Научная статья на тему 'Зависимость мотивации изучения иностранного языка от индивидуальных свойств личности студентов технических вузов'

Зависимость мотивации изучения иностранного языка от индивидуальных свойств личности студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
546
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / ТЕМПЕРАМЕНТ / СКРЫТЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / КОРРЕКЦИЯ МОТИВАЦИИ / LEVEL OF MOTIVATION / PERSONAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / TEMPERAMENT / LATENT PSYCHOLOGICAL PROBLEMS / INDIVIDUAL APPROACH / CORRECTION OF MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлева Наталья Юрьевна

Уровень мотивации изучения иностранного языка зависит от индивидуальных свойств личности и темперамента. Выявление скрытых психологических проблем объективного либо субъективного характера, мешающих полноценному раскрытию потенциала студентов при изучении иностранного языка, даёт возможность преподавателю психологически грамотно осуществлять индивидуальный подход к студентам с целью коррекции мотивации изучения иностранного языка в сторону положительной динамики. Библиогр. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEPENDENCE OF MOTIVATION OF FOREIGN LANGUAGES STUDYING ON INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

The level of motivation of foreign languages studying depends on personal psychological characteristics and individual temperament. Revealing of latent psychological problems (objective or subjective nature) that disturb to uncover the potential of students in the process of foreign languages studying, helps the teacher to realize the individual approach to these students in order to correct the motivation of foreign languages studying towards the positive dynamics.

Текст научной работы на тему «Зависимость мотивации изучения иностранного языка от индивидуальных свойств личности студентов технических вузов»

ББК [88.40:74.580]:81.2

Н. Ю. Яковлева

ЗАВИСИМОСТЬ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫК СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Успешность получения высшего образования, неотъемлемой частью которого является владение как минимум одним иностранным языком, определяется рядом обстоятельств. Среди них особое место занимают психологические факторы, способствующие повышению мотивации изучения иностранного языка и повышению качества владения иностранным языком. Предметом изучения психологов и педагогов должны являться не только особенности деятельности студентов в процессе овладения иностранным языком, но и особенности их мотивационной сферы, профессиональные интересы и склонности личности, особенности мышления.

Проблема исследования мотивации изучения иностранного языка в психологии является более чем многогранной и требует многофакторного психологического исследования, цель которого - организация учебного процесса, способного положительно влиять на формирование мотивационной структуры студентов (потребности, интересы, мотивы, цели, ценности) в отношении изучения иностранного языка в условиях вуза, актуализировать самомотивацию по овладению иностранным языком, создать условия для развития личности в процессе его овладения. Это становится необходимым в условиях современного образовательного процесса, когда на первый план выходит не просто обучение предметным знаниям, умениям и навыкам, объем которых постоянно и неуклонно растет, а личность обучающегося как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы.

С выделением двух типов мотивации - внешней и внутренней - согласно большинство психологов [1-3].

Внешняя мотивация - конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне личности. Общепризнанным является положение о том, что внешняя мотивация прежде всего основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции, которые инициируют и направляют желательное или тормозят нежелательное поведение [4].

Под внешней мотивацией мы понимаем социальный престиж, вознаграждение за труд, в то время как внутренняя мотивация представляет собой потребность в познавательной деятельности.

Внутренняя мотивация - конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. Внутренняя мотивация основана на достижении поставленной цели через саму деятельность. Она характеризуется тем, что люди вовлекаются в деятельность ради нее самой, а не ради наград или во избежание наказания. Деятельность в данном случае является самоцелью, а не средством достижения какой-либо цели.

Положительное влияние на познавательные процессы, а значит, и на личность студента в целом оказывает именно внутренняя мотивация, отмечает Ф. Н. Апиш. Внешняя же мотивация имеет преимущество при решении частных задач [4].

Применительно к учебной деятельности можно дать следующую характеристику внутренним и внешним мотивам учения:

— внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловленный познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом является и мотивом, и целью учения. Учащийся непосредственно вовлечен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение;

— внешние мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), получение стипендии, подчинение требованиям учителя или родителей, получение похвалы, признания товарищей и др. При внешней моти-

вации учащийся, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего либо его активность носит вынужденный характер. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностно значимым.

В области обучения иностранным языкам психологические вопросы мотивации изучаются в работах А. А. Алхазишвили, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. М. Симоновой и др. В зарубежной литературе большое внимание уделяется и роли мотивации, называемой зарубежными авторами «Motor», «Key-word» в обучении иностранному языку.

Создание, управление и развитие мотивации при изучении иностранного языка является одной из центральных проблем психологии и педагогики. Иностранный язык как предмет обладает рядом специфических черт, одна из которых - овладение иностранным языком путём обучения умению общаться на иностранном языке. К сожалению, в настоящее время обучение иностранному языку в основном носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у студентов «естественной потребности» в общении на иностранном языке. В связи с этим преподаватель призван выполнять не только функции преподавателя, создавая в процессе обучения языку обстановку иноязычного речевого общения, максимально приближенную к естественным условиям, но и функции психолога, изучая и развивая у студентов мотивацию усвоения иностранного языка. В последние годы данная проблема исследуется в рамках деятельностного подхода к учению, разработанного С. Л. Рубинштейном [5], А. Н. Леонтьевым [6] и др.

Так, в общей логике нашего исследования в качестве одного из важнейших выступает положение о том, что внутренняя мотивация достижения в изучении иностранного языка является самым высоким уровнем ценностного к нему отношения и, как следствие, выступает высокопотенциальным внутренним личностным резервом эффективности его изучения. В этой связи представляется необходимым рассматривать категорию мотивации как важный внутренний резерв личности в эффективности процесса овладения иностранным языком.

Необходимо отметить, что у человека, в отличие от животного, в качестве источника мотивации чаще всего проявляется не потребность, а мотив как психологическое, личностное обоснование решения действовать в определённом направлении для достижения определенных целей. Такая мотивация, по мнению В. Г. Леонтьева, относится к высшему уровню и обладает высшей характеристикой [6, с. 68]. В ней представлены все стороны человеческой деятельности и поведения: когнитивные, волевые, личностные, мотивационные и т. д.

Уровень мотивации изучения иностранного языка может, в свою очередь, служить показателем эффективности обучения. Высокий уровень мотивации изучения иностранного языка студентами технических вузов является фактором, свидетельствующим о том, что средства, затраченные на всестороннюю подготовку специалиста, использованы эффективно и по адресу [7].

Так, эксперимент Н. М. Симоновой показал, что чем выше успеваемость по иностранному языку, тем глубже в подсознании обучаемого положительная установка к изучению иностранного языка. И наоборот, низкая успеваемость сильно коррелирует с отрицательной когнитивной, мнемонической, коммуникативной установкой [3]. Положительная установка на изучение иностранного языка способствует улучшению результатов научения речевой деятельности. Помимо этого для оптимальной организации речемыслительной деятельности необходимо знать и типы мотивации.

Итак, когда мы говорим о мотивации, способной выступать фактором эффективности работы по изучению иностранного языка, мы должны прежде всего конкретизировать, какой тип мотивации мы в данном случае имеем в виду.

Целью нашего исследования являлось исследование динамики мотивации изучения иностранного языка студентами технических вузов, а также её зависимость от некоторых индивидуальных свойств личности.

В ходе исследования применялись следующие методы и методики:

— тест-опросник направленности учебной мотивации (ОНУМ);

— 16-факторный личностный психодиагностический тест P. Б. Кеттела (16-ФЛО-105-С);

— опросник ОСТ В. М. Русалова.

В исследовании зависимости мотивации изучения иностранного языка от некоторых индивидуальных свойств личности приняли участие студенты I-II курсов Московского инженернофизического института (МИФИ), всего 67 человек в возрасте от 17-20 лет: 35 юношей и 32 девушки.

Исследование проходило в два этапа.

Первый этап включал в себя фоновое тестирование испытуемых с применением ОНУМ [7]. Оно проводилось в спокойной обстановке и занимало около пятнадцати минут. По результатам тестирования было выделено две группы студентов (по 23 человека) с внутренним и внешним типом мотивации изучения иностранного языка. Дальнейший анализ зависимости мотивации изучения иностранного языка от особенностей некоторых свойств личности и темперамента респондентов проводили применительно к этим двум группам.

Нами был учтен факт динамичности мотивационной сферы человека и, при относительной стабильности условий обучения, проведено повторное тестирование через два месяца с целью выявления устойчивости данных во времени при незначительном временном интервале. Таким образом, все полученные показатели свидетельствуют о высокой надежности результатов тестирования.

Второй этап представлял собой тестирование с применением опросника 16-ФЛО-105-С. Р. Б. Кеттела (С - сокращенный вариант) для диагностики черт личности респондентов и опросника В. М. Русалова (ОСТ) [8] для диагностики свойств темперамента с последующим анализом зависимости мотивации изучения иностранного языка от индивидуальных свойств личности. Для статистической обработки результатов исследования использовали и-критерий Манна -Уитни и корреляционный анализ Спирмена.

Анализ данных исследования позволил сделать следующие выводы.

1. Мотивация изучения иностранного языка студентами технических вузов может не зависеть напрямую от индивидуальных свойств личности и темперамента, но может служить показателем скрытых психологических проблем студентов. Анализ и сравнение зависимости уровня мотивации изучения иностранного языка от индивидуальных свойств личности и темперамента позволяет выявить скрытые психологические проблемы объективного либо субъективного характера, мешающие полноценному раскрытию потенциала студентов в рамках изучения иностранного языка. Выявление данных проблем даёт возможность преподавателю психологически грамотно осуществить индивидуальный подход к студентам с целью коррекции мотивации изучения иностранного языка в сторону положительной динамики.

2. Для представителей низкого уровня мотивации, в соответствии с исследованием зависимости уровня мотивации изучения иностранного языка от черт личности студентов, характерна выраженность отдельных свойств личности, способных служить прогностическим критерием успешного повышения уровня мотивации изучения иностранного языка. К таковым относятся высокие показатели открытости, добросердечности, общительности, социальной смелости, активности.

3. Анализ результатов данной части исследования группы высокого уровня мотивации прежде всего свидетельствует о наличии устойчивой внутренней мотивации изучения иностранного языка, не находящей выхода в полной мере и существующей несмотря на наличие некоторых негативных факторов, подавляющих её развитие и мешающих студентам полноценно реализовывать свой потенциал в обучении вообще и в изучении иностранного языка в частности.

4. Анализ результатов исследования зависимости уровня мотивации изучения иностранного языка от черт личности студентов позволяет также определить показатели таких личностных факторов по Кеттелу, как «С», «О», <^1», <^3» (высокая выраженность); «Ь», <^2» (низкая выраженность), способствующие развитию и поддержанию мотивации изучения иностранного языка студентами технических вузов.

5. Результаты анализа зависимости уровня мотивации изучения иностранного языка от темперамента студентов дают нам возможность установить определённые проблемы представителей группы низкой мотивации изучения иностранного языка. Ими являются следующие несоответствия: наличие небольшой потребности в предметном освоении мира («Пэр» (П)) при очень высокой потребности в социальных контактах («Сэр» (С)); проблемным является также несоответствие легкости переключения с одного вида деятельности на другой («П») в ситуации больших трудностей в подборе студентами форм социального взаимодействия («СП»).

6. Группа высокого уровня мотивации имеет, судя по результатам анализа зависимости уровня мотивации изучения иностранного языка от темперамента студентов, ярко выраженное стремление к напряжённому умственному труду, однако чем выше у студентов умственная работоспособность, тем выше уровень тревоги и беспокойства по поводу работы. Мы вынуждены констатировать у данных студентов повышенный уровень беспокойства и тревожности, мешающего им осуществлять деятельность по успешному освоению материала. Однако факт

наличия у группы высокого уровня мотивации интеллектуальных интересов, аналитичности мышления, готовности к экспериментированию, стремления быть хорошо информированными оправдывает их высокий, т. е. внутренний уровень мотивации, и служит надёжной предпосылкой для успешной работы по овладению иностранным языком.

7. Рассматривая проблему развития личностной мотивации изучения иностранного языка, мы убедились, что свойства темперамента и черты личности студентов являются не только важными ориентирами способов её регулирования, но и могут быть показателями симптомов расстройств при несоответствии некоторых свойств и черт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БордовскаяН. В., Реан А. А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2001. - 427 с.

2. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - 184 с.

3. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.:

Изд. центр «Академия», 2001. - 267 с.

4. Апиш Ф. Н. Основы современных теорий мотивации. - Майкоп: Аякс, 2001. - 127 с.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 327 с.

6. Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. - Новосибирск: НГПУ, 2002. - 262 с.

7. Дубовицкая Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. - 2005. - № 1. -С. 73-78.

8. Елисеев О. П. Практикум по психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.

Статья поступила в редакцию 19.02.2008

THE DEPENDENCE OF MOTIVATION OF FOREIGN LANGUAGES STUDYING ON INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

N. Yu. Yakovleva

The level of motivation of foreign languages studying depends on personal psychological characteristics and individual temperament. Revealing of latent psychological problems (objective or subjective nature) that disturb to uncover the potential of students in the process of foreign languages studying, helps the teacher to realize the individual approach to these students in order to correct the motivation of foreign languages studying towards the positive dynamics.

Key words: level of motivation, personal psychological characteristics, temperament, latent psychological problems, individual approach, correction of motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.