Научная статья на тему 'Зависимость между академической успеваемостью студентов и остротой зрения'

Зависимость между академической успеваемостью студентов и остротой зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
456
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЗРЕНИЕ / ОСТРОТА ЗРЕНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шуляковская А.С., Белова Ю.К., Джавадова П.А., Жданова О.В.

В данной статье рассматриваются факторы, влияющие в процессе учебы на студентов высших учебных учреждений. Наиболее высокая продолжительность учебы заложена именно в медицинских ВУЗах, что связано с необходимостью качественной подготовки специалистов и социальной значимостью медицинской профессии. Основой статьи являются данные, полученные в результате обследования студентов 4 курса лечебного факультета ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шуляковская А.С., Белова Ю.К., Джавадова П.А., Жданова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN VISUAL ACUITY AND ACADEMIC PERFORMANCE

This study was conducted to examine different factors influencing the academic performance of higher educational students. The highest duration of studies is laid in medical universities, which is associated with the need for quality training of specialists and the social importance of the medical profession. The subject of this study is the data obtained as a result of the survey of students of South Ural State Medical University (Chelyabinsk).

Текст научной работы на тему «Зависимость между академической успеваемостью студентов и остротой зрения»

УДК 617.7 ББК 56.7

ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ СТУДЕНТОВ И

ОСТРОТОЙ ЗРЕНИЯ

ШУЛЯКОВСКАЯА.С., БЕЛОВА Ю.К., ДЖАВАДОВА ПЛ., ЖДАНОВА О.В. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск e-mail: nastya_shul1996@mail.ru

Аннотация

В данной статье рассматриваются факторы, влияющие в процессе учебы на студентов высших учебных учреждений. Наиболее высокая продолжительность учебы заложена именно в медицинских ВУЗах, что связано с необходимостью качественной подготовки специалистов и социальной значимостью медицинской профессии. Основой статьи являются данные, полученные в результате обследования студентов 4 курса лечебного факультета ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России.

Ключевые слова: образование, зрение, острота зрения, академическая успеваемость, учебный процесс.

Актуальность. Зрение это

многокомпонентный акт, обеспечивающий получение информации о размере, форме и цвете окружающих предметов, а также их взаимном расположении относительно друг друга и расстоянии между ними. Зрительный анализатор в ходе филогенеза претерпел важнейшие эволюционные изменения, позволившие пройти путь от светоощущения к бинокулярному зрению с соответствующими параметрами: достаточно высокой остротой зрения, цветоразличением, способностью к аккомодации. Так, глаз человека стал способен различать около 1500 оттенков цветов благодаря наличию трех типов колбочек, расположенных практически полностью в центральной области сетчатки и обеспечивающих трихромазию [6]. Острота зрения - это способность глаза воспринимать две точки, расположенные на минимальном расстоянии друг от друга, как отдельно различимые. Это расстояние обусловливается анатомо-физиологическими свойствами сетчатки глаза [1]. Известно, что с возрастом острота зрения меняется. Предметное зрение у человека формируется к 2-3 месяцам первого года жизни, а к 4 месяцам острота зрения у ребенка составляет примерно 0,01. Затем эта величина увеличивается к одному году до 0,1-0,3, а к 5-15 годам составляет уже 1,0.

В норме глаз человека способен различать раздельно две точки, угол между которыми равен 1 минуте, то есть 1/60 части углового градуса. Величина, обратная наименьшему

значению угла между двумя точками, видимыми раздельно - это и есть острота зрения. Этот угол называется минимальным углом разрешения глаза. Таким образом, углу, равному 1 минуте, соответствует острота зрения равная 1,0, равному 2 минутам - 0,5, и так далее [5].

Однако, на практике с целью определения остроты зрения не производят измерение минимального угла разрешения глаза, а используют специальные таблицы, содержащие оптотипы, то есть буквы, цифры, знаки или рисунки различной величины. В лечебных учреждениях нашей страны широко применяется таблица Головина-Сивцева, состоящая из двенадцати строк. При обследовании пациента таблица помещается в аппарат Рота, который обеспечивает равномерную освещённость таблицы. Это дает возможность оценить остроту зрения на расстоянии 5,0 метров, которое считается достаточным для полного расслабления аккомодации. Кроме того, существуют текстовые таблицы Головина-Сивцева, позволяющие проводить измерения на расстоянии 33 сантиметра.

Человек получает до 90% сенсорной информации благодаря зрению. Именно поэтому различные зрительные расстройства с большой вероятностью приведут к снижению эффективности учебного процесса. Снижение остроты зрения у обучающихся наиболее часто обусловлено развитием миопии. Многие авторы рассматривают интенсивную учебную

деятельность как основную причину, влияющую на ослабление аккомодации и растяжение склеры и тем самым способствующую появлению и дальнейшему развитию миопии. Следует рассматривать эту причину в совокупности с другими неблагоприятными факторами, влияющими в период обучения на студентов, такими как, например, нерациональное питание, низкий уровень физической активности, значительное увеличение нагрузки на зрительный аппарат в связи с широким распространением компьютерных технологий, высокий уровень психоэмоционального напряжения, а также особенности режима труда и отдыха. Обнаружено, что психоэмоциональный стресс приводит к потере части адаптивных ресурсов и обусловливает возникновение нарушений зрения [4]. Отмечается рост частоты данной аномалии рефракции в развитых странах мира, с преобладанием среди высокообразованных социальных групп (более 80% в отдельных странах).

Кроме того, по многочисленным результатам исследований в последнее время наблюдается стойкое ухудшение состояния здоровья студенческой молодежи. Особую роль играет уровень здоровья студентов медицинских ВУЗов в связи с социальной значимостью медицинской профессии. Самая высокая продолжительность учебы заложена именно в медицинских образовательных учреждениях, что продиктовано необходимостью

качественной профессиональной подготовки специалистов. Это сопряжено с высоким уровнем как психоэмоционального, так и умственного перенапряжения, что на фоне активной модернизации образовательного процесса с внедрением новых инновационных образовательных программ, безусловно, не может не сказаться на показателях состояния здоровья, а в дальнейшем и на учебной и профессиональной деятельности студентов [7].

Цель исследования. определить степень влияния остроты зрения на академическую успеваемость студентов.

Материалы и методы. В данном исследовании участвовали студенты 4 курса лечебного факультета ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России. Для удобства подсчета была взята группа респондентов числом 100, принимавших участие в опросе в 2016 году для того чтобы отследить динамику изменений [2].

Исследование состояло из нескольких этапов:

1) Заполнение студентами опросных форм. Главенствующей задачей этой части исследования являлся факт определения персонализированных особенностей

деятельности каждого респондента, которые, в свою очередь, прямо или опосредованно влияют на работу зрительного анализатора. Для этого студентам предлагалось установить, сколько времени они уделяют подготовке к практическим занятиям, а также досуговому использованию современных гаджетов (компьютер, планшет, смартфон). Также требовалась личностная оценка своего зрения, отметка использования средств коррекции зрения. Помимо того, были учтены баллы ЕГЭ при поступлении, средний балл зачетной книжки. Отдельной категорией была вынесена ночная работа, как фактор риска снижения остроты зрения.

В исследовании приняли участие 100 четверокурсников, из которых 70 человек (70%) - представители женского пола, 30 человек (30%) - мужского (рис. 1).

о в т с е

Т

и л о

а

80

- 60 ы н н

е40

Э'

о рр

с ©20

□ Мужской □ Женский

Пол

Рис. 1. Пол анкетируемых студентов

Средний возраст рецензентов составил 21±2 год. Из 100 опрашиваемых участников исследования 10 человек (10%) были в возрасте 20 лет, 60 человек (60%) в возрасте 21 года и 30 человек (30%) - в возрасте 22 лет (рис. 2).

70

са о 60

н

я у 50

а а 1 40

о са н о В о а 30

о а

В" о 20

Ч

10

0

□ 22

□ 21

□ 20

Рис. 2. Возраст респондентов

0

2) оценка остроты зрения при помощи таблицы Сивцева-Головина, состоящей из 12 строк, в каждой из которой изображены несколько оптотипов равной величины и приблизительно одинаковой различимости. Следует отметить, что 1 строка таблицы соответствует остроте зрения равной 0,1, а 12 -2,0. Измерение остроты зрения проводилось с расстояния пяти метров по стандартной методике [3].

3) диагностирование ближайшей точки ясного видения посредством ряда манипуляций: высокая постановка светового прибора позади исследуемого, установка нулевого конца линейки с незначительным упором в наружный край глазницы обследуемого глаза и собственно фиксация максимально близкого расстояния, при котором студент не был способен отчетливо разобрать текст.

Результаты и обсуждения. С целью выявления взаимосвязи между остротой зрения и успеваемостью было проведено анкетирование студентов четвертого курса лечебного факультета ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России как бюджетной, так и внебюджетной формы обучения.

Участникам анкетирования предлагалось ответить, заинтересованы они в процессе чтения, или же не заинтересованы. Под чтением в данном случае подразумевалось не изучение учебной литературы с целью подготовки к практическим занятиям, а добровольное чтение интересующих материалов любой

направленности. После обработки результатов выяснилось, что 85 респондентов (85%) ответили утвердительно и заинтересованы в процессе чтения, 15 респондентов (15%) ответили отрицательно (рис. 3).

100

§ ва « -

и я

В" й

я Э

к ® © »

« в

150

© а

0

□ Заинтересованы

В Незаинтересованы

*****

зрительный анализатор, ведь интенсивный учебный процесс является мощным фактором, оказывающим непосредственное влияние на состояние оптической системы глаза. По результатам опроса 12 человек (12%) тратят на изучение учебного материала менее одного часа, 30 человек (30%) - 1-2 часа, 45 человек - 3-4 часа и 13 человек (13%) - 5-6 часов (рис. 4). Сравнивая полученные данные с результатами, представленными в прошлой статье, можно сделать вывод, что значительно снизилось время, затрачиваемое четверокурсниками на подготовку к практическим занятиям. В 2016 году из 100 опрашиваемых студентов 50 человек (50%) ответили, что тратят на подготовку материала к практическим занятиям от 5 до 6 часов в день, 37 человек (37%) - 3-4 часа и 13 человек (13%) ограничиваются 1-2 часами [2].

60

© И

са н о ■а я 40

о щ Т Я я и я я и а

ч © о а © а 20

я я ©

0

Н 5-6 ч

¡3-4 ч

Н 1-2 ч

менее часа

Рис. 3. Заинтересованность студентов в чтении

Во втором пункте опросного листа участники исследования отметили, сколько в среднем времени в течение дня они тратят на подготовку к практическим занятиям. Этот вопрос позволяет частично оценить степень нагрузки на

Рис. 4. Количество времени, уделяемое подготовке к практическому занятию

Следующий вопрос анкеты заключался в субъективной оценке студентами своей остроты зрения. Участникам исследования необходимо было указать, считают они свое зрение "хорошим" или "плохим". По сравнению с результатами прошлого года произошло изменение в оценке студентами качества функционирования зрительного аппарата - 62 человека (62%) (то есть преобладающее число респондентов) оценили свое зрение как плохое, в то время как 38 студентов (38%) ответили, что считают свое зрение хорошим (рис. 5). Заметим, что в предыдущей работе из 100 опрашиваемых студентов 70 человек (70%) указали, что имеют хорошее зрение, а 30 человек (30%) - плохое.

80 60 40 20

©

са н

о щ

Т Я

ч ©

з а

я В

о © а а

0

I Плохое

3 Хорошее

Рис. 5. Собственная оценка зрения студентами

Повсеместное распространение

информационных технологий, несомненно, не может не оказывать воздействие на функциональное состояние органа зрения. Молодые люди уделяют большое количество времени работе, играм, просмотру социальных сетей, чтению литературы на компьютере, планшете, мобильном телефоне. Так, из 100 респондентов 13 человек (13%) отметили, что тратят на перечисленные занятия в среднем 1 -2 часа в день, 21 человек (21%) - 2-3 часа, 14 человек (14%) - 3-4 часа, 21 человек (21%) - 4-5 часов, и 31 человек (31%) - более 5 часов в сутки (рис. 6).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ва н о и Т Я

ч

о «

40

30

11-2 ч Н 2-3 ч В 3-4 ч 04-5 ч Нболее 5 ч

и

<и Я о о а а

I 20

10

0

анализатор и состояние здоровья студентов в целом, участникам исследования предлагалось ответить на вопрос, работают ли они в ночное время суток. Из 100 опрошенных четверокурсников 21 студент (21%) указал, что работает в ночное время суток, 79 студентов (79%) отметили, что не работают в ночное время (рис. 8).

13.0 - 3.4

3.5 - 3.9

□ 4.0 - 4.4

0

Рис. 6. Количество времени, уделяемое студентами информационным технологиям

Для того чтобы было возможно оценить академическую успеваемость студентов, участники исследования рассчитывали свой средний балл по итогам летней сессии. Все 100 респондентов (100%) являлись студентами четвертого курса лечебного факультета и сдавали 5 экзаменов - фармакологию, патологическую физиологию, патологическую анатомию, общую хирургию, и пропедевтику внутренних болезней. Сумма баллов, полученная за все экзамены, делилась на количество экзаменов, и результаты распределялись по группам. Таким образом, 18 человек (18%) имели средний балл равный 3,03,4, 21 человек (21%) - 3,5-3,9, 32 человека (32%) - 4,0-4,4, 20 человек (20%) - 4,5-4,9 и 9 человек (9%) - 5,0 (рис. 7). В сравнении с прошлым годом, можно увидеть, что уменьшилось количество отличников с 15% до 9%, увеличилось количество людей, имеющих средний балл в диапазоне 3,0-3,9 с 36% до 43%, а также незначительно возросло число студентов-хорошистов со средним баллом 4,04,9 с 49% до 52%.

С целью определить наличие дополнительных факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на зрительный

Рис. 7. Средний балл по итогам прошлой сессии 100 80 60 40 20 0

а о н В

<и и

® £

а в

в я

о щ

ва Э

н о

Я —

а в

" о

в

ч

о «

Рис. 8. Количество человек, работающих в ночное время суток

Кроме того, участникам исследования необходимо было указать сумму полученных баллов по результатам сдачи трёх дисциплин единого государственного экзамена или вступительных испытаний ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России. Было выявлено, что 6 респондентов (6%) набрали сумму баллов 150170 (160) баллов, 8 человек (8%) - 171-190 (180) баллов, 33 респондента (33%) - 191-210 (200) баллов, 15 студентов (15%) - 211-230 (220) баллов, 26 студентов (26%) - 231-250 (240) баллов, 8 анкетируемых (8%) - 251-270 (260) баллов, и 2 опрашиваемых четверокурсника (2%) - 271- 290 (280) баллов (рис. 9).

Оценка остроты зрения проводилась с использованием таблицы Сивцева с расстояния 5 метров. У большинства студентов - 53 человека (53%) острота зрения правого глаза составила 1, а у 23 студентов (23%) - 0,9. Острота зрения, равная 0,8 и 0,7 была выявлена у 2 студентов (2%) в каждом случае, равная 0,6 наблюдалась у 2 учащихся (2%), равная 0,5 и 0,4

- у 11 (11%) и 2 (2%) исследуемых соответственно. У 2 учащихся (2%) острота зрения выявилась на уровне 0,3; у 1 студента (1%) на уровне 0,2 и 2 участника (2%) показали самый низкий результат, равный 0,1 (рис. 10).

ва о н Я

§ й о Л

а я

35 30 25 20

о ва н

о щ

Т Я

ч

о «

® 15 а 15

10 5 0

ва о н

Я

щ

я о

а =

о ва н и о В"

Ч

о «

60 50 40 30 20 10 0

01.0

□10.9

10.8

□ 0.7

30.5 Н0.4

10.3 Н0.2

■.'■' 0.6 = 0.1

£Е

60

3 50

Э

§.40

г: ва

0

1 30 я

о а

§ 20

н щ

т я

I 10

0

Рис. 9. Сумма баллов, полученных по результатам ЕГЭ / вступительных испытаний

Рис. 11. Острота зрения левого глаза

В результате измерения ближайшей точки ясного видения был получен диапазон значений от 4 до 13 сантиметров. Расстояние, равное 13 сантиметрам, было выявлено у одного студента (1%), 12 - у 4 студентов (4%), равное 11 - у 2 учащихся (2%), равное 10 - у 13 обследуемых (13%), равное 9 - у 13 человек (13%). Наибольшее число опрошенных (27%) имеет ближайшую точку ясного видения на расстоянии 8 сантиметров. Расстояние, равное 7, 6, 5 и 4 сантиметрам было получено у 15 (15%), 6(6%), 15 (15%) и 4(4%) студентов соответственно (рис. 12).

Рис. 10. Острота зрения правого глаза

При измерении остроты зрения левого глаза были получены следующие результаты: 55 участников анкетирования (55%) имеют остроту зрения равную 1, также высокие показатели были выявлены у 21 студента (21%) - 0,9. 2 студента (2%) имеет остроту зрения равную 0,8. У 3 учащихся (3%) выявленная острота зрения равна 0,7 и у одного участника исследования (1%) - 0,6. Показатель на уровне 0,5 наблюдается у 8 четверокурсников (8%), на уровне 0,4 - у 4 обследуемых (4%), острота зрения, равная 0,3 была выявлена у 2 студентов (2%) и равная 0,2 и 0,1 - у 2 опрошенных (2%) в каждом случае (рис. 11).

30

I 25

я

и

а

о а

о ва о н я

щ

я о а

о ва н

о щ

Т Я

ч

о «

20 15 10 5 0

□ 13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

ЛЛЛ 1

■ 0 12

1 в 11

1 Н10

! 09

П 38

А □ ГЧ 7

П

й 06

1 □ И5

Н 4

| 3

Рис. 12. Ближайшая точка ясного видения

У всех респондентов с различным средним баллом по итогам предыдущей сессии выявляется несоответствие остроты зрения правого и левого глаза (рис. 13, 14, 15). Следует

отметить, что процентное содержание учащихся с высокой остротой зрения в диапазоне от 0,8 до 1,0 значительно преобладает во всех трех группах студентов, сформированных в зависимости от размера среднего балла по результатам сессии.

25 20 15 10 5 0

| Правый глаз I Левый глаз

0,8-1,0

0,5-0,7

0,2-0,4

Рис. 4,5-5

40 30 20 10 0

0,9-1

0,5-0,7

0,2-0,4

20

15

10

0

■ Правый глаз ■ Левый глаз

^ н

0,9-1

0,5-0,7

0,2-0,4

13. Острота зрения у студентов со средним баллом ,0

Рис. 14. Острота зрения у студентов со средним баллом 3,5-4,4

Рис. 15. Острота зрения у студентов со средним баллом 3,0-3,4

Выводы. Опираясь на полученные данные, важно отметить, что при динамическом исследовании у фиксированной группы студентов остроты зрения выяснилось её легкое снижение, что, может быть, связано с многочисленным количеством внешних и внутренних факторов. Однако главенствующим обстоятельством является учебная занятость, принципиально объединяющая всех

респондентов. В результате сравнительного анализа итогов обследования 2016 и 2017 годов можно заметить общее снижение адаптационно-приспособительных ресурсов организма студентов на фоне интенсивной учебной программы 3 курса медицинских ВУЗов.

Список литературы

1. Алексеев В.Н. Офтальмология: учебник /В.Н. Алексеев, Е.А. Егоров, Ю.С. Астахов и др. - М.: Гэотар-медиа, 2015 -С. 30-51

2. Белова Ю.К. Взаимосвязь остроты зрения и академической успеваемости студентов /Ю.К. Белова, П.А. Джавадова, О.В. Жданова и др. //Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 4. - №3(14) -С. 4-10

3. Гущин А.В. Возможности интерпретации характеристик функционального состояния органа зрения /А.В. Гущин // Российский офтальмологический журнал. - 2013. - Т. 6. - №3. - С. 25-28

4. Дубинина В.В. Состояние функционального здоровья современного студента-выпускника медицинского ВУЗа /В.В. Дубинина, А.Л. Дорофеев, Л.И. Гуринова и др. //Международный журнал экспериментального образования. - 2014. -№8. - С. 20-21

5. Лещенко И.А. О системах и правилах определения остроты зрения /И.А. Лещенко //Вестник оптометрии. - 2009. - №3. - С. 54-58

6. Маркова Т.С. Наследственные аномалии цветового зрения / Т.С. Маркова, Н.М. Шлепотина // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 4, №3 (14). - С. 48-50.

7. Ходжаян А.Б. Особенности организации эффективной самообразовательной деятельности студентов в медицинском вузе / А.Б. Ходжаян, Н.В. Агранович // Фундаментальные исследования. - 2011. - М.: Академия естествознания. - № 11. - с. 149-153

5

THE RELATIONSHIP BETWEEN VISUAL ACUITY AND ACADEMIC PERFORMANCE*

SHULYAKOVSKAYA A.S., BELOVA Y.K., DZHAVADOVA P.A., ZHDANOVA O.V. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: nastya_shul1996@mail.ru

Abstract

This study was conducted to examine different factors influencing the academic performance of higher educational students. The highest duration of studies is laid in medical universities, which is associated with the need for quality training of specialists and the social importance of the medical profession. The subject of this study is the data obtained as a result of the survey of students of South Ural State Medical University (Chelyabinsk).

Keywords: education, vision, vision acuity, academic performance, learning process.

* Научные руководители: к.м.н., асс. Бердникова Е.В., к.м.н., доц. Пешиков О.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.