Научная статья на тему 'Защищенность личности в образовании: теоретико-методологический анализ'

Защищенность личности в образовании: теоретико-методологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
58
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИЩЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ГАРАНТЫ ЗАЩИЩЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИ-ЩЕННОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИЩЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ушаков И. А.

В статье рассматривается проблема защищенности личности в различных сферах жизнедеятельности, выделены гаранты защищенности, акцентировано внимание на защищенности личности в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защищенность личности в образовании: теоретико-методологический анализ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Ушаков, И. А.,

Военная академия РХБЗ, е-mail: [email protected] Ushakov, I. A.,

ЗАЩИЩЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация. В статье рассматривается проблема защищенности личности в различных сферах жизнедеятельности, выделены гаранты защищенности, акцентировано внимание на защищенности личности в процессе обучения.

PROTECTION OF THE INDIVIDUAL IN EDUCATION: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS

Summary. The problem of security of the person in different spheres of life, highlighted the guarantors of security, also focused on the protection of the individual in the learning process.

Ключевые слова: защищенность личности, гаранты защищенности, социальная защищенность, обеспечение защищенности.

Key words: protection of the individual, the guarantors of security, social protection schennost ensuring security.

Проблема защищенности личности в различных сферах жизнедеятельности в разные годы привлекала внимание отечественных и зарубежных авторов, но особенно значимой она стала в последние десятилетия в связи с теми сложными социально-экономическими преобразованиями в стране и модернизацией системы российского образования.

Как отмечается в многочисленных документах о реформировании образовательных учреждений, их важнейшей целью и одной из приоритетных задач является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина, свободолюбивого и самоопределившегося. Их решение требует иной меры педагогической ответственности, расширения функций, которые призван реализовать учитель, добавляя в их перечень обеспечение защищенности личности в учебно-воспитательном процессе.

Анализ состояния научной разработки данного вопроса убеждает в том, что большинство исследований в основном проведено в философии, социологии, экономике, юриспруденции, психологии (Т. А. Агапонова, Б. И. Ракитский, В. А. Фролов и др.).

Очень подробный философский анализ феномена социальной защищенности человека дан В. Г. Лебедевым [2]. Автор трактует ее как выраженность не просто степени гуманного отношения государства и общества к человеку, а и многосторонние аспекты взаимодействия личности и общества, механизм социальной амортизации, смягчающий силу воздействия процессов, дестабилизирующих социальную систему.

Продолжая характеристику изучаемого явления с социально-философских позиций, он подчеркивает следующее: сущность социальной защищенности проявляется в жизнеспособности общества и государства обеспечить каждому своему члену сообщества достойную (при данных конкретно-исторических условиях) жизнь, в социальном самочувствии личности, в безопасности и комфортности существования.

Социальная защищенность - это объективно складывающийся для личности, группы, общности под воздействием социальной среды, общественных условий жизни, духовно-практический настрой, служащий источником и детерминантой активных действий человека по раскрытию своей социальной сущности, личностных потенций и способностей по реализации интересов и целей групп и общностей, по воплощению целей и задач в действительность [2, 44]. Автор убедительно показывает, что социальная защищенность не складывается у людей автоматически, а вырабатывается сложно, противоречиво и характеризуется изменчивостью, подвижностью, органично связана с образом жизни, системой ценностей, с возможностями самореализации.

В исследованиях других учёных (Т. А. Агафонова, Б. И. Ракитский, А. В. Фролов и др.) утверждается, что данный феномен разворачивается в социально-правовой, социально-экономической, национальной, экологической и других сферах.

В психологии категория «защищенность» рассматривается как относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, могущих блокировать или затруднить их реализацию [6, 134].

Эмпирическими гарантами защищенности выступают:

• чувство принадлежности к группе;

• адекватная самооценка;

• реалистический уровень притязаний;

• склонность к надситуативной активности;

• адекватная атрибуция ответственности;

• отсутствие повышенной тревожности.

Здесь также подчеркивается, что защищенность не возникает спонтанно.

Она является производной системы мер, в которых определяется правовое положение учащихся, способы регулирования отношений в образовательном процессе, приемы сопровождения, направленные на гармонизацию, восстановление баланса, сохранение состояния адаптированности, обретение способности к осуществлению намеченного плана действий.

Следовательно, защищенность с позиции психологической науки направлена на создание внутреннего психологического комфорта, поддержание уверенности, успешности, минимизация тревожности, обеспечение автономности.

В педагогике рассмотрены преимущественно аспекты педагогического обеспечения процесса социальной защищенности учащихся в общеобразовательной школе (Н.Е. Бекетова), военнослужащих (А. В. Герасимов, В. Дякин, М. В. Кибакин, А. В. Коровников, Г. Г. Лоза и др.), социальной защиты разных категорий населения (В. Г. Бочарова, Е. Е. Чепурных и др.).

Анализ педагогических исследований свидетельствует, что сам термин «защищенность» вошел в научный педагогический оборот из английской литературы, где появился в годы Великой депрессии. В России 90-х годов прошлого века он чаще всего стал использоваться как «социальная защита», как система обеспечения прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, которые определяют правовое положение, статус несовершеннолетних:

• законодательное регулирование детского труда;

• совершенствование системы опеки, попечительства детей, оставшихся без родителей;

• создание сети специализированных социальных служб и учреждений для проведения коррекционной и реабилитационной работы с теми, кто находится в трудной жизненной ситуации [1].

Сформированность чувства защищенности находит свое проявление в способности ребенка действовать самостоятельно, взаимодействовать с другими людьми в процессе достижения поставленных целей [4].

Все вышесказанное позволяет характеризовать защищенность, во-первых, как явление, во-вторых, как процесс, в-третьих, как результат.

В первом случае обеспечение защищенности требует открытости, прозрачности всех аспектов жизнедеятельности общества и человека в нем, обоснованности и целесообразности социальных гарантий, их направленности и закрепленности в экономике, политике, общественных отношениях.

Во втором случае - как последовательность действий, ведущих к укоренению состояния, предполагает обучение правам личности в соответствии с допустимыми возрастными границами (уважение личности, достаточность информации, возможность для проявления инициативы, допустимость совершения ошибки и ее исправления, наличия собственного мнения, сохранения индивидуальности), способам охраны жизни, безопасному поведению, взаимопомощи и самопомощи.

В третьем случае - как достигнутый результат, как ощущение личностью удовлетворенности собственных потребностей, комфортности условий учебы, общения, готовности к оценке различных сторон своей жизнедеятельности (я узнал, я могу сделать, я нуждаюсь в помощи, я сам могу помочь).

Итак, защищенность личности, особенно на начальной ступени обучения, представляет собой систему фасилитирующих действий педагога в удовлетворении естественно-культурных потребностей,

социальных и духовных интересов, которые дети не могут реализовать самостоятельно, обеспечить их собственными силами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бекетова, Н. Е. Педагогическое обеспечение процесса социальной защиты учащихся в общеобразовательной школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н. Е. Бекетова. - М., 1996.

2. Лебедев, В. Г. Феномен социальной защищенности человека : философский анализ [Текст] : дис. ... канд. филос. наук / В. Г. Лебедев. -М., 2003.

3. Мирный, Н. В. Педагогические пути обеспечения социальной защищенности военнослужащих части [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Мирный. - М., 2006.

4. Словарь по социальной педагогике [Текст] / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. - М., 2002.

5. Фролов, В. А. Структурные преобразования в экономике и проблемы социальной защищенности [Текст] / В. А. Фролов // Социальная защита в переходный период : республика и регионы. - М., 1996. - С. 16-42.

6. Шапарь, В. Б. Словарь практического психолога [Текст] / В. Б. Шапарь. - М.-Харьков, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.