Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии на уроках естественнонаучного цикла'

Здоровьесберегающие технологии на уроках естественнонаучного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
899
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ / ТЕХНОЛОГИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данко О.С., Середнева Я.А., Тараканова В.В.

В статье предложены методическая разработка урока для учащихся 5-х классов, проведенная в рамках недели по праву, и фрагменты уроков истории и обществознания в классах основного звена с использованием здоровьесберегающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии на уроках естественнонаучного цикла»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015

Экспериментальные площадки

Данко О.С., Середнева Я.А., Тараканова В.В.

Здоровьесберегающие технологии на уроках естественнонаучного цикла

Аннотация. В статье предложены методическая разработка урока для учащихся 5-х классов, проведенная в рамках недели по праву, и фрагменты уроков истории и обществознания в классах основного звена с использованием здоровьесберега-ющих технологий.

Ключевые слова:

здоровьесберегательные образовательные технологии, педагогика сотрудничества, технология психологического сопровождения учебной группы, технология оптимальной организации учебного процесса, физкультминутки.

Здоровьесберегающие образовательные технологии — качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья» и совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровье-сбережения [8].

Структура современного учебного процесса требует участия педагога в формировании личности обучающегося и создании благоприятных условий, позволяющих последнему овладеть личностными, социальными, коммуникативными, интеллектуальными компетенциями. Все это становится возможным благодаря применению в процессе воспитания и обучения здоровьесберегающих технологий [4, 6, 9]. Переход к содержательно-процессуальному подходу на основе принципов здоровьесбережения позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать посильные для него проблемные ситуации, сочетая разноуровневое обучение, создавать положительный эмоционально-волевой эффект в усвоении учебного материала [1-3, 5, 7].

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей и связано с их профессиональной деятельностью. Именно поэтому учителя нашей школы в своей профессиональной деятельности опираются на принципы здоровьесбережения своих воспитанников (рис. 1).

Активность

Ответственность за свое здоровье

Приоритет заботы о здоровье учителя ^^ и учащегося

() «Не навреди»

Комплексный, междисциплинарный подход

—Соответствие содержания и организации

обучения возрастным особенностям учащихся Рис. 1. Принципы здоровьесбережения

Рассмотрим здоровьесберегающие принципы по порядку.

• «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

• Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

• Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

• Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

• Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов, врачей, сотрудников образовательного учреждения.

• Успех порождает успех — в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

• Активность — активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.

• Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья [3].

Кроме указанного выше, учителя образовательной организации находят резервы собственной деятельности в лич-ностно-ориентированном подходе к формированию здоровья учащихся. В школе создаются максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся, педагогов, родителей. Эффективное применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности всегда дает положительные результаты.

Необходимо выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий, со-

50

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015

ставляющих суть технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. Именно эту технологию эффективно используют учителя образовательной организации СОШ № 1 г. о. Фрязино.

Правило 1. Правильная организация урока

Она учитывает все критерии здоровьесбережения на рациональном уровне. При этом главная цель учителя — научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности, проявлением и тренировкой познавательной активности, показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья и его успешности в учебной деятельности.

Организация урока должна обязательно включать три этапа:

Понедельник

Результат урока — взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга: левополушар-ные люди — при доминировании левого полушария, для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению; право-полушарные люди — доминирование правого полушария, у этого типа развиты конкретно-образное мышление и воображение; равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий [4].

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, что облегчит процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности обучающихся

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся мы представили на диаграммах (рис. 2).

Из приведенных диаграмм можно сделать вывод о том, что, учитывая психоэмоциональное состояние учащихся на уроках,

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

1-й урок 2-й урок 3-й урок 4-й урок 5-й урок 6-й урок

Среда

□□□ПН

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

1-й урок 2-й урок 3-й урок 4-й урок 5-й урок 6-й урок ■ восприятие □ темп самостоятельной работы □ внимание Рис. 2. Работоспособность учащихся

индивидуальные особенности каждого ученика, порядок урока в расписании, учителя добиваются хорошего уровня восприятия учебного материала. Чередуя различные приемы и методы, они умело концентрируют внимание детей в нужный момент, практически не уменьшая темп самостоятельной работы учеников на уроке. Это достигается благодаря грамотному использованию элементов технологий здоровьесбережения на уроках и во внеурочной деятельности.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Следует отметить, что без учета факторов, способствующих укреплению здоровья обучающихся, не будут в полной мере решены задачи по созданию условий для оптимальной социализации выпускников школы, воспитанию желания учиться всю жизнь, формированию здорового образа жизни (рис. 3).

Интересен опыт работы учителей истории и общество-знания образовательной организации СОШ № 1, эффективно использующих в своей деятельности элементы здоровье-сберегающих технологий.

Рассмотрим урок «Я и мои права» на основе применения теоретико-методологической базы здоровьесберегающих технологий.

Цель: посредством использования в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов и техно-

%

%

Здоровьесберегающие технологии на уроках естественнонаучного цикла

51

Рациональный режим обучения

Эффективные технологии обучения

Рациональный двигательный режим

Оптимальная учебная нагрузка

Сбалансированное

Психологическая и социальная поддержка

Своевременные медицинские услуги

Охрана психического

Условия,

здоровья

соответствующие СанПиН

Рис. 3. Факторы укрепления здоровья обучающихся

логий познакомить учащихся с международными документами, касающимися защиты прав; развить ответственность к реализации своих прав и повышенное требование к собственным действиям.

Задачи:

1) сформировать у детей учебно-познавательную компетенцию, закладывающую первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка;

2) сформировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в группе;

3) сформировать аналитическое и критическое мышление, умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;

4) сформировать ценностно-смысловую компетенцию, связанную с воспитанием гражданской позиции и необходимостью уважения к правам других участников правоотношений.

Методы:

• практический метод — работа с выдержками из Конвенции по правам ребенка;

• фронтальная и групповая эвристическая беседа;

• методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, самооценки и взаимооценки.

Оборудование: техническое обеспечение — ПК, демонстрационный экран, проектор. Листы цветной бумаги, шариковые ручки, чтобы в конце урока написать причины невыполнения прав ребенка как самим ребенком, так и некоторыми людьми.

Ход урока

1. Организационный момент: создать условия для начала учебного процесса.

2. Вводно-мотивационной этап.

Создав проблемную ситуацию, учитель начинает первый этап изучения нового материала: проверяет готовность учащихся изучать новую тему, формирует основную задачу урока, объясняет план предстоящей работы. Данный этап не должен занимать более 10 минут от урока, поскольку может привести к утомляемости учащихся и утрате интереса к поднятой проблеме.

Учитель предлагает учащимся поиграть в игру: каждый ряд составляет команду. Сидящие за первыми партами — капитаны. Учитель раздает по одному карандашу капитанам и объявляет начало игры. Дети не понимают, что им надо делать. Учитель через 30 секунд удивляется, что ученики не

умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету. Учитель снова объявляет «старт», но быстро останавливает игру и требует передавать карандаши через левое плечо. Вновь дает «старт» и опять быстро останавливает игру и, по своему усмотрению, объявляет победителей.

Учитель:

— Что вам не понравилось в ходе игры?

— Почему вам показалась игра нечестной?

— Что надо было изменить, чтобы игра прошла успешно?

Наш урок мы начали с игры. Игра — один из основных видов социальной деятельности человека. Мы всю жизнь играем. И одним из условий реализации игры является наличие правил или законов. Любой закон для нас выступает четким правилом поведения, имеющим формальный вид и признающим равенство каждого участника. Закон регулирует все стороны нашей жизни, и пример нашей «игры» убеждает нас в том, что отсутствие законов дестабилизирует общественный порядок.

— Как называется основной международный документ по правам человека? В чем заключается главное значение этого документа?

Ученик: Всеобщая декларация прав человека. Документ установил решающий перечень прав, который гарантирует каждому человеку реализацию его самого главного права — права на жизнь.

Учитель: А обладают ли дети такими же правами и свободами, как и взрослые? И что вы можете привести в качестве примера своей позиции? Взгляните, пожалуйста, на подготовленную презентацию: тема нашей сегодняшней беседы — «Я и мои права», и говорить мы будем с вами о том, что такое права ребенка и какова ценность этих прав. На уроке попробуем посмотреть, как на протяжении долгих веков человечество шло к осознанию необходимости законодательного оформления прав детей, и обратимся непосредственно к выдержкам из этого документа. В конце урока подведем итог наших учебных стараний.

3. Операционально-познавательный этап.

Цель: изучение и освоение нового материала на основе применения наглядно-действенного материала — презентации и заранее подготовленных учителем приложений. Теоретическая и практическая часть второго этапа, включающая просмотр презентации и самостоятельный анализ статей Конвенции, не должна занимать более 15 минут от урока.

Чтобы повысить эффективность урока, было предложено ввести коммуникативно-диалоговую технологию как элемент основной части урока, поскольку это позволяет школьнику проявить самостоятельную активность и дает возможность выступить в качестве эксперта в оценке приведенной информации. В данном случае была применена эвристическая беседа, характеризующаяся различием позиций в соединении их в смысловое единство всех участников обсуждения. Время для дискуссии 10 минут.

Учитель: Для начала предлагается совершить исторический экскурс, который нам покажет, каково было отношение общества к маленькому ребенку и как это отношение менялось из века в век.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учащимся предлагается слайд, на котором воспроизводится историческая реконструкция жизни первобытного человека и ситуация обучения детей в греческой школе. И если в первобытность ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними, то в период антич-

52

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015

ности ребенок уже мог посещать учебные занятия в школах. В античное время, вплоть до IV в. н. э., убийство детей считалось нормальным. Когда родители боялись, что ребенка будет трудно воспитать или прокормить, они обычно убивали его. В древности ребенка легко могли убить из-за физического недостатка или из опасений, что его будет трудно прокормить. Родители чаще оставляли в живых мальчиков, чем девочек.

В период Средних веков отношение к ребенку складывалось из представления, что это рабочая сила. ...Оказывается, детства как особой стадии развития человека в Средние века не существовало. А в 1212 г. общество позволило детям отправиться в Крестовый поход за освобождение гроба Господня, обрекши тем самым этих детей на долгие годы лишений, унижений и смерть.

Только в XVI-XVП вв. появляется детская одежда, отличающая ребенка от взрослого. Интересно, что для девочек и мальчиков в возрасте 2-4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица. Понятие «отрочество» появилось не сразу. В России в XIX в. отрочество наступало в возрасте 14-16 лет, а до этого возраста ребенка именовали «дитятей».

Далее ученикам показываются фотографии, которые демонстрируют, наверное, самую страшную страницу в истории маленького ребенка. Как вы думаете, с какими историческими событиями связаны эти фотографии? Эти фотографии связаны с событиями Второй мировой войны. На фотографиях — малолетние узники фашистских лагерей, которые пережили застенки концлагерей, фашистский плен, и приняли страдания войны наравне со взрослыми.

В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок — полноправный член общества, а не собственность своих родителей или лиц, их заменяющих. В 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций, основной задачей которой стало поддержание мира между народами и безопасности их существования.

В 1948 г. Комиссия по правам человека ООН подготовила Всеобщую Декларацию прав человека. 10 декабря 1948 г. в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН декларация была принята. Декларация признавала, что для полного и гармоничного развития ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, каждый ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, свободы, достоинства, терпимости, равенства и солидарности. Но декларация — это еще не закон. Законом называется документ, который защищает наши права.

В 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Более 130 стран, включая Россию, приняли всю серьезность документа. Государство, подписавшее конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за ее невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка.

Давайте попробуем предположить основной перечень прав, который мы должны отнести к правам ребенка.

Учащиеся перечисляют известные им права или пытаются назвать права, которые с их точки зрения действительно можно считать основополагающими.

Учитель: Вы все правильно думаете, среди множества прав мы должны выделить основные права, которыми наделяется каждый ребенок в возрасте до 18 лет. Взгляните на приложение, которое находится у вас на рабочих столах, я попыталась выделить основные права, которые гарантируются мировым сообществом для каждого ребенка. Это

право на жизнь, гражданство, образование, отдых, заботу родителей, защиту от физического и психического насилия, развитие личных талантов, умственных и физических способностей, сохранение своей индивидуальности, на общение, которое развивает достоинство и значимость личности.

Учитель: Вам дается 3 минуты для того, чтобы самостоятельно ознакомиться с некоторыми выдержками из статей документа. После этого мы попробуем прокомментировать наиболее заинтересовавшие вас положения.

Итак, что, с вашей точки зрения, может подразумеваться в статьях 12-13 Конвенции, впервые столь определенно зафиксировавших право каждого ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, его затрагивающим?

Учащийся: Желая высказать порою критическое суждение в адрес преподавателя, руководителя учебного заведения (так же, как и сверстника), ученик должен учитывать право этих людей на уважительное, корректное отношение к ним.

4. Рефлексивно-оценочный этап.

Цель: подвести учащихся к фиксации нового материала и анализу собственной учебной деятельности. Работа по подведению итогов должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от проделанного ими.

Учитель: Желая высказать порою критическое суждение в адрес преподавателя, руководителя учебного заведения (так же, как и сверстника), ученик должен учитывать право этих людей на уважительное, корректное отношение к ним. Давайте попробуем смоделировать ситуацию конфликта. Предположим, что один ученик будет недоволен тем, что учитель пересадил его за другую парту. Один из нас будет играть роль такого ученика, а другой учителя.

Учащиеся обыгрывают ситуацию, класс принимает участие.

Учитель: Какие ошибки были допущены обоими участниками ситуации? Какие выводы можно сделать из данного конфликта?

Ученик: Наличие права на выражение собственной точки зрения не должно умалять положение другого участника правоотношений. Каким бы образом не развивались события конфликта, всем сторонам всегда следует помнить правило: нельзя опускаться до оскорблений и рукоприкладства, поскольку эти методы не смогут исчерпать противоречия.

Учитель: Подходя к завершению нашего урока, попробуйте сами сделать вывод о том, что можно отнести к правам ребенка.

Ученик: Право на жизнь — это основное право человека. Ребенок имеет право на защиту своих прав как со стороны своих родителей, так и государства. Основные права ребенка исчерпывающе перечислены в Конвенции по правам ребенка. Законы должны нас защищать не только от других, но и от себя самих. Имея права, ребенок должен соблюдать и свои обязанности.

Рефлексия. Сегодня мы познакомились с основными правами детей. Теперь предлагаю вам написать то, что, по вашему мнению, является причиной невыполнения прав ребенка как самим ребенком, так и некоторыми людьми. Надеюсь, что вы всячески будете способствовать соблюдению прав детей. А на этом уроке вы реализовали главное свое право — право знать о своих правах.

Урок прошел в атмосфере доверительного сотрудничества и личного участия большинства учащихся. Вводно-мотивационной момент, построенный на небольшой игре, позволил включиться в работу 100 % учащихся в классе. Это обусловлено тем, что дети не знали темы урока. Их заинте-

Здоровьесберегающие технологии на уроках естественнонаучного цикла

53

ресовало то, что учитель предложил некий соревновательный момент.

В процессе урока были использованы фронтальная и групповая организация учебной деятельности учащихся. Фронтальная форма нацеливает на совместные действия всех учеников под руководством учителя. Это способствует установлению доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, позволяет учить школьников рассуждать и активизировать их дальнейшую деятельность. Групповая форма требует у учащихся большей сплоченности, совместных усилий в решении познавательных задач, формирует умение слушать. Показатели заинтересованности учащихся в такой форме были ниже, чем в игровой деятельности, и составляли 70 %. Часть учеников отвлекалась на второстепенные вопросы, которые тем не менее исходили из темы урока и личных прав учащихся.

80 % учеников проявили участие в процессе изучения отдельных статей Конвенции по правам ребенка и проблемного поиска составления собственных комментариев. Личностное ориентирование и эвристически построенная дискуссия стимулировали учащихся к рассуждению и составлению выводов относительно неоспоримости прав ребенка.

В результате цель урока была достигнута полностью: учащиеся не только показали свой высокий уровень готовности изучать и работать с новым материалом, но и составили свои ответы по проблеме причины невыполнения прав ребенка, как самим ребенком, так и некоторыми людьми.

Таким образом, на уроке удалось реализовать коммуникативную и адаптивную функции здоровьесберегающих образовательных технологий, создать положительный эмоциональный настрой среди учеников, применить вариативность чередования технологий.

На уроках по истории Древнего мира, Древней Греции и истории России в образовательной организации СОШ № 1 проводятся физкультминутки.

Учитель: Ребята, давайте попробуем «оживить» хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке — гонишь мрак, то вся земля торжествует. Все встали, подняли руки вверх, потянулись.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях. Кистями рук делаем «фонарики».

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу. Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы. Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу. Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

По теме «Олимпийские игры в древности» с обучающимися проводим разминку. Чтобы сильным стать и ловким, приступаем к тренировке (шагаем на месте). Круг почета

пробежать (бег на месте) или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук). Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох), сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох). Будь атлет всегда готов! (Аплодисменты.)

Урок по истории России «Возвышение Москвы» начинаем с разминки.

Учитель: Да, много земля русская бедствий испытывала в это время. И просили помощи люди русские и у Бога, и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки:

И раздрася земля русская (разводим руки в стороны) на погибель свою и на слезушки (качаем головой, обхватив ее руками). И подняти вверх рученьки (поднимаем вверх руки). Да у Бога прося помощи (...и тянемся). Люди русские так трудилися (сгибаем и разгибаем локти), что порою суставы кручило (крутим кистями рук). Да приди в нашу землю спасение (шагаем на месте, руки на поясе) и избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки).

Без сомнения, здоровьесберегающий компонент на уроках необходим в современной школе с компетентностным подходом в обучении и гуманизацией образовательного процесса. От фантазии самого учителя зависит, как сделать этот процесс на уроке не только полезным, но и занимательным.

Литература

1. Актуальные здоровьесберегающие технологии для использования в условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения: Аналитический обзор. Серия: «Здоровье в школе». Вып. 1. СПб., 2014; 9.

2. Александрова И.В., Проценко Е.А. Здоровье детей — будущее страны, основа ее национальной безопасности / / Эксперимент и инновации в школе. 2012. №1. С. 8-14.

3. Андреева Ю.В. Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории М. Зелигмана // Образование и наука. 2012. № 4. С. 39-49.

4. Бабич Э.А., Корякова А.А. Реализация Программы «Здоровье» как средство повышения мотивации к здоровому образу жизни у участников образовательного процесса // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С. 55-61.

5. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа: учеб.-метод. лит. М.: Рос. акад. образования. Моск. психол.-соц. ин-т., 2004.

6. Валюх М.Н., Голева Л.В. Диагностика здоровьеориентиро-ванной направленности личности // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 5. С. 13-15.

7. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С. 88-94.

8. Тараканова В.В. Здоровье человека в условиях окружающей среды / / Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 3. С. 22-26.

9. Яшина Г.А., Сиденко А.С. Школа здоровья: от здоровьеза-тратных технологий — к здоровьесберегающим, обеспечивающим успех ученика // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 4. С. 25-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.