Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии в условиях инновационной деятельности учреждений образования'

Здоровьесберегающие технологии в условиях инновационной деятельности учреждений образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2595
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИОТЕРАПИЯ / АРОМОТЕРАПИЯ / ЗАКАЛИВАНИЕ / ГИМНАСТИКА / МАССАЖ / ФИТОТЕРАПИЯ / АРТТЕРАПИЯ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тараканова Валентина Викторовна

В статье рассматривается здоровьесберегающая организация обучения и воспитания обучающихся, и применение новых инновационных методов оздоровления обучающихся в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии в условиях инновационной деятельности учреждений образования»

зволяет реализовать в образовательной деятельности многие инновационные педагогические идеи и технологии, являющиеся актуальными в связи с процессом модернизации содержания образования Российской школы, в соответствии с федеральной целевой программой «Электронная Россия», национальной инициативой «Наша новая школа».

В процессе организации информационно-образовательной среды лицея осуществлялась деятельность по информатизации образовательного процесса, а именно:

• создание необходимых информационных условий для осуществления всех видов образовательной деятельности;

• осуществление интенсификации информационного кругооборота между всеми структурами;

• расширение средств информации за счет использования ПК и новых информационных технологий с последующей переориентацией содержания учебных дисциплин;

• формирование компьютерной грамотности и другое.

Были проведены социологические исследования с целью выявления потребностей всех субъектов образовательного процесса, которые показали, что:

• потребности педагогов, прежде всего, связаны с развитием самостоятельной деятельности их учеников; с внедрением в образовательный процесс инфор-мационно-коммуникационных технологий; получением информации из различных ресурсов и т.п.

• для учащихся лицея характерны потребности, связанные с учебной деятельностью, интересами и склонностями: просмотр и прослушивание видео- и аудио- материалов; извлечение информации из Интернета; фиксирование в электронном виде материалов, полученных из фондов медиатеки; взаимодействие с другими учащимися; участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней; организация условий для творческой деятельности; участие в дистанционных всероссийских научно-практических конференциях; дистанционное обучение; подготовка к ЕГЭ.

• потребности администрации связаны, прежде всего, с оптимизацией образовательного процесса, компьютеризацией управленческой деятельности.

• потребности родителей связаны с возможностью оперативно знакомиться с нормативно-правовой документацией, с результатами образования учащихся и участвовать в образовательном процессе с целью создания условий для качественного образования детей.

После выявления потребностей субъектов образовательного процесса, был проведен анализ материально-технических, организационно-содержательных, научно-методических, нормативно-правовых, кадровых условий и разработан плана мероприятий по организации информационно-образовательной среды.

В течение нескольких лет образовательное учреждение оснащалось компьютерной техникой, накапливались электронные информационно-образовательные ресурсы. Возникла необходимость систематизировать ресурсы, определить оптимальные пути использования компьютерной техники в образовательном процессе и в управленческой деятельности. Развитие материально-технических условий напрямую связано с процессами информатиза-

ции образовательного процесса. В лицее работают два кабинета информатики, создан медиацентр. В 2006, 2008 гг. лицей участвовал в конкурсе в рамках национального проекта «Образование» и выиграл гранты по 1 млн рублей. Эти средства были использованы на оборудование видео-пресс-центра, информационно-методического центра по физике и математике, приобретения копиров, принтеров, интерактивных досок. Оборудован компьютерный класс для начальной ступени. Оснащены кабинеты администрации и психологической службы компьютерами, объединенными в единую локальную сеть.

Необходимо было развивать и нормативно-право-вую базу с учетом санитарных правил и норм, связанных с применением информационных и коммуникационных технологий, нормативов оплаты труда и амортизации техники. Было утверждено Положение об информационно-аналитическом центре, определены должностные инструкции сотрудников данной структуры, сотрудников видео-пресс-центра.

Были решены следующие организационные задачи:

• создан и постоянно обновляется единый банк данных, ориентированный на информационные потребности субъектов образовательного процесса;

• создана единая компьютерная сеть лицея;

• налажены контакты с различными организациями сферы образования и информационных услуг (Муниципальный информационно-методический центр, Институт развития регионального образования г. Екатеринбурга, НП «Интеграция» г. Москва, Центр «Эй-дос», вузами, библиотеками и т.д.);

• организовано более тесное взаимодействие с педагогами города через проблемные семинары, конференции;

• организован выход в глобальную сеть Internet из каждого учебного кабинета, зарегистрированы E-mail и сайт лицея.

Был решен ряд задач содержательного блока:

• определены эффективные пути совершенствования образовательного процесса; совершенствования инновационного поля лицея;

• внедрена управленческая компьютерная программа «Директор»;

• установлены 24 учебные программы, 20 электронных учебников, электронный психологический мониторинг;

• организовано дополнительное образование одаренных детей.

Обновление научно-методических условий позволило внедрить в образовательный процесс современные электронные средства поддержки и сопровождения образовательного процесса, организовать использование электронных учебных материалов «Московской циф-ротеки школьного наукограда», авторских электронных учебных материалов Матроса Д.Ш., доктора педагогических наук, профессора, декана факультета информатики ЧГУ, других электронных образовательных ресурсов и осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения; применять в образовательном процессе информационные технологии.1

1 Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 г.г.)». - М., 2002.

Внедрение в учебный процесс информационных технологий, развитие информационно - коммуникационной компетентности учителя и ученика, совершенствование профессионального мастерства педагогов - вот некоторые факторы, которые способствовали развитию образовательного сообщества, создали условия для адаптации учащихся в информационном обществе.

Технологические достижения не могут принести результата, если педагоги не знают, как их эффективно использовать. Поэтому необходимо было развивать кадровые условия так, чтобы компьютерная техника, компьютерные и Интернет-технологии стали потребностью для педагогов лицея с целью осуществления значимой для учащихся и самих педагогов деятельности. В лицее были проведены курсы повышения квалификации для всех педагогов по теме «Информатизация среднего общего образования». Педагоги лицея прошли курс «Создание электронного учебника» на базе Муниципального информационно - методического центра, курсы «1п1е1».

В заключение отметим, что создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения связано с рядом организационных, технологических и содержательных нововведений, В целом их можно обозначить как инновации, способствующие совершенствованию образовательного процесса: изменение методики обучения, организация доступа к качественным образовательным ресурсам, консульта-

ционная поддержка учащихся, изменение роли учителя, формирование индивидуальных образовательных траекторий обучения.

Литература

1. Вишнякова А. В. Образовательная среда как условие формирования информационно- коммуникационной компетентности учащихся: Дис. канд. пед. наук. - Оренбург, 2006.

2. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12 .

3. Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия ин-новационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010.-№ 1

4. Данильчук Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога. - Волгоград: Перемена, 2005.

5. Роберт И.В. Информационное взаимодействие в ин-формационно-коммуникационной предметной среде // Ученые записки: Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования. Вып. 5. - М.: ИИО РАО, 2001.

6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М., Школа-Пресс, 2007.

7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 г.г.)». - М., 2002.

В статье рассматривается здороеъесберегающая организация обучения и воспитания обучающихся, и применение новых инновационных методов оздоровления обучающихся в образовательных учреждениях.

Тараканова Валентина Викторовна

кандидат педагогических наук доцент Егорьевского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

т

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия, валеологическая грамотность.

Педагогические условия развития здоровьесберегающих технологий образовательного процесса в ситуации нарастающей экологической опасности, информационных перегрузок и социальных напряжений являются необходимой предпосылкой сохранения

здоровья педагогов и обучающихся. Целостный подход к оценке состояния здоровья и средствам его сбережения наметился еще в античной медицине.

Основоположником разработки здоровьесберегающих технологий в теории и практике медицины, по-

видимому, следует считать древнегреческого врача Гиппократа, хотя термина «здоровьесбережение» в его трудах не было, но целый ряд трудов по медицине, написанных им, имеет прямое отношение кздоровьес-бережению.

Он исходил из мысли об определяющем влиянии на формирование телесных и душевных свойств человека таких факторов внешней среды как состояние воды, почвы, растительных покровов, воздуха, состава продуктов питания.

Имя Галена, римского врача, может быть поставлено в один ряд с Гиппократом [4]. По мнению Галена, который занимался изучением психического состояния людей, влияние на организм человека неблагоприятной окружающей среды приводит к переутомлению, психическим расстройствам, заболеванию. Поэтому в настоящее время мы находим основания для разработки педагогических технологий здоровьесбережения, т.е. обеспечение здорового образа жизни путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья учащихся, разработка тактики оздоровительных и профилактических мероприятий, соблюдение гигиенических норм и учебной нагрузки.

Здоровьесберегающая организация обучения и воспитания студентов, предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующихся на психолого-педагогических и медико-экологических основах, направленных на сохранение духовного, интеллектуального, сенсорного и физического благополучия обучающихся [1],

Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса в современном образовательном учреждении в условиях повседневного быта молодежи стали предметом специальных исследований, с одной стороны, постоянно увеличивающимися интеллектуальными нагрузками современного образования, с другой - четко выраженной тенденцией снижения здоровья обучающихся.

Анализ данных о состоянии здоровья подростков в различных регионах страны показывает, что количество относительно здоровых юношей и девушек резко снижается уже к окончанию средней школы. Это свидетельствует не только о неблагоприятных условиях жизни и ухудшении экологических условий, но также о совершенно недостаточном внимании руководителей, педагогов учебных заведений к проблеме здоровьесберегающего обучения.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей выпускных классам составляет 18 %, нервно-пси-хические расстройства - 2,8%, нарушение осанки - 46%. Одна из частых патологий школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде классов до 30-40%. У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. А сегодняшние больные дети - это будущее поколение нашей страны. Уже в настоящее время физически зрелыми рождаются не более 14% детей. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании»

здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики [4].

Разработка здоровьесберегающих технологий прямо связана с привитием навыков и умений здорового образа жизни, расширением теоретических сведений о здоровье, составляющих его элементах, о жизнедеятельности здорового организма, его отдельных органов и систем, а также мерами профилактики.

Рассмотрим типы технологий:

> Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

> Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттера-пия).

> Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла: такие как «Разговор о правильном питании», «Все цвета, кроме черного» (ранняя профилактика наркомании), «Приключение в стране здоровья» и т.д.).

> Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Выделенные технологии могут быть представлены в порядке по критерию субъектной включенности обучаемого в образовательный процесс [3].

Рассмотрим классификацию здоровьесберегающих технологий (табл. 1).

Разработка здоровьесберсгающих технологий должна предусматривать создание условий для обеспечения физического благополучия (обеспечение нормального физического развития и совершенствования телесных функций), духовного благополучия (обеспечение нормальной психической деятельности) и социального благополучия (нормальные условия жизни, исключение социальных стрессов).

Здоровьесберегающие образовательные технологии - можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения.

Что же необходимо сделать администрации образовательного учреждения и педагогу, чтобы внедрить здоровьесберегающие технологии в учебный процесс?

2003 г. Приказом Министерства здравоохранения РФ была утверждена Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образова-

Таблица 1

А) по разным подходам к охране здоровья

Название технологии Характеристика технологии

1 Медико-гигиенические. Проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению обучающихся и педагогического коллектива.

2 Физкультурно-оздоровительные. Физическое развитие обучающихся.

3 Экологические здоровьесберегающие. Воспитание у учащихся любви к природе, приобщение их к исследовательской деятельности в сфере экологии.

4 Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности. Сохранение жизни (охрана труда, защита в ЧС).

5 Здо ровьесберегающие-образо вател ь н ы е. Использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Б) по характеру действия

1 Защитно-профилактические. Выполнение санитарно-гигиенических требований.

2 Ком пенсаторно-нейтрализу ющие. Йодирование питьевой воды и соли, витаминизация, физкультминутки, физкультпаузы.

3 Стимулирующие. Температурное закаливание, физические нагрузки, приемы педагогической техники и педагогической психотерапии.

4 Психол о го-педагоги чес кие технологии. Психол о го-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

5 Социально адаптирующие и личностно-развивающие. Социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики и т.д.

6 Организационно-педагогические. Структура учебного процесса.

7 Учебно-воспи тател ь н ы е Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни.

тельных учреждений, в которой содержатся основные принципы ее внедрения:

О 1) комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания;

О 2) непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;

О 3) применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;

О 4) реализация мероприятий по повышению двигательной активности, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания [1].

Приведу пример здоровьесберегающей технологии в учебном процессе школы №12 г. Егорьевска где обучение в начальных классах проводят по методике физиолога В,Ф. Базарного.

При обследовании школьников 1 класса (27 человек) средней школы №12 г. Егорьевск на конец учебного года 2008-2009г. медицинским работником (которые не занимались по методике Базарного), оказалось, что за период обучения у 25% детей ухудшилось состоя-

ние здоровья. У 12,5% школьников оказались изменения опорно-двигательного аппарата, у 12,5% ухудшилось зрение. 19% детей болели в течение года 4 раза, у 11% - обострились хронические заболевания, 17% детей переутомление и 3% детей с врожденной патологией.

Для сохранения и восстановления здоровья детей этого же класса, но в следующем учебном году была выбрана технология раскрепощенного развития детей, разработанная физиологом В.Ф, Базарным.

Цель эксперимента апробировать здоровьесберегающую технологию и проанализировать динамику развития учащихся в школе.

Учебные занятия в классе проводились в режиме смены динамических поз, для чего использовали специальную мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Организм ребенка сам тянется к, тому, что для него желательно. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу.

Для разминок и упражнений на мышечно-теле-сную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используют схемы зрительных траекторий, расположенных на потолке, и специальные офтальмо-

тренажер «Бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результат упражнений - это развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, зрительно-моторной реакции, в частности ориентации в пространстве, в том числе реакции в экстремальной ситуации. Все эти упражнения занимают не более 3-4 минут урока и проводятся на материале учебного предмета. При использовании в учебном процессе технологии раскрепощенного развития детей, оказалось, что показатели здоровья за период обучения у детей улучшились и составили: у 12% - ухудшение состояния здоровья, у 9 % школьников оказались изменения опорно-двигательного аппарата, у 8% ухудшилось зрение, 16% детей болели в течение года 2 раза, 10% детей переутомление и 3% детей с врожденной патологией. Экспериментальные исследования показывают снижение показателей заболеваемости и обострения хронических заболеваний в 2 раза. Незначительно улучшились творческие способности учащихся. Улучшился и психологический климат в детском коллективе. Я считаю, что все эти результаты позволяют рассматривать технологию В.Ф. Базарного как здоровьесберегающую.

Для профилактики острых респираторных заболеваний, аллергических болезней, снижения частоты обострения хронической патологии органов дыхания, в образовательных учреждениях рекомендуется ультрафиолетовое излучение - для облучения помещений (классы, спортивный зал, столовая и т.д.); с целью охраны психического здоровья и профилактики психосоматической патологии целесообразна организация кабинета психологической разгрузки (видео-аудиоаппаратура, специальная мебель и т.д.). Для повышения резистентности организма обучаемых к бактериальным воздействиям, снижения частоты острых и хронических заболеваний рекомендуется применение фитотерапии (фиточай, травяные сборы и отвары); для общеукрепляющего воздействия рекомендуется проведение профилактической витаминизации в течение учебного года, использование витаминных напитков, адаптогенов растительного происхождения (женьшень и др.);для организации рационального питания учащихся, снижения частоты обострений заболеваний органов желудочно-кишечного тракта внедрение в образовательных учреждениях принципа щадящего питания [4]. Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:1) обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.; 2) число видов учебной деятельности; 3) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,

самостоятельная работа и т.д. норма - не менее трех;4) наличие и выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучаемых;5) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами) и т.д.

В настоящее время ведется постоянный поиск новых инновационных методов оздоровления учащихся и студентов в образовательных учреждениях. Одним из инновационных направлений здоровьесбережения является использование натуральных биологически активных препаратов растительного происхождения в качестве средств предупреждения сезонных заболеваний, относящихся к классу так называемых галеновых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее важной составляющей здоровьесберегающей деятельности является спортивно-оздоровительная активность.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения, Особые надежды возлагаются на здоровьесберегающую организацию процесса обучения, овладение педагогами эколого-медицинской культурой.

Основное значение в концепции здоровьесберегающей и здоровьеформирующей образовательной среды имеет высокий уровень валеологической грамотности педагогических работников [2].

Утверждение здорового образа жизни, формирование ценностных ориентации на здоровьесбережение в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения и в повседневной бытовой практике возможно в результате применения педагогически обоснованных методов и средств оздоровления, а также медицинской поддержки, включающей мониторинг состояния здоровья, организацию рационального питания, двигательной активности, закаливания, очищения и защиты организма, использования санитарно-гигие-нических и медикаментозных средств здоровьесбережения.

Литература

1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынее-ва. - М.: Изд-во МГОУ, 2004. -100 с. (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

2. Наумкин Б.И. Валеология. - Брянск, 2004. - 112 с.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.

4. Яковлева Т.В. О проблемах сохранения и укрепления здоровья школьников. / Здоровьесберегающее образование. - М., 2009. - № 2. -17 с.

Мастер-класс

В статье даются методические рекомендации для учителей-словесников по организации проектной деятельности на уроках литературы в 9 классе при изучении поэмы НВ.Гоголя «Мертвые души».

Русина Елена Владимировна

учитель русского языка ГОУСОШ №1000 г.Москва evrusina@maii.ru

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА Н.В. ГОГОЛЯ

Каким образом организовать проектную деятельность на уроке литературы при изучении творчества Н.В. Гоголя?

Ключевые слова: проектная деятельность на уроке литературы, проект по творчеству Н.В.Гоголя, этапы проведение проекта, дидактические материалы в поддержку проектной деятельности

Программа модернизации российского образования акцентирует внимание на том, что результатом обучения в школе должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Наиболее благоприятные условия для этого предоставляются в проектной деятельности.

Проектная деятельность на уроках литературы позволяет приблизить этот школьный предмет к жизни, дает возможность познать все многообразие литературных сокровищ, но самое главное - мотивировать ребят на самостоятельное осознанное чтение совершенно различных произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы.

Как и любая другая из образовательных технологий метод проектов активизирует мыслительную и творческую деятельность учащихся настолько, что на каждый урок они приходят не только в качестве пассивных слушателей, но и полноправных участников литературного образования.

Рассмотрим, как может быть организована работа над учебным проектом на уроках литературы в 9 классе.

Для этого возьмем одну из тем учебного курса, а именно «Анализ поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя», на изучение которой школьная программа под редакцией В.Я.Коровиной отводит 7 часов, время, достаточное для реализации проектной деятельности.

Рассматриваемый проект направлен на активизацию исследовательских навыков и формирование у учащихся информационной культуры. Внимание школьников акцентируется на связи поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте, итальянского поэта XIII века.

В процессе работы учащиеся формируют навыки самостоятельного анализа художественных произведений, умение проводить сопоставительный анализ текстов произведений. В результате у них должно сло-

житься представление о литературе как о целостном непрерывном процессе.

Дидактические цели учебного проекта по творчеству Н.В.Гоголя можно сформулировать следующим образом:

• развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся;

• формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

• формирование навыков анализа художественного произведения и работы с различными источниками информации;

• формирование умения видеть эту проблему, предлагать пути ее решения, планировать и реализовывать проектную деятельность;

• воспитание интереса к родной культуре.

Среди методических задач проекта назовем такие,

как:

• активизация познавательного интереса учащихся;

• формирование навыков анализа и сопоставления текстов художественных произведений;

• формирование навыков использования ИКТ для решения проектных задач;

• формирование навыков устной и письменной речи учащихся;

• формирование умения определять особенности преломления в творчестве автора традиций, сформированных мировой литературой.

• формировать умение классифицировать литературные явления.

На начальном этапе подготовки к изучению данной темы на основе метода проектов для успешной реализации исследовательской деятельности учитель тщательно продумывает основополагающий и проблемные вопросы, а также подготавливает дидактические материалы в поддержку проектной деятельности.

Так в рамках описываемого учебного проекта основополагающий вопрос можно сформулировать следующим образом: «Может ли быть душа мертвой?»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.