Зарубежный опыт и историко-
педагогические исследования
Н. Ф. Радионова, М. В. Кропачева Соболевская
(Санкт-Петербург)
Зарубежный опыт профессиональной подготовки
педагогов к раннему обучению детей иностранным языкам
В статье по целевому, содержательному и структурному параметрам охарактеризованы модели профессиональной подготовки педагогов к раннему обучению детей иностранным языкам в европейских странах. Основой послужил анализ зарубежных исследований и образовательных документов.
В отечественной системе высшего образования активно обсуждаются особенности, которые отличают профессиональную подготовку педагога в области раннего обучения иностранным языкам. Именно поэтому обращение к опыту зарубежных стран с целью поиска полезных педагогических идей является актуальной задачей.
Проанализируем специфику профессиональной подготовки педагогов к раннему обучению детей иностранным языкам в европейских странах, которые демонстрируют наибольшую исследовательскую активность и передовые результаты в этой области (Великобритания, Германия, Италия, Финляндия, Эстония]. Страны были определены на основе достаточного для проведения исследования количества собранных научных материалов.
Анализ профессиональной подготовки в исследовании произведен по трем параметрам: целевому, содержательному и структурному.
Заметим, что в научных трудах зарубежных авторов (на английском языке], как правило, упоминаются два термина - «teacher education» (педагогическое образование] и «teacher training» (педагогическая подготовка]. Второй термин по результатам анализа встречается гораздо чаще. Возможно, это свя-
зано с его большей ориентацией на практическую деятельность.
Также в международной практике подготовки педагогических кадров существуют особые понятия - Pre-service Training (профессиональная подготовка на этапе получения базового образования], Induction (наставничество, сопровождение начинающего педагога в течение первых 1-2 лет практики в учебном учреждении] и In-service Training (доподготовка специалистов в системе дополнительного образования и внутрифирменного обучения].
Целью профессиональной подготовки учителя иностранного языка, по мнению британских исследователей, помимо языковой и методической подготовки, является формирование этнической толерантности.
Структура британской системы педагогического образования предполагает, что будущему учителю иностранного языка, ориентированному на обучение детей 7-11 лет (уровень K-2 по британской системе], необходимо получить степень бакалавра по направлениям «Лингвистика», «Современные иностранные языки», «Образование» [1].
Основным требованием к методической подготовке учителя иностранного языка для учащихся 7-11 лет является способность всесторонне совершенствовать их коммуника-
тивные навыки. Отличительной чертой критериев системы является то, что учителю уже на данном этапе необходимо создавать фундамент для того, чтобы учащийся в дальнейшем смог получать образование и работать в другой стране [2].
Как правило, учитель преподает и другие дисциплины, включенные в программу начального образования, что позволяет интегрировать предметные поля. Если желаемый язык отсутствует в содержании базовой подготовки учителя, ему необходимо освоить дополнительную программу, реализуемую на базе Министерства образования Соединенного Королевства.
Говоря о достижениях британской образовательной системы в области подготовки учителей иностранного языка, важно уделить внимание системе подготовки, разработанной экзаменационным центром Кембриджского университета (Cambridge English Language Assessment]. Она представлена различными курсами с возможностью аттестации в выбранной области и получением сертификатов, которые признаются во всем мире. На раннее обучение иноязычных детей английскому языку в содержании этой системы ориентирован дополнительный курс к программе «Обучение английскому как иностранному языку» - «Английский для детей» (обучение иноязычных детей и подростков, Young Learner Extension to CELTA - Certificate in Teaching English to Speakers of Other Languages]. В курс входят теоретический блок (6 разделов, направленных на языковую и методическую подготовку], а также аттестационные мероприятия [3].
Таким образом, в Великобритании реализуется подготовка педагога начального образования, интегрирующего все предметы, включенные в программу (в том числе иностранный язык], с обеспечением последующего профессионального роста в системе повышения квалификации. Благодаря развитой системе доподготовки на базе государственных курсов и аттестационных центров обеспечивается стандартизация качества профессионального образования.
Цель подготовки педагога, осуществляющего раннее обучение иностранным языкам в системе высшего образования Германии, -подготовка специалиста, способного сочетать развитие коммуникативных компетенций и языкового сознания, учитывая особенности
языковой политики, педагогические и дидактические условия обучения [4].
Раннее обучение иностранным языкам практикуется уже на этапе дошкольного образования, а начало преподавания иностранного языка в школе варьируется в зависимости от региона (с 8-10 лет].
В качестве учителя иностранного языка в начальной школе может выступать учитель-педагог средней школы со знанием двух языков, а также педагог начального образования, выбравший иностранный язык в качестве одного из основных предметов в своем индивидуальном плане, или уже имеющий профессиональный опыт педагог начального образования, получивший дополнительную языковую подготовку.
Обучение будущих учителей иностранного языка проходит в университетах и педагогических колледжах (последние представлены только в земле Баден-Вюртемберг).
Изучение иностранного языка в содержании учебных программ университетов рассчитано на 7-10 семестров в зависимости от образовательного учреждения и профиля обучения. После сдачи экзаменов специалисты проходят двухлетнюю стажировку в учебном учреждении, позволяющую подтвердить свою профессиональную компетентность и получить вакансию [4, с. 60].
Подготовка учителя иностранного языка для начальной школы в Германии имеет общие признаки с ранее описанным британским опытом, однако ее также характеризует большая ориентация на лингвистическую составляющую. В результате не все специалисты получают соответствующую психолого-педагогическую подготовку для работы с младшими школьниками. Несомненным преимуществом является развитая система наставничества и прохождения внутренней и международной практик.
В Италии целью профессиональной подготовки учителя, преподающего иностранный язык в начальной школе, является повышение уровня языковой компетентности специалистов до порогового уровня (В1), а также обучение методике преподавания.
Один из ключевых аспектов содержания подготовки специалистов - соотношение лингвистического и методического блоков. Способность к успешной работе с учащимися предполагает владение лингвистической, методической, психологической и межкультур-
Радионова Н. Ф., Кропачева Соболевская М. В. Зарубежный опыт профессиональной подготовки педагогов
ной компетенциями. В отношении организации подготовки это проявляется в гармоничном сочетании традиционных форм обучения и современных интерактивных технологий, способствующих развитию критического мышления, исследовательской компетенции, мотивации к самосовершенствованию в профессиональном сообществе [5, с. 38].
Итальянские исследователи уделяют особое внимание дополнительной подготовке педагогов в системах языковых курсов и методических тренингов. Программа организации такой доподготовки начала действовать с 2003-2004 годов, когда изучение иностранного языка стало обязательным компонентом программы, начиная с первого года обучения в начальной школе. Как установили авторы исследований, обучение иностранному языку в начальной школе важно строить согласно известной концепции межпредметного языкового интегрирования (CLIL - Content and Language Integrated Learning] [5, с. 35].
В Италии подготовку специалиста в области раннего обучения иностранным языкам характеризует интеграция лингвистического и методического блоков, а также направленность на совершенствование квалификации педагогов в системе доподготовки.
Обратимся к опыту профессиональной педагогической подготовки в скандинавских странах и странах Прибалтики.
Университетом Восточной Финляндии реализуется совместная международная магистерская программа (партнер - РГПУ им. А. И. Герцена] «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация». Цель программы воплощает главную идею данного образовательного направления -подготовку высококвалифицированных выпускников, способных успешно работать в сфере дошкольного и начального образования, реализовывать федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы, а также вариативные программы обучения детей иностранным языкам.
Распространенными маршрутами получения квалификации специалиста в области раннего обучения иностранным языкам в Финляндии являются получение степени магистра педагогики с дополнительной квалификацией в области иностранного языка (так называемая «двойная квалификация» -double qualification] или получение дополни-
тельной квалификации уже работающим учителем [6, с. 21].
Несмотря на то, что на начальном этапе (1-6 классы] обучение в школах осуществляет классный учитель, Федерация учителей иностранного языка Финляндии настоятельно рекомендует уже с первого класса включение в работу с детьми и учителя иностранного языка [6, с. 20]. Подобное явление объясняется высокими требованиями к владению иностранным языком у учащихся на разных ступенях получения образования.
Содержание подготовки учителя иностранного языка представлено теоретическими и практико-ориентированными дисциплинами. В частности в программу подготовки магистра по профилю «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация» входят такие дисциплины, как «Освоение ребёнком иностранного языка», «Европейский языковой портфель для детей», «Теория и практика раннего обучения иностранным языкам», «Исследовательский практикум по обучению иностранным языкам» и т.д.
Подготовку учителя иностранного языка для начальной школы в Финляндии отличают особый подход к разработке учебных программ в многоуровневой системе образования, высокие требования к квалификации будущего специалиста, ориентация на практику и умение включать предмет «Иностранный язык» в интегрированную образовательную среду начальной школы.
Целевым ориентиром в Эстонии также является подготовка педагога, способного использовать язык как средство общего развития детей. Профильная программа по раннему обучению иностранным языкам реализуется там в рамках подготовки учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений на ступени бакалавриата. Из цикла гуманитарных дисциплин студентам предлагается выбрать в зависимости от их первичного профиля специальности «Учитель английского языка в начальной школе» или «Учитель английского языка в дошкольном учреждении» [7, с. 39].
В содержание образовательной программы включены курсы, охватывающие лингвистические дисциплины и общую методику преподавания («Практическая фонетика», «Лексикология», «Академическое письмо» и т. д.]. Главный акцент - на индивидуальной
творческой направленности обучения. Учебный процесс построен так, что большую часть времени студент осуществляет исследовательскую деятельность.
Практика по специальности в рамках подобных учебных программ представляет собой интегральную часть профессиональной подготовки будущего педагога, в процессе которой студенты проходят несколько этапов от наблюдения за процессом обучения до активной преподавательской деятельности в команде с учителем-наставником.
Подготовку учителя к раннему обучению иностранным языкам в Эстонии характеризуют вариативное включение специального модуля в образовательную программу бакалавра-педагога, особый акцент на языковой и методической подготовке.
В результате анализа зарубежного опыта подготовки педагогов к раннему обучению детей иностранным языкам нами было выделено общее и особенное в существующей подготовке в разных странах.
Установлено, что основной целью профессиональной подготовки в большинстве стран является качественная педагогическая, языковая и методическая подготовка к раннему обучению иностранным языкам. Однако в каждой национальной образовательной системе встречались свои акценты и специфические особенности.
Так, в разных странах целью подготовки является профессиональное становление педагога, реализующего принцип межкультурной направленности преподавания иностранного языка (Великобритания], имеющего высокий уровень языковой подготовки (Великобритания, Германия, Италия, Финляндия, Эстония], владеющего иностранным языком как средством обучения и воспитания в интегрированном образовательном пространстве (Финляндия], ориентированного на практическую деятельность и непрерывное совершенствование своих профессиональных качеств в системе доподготовки учителей (Италия].
Содержание подготовки будущих учителей к раннему обучению детей иностранным языкам во всех странах характеризуется сочетанием теоретического и практического блоков педагогической, языковой и методической направленности. При этом объем специальных дисциплин, наполняющих эти блоки, варьируется. В ряде стран студенты приступают к практической деятельности на завершающем этапе обучения (Великобритания, Германия]. В других странах студентов постепенно приобщают к «полевому» погружению на всех этапах освоения образовательной программы (Финляндия].
Проведенное исследование позволило выделить модели в структуре подготовки учителя к раннему обучению детей иностранным языкам в разных странах:
- бакалавр-педагог начального образования с дополнительным знанием иностранного языка (возможно, освоивший дополнительную программу раннего обучения детей иностранным языкам]. Модель особенно распространена в Великобритании, Германии, Эстонии, Италии;
- бакалавр-лингвист (возможно, с дополнительной квалификацией в области педагогики, раннего обучения иностранным языкам]. Модель ярко представлена в Великобритании и Германии;
- магистр, освоивший программу раннего обучения детей иностранным языкам. Модель особенно развита в Финляндии.
Модели могут быть дополнены курсами, тренингами, специальными программами до-подготовки (Великобритания, Италия].
Многообразие определенных нами моделей свидетельствует о широкой вариативности системы подготовки педагогов к раннему обучению детей иностранным языкам в современном мире и динамичности ее развития. Несомненно, такой международный опыт является ценным ресурсом для развития и насыщения новыми идеями отечественной практики профессиональной подготовки в данной области.
Литература
1. National Careers Service. Job profiles: EFL teacher. Retrieved from https://nationalcareersservice.direct.gov.uk/advice/planning/ jobprofiles/Pages/eflteacher.aspx
Радионова Н. Ф., Кропачева Соболевская М. В. Зарубежный опыт профессиональной подготовки педагогов..
2. Department for Education, Government of the UK (2013). Statutory guidance. National curriculum in England: languages programmes of study. Published 11 September 2013. Retrieved from https://www.gov.uk/government/publications/national-curriculum-in-england-languages-progammes-of-study/national-curriculum-in-england-languages-progammes-of-study
3. Cambridge English Language Assessment. Teaching qualifications and courses. Retrieved from http://www.cambridgeenglish.org/ teaching-english/teaching-qualifications/
4. Kubanek-German, A. (2000). Early language programmes in Germany. In M. Nikolov & H. Curtain (Eds.), An Early Start: young learners and modern languages in Europe and beyond. Graz: European Centre for Modern Languages, Strasbourg: Council of Europe Publishing, 59-69.
5. Calabrese, R., Dawes, B. (2008). Early language learning and teacher training: a foreign language syllabus for primary school teachers. Studi di Glottadidattica, 1, 32-53.
6. Kantelinen, R., Pollari, P. (2008). Foreign language education at the primary level in Finland. In R. Kantelinen, E. L. Sokka-Meaney & V. Pogosian. Seminar Papers on Early Foreign Language Education. University of Joensuu. Bulletins of the Faculty of Education, 6, 10-22. Retrieved from http://epublications.uef.fi/pub/urn_isbn_978-952-219-188-5/urn_isbn_978-952-219-188-5.pdf
7. Raud, N. (2008). Foreign language education at the primary level in Estonia. In R. Kantelinen, E. L. Sokka-Meaney & V. Pogosian. Seminar Papers on Early Foreign Language Education. University of Joensuu. Bulletins of the Faculty of Education, 6, 37-44. Retrieved from http://epublications.uef.fi/pub/urn_isbn_978-952-219-188-
5/urn_isbn_978-952-219-188-5.pdf
-^-