Научная статья на тему 'Защитная медиапрактика в Великобритании'

Защитная медиапрактика в Великобритании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
153
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / МЕДИАКОНТЕНТ / МЕДИАПРОДУКЦИЯ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / РЕКЛАМА / ДЕТСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Михалева Галина Викторовна

В статье представлен анализ современной защитной медиапрактики, реализуемой в Великобритании. Британская стратегия защиты детства от интенсивной коммерциализации и ранней сексуализации строится на сотрудничестве и объединении усилий семьи, медиа-сообщества, бизнес-сообщества и государства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article, the author analyses contemporary protective media practice in Great Britain. The British strategy of child protection from intensive commercialization and early sexualization is based on cooperation of family, media agencies, business and government.

Текст научной работы на тему «Защитная медиапрактика в Великобритании»

Таким образом, добиться значительных результатов в деле формирования элементарных диалогических умений говорения у младших школьников на уроках немецкого языка возможно уже на первом году обучения, но лишь при условии систематической целенаправленной работы по их формированию, когда обучение неподготовленной диалогической речи рассматривается как компонент целостной системы формирования умений говорения у младших школьников. Уже на начальном этапе преимущественно подготовленная речь должна постепенно уступать место неподготовленной.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бернштейн, В.Л. Некоторые приемы развития умения неподготовленной речи // ИЯШ. - 2004. - № 7. -С. 17-24.

2. Падей, Е.В. Оценка уровня сформированности «коммуникативной компетенции» при обучении английскому языку на начальном этапе: критерии и показатели // Молодой ученый. - 2013. - № 2. - С. 391-393.

3. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - Ростов н/Д.: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. - 640 с.

4. Филатов, В.М. Антропологическая модель обучения иностранным языкам в начальной школе и педагогическом колледже: монография / В.М. Филатов. - Ростов н/Д.: АНИОН, 2002. - 400 с.

УДК 374 ББК Ч30/49

Г.В. Михалева

ЗАЩИТНАЯ МЕДИАПРАКТИКА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ3

Аннотация. В статье представлен анализ современной защитной медиапрактики, реализуемой в Великобритании. Британская стратегия защиты детства от интенсивной коммерциализации и ранней сексуализации строится на сотрудничестве и объединении усилий семьи, медиа-сообщества, бизнес-сообщества и государства.

Ключевые слова: медиа, медиаконтент, медиапродукция, медиаобразование, реклама, детская безопасность.

G.V. Mikhaleva

PROTECTIVE MEDIA PRACTICE IN GREAT BRITAIN

Abstract. In the article, the author analyses contemporary protective media practice in Great Britain. The British strategy of child protection from intensive commercialization and early sexualization is based on cooperation of family, media agencies, business and government.

Key words: media, media content, media production, media education, advertising, child security.

Британские педагоги уделяют большое внимание проблеме взаимодействия аудитории и медиа, и по результатам последних исследований в этой области считается, что дети входят в «группу риска», наиболее подверженную воздействию некачественной продукции масс-медиа. Прежде всего, речь идет о наиболее доступных масс-медиа, таких как телевидение, Интернет, компьютерные игры, видеофильмы, мобильные телефоны, которые, как известно, пользуются большой популярностью у школьников.

Исследования показывают, что неоднородная зрительская аудитория воспринимает продукцию масс-медиа по-разному. Особенно «чувствительны» к негативным эффектам школьники младшего возраста, у которых только начинает формироваться личностная система ценностей и отношений [2].

Кроме того, в обществе бытует мнение, что многие острые социальные проблемы современности, такие как рост детской преступности, массовые расстрелы одноклассников в школах, распространение ксенофобии, в большой степени связаны с растущим влиянием масс-медиа, качество которых с точки зрения воспитательной стороны их содержания оставляет желать лучшего.

Более того, педагогические исследования в этой области свидетельствуют, что низкокачественная продукция масс-медиа в отдельных случаях выступает в качестве своеобразного «катализа-

3 Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Стратегии современного британского медиаобразования и его влияние на российскую медиапедагогику», проект № 13-36-01001. Руководитель проекта - И.В. Челышева.

тора» девиантного поведения у подростков, имеющих склонность или предрасположенность к тем или иным формам асоциального поведения [2].

Британские медиапедагоги проводят глубокие социально-педагогические исследования с целью выяснения степени и характера вреда, который масс-медиа оказывают на юных зрителей и слушателей. Само понятие «вреда» также не является однозначным и подвергается анализу. Некоторые британские педагоги определяют «вред» как «изменение формы поведения, в частности, как растущую склонность причинять зло окружающим людям (например, агрессия, тактика запугивания, расизм, преследование) или себе (например, анорексия, заниженная самооценка, суицид)» [2].

Причем моральный ущерб может проявляться как на уровне отдельного индивидуума, так и на уровне группы или всего социума. В последнем случае речь идет о способности масс-медиа формировать предвзятое общественное мнение к определенным событиям и создавать устойчивые стереотипы мышления. Кроме того, этот вред может иметь краткосрочный и долгосрочный эффект. В связи с этим, встает вопрос о формах контроля со стороны взрослых за детской программой просмотра теле- и видеоматериала, о мониторинге медиаконтента (содержание видеоигр, в которые играют дети, содержание интернет-сайтов, посещаемых детьми).

Особенную актуальность этот вопрос приобретает в связи с растущей ролью сети Интернет в учебной и внеучебной жизни школьников. С одной стороны, всемирная сеть Интернет - это наиболее доступное и удобное средство массовой коммуникации, но, с другой стороны, это наименее регулируемое и практически анонимное средство виртуального общения, вследствие чего, многие педагоги выражают серьезные опасения, что Интернет предоставляет широкий доступ к большему массиву потенциально опасной для детей информации. В данном случае речь идет не столько о запретах или ограничениях, сколько о политике просвещения, иначе говоря, о медиаобразовании детей, о повышении их медиакультуры.

Британские социологические исследования показывают, что чрезвычайно полезно создавать условия, позволяющие различным группам зрительской аудитории размышлять и аргументировать свою мотивацию выбора определенного жанра медиапродукции и анализировать собственную реакцию на просмотр той или иной медиапродукции. В педагогическом контексте воспитательный эффект повышается, если в семье ребенка взрослые небезразличны к тому, что дети смотрят или слушают в свободное время, более того, важно, чтобы в семье существовала устойчивая традиция обсуждения содержания и качества произведений медиакультуры.

Несмотря на большое количество социокультурных исследований в британской научной литературе по проблеме взаимодействия аудитории и медиа, остается достаточно широкое исследовательское поле проблем, требующих дополнительного изучения и анализа: влияние технологий современной мобильной связи, которая все больше приобретает статус сугубо личной или частной формы коммуникации; влияние компьютерных видеоигр, требующих «непосредственного вовлечения» участников игры по сравнению с так называемыми стационарными масс-медиа, чьи зрители / слушатели выступают в роли «сторонних наблюдателей»; воздействие рекламы, а также восприятие содержания рекламных сообщений представителями различных культур или религий (либо социальных меньшинств), для которых некоторые элементы презентации или содержания рекламного сообщения, вступая в противоречие с их традициями, могут оказаться совершенно неприемлемыми или даже оскорбительными; определение т.н. «групп риска» с повышенной вероятностью негативного воздействия со стороны недобросовестных масс-медиа; характер взаимодействия детской аудитории и интерактивного телевидения, а также характеристика реакции детей на новые жанры медиа, например, «реалити-шоу»; характер интерактивного взаимодействия юных пользователей в сети Интернет, их реакция на определенные информационные ресурсы, их оценка надежности найденной информации.

Ответственность за решение основных задач медиапросвещения и массового медиаобразо-вания всецело лежит на взрослых - родителях, учителях, воспитателях, однако успешное достижение целей медиаобразования по-прежнему остается под вопросом, т.к. повышение эффективности медиаобразования напрямую зависит от заинтересованного участия и сотрудничества правительства, медиаиндустрии и гражданского общества. Поэтому на данном этапе существует острая необходимость совершенствования и выработки новых эффективных способов взаимодействия всех этих сторон.

Современная британская стратегия медиаобразования опирается на базовые принципы ме-диаобразования, предложенные и обоснованные еще в прошлом веке известным британским экспертом Л. Мастерманом, согласно которым, в частности, медиаобразование рассматривается как «серьезная и важная область, связанная с большинством социальных структур демократического общества», и которая «вбирает в себя отношения между родителями, профессионалами в области медиа и педагогами» [4].

Отсюда современная стратегия медиаобразования детей и молодежи строится на сотрудничестве всех заинтересованных сторон в решении вопросов медиапросвещения детско-юношеской

аудитории: родителей, педагогического сообщества, медийных профессионалов и организаций, а также правительства.

Поскольку детская аудитория наиболее подвержена всевозможным рискам, связанным с широким применением цифровых технологий [4], то важная задача государства и общества в целом, по выражению британского замминистра образования Э. Тимпсона, заключается в том, чтобы «дать детям возможность остаться детьми» в современном мире чрезмерной коммерциализации и преждевременной сексуализации юной аудитории [1, 6].

В связи с чем, были разработаны и представлены широкой общественности практические рекомендации, направленные на снижение негативного влияния цифрового медиаконтента коммерческого и сексуального характера, не соответствующего детской аудитории. Эти рекомендации нашли поддержку в британском обществе и последовательно внедряются в жизнь.

Рекомендация 1. Гарантировать, что печатные издания (газеты и журналы), на обложках которых присутствуют изображения с сексуальным подтекстом, не могут легко попасть в поле зрения детей, иначе говоря, они демонстрируются особым образом (не на уровне глаз ребенка на книжной полке магазина, либо в особой защитной обложке, либо в специальном отделе литературы «для взрослых»). Аналогичная политика ведется в плане борьбы с курением. Данная рекомендация адресована, прежде всего, издательским и торгующим организациям, розничным компаниям, распространяющим печатную продукцию.

Рекомендация 2. Снизить объем уличной рекламы, содержащей изображения с сексуальным подтекстом, в местах скопления детей (возле детских учреждений, школ, детских садов и др.), где она может привлечь внимание детей. То же касается и рекламы алкогольных напитков. Вопросами разработки критериев и стандартов внешней визуальной рекламы занимается британский Комитет по рекламной деятельности («Committee of Advertising Practice»). Эта рекомендация касается рекламодателей и рекламных агентств, а также непосредственно британского Комитета по рекламным стандартам («Advertising Standards Authority»).

Рекомендация 3. Гарантировать, что телевизионное вещание до 9 часов вечера не содержит фильмов и передач, нежелательных для просмотра детьми и семейного просмотра в целом с точки зрения родителей. Относительно взрослых телепрограмм поле 9 часов вечера, родители могут использовать к ним доступ с паролем. Данная рекомендация относится к деятельности телевещательных компаний и британского Управления по телекоммуникациям («OFCOM»).

Рекомендация 4. Ввести возрастные ограничения для дисков с музыкальными видеоклипами. Решение подобных вопросов находится в ведении правительства при содействии и консультационной поддержке Британского совета по классификации фильмов («British Board of Film Classification») и Совета по стандартам видеопродукции («Video Standards Council»). Реализация данной рекомендации находится в компетенции правительства страны.

Рекомендация 5. Помочь родителям в блокировке онлайн-контента, не рекомендованного для просмотра детьми. Здесь речь идет о возможности и желании родителей пользоваться программными средствами обеспечения родительского контроля и фильтрации интернет-контента для семейного просмотра. Аналогичная политика ведется в отношении открытого интернет-доступа через Wi-Fi соединение в общественных местах. Данная рекомендация касается интернет провайдеров контента, имеющего ограничения по возрасту пользователей, и Британского совета по детской безопасности в интернете («UK Council for Child Internet Safety (UKCCIS)»).

Рекомендация 6. Разработка и добровольное соблюдение кодекса норм розничной торговли товарами для детей, например, продажа приемлемой детской одежды и других потребительских товаров, соответствующих возрасту ребенка.

Рекомендация 7. Регулирование рекламной деятельности должно тесно соотноситься с мнением и отношением родителей и детей. В Великобритании вопросы нарушений и вреда в рекламе находятся в ведении Комитета по рекламным стандартам («Advertising Standards Authority»). В данной связи проводятся общественные опросы и исследования по проблемам некомпетентной рекламы, и родители имеют право подать жалобу на рекламу, которая, по их мнению, нарушает права детей или наносит им вред.

Рекомендация 8. Запрет на трудоустройство детей в качестве «лица фирмы» в рекламных целях и на привлечение детей в сетевом маркетинге.

Рекомендация 9. Считать возраст до 16 лет детским, и учитывать это в любых видах рекламы, особенно в онлайн рекламе.

Рекомендация 10. Повышение уровня компетентности родителей в области маркетинговых и рекламных методов и приемов. Родители должны иметь возможность получить представление о новых онлайн методах и приемах, используемых рекламодателями (например, продвижении товаров и услуг с помощью онлайн игр), о процедуре рассмотрения жалоб на рекламу и пр.

Рекомендация 11. Контроль (гарантия) качества образовательных ресурсов по коммерческой грамотности и медиакомпетентности для детей. В Великобритании, помимо специальных курсов и программ по медиаграмотности, существуют специальные медиаобразовательные сайты для детей, родителей и учителей, например, сайт «MediaSmart» для детей начальной школы (6-11 лет), который содержит обучающие видеоролики, учебно-методические разработки и материалы для учителей для занятий по изучению рекламы. При этом происходит апробация и оценка содержания подобных сайтов пользователями (родителями, воспитателями и учителями) и экспертами с целью повышения качества медиаобразования.

Рекомендация 12. Объединение усилий всех организаций и органов, регулирующих деятельность различных медиа, например, с помощью единого сайта, что поможет родителям напрямую обращаться к соответствующим регулирующим органам или уполномоченным организациям по контролю медиапродукции со своими комментариями или жалобами по поводу телепрограмм, фильма, рекламы, продукции или услуг, неприемлемых, по их мнению, для детей. Хотя в Великобритании подобный сайт («ParentPort») появился относительно недавно (2011), он пользуется популярностью у родителей и помогает им разобраться в системе регулирования медиаиндустрии в стране и внести свой вклад в разработку современных безопасных медиастандартов.

Рекомендация 13. Предоставить родителям возможность более тесного контакта с товаропроизводителями детской продукции и рынком услуг. Речь идет о том, что родители должны иметь прямой доступ (онлайн или офлайн) к торговому предприятию или компании, могут обратиться к ним со своими комментариями или жалобами по поводу выпускаемой ими детской продукции, а также могут рассчитывать на обратную связь.

Рассуждая о растущей коммерциализации детства, один из ведущих британских экспертов в области медиаобразования Д. Букингэма заметил, что дети не являются «беспомощными жертвами» коммерческого мира с одной стороны, или же «независимыми медиа-искушенными пользователями» с другой стороны, т.к. развитию этого опыта и знаний во многом способствуют их взаимоотношения и обмен личностным опытом с родителями и сверстниками, учителями. Их медиа-грамотность формируется аналогично традиционной грамотности и может развиваться в процессе образования, точнее сказать, медиаобразования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Bailey, R. Letting Children Be Children: Progress Report on the Recommendations of the Independent Review of the Commercialisation and Sexualisation of Children / R. Bailey; Department of Education. - Runcorn: Castle View House, 2013. - 37 p.

2. Livingstone, S. Harmful to Children? Drawing Conclusions from Empirical Research on Media Effects / S. Livingstone, A. M. Hargrave // In the Service of Young People? Studies and Reflections on Media in the Digital Age / ed. by U. Carlson, C. Feilitzen. - Göteborg: Nordicom Göteborg University, 2006. - P. 49-76.

3. Livingstone, S. Does the Use of Social Networking Sites Increase Children's Risk of Harm? / S. Livingstone, E. Staksrud, O. Kjartan // Computers in Human Behavior. - 2013. - № 29. - P. 40-50.

4. Masterman, L. 18 Principles of Media Education, 1998 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.screen.com/mnet/eng/med/class/support/mediacy/edec/masterman.htm.

УДК.373.02 ББК 74.200

Т.Д. Молодцова

РОЛЬ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ В РАЗВИТИИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассматривается понятие «кризисное состояние» его положительный потенциал, возрастная специфика, дается методологическое обоснование использования данного явления в учебно-воспитательном процессе. Особое внимание уделяется значению компетенций в позитивном влиянии кризисных состояний на развитие личности.

Ключевые слова: кризисное состояние, кризисная ситуация, подросток, потенциальные возможности личности, компетенции, позитивная дезинтеграция, развитие.

T. D. Molodtsova

ROLE OF A STATE OF CRISIS IN THE DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS

Abstract. The article discusses the concept of "state of crisis" of its positive potential age-appropriate, given the methodological justification for the use of this phenomenon in teaching-educational

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.