Terra Humana
УДК 336.581 ББК 65.291
О.А. Булавко
зарубежный опыт регулирования и стимулирования инвестиционной сферы
Рассмотрен опыт некоторых стран по привлечению инвестиций - использование специализированных инвестиционных полу- и негосударственных агентств. Государственный инвестиционный заказ и государственное планирование капитальных вложений рекомендуются для поддержания капиталовложений во время спадов.
Ключевые слова:
бюджетное планирование, государственное планирование капитальных вложений, государственный инвестиционный заказ, инвестиционный план, капиталовложения, стимулирование инвестиций, финансовый инвестор.
Использование Россией реального положительного опыта по регулированию инвестиционной сферы, накопленного в ведущих странах Запада, необходимо ввиду того, что инвестиционная ситуация в стране характеризуется как поворотом экономики в сторону выхода из кризисной ситуации, так и отсутствием достаточных инвестиций.
Стимулирование инвестиций, как
правило, связано с несколькими видами деятельности - такими, как проектный анализ и маркетинг, осуществляемые частными организациями, как правовое обеспечение и обслуживание инвесторов, осуществляемое государственными учреждениями. Страны, которые занимаются привлечением притока иностранных инвестиций, используют определенные координируемые правительством организационные структуры. Приведённые в табл. 1 данные показывают, что, как правило, ответственность за стимулирование иностранных инвестиций возлагается на конкретную организацию.
Существуют различные причины, по которым деятельность, связанная со стимулированием инвестиций, осуществляется правительством. Наиболее важная - в том, что результаты этой деятельности частным фирмам не так легко использовать для получения прибыли. Деятельность по стимулированию инвестиций обеспечивает социальные выгоды, что является более важным, чем потенциальная возможность получения частной прибыли.
Несмотря на то, что функция стимулирования инвестиций является в принципе задачей маркетинга, для её успешного осуществления необходимо тесное взаимодействие с правительственным органами. Агентства по стимулированию ин-
вестиций осуществляют деятельность по обслуживанию инвесторов, чтобы помочь им получить разрешения и лицензии, необходимые для осуществления процесса инвестирования.
Некоторые страны выбрали чисто государственную форму организации агентств по привлечению (стимулированию) инвестиций, другие - смешанную форму организации - государственно-частную (табл. 2).
Государственные агентства стимулирования инвестиций существуют внутри более крупных правительственных структур. Например, агентство «Канадские инвестиции» [3], которое подотчётно министерству промышленности; таиландское
Таблица 1
Организации, ответственные за осуществление деятельности по стимулированию инвестиций за рубежом [8]
Страна Организация
Ямайка Ямайские национальные инвестиции
Ирландия Содействие развитию промышленности
Сингапур Комитет по развитию экономики
Малайзия Развитие малазийской промышленности
Таиланд Таиландский комитет инвестиций
Коста-Рика Костариканская программа по стимулированию инвестиций
Британия Бюро инвестиций в Британию
Барбадос Барбадосская корпорация развития промышленности
Гонк Конг Гонгконгский государственный департамент промышленности
Израиль Израильский комитет инвестиций
Франция Французский комитет развития промышленности
Австрия Кооперирование и индустриальное развитие Австрии
Канада Канадские инвестиции
Индонезия Комитет координации инвестирования
Шотландия Шотландский
Таблица 2 21
Типы организаций стимулирования инвестиций [8]
Страна Организация Тип организации
Британия Бюро инвестиций в Британию Государственная
Канада Канадские инвестиции Государственная
Коста-Рика Костариканская программа по стимулированию инвестиций Частная
Индонезия Комитет координации инвестиций Государственная
Ирландия Содействие развитию промышленности Смешанной формы
Ямайка Ямайские национальные инвестиции Смешанной формы
Малайзия Развитие малазийской промышленности Смешанной формы
Шотландия Шотландская Смешанной формы
Сингапур Комитет по развитию экономики Смешанной формы
Таиланд Таиландский комитет инвестиций Государственная
агентство ВОІ при кабинете премьера-министра [1] и др.
Таиландский комитет инвестиций (ВОІ) начал активную самостоятельную деятельность в 1980 г. Для успешной реализации своих функций ВОІ заключила контракт для осуществления деятельности по генерации инвестиций с американской фирмой ADL в 1983 г. Проект по привлечению инвестиций из США состоял из контракта с организацией ADL на обеспечение анализа, оказания сервисных услуг, а также на обучение персонала в Нью-Йорке. В 1986 г. ВОІ подписало контракт с японскими фирмами и№СО и ОРМАС на инвестирование из Японии в Таиланд средств на сервисные и рекламные цели.
В отличие от таиландской ВОІ «Канадские инвестиции» была создана с конкретной целью - заниматься только стимулированием инвестиций. Это агентство унаследовало свою организационную структуру от предшественника - «Федерального бюро инвестиций».
Необходимо иметь в виду, что стимулирование инвестиций отличается от традиционных функций, выполняемых правительственными учреждениями - таких, как управление, контроль, регулирование, разработка и утверждение законов, контроль за их исполнением и др. Успешное осуществление деятельности по стимулированию инвестиций требует использования современных методов управления, проектного анализа, маркетинга, гибкости в реагировании на нужды инвесторов, быстрой адаптации к меняющимся рыночным условиям, а также определенной самостоятельности при разработке и реализации стратегических и тактических целей. Традиционные правительственные организации и их государственные служащие, как правило, не очень подходят для осуществления этих задач. Поэтому получили распространение смешанные типы
организации агентств по привлечению инвестиций.
Частно-государственные агентства по привлечению инвестиций имеют свой собственный совет директоров, отчитываются по итогам своей деятельности перед соответствующим министерством, в то же время, не являясь его частью, и нанимают персонал не из штата государственных служащих. Ирландская IDA [4] была создана в 1949 г. внутри Министерства промышленности и коммерции. IDA стала проводить активную политику стимулирования инвестиций и привлечения средств иностранных инвесторов. С 1969 г. IDA стала полугосударственной организацией с собственным советом директоров, но оставалась на финансировании Министерства промышленности и коммерции, которому в конечном счёте было подотчётно.
Три полугосударственные организации по примеру IDA - в Сингапуре, Шотландии и на Ямайке - начали осуществлять деятельность по стимулированию инвестиций как полугосударственные агентства. Сингапурский Совет по экономическому развитию EDB (Economic Development Board of Singapore) [2] был автономной общественной организацией. Это агентство применяло более гибкую систему оплаты труда, чем государственные министерства. Оно имело свой собственный совет директоров, большинство членов которого назначалось из частного сектора.
Шотландская организация SDI (Scottish Development International) была международным органом. Она являлась совместным предприятием, организованным в 1981 г. Министерством промышленности Шотландии и шотландским департаментом развития промышленности и использовала возможности обеих этих организаций. SDI выплачивала зарплату своим служащим на 20-40% больше, чем зарплата государственных служащих. В 1987 г.
Общество
Terra Humana
36% дохода SDI поступало от коммерческой деятельности.
Ямайская JNIP (Jamaica National Investment Promotion) [5] была создана в 1981 г. как полугосударственная организация. Она существовала отдельно от государственных служб, выплачивала гораздо более высокую зарплату и имела совет директоров, члены которого были выходцами из частного сектора.
Полугосударственное малайзийс-
кое агентство MIDA (Malaysian Industrial Development Authority) было создано в соответствии с рекомендациями Всемирного банка в 1967 г. как автономная полугосу-дарственная организация.
Все полугосударственные организации могут сочетать в себе типичные черты и государственного, и частного секторов. Связи с официальными государственными структурами позволили этим организациям обслуживать инвесторов и осуществлять свои функции более эффективно. Как организации, деятельность которых оценивается не по размерам прибыли, они могли ставить перед собой и социальные задачи.
Как показывает этот опыт, полугосу-дарственные инвестиционные агентства обеспечивают разумный компромисс участия государственного и частного сектора в данной деятельности. Они более способны, чем чисто частные организации выполнять задачи, свойственные для организаций госсектора, но так же они в состоянии приобретать опыт, необходимый для решения специфических задач в частном секторе, включая очень важную функцию международного маркетинга.
В 1987 г. в Америке была создана организация содействия мировому развитию промышленности UNIDO [7]. UNIDO помогала развивающимся странам в их деятельности по стимулированию инвестиций.
Следовательно, при проведении активной инвестиционной политики необходимо учитывать не только законодательную, ресурсную, технико-экономическую, финансовую составляющие реализуемой стратегии, но и типы институциональной организации национальных агентств, занимающихся инвестиционным блоком внешнеэкономической деятельности.
Важную роль в активизации инвестиционной деятельности играет государственный заказ, который позволяет влиять на колебания общехозяйственной конъюнктуры на стадии спада и подъема инвестиционного цикла. С учетом этого он служит инструментом проведения конъюнктурной политики ведущих стран мира. Во многих странах Запада путем
налогообложения прибыли в периоды подъемов создаются «противоцикличес-кие» или «конъюнктурные» инвестиционные фонды, которые используются для поддержания капиталовложений во время спадов: в 60-х гг. ХХ в. - в Швеции, Дании, ФРГ; в 70-х гг. - в Финляндии, Франции, Испании.
В странах Западной Европы широкое распространение получило бюджетное государственное планирование капитальных вложений, составляемых на срок от 2 до 10 лет, в большинстве случаев - на 5 лет. В системе этих бюджетов разрабатываются планы капитальных вложений. Пятилетние инвестиционные планы каждый год пересматриваются, уточняются и передвигаются на год вперед. Это планы-прогнозы, которые носят индикативный характер и обязательны для государственных предприятий. Для частного сектора индикативные планы представляют необходимую информацию о направлениях и перспективах развития, в т.ч. - об объеме, структуре и видах инвестиций.
Знание общих перспектив развития экономики и принципов проводимой государственной экономической политики позволяет предприятиям осуществлять разработку собственных инвестиционно-производственных программ и осуществлять инвестиции в перспективные проекты. В инвестиционной сфере развитых стран США, стран Западной Европы, Японии основой формирования государственного заказа являются долгосрочные целевые комплексные программы общегосударственного или регионального уровня для достижения конкретных целей наращивания производства необходимой продукции, производство новых видов высокотехнологических товаров, освоение месторождений природных ресурсов.
Государственное регулирование экономики, в т.ч. инвестиционной сферы, характерно для всех экономически развитых стран. Для Японии характерна разработанная методология планирования инвестиций. Различные министерства от лица государства разрабатывают краткосрочные и среднесрочные планы развития общественных работ и выступают в роли заказчика. Такие многолетние традиции способствуют реализации нового строительства, развития приоритетных территорий, а также развитию всех отраслей экономики.
В Германии в практике регионального инвестирования используется понятие «общественная задача», что соответствует понятию «целевая программа». В новых (восточных) федеральных землях разрабо-
таны целевые правила «Улучшение региональной хозяйственной структуры», что способствовало стимулированию инвестиций путем предоставления субсидий на развитие промышленности и инфраструктуры из федерального и земельных бюджетов, а также Европейского фонда регионального развития.
Китай заключил договор на приобретение современных авиационных, энергетических и металлообрабатывающих технологий на сумму в 400 млн долл. и проявляет интерес к сотрудничеству с Россией, интенсивно инвестируя средства в российский Дальний Восток. Замедлилось инвестиционное сотрудничество с Монголией, хотя до сих пор на построенных с помощью СССР монгольских предприятиях выпускается около 60% промышленной продукции Монголии. Сведено к минимуму кредитное сотрудничество, хотя уже несколько лет ведется работа по погашению монгольского долга России. За накопленные долги Россия хочет приобрести собственность, в том числе промышленные предприятия. Инвестиционная активность Тайваня пока находится практически на нулевом уровне, однако при условии стабильности политической ситуации и улучшения экономической конъюнктуры возможны серьезные капиталовложения в сферу российских высоких технологий, аэрокосмическую и оборонные отрасли.
В 2009 г. основными инвесторами по-прежнему оставались США, Германия, Кипр и Нидерланды. Новые индустриальные страны и государства-нефтепроизводители имеют значительные денежные ресурсы и обладают современными технологиями. С некоторыми из них у России раньше вообще не были налажены отношения, а связи с другими осложнялись политическими проблемами. Негативно сказались последствия государственной монополии, предопределившей отрыв российских производителей от внешних
рынков. Сейчас многие из этих сдерживающих факторов исчезли, что способствует будущему росту вложений из развивающихся стран.
В США регулирование инвестиционных процессов в определенных рамках осуществляет государство. Из валовых капиталовложений в экономику США на долю государства приходится более 20%, из них 12% идет на инвестиции из федерального бюджета. Влияние государства на инвестиционную деятельность осуществляется с помощью таких финансовых инструментов, как льготные ставки налога на прибыль, политика ускоренной амортизации, стимулирование отдельных категорий инвестиций.
Таким образом, опыт инвестиционной деятельности разных стран может быть полезен для России, экономика которой находится в процессе перехода к инновационному развитию. Данный опыт был учтен при разработке и внедрении в России законодательства, направленного на стимулирование инновационной деятельности. С января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности». В соответствии с этим законом все финансовые инвесторы инноваций получат дополнительные льготы по налогам на добавленную стоимость, на прибыль организаций и единому налогу, уплачиваемому при использовании упрощенной системы налогообложения. Освобождаются от НДС операции по передаче исключительных прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы, базы данных, определяется перечень НИОКР, освобождаемых от этого налога. Однако прошедшие два года показали, что этого недостаточно.
Список литературы:
[1] The Board of Investment of Thailand. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.boi.go.th/english
[2] Economic Development Board of Singapore. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.edb.gov.sg/ edb/sg/en_uk/index.html
[3] Invest in Canada. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.investincanada.gc.ca
[4] IDA (Industrial Development Agency) Ireland. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.idaireland. com/ida-ireland/
[5] Jamaica National Investment Promotion. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.highbeam.com
[6] Malaysian Industrial Development Authority. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.mida.gov.
my/en_v2/
[7] United Nations Industrial Development Organization (UNIDO). - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.unido.org/index.php?id=1001523
[8] Wells L.T., Wint A.G. Marketing a Country: Promotion as a Tool for Attracting Foreign Investment. -Washington, 1999.
Общество