Научная статья на тему 'Завоевание новых сегментов рынка путь к эффективной деятельности предприятий народных художественных промыслов'

Завоевание новых сегментов рынка путь к эффективной деятельности предприятий народных художественных промыслов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
410
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / УПРАВЛЕНИЕ / МАРКЕТИНГ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ПЕРЕПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / NATIONAL ARTISTIC TRADES / MANAGEMENT / MARKETING / COMMUNICATION TOOLS / REPOSITIONING / YOUTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметшина Резеда Гарифзяновна

Исследуются проблемы предприятий народных художественных промыслов. Проведен анализ деятельности предприятий. Рассматривается возможность увеличения объема продаж продукции за счет перепозиционирования предприятий и привлечения молодежной аудитории. Для этого предлагается использовать коммуникационные инструменты, ранее не применявшиеся предприятиями народных художественных промыслов. Библиогр. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахметшина Резеда Гарифзяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of enterprises of national artistic trades are studied. The analysis of the activities of enterprises is made. The possibility to increase the volume of sales by repositioning and attracting youth as customers is considered. The communicative instruments that have not been used by the enterprises of national artistic trades before are proposed to use for this purpose.

Текст научной работы на тему «Завоевание новых сегментов рынка путь к эффективной деятельности предприятий народных художественных промыслов»

ББК 65.290

Р. Г. Ахметшина

ЗАВОЕВАНИЕ НОВЫХ СЕГМЕНТОВ РЫНКА -ПУТЬ К ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

Введение

В настоящее время в Республике Татарстан насчитывается более двадцати предприятий, изготавливающих изделия в соответствии с многовековыми национальными художественными традициями [1]. Основными клиентами предприятий народных художественных промыслов (НХП) являются представители муниципальных структур, бизнесмены, гости столицы и туристы, приобретающие изделия в качестве сувенира или подарка. Продукция предприятий художественных промыслов пользуется спросом у творческих коллективов и артистов, а также нередко приобретается коллекционерами и ценителями искусства.

Но заниматься деятельностью, направленной на сохранение и развитие художественных промыслов, в условиях рыночной экономики, в условиях жесткой конкуренции достаточно сложно, и поэтому в настоящее время состояние многих предприятий НХП критическое, а следовательно, большинство древних видов народного творчества находится на грани исчезновения. В связи с этим целью проведенного нами исследования деятельности предприятий НХП являлась разработка рекомендаций по увеличению объема продаж продукции народных промыслов.

Анализ деятельности предприятий народных художественных промыслов

Как известно, большую роль в успешной деятельности любого предприятия играет эффективное маркетинговое управление. При анализе деятельности предприятий НХП были выявлены некоторые недостатки в маркетинговом управлении.

Во-первых, в результате опроса представителей предприятий НХП и потенциальных потребителей их продукции мы выяснили, что изделия НХП часто воспринимаются и первой, и второй группой респондентов в основном как сувенирная продукция. Однако изделия художественных ремесел не только вносят частичку народной духовности в окружающий нас мир - они имеют и функциональное значение - служат элементом костюма, оригинальным аксессуаром к нему или предметом интерьера [2]. Несомненно, данное обстоятельство - восприятие и позиционирование художественных изделий только как сувенирной продукции - существенно снижает количество заинтересованных в нем людей, а следовательно, и объемы реализации - ведь сувениры приобретают намного реже, чем предметы быта. Поэтому предприятиям НХП необходимо позиционировать изделия художественных ремесел как продукцию, не только являющуюся уникальным произведением народного искусства, но и выполняющую утилитарную функцию.

Во-вторых, за пределами внимания компаний НХП остается довольно значительная часть современного общества - молодежь. А ведь от того, сумеют предприятия НХП заинтересовать молодое поколение или нет, зависит эффективность их деятельности в будущем. Иначе говоря, если не завоевать эту аудиторию сегодня, то завтра продукция НХП может стать никому не нужной.

В настоящее время сложились благоприятные предпосылки для привлечения молодежи к художественному творчеству народов России.

Например, в последнее десятилетие наблюдается рост национального самосознания молодежи, и в связи с этим растет интерес молодых людей к истории российского государства, к культуре его народов.

Для современной молодежи характерна также и достаточная материальная свобода: все больше молодых людей в крупных городах начинают зарабатывать достаточное количество денег для того, чтобы обеспечить себе комфортную жизнь [3].

По мнению специалистов, которые изучают потребности и приоритеты современной молодежи, для нее очень важна также и свобода в выражении своей индивидуальности, отличной от стереотипов массовой культуры. В результате изучения российской блогосферы маркетологи пришли к выводу, что 88 % молодых людей при покупке товара ориентируются на свой собственный имидж, а не на бренд [4]. Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальное

потребление вытесняет статусное, и именно поэтому оригинальные изделия, выполненные по древним технологиям, но современные по дизайну, могут быть достаточно привлекательными для представителей молодежи.

Все вышеперечисленные обстоятельства указывают на перспективы в работе предприятий НХП с молодежной аудиторией, на возможность увеличения объемов сбыта продукции за счет молодежного потребительского сегмента.

В рамках исследования нами был проведен ряд мероприятий в молодежной среде.

Для анализа уровня заинтересованности молодежи в изделиях НХП был использован онлайн-опрос. В нем участвовали молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, живущие в различных городах России и зарубежья и имеющие разное материальное положение.

Был организован также мастер-класс для студентов второго курса Набережночелнинского государственного педагогического института, в ходе которого художник декоративноприкладного искусства рассказал историю развития народных промыслов и продемонстрировал процесс создания изделий НХП. Участники мастер-класса имели возможность проявить свои творческие способности и изготовить изделия своими руками. Кроме того, студенты ответили на подготовленные нами вопросы.

В общей сложности в опросе приняло участие 60 человек. В ходе исследования выяснилось, что большинство молодых людей не знают о предприятиях НХП (53 человека), но многие из них имеют представление о НХП (46 человек). Кроме того, 19 респондентов приобретали изделия НХП для личного пользования, а 37 человек ответили, что, возможно, купят продукцию в будущем. Лишь 4 респондента ответили, что не собираются приобретать подобную продукцию ни сейчас, ни в будущем.

В результате исследования было установлено, что потенциальными покупателями НХП в молодежной среде являются в основном студенты старших курсов и выпускники вузов -85 % опрошенных, т. е. люди приблизительно от 21 до 27 (и более) лет. Возможно, это связано с тем, что данная продукция является достаточно дорогой, ее может себе позволить лишь та часть молодежи, которая имеет свободные денежные средства. Для представителей этого возраста характерна также самостоятельность не только в материальном плане, но и во взглядах, когда молодой человек уже не боится быть «не таким как все», а, напротив, стремится подчеркнуть свою индивидуальность.

Наиболее важными ценностными характеристиками изделий НХП, по мнению молодежи, являются:

1. Стиль.

2. Стоимость.

3. Качество.

4. Другие характеристики.

Кроме того, в результате исследования было установлено следующее:

1. Большинство респондентов считают, что нужно выпускать продукцию, отвечающую современным требованиям и расширять её ассортимент.

2. В то же время, преимущественно мужской частью аудитории, были высказаны пожелания по поводу придания изделиям классического делового стиля.

3. Наиболее популярная продукция НХП среди молодежи - тюбетейки, сумочки, чехлы для телефонов, а также обувь (ичиги и балетки).

Таким образом, при анализе результатов опроса мы выяснили, что молодежную публику можно рассматривать как потенциальную клиентуру предприятий НХП. Но необходимо провести более глубокое исследование потребностей данного сегмента и создать продукцию, отвечающую его требованиям.

Как уже отмечалось выше, большая часть молодежной аудитории не знакома с продукцией предприятий НХП, хотя имеет представление о самих изделиях народных промыслов. Поэтому основная задача, стоящая перед предприятиями НХП, - донести информацию о своей деятельности и выпускаемой продукции до молодежи. Для этого можно использовать коммуникационные каналы, которые популярны у данной аудитории.

Как известно, актуальным способом обмена информацией в молодежной среде в настоящее время является Интернет, Интернет-технологии предоставляют обширные возможности для развития бизнеса: это и социальные сети, и блоги, и контекстная реклама и т. д.

Безусловно, для успешной работы в виртуальном пространстве предприятиям необходимо разработать корпоративные сайты, на которых будет представлена информация о компании и ее продукции. Следует отметить, что в настоящее время многие предприятия НХП не имеют собственных web-сайтов.

Одним из наиболее популярных коммуникационных каналов, через которые молодежь узнает о новинках, в настоящее время являются блоги. Популярные блоггеры (т. е. молодые люди, блоги которых пользуются особым спросом у читателей) автоматически становятся «трендсеттерами» - законодателями молодежной моды, т. к. они первыми осваивают все новаторские идеи и способствуют их популяризации среди остальной части молодежи. Поэтому предприятиям НХП следует привлечь трендсеттеров для продвижения своей продукции.

Предприятиям НХП нужно активнее контактировать с молодежной аудиторией, используя различные виды коммуникационных инструментов. Можно участвовать в молодежных мероприятиях (акциях, концертах, встречах и т. д.), проводить мастер-классы для студентов творческих специальностей.

К работе с молодежной аудиторией следует отнестись со всей ответственностью, т. к. многие представители молодого поколения не склонны к компромиссам. Кроме того, молодежь «на ура» воспринимает креативную рекламу, остальная же вызывает у нее скептическое отношение.

Выводы

Согласно полученным в результате исследования данным, работа с молодежным сегментом является весьма перспективным направлением в деятельности предприятий НХП. Следовательно, предприятиям НХП необходимо провести перепозиционирование своей продукции, начать работать с новыми сегментами рынка.

При работе с молодежью важную роль играет точное определение ее потребностей, умение общаться с данной аудиторией на понятном ей языке, а также эффективное объединение всех доступных средств продвижения в скоординированную и продуманную программу маркетинговых коммуникаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российские промыслы // Мир промыслов. - 2001. - № 6-7.

2. Валеева-Сулейманова Г. Будут ли наши внуки знать, что такое народные промыслы? - Казань:

ОАО ПИК «Идел-Пресс», 2008.

3. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. - 2007. - № 4. - С. 37-43.

4. Рукавишников А. Позиционирование бренда для молодежи // &. СТРАТЕГИИ. - 2008. - № 5.

Статья поступила в редакцию 15.04.2011

PENETRATION INTO NEW SEGMENTS OF MARKET AS A WAY TO EFFICIENT FUNCTIONING OF ENTERPRISES OF NATIONAL ARTISTIS TRADES

R. G. Akhmetshina

The problems of enterprises of national artistic trades are studied. The analysis of the activities of enterprises is made. The possibility to increase the volume of sales by repositioning and attracting youth as customers is considered. The communicative instruments that have not been used by the enterprises of national artistic trades before are proposed to use for this purpose.

Key words: national artistic trades, management, marketing, communication tools, repositioning, youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.