Научная статья на тему 'Зависимость срока владения автомобилем от дохода семьи'

Зависимость срока владения автомобилем от дохода семьи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ / КОЛИЧЕСТВО АВТОМОБИЛЕЙ / CAR OWNERSHIP / AUTOMOBILE''S QUANTITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бояркина Е.Ф., Ильиных В.Д.

В статье рассматриваются причины выбора факторов «доход семьи» и «срок владения автомобилем» при изучении уровня автомобилизации. Анализируется взаимное влияние факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dependence of the car owning period on the household''s income

This paper presents the reasons of the choice of factors "the household income" and "the car owning period" in car ownership reserching.

Текст научной работы на тему «Зависимость срока владения автомобилем от дохода семьи»

Зависимость срока владения автомобилем от дохода семьи

Бояркина Е. Ф., Ильиных В.Д.

Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень

Аннотация: В статье рассматриваются причины выбора факторов «доход семьи» и «срок владения автомобилем» при изучении уровня автомобилизации. Анализируется взаимное влияние факторов.

Ключевые слова: уровень автомобилизации, количество автомобилей.

Когда заходит речь об эксплуатации транспортного средства, то обычно оперируют показателем «срок полезного использования» (особенно, в случае автомобиля, принадлежащего предприятию) или «гарантийный срок использования». Если же анализировать уровень и тенденции автомобилизации города и/или страны, то необходим другой термин. Дело в том, что рассматриваемая система - система формирования парка автомобилей, не является в чистом виде технической. Скорее, в ней действуют закономерности социально-экономического, поведенческого характера.

В этой связи в исследовании был использован фактор «срок владения автомобилем», т.е. срок, в течение которого некий автомобиль находится во владении у одного собственника.

Причем, срок владения автомобилем может определяться как у каждого владельца, так и в среднем по городу, государству или «обществу» -отдельной социальной группе или населению в целом. Таким образом, появляется традиционный срок владения автомобилем, который уже относится не к техническим характеристикам автомобиля, а к социокультурным характеристикам общества. Поэтому в исследовании появилась группа факторов, объединенных названием «модель поведения общества». Модель поведения общества (МПО) - это, своего рода, философия, образ мысли, жизни общества. Можно выделить МПО СССР 60-

70-хх, 80-х годов, РФ 90-х и 2000-х, МПО Москвы, Ханты-Мансийска, Владивостока, Лондона, Копенгагена, Токио в разные периоды времени [1-3].

Этот показатель коррелирует с частотой смены автомобиля на новый, и с количеством автомобилей, находящихся в собственности у одного человека. Причем, владельцы меняют автомобиль не только из-за того, что тот вышел из строя с технической точки зрения, а исходя из субъективных, личных взглядов. Например, некоторые продают автомобиль и покупают новый по истечению срока гарантии (чаще всего по истечении 3-5 лет), другие - «гоняются» за новинками рынка, и т.п. При этом если вывести усредненную причину смены автомобиля и принять во внимание отношение общества к этим причинам (одобрение, осуждение, восхищение, зависть, презрение), то срок владения автомобилем станет показателем модели поведения общества.

Количество ЛА, ед. / 1000 чел. (Ю

471 1 о = °о

1 о

321 247 172 47

V с о "Ч ° 8 #

у 5 о 9 об

о о о о

—о- -л-Р О -^—

1.9 3.7 5.5 7.3 9.1 10.8 12.6 14.4

Срок владения, лет (1;)

Количество ПА, ед./ЮОО чел. (Ю

404 336 267 198 129 60 —-—о

о о ^^

О / °

у

27806 35373 42940 50507 58075 65642 73209 80777

Доход семьи, руб.

Рис. 1. - Влияние факторов на уровень автомобилизации

Логично предположить, что частота смены автомобиля зависит не только, а порой и не столько от личных предпочтений, сколько от личных возможностей, другими словами, от уровня дохода. В проведенном исследовании рассматривались закономерности влияния различных факторов на уровень автомобилизации, в том числе дохода семьи и срока владения автомобилем (рис. 1).

Для чистоты результатов моделирования необходимо было исключить взаимовлияющие факторы и использовать только первичные. С этой целью с использованием известных методик [4 - 8] была проведена проверка взаимного влияния рассматриваемых факторов. Экспериментальные данные были собраны более чем в сорока городах России, выборка является репрезентативной.

На основе аппарата корреляционно-регрессионного моделирования [9, 10] были получены модели распределения изучаемых факторов (рис. 2 и рис.

3).

0282 / 1 |

0235

0188 0141 / | \

/ \

\ |

0047 0000 /

/ | | _

15 26 36 47 58 69 79 90

Д

Рис. 2. - Распределение фактора Д

/ (Д) = — • е 42

-0,002-(2-1п Д )2

(1)

Г«)

0.215

0.179

0.143

0.108

0.072

0.036

0.000

1.5

1 \

\

\ 1

\

\

ч 1

1 --—1

3.4

5.4

7.3

9.2

11.1

13.1

Рис. 3. - Распределение фактора 1

15.0

/«)=

0,4

е

-0,07-( -0,4-1п I )2

(2)

Результаты эксперимента показали, что существование зависимости срока владения автомобилем одним человеком от фактора дохода семьи также является спорным (рис. 4). Действительно, автовладельцы с более низким уровнем дохода не обязательно должны менять свой автомобиль реже, чем те, чей доход больше; логично предположить, что в данном случае разница будет в марке, стоимости автомобиля, нежели в сроке владения им.

1

1

:

4.1. Влияние Д на t

4.2. Влияние Д на t (сгруппированные данные)

4.3. Влияние Д (в пересчете на 1) на t

t влад, г

35 -|

§

о о о £

о о 8 1

t влад, г

20

100 120 Дс, тыс. руб

0 20 40

t влад, г

35

100 120 Дс, тыс. руб

cob ООО < с >

Q5 rt > о

Гг ^ 2 Ц с >

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Дс, тыс. руб/чел

Рис. 4. - Взаимное влияние рассматриваемых факторов

30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25

20

5

0

15

10

30

25

20

0

Стоит отметить, что зависимость срока владения от дохода семьи является скорее косвенной, через ряд показателей, объединенных названием модели поведения общества. В этой связи данной зависимостью можно пренебречь.

Литература

1. Car use: lust and must. Instrumental, symbolic and affective motives for car use / Steg Linda // Transportation Research. Part A. 2005. № 2-3. pp. 147 - 162.

2. Golob T.F., Bunch D.S., Brownstone D A vehicle use forcasting model based on revealed and stated vehicles type choice and utilization data. // Journal Transpartation Economy and Policy. 1997. № 1. pp. 69 - 92, 139, 141, 143.

3. The Chinese way: Its-related funding opportunities in China. // Traffic Technology International. 2006. pp. 45 - 46.

4. Захаров Н.С., Текутьев Л.А. Информационное обеспечение системы контроля индекса клиентской лояльности // Инженерный вестник Дона. 2014. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2506

5. Захаров Н.С., Ракитин В.А. Оценка срока окупаемости газобаллонного оборудования с учетом изменения надежности газодизельных автомобилей // Инженерный вестник Дона. 2015. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/2916

6. Захаров Н.С., Шакиров И.Ф. Система формирования расхода топлива снегоочистительными автомобилями аэропортов // Инженерный вестник Дона. 2015. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2825

7. Захаров Н.С., Ильюхин А.В. Распределение интервалов времени между заявками на проведение автотехнической экспертизы // Инженерный вестник Дона. 2015. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2811

8. Пермяков В.Н., Новоселов О.А., Макарова А.Н. Моделирование закономерностей распределения наработок на отказ бульдозеров при строительстве оснований для нефтегазовых объектов / Инженерный вестник Дона. 2014. №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2435

9. Захаров Н.С. Программа «REGRESS». Руководство пользователя. Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. 52 с.

10. Цурикова А.С., Титла И.М., Тюлькин В.А. Оптимизация структуры отраслевого органа администрации в сфере транспортного обслуживания города Тюмени // Инженерный вестник Дона. 2015. № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3018

References

1. Car use: lust and must. Instrumental, symbolic and affective motives for car use. Steg Linda. Transportation Research. Part A. 2005. № 2-3. pp. 147 - 162.

2. A vehicle use forcasting model based on revealed and stated vehicles type choice and utilization data. Golob T.F., Bunch D.S., Brownstone D. Journal Transpartation Economy and Policy. 1997. № 1. pp. 69 - 92, 139, 141, 143.

3. The Chinese way: Its-related funding opportunities in China. Traffic Technology International. 2006. pp. 45 - 46.

4. Zaharov N.S., Tekut'ev L.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №3. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2506

5. Zaharov N.S., Rakitin V.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №3. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/2916

6. Zaharov N.S., Shakirov I.F. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №3. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2825

7. Zaharov N.S., Il'juhin A.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2811

8. Permjakov V.N., Novoselov O.A., Makarova A.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2435

9. Zaharov N.S. Programma «REGRESS». Rukovodstvo pol'zovatelja.[The program "Regress". User manual]. Tjumen': TjumGNGU, 1999. 52 p.

10. Curikova A.S., Titla I.M., Tjul'kin V.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, № 2. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.