Istochniki

12. Astakhov P. O polozhenii detei v Rossiiskoi Federatsii: doklad [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rfdeti.ru www.prikrmk.sfedor.ru/fed/3723-astahov.html (data obrashcheniya: 21.02.2016).

13. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya: v 30 t. T. 9. M.: Sov. entsikl., 1969-1978. 380 s.

14. Konventsiya o pravakh rebenka [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.un.org/ru/ documents/declconv/conventions/ childcon.shtml (data obrashcheniya: 21.02.2016).

15. Ministerstvo zdravookhraneniya. Zheneva: Meditsina: VOZ, 1968. 56 s.

16. Na prostorakh Rossii [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.demoscope № 645-646. 1-14 iyunya 2015 (data obrashcheniya: 01.02.2016).

17. Beregite zhenshchin! Natsional'nyi issledovatel'skii universitet «Vysshaya shkola ekonomiki» [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www. demoscope.ru/weekly/2012/0499/s map.php № 499-500. 20 fevralya - 4 marta 2012 (data obrashcheniya: 01.02.2016).

18. Spravochnik prakticheskogo vracha / pod red. A. I. Vorob'eva. M.: Meditsina, 1981. 656 s.

19. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 20.04.1993 g. «O neotlozhnykh merakh po obespecheniyu zdorov'ya naseleniya Rossiiskoi Federatsii» (s izm. i dop.) [Elektronnyi resurs] // SPS Konsul'tant Plyus. Rezhim dostupa: http://www.base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7req (data obrashcheniya: 01.02.2016).

20. Ukaz Prezidenta RF ot 14.09.1995 g. № 942 «Ob utverzhdenii Osnovnykh napravlenii gosu-darstvennoi sotsial'noi politiki po uluchsheniyu polozheniya detei v Rossiiskoi Federatsii do 2000 goda (Natsional'nogo plana deistvii v interesakh detei)» [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://wwwbase. garant.ru/184330/ (data obrashcheniya: 01.02.2016).

21. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 21.11.2011 g. № 323-FZ «Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiiskoi Federatsii».

22. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» // Vestn. obrazovaniya. 2013. № 3. S. 10-159.

Библиографическое описание статьи

Чайка Л. Н. Здоровьесбережение детей как проблема российского общества // Ученые записки ЗабГУ Сер. Философия. Культурология. Социология. Социальная работа. 2016. Т. 11, № 3. С. 40-48.

Reference to the article

Chayka L. N. Children's Health and its Saving as a Problem of Russian Society // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Philosophy. Cultural Studies. Sociology. Social Work. 2016. Vol. 11, No. 2. PP. 40-48.

Статья поступила в редакцию 17.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.