Научная статья на тему 'Завершение неорганизованного периода деятельности народных школ в российской империи (на примере Царицынского уезда Саратовской губернии)'

Завершение неорганизованного периода деятельности народных школ в российской империи (на примере Царицынского уезда Саратовской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
926
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Завершение неорганизованного периода деятельности народных школ в российской империи (на примере Царицынского уезда Саратовской губернии)»

© H.A. Арчебасова, 2004

ЗАВЕРШЕНИЕ НЕОРГАНИЗОВАННОГО ПЕРИОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНЫХ ШКОЛ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

(На примере Царицынского уезда Саратовской губернии)

НА. Арчебасова

Долгое время просвещение народа в империи находилось «вне поля зрения правительства» и рассматривалось как «некий профессиональный элемент подготовки наряду с различными рукоделиями и промыслами»1. С одной стороны, заниматься обучением начальной грамоте мог любой желающий, с другой стороны, никто не нес ответственности за качество обучения учащихся.

Образовательная политика Александра II коренным образом изменила ситуацию. Она способствовала созданию организованной всесословной русскоязычной 2 народной школы, следовательно, завершила неорганизованный период деятельности народных учебных заведений. Программа проведения реформ была рассчитана на длительный период, предусматривала планомерное увеличение государственных ассигнований на народное образование и широкое использование в делах управления и финансирования начальных учебных заведений местной инициативы. Это привело к постепенной децентрализации деятельности министерств и расширению полномочий местных органов народного образования3.

Активизировалось внимание общества к проблемам народного образования. Началось сравнительное изучение различных типов учебных заведений с целью поиска оптимальной модели для совершенствования школьной сети. При этом наибольшее количество публикаций посвящалось истории церковной школы 4.

Например, член Ученого комитета при Министерстве народного просвещения (МНП) Н.Х. Вессель опубликовал серию статей о народных училищах, подчеркивая их религиозно-нравственное, экономическое и государственное значение. Он доказывал необходимость участия сельского приходского духовенства в деле образования 5. А.С. Пру-

гавин представил школы грамоты (грамотности) в качестве образца традиционной русской крестьянской школы и связывал их возрождение в 80-х гг. XIX в. с подчинением Святейшему синоду6.

Редкие публикации статей исследователей по проблемам школы в 20—80-е гг. XX в. объясняются связью истории народного образования с историей церкви. В региональных исторических очерках также этой проблеме не уделяется внимания 7.

Объяснение позиции православного духовенства по отношению к народному образованию в исторической ретроспективе явилось важной чертой исторической литературы последних лет 8. Появилась возможность изучить документы Святейшего синода и его местных учреждений о церковно-приходских школах и школах грамоты, об учителях, получивших духовное образование, о просветительской и благотворительной деятельности приходских священников и прочее. Значительным событием в этой связи стала публикация в России труда П.Н. Милюкова, написанного в 30-е гг. XX в. в эмиграции9.

В основу статьи легли данные делопроизводственной документации, которые регистрировались и копировались на всех этапах документооборота. Отдельную группу делопроизводственной документации за 60— 70-е гг. XIX в. составили материалы учета чиновников в виде формулярных списков о службе и рекрутского учета новобранцев. Данные о движении, численности и грамотности населения, количестве учебных заведений содержит демографическая статисти-ка10 и историко-географические материалы п.

Материалы о деятельности организованных учебных заведений в уездном центре сохранились лучше прочих, так как развернутой статистики народных школ до середины

60-х гг. XIX в. государственные и церковные учреждения не вели.

Накопленный региональный исторический опыт организации государственных, церковных, крестьянских, частных и других типов начальных училищ обобщался и активно использовался при расширении сети учреждений народного образования во второй половине XIX в. наряду с четко выраженной государственной тенденцией к унификации народной школы. В этой связи представляется необходимым показать преемственность пореформенной и дореформенной народной школы в Российской империи на примере Царицынского уезда Саратовской губернии.

Царицын стал уездным центром в 1782 году. В уезде проживало на тот момент 258 душ владельческих крестьян и 841 — переселившихся малороссиян 12. Дубовский казачий городок был преобразован в посад Ду-бовку в 1785 г., когда на бывших землях казаков поселили 5793 государственных крестьян 13. К 1860 г. население Царицынского уезда проживало в 82 населенных пунктах (8179 дворов: 63 591 чел.)14. В Царицыне в 1860 г. насчитывалось 7027 чел.; в посаде Ду-бовка (втором по значимости населенном пункте Царицынского уезда) — почти в два раза больше жителей: 12 824 чел. (на 1862 г.)15.

Основное население Царицынского уезда 16 сформировалось к середине XIX в. в результате внутренней российской колонизации 17. По этой причине учреждения образования в городе и посаде начали появляться в 10— 20-е гг., а в сельской местности в 30—50-е годы XIX века. Обучение детей в Царицынском уезде до начала XIX в. проводилось случайными людьми за договорную плату.

Отсутствие у населения необходимых средств для строительства школьных зданий сделало особенно популярными в народе т. н. крестьянские школы грамоты (или «вольные школы»), относившиеся к традиционным типам народных школ и получившие, благодаря своей дешевизне, значительное распространение, как особенный вид домашнего обучения.

Крестьянские школы грамоты в исторической литературе получили неоднозначную оценку. Так, одни авторы идеализировали их как вид старинной школы русского народа, как народное творчество и продукт христианской веры, как наиболее подходящие для крестьян начальные учебные заведения 18. Другие, прежде всего земские деятели, не считали школы грамоты начальными

учебными заведениями 19. Земцы относились критически к качеству подготовки учащихся, к знаниям учителей. По нашему мнению, крестьянские школы грамоты необходимо считать начальными, так как они удовлетворяли массовую потребность крестьян в получении основ образования, особенно до появления более совершенных типов школ.

Крестьянские школы грамоты устраивались обычно в одной из крестьянских изб или в церковной сторожке. Занятия вели грамотные крестьяне, дочери священников, отставные солдаты, инвалиды и пр., получавшие вознаграждение от родителей учеников продуктами и услугами, либо работавшие безвозмездно. Занятия проводились нерегулярно, школьная документация отсутствовала. Открытие таких школ не регистрировалось официально из-за несоблюдения государственных требований к школьным помещениям и отсутствия у учителей разрешения на право преподавания 20. Подобное разрешение учитель мог получить в уездном училище после сдачи квалификационных экзаменов. Уровень образования большинства преподавателей крестьянских школ грамоты не позволял успешно пройти эту процедуру, а другие вольнонаемные учителя, например, малолетние сыновья и дочери священников, не были заинтересованы в получении официальных документов. За незаконное преподавание на учителей крестьянских школ грамоты могли наложить штраф, а школу закрыть.

В 60-е гг. требования к открываемым школам были значительно смягчены. Постепенно усиливалось влияние на них православного духовенства, так как церковно-приходские школы и крестьянские школы грамоты сближало традиционное христианское отношение к воспитанию и отсутствие требований к учителям духовного звания документального подтверждения образования. Увеличение числа школ грамоты начинается в 80-е гг. XIX в.21 в связи с подчинением их ведомству Святейшего синода (официально процесс перевода школ грамоты в число церковных школ завершился в 1891 г.). Ранее духовенство и земства включали вольные тттколы грамоты в свои ведомственные отчеты, не выделяя их отдельно. В Царицынском уезде количество крестьянских школ грамоты также долгое время растворялось в общей статистике всех видов начальных школ22.

Активизация образовательной деятельности православного духовенства Российской империи началась с 1804 г., когда было при-

нято Положение Синода о привлечении священников к организации приходских школ, но это не приносило ощутимых результатов из-за недостатка финансовых средств до школьной реформы 60-х гг. XIX века23.

Приходское училище в Царицыне начало работу с 1815—1816 учебного года, в посаде Дубовка — в 1825—1826 учебном году24. В 1846 г. в Дубовском приходском училище 117 учащихся обучали дубовский приходской священник и губернский секретарь 25. Епархиальные власти Саратовской губернии рекомендовали всем приходским училищам придерживаться программы обучения, разработанной в Киевской епархии (см. табл. 1).

ством священника Н. Александровского и волостного старшины И. Белинского школьное здание. Священник преподавал безвозмездно, а школьные принадлежности покупал на свои деньги.

В марте 1867 г. в этой школе обучались

48 мальчиков и 18 девочек. За заслуги Н. Александровский несколько раз получал благодарности от училищного совета и был награжден епархиальным начальством 28.

Дополнительные кадры народных учителей предоставляли духовные училища и семинарии. В 60—70-х гг. XIX в. в Саратовской епархии работало пять духовных училищ. В 1867 г. епархию разделили на училищные

Таблица 1

Программа обучения в приходском училище (36 учебных часов в неделю)26

Дни недели С 8 до 10 часов С 10 до 12 часов С 14 до 17 часов

понедельник закон Божий арифметика читают и пишут

вторник русская история русский язык читают и пишут

среда русский язык арифметика читают и пишут

четверг закон Божий арифметика церковное пение

пятница русская история русский язык читают и пишут

суббота закон Божий русский язык церковное пение

Открытие приходских школ в пореформенное время зависело от личной заинтересованности приходских священников в обучении детей грамоте и финансовых возможностей сельских обществ. Несмотря на скромное материальное положение, приходское духовенство работало в сельских церковноприходских школах и школах грамоты в основном безвозмездно. Например, священник Царицынского Успенского собора Иосиф Софинский в 1865 г. открыл в своем доме церковно-приходскую школу, за безвозмездный труд в которой губернский училищный совет объявил ему благодарность 27.

Стараниям священника Николая Александровского обязана церковно-приходская школа в волостном центре Отрадинской волости — С. Отрада. В конце 50-х гг. XIX в. мальчиков в ней занималось не более 10 человек. В 60-х гг. священник перестроил тесную церковную сторожку в более просторную и ежегодно обучал 40 человек. В 1864 г. кандидат в мировые посредники Владимир Лятошинский пожертвовал на новое школьное здание 188 руб. 45 коп., крестьяне отдали весь запасной мирской капитал в сумме 74 руб., священник добавил деньги из церковных пожертвований. На собранные средства построили под руковод-

округа во главе с духовными училищами. Царицынский уезд входил в Камышинский училищный округ (104 прихода) и возглавлялся Камышинским духовным училищем (открыто в 1822 г.)29.

Учебные занятия в Саратовской духовной семинарии (СДС)30 начались 27 октября 1830 года.

Духовные учебные заведения не были закрытыми. В них могли учиться люди разных сословий. Выпускники и исключенные семинаристы пополняли штаты приходов и преподавали в народных училищах, имея исключительную возможность получить в процессе обучения не только общее, но и профессиональное педагогическое образование. В пятом и шестом классах семинарии преподавали педагогику (1 час в неделю). Теория педагогики сопровождалась практическими занятиями семинаристов в воскресных школах.

Кафедра педагогики и воскресная школа при СДС открылись в 1867 году31. Ученики старших классов семинарии вели занятия с постоянно менявшимся пестрым составом слушателей воскресной школы. Так, в сентябре 1866—1867 учебного года в нее ходили 43 мальчика, 4 взрослых мужчины,

8 девочек и около 50 учеников Саратовского духовного училища (не постоянно)32. Со-

хранились единичные упоминания о подобных типах учебных заведений (воскресных и будничных школах) г. Царицына33. Они создавались благодаря общественной и частной инициативе. Преподавали в таких школах в основном священнослужители и грамотные горожане.

В пореформенное время категории народного учителя и церковносвященнослужителя по многим параметрам пересекаются. Именно эти люди формировали кадры народных учителей. Кроме профессионального долга ими двигало желание получить необходимый преподавательский стаж для дальнейшего продвижения по службе. Лица, которые не окончили семинарию, но проработали не менее трех лет учителями в начальных школах, принимались в штат причтов как исполняющие обязанности псаломщиков 34.

Важно подчеркнуть, что учителя могли принять духовное звание для рукоположения в священничество по согласованию с Епархиальным архиереем и правлением духовной семинарии35. Учителям законодательно предоставлялось право занимать места диаконов и причетников в штатах причтов при недостатке лиц с полным богословским образованием как до реформы 60-х гг., так и после 36. Судя по регулярным сообщениям на эту тему в СЕВ, переход учителей в духовное ведомство был обычным явлением, косвенно указывавшим на недостаточный уровень профессиональной подготовки церковносвя-щеннослужителей и на значимость преподавательской практики для церковнослужителей. Например, сельский учитель С. Козловки Петровского уезда Василий Ястребов

18 июля 1865 г. был рукоположен в дьяконы в с. Водяное 37, а заштатный дьякон Андрей Виноградов в 1867 г. определен в школу с. Ка-раваенки Царицынского уезда 38.

Со спецификой преподавательского состава народных училищ напрямую связано преимущественное развитие таких типов, как приходские и церковно-приходские. В отчете обер-прокурора Святейшего синода графа Д.А. Толстого за вторую половину 1865 г. сообщалось о существовании в России

21 420 церковно-приходских школ, в которых обучалось 356 257 мальчиков и 57 267 девочек 39. В Саратовской епархии за 1859—1860 гг. число приходских училищ увеличилось со 120 (1800 мальчиков и 640 девочек) до 406 (6871 мальчик и 516 девочек)40. Однако достоверность статистики церковно-приходских школ вызывает большие сомнения.

Епархиальные наблюдатели по Царицынскому уезду в своих отчетах, характеризуя единичные народные училища в волостных центрах, докладывали о наличии разветвленной школьной сети. Причины подобной особенности отчетной документации ревизоров церковных школ кроются в отсутствии контроля за всеми учебными заведениями на вверенных церковным наблюдателям участках и замене их проверками народных училищ только в волостных центрах. В целом число церковных начальных школ до 80-х гг. XIX в. установить сложно, так как одни из них функционировали только на бумаге, другие — закрылись в результате изменения социально-экономических отношений после отмены крепостного права.

Ни Саратовский губернский, ни Царицынский уездный училищные советы, ни земство не вели статистики сети церковноприходских училищ в данное время. Так, в опубликованных земством материалах о состоянии народного образования в Саратовской губернии по Царицынскому уезду указывалось на существование только одной одноклассной церковно-приходской школы, открытой в 1887 г.41, что не соответствует вышеизложенным фактам.

Из сохранившихся сведений о деятельности учебных заведений Царицынского уезда в пореформенное время больше всего информации можно получить об организованных школах42. До 1860-х гг. в Царицынском уезде организованные начальные школы работали только в г. Царицыне, п. Дубовка, поселениях городских и удельных крестьян, казачьих станицах.

Первая организованная школа в г. Царицыне (городское училище) появилась

30 июня 1808 г. в результате заключения Царицынской городской думой соглашения с отставным сержантом И. Власовым об обучении им 26 мальчиков и 7 девочек правописанию, чтению и четырем действиям арифметики 43. Городских училищ, содержащихся за счет бюджета г. Царицына, в 1860-х — начале 1870-х гг. не было.

В статистических описаниях Саратовской губернии зафиксировано, что в середине 30-х гг. XIX в. в Царицынском уезде работали две казачьи начальные школы в станицах Александровской (299 мальчиков и 24 девочки) и Пичужинской (277 мальчиков и

40 девочек). В каждой из этих станиц проживало около 1800 жителей. В школах преподавали казачий урядник и казачий обер-офи-

церский чин. Из сельских училищ всей Саратовской губернии кроме указанных нами работали еще только три — в городке Николаеве мужское (180 чел.) и женское (70 чел.), а также в слободе Романовке Балашовского уезда (имение графа Воронцова)44.

Распространение грамотности среди крестьян являлось необходимым условием осуществления действительно крестьянского самоуправления, так как единственным посредником между неграмотными крестьянами и центральной властью долгое время оставался волостной писарь. Роль и значение писаря, как практически единственного способного читать и писать, сделались в волостном правлении и вообще в сельском обществе чрезвычайно влиятельными.

Подготовкой писарей и других грамотных служащих для местных органов управления с 30-х гг. XIX в. занимались Министерство государственных имуществ (МГИ) и Министерство императорского двора и уделов.

С 1797 г. для государственных и удельных крестьян и с 1861 г. для крестьян, вышедших из крепостной зависимости, были выделены волости и учреждены волостные правления. На территории Царицынского уезда в 40—50-х гг. XIX в. были выделены три волости государственных крестьян МГИ — Городищенская, Ивановская и Липовская, относившиеся к Царицынско-Камышинскому учебному округу МГИ. К удельным крестьянам относились сложное село (удельные и государственные крестьяне) Липовка и с. Пес-коватка с хуторами Леднев и Ильин.

Правила для начальных училищ государственных и удельных волостей были утверждены 25 октября 1828 г., а начали такие училища открываться в селениях государственных крестьян с 1830 г., в селениях удельных крестьян с 1832 года45.

С 1837 г. предполагалось устраивать училища по одному в каждом удельном приказе, но к 1854 г. на территории всего Саратовского губернского удельного имения их насчитывалось только 7. В 1856 г. было предписано иметь по одному постоянному училищу в каждой волости за счет общественного сбора и расходов МГИ. Кроме того, по желанию местного населения разрешалось открывать дополнительные школы на общественные средства и остатки от училищного капитала МГИ46. Такие учебные заведения являлись первыми постоянными сельскими школами. С государственных и удельных крестьян взымался вместе с податью особый учебный сбор в размере 5 коп. с души

(из расчета 110—175 руб. на одну школу47). К 1866 г. в Саратовской губернии такой сбор увеличился до 9 коп. с души (всего — 24487,29 руб.)48. С 1867—1868 гг. содержание школ МГИ и общественных школ в селениях государственных крестьян было предоставлено земским учреждениям. Школы МГИ перешли в разряд зем-ско-общественных начальных учебных заведений. В неземских губерниях сбор на содержание школ бывших государственных крестьян продолжался до 1869 года49. Удельные тттколы сохранялись до 1870 г. для нерусских народов на окраинах империи.

От ведомства государственных имуществ школами заведовал с 1837 г. Ученый комитет МГИ, управляли — губернские палаты государственных имуществ. Непосредственное наблюдение осуществляли окружные начальники и их помощники. От них требовалось обязательное посещение каждой школы два раза в год и присутствие на годовых экзаменах. Формальное руководство удельными школами было поручено начальнику местной удельной конторы. Директор народных училищ Саратовской губернии, смотритель Царицынского уездного училища и благочинные наблюдатели церковных школ осуществляли контроль за работой удельных училищ и училищ МГИ со стороны Министерства народного просвещения.

Учителями работали местные священники, получавшие по 85—90 руб. серебром в год 50. Крестьянских мальчиков, изредка девочек, в возрасте от 8 до 12 лет набирали в школы из окрестных сел государственных крестьян в радиусе до 10 верст. Списки детей составляли волостные старшины, отдельно подавали сведения о грамотных крестьянских мальчиках 18 лет, желающих учиться при губернской палате МГИ на волостного писаря. Желавших учиться и имевших каллиграфический почерк практически не было. Так, из всего Царицынско-Камышинского округа в 1850—1851 гг. не смогли найти трех кандидатов в писари в возрасте 18 лет. После длительной переписки между Палатой государственных имуществ и волостными старшинами удалось отправить на обучение мальчиков 12, 14 и 16 лет из с. Водяное Царицынского уезда51.

За 1842—1858 гг. в селениях государственных крестьян, которых насчитывалось по России более 20 млн человек, было открыто 2975 школ. В 40-х гг. XIX в. это были самые многочисленные и наиболее благоустроенные светские сельские школы, раз-

мещавшиеся в основном в специально построенных школьных помещениях52.

При каждой школе МГИ открыло с 1851 г. школьные наставническо-ученические и «продажные» библиотеки. Последние предназначались для «распространения между крестьянами чтения и духовно-нравственного преподавания»53.

В 1849 г. в Царицынском уезде работали следующие начальные училища для детей государственных и удельных крестьян:

- в Городищенской волости в с. Пичуга (открыто в 1843 г.) для 60 мальчиков и д. Городище (открыто в 1845 г.)54 для 20 мальчиков;

- в Ивановской волости в с. Водяное для

36 мальчиков;

- в Липовской волости в с. Липовка (открыто в 1848 г.) для 14 мальчиков и в с. Ба-лыклей для 42 мальчиков и 3 девочек;

- в Песковатской волости в с. Песковатка для мальчиков.

В общественных зданиях помещались училища в с. Городище и Липовка, остальные в наемных домах с годовой арендной платой в размере 45 рублей 55.

Дети и учителя («наставники») посещали учебные занятия неаккуратно. Учителя часто совмещали свои обязанности с обязанностями приходских священников, нередко отлучались «по приходу своему для исправления треб». Штатный смотритель Царицынских училищ Виноградов в ежегодных отчетах

о ревизиях училищ отмечал постоянные пропуски занятий учителями-наставниками и учащимися. Последних на момент ревизии всегда находилось менее половины от списочного состава, а в 1850 г. при очередной проверке в Балыклейском училище Виноградов не увидел ни учителя, ни учеников 56. Ежегодно заканчивали курс начальной школы ведомства МГИ всего 1—2 ученика 57.

Из-за малочисленности учреждений образования для крепостных крестьян и свободных податных сословий образовательный уровень населения Российской империи до

середины XIX в. оставался низким. Министерство внутренних дел (МВД) в 1844 г. опубликовало сведения о числе грамотных мужчин в Саратовской губернии, соответствовавшие средним показателям по Европейской России. Грамотными оказались лишь 5,6 % удельных, 2,7 % государственных и 1,2 % помещичьих крестьян 58. Крестьянки сплошь были неграмотными.

В 40—50-х гг. XIX в. в Царицынском уезде начался медленный рост численности сельских школ (см. табл. 2).

На 28 детей в Царицынском уезде приходился один учащийся, что являлось лучшим результатом по Саратовской губернии. Эти данные приведены по материалам, собранным статистической экспедицией под руководством известного статистика А.И. Артемьева, работавшей на территории Саратовской губернии в 1853—1854 годах. Целью экспедиции являлось изучение по запросу МВД состояния «раскола». Наряду с личными наблюдениями статистики использовали отчеты исправников. Других, кроме проанализированных нами, сельских начальных училищ на территории Царицынского уезда экспедиция не обнаружила.

К середине 1860-х гг. численность сельских училищ уезда увеличилась до 27 с числом учащихся 502 мальчика и 58 девочек. Из них 8 училищ относилось к ведомству МГИ, 1 удельная школа, а остальные являлись церковно-приходскими училищами и крестьянскими школами грамоты 60.

Уровень грамотности крестьян можно проследить по формулярным спискам новобранцев уездного рекрутского присутствия. В них в обязательном порядке указывали место жительства и уровень русской (!) грамотности рекрутируемых: неграмотный, малограмотный (лучше читает, чем пишет) и грамотный.

Объединив малограмотных и грамотных рекрутов Царицынского уезда в общее число грамотных мужчин, получаем следующие данные (см. табл. 3).

Таблица 2

Соотношение школ, учащихся и населения по Царицынскому уезду в 1854 г.59

Население Мужчин Женщин Всего

Всего человек 16 741 17 729 34 470

грамотных (%) 8,7 1 4,8

Из них детей школьного возраста 3529 3602 7131

учащихся 235 21 256

Таблица 3

Грамотность новобранцев рекрутских наборов 1863—1868 гг. с указанием места жительства грамотных61

Рекрутские наборы по Царицынскому уезду Всего рекрутов Г рамотных (%) Мещан пос. Дубовка Мещан г. Царицына Крестьян уезда

1) 18 января — 7февраля 1863 г. 131 12,21 5 4 7

2) 1—14 февраля 1865 г. 111 12,61 9 3 2

3) 15 января — 11 марта 1867 г. 130 11,54 5 3 7

4) 16—19 января 1868 г. 121 20,66 15 1 9

Население г. Царицына и поселков городского типа, включая слободы, имело более высокие показатели грамотности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение места жительства грамотных крестьян, попавших в рекрутские наборы 1863—1868 гг. по Царицынскому уезду, дало следующую картину: Ерзовскаявол. (5): с. Городище (1), с. Ерзовка (3), с. Орловка

(1); Ивановская вол. (5): с. Ивановка (2), с. Да-выдовка (1), с. Пролейка (1), с. Прямая балка (1); Песковатскаявол. (4): с. Песковатка

(2), с. Пичуга (2); Отрадинскаявол. (3): с. Бе-кетовка (1), с. Червленоразное (2); Солодчин-скаявол. (3): с. Солодчи (2), с. Ивановка (1); Александровская вол. (2): с. Захаровка (2); Ли-повскаявол. (1): с. Липовка (1); пришлых (2).

При выяснении категории населенного пункта, откуда был призван грамотный рекрут, мы заметили следующее. К категории бывших крепостных крестьян кн. Трубецкого относилось население с. Захаровка; к удельным крестьянам — с. Песковатка; к слободскому населению — сл. Бекетовка; к станичному управлению — сл. Пичуга, а жители остальных 11 населенных пунктов — к государственным крестьянам. Таким образом, эти данные подтверждают преимущественное распространение мужской грамотности среди государственных и удельных крестьян и указывают на населенные пункты, где вероятнее всего располагались крестьянские школы грамоты или другие виды не учтенных начальных народных училищ.

По Российской империи, по данным А.Г. Рашина, «в среднем среди принятых рекрутов грамотных в 1867—1869 гг. насчитывалось 9—10 % со значительными различиями в процентах грамотных по отдельным губерниям 62. Показательно, что губернии с более развитой промышленностью и значительным отходом на заработки выделялись сравнительно более высоким процентом грамот-

ных, что и подтвердили данные по Царицынскому уезду.

Увеличение на восемь процентов грамотных новобранцев, зафиксированное в 1868 г., против стабильного приблизительно около 12 % за 1863—1867 гг. свидетельствовало о появлении первых результатов образовательной политики Александра II, направленной на государственное и церковное регламентирование деятельности народных учебных заведений.

Самый высокий уровень светского образования в уезде можно было получить в уездном училище. В 1838 г. Царицынское приходское училище было преобразовано согласно Положению 1828 г. в Царицынское уездное учебное заведение, финансировавшееся за счет государственных средств и местного подушного сбора 63. Кроме жалования педагогическому персоналу за счет училищных средств оплачивались квартиры почетного и штатного смотрителей64. В 1846 г. 6 учителей обучали 116 учеников 65. Уровень образования, социальное положение их были различны. Это и титулярный советник, работавший ранее в штате Саратовского губернского правления, священнослужители, выпускники таких же уездных и духовных училищ и т. д. 66

Уездное училище подчинялось директору гимназии, а смотритель уездного училища был начальником народных училищ в своем уезде.

Курс обучения мог охватывать до

15 предметов. Кроме учебных дисциплин начальной школы преподавали арифметику и геометрию, историю и географию, черчение и рисование, счетоводство. При училище существовал подготовительный класс, занятия в нем вел законоучитель. Он получал жалование из общественных средств в размере 180 руб. серебром в год 67. До 60-х гг. XIX в. училище не имело собственного здания, а

арендовало под него частные дома: купца Бабаева, Бочкарева, строение, принадлежавшее Троицкой церкви и т. д.68

В 1861 г. в уездном училище работали

7 преподавателей и обучались 100 учащихся. Все расходы покрывались за счет государственных средств и местного подушного сбора. Городское самоуправление не оказывало уездному училищу никакой финансовой поддержки.

Приходские и уездные училища до 60-х гг. XIX в. были единственными видами учебных заведений, в которых учителя имели права государственных служащих и пенсионное пособие за выслугу 25 лет 69. Законоучителям за более чем пятилетний стаж педагогической работы также полагалась пенсия 70. Положение о пенсиях и единовременных пособиях учителям начальных учебных заведений в МНП было утверждено в 1845 году. Высший оклад пенсии за 25 лет службы определялся в размере 90 руб. серебром в год для учителей и в 60 руб. для законоучителей, при условии, что годовые оклады их жалования не были ниже этих сумм71.

5|г * 5|г

Таким образом, кроме традиционной церковной школы, подведомственной Синоду, наиболее многочисленными в 40—50 гг. XIX в. являлись учебные заведения в селениях государственных крестьян. Однако история школ МГИ завершилась переходом в 1867 г. в ведение земств, а удельные школы постепенно перепрофилировались в национальные учебные заведения для нерусских народов на окраинах империи.

Основной целью организованных народных школ до середины 60-х гг. была профессиональная подготовка специалистов для приходского причта, волостных правлений, удельной конторы, а после — распространение начальной грамотности среди населения империи.

Процесс открытия, стабильного функционирования и увеличения количества школ в Царицынском уезде до отмены крепостного права протекал очень медленно, лишь с 60-х гг. XIX в. заметно поступательное развитие, связанное с формированием в Царицынском уезде, как и в большинстве уездов страны, системы учреждений народного образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Джурдинский А.Н. История педагогики. М., 1999. С. 155, 214.

2 Основным адресатом правительственной образовательной политики являлось русскоязычное население. Преподавание в народных школах должно было осуществляться на русском языке. Особыми языковыми привилегиями при этом обладали западные имперские (Польша, Прибалтика) и окраинные удельные территории, немецкие колонии.

3 Руководство школами в первые пореформенные годы возлагалось в основном на городские думы и управы, приходское духовенство, волостные правления; финансирование — на городских налогоплательщиков и сельские общества.

4 См.: Благовидов Ф. Деятельность русского духовенства в отношении народного образования в царствование императора Александра II. Казань, 1891; Миропольский С.И. Очерки истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения до настоящего времени. СПб., 1903.

5 Одним из аналитических обобщений на эту тему стала его работа: Вессель Н.Х. Начальное образование и средние училища в Западной Европе и в России в XIX столетии // Русская школа. 1890. № 2. С. 20—41; 1891. № 7—8. С. 36—47; № 9. С. 19-35; № 10. С. 10-22; № 11. С. 7-21; № 12. С. 12—44.

6 Пругавин А.С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. 2-е изд. СПб., 1895.

7 См.: Наш край. Хроника истории Волгограда и области. Волгоград, 1973; История Саратовского края. Саратов, 1983; Волгоград: хроника истории. 1589—1989. Волгоград, 1988 и т. д.

8 См.: Римский С.В. Русская православная церковь в XIX веке. Ростов н/Д, 1997; Полунов А.Ю. Церковь, власть и общество в России (1880е и первая половина 90-х гг. XIX в.) // Вопросы истории. 1997. № 11. С. 125—136; Бердинских В.А. Приходское духовенство России и развитие краеведения в XIX в. // Вопросы истории. 1998. № 10. С. 134—138 и т.д.

9 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. М., 1994. Т. 2. Ч. 2.

10 См.: Волости и важнейшие селения Европейской России. Вып. 4. Губернии Нижне-Волжской области. СПб., 1884; Историко-статистические таблицы по Саратовской губернии за 1862—1892 гг. / Сост. П.А. Голубев. Саратов, 1893.

11 Минх А.Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии. Т. 1—2. Камышинский и Царицынский уезды. Саратов, 1901—1902.

12 Саратовские губернские ведомости. 1860. № 7. С. 55.

13 Водолагин М.А. Очерки истории Царицы-на-Волгограда. 1589—1962. Волгоград, 1969. С. 57.

14 Минх А.Н. Указ. соч. Т. 2. С. 1137.

15 См.: Весь Царицын. Справочник по городу Царицыну и Царицынскому уезду за 1911 г. Царицын, 1912. С. 32; Рашин А.Г. Население России за 100 лет. 1810—1913 гг. М., 1956. С. 90.

16 Административно-территориальное деление Царицынского уезда постепенно увеличилось

до 11 волостей и 2 станичных управлений казаков Астраханского войска (Пичужинское и Александровское). Волости: Балыклейская, Пролей-ская, Александровская, Ольховская, Липовская и Романовская — составляли первый стан. Волости: Сарептинская, Отрадинская, Ерзовская, Песковатская и Ивановская — составляли второй стан. Поселок Дубовка являлся самостоятельной административной единицей и находился в ведении Дубовского посадского и полицейского управления.

17 См. подробнее: Любавский М.К. Обзор истории российской колонизации с древнейших времен до XX века. М., 1996. С. 10, 278—279.

18 Напр.: Пругавин А.С. Указ. соч.

19 См. подробнее: Милюков П.Н. Указ. соч. Т. 2. Ч. 2. С. 345.

20 Там же.

21 Пругавин А.С. Указ. соч.

22 Доклады комиссии по народному образованию по вопросу об участии губернского земства в деле народного образования // Саратовское XXIX очередное губернское земское собрание 1895 г. Саратов, 1895. С. 44.

23 О приходских школах по уставам 1804 и 1822 г. см.: Сухомлинов М.И. Материалы к истории образования в России в царствование императора Александра I: Исследования и ст. СПб., 1889. Т. 1.

24 Там же. С. 146.

25 См.: Материалы и труды комиссии по народному образованию. Май 1893 г. Приложение к Собранию Саратовского земства. Саратов, 1893. С. 15—16; Любомиров П.Г. К истории народного образования в Саратовской губернии до освобождения крестьян // Труды Нижне-Волжского областного научного общества краеведов. Вып. 34. Ч. 2. Саратов, 1924. С. 43—44.

26 Программа обучения в церковно-приходских школах Киевской епархии // Саратовские епархиальные ведомости (Далее. — СЕВ). 1865. № 24. С. 21—32.

27 Протокол губернского училищного совета от 2 ноября 1870 г. // ГАСО. Ф. 286. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 53 об.

28 Отчет протоиерея Росницкого об осмотре в марте 1867 г. сельских школ Отрадинской волости // Там же. С. 5—5 об.

29 Известия // СЕВ. 1867. № 22. С. 1113.

30 Подробнее об этом см.: Арчебасова Н.А. Духовное образование в Российской империи (на материалах Саратовских епархиальных ведомостей) // Мир православия: Сб. науч. ст. Вып. 5. Волгоград, 2004.

31 СЕВ. 1867. № 1. Неофиц. отдел. С. 13—28.

32 Извлечения из отчета о ходе обучения в воскресной школе при Саратовской духовной семинарии и о средствах школы за сентябрьскую треть 1866—1867 учебного года // Там же. № 2. Офиц. отдел. С. 37—42.

33 См., напр.: По предоставлению Царицынского штатного смотрителя об определении за-

коноучителя Царицынского уездного училища Павильонова законоучителем в тамошнюю будничную женскую школу, а священника Софин-ского в мужскую воскресную школу. 27.III.1862 // ГАСО. Ф. 13. Оп. 1. Ед. хр. 927; Отчет Саратовского епархиального училищного совета о церковноприходских школах в Саратовской епархии за 1888—1889 уч. г. // СЕВ. 1890. № 10. С. 108.

34 См., напр.: Известия // СЕВ. 1867. № 13. Офиц. отдел. С. 656; О составе приходов и церковных причтов // ПСЗ. 1869. Т. XLIV. Ст. 46974. С. 321.

35 Указ Саратовской духовной семинарии от

5 ноября 1865 г. по делу о сокращении переписки // СЕВ. 1865. № 28. Офиц. отдел. С. 2—3.

36 О составе приходов и церковных причтов // ПСЗ. 1869. Т. ХЬ^. Ст. 46974. С. 324.

37 Известия // СЕВ. 1865. № 11. Офиц. отдел.

38 Там же. 1867. № 5. Офиц. отдел. С. 139.

39 Всеподданнейшая докладная записка г. обер-прокурора Святейшего синода графа Д.А. Толстого о деятельности православного духовного ведомства с июня 1865 г. по январь 1866 г. // Там же. № 22. С. 1151.

40 Историческая записка о Саратовской епархии (за 50 лет. 1828—1878 гг.) / Сост. А. Прав-дин. Саратов, 1879. С. 24.

41 Материалы о состоянии народного образования в Саратовской губернии за 1910—1911 гг. Саратов, 1916. С. 106—107.

42 Школы, имевшие систему вертикального подчинения, делопроизводственную, статистическую отчетность и стабильные источники финансирования, получили в исторической литературе название «организованных» типов начальных народных школ, остальные — «неорганизованных».

43 Волгоград: хроника истории. 1589—1989. Волгоград, 1988. С. 26.

44 Любомиров П.Г. Указ. соч. С. 36, 43—44.

45 Милюков П.Н. Указ. соч. Т. 2. Ч. 2. С. 321.

46 См.: Переписка с помощником окружного начальника и Липовским волостным правлением об открытии приходского училища в с. Ли-повке. 1.12.1847—10.10.1849 // ГАВО. Ф. И243. Оп. 1. Ед. хр. 193. Л. 5 об.; Народное образование в Вятской губернии за последние 10 лет (1864—1874 гг.). Вятка, 1875. С. 9—10.

47 Большая часть этой суммы шла на зарплату учителя (в размере 100 руб.).

48 Доклады комиссии по народному образованию по вопросу об участии губернского земства в деле народного образования... С. 44, 65.

49 Указ Правительствующего сената «О продолжении на 1869 г. сбора на содержание училищ и школ бывших государственных крестьян» от 17 декабря 1868 г. за № 97532 // Народная школа. 1869. № 3. С. 1—2.

50 Вязов Н. Народное образование в Чистопольском уезде с 1861 по 1895 г. // Русская школа. 1897. № 5—6. С. 186—188.

51 Переписка с волостными правлениями об обучении крестьянских мальчиков ведению делопроизводства. 26.01.1850—18.09.1854 // ГАВО.

Ф. И243. Оп. 1. Ед. хр. 439. Л. 1—1 об., 5, 7, 8, 18, 23—

23 об., 34, 36—36 об.

52 Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. 4-е изд., доп. и переработ. М., 1974. С. 194.

53 Предписания Саратовской палаты государственных имуществ и переписка о продаже книг при училищах <...> сведения о вновь открытых училищах... // ГАВО. Ф. И243. Оп. 1. Ед. хр. 402. Л. 7.

54 Ведомости и сведения о состоянии приходских училищ Городищенской волости за 1849 г. // Там же. Ф. И157. Оп. 1. Ед. хр. 434. Л. 1, 5, 19, 20,

23, 32, 36.

55 Сведения о вновь открытых приходских училищах и суммах, ассигнованных на их содержание, замечание смотрителя Царицынских училищ о состоянии сельских училищ ведомства государственных имуществ. 18.02.1850—21.01.1851 // Там же. Ед. хр. 427. Л. 130—131 об., 174—175.

56 Предписания Саратовской палаты государственных имуществ и переписка о продаже книг... // Там же. Ед. хр. 402. Л. 150—151.

57 Сведения об училищах и суммах, ассигнованных на их содержание. 5.06.1848—31.01.1849 // Там же. Ед. хр. 265. Л. 138—139.

58 Жильцов П.А., Величкина В.М. Учитель сельской школы. М., 1985. С. 7.

59 Любимов П.Г. Указ. соч. С. 47—49.

60 Доклады комиссии по народному образованию по вопросу об участии губернского земства в деле народного образования... С. 44.

61 См.: Формулярный список Царицынского рекрутского присутствия. 18 января 1863 —

7 февраля 1863 // ГАВО. ИФ. 241. Оп. 1. Ед. хр. 5; Формулярный список Царицынского рекрутского присутствия по общему набору. 1863 // Там же. Ед. хр. 7; Формулярный список рекрутов. 1863 // Там же. Ед. хр. 6; Формулярный список Царицынского рекрутского присутствия по набору 1865 г. // Там же. Ед. хр. 11; Общий формулярный список о рекрутах, принятых в Царицынском рекрутском присутствии в их числе будущих наборов (формулярные списки рекрутов). 1 февраля 1865 — 14 февраля 1865 г. // Там же. Ед. хр. 10; Царицынское рекрутское присутствие. Формулярные списки рекрутов. 15 января — 11 марта 1867 г. // Там же. Ед. хр. 15; Царицынское рекрутское присутствие. Формулярные списки рекрутов. 16 января 1868 — 19 января 1868 г. // Там же. Ед. хр. 21.

62 Рашин А.Г. Население России за 100 лет. 1810—1913 гг.: Стат. очерки. М., 1956. С. 289, 303.

63 Водолагин М.А. Очерки истории Волгограда. Волгоград, 1969. С. 75.

64 О назначении штатному смотрителю Царицынского уездного училища Ундринцеву квартирных денег по 175 руб. в год из специальных училищных средств. 25.09.1870 // ГАСО. Ф. 13. Оп. 1. Ед. хр. 1276.

65 Материалы и труды комиссии по народному образованию. Май 1893 г. Приложение к Собранию Саратовского земства. Саратов, 1893. С. 15—16.

66 См.: По решению канцелярии попечителя Казанского учебного округа о перемещении титулярного советника Вакуленко из штата Саратовского губернского правления учителем арифметики и геометрии в Царицынское уездное училище. 21.08.1860 // ГАСО. Ф. 13. Оп. 1. Ед. хр. 850; О допущении бывшего ученика Нижегородского духовного училища В. Остроумова к исправлению должности учителя арифметики и геометрии в Царицынское уездное училище. 28.08.1870. // Там же. Ед. хр. 1258; По прошению окончившего курс в Саратовском уездном училище А. Карташова о допущении его к исправлению должности учителя арифметики и геометрии в Царицынское уездное училище. 13.06.1872. // Там же. Ед. хр. 1346 и т. д.

67 По предоставлению штатного смотрителя Царицынского уездного училища о производстве по приказу общества учителю приготовительного класса жалования до 180 рублей серебром. 1864—1865 гг. // ГАСО. Ф. 13. Оп. 1. Ед. хр. 1022.

68 См.: О найме дома купца Бабаева под квартиру Царицынского уездного училища.

24.Х.1860 // Там же. Ед. хр. 883; По предоставлению штатного смотрителя Царицынского уездного училища о найме дома, принадлежащего Троицкой церкви г. Царицына под помещение Царицынского уездного училища вместо Бочкарева. 7.ГХ.1868 // Там же. Ед. хр. 1200.

69 Любомирова Л.Н. О начальном народном образовании в Саратовской губернии в 60-е гг. XIX — начале XX в. // Труды Саратовского областного музея краеведения. Вып. 4. Саратов, 1996. С. 11.

70 См.: О назначении законоучителю Царицынского уездного училища священнику Пави-льонову пенсии за выслугу лет. 21.01.1872— 21.06.1874 // ГАСО. Ф. 13. Оп. 1. Ед. хр. 1339; Об оставлении законоучителя Царицынского уездного училища Павильонова на службе на второе пятилетие и об исходатайствовании ему пенсии за первое пятилетие. 12.12.1876 // Там же. Ед. хр. 1569.

71 Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802—1902. СПб., 1902. С. 287.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.