Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии в социально-культурной работе с людьми пожилого возраста'

Здоровьесберегающие технологии в социально-культурной работе с людьми пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1322
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-культурная деятельность / социально-культурные технологии / здоровьесберегающие технологии / пожилые люди / здоровье / Байкальская летняя школа / sociocultural activity / sociocultural technologies / health-saving technologies / the elderly people / health / Baikal Summer School

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Татарова Светлана Петровна, Затеева Надежда Александровна

В статье обосновывается необходимость применения здоровьесберегающих технологий в социально-культурной работе с пожилыми людьми. Цель, предмет и научная новизна исследования. Целью настоящего исследования является обоснование необходимости применения здоровьесберегающих технологий в работе с пожилыми людьми, описание опыта проведения Байкальской летней школы «Серебряный возраст». Предметом изучения стали возможности использования здоровьесберегающих технологий в работе с пожилыми людьми. Новизна исследования заключается в обосновании эффективности комплексного использования здоровьесберегающих технологий в работе летней школы «Серебряный возраст». Материалы и методы. Описывается опыт авторов по проведению Байкальской летней школы «Серебряный возраст» в 2017 и 2018 гг. Результаты исследования. Интегративный характер летней школы обусловлен взаимосвязью творческих, коммуникативных и здоровьесберагающих технологий, направленных на повышение качества жизни и улучшение здоровья пожилых людей; возможностью реализации в рамках данной формы комплекса функций социально-культурной деятельности. Во время Байкальской летней школы «Серебряный возраст» применялись оздоровительные практики, психологические тренинги, проводились занятия по декоративно-прикладному творчеству. Обсуждение и заключения. Вовлечение участников в разнообразную культуротворческую и рекреативную деятельность способствовало созданию атмосферы творческого общения и создание условий для самореализации. Совокупность всех социально-культурных технологий была направлена на улучшение физического и психического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Татарова Светлана Петровна, Затеева Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Potential of Health-Saving Technologies in Sociocultural Work With Elderly People

Introduction. The paper substantiates the need of using health-saving technologies in sociocultural work with elderly people. Purpose, subject and scientific novelty of research. The purpose of the research is justification of implementing the health saving technologies for work with elderly people, and the description of organizing Baikal summer school “Silver Age”. The possibilities of using health saving technologies while working with elderly people became a subject of studying. The novelty of the research lies in justification of using the health saving technologies at summer school “Silver Age”. The materials and methods. The authors describe their experience in organizing Baikal Summer School “Silver Age” in 2017 and 2018. The results of research. The integrative nature of the summer school is due to the interrelation of creative, communicative and health-saving technologies aimed at improving the life quality and the health of elderly people, and the possibility to fulfill the sociocultural functions within this form. During the summer school, recreational practices, psychological training, applied arts and crafts were implemented. The discussion and conclusions. The involvement of school participants in the variety of cultural and recreational activities contributed to providing the atmosphere of creative communication and setting up the conditions for self-actualization. All the sociocultural technologies were aimed at improving the physical and mental health of the summer school participants.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии в социально-культурной работе с людьми пожилого возраста»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК: 374.28

Здоровьесберегающие технологии в социально-культурной работе с людьми пожилого возраста

С. П. Татарова, Н. А. Затеева

Восточно-Сибирский государственный институт культуры,

г. Улан-Удэ

Аннотация.

Ключевые слова:

Введение. В статье обосновывается необходимость применения здоровьесберегающих технологий в социально-культурной работе с пожилыми людьми. Цель, предмет и научная новизна исследования. Целью настоящего исследования является обоснование необходимости применения здоровьесберегающих технологий в работе с пожилыми людьми, описание опыта проведения Байкальской летней школы «Серебряный возраст». Предметом изучения стали возможности использования здоровьесберега-ющих технологий в работе с пожилыми людьми. Новизна исследования заключается в обосновании эффективности комплексного использования здоровьесберегающих технологий в работе летней школы «Серебряный возраст». Материалы и методы. Описывается опыт авторов по проведению Байкальской летней школы «Серебряный возраст» в 2017 и 2018 гг. Результаты исследования. Инте-гративный характер летней школы обусловлен взаимосвязью творческих, коммуникативных и здоровьесберагающих технологий, направленных на повышение качества жизни и улучшение здоровья пожилых людей; возможностью реализации в рамках данной формы комплекса функций социально-культурной деятельности. Во время Байкальской летней школы «Серебряный возраст» применялись оздоровительные практики, психологические тренинги, проводились занятия по декоративно-прикладному творчеству. Обсуждение и заключения. Вовлечение участников в разнообразную культуротворческую и рекреативную деятельность способствовало созданию атмосферы творческого общения и создание условий для самореализации. Совокупность всех социально-культурных технологий была направлена на улучшение физического и психического здоровья.

социально-культурная деятельность, социально-культурные технологии, здоровьесберегающие технологии, пожилые люди, здоровье, Байкальская летняя школа.

Для цитирования: Татарова С. П., Затеева Н. А. Здоровьесберегающие технологии в социально-культурной работе с людьми пожилого возраста // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1. С. 79-90. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-79-90.

Дата поступления статьи в редакцию:

2 ноябРя 2018 г. Введение

Старость - закономерный итог жизни каждого человека. Именно пожилые люди являются оплотом развития общества, благодаря жизненному, профессиональному опыту, мудрости, а также традициям и устоям общества, носителями которых они являются. К сожалению, не о каждом пожилом человеке возможно так сказать. В то время как большинство зрелых людей являются полноценными членами общества, имеют хорошее физическое и психическое здоровье, велика доля тех, кто имеет самые различные нарушения здоровья, физические, психические и неврологические расстройства, затрудняющие функционирование человека, мешающие ему проявлять свою социальную активность. В связи с тем, что сегодня в мире наблюдается старение общества, то есть доля пожилых людей в обществе стремительно растёт, вопросы эмоционального, физического и психического здоровья этой категории населения выходят в разряд актуальных.

Обзор литературы

Проблемы старения населения и работы с пожилыми людьми широко обсуждаются в геронтологии, медицине, социальной работе, социологии, психологии и педагогике. Преимущественно авторы рассматривают различные аспекты социальной помощи пожилым гражданам, социальное самочувствие представителей этой социальной группы и отношение к старости в обществе. Авторами отмечается распространение негативного отношения к этому периоду жизни среди представителей различных социальных групп [4; 7]. В связи с этим бытует мнение, что работа различных специалистов с пожилыми людьми ограничивается медицинской и социальной помощью. Потенциал педагогических технологий, в частности социально-культурных, освещён в научной литературе недостаточно. Среди направлений, которые представляют новую парадигму работы с пожилыми людьми, выделим следующие: применение социально-культурных технологий в контексте социальной и социокультурной адаптации (И. Н. Бондаренко, Н. В. Герасимова, К. М. Арымба -ева, О. Ю. Мацукевич); преодоление эйджизма (А. В. Микляева, Ж. В. Хозина); формирование новой модели социальной работы (Ю. С. Моздокова, Е. И. Хо-

лостова, В. Ф. Соколова, Г. С. Головлева, Н. Б. Секарева, Т. В. Вдовенко) [9]; деятельность учреждений культуры, функционирования институциональных и неинституциональных форм социально-культурной деятельности (В. Г. Юх-няк, Е. И. Григорьева, О. Е. Плеханова, Е. С. Трифонов, О. А. Пачина, Г. Колик) [8; 11]; опыт внедрения здоровьесберегающих технологий при организации работы с пожилыми людьми (С. П. Татарова, Н. А. Затеева, О. Б. Мурзина) [6; 10]. Среди имеющихся научных публикаций преобладают работы теоретической направленности, недостаточно отражена отечественная практика социально-культурной работы со старшей возрастной группой.

Изучив многообразные источники и подходы к понятию старости, этапам старения и технологиям, применяемым в работе с данной категорией населения, выделим основные понятия, необходимые в данной статье. Так, дефиниция «пожилые люди» трактуется нами как часть населения страны, прекратившая работу по найму по достижении определённого возраста, имеющая право на пенсионное обслуживание от государства.

Термин «здоровьесберегающие технологии» будет использоваться нами как комплекс мероприятий, направленных на преодоление негативных факторов окружающей среды, ориентированных на сохранение, развитие здоровья человека на всех этапах его жизненного пути.

Целью настоящего исследования является обоснование необходимости применения здоровьесберегающих технологий в работе с пожилыми людьми, описание опыта проведения Байкальской летней школы «Серебряный возраст» (далее - Летняя школа) и применения комплекса социально-культурных технологий, направленных на создание условий для улучшения здоровья, психического состояния и самореализации представителей старшего поколения.

Материалы и методы исследования

При подготовке работы авторы опирались на деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.) [1, 2]; теорию активности (М. С. Каган, С. Л. Рубинштейн и др.); концепцию социальной активности личности (И. С. Кон, А. В. Мудрик и др.) [3]; концепцию социально-культурного развития личности (М. А. Ариарский, Ю. Д. Красильников, Т. Г. Киселева, А. Д. Жарков, Ю. А. Стрельцов и др.), концепцию социально-культурной анимации (Н. Н. Ярошенко) [12].

Практическая часть работы представлена обобщением опыта авторов по организации и проведению Летней школы в 2017 и 2018 гг.

Результаты исследования

Можно выделить несколько критериев, детерминирующих здоровье пожилого человека. Одним из первых составляющих здоровья исследователи называют наследственность, предопределяющую предрасположенность или, напротив, невосприимчивость к определённым болезням. Значимое место в том, как будут проходить процессы старения, отводится образу жизни, которого придерживался человек. Физическое состояние тела в старости зависит от того, какой образ жизни вёл человек в молодости, да и в целом, на протяжении всей жизни. Наличие вредных привычек, приём алкоголя, наркотиков, психотропных веществ, плохой режим сна и отдыха, гиподинамия, некачественное, несбалансированное питание являются определяющими в преждевременном старении организма. При влиянии таких неблагоприятных условий у

человека могут развиваться многообразные хронические заболевания, психические отклонения и даже смерть.

Состояние здоровья в старости может отягощаться условиями жизни, в которых человек проживал. Особенно неблагоприятная ситуация наблюдается в социально неблагополучных слоях общества.

Важной составляющей здоровья пожилого человека является его психическое здоровье, которое, в свою очередь, зависит от социального положения человека, эмоционально-психологического состояния, биологических особенностей организма. Если говорить о социально-экономическом статусе человека и его влиянии на психическое состояние, то резонно отметить, что в связи с прекращением трудовой деятельности у него нередко многократно сокращается количество социальных контактов, сужается круг социальных связей, ограничивается круг общения, резко падает социальная активность. Лишь немногие люди поддерживают контакты с коллегами по работе, максимально стремятся к продолжению социальной активности в обществе, сохраняют самостоятельность и самодостаточность.

Ещё одной важной причиной ухудшения эмоционального состояния человека являются частые мысли о смерти, которые с уходом из жизни друзей, коллег, близких людей лишний раз напоминают о конечности жизненного пути. Дополнительным ударом становится смерть супруга (-ги) как самого близкого человека, осознание невосполнимости утраты неумолимо оставляет глубокие раны в душе пожилого человека. Распавшийся таким образом брак нередко провоцирует ситуацию, когда человек бросает ведение домашнего хозяйства, вследствие чего становится зависимым от своих родных и близких, что также детерминирует изменение характера и эмоционального состояния. Нередко родственники берут пожилых под свою опеку, настаивают на переезде к ним. Таким образом, переселение стариков также нарушает их привычный круг общения. Порой можно наблюдать, что пожилые люди сознательно ограничивают контакты со своими ровесниками, особенно с имеющими негативное мировосприятие, постоянно жалующимися и сетующими на здоровье, детей, окружающих в целом. Попутно пожилыми людьми нередко обнаруживается негативное отношение к старости в обществе, неуважительное отношение со стороны представителей младших поколений, начинает более остро ощущаться ненужность и невостребованность в семье.

Стоит отметить, что между физическим и психическим здоровьем человека существует прямая взаимосвязь. Так, на психику престарелых людей влияет ограничение в движениях, в свободном передвижении, болезненные ощущения, физическая зависимость от людей, ухаживающих за ними. Пожилые люди, страдающие разного рода заболеваниями, больше подвержены депрессивным состояниям, при этом, если не отвлекать человека от переживаний по этому поводу, болезнь может существенно прогрессировать.

В связи с выходом на пенсию сокращается доход. Экономическая несостоятельность по причине низкого пенсионного обеспечения порождает неуверенность в завтрашнем дне, негативные настроения, провоцирует спад жизненной энергии и сил. Стоит отметить, что доля стариков в составе бедного населения достаточно велика. Нередко они начинают экономить на питании, что сказывается на качестве употребляемых продуктов, сбалансированности рациона. В

связи с экономическим кризисом в стране, удорожанием коммунальных, медицинских, социальных услуг многие из них становятся недоступны для лиц пожилого возраста, а обеспечение жизнедеятельности пожилых граждан осуществляется на минимальном уровне.

Таким образом мы кратко рассмотрели проблемы пожилого человека. На наш взгляд, многие аспекты проблем пожилых людей могут быть успешно решены благодаря распространению различных технологий работы с данной категорией граждан. При работе с пожилыми людьми специалисты рекомендуют активно использовать такие технологии, как библиотерапия и терапия литературным творчеством, изотерапия, гарденотерапия, глинотерапия, музыкотера-пия и др. [5]. Особое место отводится здоровьесберегающим, спортивно-оздоровительным технологиям. Технологии социально-культурной деятельности, ориентированные на пожилых людей, достаточно разнообразны: игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малоподвижные, театрализованные и др.), художественно-зрелищные, диалогические (показ, рассказ, пересказ, объяснение, иллюстрирование), репродуктивные и творчески развивающие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), проблемно-поисковые, информационные и другие технологии [5]. Все указанные технологии, применяемые как по отдельности, так и в комплексе, решают единую задачу - улучшение качества жизни, повышение жизненного тонуса, что влечёт за собой улучшение физического и психического здоровья пожилого человека, позволяет ему сохранять социальную активность и самореализовываться.

В качестве иллюстрации позитивного воздействия комплекса социально-культурных технологий, направленных на здоровьесбережение старшего поколения, рассмотрим опыт внедрения реабилитационных, оздоровительных практик работы с пожилыми людьми на примере работы Летней школы. Указанная Летняя школа прошла свою апробацию в июне 2017 года [10]. Опыт оказался настолько удачным, что по просьбе участников организаторы решили сделать её проведение ежегодным. Летняя школа собирала своих участников на берегу озера Байкал, в Оздоровительно-спортивном лагере института культуры (сокращенно: ОСЛИК). География участников оказалась достаточно широкой: съехались представители разных городов и поселений нашей необъятной страны: от Хабаровска до Томска. Несмотря на достаточно высокую цену за участие в школе (относительно той пенсии, что в среднем получают пенсионеры), тем не менее отмечается рост её популярности среди пожилых людей.

Кратко остановимся на основных акцентах, которые расставили организаторы при проведении Летней школы. Безусловно, в первую очередь организаторы учитывали особенности данной категории граждан, которые мы упоминали выше. Рассмотрим их подробнее.

С возрастом люди всё чаще осознают, что главное в жизни всё-таки здоровье. Когда болезни подкрадываются всё ближе, о здоровье начинают вспоминать всё чаще. К сожалению, в зрелом возрасте многие, сетуя на состояние своего здоровья, не видят других вариантов оздоровления, кроме как помощь врачей. Отсутствие физической нагрузки, малоподвижный образ жизни в совокупности с возрастными изменениями провоцируют усугубление проблем со здоровьем у людей зрелого возраста. При этом физические упражнения крайне необходимы, поскольку они являются хорошим средством профилактики

старческих проблем со здоровьем. Более того, занятия физкультурой благоприятно сказываются на эмоционально-психологическом состоянии личности, мозговой деятельности, у человека появляются бодрость духа, жизнеутверждающие взгляды на окружающий мир, увеличивается выносливость организма. Осознанно уделяя внимание своему физическому телу, регулярно занимаясь посильными физическими упражнениями, пожилые люди имеют оптимальный уровень кардиореспираторных и мышечных состояний, правильный вес и строение тела. Занятия спортивными и оздоравливающими практиками приводит к тому, что пожилые люди гораздо меньше страдают разного рода заболеваниями, улучшается качество жизни в целом.

Так, с учётом того, что никогда не поздно начать ведение здорового образа жизни, оздоровление организма, в программу Летней школы были включены телесно-ориентированные практики. Педагог в доступной форме разъяснял рецепты долголетия, показывал методы оздоровления организма, одновременно каждый участник мог попробовать их на себе. Методики работы, предложенные педагогом Летней школы, основаны на богатых традициях восточных практик оздоровления - Индии, Китая, Японии, Вьетнама и др., на учении тибетских монахов, на знаниях по сохранению и восстановлению здоровья русского народа. Некоторые примеры оздоравливающих практик все участники получали в ходе утренней зарядки, что давало заряд бодрости и позитива на целый день. Подспудно оздоровление пожилых происходило благодаря тому, что они долгое время находились на открытом воздухе, много гуляли в сосновом бору, впитывая целительный воздух Байкала. Формы работы, применяемые организаторами, способствовали тому, чтобы участники Летней школы были всё время в движении. Многие из приехавших впервые увидели Байкал и, несмотря на низкие температуры воды в июне, всё же отважились купаться, те же, кто бывает на озере ежегодно, ограничились прогулками босыми ногами вдоль берега. Результаты работы I Летней школы продемонстрировали эффективность приёмов и методов работы с этой категорией населения, показали, что стереотипы относительно жизни пожилых людей могут быть изменены [10]. Во время планирования II Летней школы организаторы отважились включить в программу «Весёлые спортивные старты». Как оказалось, данная форма была встречена участниками с энтузиазмом. С большим азартом «школьники» состязались в различных эстафетах, метании мечей, перетягивании каната и т. д. По окончании участники попросили включать в программу больше такого рода состязаний.

Как уже отмечалось нами выше, для поддержания полноценной жизни пожилой человек должен правильно, полноценно питаться, соблюдать принцип сбалансированности питания. Однако в связи с мизерной пенсией, дороговизной качественных продуктов многие пожилые люди не могут себе позволить питаться полноценно. Данному вопросу при организации Летней школы уделялось пристальное внимание. «Школьников» кормили не только вкусно, но и с соблюдением основных принципов питания (в рацион включено достаточное количество клетчатки в виде овощных салатов, злаковых, фруктов). Участники проекта отмечали улучшение процессов пищеварения, перистальтики, снижение проблем с застойными явлениями в кишечнике.

Стоит отметить, что в пожилом возрасте происходит снижение чувстви-

тельности кожных покровов, изменение тактильных ощущений, нарушение мелкой моторики, что нередко негативно сказывается на психических процессах памяти, мышления и т. д. В связи с этим в программу Летней школы включены мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству. Так, в первый год обучения «школьники» готовили куклы-обереги, учились технике работы с фольгой, во второй год - осваивали роспись на байкальских камнях, технику «изонить», изготавливали «ловца снов», из шерстяных ниток готовили птичек. Стоит отметить, что не все участники качественно справлялись с работой, хотя используемые техники максимально просты. Нередко участники по-доброму шутили над собой, что их поделки уступают по качеству работам их внуков, принесённым из детского сада. Все виды занятий по декоративно-прикладному творчеству способствовали развитию мелкой моторики, проходили в тёплой, дружеской атмосфере и получили хорошие отклики со стороны участников. По итогам мастер-классов была организована выставка творческих работ. В ходе выставки участники могли сравнивать свои результаты и своих коллег, видели перспективы своего совершенствования.

Частично проблемы развития моторики решались и на социально-психологических тренингах. На первом тренинге традиционно включались упражнения на знакомство и сплочение коллектива, проводились упражнения на координацию движений, на развитие памяти, образного мышления, кроме того, участники Летней школы были заняты рисованием, лепкой и т. д. Последующие тренинговые занятия были направлены на отработку проблем пожилых людей: одиночество, заниженная самооценка, чувство ненужности, негативное мышление. В течение занятия происходил разбор жизненных ситуаций, акцентировалось внимание на том, как важно мыслить позитивно, строить планы на будущее. Участники тренинга определяли для себя, что положительный жизненный настрой, осознанное поведение помогают ощущать гармонию с окружающим миром, позволяют легче преодолевать возрастные недуги.

Как уже отмечалось нами выше, в силу возрастных особенностей организма, человеку важно наблюдение врачей - узких специалистов. К сожалению, в России слабо развита профилактическая медицина, нередко на плановый приём доктора попасть достаточно сложно, а платная медицина не всегда доступна людям данной категории. В связи с этим организаторы Летней школы посчитали значимым пригласить специалистов-медиков, способных сделать своевременную диагностику. Так, в работе II Всероссийской Летней школы приняли участие медицинский центр «Слух и зрение», врач-невролог «Центра Восточной медицины». Был приглашён врач-массажист. Кроме того, была организована выставка-продажа широкого ассортимента витаминных комплексов, чаёв, биологически активных добавок на основе травяных сборов Центра восточной медицины, созданных специально для людей пожилого возраста. В зрелом возрасте женщина по-прежнему хочет быть красивой, а потому с участниками Летней школы отработал визажист, который рассказал о способах ухода за зрелой кожей, приёмах визажа и массажа лица.

Важной составляющей в программе Летней школы являлось выявление талантов и творческих способностей участников, а также создание условий и возможностей для их демонстрации. Для реализации энергии, выражения активной жизненной позиции участникам предлагалось проявить себя. В ходе

вечерних мероприятий для отдыха пожилых проводился вечер «Минута славы», где с большой выдумкой, креативно каждый участник сумел продемонстрировать то, чем его одарила природа. По итогам отбора в заключительный вечер состоялся большой концерт, в программу которого вошли номера, подготовленные самодеятельными артистами. Несмотря на кратковременность подготовки, мероприятие получилось очень ярким, эмоционально возвышенным, очень тепло было встречено всеми «школьниками».

Обсуждение и заключение

Таким образом, несмотря на небольшую продолжительность Летней школы, в связи с тем, что учтены основные особенности проблем пожилых людей, все участники уезжают полные сил, энергии, позитивного настроя на новые свершения. Между «школьниками» завязываются тесные, дружеские связи, общение, переписка в соцсетях продолжается и после «обучения». Во время случайных встреч с участниками Летней школы спустя некоторое время обнаруживается, что они стали посещать любительские объединения, вступили в группы здоровья, занялись скандинавской ходьбой, устроились на работу, активно включились в общественную деятельность и т. д. Всё это говорит о том, что люди изменились, обрели внутреннюю свободу и уверенность в себе. Многие из участников осознали, что старение организма - это неизбежный процесс, однако можно предпринимать меры по сдерживанию данного процесса, можно наслаждаться жизнью и находить радости в любом возрасте!

Подводя итоги внедрения социально-культурных технологий в работе Летней школы, можно констатировать, что авторы проекта решили ряд поставленных задач, обусловленных потребностями пожилых людей: создали условия для рекреации на свежем воздухе и занятий физическими упражнениями, освоения доступных оздоровительных методик, проведения спортивных конкурсов; провели тренинги, направленные на снятие психологических барьеров, развитие коммуникативных навыков; организовали мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, которые благоприятно влияют на развитие мелкой моторики; активизировали творческую деятельность участников в рамках культурно-досуговых программ; организовали консультационную деятельность специалистов, ориентированных на оказание услуг людям старшего возраста. В рамках Летней школы были использованы различные формы социально-культурной деятельности: вечера отдыха, концерты, квесты, спортивные соревнования, групповые занятия, выставки и др., - в ходе которых пожилые люди были не только зрителями, но и активными участниками. Интеграция различных методов и форм работы позволила успешно реализовать задачу по улучшению состояния здоровья и качества жизни пожилых людей - участников Летней школы.

Заявленный вклад авторов

Татарова С. П.:

- анализ научной разработанности проблемы (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. С. Каган, А. В. Мудрик, М. А. Ариарский, Ю. Д. Красильников, Т. Г. Киселева, А. Д. Жарков, Ю. А. Стрельцов, Н. Н. Ярошенко и др.) и реализации здоровьесберегающих технологий в социокультурной практике;

- определение структуры, объёма и содержания статьи, формулирование выводов проведённого исследования;

- написание части статьи, связанной с проблемами пожилых людей и определением факторов, затрудняющих их функционирование в обществе;

- описание задач и результатов проведения Байкальской летней школы «Серебряный возраст» в 2017 и 2018 гг.

Затеева Н. А.

- анализ научных публикаций по внедрению социально-культурных технологий в работу с людьми старшего возраста (И. Н. Бондаренко, Н. В. Герасимова, К. М. Арымбаева, О. Ю. Мацукевич, А. В. Микляева, Ж. В. Хозина, Ю. С. Моздокова, Е. И. Холостова, В. Ф. Соколова, Г. С. Головлева, Н. Б. Сека-рева, Т. В. Вдовенко, В. Г. Юхняк, Е. И. Григорьева, О. Е. Плеханова, Е. С. Трифонов, О. А. Пачина, Г. Колик, О. Б. Мурзина и др.);

- описание форм социально-культурной деятельности, являющихся структурными компонентами здоровьесберегающих технологий;

- описание опыта работы авторов с пожилыми людьми;

- библиографическое и техническое оформление текста статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Методика рефлексологического и психологического исследования // Проблемы современной психологии / под ред. К. Н. Корнилова Л., 1926. В 2 т. Т. 2. С. 26-46.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1977. 304 с.

3. Мудрик А. В. Социальная педагогика / под ред. В. А. Сластенина [3-е изд., испр. и доп.]. М. : Академия. 2000. 200 с.

4. Потехина И. П., Чижов Д. В. Потенциал старшего поколения как составляющая национального человеческого капитала (по материалам исследования в регионах ЦФО) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 2 (132). С. 3-23.

5. Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты. М. : Изд-во «Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия», 2003. 256 с.

6. Реабилитационные технологии социально-культурной деятельности в работе с маломобильными группами населения: атлас / авт.-сост. : Е. А. Белецкая, Е. В. Харьковская, Н. В. Ефремова, Е. С. Штанько, Ю. В. Бовкунова, Н. В. Посохова, Т. А. Селю-кова, Э. А. Селюков. Белгород : Политерра, 2018. 88 с.

7. Смирнова Т. В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 49-55.

8. Современные технологии социально-культурной деятельности : учеб. пособие / науч. ред. Е. И. Григорьева. Тамбов : Першина, 2004. 511 с.

9. Соколова В. Ф., Берецкая Е. А. Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста : учеб. пособие. М. : ФЛИНТА : МПСИ. 2012. 195 с.

10. Татарова С. П., Затеева Н. А. Возможности социально-культурных технологий в поддержании здоровья пожилых людей // Актуальш проблеми фiзичного виховання та

здоров'я людини: Матерiали Ш-о! Мiжнародноl заочно! науково-практично! конферен-ци (27 листопада - 1 грудня 2017 року, м. Слов'янськ) / за заг. ред. проф. В. В. Дичка. Слов'янськ : ДДПУ 2017. С. 248-252.

11. Юхняк В. Г. Направления социально-культурной реабилитации лиц пожилого возраста // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2016. № 1. С. 238-242.

12. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная анимация : учеб. пособие. М. : МГУКИ, 2000. 109 с.

ДГАУДПО 11Г0Г

Pedagogical Potential of Health-Saving Technologies in Sociocultural Work With Elderly People

Svetlana P. Tatarova, Nadezhda A. Zateeva

East-Siberian State Institute of Culture,Ulan-Ude

Abstract. Introduction. The paper substantiates the need of using health-saving technologies in sociocultural work with elderly people. Purpose, subject and scientific novelty of research. The purpose of the research is justification of implementing the health saving technologies for work with elderly people, and the description of organizing Baikal summer school "Silver Age". The possibilities of using health saving technologies while working with elderly people became a subject of studying. The novelty of the research lies in justification ofusing the health saving technologies at summer school "Silver Age". The materials and methods. The authors describe their experience in organizing Baikal Summer School "Silver Age" in 2017 and 2018. The results of research. The integrative nature of the summer school is due to the interrelation of creative, communicative and health-saving technologies aimed at improving the life quality and the health ofelderly people, and the possibility to fulfill the sociocultural functions within this form. During the summer school, recreational practices, psychological training, applied arts and crafts were implemented. The discussion and conclusions. The involvement of school participants in the variety of cultural and recreational activities contributed to providing the atmosphere of creative communication and setting up the conditions for self-actualization. All the sociocultural technologies were aimed at improving the physical and mental health of the summer school participants.

Keywords: sociocultural activity, sociocultural technologies, health-saving technologies, the elderly people, health, Baikal Summer School.

Татарова

Светлана Петровна

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности

Восточно-Сибирский государственный институт культуры

670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1

тел.: +7(3012)233326 e-mail: Svetlana.tatar@inbox.ru

Tatarova

Svetlana Petrovna

Doctor of Sciences (Sociology), Associate Professor, Professor of the Sociocultural Activity Department

East-Siberian State Institute of Culture

1 Tereshkova St, Ulan-Ude, 670031

tel.: +7(3012)233326 e-mail: Svetlana.tatar@inbox.ru

А__

Д1ЧУДП0 ПРО/

Затеева

Надежда Александровна

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности

Восточно-Сибирский государственный институт культуры

670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1

тел.: +7(3012)233326 e-mail: z.n.a.-79@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zateeva

Nadezhda Aleksandrovna

Candidate of Sciences (Sociology), Associate Professor, Associate Professor of the Sociocultural Activity Department

East-Siberian State Institute of Culture

1 Tereshkova St, Ulan-Ude, 670031

tel.: +7(3012)233326 e-mail: z.n.a.-79@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.