Научная статья на тему 'Зарубежный опыт создания апелляционных судов: на примере Соединенных штатов Америки и Французской Республики'

Зарубежный опыт создания апелляционных судов: на примере Соединенных штатов Америки и Французской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1246
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУДОУСТРОЙСТВО / СУДОПРОИЗВОДСТВО / ЮСТИЦИЯ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД / СУДЕБНЫЙ ОКРУГ / ТРИБУНАЛЫ / СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ / ВЕРХОВНЫЙ СУД / КАССАЦИОННЫЙ СУД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коршунов Ю.А.

Автор на примере Соединенных Штатов Америки и Французской Республики обращается к проблеме зарубежного опыта создания отдельных апелляционных судов, действующих на основе децентрализованных округов. Проводится параллель с рядом положений современного процесса реформирования судебной системы Российской Федерации. Делается вывод о том, что создание апелляционных судов и судебных округов в системе судов общей юрисдикции Российской Федерации открывает новые возможности для обжалования судебных решений, позволяет добиться независимости суда от региональных властей и повышения уровня обеспечения прав и законных интересов участников судопроизводства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт создания апелляционных судов: на примере Соединенных штатов Америки и Французской Республики»

Зарубежный опыт создания апелляционных судов: на примере Соединенных Штатов Америки и Французской Республики

Коршунов Юрий Алексеевич

адвокат Адвокатская палата гор. Москвы, yurkorsh@gmail.com

Автор на примере Соединенных Штатов Америки и Французской Республики обращается к проблеме зарубежного опыта создания отдельных апелляционных судов, действующих на основе децентрализованных округов. Проводится параллель с рядом положений современного процесса реформирования судебной системы Российской Федерации. Делается вывод о том, что создание апелляционных судов и судебных округов в системе судов общей юрисдикции Российской Федерации открывает новые возможности для обжалования судебных решений, позволяет добиться независимости суда от региональных властей и повышения уровня обеспечения прав и законных интересов участников судопроизводства

Ключевые слова: судоустройство, судопроизводство, юстиция, судебная система, апелляционный суд, судебный округ, трибуналы, субъект федерации, Верховный Суд, Кассационный Суд.

Обращения к проблеме зарубежного опыта создания апелляционных судов, действующих на основе децентрализованных округов, обусловлена рядом причин.

Во-первых, современная судебная система зарубежных государств претерпела некую трансформацию правового и институционального порядка, а именно, в настоящее время стоит констатировать изменения и дополнения законодательства, касающиеся как в целом судебной системы зарубежных стран, так и эффективности судебной власти. Имеется реальная возможность использовать зарубежный опыт для помощи при построения эффективной судебной системы Российской Федерации.

Во-вторых, на сегодняшний день, в связи с изменениями в российском судоустройственном законодательстве, обусловленными созданием апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, децентрализованный подход к судебной системе в практике некоторых зарубежных стран нуждается в новом осмыслении. В частности, существует необходимость новых концепций и подходов теоретической науки к понятию, принципам, системе, видам апелляционных судов. Стоит отметить, что на сегодняшний день, проблемы, вытекающие из создания апелляционных судов, действующих на основе децентрализованных округов, носят дискуссионный характер.

Тема данной публикации является актуальной и значимой как в теоретическом, так и в практическом плане. Обращение к опыту построения судебной системы Соединенных Штатов Америки (США) и Французской Республики (Франции), позволяет понять ряд проблем с которыми может столкнуться судебная система Российской Федерации после реформирования, найти возможные пути их решения.

Роль, которую занимает судебная ветвь власти в любом государстве, в том числе в США, достаточно велика, отправление правосудия - сложный и ответственный процесс, требующий взаимодействия целого ряда специальных органов - судов. Суды объединяются в судебную систему, где каждый орган занимает своё место в соответствии с его компетенцией. На протяжении XIX в. и до первой половины XX столетия, на территории США создавались специальные суды: территориаль-

ная 5

т

С К

А а

Н А

У

X <2 о

0 сч сч

01

ные, таможенные и налоговые, решавшие соответствующие споры. «Самым неординарным органом стал Претензионный суд, возникший в 1855г. Суд изначально был создан для сбора претензий частных лиц к государственной казне Соединённый Штатов, также в нём рассматривались долговые и подрядовые обязательства» .

В настоящее время на территории США правосудие осуществляют суды, объединённые в две системы: федеральную судебную систему и судебную систему штатов. Данные системы судов созданы в соответствии с Конституцией США 1789 г. и в Законом о судоустройстве (24 сентября 1789 г.), которые и заложили принципы федеральной судебной системы.

Не будем обращаться к судебной системе штатов, рассмотрим федеральную судебную систему, которая состоит из трёх уровней:

1.) федеральные окружные суды (федеральные суды первой инстанции);

2.) апелляционные суды, действующие на территории судебных округов, охватывающих территорию нескольких штатов (федеральные суды второй инстанции);

3.) Верховный Суд - высшая ступень в системе

2

правосудия .

В США параллельно функционирует единая федеральная система судов и самостоятельные судебные системы штатов3. Судебные дела, которые суд уполномочен рассматривать, определяют его полномочия. Полномочия суда ограничены только теми видами дел, которые перечислены в законах и Конституции4. Обычно, в федеральных судах рассматривают те дела, которые затрагивают положения Конституции, федеральных законов, дела, в которых Соединенные Штаты являются одной из сторон процесса, а также те дела, которые основаны на законах того или иного штата, но участвующие в рассмотрении дела стороны находятся в разных штатах США.

Апелляционные суды США обладают юрисдикцией по пересмотру решений судов первой инстанции, являясь судами второй инстанции. Данные суды сформированы по экстерриториальному принципу и действуют в специальных судебных округах (circuits)5.

Апелляционный суд правомочен рассматривать апелляции и по специализированным делам, в том

1 Логинов, Н.Н. Особенности судебной системы США / Н.Н. Логинов // В книге: Актуальные проблемы сравнительного правоведения. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. 2017. С. 269 - 272.

2 Кубанцев, С.П. США. Общая структура судов и нормативное регулирование их деятельности / С.П. Кубанцев // Система уголовного правосудия зарубежных государств (суды первой и второй инстанций) / отв. ред. Власов И.С. ИЗиСП, М., 2009. С. 13 - 33.

3 Гончарова, Н.А. Структура судебной власти США / Н.А. Гончарова // В сборнике: . Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. Отв. ред. Кокша-рова Е.Ю.. 2018. С. 69.

4 Конституция Соединённых Штатов Америки принятая 17.09.1787г. // [Электронный ресурс]: http://iskran.ru/cd_data/disk2/r2/001.pdf

5 Приложение 1

числе связанным с патентным правом, а также решения Суда по делам внешней торговли и Федеральным претензионным судом. Апелляционный суд Федерального округа (The Court of Appeals for Federal Circuit) осуществляет юрисдикцию в отношении определенных категорий дел независимо от географического признака на всей территории США. Здесь пересматриваются решения, вынесенные в Федеральном Претензионном суде и в Федеральном суде по вопросам международной торговли6.

Структура апелляционных судов США в географическом смысле распределена по субъектам США. В состав округа входит, как правило, несколько штатов. Всего 11 округов, а судов 13, так как 2 апелляционных суда являются специализированными.

Не будем подробно останавливаться на внутренней организации работы апелляционных судов и их материально-техническом обеспечении, поскольку это не является предметом данной публикации. Можем остановиться на продуманной и в течение длительного времени опробованной территориальной организации судебных округов, в рамках которых работают апелляционные суды. Для большей наглядности данные округа изображены в схеме.

Апелляционные окружные суды США

Так, например, апелляционный суд Соединенных Штатов 1 округа является федеральным судом с апелляционной юрисдикцией в отношении районных судов в следующих округах: округ Мэн, округ Массачусетс, округ Нью-Гемпшир, район Пуэрто-Рико и район Род-Айленд7.

Апелляционный суд 2 округа включает штаты Коннектикут, Нью-Йорк и Вермонт8.

Апелляционный суд Соединенных Штатов 3 округа охватывает следующие территории: округ Делавэр, округ Нью-Джерси, Восточный округ Пенсильвании, Средний округ Пенсильвании, Западный округ Пенсильвании и окружной суд Виргин-

9

ских островов .

Яровая, М.В. Федеральная судебная система США / М.В. Яровая // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2015. № 1 (17). С. 45.

7 First Circuit. United States Court of Appeals // [Электронный ресурс]: https://www.ca1.uscourts.gov/

8 Second Circuit United States Court of Appeals http://www.ca2.uscourts.gov/

9 Third Circuit United States Court of Appeals // [Электронный ресурс]: https://www.ca3.uscourts.gov/

Апелляционный суд 4 округа расположенный в Ричмонде, штат Вирджиния, охватывает апелляционную юрисдикцию над районными судами в следующих округах: округ Мэриленд, Восточный округ Северной Каролины, Средний район Северной Каролины, Западный округ Северной Каролины, округ Южная Каролина, Восточный округ Вирджинии, Западный округ Вирджинии, Северный округ Западной Вирджинии и Южный округ Западной Вирджинии.1

Апелляционный суд 5 округа охватывает юрисдикцию следующих территорий: Восточный округ Луизианы, Средний округ Луизианы, Западный округ Луизианы, Северный округ Миссисипи, Южный округ Миссисипи, Восточный округ Техаса, Северный округ Техаса, Южный округ Техаса и Западный округ Техаса2.

Апелляционный суд 6 округа охватывает следующие территории: Восточный округ Кентукки, Западный округ Кентукки, Восточный округ Мичигана, Западный округ Мичигана, Северный округ Огайо, Южный округ Огайо, Восточный район Теннесси, Средний район Теннесси и Западный округ Теннесси.

Апелляционный суд 7 округа охватывает следующие территории: Центральный округ Иллинойса, Северный округ Иллинойса, Южный округ Иллинойса, Северный округ Индианы, Южный округ Индианы, Восточный округ Висконсина и Западный округ Висконсина.

Апелляционный суд Соединенных Штатов 8 округа является федеральным судом с апелляционной юрисдикцией в отношении районных судов в следующих округах: Восточный район Арканзаса, Западный район Арканзаса, Северный округ Айовы, Южный округ Айовы, округ Миннесота, Восточный округ Миссури, Западный округ Миссури, округ Небраска, округ Северная Дакота и округ Южная Дакота.

Апелляционный суд 9 округа является федеральным судом с апелляционной юрисдикцией в отношении районных судов в следующих округах: район Аляски, округ Аризона, Центральный округ Калифорнии, Восточный округ Калифорнии, Северный округ Калифорнии, Южный округ Калифорнии, район Гавайев, округ Айдахо, район Монтана, район Невады, округ Орегон, Восточный округ Вашингтона и Западный округ Вашингтона

Он также обладает апелляционной юрисдикцией в отношении следующих территориальных судов: район Гуама и район Северных Марианских островов.

Данный суд со штаб-квартирой в Сан-Франциско, штат Калифорния, на сегодняшний день является крупнейшим из тринадцати апелляционных судов с 29 действующими судьями. Регулярные места заседаний - Сиэтл, Портленд, Сан-Франциско и Пасадена.

1 Fourth Circuit United States Court of Appeals // [Электронный ресурс]: https://www.ca4.uscourts.gov/

Fifth Circuit United States Court of Appeals // [Электронный ресурс]: https://www.ca5.uscourts.gov/

Судебные коллегии периодически выезжают для рассмотрения дел в другие населенные пункты округа. Хотя судьи постоянно командируются в другие населенные пункты округа, суд организует судебные заседания таким образом, чтоб дела из северного региона округа рассматривались в Сиэтле или Портленде, дела из южной Калифорнии -в Пасадене, а дела из северной Калифорнии, Невады, Аризоны в Сан-Франциско. Для участников процесса, которые должны лично представить свои интересы в суде, эта административное распределение дел помогает сократить время, стоимость поездки, решить проблему доступа к правосудию.

Таким образом, на данном примере мы видим, что американские судьи постоянно не находятся на одном месте в офисе по месту постоянной дислокации суда, а постоянно перемещаются по округу, пересматривая дела там, где это в настоящий момент нужно. Не граждане идут за судьями, а судьи сами приходят к гражданам. Таким образом частично решается проблема доступа граждан к правосудию, связанная с большой территориальной площадью округов. Данная организация работы апелляционных судов может быть полезна и для российского законодателя, реформирующего в настоящее время суды общей юрисдикции.

Апелляционный суд Соединенных Штатов 10 округа охватывает следующие территории: округ Колорадо, округ Канзас, округ Нью-Мексико, Восточный округ Оклахомы, Северный округ Оклахомы, Западный округ Оклахомы, округ Юта и округ Вайоминг.

Апелляционный суд 11 округа является федеральным судом с апелляционной юрисдикцией в отношении районных судов в следующих округах: Северный округ Алабамы, Южный округ Алабамы, Средний округ Флориды, Северный округ Флориды, Южный округ Флориды, Средний район Джорджии, Северный округ Джорджии и Южный округ Джорджии.

Специализированным апелляционным судом является апелляционный суд округа Колумбия. На суд возложена обязанность пересматривать решения и результаты нормотворчества многих федеральных независимых учреждений правительства Соединенных Штатов, базирующихся в столице, часто без предварительного слушания в окружном суде. Кроме того, специализированным апелляционным судом является Апелляционный суд федеральной юрисдикции, рассматривающий жалобы по патентным и таможенным делам.

Таким образом, территория США, включающая 50 штатов и 1 федеральный округ, поделена на 11 апелляционных округов, в каждом из которых есть свой апелляционный суд. Каждый такой округ состоит из различного количества штатов (от 3 до 10) и имеется собственный порядковый номер. Свой отдельный апелляционный суд имеет федеральный округ Колумбия. Дополнительно в 1983 году был учрежден Апелляционный суд федеральной юрисдикции, рассматривающий жалобы по патентным и таможенным делам, а также жало-

5

m С К А а

Н А У

бы на решения, вынесенные Претензионным судом. Таким образом, на территории США работает 13 апелляционных судов.

В каждом апелляционном суде работает несколько судей, число которых устанавливается статутом и может насчитывать от 10 до 251. Обязанности по общему руководству деятельностью апелляционного суда возлагаются на главного судью.

Таким образом, апелляционные суды США в судебной системе занимают промежуточное положение между окружными судами и Верховным Судом. Данные суды пересматривают уже принятые решения на территории судебных округов, организованных по децентрализованному принципу, объединяя несколько штатов. Апелляционные окружные суды имеют большое значение для пересмотра принятых судебных решений, защиты прав граждан. Их организация по децентрализованному принципу позволяет объективно и независимо от местных органов власти оценить те или иные доказательства по делу повторно.

Во Франции судебная система имеет достаточно сложную структуру, которая сложилась в результате исторического развития государства.

Вместе с тем, Франция является родиной понятий апелляции и апелляционных судов и было бы удивительно, если бы она не явила миру передовой опыт построения судебной системы, направленной на защиту прав граждан.

Так, понятие апелляции возникло во Франции в XIII веке, Свод законов Людовика IX Святого (Eta-blissments de Saint Louis) 1270 года учреждал особые апелляционные суды, при этом апелляция носила характер личного обвинения судьи в несправедливости . А только с 1667 года, после издания соответствующих королевских ордонансов, апелляция приняла вид жалобы не на судью, а на судебное решение. В законодательстве Франции мы впервые встречаем упоминание об отдельном апелляционном суде, созданном для пересмотра судебных решений.

В современной Франции суды делятся на две крупные ветви - суды общей юрисдикции и административную юстицию. Рассмотрим подробнее суды общей юрисдикции.

Основными нормативно-правовыми актами, на основании которых созданы и осуществляют свою деятельность французские суды являются: Конституция Французской Республики 1958 г. (раздел 8 «О судебной власти»), отчасти Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Кодекс судоустройства, Уголовно-процессуальный кодекс Франции, а также ряд нормативных актов, вносящих изменения и дополнения в Кодекс судоустройства.

Но основным актом, регулирующим судебную х систему Франции, является Кодекс судоустрой-

Q _

О» 1 Аболонин, Г.О. О судебной системе США / Г.О. Аболонин //

о Вестник гражданского процесса. 2014. № 1. С. 163.

^ 2 Рошковский, Л. Объяснительная записка к проекту новой ре-

о! дакции Устава гражданского судопроизводства / Л. Рошковский

z // Т.2. СПб., 1900. С. 102.

ства. Он определяет основные черты французской системы органов правосудия, которые сводятся к следующим.

Судами обшей юрисдикции являются низовые суды, апелляционные суды и Кассационный суд.

Разграничение компетенции между судами первой инстанции, с одной стороны, и судами апелляционной и кассационной инстанции - с другой, соблюдается на практике очень строго.

Суды, занимающиеся рассмотрением уголовных дел, как правило, не представляют собой самостоятельных формирований (за исключением суда присяжных) и не отделены в административном плане от судов, осуществляющих правосудие по гражданским делам.

Рассмотрение уголовных дел во всех судах, кроме судов присяжных, осуществляется только профессиональными судьями.

Суды различных звеньев расположены по судебным округам, которые, как правило, соответствуют административно-территориальному делению страны. Франция разделена на 101 департамент, из них - 5 заморских, каждый из которых состоит из административных округов, в которых имеются один или несколько низовых судов (трибуналов).

В качестве судов первой инстанции выступают трибуналы малой инстанции и трибуналы большой инстанции. Они составляют наиболее активное звено в системе судов общей юрисдикции, поскольку в них рассматриваются основная масса судебных дел. Уголовное подразделение суда малой инстанции называется полицейским трибуна-

3

лом .

Апелляционные суды являются судами второй инстанции и рассматривают апелляционные жалобы на постановления, вынесенные судами первой инстанции. Каждый апелляционный суд именуется по названию того города, где он расположен. Юрисдикция каждого такого суда распространяется на несколько департаментов - от двух до четырех.

Апелляционные суды были создана под названием трибунал д'аппель (апелляционный трибунал, по Закону от 18 марта 1800 года).

Апелляционные трибуналы стали апелляционными судами по закону от 18 мая 1804 г., а в 1810 г. получили название императорских судов. Их название впоследствии изменилось в соответствии с господствующими в стране политическими режимами: суды императорского двора во время Первой и Второй империи; суды королевского двора во время реставрации и июльской монархии; апелляционные суды в республиканские периоды.

До 1958 года институт апелляции во Франции имел не упорядоченный характер, отличался сложностью и множественностью апелляционных инстанций, что затрудняло доступ к правосудию.

3 Меньших, А.А. Франция. Суды общей юрисдикции / А.А. Меньших // Система уголовного правосудия зарубежных государств (суды первой и второй инстанций) / отв. ред. Власов И.С. ИЗиСП, М., 2009. С. 182 - 183.

После судебной реформы 1958 года апелляционный суд стал единственной апелляционной юрисдикцией судебной власти. Такие исключения, как Национальный суд по делам о нетрудоспособности и травмах на рабочем месте и Национальный суд по обеспечению безопасности, были воссозданы позднее.

На французских территориях в настоящее время насчитывается 35 апелляционных судов, 5 из которых находятся за рубежом.

При этом в современной административно-территориальной организации публичной власти в европейских странах проблема значительного количества мелких коммун, громад, волостей, муниципалитетов и пр. с небольшим количеством жителей остается актуальной. Так, во Франции насчитывается 36682 коммуны, из них 32000 (90%) насчитывают менее 2000 жителей, а 898 — менее 50 жителей1. Все это породило в сравнении с другими зарубежными странами и большое количество окружных судов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждый французский апелляционный суд именуется по названию того города, где он расположен. Возглавляет работу суда его первый председатель2. В апелляционных судах имеется, как правило, несколько палат по гражданским и по уголовным делам, а в некоторых выделены также палаты по торговым делам и социальным вопросам. Количество палат устанавливается декретом правительства. Дела рассматриваются в составе не менее трёх, а в некоторых случаях разбирательства гражданских дел - пяти судей. Палаты по уголовным делам в составе председателя палаты и двух членов суда рассматривают апелляционные жалобы на постановления нижестоящих судов, вынесенные по делам об уголовных деликтах и проступках (приговоры суда присяжных по делам о тяжких преступлениях апелляционному обжалованию не подлежат).

Высшая судебная инстанция — Кассационный суд Франции (г. Париж). Его возглавляет первый председатель, являющийся высшим судьей Франции. Кассационный суд состоит из первого председателя, шести председателей палат, членов суда, советников-докладчиков, генерального прокурора Франции, генеральных адвокатов и двух адвокатов, делегируемых в Кассационный суд от Апелляционного суда г. Парижа.

При сравнении апелляционных судов США и Франции установлены общие черты в их организации. Главной и наиболее характерной особенностью американских судов является то, что в США отсутствует единая общенациональная судебная система, что является проявлением принципа федерализма. Сама модель включает в себя как федеральные суды, так и суды штатов. Федеральная судебная система не связана со штатами на основе формальных отношений, поэтому не осуществляет админи-

1 Бодрова, И.И. Европейский опыт усовершенствования административно-территориального устройства. / И.И. Бодрова // [Электронный ресурс]: Ь|йр://саи.т.иа/?р=481

2 Борискова, И.В. Судебная система Франции / И.В. Борискова // Территория науки. 2015. № 5. С. 152.

стративного контроля над ними, в этом и заключается одно из главнейших отличий судебной системы США. Такой дуализм базируется на Конституции, которая одни вопросы относит к юрисдикции федеральных органов, а другие — к юрисдикции штатов. Иная ситуация во Франции, в силу того, что это унитарное государство и там действует единая общенациональная система судов.

В отличие от США, где 13 окружных апелляционных судов, во Франции их 35, что связано с громоздким административно-территориальным делением. Система апелляционных судов Франции имеет некоторые аналогии с американской моделью, например в части количества судей, рассматривающих дело, организации работы на основе децентрализованных судебных округов.

Проводя параллель с судебными системами США и Франции, можно так же отметить, что в настоящее время в России проходит масштабная реформа судов общей юрисдикции, в ходе которой, как и в указанных государствах, создаются апелляционные суды, которые будут действовать на территории децентрализованных судебных округов.

Основным направлением дальнейшего развития российской судебной системы является увеличение ее доступности и открытости для населения, и не последнюю роль в этом развитии должны играть создаваемые апелляционные суды общей юрисдикции. Территориальная организация судов общей юрисдикции развивается в сторону создания отдельных апелляционных судов, децентрализованных судебных округов, не совпадающих с административно-территориальным делением государства. В истории современной России судебные округа положительно себя зарекомендовали в системе арбитражных судов и в настоящее время ведётся работа по созданию децентрализованных судебных округов и в системе судов общей

3

юрисдикции .

Но гораздо большее значение, как показывает мировой опыт, в этом вопросе должны будут иметь качественные изменения. К этим изменениям следует причислить создание В научном сообществе, организацию по экстерриториальному принципу судебных территорий, не совпадающих с административно-государственным делением, называют одной из важнейших мер по устранению факторов зависимости судов и судей. Известный еще из дореволюционной российской истории, такой подход в организации судебной системы, позволит создать в системе судов общей юрисдикции самостоятельные апелляционные суды. Это увеличит их результативность при проверке судебных актов, будет способствовать преодолению сращивания судов с региональной властью, а также за- р труднит использование административного ресур- Д са в отношении суда. Ч

з ^

Коршунов, Ю.А. Актуализация ряда идей Судебной реформы Н

1864 года в постсоветский период / Ю.А. Коршунов // Совре- а

менная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия К

экономика и право. 2018. № 4. С.153. А

Организация судебных территорий по экстерриториальному принципу станет не только важным шагом в развитии судебной реформы, но и позволит создать историческую связь с наилучшими разработками именно отечественной судебной системы дореволюционной эпохи, а также с лучшими наработками мировой судоустройственной науки.

Отметим также, что 23 января 2018 года во время торжественного собрания по поводу 95-летия Верховного Суда, Президент России Путин В. В. упомянул о конкретном аспекте судебной реформы, заявив, что создание окружных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции позволит открыть новые возможности для обжалования судебных решений. Суды будут образованы по экстерриториальному принципу, что позволит повысить их независимость.

Кроме того, отметим, что из компетенции президиумов судов субъектов РФ будут исключены полномочия, связанные с рассмотрением дел по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения нижестоящих судов, а также дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Президиумы судов будут заниматься организационными вопросами. Жалобы на решения, принятые судами субъектов в первой инстанции, будут рассматриваться в апелляционных судах. Часть функций Верховного Суда РФ по проверке не вступивших в законную силу решений будет передана апелляционным судам.

Кроме того, уйдет в прошлое порядок, при котором решения по жалобам граждан в апелляционных и кассационных инстанциях в судах уровня субъекта Федерации принимаются в одном суде и под общим руководством одного председателя суда.

Основная цель создания апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции в Российской Федерации - открыть новые возможности для обжалования судебных решений, повышение уровня независимости судей, объективности принимаемых решений, повышение качества правосудия, защиты прав и законных интересов граждан. Окружные апелляционные и кассационные суды будут сформированы по экстерриториальному принципу, что позволит исключить возможность влияния со стороны региональных властей и повысит уровень доверия народа к судебной власти1.

Для достижения этих целей возможно использование опыта построения судебной системы США и Франции.

Литература

1. Конституция Соединённых Штатов Америки принятая 17.09.1787г. // [Электронный ресурс]: http://iskran.ru/cd_data/disk2/r2/001.pdf. х 2. Аболонин, Г.О. О судебной системе США / <2 Г.О. Аболонин // Вестник гражданского процесса. а»

О -

1 Коршунов, Ю.А. Судебные округа судов общей юрисдикции -о! хорошо забытое старое / Ю.А. Коршунов // Вопросы российско-^ го и международного права. 2018. Том 8, № 3А. С.146 - 152.

2014. № 1. С. 153 - 175.

3. Бодрова, И.И. Европейский опыт усовершенствования административно-территориального устройства. / И.И. Бодрова // [Электронный ресурс]: http://cau.in.ua/?p=481.

4. Борискова, И.В. Судебная система Франции / И.В. Борискова // Территория науки. 2015. № 5. С. 151 - 155.

5. Гончарова, Н.А. Структура судебной власти США. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции / Н.А. Гончарова // отв. ред. Кокшарова Е.Ю. 2018. С. 69 - 72.

6. Коршунов, Ю.А. Актуализация ряда идей Судебной реформы 1864 года в постсоветский период / Ю.А. Коршунов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия экономика и право. 2018. № 4. С.153.

7. Коршунов, Ю.А. Судебные округа судов общей юрисдикции - хорошо забытое старое / Ю.А. Коршунов // Вопросы российского и международного права. 2018. Том 8, № 3А. С.146 - 152.

8. Кубанцев, С.П. США. Общая структура судов и нормативное регулирование их деятельности / С.П. Кубанцев // Система уголовного правосудия зарубежных государств (суды первой и второй инстанций) / отв. ред. Власов И.С. ИЗиСП, М., 2009. С. 13 - 33.

9. Логинов, Н.Н. Особенности судебной системы США / Н.Н. Логинов // В книге: Актуальные проблемы сравнительного правоведения. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. 2017. С. 269 -272.

10. Меньших, А.А. Франция. Суды общей юрисдикции / А.А. Меньших // Система уголовного правосудия зарубежных государств (суды первой и второй инстанций) / отв. ред. Власов И.С. ИЗиСП, М., 2009. С. 182 - 183.

11. Рошковский, Л. Объяснительная записка к проекту новой редакции Устава гражданского судопроизводства / Л. Рошковский // Т.2. СПб, 1900. С.102.

12. Яровая, М.В. Федеральная судебная система США / М.В. Яровая // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2015.№ 1 (17). С. 43-51.

13. Fifth Circuit United States Court of Appeals // [Электронный ресурс]: https://www.ca5.uscourts.gov/

14. First Circuit. United States Court of Appeals // [Электронный ресурс]: https://www.ca1.uscourts.gov/

15. Fourth Circuit United States Court of Appeals // [Электронный ресурс]: https://www.ca4.uscourts.gov/

16. Third Circuit United States Court of Appeals // [Электронный ресурс]: https://www.ca3.uscourts.gov/

Foreign experience of creating appeals courts: on the example

of the United States of America and the French Republic Korshunov Yu.A.

The author, on the example of the United States of America and the

French Republic, addresses the problem of the foreign experience of creating separate appellate courts operating on the basis of decentralized districts. A parallel is drawn with a number

of provisions of the modern process of reforming the judicial system of the Russian Federation. It is concluded that the creation of appellate courts and judicial districts in the system of courts of general jurisdiction of the Russian Federation opens up new opportunities for appealing court decisions, makes it possible to achieve independence of the court from regional authorities and increase the level of enforcement of the rights and legitimate interests of participants in legal proceedings Key words: judicial system, legal proceedings, justice, judicial system, court of appeal, judicial district, tribunals, subject of the federation, Supreme Court, Court of Cassation. References

1. The constitution of the United States of America adopted 17.09.1787//[An electronic resource]: http://iskran.ru/cd_data/disk2/r2/001.pdf.

2. Abolonin, G. O. About the judicial system of the USA / Urban

district of Abolonin//the Messenger of civil process. 2014. No. 1. Page 153 - 175.

3. Bodrova, I.I. European experience of improvement of the admin-

istrative-territorial device. / I.I. Bodrova//[Electronic resource]: http://cau.in.ua/? p=481.

4. Boriskova, I.V. Judicial system of France / I.V. Boris-kova//Territory of science. 2015. No. 5. Page 151 - 155.

5. Goncharova, N.A. Struktura of judicial authority of the USA. The

collection of articles on materials of the international scientific and practical conference / N.A. Goncharova//oTB. edition of Koksharov E.Yu. 2018. Page 69 - 72.

6. Kites, Yu.A. Updating of a number of the ideas of Judicial reform

of 1864 during the Post-Soviet period / Yu.A. Korshunov//Modern science: current problems of the theory and practice. Series economy and right. 2018. No. 4. Page 153.

7. Kites, Yu.A. Judicial districts of courts of law - well forgotten old /

Yu.A. Korshunov//Questions of the Russian and international law. 2018. Volume 8, No. 3A. Page 146 - 152.

8. Kuban residents, S.P. of the USA. General structure of courts

and standard regulation of their activity / S.P. Kubant-sev//Criminal justice system of the foreign states (courts of the first and second instances) / отв. edition Vlasov I.S. IZISP, M., 2009. Page 13 - 33.

9. Loginov, N.N. Features of the judicial system of the USA / N.N.

Loginov//In the book: Current problems of comparative jurisprudence. Collection of materials II of the All-Russian scientific and practical conference of the faculty, graduate students and students. 2017. Page 269 - 272.

10. Smaller, A.A. France. Courts of law / A.A. Menshikh//Criminal justice system of the foreign states (courts of the first and second instances) / отв. edition Vlasov I.S. IZISP, M., 2009. Page 182 - 183.

11. Roshkovsky, L. An explanatory note to the project of new edition of the Charter of civil legal proceedings/L. Roshkovsky//T.2. SPb, 1900. Page 102.

12. Yarovaya, M.V. Federal judicial system of the USA / M.V. Ya-rovaya//Messenger of the Moscow city pedagogical university. Series: Jurisprudence. 2015.№ 1 (17). Page 43-51.

13. Fifth Circuit United States Court of Appeals//[Electronic resource]: https://www.ca5.uscourts.gov/

14. First Circuit. United States Court of Appeals//[Electronic resource]: https://www.ca1.uscourts.gov/

15. Fourth Circuit United States Court of Appeals//[Electronic resource]: https://www.ca4.uscourts.gov/

16. Third Circuit United States Court of Appeals//[Electronic resource]: https://www.ca3.uscourts.gov/

5

-C m

С

К А

а

Н А

У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.