Научная статья на тему 'Здоровьесберегающее поведение учителя как основа здоровья учащихся'

Здоровьесберегающее поведение учителя как основа здоровья учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
354
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / УЧИТЕЛЬ / РАЦИОН ПИТАНИЯ / ШКОЛА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / STUDENTS / HEALTH / LIFESTYLE / TEACHER / NUTRITION RATION / SCHOOL / HEALTH-SAVING EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калинина И.А.

В статье представлены результаты анкетирования студентов будущих учителей технологии для изучения степени их информированности по вопросам формирования здоровья и здорового образа жизни. Дана оценка степени сформированности у студентов установок на здоровый образ жизни, включая пищевое поведение и рацион питания. Определены основные направления формирования здоровьесберегающей компетенции школьного педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information awareness of students - future technology for healthy lifestyles teachers and training in their educational activities in area of human health preservation

In the article there are presented results of the questionnaire survey of students future technology for healthy lifestyles teachers on issues of shaping of health and a healthy lifestyle. There is given an estimation of the degree of the formedness in students adjustment for healthy lifestyle, including eating behavior and nutrition ration. There were determined basic directions of the shaping of the health-saving competence of the school teacher.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающее поведение учителя как основа здоровья учащихся»

показала, что скорость возрастного развития мальчиков и девочек отличается, темпы возрастного развития преобладают среди мальчиков 14-15 лет, в то время как девочки несколько отстают; 2. Показатели психологического здоровья школьников не позволяют однозначно утверждать о полном психологическом благополучии исследуемой группы. Несмотря на нормальные значения общего состояния и общего настроя у подавляющего большинства респондентов, выявлено значительно число школьников с отклонениями уровня тревожности от нормы. 3. Взаимосвязь между физическими и психологическими характеристиками обследованных подростков слабая (r < 0,3). 4. Взаимосвязь между физическими характеристиками и успеваемостью также слабовыражена (r > 0,3). Это подтверждает гипотезу о влиянии фактора учебного процесса на формирование физической составляющей здоровья школьника.

Использование методов скрининг-оценки уровня здоровья с помощью автоматизированного комплекса «Здоровье-экспресс» играет существенную роль в формировании здоровьесберега-ющего мышления учащихся. Используя практические навыки, самостоятельное измерение и анализ показателей, школьник может осознать всю важность и необходимость здорового образа жизни. Особая роль в такого рода исследованиях принадлежит школьному педагогу. Учитель, который умеет использовать здоровьесберегающие технологии не только на уроке, но и во внеучебной деятельности, является наиболее компетентным и соответствующим профессиональному стандарту. Следует отметить, что здоровьесберегающая направленность работы учителя, ученика и родителей должна иметь систематический характер и присутствовать во всех сферах деятельности респондентов, так как только в этом случае возможно изменение сложившейся сегодня ситуации с состоянием здоровья подрастающего поколения в лучшую сторону.

Литер ату р а

1. Попов В.И., Колесникова Е.Н., Петрова Т.Н. Здоровье учащейся молодежи: подходы к оценке и совершенствованию. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2014; 58: 60-3.

2. Картышева С.И. Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья современных школьников. В кн.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Мони-торирование состояния здоровья, качества и образа жизни населения России. Влияние поведенческих факторов риска на здоровье населения». М.; 2011: 419.

3. Соколова Н.В., Попов В.И., Алферова С.И., Артюхова И.Г., Кварацхелия А.Г. Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни студенческой молодежи. Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2013; 3-2 (91): 130-4.

4. Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Научно-методические основы охраны и укрепления здоровья подростков России. Гигиена и санитария. 2011; 4: 53-7.

5. О комплексе Здоровье-экспресс. Медицинские компьютерные системы. Available at: http://www.zdex.ru/ (дата обращения: 15.04.2015).

6. Путин В.В. О Национальной стратегии действий в интерес ах детей на 2012 - 2017 годы. Гарант - Информационно правовой портал. Available at: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 15.04.2015).

References

1. Popov V.I., Kolesnikova E.N., Petrova T.N. Health of the studying youth: approaches to an assessment and improvement. Nauchno-meditsinskiy vestnik Tsentral'nogo Chernozem'ya. 2014; 58: 60-3. (in Russian)

2. Kartysheva S.I. Influence of behavioural factors on a state of health of modern school students. In: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Monitoring of a State of Health, Quality and Way of Life of the Population of Russia. Influence of Behavioural Risk Factors on Health of the Population" [Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii «Monitorirovanie sostoyaniya zdorov'ya, kachestva i ob-raza zhizni naseleniya Rossii. Vliyanie povedencheskikh faktorov riska na zdorov'e naseleniya»]. Moscow; 2011: 419. (in Russian)

3. Sokolova N.V., Popov V.I., Alferova S.I., Artyukhova I.G., Kvar-atskheliya A.G. An integrated approach to a hygienic assessment of quality of life of student's youth. Byulleten' Vostochno-Sibirsk-ogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdeleniya Rossiyskoy akademii meditsinskikh nauk. 2013; 3-2 (91): 130-4. (in Russian)

4. Kuchma V. R., Rapoport I.K. Scientific and methodical bases of protection and strengthening of health of teenagers of Russia. Gi-giena i sanitariya. 2011; 4: 53-7. (in Russian)

5. About the Health-Express. Medical Computer Systems complex. Available at: http://www.zdex.ru/ (Accessed: 15 April 2015). (in Russian)

6. Putin V.V. About National strategy of actions in interests of children for 2012 - 2017. Garant - legal information portal. Available at: http://base .garant.ru/70183566/ (Accessed: 15 April 2015). (in Russian)

Поступила 15.06.15

О КАЛИНИНА И.А., 2015

УДК 613.955:616-057.874-084]:378.661

Калинина И.А.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» Министерства образования и науки Российской Федерации, 394045, Воронеж, Россия

В статье представлены результаты анкетирования студентов - будущих учителей технологии для изучения степени их информированности по вопросам формирования здоровья и здорового образа жизни. Дана оценка степени сформированности у студентов установок на здоровый образ жизни, включая пищевое поведение и рацион питания. Определены основные направления формирования здоровьесберегающей компетенции школьного педагога.

Ключевые слова: студенты; здоровье; образ жизни; учитель; рацион питания; школа; здоровьесберегающая образовательная среда.

Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(9): 16-18.

Kalinina I. A. INFORMATION AWARENESS OF STUDENTS - FUTURE TECHNOLOGY FOR HEALTHY LIFESTYLES TEACHERS AND TRAINING IN THEIR EDUCATIONAL ACTIVITIES IN AREA OF HUMAN HEALTH PRESERVATION

Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russian Federation, 394043

In the article there are presented results of the questionnaire survey of students - future technology for healthy lifestyles teachers on issues of shaping of health and a healthy lifestyle. There is given an estimation of the degree

of the formedness in students adjustment for healthy lifestyle, including eating behavior and nutrition ration. There were determined basic directions of the shaping of the health-saving competence of the school teacher.

Key words: students; health; lifestyle; teacher; nutrition ration; school; health-saving educational environment.

For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(9): 16-18. (In Russ.)

For correspondence: Inna A. Kalinina, E-mail: kalinka.1977@yandex.ru

Received 15.06.15

В современной России уже на протяжении нескольких десятилетий актуальными являются вопросы формирования состояния здоровья школьного учителя, а также качества его просветительской деятельности в области здоровьесбережения. Решение данной проблемы возможно лишь в том случае, если профессиональное поведение педагога и система его знаний о здоровье будут способствовать развитию у учашдхся готовности вести здоровый образ жизни [1, 2].

На сегодняшний день можно выделить ряд аспектов, на которые должен ориентироваться преподаватель при формировании как здоровьесберегающей мотивации школьников, так и здоро-вьесберегаюшего пространства в образовательном учреждении. Основополагающими являются режим дня, труда, отдыха, сна, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, отсутствие вредных привычек, а также глубокие знания и практические навыки как неотъемлемые компоненты культуры здоровья [3, 4].

В качестве результатов обучения студентов федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования определены и умения формирования у школьников знаний о здоровом стиле жизни и культуре здоровья, о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека под влиянием факторов среды, развитие экологического сознания. Здоровьесберегающее поведение является важнейшим элементом учебно-воспитательного процесса школы нового поколения.

К сожалению, согласно ряду литературных источников, выпускники образовательных организаций, обладая достаточным объемом и уровнем знаний в вопросах обеспечения, сохранения и охраны здоровья, зачастую не способны успешно реализовы-вать их на практике [1, 4, 5]. При преподавании предмета «технология» у учителя появляется возможность привития школьникам необходимых навыков рационального питания в семье, личной гигиены, гигиены одежды, гигиены жилища и др. Однако преподавательская деятельность в области здоровьесбережения может быть успешной только в тех случаях, когда у самих студентов -будущих учителей сформировалась устойчивая мотивация к здоровому образу жизни.

Цель работы заключалась в исследовании степени информированности студентов о факторах риска нарушений здоровья и сформированности у них мотивации вести здоровый образ для разработки перспективного плана подготовки будущих учителей к ведению просветительской деятельности в школе.

Материалы и методы

Исследование проведено на базе Воронежского госпедуни-верситета. В качестве респондентов выступили студенты женского пола 1-4-го курсов, обучающиеся по направлению подготовки «педагогическое образование», профиль «технология». Всего 60 человек. Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе разработана анкета-опросник из 35 вопросов, направленная на выявление у студентов представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Второй этап исследования заключался в проведении анкетирования респондентов, а также в статистической обработке полученных данных. Для получения репрезентативных ответов анкетирование проводили в условиях, исключающих возможность обсуждения, в спокойной обстановке, без ограничения во времени. Статистическая обработка данных проводилась на персональном компьютере с помощью лицензионного приложения пакетов прикладных программ Microsoft Office, отвечающих требованиям, предъявляемым к систематизации и обработке результатов социально-гигиенических исследований. В основу реализации третьего этапа были

Для корреспонденции: Калинина Инна Алексеевна, E-mail: kalinka.1977@yandex.ru

положены результаты статистической обработки данных и сделанные на их основе выводы. Это позволило разработать индивидуальные и групповые задания, степень сложности которых определялась курсом обучения в вузе, уровнем информированности студентов, их коммуникативными свойствами.

Результаты и обсуждение

Данные, полученные нами в ходе анкетирования, позволяют утверждать, что лишь 75% опрошенных респондентов - будущих учителей имеют полное представление о здоровье и факторах его формирующих. Несмотря на уверенность всех респондентов в необходимости ведения здорового образа жизни, для студенчества характерно в первую очередь формирование неблагоприятных тенденций в области качественных и количественных показателей питания. Режим питания соблюдают чуть более 50% опрошенных нами девушек. Анализ рациона питания студенток показал, что значительная часть обследованных в недостаточном количестве употребляют мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыбу, овощи и фрукты. Почти половина респондентов считает, что первые блюда употреблять необязательно; только пятая часть девушек соблюдает трехразовый режим питания. Около 35% студенток отдают предпочтение мясу и рыбе, 30% - овощам и фруктам, 5% - крупам и бобовым и 30% считают, что «не так важно, что есть, лишь бы не чувствовать голода». У 45% студенток энергетическая ценность рациона не покрывает суточные энергозатраты. Почти у 50% студенток имеется недостаточное поступление белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Одним из факторов риска является питание в пунктах быстрого приготовления пищи: так, 25% респондентов питаются фаст-фудом один раз в неделю, а 5% - почти каждый день.

Переход к третьему этапу работы осуществляли в рамках дисциплин профессионального цикла учебного плана. Следует отметить, что учитель технологии занимает особое место среди учителей-предметников. Предмет «технология», как никакой другой способен стать экспериментальной здоровьесберегаю-щей площадкой, на которой школьный учитель, применяя нетрадиционные формы проведения уроков, может создать идеальные условия для формирования культуры здоровья учащихся. В процессе изучения предмета «технология» ученик получает возможность приобрести знания и умения в области здоровьес-бережения в таких разделах, как «технология ведения дома», «кулинария», «материаловедение», «технологии в современном мире». Например, при освоении темы «кулинария» прививаются навыки здорового питания и гигиены приготовления блюд, хранения продуктов, безопасного обращения с кухонным оборудованием и электроприборами; при изучении раздела «создание изделий из текстильных материалов» - навыки личной гигиены и гигиены одежды; при рассмотрении технологий ведения дома - знания и умения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия своей семьи.

Обсуждая результаты, полученные в ходе анкетирования, акцентируя внимание студентов на неблагоприятных тенденциях, совместно с другими преподавателями мы провели несколько кураторских часов, в рамках которых, используя индивидуальный подход и командную работу, попытались сформировать представление студентов о здоровье и здоровом образе жизни как о приоритетном направлении не только их будущей профессиональной деятельности, но и как целевой установке личной жизни.

В дальнейшем перед участниками исследования была поставлена задача составления плана мероприятий по сохранению и укреплению своего здоровья, а также предложено разработать мероприятие для школьников со здоровьесберегающей направленностью. С первой частью задания сразу справились около

50% студентов. Основные ошибки при составлении программы сохранения собственного здоровья заключались в следующем: отсутствие систематизации отдельных этапов; не были учтены такие моменты, как контроль над временем работы с компьютером и пользованием другими мобильными устройствами, продолжительность ночного сна, степень воздействия экзаменационного стресса. Со второй частью задания справились практически все студентки. Они разработали широкий спектр мероприятий, среди которых классный час с видео-презентацией «Как важно сохранить здоровье семьи», вечер встреч «Я и мое здоровье», анкетирование родителей «Здоровье вашего ребенка», круглый стол «Мы то, что мы едим», конкурсы «Самый здоровый класс» и «Самый спортивный класс». Реализация данных проектов была осуществлена студентами 3-4-го курса в рамках педагогической практики.

Заключение

Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы: 1. Обследованные респонденты не в полной мере владеют понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни». По данным анкетирования, у них не прослеживается целостное формирование компетенций, направленных на организацию здоровьесберегающей образовательной среды. 2. Пищевые предпочтения студентов не отвечают принципам рационального питания. В рационе питания редко присутствуют рыба, бобовые, каши из круп. Представленные количественные и качественные характеристики питания учащихся вуза указывают на наличие негативных тенденций, что при отсутствии должных обучающих и профилактических мероприятий может в дальнейшем привести к нарушениям состояния здоровья. 3. Организация здоровьесберегающей деятельности в школе представляет собой сложный целенаправленный процесс, который в значительной степени определяется уровнем гигиенической грамотности учителя. Современный педагог независимо от профиля подготовки должен в полной мере обладать знаниями, умениями и навыками формирования здоровьесберегающей образовательной среды, что и будет являться приоритетным направлением нашей дальнейшей работы.

Лите р атур а

1. Соколова Н.В., Попов В.И., Картышева С.И., Королева А.О.

Некоторые аспекты профилактической деятельности учите-

ля, направленной на улучшение состояния здоровья школьников. Гигиена и санитария. 2014; 1: 90-1.

2. Попов В.И., Колесникова Е.Н., Петрова Т.Н. Здоровье учащейся молодежи: подходы к оценке и совершенствованию. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2014; 58: 60-3.

3. Попов В.И., Есауленко И.Э., Петрова Т.Н. Мониторинг состояния здоровья и качество жизни студентов на региональном уровне. В кн.: Семеркова Л.Н., ред. Качество жизни населения и экология. Пенза; 2014: 5-22.

4. Соколова Н.В., Попов В.И., Алферова С.И., Артюхова И.Г., Кварацхелия А.Г. Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни студенческой молодежи. Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2013; 3-2 (91): 130-4.

5. Третьякова Н.В., Федоров В.А. Качество здоровьесберега-ющей деятельности образовательных организаций: теория и технологии обеспечения: монография. Екатеринбург: РГППУ; 2014.

References

1. Sokolova N.V., Popov V.I., Kartysheva S.I., Koroleva A.O. Some aspects of the preventive activity of the teacher directed on improvement of a state of health of school students. Gigiena i sani-tariya. 2014; 1: 90-1. (in Russian)

2. Popov V.I., Kolesnikova E.N., Petrova T.N. Health of the studying youth: approaches to an assessment and improvement. Nauchno-meditsinskiy vestnik Tsentral'nogo Chernozem'ya. 2014; 58: 60-3. (in Russian)

3. Popov VI., Esaulenko I.E., Petrova T.N. Monitoring of a state of health and quality of life of students on a regional level. In: Semerkova L.N., ed. Quality of Life of the Population and Ecology [Kachestvo zhizni naseleniya i ekologiya]. Penza; 2014: 5-22. (in Russian)

4. Sokolova N.V., Popov V.I., Alferova S.I., Artyukhova I.G., Kvar-atskheliya A.G. An integrated approach to a hygienic assessment of quality of life of student's youth. Byulleten' Vostochno-Sibirskogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdeleniya Rossiyskoy akademiimeditsinskikh nauk. 2013; 3-2 (91): 130-4. (in Russian)

5. Tret'yakova N.V, Fedorov V.A. Quality ofHealth Saving Activity of the Educational Organizations: Theory and Technologies of Providing: Monograph [Kachestvozdorov'esberegayushchey deyatel'nosti obrazovatel'nykh organizatsiy: teoriya i tekhnologii obespecheniya: monografiya]. Ekaterinburg: RGPPU; 2014. (in Russian)

Поступила 15.06.15

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.96:616-092.11-02-057.875

Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С.

САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет», 394000 Воронеж, Россия

Образ жизни рассматривают как один из ведущих факторов, определяющих здоровье человека. Проблема ведения студентами здорового образа жизни в настоящее время, несмотря на широкую его пропаганду, до сих пор не решена, так как в студенческой среде еще достаточно широко распространены факторы риска для здоровья. В статье представлены данные социологического опроса, освещающие самооценку здоровья, особенности образа жизни студентов физико-математического факультета педагогического университета. Дана оценка степени распространения факторов риска здоровью в данной категории респондентов.

Ключевые слова: образ жизни; качество жизни; самооценка; здоровье; вредные привычки; режим питания;

нерациональность питания; материальное благополучие; отрицательные эмоции.

Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(9): 18-20.

Kartysheva S.I., Popova O.A., Grosheva E.S. SELF-ASSESSMENT OF HEALTH STATUS AND LIFESTYLE AMONG STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russian Federation, 394043

The life style is considered as one of the leading factors determining human health. The problem of maintaining a healthy lifestyle now isn't solved yet, despite its broad promotion, since in the student's environment risk factors for health are still rather widespread. In the paper there are presented data of sociological questionnaire survey lighting

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.