Научная статья на тему 'Зарубежный опыт развития гостиничных цепей'

Зарубежный опыт развития гостиничных цепей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1637
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЕ ЦЕПИ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЕ КОМПАНИИ / ГОСТИНИЧНЫЙ КОНСОРЦИУМ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЦЕПИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПАНИИ / HOTEL CHAINS / HOTEL BUSINESS / HOTEL CONSORTIUM / INTEGRATED CHAINS / FRANCHISING COMPANIES / THE MANAGERIAL COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стороженко Роман Сергеевич

В статье анализируются системы, по которым работают гостиничные цепи за рубежом, приводится список крупнейших в мире гостиничных цепей, а также гостиничных цепей, являющихся крупнейшими франчайзинговыми компаниями. Обосновывается вывод о том, что под франчайзинговой гостиничной цепью в общем виде подразумевается группа предприятий (два и более), осуществляющих коллективный бизнес и находящихся под непосредственным контролем руководства цепью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience in hotel chains development

The article analyzes the work systems of the hotel chains abroad, leads the list of the largest hotel chains in the world, as well as list of the hotel chains, which are the largest franchisees. The conclusion is that under the franchise hotel chain in general terms is implied a group of companies (two or more) engaged in collective business being under the direct control of the management of this chain

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт развития гостиничных цепей»

осуществлялась рыночными субъектами через механизм распределения бюджета среди подразделений финансово-промышленных групп.

ЛИТЕРАТУРА

1. Россия в цифрах. 2010: Стат. сб./Росстат. М., 2010.

2. Овчинников О.Г. Государственное регулирование аграрного сектора США. М.: ООО «ДеЛи», 1999. 663 с.

3. Рылько Д.Н. Государственное регулирование сельского хозяйства США в условиях глобализации мирового продовольственного комплекса // Сборник научный статей США в поисках ответов на вызовы XXI века (социально-экономический аспект) / под. ред. Э.В. Кириченко. М.: ИМЭМО РАН, 2010. С. 220-228.

4. Agriculture negotiations: The issues, and where we are now, WTO publications. 2004. 1 December. 88 p.

5. Producer and Consumer Support Estimates, OECD Database 1986-2009. URL: http://www.oecd.org/document /59/0,3343,en_2649_33797_39551355_1_1_1_1,00.html

6. World Investment Report 2008: Transnational Corporations, and the Infrastructure Challenge, United Nations. New York: Geneva, 2008. 292 p.

7. World Investment Report 2009: Transnational Corporations, Agricultural Production and Development. UNCTAD Division on Investment and Enterprise. 2009. 17 September. 35 p.

Р.С. СТОРОЖЕНКО

Роман Сергеевич Стороженко — аспирант СПбГУЭФ.

В 2007 г. окончил Высшую школу менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — экономика туризма.

^ ^ ^

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНЫХ ЦЕПЕЙ*

По данным Всемирной туристической организации, всего в мире действуют 16 млн гостиниц, причем 20 % из них относятся к гостиничным цепям. Цепь, как показывает зарубежная практика, — наиболее эффективный способ ведения хозяйства в гостиничном бизнесе [1].

Рейтинг цепевых отелей составляется исходя из различных критериев, но в первую очередь учитывается размер, который характеризуется общим количеством гостиничных номеров в сети. В соответствии с этим критерием на сегодняшний день лидерами являются такие гиганты, как английская компания Intercontinental Hotels Group и американская Cédant Corporation. В табл. 1 представлен список из 30 крупнейших гостиничных цепей в мире.

Первые цепи отелей зародились в США еще в 30-е годы, и именно в Америке их насчитывается наибольшее количество по сравнению с другими странами. Сегодня не менее 70 % американских отелей входят в ту или иную гостиничную сеть. Такие сети, как Marriott International, Holiday Inn Worldwide или ITT Sheraton Corp., хорошо известны в России — под их марками уже не первый год работают крупные гостиничные объекты. За последние 15 лет на российский рынок вышли многие зарубежные гостиничные цепи. По словам заместителя

ГРНТИ 06.71.57 I © Р.С. Стороженко, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.

директора по маркетингу компании Hotel Consulting & Development Group Марины Смирновой, иностранные инвесторы интересуются в основном Москвой и Санкт-Петербургом, и они готовы вкладывать деньги в строительство гостиниц в этих городах.

Таблица 1

Крупнейшие гостиничные цепи мира

№ Название компании Количество комнат Количество отелей Страна

1 Intercontinental Hotels Group 536 318 3520 Англия

2 Cendant Corp. 518 747 6402 США

3 Marriott International 490 564 2718 США

4 Accor 453 403 3894 Франция

5 Choice Hotels International 388 618 4810 США

6 Hilton Hotels Corp. 348 483 2173 США

7 Best Western International 310 245 4110 США

8 Starwood Hotels & Resorts Worldwide 229 247 738 США

9 Carlson Hospitality Worldwide 147 624 881 США

10 Hilton Group plc 98 689 392 Англия

11 Hyatt Hotels/Hyatt International 89 602 208 США

12 Sol Meli SA 80 494 331 Испания

13 TUI AG/TUI Hotels & Resorts 76 000 290 Германия

14 Socit du Louvre 66 356 896 Франция

15 Interstate Hotels & Resorts 65 250 295 США

16 Wyndham International 50 980 190 США

17 Extended Stay America 50 240 472 США

18 FelCor Lodging Trust 45 000 161 США

19 La Quinta Corp. 43 457 363 США

20 Westmont Hospitality Group 40 000 332 США

21 U.S. Franchise Systems 36 633 470 США

22 Club Mditerrane 36 106 103 Франция

23 Le Mеridien Hotels & Resorts 35 589 143 Англия

24 NH Hotels SA 34 458 239 Испания

25 Hospitality Properties Trust 34 284 271 США

26 Rezidor SAS Hospitality 34 000 162 Бельгия

27 CNL Hospitality Corp. 32 822 136 США

28 Fairmont Hotels & Resorts 32 700 82 Канада

29 Prime Hospitality Corp. 32 240 248 США

30 Barcelo Hotels & Resorts 30 917 137 Испания

Международные цепи преимущественно работают по системе франчайзинга или по контракту на управление с уже действующими российскими отелями. Операторы международных цепей, работающих в России, считают, что этот рынок имеет более высокие показатели спроса, чем в Западной Европе. Динамика прироста основных экономических показателей здесь выше, чем на соседних рынках. Все это способствует тому, что международные операторы позитивно рассматривают перспективы проникновения / расширения своего присутствия в России.

В табл. 2 приведены список гостиничных цепей, являющихся крупнейшими в мире франчайзинговыми компаниями 2004 г., и их порядковое место среди всех мировых франчайзинговых компаний.

Таблица 2

Гостиничные цепи, являющиеся крупнейшими франчайзинговыми компаниями

Место в мире Название гостиничной цепи Количество франчайзи Количество собственных подразделений

16 Choice Hotels Int'l 4884 3

26 InterContinental Hotels Group 2975 587

33 Super 8 Motels Inc. 2079 0

36 Days Inns Worldwide Inc. 1896 0

Во Франции система франчайзинга развивается в одно- и двухзвездном гостиничном секторе. Благодаря этой системе двухзвездные гостиничные цепи («Аркад», «Ибис») и однозвездные цепи («Балладан», «Формула 1») построили сотни гостиниц за последнее десятилетие. Этот успех можно отнести к политике французских

гостиничных цепей, которая заключается в привлечении франчайзиатов маленьким первоначальным взносом от 270 до 540 тыс. долл. В США систему франчайзинга активно применяют такие именитые гостиничные цепи, как «Холидей Инн Уордвайд» и «Редиссон Отеле».

Российской особенностью при инвестировании в гостиничный бизнес является то, что деньги вкладываются российские, а вывески на новых гостиницах появляются иностранные. В результате возникают не зарубежные отели, а управленческие франчайзинги. Такое положение вещей в России вполне объяснимо: для иностранного капитала в Санкт-Петербурге пока существует довольно много препятствующих условий, которых иностранцу не понять (сложности с выкупом земли, почему существует выкуп аренды и потом еще за эту аренду надо платить, наличные и безналичные расчеты, взятки и пр.). К заключению контрактов на управление иностранные бизнесмены готовы, поэтому проекты берутся либо во франчайзинг, либо в долевое управление.

Концепция международного гостиничного франчайзинга возникла в Северной Америке в конце 50-х годов XX в. и заключалась в использовании преимуществ имиджа торговых марок как маркетингового инструмента, способствующего продвижению гостиничного продукта на внутреннем и зарубежном рынках. В 60-х годах сначала в США, а затем и в других странах стали возникать первые компании, управляющие гостиничными объектами от имени собственника. Развитие контрактных форм управления способствовало повышению эффективности гостиничного менеджмента, а также притоку инвестиций в гостиничный бизнес, направляемых из других сфер деловой активности — банков, страховых компаний, торговых корпораций и т. д. Заключение контракта с управляющей компанией позволяло владельцам, не имевшим соответствующего опыта и знаний, достичь высоких финансовых результатов от эксплуатации принадлежащей им гостиничной недвижимости. В 1979 г. в США 10 ведущих компаний, управляющих гостиничными объектами, имели договоры на управление с 299 гостиницами, предоставляя им не только эффективный менеджмент, но и «раскрученную» торговую марку. Менее чем через десять лет, в начале 1987 г., существовало уже 20 компаний, управляющих на тех же условиях примерно 700 отелями. Кроме них на рынке действовало более 60 независимых управляющих компаний, оперирующих 950 гостиничными объектами, не предлагая последним франчайзингового пакета услуг.

Основными преимуществами привлечения известной гостиничной марки являются:

— экономия средств на продвижении гостиницы, так как бренд уже признан на рынке (это особенно важно в сегменте деловых клиентов);

— гарантия высокого качества услуг благодаря разработанным материнской компанией процедурам и стандартам обслуживания;

— гарантия компетентного управления;

— подключение гостиницы к международным системам бронирования;

— обучение персонала, профессиональный маркетинг и менеджмент.

Инновационные формы совместного сотрудничества обусловлены еще и международным опытом, который доказывает, что инвестиции в индустрию гостеприимства по своей отдаче сравнимы с вложениями в нефтедобычу. Экономический анализ гостиничного сектора свидетельствует об эффективности инвестиций именно в гостиничные цепи, а не в отдельные гостиничные хозяйства.

В мировом гостиничном бизнесе существуют два основных вида гостиничных цепей: интегрированные цепи, которые созданы из однородных единиц, и гостиничный консорциум, объединяющий независимые отели. Интегрированные гостиничные цепи производят и продают однородный продукт. Они управляются прямо или косвенно через франчайзинговую систему или по контракту на управление.

Для того чтобы противостоять конкуренции со стороны интегрированных и франчайзинговых цепей, независимые гостиницы объединяются в гостиничные консорциумы. Концепция гостиничного консорциума в последние годы стала очень популярной, и число консорциумов в мире значительно возросло. Самый крупный гостиничный консорциум в мире — американская цепь «Бест Вестерн Интернэшнл», насчитывающая 3350 гостиниц и 270 тыс. номеров. Стоимость членства в этом международном гостиничном консорциуме составляет 1 % оборота после уплаты налогов. Среди европейских стран Франция является самым большим владельцем гостиничных консорциумов. 20 консорциумов разного объема составляют четверть всех отелей страны. Самый крупный из них — «Ле Ложе де Франс» — обеспечивает 60 % общего количества предложений номеров в стране и объединяет почти 70 % всех отелей — членов консорциумов страны. В Великобритании объединенные в консорциумы гостиницы обеспечивают 60 % общего предложения гостиничных номеров, т. е. четвертую часть рынка.

Объединяясь, компании приобретают дополнительный рычаг снижения закупочных цен. Это может быть достигнуто как путем увеличения совокупного объема закупок и приобретения тем самым возможности пользоваться дополнительными скидками, так и путем прямой угрозы смены поставщика. Кроме того, за счет объемов может быть достигнута значительная экономия в расходах на рекламные акции, на страхование.

Создавая добровольное гостиничное объединение, представляющее собой группировку независимых отелей, сохраняющих свою автономию, возможно также объединять некоторые операции, например централизованные закупки. Существуют различные юридические возможности по оформлению таких гостиничных ассоциаций:

некоммерческие объединения или коммерческие общества. Например, во Франции добровольные гостиничные цепи объединяют 6187 гостиниц на 125 263 номера, что составляет 24,2 % от общего количества номеров в этой стране.

Таким образом, под франчайзинговой гостиничной цепью в общем виде подразумевается группа предприятий (два и более), осуществляющих коллективный бизнес и находящихся под непосредственным контролем руководства цепью.

Требования, предъявляемые к управленческим компаниям, с каждым годом все больше ужесточаются. Владельцы гостиниц и гостиничных цепей ждут от таких компаний быстрого улучшения деятельности своих предприятий, внедрения новых форм и технологий обслуживания, учета собственного мнения при принятии решений, участия управляющей компании своим имуществом в имуществе управляемого ею предприятия. Контракты с такими компаниями стараются на длительное время не заключать, и условия в них постоянно меняются.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 380 с.

2. Герчикова И.Н. Международные экономические организации. Регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательская деятельность. М.: Консалтбанкир, 2000. 621 с.

3. ЛесникА.Л. Международные системы классификации отелей. М.: Дело и сервис, 2003. 407 с

4. Лесник А.Л. Функционирование гостиничных комплексов крупнейших городов Европы. М.: Дело и сервис, 2003. 546 с

5. Савчук С.В. Анализ основных мотивов слияний и поглощений // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 5. С. 25-35.

6. Янкевич В. Мировые гостиничные сети в России // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2001. № 6. С. 42-44.

СБ. СТУЛОВ

Сергей Борисович Стулов — аспирант СПбГУЭФ. В 2005 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — концентрация капитала, финансово-

промышленные группы, инвестиционные институты. ^ ^ ^

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ОБЪЕКТОВ МОРСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ*

В условиях структурной перестройки мировой экономики Россия стремится начать переход к инновационному типу развития сферы транспорта. Решение проблем развития и модернизации транспортной отрасли, которые определены Правительством РФ как приоритетные государственные задачи, призвана обеспечить «Транспортная стратегия на период до 2030 года». Россия как морская держава обладает огромным транспортным потенциалом и стремится повысить эффективность деятельности своих морских портов. В связи с этим необходимо решить две взаимосвязанные проблемы: во-первых, модернизации и дальнейшего развития объектов морской транспортной инфраструктуры, а во-вторых, обеспечения национальной безопасности в борьбе с растущи-

ГРНТИ 06.73.21 © С.Б. Стулов, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.И. Вострокнутовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.