Научная статья на тему 'Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации'

Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1406
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минаев Е.И., Сурник А.П.

Рассматривается механизм защиты прав интеллектуальной собственности (далее ИС) таможенными органами России, анализируются способы выявления незаконного использования товарного знака, выявляются особенности нарушений в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

также участников внешней торговли и пассажиров, не соблюдающих требований таможенного законодательства; предоставить законопослушным участникам внешней торговли и пассажирам более благоприятные условия; ускорить торговлю и передвижения.

Задачи системы управления рисками: создание единого информационного пространства, для применения СУР на всей территории таможенного союза; разработка программ для выявления рисков; определение потенциальных рисков; выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений; оценка возможного ущерба в случае выявления риска; определение предотвращения и минимизации риска; разработка методик оценки эффективности применяемых мер; контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков.

Для таможенной службы система управления рисками является достаточно новым инструментом та-

моженного контроля, который должен сыграть решающую роль в унификации таможенных процедур, обеспечении информационного обмена и развитии таможенно-торгового сотрудничества в соответствии с международными стандартами Всемирной торговой организации (ВТО). Система управления рисками объединяет ряд новейших таможенных инструментов и технологий, которые обеспечивают повышение эффективности работы таможенных служб, не ставя под угрозу интересы торговли.

Библиографические ссылки

1. Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г.

2. Таможенный Кодекс таможенного союза. Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2010.

© Крайденко Н. С., Полухин И. В., 2011

УДК 339.543

Е. И. Минаев Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЗАЩИТА ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматривается механизм защиты прав интеллектуальной собственности (далее - ИС) таможенными органами России, анализируются способы выявления незаконного использования товарного знака, выявляются особенности нарушений в этой сфере.

Одной из приоритетных функций таможенных органов РФ, является обеспечение защиты прав ИС.

Остановимся более конкретно на механизме защиты прав ИС при перемещении товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ.

Специфика мер по защите ИС обусловлена природой объектов ИС. В соответствии со ст. 1225 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) ИС включает результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

Согласно ст. 1477 ГК РФ товарным знаком признается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Для того чтобы обозначение было признано товарным знаком, должны выполняться следующие условия:

1. Символизация. Обозначение должно являться своего рода символом, который помещается па выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации.

2. Новизна товарного знака. Российский закон, как и законы многих других стран, закрепляет принцип не абсолютной, а относительной новизны условных обозначений, заявляемых в качестве товарных знаков.

3. Приоритет товарного знака. Он определяется датой, которая, в свою очередь, устанавливается по

общему правилу - по дню поступления правильно оформленной заявки на регистрацию товарного знака.

4. Регистрация. Обозначение может считаться товарным знаком лишь тогда, когда оно в установленном законом порядке зарегистрировано [1].

Товарный знак является наиболее распространенным объектом ИС в практике таможенного дела. Признаки незаконного использования товарного знака или другого средства индивидуализации выявляются таможенными органами:

1. В процессе таможенного оформления товаров и (или) транспортных средств (должностными лицами таможенных постов);

2. На этапе декларирования либо в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров, т. е. «постаудита» (должностными лицами отделов торговых ограничений и экспортного контроля или отделов товарной номенклатуры и торговых ограничений);

3. В ходе проведения проверки участника внешнеэкономической деятельности (должностными лицами отделов таможенной инспекции);

4. В результате оперативно-розыскных мероприятий (сотрудниками правоохранительного блока таможни).

Таможенный реестр объектов ИС ФТС России (далее - ТРОИС) является основой механизма защиты ИС таможенными органами. ТРОИС сегодня насчи-

Секция «Инновационное развитие таможенного дела в России»

тывает около 1 500 объектов ИС. Но ТРОИС не единственный элемент данного механизма.

Укажем деятельность таможенных органов по контролю за соблюдением законодательства в области ИС:

1. В период нахождения товаров и (или) транспортных средств под таможенным контролем, так и после него возможно выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере защиты ИС. Если функция защиты прав ИС осуществляется в процессе таможенного оформления, то контрафактный товар не сможет пересечь таможенную границу РФ и будет конфискован. В соответствии с ст. 196 ТК ТС таможенные органы осуществляют выпуск товаров не позднее 1 дня следующего за днем регистрации таможенной декларации. Если объект ИС, не включен в ТРОИС, то в течение этого времени сложно получить от правообладателя информацию о признаках кон-трафактности товара и привлечь нарушителя к ответственности. Что же касается объектов ИС, внесенных в ТРОИС, то в отношении их таможенные органы правомочны осуществлять процедуру приостановления выпуска товаров в соответствии с гл. 46 ТК Таможенного союза (гл. 38 ТК РФ), в данном случае рассматриваемый временной промежуток равен десяти рабочим дням, который при необходимости может быть продлен еще на столько же рабочих дней. Таким образом, следует расширить функции таможенных органов в области защиты прав ИС и наделить таможенные органы правомочиями приостановления выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, и в отношении товаров, не включенных в ТРОИС.

2. ФТС России внедрила Концепцию развития таможенного контроля после выпуска товаров. В процессе таможенного оформления акцент с контроля был смещен на последующие этапы обращения товара на рынке. Срок, в течение которого таможенные органы осуществляют проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений, был уве-

личен с одного года до трех лет.

Перечислим проблемные вопросы, существующие в сфере защиты прав ИС таможенными органами РФ:

1. Неотработанный механизм защиты товарных знаков и других средств индивидуализации, не внесенных в ТРОИС ФТС России;

2. Отказ правообладателей от принятия мер защиты в отношении своих прав на товары, обладающие признаками контрафактных, что обусловлено их материальной незаинтересованностью.

3. Несовершенство российского законодательства об ИС.

4. Несовершенство процедуры возбуждения административного производства по ст. 14.10 КоАП РФ за незаконное использование товарного знака или другого средства индивидуализации (сегодня данная процедура возможна только при наличии заявления правообладателя);

5. Отсутствие координации взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органами (прокуратура РФ, МВД России, Роспотребнадзор и др.).

В целях совершенствования государственной системы защиты ИС необходимы следующие изменения:

1. Повышение уровня правосознания граждан Российской Федерации в области защиты прав ИС, в том числе таможенными и другими правоохранительными органами.

2. Налаживание сотрудничества с правообладателями.

3. Увеличение штрафных санкций за нарушения, связанные с незаконным использованием объектов ИС, заложенных в КоАП.

Библиографическая ссылка

1. Сергеев А. П. Право ИС в РФ. М. : Проспект, 2003. С. 600-604.

© Минаев Е. И., Сурник А. П., 2011

УДК 669.713.7

Л. Е. Петренко Научный руководитель - Л. Г. Чернова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Образование Россией, Казахстаном и Белоруссией Таможенного союза повлекло за собой существенные изменения в таможенном законодательстве Российской Федерации. Это коснулось и понятийного аппарата, изменений сроков и форм таможенного контроля, а также введения абсолютно новых понятий и порядков, в том числе и процедуры перемещения товаров по территории Таможенного союза, находящихся под таможенным контролем.

Таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных

пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования (Таможенный Кодекс Таможенного союза).

Таможенный кодекс Российской Федерации (далее -ТК РФ) разделял таможенный транзит на внутренний (по территории РФ) и международный. Международ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.