Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры как средство формирования здорового образа жизни'

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры как средство формирования здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топоркова Н.А.

В статье рассматриваются актуальные вопросы реализации принципов здоровьесберегающей педагогики в рамках современного образовательного процесса. Рассматривается подходы к использованию здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры. Рассматривается роль физической культуры в формировании здоровьесберегающей образовательной среды в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры как средство формирования здорового образа жизни»

3. Гуцыкова С.В. Комплексная оценка представлений о культуре безопасности студентов химико -технологического вуза // Вестник РХТУ им. Д.И. Менделеева: Гуманитарные и социально-экономические исследования: в 2 т. Том 1. Гуманитарные исследования / Отв. ред. Н.Н. Горбонос. Выпуск IV - М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2013. - С. 106-122.

4. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Социально-психологическое пространство личности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.

5. Проблемы психологической безопасности личности: теоретические и экспериментальные исследования / Р. Агузумцян, С. Амирян, В. Па-поян, Е. Мурядян. Д. Саргсян. - Ер.: Изд-во ЕГУ 2013.

6. Carmeli A., Brueller D., Dutton J.E. Learning behaviours in the workplace: the role of high-quality interpersonal relationships and psychological safety // Systems Research and Behavioral Science. - 2009. - V 26. - P. 81-98.

7. Conchie S.M., Donald I.J., Taylor P.J. Trust: Missing Piece(s) in the Safety Puzzle // Risk Analysis. - 2006. - V 26 (5). - Р. 1097-1104.

8. Neal A., Griffin M.A., Hart P.M. The impact of organizational climate on safety climate and individual behaviour // Safety Science. - 2000. - V 34. -P. 99-109.

9. Singh B., Wijk K., Lindberg P. A comparison of managers' and safety delegates' perceptions of work environment priorities in the manufacturing industry // Human Factors and Ergonomics in Manufacturing and Service Industries. -2012. - V. 22. - P. 235-247.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

© Топоркова Н.А.*

МБОУ «ООШ № 3», г. Астрахань

В статье рассматриваются актуальные вопросы реализации принципов здоровьесберегающей педагогики в рамках современного образовательного процесса. Рассматривается подходы к использованию здо-ровьесберегающих технологий на уроках физкультуры. Рассматривается роль физической культуры в формировании здоровьесберегающей образовательной среды в школе.

Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровьесберегающие технологии, критерии здоровьесберегающей образовательной среды, подвижные игры, двигательная активность и ее формы.

* Учитель физкультуры.

В «здоровом теле - здоровый дух». Это высказывание, известное нам издавна перекликается со словами известного физиолога В.Я. Данилевского: «Культурность населения понижает смертность и заболеваемость, удлиняет продолжительность жизни. Даже вопреки недостаточной материальной обеспеченности...» [2, с. 15]. А нездоровье практически означает признак бескультурья, который может быть ликвидирован введением в образование здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих осознанное отношение к своему организму, выработка практических навыков контроля, сохранения и развития здоровья. Основная задача, которая стоит перед учителем физкультуры - это формирование у учащихся навыков здорового образа жизни.

Известно, что понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта: физического, психического и социального. Правомерно и необходимо также добавить, что и духовного. В отношении здоровьесберегающей технологии в системе образования данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье - это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптирован-ности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.

Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Исходя из сказанного, качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья учащихся определяются следующие показатели: интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность; психологическая адекватность и уравновешенность; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения, а учителя (преподавателя) -психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивность.

Основными критериями оптимизации функционирования здоровьесбе-регающей системы образования могут быть: эффективность и качество решения образовательно-воспитательных задач с учетом диагностично поставленной цели - качественных, диагностируемых и проверяемых характеристик здоровья субъектов образовательного процесса. Оправданные затраты времени учащихся и учителей на достижение намеченных результатов. Доступные затраты усилий учащихся и учителей на достижение намеченных результатов за отведенное время.

В нашей школе введен третий час физкультуры, спортивный час в группах продленного дня. Одна из основных задач по реализации здоровьесбе-регающих технологий - это развитие двигательной активности детей не только во внеурочное время, но и во время уроков.

Прежде всего - это правильная организация уроков физкультуры, на которых будут активно работать не только те дети, у которых высокая мотивация в занятиях физкультурой и спортом, но и ребята с низкой мотивацией на двигательную деятельность. Для того, чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Систематическое использование физкультминуток на уроках приводят к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношений к себе и своему здоровью. Можно предложить проводить физкультминутки самим детям. Они охотно и с большим удовольствием выполняют такие поручения.

Подвижные игры, как средство и метод физического воспитания, широко применяется в школе на уроках и во внеклассных занятиях. В соответствии со школьными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках физкультуры в 1-11 классах в сочетании с гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми или лыжами. Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В играх на уроках физкультуры в отличие от других форм занятий главное внимание надо обращать на образовательную и оздоровительную стороны игры, а также на воспитание физических качеств. Подвижные игры применяются в подготовительном, соревновательном и переходном периодах тренировки, но объём их, характер и методика их использования изменяется в соответствии с задачами каждого этапа тренировки. Если вся основная часть урока посвящена играм, то более подвижные игры чередуются в ней с менее подвижными, причём подбираются игры различные и по характеру движений. Методика проведения подвижных игр на уроках физкультуры специфична в связи с их кратковременностью и необходимостью сохранить соответствующую плотность урока. Включая в игры тот или иной элемент спортивной техники, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась.

Вот описание некоторых подвижных игр на лыжах, в которых могут активно участвовать дети разного школьного возраста:

Эстафета без палок: игроки делятся на две-четыре команды. Четные и нечетные номера каждой команды встают друг против друга на расстоянии 60-80 м. Перед встречными колоннами флажками отмечают линию старта. По сигналу «Марш!» четные номера по порядку выбегают на лыжах вперед без палок, стараясь быстрее достичь противоположной колонны. Они пересекают линию нечетных номеров с левой стороны, после чего вперед уст-

ремляются к противоположной стороне их партнеры по команде. Прибежавшие встают в конец колонны. Команда, в которой последний по порядку лыжник совершил перебежку, заканчивает эстафету. Выигрывает команда, выполнившая задание быстрей и без нарушений правил.

Малый биатлон: биатлон - вид спорта, где сочетаются бег на лыжах и стрельба по цели. Стрельбу мы заменяем метанием снежков по цели. Выбрав подходящий для игры участок, прокладывают вдоль него лыжню длиной примерно 600 метров и отмечают на её концах старт и финиш. Всю дистанцию делим на три равных этапа. На каждом этапе в 7-10 метрах от лыжни устанавливаем щит для метания. По общему сигналу первые номера в командах одновременно бегут старт. Достигнув конца первого этапа, они делают остановку, лепят снежки и бросают в мишень. Тот, кому удалось попасть в щит, продолжает путь к следующему этапу, а второй номер его команды получает право покинуть старт. Если же игроку попасть в мишень не удалось, оп метает снежок снова. То же самое происходит и на других промежуточных этапах. Выигрывает команда, которая раньше других соберется на финише.

Марш-бросок через лесок: в игре-эстафете на местности участвуют две-три команды по десять-двенадцать человек. Перед началом эстафеты выбирается дистанция в парке, которая может иметь форму петли. На дистанции выбирают два пункта, отстоящих друг от друга на расстоянии двух км. Для того чтобы из одного пункта добраться до другого, нужно преодолеть ряд естественных препятствий. Сущность марш-броска в том, что капитаны команд по своему усмотрению делят дистанцию на этапы и расставляют игроков по всей дистанции с таким расчетом, чтобы каждый проходил не более 200-300 метров. Наиболее трудные участки дистанции следует сокращать до 120-150 метров. На них ставим наиболее крепких и владеющих лыжами ребят. Выигрывает команда, которая преодолеет дистанцию быстрее и правильнее всех.

Снежком по мячу: играющие (на лыжах) делятся на две команды и становятся в шеренги лицом друг к другу. Расстояние между шеренгами 10-12 м. Посередине на бугорке, сделанном из снега, лежит мяч. По сигналу игроки одной команды делают снежки и метают в мяч. За каждый сбитый игроком мяч команда получает одно очко. Затем метает другая команда. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Можно метать в два установленных мяча. Допускается и такой вариант: снежки в мяч метают группами по два-три-четыре человека.

Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно-нравственного воспитания и приобщения человека к обществу.

Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом.

Список литературы:

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1988. - 160 с.

2. Виленский М.Я. Процессуальные характеристики формирования здорового образа жизни учащейся молодежи // Физическая культура - основа здорового образа жизни. Доклады, тезисы, материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. - Самара, 1996. - С. 10-12.

3. Колбанов В.В. Формирование здоровья детей в образовательном учреждении // Валеология: диагностика, средства практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 1996. - Вып. 3. - С. 139-147.

4. Лиходед В.С. Гигиенические проблемы охраны здоровья школьника. Материалы научно-практической конференции. - Самара, 2002. - С. 111.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКИ, 2005. - 320 с.

6. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры: уч. пособие. Ч. 1-2. - Ставрополь: Издательство СГУ 1997. - 347 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.