Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии и методы телесно-ориентированной терапии на уроках физического воспитания учащихся специальной медицинской группы'

Здоровьесберегающие технологии и методы телесно-ориентированной терапии на уроках физического воспитания учащихся специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
473
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Буков Юрий Александрович, Георгиева Надежда Георгиевна

В статье обосновывается использование на уроках физического воспитания учащихся специальной медицинской группы разработанной педагогической технологии, основанной на методах телесно-ориентированной терапии. Учитывая, что среди нозологий заболеваний у детей специальной медицинской группы доминируют нарушения двигательной системы, коррекция отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата может быть выбрана в качестве основного учебного материала, реализуемого на уроках по физическому воспитанию для этой категории учащихся. Технология позволяет через механизмы, регулирующие работу постуральной системы усилить корригирующий и оздоровительно-профилактический эффект, связанный с изменением морфофункционального статуса организма учащихся. Включение физических упражнений, основанных на принципах телесно-ориентированной терапии в программу по физическому воспитанию, повышает моторную плотность урока, позволяет целенаправленно воздействовать на опорно-двигательный аппарат, гармонизируя параметры физического развития учащихся. Стимулирующее воздействие методов телесно-ориентированной терапии проявляются в расширении функциональных резервов кардиореспираторной системы, росте толерантности к физическим нагрузкам, повышении приспособительной активности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Буков Юрий Александрович, Георгиева Надежда Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School health-improving technologies and techniques of body-oriented therapy at lessons of physical education of the special medical group students

The article explains the application of the developed educational technology for the lessons of physical education of students of special medical group, based on the methods of body-oriented therapy. Considering the fact that among the nosology of diseases of the special medical group children the disorders of the motor system dominate, the correction of deviations in the musculoskeletal system can be chosen as the main teaching tool, realized in the lessons of the physical education for this category of students. The technology allows through the mechanisms regulating the functioning of the postural system to enhance the corrective, recreational and preventive effects, connected with the change of the morphological and functional status of the body of students. The inclusion of the physical exercises, based on the principles of body-oriented therapy in the program for physical education increases the motor density of the lessons, it allows influencing purposefully on the musculoskeletal system, harmonizing the parameters of the physical development of the students. The stimulating effect of the body-oriented methods of therapy is manifested in the expansion of the functional reserves of the cardiorespiratory system, in the increase of tolerance to physical activities, in the increase of the adaptive activity of schoolboys.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии и методы телесно-ориентированной терапии на уроках физического воспитания учащихся специальной медицинской группы»

- третий комплекс обеспечивает получение информации о состоянии спортивной формы, дает возможность проведение контроля за физическим и функциональным состоянием занимающихся и создание новых современных возможностей для оснащенности учебных занятий по физической культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дерматоглифика [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://centrcosmofarun.narod.ru/dermatoglifika.html. - Дата обращения 01.02.2015 г.

2. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека : учебник для вузов / Е.П. Ильин. -СПб. : Питер, 2003. - 384 с.

3. Комплекс Омега-С [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/65/10741/. - Дата обращения 02.03.2015 г.

4. Озеров, В. П. Методические рекомендации по развитию психомоторных качеств у студентов на занятиях по физическому воспитанию / В.П. Озеров. - Кишинев : Изд-во Кишиневского пед. ин-та им. С. Лазо, 1986. - 20 с.

5. Платонов, К.К. Проблема способностей / К.К. Платонов. - М. : Наука, 1972. - 312 с.

REFERENCES

1. Dermatoglyphics (2003), Dermatoglyphics, available at: http://centrcosmofarun.narod.ru/dermatogliflka.html (accessed 2 January 2015).

2. Ilyin, E.P. (2003), Psychomotor organization of man: the Textbook for high schools, Peter, St. Petersburg.

3. Complex Omega-S, available at: http://www.moluch.ru/archive/65/10741/. (accessed 3 February 2015).

4. Ozerov, V.P. (1986), Guidelines for the development ofpsychomotor qualities of the students in the classroom forphysical education, publishing house "KPI", Kishinev.

5. Platonov, K.K. (1972), Theproblem of capacity, Science, Moscow.

Контактная информация: Borodinpetr@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.06.2015.

УДК 796.011

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Юрий Александрович Буков, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой, Надежда Георгиевна Георгиева, преподаватель, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (КФУ), г. Симферополь

Аннотация

В статье обосновывается использование на уроках физического воспитания учащихся специальной медицинской группы разработанной педагогической технологии, основанной на методах телесно-ориентированной терапии. Учитывая, что среди нозологий заболеваний у детей специальной медицинской группы доминируют нарушения двигательной системы, коррекция отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата может быть выбрана в качестве основного учебного материала, реализуемого на уроках по физическому воспитанию для этой категории учащихся. Технология позволяет через механизмы, регулирующие работу постуральной системы усилить корригирующий и оздоровительно-профилактический эффект, связанный с изменением морфо-функционального статуса организма учащихся. Включение физических упражнений, основанных на принципах телесно-ориентированной терапии в программу по физическому воспитанию, повышает моторную плотность урока, позволяет целенаправленно воздействовать на опорно-двигательный аппарат, гармонизируя параметры физического развития учащихся. Стимулирующее воздействие методов телесно-ориентированной терапии проявляются в расширении функциональ-

ных резервов кардиореспираторной системы, росте толерантности к физическим нагрузкам, повышении приспособительной активности школьников.

Ключевые слова: учащиеся специальной медицинской группы, здоровьесберегающая технология, физическое воспитание.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p31-36

SCHOOL HEALTH-IMPROVING TECHNOLOGIES AND TECHNIQUES OF BODY-ORIENTED THERAPY AT LESSONS OF PHYSICAL EDUCATION OF THE SPECIAL MEDICAL GROUP STUDENTS Yuri Alexandrovich Bukov, the doctor of biological sciences, professor, department chairman, Nadezhda Georgievna Georgieva, the teacher, Crimean Federal University of V. I. Vernadsky, Simferopol

Annotation

The article explains the application of the developed educational technology for the lessons of physical education of students of special medical group, based on the methods of body-oriented therapy. Considering the fact that among the nosology of diseases of the special medical group children the disorders of the motor system dominate, the correction of deviations in the musculoskeletal system can be chosen as the main teaching tool, realized in the lessons of the physical education for this category of students. The technology allows through the mechanisms regulating the functioning of the postural system to enhance the corrective, recreational and preventive effects, connected with the change of the morphological and functional status of the body of students. The inclusion of the physical exercises, based on the principles of body-oriented therapy in the program for physical education increases the motor density of the lessons, it allows influencing purposefully on the musculoskeletal system, harmonizing the parameters of the physical development of the students. The stimulating effect of the body-oriented methods of therapy is manifested in the expansion of the functional reserves of the cardiorespiratory system, in the increase of tolerance to physical activities, in the increase of the adaptive activity of schoolboys.

Keywords: students of special medical group, health-saving technology, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшими государственными приоритетами в области образовательной политики, следует признать внедрение в практику педагогической деятельности здоровьесбе-регающих технологий, направленных на совершенствование образовательной деятельности, связанной с формированием фундаментальных подходов в обеспечении здоровья подрастающего поколения[3, 4, 7]. В этой связи особое внимание должно быть обращено к проблеме организации педагогического процесса по физическому воспитанию детей, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). Как следует из данных статистики, численный состав этих групп неуклонно увеличивается, при этом значительно расширяется диапазон рекомендаций к занятиям в СМГ [2, 3]. Наличие широкого спектра показаний диктует необходимость внедрения современных подходов ведения учебного процесса, учитывающих наличие различных нозологических форм, общего уровня здоровья и физической подготовленности учащихся. Сегодня, как правило, в соответствии с учебной программой по физическому воспитанию, на уроках реализуется основной материал, предусматривающий освоение детьми элементов различных видов спорта, и в меньшей степени обращается внимание на проведение коррекционной и профилактической деятельности [6]. Поэтому крайне важным является разработка различных педагогических оздоровительных технологий, позволяющих учителю с высокой степенью эффективности решать конкретные задачи оздоровления, профилактики, коррекции функционального состояния и уровня физической подготовленности учащихся. Учитывая широкий спектр до нозологических и нозологических состояний, с которыми дети зачисляются в специальную медицинскую группу, технологическая цепочка используемых средств и методов может быть ориентирована на конкретное состояние, что по-

требует использования сугубо специализированного подхода. Такие программы имеются, но, к сожалению, практически не реализуются. Очевидно, необходим деятельный подход, позволяющий использовать универсальную технологию, базирующуюся на фундаментальных профилактических и оздоровительных принципах. По данным Минздрава России среди нозологий заболеваний детей, отнесённых к СМГ, более 50,0% школьников имеют те или иные нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата [2]. У большей части детей, с другими заболевания, в качестве сопутствующего диагноза также определяют отклонения в физическом состоянии. Следовательно, коррекция нарушений и отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата может быть выбрана в качестве основного направления оздоровления и профилактики.

Как известно, видовым признаком человека является способность сохранять равновесие в вертикальном положении. Вследствие этого в процессе филогенеза выработалась система автоматического регулирования положения тела, обусловленного работой постуральной системы. Механизм опорно-двигательного аппарата, «выстраиваясь» под воздействием внешних и внутренних сил, сводит к минимуму траты энергии, что повышает функциональность и работоспособность организма и его систем [1, 5]. Нами разработана педагогическая технология «Осознанная телесность», основанная на методах телесно-ориентированной терапии [1, 2, 5], позволяющая через осознание свойств и возможностей собственной телесности формировать психофизическое единство и тем самым способствовать оздоровлению организма. Применение общеразвивающих и корригирующих упражнений, основанных на принципах телесно-ориентированной терапии (ТОТ), позволяет дифференцировать применение используемых средств с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательных способностей. Таким образом, основной целью работы являлась оценка эффективности педагогической технологии «Осознанная телесность» в учебном процессе по физическому воспитанию школьников специальной медицинской группы.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследованиях приняли участие 96 учениц общеобразовательных школ г. Симферополя в возрасте 13-15 лет, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Все обследуемые были разделены на две группы: основную, численностью 50 человек и контрольную, в состав которой вошли 46 человека. С целью оценки эффективности предложенной технологии использовали следующие методы:

- оценка физического состояния проводилась по показателям индекса Пинье, индекс Эрисмана (см), экскурсии грудной клетки (см), позвоночного индекса (см), приседаний за 60 секунд (кол-во), подъёмов туловища из положения лежа на спине за 60 секунд (кол-во), статической выносливости мышц спины (СВМС, сек), статической выносливости мышц пресса (СВМП, сек), статической выносливости мышц бедра (СВЛБ, сек);

- оценка функционального состояния включала в себя пробы Штанге (сек), Руфье-Диксона (усл.ед.), измерения ЖЕЛ (л), расчёт жизненного индекса (ЖИ, мл/кг).

Статистический анализ полученных результатов проводился с использованием пакета статистической обработки данных Statistica 7.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На первом этапе было проведено распределение учащихся по группам методом случайной выборки. В дальнейшем, проведенный анализ исходных показателей не выявил статистически значимых межгрупповых различий между исследуемыми параметрами, что говорит об однородности групп и позволяет в целом характеризовать обследуемый контингент. Оценивая исходный уровень физического развития учащихся специальной медицинской группы с использованием антропометрических индексов, следует отметить наличие достаточно существенных изменений в сомато-метрических характери-

стиках. Так, нахождение значений индекса Кетле в пределах 22^23 кг/м2 свидетельствует о чрезмерном увеличении массы тела по отношению к его длине. Наличие излишней массы тела являлось основной причиной изменения параметров телосложения и развития грудной клетки. При этом экскурсия грудной клетки не превышала значений 4,0 см.

Одной из важнейших характеристик физического состояния организма является подвижность в суставах, особенно в главном суставном сочленении, каким является позвоночный столб. У детей специальной медицинской группы отмечено уменьшение величины позвоночного индекса в среднем до 21 см, что свидетельствует о снижении эластических свойств капсульно-связочного аппарата и мышц, обеспечивающих амплитудные характеристики движения в различных отделах позвоночника. Кроме того ограниченные возможности для проявления качества гибкости сопровождались резким падением силовых характеристик основных мышечных группы. Так, в условиях динамического режима сокращения мышц нижних конечностей при выполнении теста число приседаний в минуту в среднем составляло 14,8±0,4 раз, тогда как нормативное значение для девочек этой возрастной группы равняется 50^52 раз/мин. Аналогичные результаты были получены и при проведении теста с подниманием туловища из положения лёжа. Исследования статической выносливости мышц пресса, спины и задней поверхности бедра также свидетельствовали о низкой способности мышц удерживать необходимый уровень и длительность изометрического напряжения в виду быстрого развития утомления.

Негативный тренд в физическом состоянии девочек специальной медицинской группы нашёл своё отражение и в низком функциональном состоянии кардиореспира-торной системы. Ограниченная экскурсия грудной клетки, недостаточная сократительная способность респираторной мускулатуры являлись важнейшими причинами снижения ЖЕЛ более чем на 50,0% относительной должных значений. При этом жизненный индекс как важнейший морфофункциональный показатель не превышал значений 38,0 мл/кг. На фоне низких функциональных резервов системы внешнего дыхания толерантность к физическим нагрузкам у девочек специальной медицинской группы была резко понижена. Индекс Руфье в среднем составлял 10,0 усл.ед., что оценивается как неудовлетворительный уровень адаптации к физическим нагрузкам при низкой работоспособности сердечно-сосудистой системы. При этом, обращает на себя внимание, снижение продолжительности задержки дыхания на вдохе до 26,8±1,6 сек., что характеризует резкое падение ги-поксической устойчивости как проявление функциональной недостаточности кардиоре-спираторной системы в целом.

Включение в основную часть уроков по физическому воспитанию комплексов ТОТ в течение учебного года способствовало усилению корригирующих и оздоровительно-профилактических эффектов, связанных с изменением морфофункционального статуса организма девочек (рисунок 1).

В результате естественных процессов роста отмечено увеличение показателей длины тела у всех обследуемых в среднем на 5,0 см (р<0,05), а массы тела на 7,9 % (р<0,05). Однако прирост весоростовых параметров не привёл к изменениям индекса Кетле, который остался на уровне 21^22 кг/м2 . Учитывая возрастной переход (дети стали на 1 год старше) следует отметить, что регулярные занятия физическими упражнениями являлись важнейшим фактором гармонизации физического развития школьниц на что указывает нахождение значений индекса Кетле в 75% центельной зоне, тогда как в начале учебного года они соответствовали 90% центелю.

Однако основным корригирующим эффектом использования методов ТОТ следует признать усиленное развитие грудной клетки. Индекс Эрисмана в основной группе достиг значений 3,6±0,57 см (р<0,05), тогда как в группе контроля он составлял 0,8±0,57 см. При чём увеличение габаритных размеров грудной клетки сопровождалось ростом подвижности в грудино-ключичных сочленениях примерно на 60,0%, (р<0,001). Отмеченные изменения оказали влияние на интегральную характеристику физического состояния

- снижение индекса Пинье в основной группе на 20,0%, (р<0,05) можно классифицировать как достижение хорошего уровня телосложения при удовлетворительном показателе в начале года.

60 50 40 30 го 10 о ■10 -20 -30

Пи

п

1 2 3 4 5 6 7 3 9 10 11 12 13

□ НЭП 1ЕЗД 13,6 55,5 37,5 20,4 35,0 го 41 51,0 +6,4 33,в 20,7 12,3 24,7

□ конгрольная 3,5 45,6 29,3 ЗД го, 5 10,5 ад 15 а,4 а 5,3 5,4

1 - индекс Пинье; 2 - индекс Эрисмана; 3 - экскурсия грудной клетки; 4 - позвоночный индекс; 5 - приседания, кол-во; 6 - подъем туловища, кол-во; 7 - стат. вынос. мышц пресса; 8 - стат. вынос. мышц спины; 9 - стат. вынос. мышц бедра (сек); 10 - проба Штанге; 11 - ЖЕЛ; 12 - жизн. индекс; 13 - индекс Руфье.

Рис 1. Динамика изменений морфофункциональных показателей физического состояния учащихся основной и контрольной групп (Д%)

Использование в комплексе ТОТ статических и динамических упражнений, направленных на развитие гибкости, обеспечило рост подвижности позвоночника в различных его отделах. Позвоночный индекс как интегральный показатель функционального состояния позвоночника увеличился в среднем на 10,0 см, (р<0,05), тогда как в группе контроля практически не изменился. Повышение физического статуса школьниц, занимающихся по программе ТОТ, характеризовалось значительным расширением силовых способностей. Применение упражнений, связанных с необходимостью удерживания по-стуральных положений при комбинировании статического и динамического режимов мышечных сокращений с элементами постизометрической релаксации позволили увеличить силовые характеристики мышц передней поверхности бедра в 1,8 раза, (р<0,001), показатели силовой выносливости мышц спины и пресса возросли на 110,0 и 69,0 % соответственно, (р<0,001), число приседаний на минуту увеличилось в среднем до 24,0 (р<0,001). Активное вовлечение двигательной системы в процесс физического совершенствования школьниц сопровождался расширением функциональных резервов кардиоре-спираторной системы. Отмечено увеличение продолжительности задержки дыхания на вдохе более 40,0 сек, (р<0,001), ЖЕЛ примерно на 500 мл ,(р<0,001), при этом индекс Руфье составил 7,6±0,25 усл.ед.,(р<0,001). В контрольной группе в конце учебного года положительный эффект от занятий был значительно менее выражен.

Таким образом, использование в учебном процессе по физическому воспитанию школьниц специальной медицинской группы педагогической технологии «Осознанная телесность» способствует гармонизации физического развития, расширению функциональных резервов кардиореспираторной системы, приспособительной активности на фоне роста мотивации к укреплению здоровья.

ВЫВОДЫ

1. Педагогическая технология «Осознанная телесность» способствует повышению эффективности уроков по физическому воспитанию школьниц специальной медицинской группы, при этом позволяет обеспечить индивидуальный подход, учитывающий морфофункциональные особенности учащихся, оказывает выраженное коррекционное и

оздоровительно-профилактическое действие.

2. Включение физических упражнений, основанных на принципах телесно-ориентированной терапии в программу по физическому воспитанию, повышает моторную плотность урока, позволяет целенаправленно воздействовать на опорно-двигательный аппарат, гармонизируя параметры физического развития учащихся. Стимулирующие воздействия методов ТОТ проявляются в расширении функциональных резервов кардиореспираторной системы, росте толерантности к физическим нагрузкам, повышении приспособительной активности школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барлоу, У. Техника Александера / Барлоу Уилфред. - М. : Полина М, 1999. - 11 с.

2. Буков, Ю.А. Возможности оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию учащихся специальной медицинской группы / Ю.А. Буков, Н.Г. Георгиева // Физическое воспитание студентов. - 2012. - № 3. - С. 22-25.

3. Евсеев, С.П. Реализация личностно ориентированного подхода в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников / С.П. Евсеев, А.Г. Комков, О.М. Шелков // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 2. - C. 2426, 39-41.

4. Технология педагогического проектирования физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп / О.Н. Степанова, Н.Н. Венгерова, С.В. Савин, О.В. Бородулина // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 3. - С. 16-20.

5. Фельденкрайз, М. Сознавание через движение : двенадцать практических уроков / М. Фельденкрайз ; пер. с англ. М. Папуш. - М. : Изд-во Института общегуманитарных исследований, 2001. - 160 с.

6. Физическая культура : программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений I-II кл. / авт.-сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. - М. : Дрофа, 2005. - 76 с.

7. Шилько, В.Г. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов / В.Г. Шилько // Вестник Томского государственного университета. - 2004. - № 283. - С. 205210.

REFERENCES

1. Barlow, Wilfred (1999), Alexander Technique, publishing house "Pauline M", Moscow.

2. Bukov, Yu.A. and Georgieva, N.G. (2012), "Possibilities of optimization of educational process in physical education students of special medical group", Physical education students, No. 3, pp. 2225.

3. Evseev, S.P., Komkov, A.G. and Shelkov, O.M. (2006), "Realization of personality oriented approach in the use of innovative technologies of physical education students", Physical culture: upbringing, education, training, No. 2, pp. 24-26.

4. Stepanova, O.N., Vengerova, N.N., Savin, S.V. and O. V. Borodulina (2014), "Technology pedagogical design of fitness classes with students of special medical groups", Physical culture, sport -science and practice, No.3, pp. 16-20.

5. Feldenkrais, M. (2001), Awareness through movement: twelve practical lessons, publishing house Institute for Humanities research, Moscow.

6. Matveev, A.P., Petrova, T.V. and Kaverina L.V. (2006), Physical culture. Programs for students of special medical group of educational institutions I-II class, publishing house "Drofa", Moscow.

7. Shilko, V.G. (2004), "Personality-oriented approach in physical education of students", Bulletin of the Tomsk State University, No. 283, pp. 205-210.

Контактная информация: g-nadia@list.ru

Статья поступила в редакцию 25.06.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.