Научная статья на тему 'Зарубежный опыт подготовки специалистов по управлению научными исследованиями'

Зарубежный опыт подготовки специалистов по управлению научными исследованиями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ / СУБЪЕКТЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДО-ВАНИЙ / АДМИНИСТРАТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЙ / ГЕЙТ-КИПЕРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт подготовки специалистов по управлению научными исследованиями»

9. ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400-Туризм (квалификация (степень) «бакалавр»).

10. ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400-Туризм (квалификация (степень) «магистр»).

Т.А. Яркова

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ НАУЧНЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ

Ключевые слова: управление научными исследованиями, субъекты научных исследований, администраторы исследований, гейт-киперы.

Одной из тенденцией современного этапа развития педагогики является расширение традиционной группы субъектов исследовательской деятельности (педагоги-практики, управленцы различного уровня, выпускники вузов - начинающие исследователи, представители различных государственных и бизнес-структур и др.). Такой многочисленный разноплановый состав индивидуальных и коллективных субъектов в настоящее время характеризуется разрозненностью, слабой управляемостью, что не может не сказываться на качестве проводимых исследований. Это позволило нам выделить проблему, рассмотрение которой и составило основную задачу данной статьи: подготовка кадров для управления и организации научной деятельности.

В опыте зарубежных стран можно выделить два основных направления подготовки таких специалистов: 1) подготовка менеджеров в рамках программы МВА (Master of Business Administration) через дисциплины специализации; 2) непосредственная подготовка администраторов исследования (research administrator) в рамках дополнительного образования. Кто такие администраторы исследования? Стандартного определения термина «администрирование исследований» нет. Этот термин относится к определению разных типов работы, требующих проведения исследования. Кроме должности администратор исследования/ менеджер исследования существуют другие наименования этой должности: вице-президент исследований, канцлер исследований, административный офицер исследований, менеджер грантов, менеджер грантов и контрактов, менеджер согласованности исследований, директор исследований и спонсированных проектов, менеджер спонсированных программ, менеджер спонсированного исследования, менеджер спонсированных проектов, заместитель по развитию исследований (research development associate).

Администраторы исследования работают в различных организациях: в образовательных учреждениях, на предприятиях, в правительстве, в независимых исследовательских организациях, в добровольных агентствах и т. д., там, где проводятся грантовые исследования. Их основная задача - поддерживать исследования, осуществляемые в учреждениях, способствовать их продвижению. Следовательно, администратор исследования - это профессионально подготовленный специалист, который выполняет административные (управленческие) функции в организациях, осуществляющих грантовые или контрактные исследования. Другими словами, это профессионал, который берет на себя все административные проблемы, тем самым создавая благоприятные условия для исследовательской деятельности непосредственных исполнителей грантов.

© Яркова Т. А., 2013

Существуют очные формы подготовки и подготовка в режиме on-line. В основном подготовка осуществляется через работу семинаров и мастерских. Разные вузы предлагают широкий набор таких семинаров. Например, университет штата Мичиган (США) предлагает слушателям такие программы обучения: «Введение в администрирование спонсируемыми проектами», «Мониторинг затрат на проекты, финансируемые из федерального бюджета», и др.; университет г. Мельбурн (Австралия) - «Этика исследования», «Технология внедрения результатов исследования», «Интернет-исследования: расширение горизонтов» и др. Проводимые курсы являются краткосрочными, позволяют в течение короткого времени организовать консультативную помощь по актуальным проблемам администрирования исследований.

Целенаправленную работу по подготовке сертифицированных администраторов исследования осуществляют такие международные организации, как SRA International и NCURA, которые имеют широкую сеть отделений в различных странах. SRA International (The Society of Research Administrators International) - международное общество администраторов исследований (основано в 1967 г.) [4]. Миссия: образование и профессиональное развитие администраторов исследования, работающих в разных организационных структурах, а также продвижение идеи об администраторе исследований как профессии по всему миру. В рамках этого общества действует совет сертификаций администраторов исследований («RACC») -независимая, некоммерческая организация. Совет состоит из пяти сертифицированных администраторов исследования - представителей разных структур: вузов, исследовательских институтов и фондов, правительственных организаций, частных образовательных и исследовательских консалтинговых фирм и др. Их роль заключается в том, чтобы на основании данных об опыте соискателя и результатов его тестирования дать заключение о возможности получения сертификата «администратор исследования». Программа сертификации состоит из серии образовательных курсов, направленных на глубокое понимание специфической области знания для администраторов исследования. Обучающийся должен обязательно завершить один из предлагаемых 11 курсов и набрать необходимое число кредитных единиц: финансовый менеджмент, защита исследований, введение в администрирование исследования и менеджмент, руководство, интегрированность исследований, юридическая сторона исследований и др.

Несколько отличается по своему функционалу и категориям обучающихся NCURA (National Council of University Research Administrators) - Национальный совет администраторов университетских исследований, который осуществляет подготовку по администрированию исследований на отделениях (DRA), факультетах университетов. Администратор исследований отделений в отличие от других исследовательских администраторов не только осуществляет поддержку грантовых исследований, но и включен в процесс руководства отделением (факультетом), а также выполняет другие специфические обязанности, связанные с работой отделения [3].

Программа подготовки администраторов исследования для университетов является двухуровневой. Программа первого уровня «Основы администрирования финансируемых проектов» предназначена для начинающих администраторов в вузах. Она предполагает изучение основ администрирования. Программа второго уровня «Критические вопросы в области администрирования научного исследования» предназначена для более опытных администраторов исследований. Хотя ее участники не обязательно должны предварительно пройти первый уровень, но они должны иметь примерно трехлетний минимальный опыт работы с проектами. Программа предполагает более фокусированный глубокий обзор ограниченного количества тем и вопросов по совместному поиску ответов на актуальные проблемы в деятельности администраторов исследования.

Процедура сертификации и постсертификации предполагает представление документов, подтверждающих наличие образования и опыта, прохождение процедуры письменного экзамена (тестирование). Для первичной процедуры сертификации необходимо иметь степень бакалавра, трехлетний опыт исследовательской деятельности или администрирования спонсированных программ. Допускается наличие другого опыта участия в спонсированных программах или в области администрирования исследования и наличие степени Associate (партнера). Письменный экзамен направлен на проверку фундаментальных знаний в области администрирования исследования. Сертификат выдается на пять лет. Для подтверждения сертификата (после пяти лет работы) необходимо представить Совету по сертификации информацию о непрерывной работе в этой области, список образовательной деятельности (в качестве обучающегося или обучающего), подготовить три вопроса по проблеме администрирования исследования. Все вопросы экзамена относятся к четырем основным областям знаний (Body of Knowledge): 1) разработка проекта и администрирование; 2) нормативные требования и взаимодействие со спонсором; 3) финансовый менеджмент; 4) общий менеджмент.

Представленные международные организации в целом можно определить как сетевое сообщество администраторов исследования, которое характеризуется демократичностью, открытостью, высокой требовательностью к профессиональным и этическим качествам своих членов. Можно сделать вывод о том, что в международной практике управления научными исследованиями уже сложилось особое профессиональное сообщество администраторов исследования, накоплен опыт подготовки и повышения квалификации администраторов исследования. На наш взгляд, изучение этого опыта и его адаптация к условиям практики российского образования, несомненно, поможет улучшить ситуацию с управлением в науке и в нашей стране.

Анализ отечественных и зарубежных источников позволил нам выявить еще одну группу профессионалов в области управления наукой - «gate-keepers» («привратники») -элитные группы администраторов в сфере управления наукой [1; 2]. Гейт-киперы как специалисты высокой квалификации оказывают значимое влияние на многие вопросы, связанные с развитием науки и организацией научных исследований: выбор приоритетных направлений научных исследований, продвижение одних и ограничение других; контроль качества научных исследований, целесообразности расходования средств, подбор исследователей, организация презентаций результатов исследований (публикации) и др. Liisa Husu отмечает, что гейт-кипинг в целом и гейт-киперы в частности, воздействуют не только на организационные процессы в науке, но и на создание научных знаний [2].

Есть и другой подход к пониманию характера деятельности гейт-киперов как новой категории научных работников или менеджеров по международному научно-техническому сотрудничеству, основная функция которых заключается в посредничестве в рамках цепочки наука - технология - коммерциализация [1]. Такое посредничество предполагает выполнение следующих задач:

- информационная: сбор, анализ информации, ее систематизация и передача коллегам-исследователям; мониторинг программ российских и зарубежных фондов в области научного сотрудничества и др.;

- помощь в поиске зарубежных партнеров. Эти специалисты выступают в качестве коммуникационных точек российской научной группы с внешней средой и инженеров консорциумов, создаваемых для реализации будущих проектов;

- помощь в подготовке заявки на получение финансирования международных проектов;

- организационно-управленческая: разработка общей схемы взаимодействия участ-

ников, координация и планирование их деятельности, обеспечение связи научной группы с организацией, финансирующей проект; ведение документации, финансовой отчетности в рамках проекта;

- культуртрегерская: знакомство исследователей с особенностями западной деловой этики, межличностной коммуникации, предотвращение (улаживание) возможных конфликтов и др.

Завершая обзор зарубежного опыта подготовки менеджеров научных исследований, отметим востребованность специалистов такой квалификации во всех сферах деятельности, в том числе и в образовании, инновационное развитие которого сегодня не представляется вне разработки и реализации различного рода исследовательских программ и проектов в рамках грантов.

Библиографический список

1. Грудзинский А.О. Европейский трансфер технологий: кооперация без «утечки мозгов» / А.О. Грудзинский, Е.С. Балабанова, О.А. Пекушкина // Социологические исследования. -2004. - № 11. - С. 123-131.

2. Husu Liisa. Gate-keeping, gender equality and scientific excellence // Gender and Excellence in the MakingLuxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2004. - P. 6990.

3. National council of university research administrators (NCURA) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hr.ucdavis.edu (дата обращения: 06.05.2013).

4. SRA International (The Society of Research Administrators International) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://uwaterloo.ca (дата обращения: 29.04.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.