Научная статья на тему 'Завтра наступает уже сегодня'

Завтра наступает уже сегодня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО / ЦИФРОВАЯ ПОЛИГРАФИЯ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРА / DIGITAL PRINTING TECHNOLOGY / PUBLISHING / BACHELOR OF IMAGING ARTS / BACHELOR OF PRINT MEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воргачев Вячеслав Николаевич

В статье затрагиваются вопросы, связанные с коренными изменениями в технологиях издательского дела и полиграфии и соответствующие трансформации образовательного процесса в отрасли. Освещается международный опыт подготовки специалистов области цифровой печати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tomorrow comes today

The author covers the questions concerning the fundamental change in printing technology and publishing and the corresponding transformation of educational process in this sphere. The international experience in training specialists of imaging arts and print media is described.

Текст научной работы на тему «Завтра наступает уже сегодня»

В.Н. ВОРГАЧЕВ, канд. тех. н., главный специалист Центр научных исследований и сертификации

Завтра наступает уже сегодня

В статье затрагиваются вопросы, связанные с коренными изменениями в технологиях издательского дела и полиграфии и соответствующие трансформации образовательного процесса в отрасли. Освещается международный опыт подготовки специалистов области цифровой печати.

Ключевые слова: издательское дело, цифровая полиграфия, подготовка бакалавра.

С исчезновением централизованного руководства издательским делом, полиграфией и книжной торговлей в стране практически перестала существовать полиграфическая промышленность как отрасль народного хозяйства. Ранее она имела 7 заводов полиграфического машиностроения, два завода полиграфических красок, научно-исследовательский институт, стандарты и нормативы, централизованное обеспечение населения страны газетами, журналами и книгами.

В настоящее время в Российской федерации отмечается бурный рост числа организаций и предприятий, работающих в области издательской деятельности, рекламы, производства упаковки и другой печатной продукции. По разным оценкам, в настоящее время в России существует до 10 тыс. издательских структур и от 6 до 7 тыс. полиграфических предприятий.

За последние два десятка лет мировая отрасль печати подверглась коренной трансформации, темп которой возрос во второй половине 90-х гг. прошлого столетия и почти не снижается и сейчас. При этом происходят и важные структурные сдвиги, суть которых состоит в компьютеризации издательских и полиграфических процессов. В настоящее время последние практически полностью выполняются в рамках компьютерных систем, что обусловливает необходимость подго-

товки специалистов нового типа, достаточно далеких от работы на собственно печатных машинах. Сегодняшний полиграфист - это высококвалифицированный профессионал, который понимает, как работают операционные системы и весьма сложные программы, это системщик, способный поддерживать непрерывную работоспособность серверов, компьютерных сетей, баз данных, отдельных рабочих станций. А это значит, что требуется совсем иная система обучения, ибо даже после окончания вуза специалисту необходимо войти в курс дела конкретной фирмы, освоить используемые ею новейшие технологии и программные продукты.

Многие операции все более отдаляются от собственно процесса печати и выполняются в издательствах, дизайн-студиях, рекламных бюро и пр.

Современному университету печати приходится отвечать на эти вызовы времени. В настоящее время подготовка кадров в МГУП ведется по 19 специальностям и 4 направлениям бакалавриата: полиграфия, технологические машины и оборудование, книжное дело, автоматизация и управление.

Кто такой бакалавр? Никто из работодателей до их пор не понимает, чем он отличается от традиционно выпускаемого специалиста, инженера. Считается, что это «недоделанный инже-

нер» , так как его подготовка ограничивается четырьмя годами.

Вышестоящие организации, которые ввели подготовку бакалавров и магистров в высшее образование России, объясняют, что это мировая практика и нам надо быть, как «они». Однако система бакалавриата и магистратуры вырабатывалась в мировой практике с целью создания системы подготовки кадров, обеспечивающей опережающий карьерный рост специалистов в условиях модернизации и внедрения инновационных технологий. И это нужно осуществлять не декретом «сверху», как принято в России, а на основе кропотливого научного анализа специфики развивающих отраслей.

Изучение зарубежных методов подготовки бакалавров требует критического подхода к отечественным направлениям подготовки бакалавра (полиграфия, технологические машины и оборудование, книжное дело и автоматизация и управление).

Например, в Рочестерском технологическом институте (США) есть Колледж (Imaging Arts & Sciences), в котором работает Школа печатных средств информации (School of Print Media), родственная МГУПу, где выпускаются бакалавры наук (BS) по двум направлениям: графические средства массовой информации и создание новых медийных средств массовой информации.

Проанализировав соответствующие учебные планы, можно увидеть, что в американской высшей школе бакалавр наук по направлению «графические средства массовой информации» уже с первого года приобретает исчерпывающие знания о современном бизнесе и его роли в различных отраслях промышленности, в том числе в индустрии печатных и новых средств массовой информации. Студента также знакомят с основами полиграфии и дизайна, причем бакалавр

прежде всего должен знать полиграфические стандарты и базовые методы дизайна.

В технологии полиграфии основным объектом, требующим технического регулирования, является цвет. Книгопечатание, а позже полиграфия, объединили процессы набора текста и обработки изображений с синтезом цвета красками на оттиске. Только в полиграфии цвет уже в оригинале оценивается специалистами. При подготовке к печати цвет анализируют, преобразуют, корректируют, расслаивают (проводят цветоделение) и снова преобразуют. На стадии печати посредством красок, чернил и лаков цвет снова синтезируют на твердом носителе запечатываемого материала в виде многокрасочного изображения на отпечатке.

В настоящее время в связи с повсеместным внедрением компьютерной обработки изображений стало возможным корректирование, редактирование и представление изображения в цифровом формате. Результаты можно видеть на мониторах компьютеров и экранах телевизоров и другой видеотехники. Работа с цветом переместилась из типографий в издательства и дизайн-бюро.

Таким образом, при изготовлении цветной репродукции при полиграфическом исполнении книг и журналов, газет, которые тоже в основном стали цветными, а также других печатных изделий (этикетки, упаковки) необходима согласованная работа специалистов, принимающих оригиналы, и специалистов, выполняющих цветоделение, цветопробу и печать. Соблюдение определенных количественных характеристик позволяет прогнозировать результаты печати. Дизайнерам и печатникам становится проще работать

Бакалавр наук по печатным средствам информации, желающий работать в издательствах и рекламных агентствах, прежде всего должен владеть методами работы с цифровым изображением, понимать различные аспекты производственных цифровых рабочих потоков. Поэтому студенты учатся использовать формат PDF, который содержит всю верстку, включая пиксельную и векторную графику, а также шрифты.

С первого года обучения студентов Рочестерского технологического института знакомят с языками новейших средств обработки изображений и текстовой информации: Post Script, PDF, HTML, SGML и XML. Центральным курсом первого года обучения являются цифровые рабочие потоки и их связь с дизайном, мультимедийным издательским и печатным производством.

Второй год обучения бакалавра наук посвящен созданию web-изданий и сетевых издательств. Дается понятие о языке разметки гипертекста HTML -широко используемом алгоритме кодирования при создании web-страниц. Одновременно даются знания об электронных распределительных системах, методах и технологиях послепечатной обработки, упаковки и распределения продукции.

На третьем году обучения студенты

знакомятся с цифровой печатью, основываясь на полученных на предыдущих курсах знаниях цифрового рабочего потока. В практическом плане студентов обучают организации печати по требованию и персонализированной печати на основе баз данных. Особое внимание на этом этапе уделяется системам управления цветом для приобретения студентами навыков достижения необходимого качества цвета при редактировании изображений, выводе их на монитор, изготовлении цвето-пробы. Студенты овладевают методами измерения цвета, калибровкой системы управления цвета на основе 1СС.

Дальнейшие курсы посвящены применению цифрового видео в печатных средствах информации и созданию баз данных и цифровых систем в издательствах.

Ключевым учебным предметом является «Управление бизнесом при подготовке печатных средств массовой информации». Студентам преподаются основы электронной коммерции, менеджмента в условиях глобализации и перестройки мировой экономики. Знания должны помочь выпускникам играть лидирующую роль в отрасли и делать карьеру.

На заключительном году обучения студенты знакомятся с основными издательской отрасли. Дается окончательная оценка состояния бизнеса, инфраструктуры и регулирующих документов, приводятся примеры успешной карьеры в сфере издательского дела.

Проектная деятельность студента заключается в создании идеи, ее реализации и решении вопросов менеджмента производства медийной издательской продукции с включением в неё новых медийных элементов. Проекты имеют как индивидуальный, так и коллективный характер.

В Рочестерском технологическом

институте есть программа подготовки бакалавра наук по направлению Graphic Media Marketing (маркетинг печатных средств массовой информации), где вопросы полиграфической технологии представляются студентам как часть подготовки бизнесмена в области печатных средств массовой информации (основа подготовки - экономика и бизнес).

Таким образом, в связи с тотальным переходом технологий издательского дела и полиграфии в цифровой формат международный образовательный процесс в этих отраслях коренным об-

разом изменяется: от подготовки инженеров - к подготовке специалистов компьютерных процессов и бизнеса.

Все эти процессы в мировом образовании должны привести к коренным изменениям учебных программ и в нашем университете.

VORGACHEV V. TOMORROW COMES TODAY

The author covers the questions concerning the fundamental change in printing technology and publishing and the corresponding transformation of educational process in this sphere. The international experience in training specialists ofimaging arts and print media is described.

Keywords: digital printing technology, publishing, Bachelor of Imaging Arts, Bachelor of Print Media.

Е.В. НИКУЛЬЧЕВ, доктор техн. Инф°рмацИ°ннЫе наук ТеХНОЛОГИИ

заведующий кафедрой в полиграфии

В статье анализируется опыт кафедры прикладной математики и моделирова-

ния систем по разработке новейших информационных технологий и внедрению их в учебный процесс.

Ключевые слова: информационные технологии, телекоммуникации, математическое моделирование систем, полиграфическое производство.

В широком понимании информаци- ствительно, появление компьютеров онные технологии (ИТ) охватывают вывело ИТ на качественно новый уро-

обработку, передачу, хранение и вос- вень. Подобными вехами в развитии

приятие информации. В настоящее общества в свое время были печатное время ИТ ассоциируются в основном с дело, радио, телевидение. Невзирая на компьютерными технологиями. Дей- последовательную смену этих средств,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.