Научная статья на тему 'Здоровье человека как многоаспектный феномен'

Здоровье человека как многоаспектный феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1453
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / HEALTH-CARING PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Н. Ф.

В статье рассмотрено понятие здоровье и его основные аспекты: физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье, нравственное здоровье. В контексте выделенных аспектов представлена четырехкомпонентная модель здоровья, в которую вошли нравственный, психический, физический, соматический компонент. Автор делает вывод, что культура здорового образа жизни личности это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определённым уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретённых в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощённых в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье. При этом особенно важно, чтобы личным здоровьем обладали преподаватели, что является одним из условий эффективного функционирования в условиях здоровьесберегающего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH OF PEOPLE AS A MULTIDIMENSIONAL PHENOMENON

In the article the author studies a concept of health and its main aspects: physical health, mental health, social health, spiritual health. In the context of the defined aspects the professor presents a four-part model of health, which includes moral, mental, physical and somatic components. The author concludes that the culture of a healthy lifestyle of an individual is a part of human culture, which reflects the systemic and dynamic state due to a certain level of expertise, physical culture, social and spiritual values acquired through education and self-education, educational, motivational and value orientation. The author offers to understand that health as part of a person's culture is embodied in practical life, as well as in the physical and mental-physical condition. It is particularly important when personal health is treated as one of conditions for effective functioning of a teacher in terms of the conception of health-saving education.

Текст научной работы на тему «Здоровье человека как многоаспектный феномен»

лов образовательных программ и маршрутов обучающимися, демонстрирующими разные социокультурные типы (СКТ) языка и сознания, и предполагает как объединение их для опережающего, стандартного, щадящего режимов обучения в гомогенные

Библиографический список

по СКТ группы, в том числе при организации разновозрастных вертикалей, так и создание гетерогенных по СКТ групп, в которых применяются новейшие «мультиобъёмные» (мультисистемные) технологии обучения и воспитания.

1. Иларион. Слово о Законе и Благодати. Москва, 1994.

2. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. Москва, 1995.

3. Климов Г.А. Типологические исследования в СССР (20 - 40-е годы). Москва, 1981.

4. Климов Г.А. Очерк общей теории эргативности. Москва, 1973.

5. Климов Г.А. Типология языков активного строя. Москва, 1977.

6. Брянчанинов И. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова: в 8 т. Москва, 2003; Т. 5.

7. Карпович Д.И., Бондаренко Л.В. Практика становления классно-предметной системы: в 2 ч. Красноярск, 2005; Ч.1.

References

1. Marion. Slovo o Zakone i Blagodati. Moskva, 1994.

2. Zamskij H.S. Umstvenno otstalye deti: istoriya ih izucheniya, vospitaniya i obucheniya s drevnih vremen do serediny HH veka. Moskva, 1995.

3. Klimov G.A. Tipologicheskie issledovaniya v SSSR (20 - 40-e gody). Moskva, 1981.

4. Klimov G.A. Ocherk obschej teorii 'ergativnosti. Moskva, 1973.

5. Klimov G.A. Tipologiya yazykov aktivnogo stroya. Moskva, 1977.

6. Bryanchaninov I. Polnoe sobranie tvorenijsvyatitelya Ignatiya Bryanchaninova: v 8 t. Moskva, 2003; T. 5.

7. Karpovich D.I., Bondarenko L.V. Praktika stanovleniya klassno-predmetnojsistemy v 2 ch. Krasnoyarsk, 2005; Ch.1.

Статья поступила в редакцию 28.01.15

УДК 37.013

Petrova N.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), professor, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: klinpsych@mail.ru

HEALTH OF PEOPLE AS A MULTIDIMENSIONAL PHENOMENON. In the article the author studies a concept of health and its main aspects: physical health, mental health, social health, spiritual health. In the context of the defined aspects the professor presents a four-part model of health, which includes moral, mental, physical and somatic components. The author concludes that the culture of a healthy lifestyle of an individual is a part of human culture, which reflects the systemic and dynamic state due to a certain level of expertise, physical culture, social and spiritual values acquired through education and self-education, educational, motivational and value orientation. The author offers to understand that health as part of a person's culture is embodied in practical life, as well as in the physical and mental-physical condition. It is particularly important when personal health is treated as one of conditions for effective functioning of a teacher in terms of the conception of health-saving education.

Key words: health, healthy lifestyle, health-caring pedagogy.

Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» (СКФУ),

г. Ставрополь, E-mail: klinpsych@mail.ru

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА КАК МНОГОАСПЕКТНЫЙ ФЕНОМЕН

В статье рассмотрено понятие здоровье и его основные аспекты: физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье, нравственное здоровье. В контексте выделенных аспектов представлена четырехкомпонентная модель здоровья, в которую вошли нравственный, психический, физический, соматический компонент. Автор делает вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определённым уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретённых в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощённых в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье. При этом особенно важно, чтобы личным здоровьем обладали преподаватели, что является одним из условий эффективного функционирования в условиях здоровьесберегающего образования.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая педагогика.

Здоровье как основа жизнедеятельности человека представляет собой сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический, социальный и педагогический аспекты. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Таким образом, здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности [1].

В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Выделим основные признаки индивидуального здоровья,

это:

• специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

Таблица 1.

Основные аспекты здоровья человека

Аспекты здоровья человека Их содержание при высоком уровне развития

Физическое здоровье совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде

Психическое здоровье развитое мышление и сознание в целом, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности

Социальное здоровье здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека; способность человека организовывать эффективное взаимодействие с различными членами социума

Духовно- нравственное здоровье комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в конкретном обществе.

• показатели роста и развития;

• текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности;

• уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:

Нравственный компонент - комплекс характеристик мо-тивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Психический компонент - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфо-физиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции [2].

Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общеБиблиографический список

ственных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни это:

• благоприятное социальное окружение;

• духовно-нравственное благополучие;

• оптимальный двигательный режим (культура движений);

• закаливание организма;

• рациональное питание;

• личная гигиена;

• отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ)

• положительные эмоции [3].

Приведённые характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье [4]. В этой связи здоровье необходимо ввести в систему ценностей человека на всех уровнях. Здоровье должно быть не самоцелью, а средством для хорошего, радостного самочувствия, для реализации всех заложенных в человеке возможностей. Если человек осознает, что самое ценное - жизнь и здоровье, то сможет найти пути оздоровления.

В данных условиях весьма своевременно в педагогике формируется новое направление - здоровьесберегающее образование. В его основу положена идея приоритетности здоровья субъектов образовательного процесса как основополагающего компонента личности, что предопределяет оптимальное обеспечение жизнедеятельности каждого обучающего и обучаемого. В рамках здоровьесберегающего образования всё большее значение приобретает здоровье самого преподавателя и его компетентность в области организации образовательного процесса на основе здоровьесберегательных технологий [5; 6]. При этом особенно важна профессиональная подготовка в контексте здоровоьесбережения будущих учителей. Тем самым возрастает роль преподавателя высшей школы в этом процессе, так как от него зависит уровень профессиональной компетентности будущего учителя и его установки на функционирование в условиях здоровьесберегающего образования.

1. Петрова Н.Ф. Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях школ-интернатов. Мир науки, культуры, образования. 2013; 2 (39): 20-21.

2. Петрова Н.Ф. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6 (43): 139-140.

3. Петрова Н.Ф., Горовая В.И. Современная школа и проблема здоровья учащихся. Успехи современного естествознания. 2005; 11: 73-75.

4. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра. Начальная школа. 2006; 6.

5. Сорокопуд Ю.В. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы. Педагогическое образование и наука. 2010; 11: 42-49.

6. Сорокопуд Ю.В. Новые требования к подготовке преподавателей высшей школы в контексте современных образовательных реалий. Мир науки, культуры, образования. 2013; 4 (41): 198-200.

References

1. Petrova N.F. Realizaciya zdorov'esberegayuschih tehnologij v usloviyah shkol-internatov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 2 (39): 20-21.

2. Petrova N.F. Rol' zdorov'esberegayuschih tehnologij v obrazovatel'nom processe sovremennoj shkoly. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6 (43): 139-140.

3. Petrova N.F., Gorovaya V.I. Sovremennaya shkola i problema zdorov'ya uchaschihsya. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2005; 11: 73-75.

4. Mitina E.P. Zdorov'esberegayuschie tehnologii segodnya i zavtra. Nachal'naya shkola. 2006; 6.

5. Sorokopud Yu.V. Professional'naya kompetentnost' prepodavatelya vysshej shkoly. Pedagogicheskoe obrazovanie inauka. 2010; 11: 42-49.

6. Sorokopud Yu.V. Novye trebovaniya k podgotovke prepodavatelej vysshej shkoly v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh realij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 4 (41): 198-200.

Статья поступила в редакцию 22.01.15

УДК 371.21

Ryzhova N.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), professor, leading researcher in Institute of Contents and Methods of Teaching (Moscow, Russia), E-mail: nata-rizhova@mail.ru

Uskova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Part-Time Saint-Petersburg Humanities University of Trade Unions (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: usa1807@yandex.ru

Zalyalyutdinova Z.A., Deputy Director in Information-Communication Technologies Office, High School №221, postgraduate, Saint-Petersburg Humanities University of Trade Unions (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: ve_ter@mail.ru

THE CHARACTERISTIC OF THE INDICATORS OF INTEGRITY OF EDUCATIONAL PROCESS PROVIDING ITS PRODUCTIVITY IN THE CONDITIONS OF PRESENT CALLS. In the article the problem of ensuring integrity of educational process in the conditions of the modern changing pedagogical reality, the decision of which is carried out according to the synergetic approach, is considered. The authors define and describe indicators that determine a parameter of integrity of the modern educational process. Among the indicators of the integrity of the educational process the following features are named: conceptual unity, definiteness, focus, organization, substantial completeness, technological effectiveness, consistency, improvement. The authors make a special focus on the concept of integral educational process, which is critical for the effectiveness in organization of professional and pedagogical activity and in achievement of educational results in the conditions of claims of the modern life. Taking into account the revealed modern indicators of the integrity, the researchers also find them useful for experts of professional development, educational organizations, and teachers.

Key words: educational process, system approach, synergetic approach, self-organizing system, productivity of educational process, components of educational process, integrity indicators.

Н.И. Рыжова, д-р. пед. наук, проф., вед. науч. сотрудник ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» РАО, г. Москва, E-mail: nata-rizhova@mail.ru

С.А. Ускова, канд. пед. наук., доц., декан заочного Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, г. Санкт-Петербург, E-mail: usa1807@yandex.ru

З.А. Залялютдинова, заместитель директора по информационно-коммуникационным технологиям ГБОУСОШ № 221, аспирант Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, г. Санкт-Петербург, E-mail: ve_ter@mail.ru

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЕГО РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ

В статье рассмотрена проблема обеспечения целостности образовательного процесса в условиях современной меняющейся педагогической реальности, решение которой может быть в логике системного и синергетического подходов. Обоснованы и рассмотрены показатели целостности современного образовательного процесса: концептуальное единство, определенность, целенаправленность, организованность, содержательная полнота, технологичность, непротиворечивость, совершенствование. В статье обосновано, что понимание целостности образовательного процесса необходимо для эффективной организации профессионально-педагогической деятельности современного педагога и для обеспечения результативности образовательного процесса в условиях вызовов современности.

Ключевые слова: образовательный процесс, системный подход, синергетический подход, самоорганизующаяся система, результативность образовательного процесса, компоненты образовательного процесса, показатели целостности.

В современном социуме и в жизни конкретного человека в настоящее время происходят принципиальные изменения, которые принято обозначать как вызовы современности (явления и процессы, меняющие традиционный образ бытия человека). В связи с невозможностью описать эти изменения языком классической науки возникают различные постнеклассические теории осмысления современного мира. Кроме того эти и другие изменения, происходящие в современном мире, оказали существен-

ное влияние и на преобразование педагогической реальности. Большинство этих преобразований были учтены в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает, что воспитание и развитие качеств личности должны учитывать требования информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.