Научная статья на тему ' зарубежный опыт обеспечения служебной деятельности сотрудников полиции и возможности его использования в органах внутренних дел России'

зарубежный опыт обеспечения служебной деятельности сотрудников полиции и возможности его использования в органах внутренних дел России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3529
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
служебная деятельность сотрудников полиции / прохождение службы в органах внутренних дел / конкурс на службу в полицию / профессиональная подготовка сотрудников полиции / повышение квалификации сотрудников полиции / ротация личного состава полиции / профсоюз сотрудников полиции / социальные гарантии сотрудников полиции. / police officers' service / service in the police / police service competition / police training / police training / police rotation / police union / social guarantees for police officers.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иван Алексеевич Шевченко, Александр Анатольевич Беженцев

Рассмотрены такие вопросы прогрессивного зарубежного опыта обеспечения служебной деятельности сотрудников полиции как: конкурсный способ формирования кадровой основы полиции при помощи открытых и закрытых конкурсных испытаний (Китай, Франция, Италия); комплектование руководящих полицейских должностей при помощи выборов (США, Швейцария); работа по комплектованию, направленная на обучение резервов среди перспективной молодежи (Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды); обеспечение интересов полицейских при помощи неправительственных (Англия, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия) и межгосударственных профессиональных союзов. Намечены перспективы использования данного положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иван Алексеевич Шевченко, Александр Анатольевич Беженцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN ENSURING THE OFFICIAL ACTIVITIES OF POLICE OFFICERS AND THE POSSIBILITY OF ITS USE IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF RUSSIA

In the article such questions of the progressive foreign experience in ensuring the professional activity of the police officers are considered: a competitive way of forming the personnel base of the police through open and closed competitive tests (China, France, Italy); recruitment of leading police positions through elections (USA, Switzerland); work on acquisition, aimed at training reserves among promising young people (Sweden, Norway, Denmark, the Netherlands); ensuring the interests of policemen with the help of non-governmental (England, Wales, Scotland, Northern Ireland) and interstate professional unions, outlined the prospects for using this positive experience in the internal affairs bodies of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему « зарубежный опыт обеспечения служебной деятельности сотрудников полиции и возможности его использования в органах внутренних дел России»

УДК 351.74 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10052

ББК 35.078 © И.А. Шевченко, А.А. Беженцев, 2018

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

Иван Алексеевич Шевченко, преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, майор полиции

Санкт-Петербургский университет МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1) E-mail: skoda500@bk.ru

Александр Анатольевич Беженцев, заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел, подполковник полиции, кандидат юридических наук, доцент Санкт-Петербургский университет МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1) E-mail: adovd@mail.ru

Рецензент: начальник кафедры организации работы полиции Санкт-Петербургского университета МВД России, подполковник полиции, кандидат юридических наук А.В. Тарасов

Аннотация. Рассмотрены такие вопросы прогрессивного зарубежного опыта обеспечения служебной деятельности сотрудников полиции как: конкурсный способ формирования кадровой основы полиции при помощи открытых и закрытых конкурсных испытаний (Китай, Франция, Италия); комплектование руководящих полицейских должностей при помощи выборов (США, Швейцария); работа по комплектованию, направленная на обучение резервов среди перспективной молодежи (Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды); обеспечение интересов полицейских при помощи неправительственных (Англия, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия) и межгосударственных профессиональных союзов. Намечены перспективы использования данного положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: служебная деятельность сотрудников полиции, прохождение службы в органах внутренних дел, конкурс на службу в полицию, профессиональная подготовка сотрудников полиции, повышение квалификации сотрудников полиции, ротация личного состава полиции, профсоюз сотрудников полиции, социальные гарантии сотрудников полиции.

FOREIGN EXPERIENCE IN ENSURING THE OFFICIAL ACTIVITIES OF POLICE OFFICERS AND THE POSSIBILITY OF ITS USE IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF RUSSIA

Ivan A. Shevchenko, lecturer chair of administrative activity agencies of the internal affairs, major of police

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (198206, St. Petersburg, ul. Letchika Pilyutova, d. 1)

E-mail: skoda500@bk.ru

Aleksandr A. Bezhentsev, deputy chief chair of administrative activity agencies of the internal affairs, lieutenant colonel of police, candidate of legal sciences, associate professor

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (198206, St. Petersburg, ul. Letchika Pilyutova, d. 1) E-mail: adovd@mail.ru

Reviewer: chief of department of the organization of work of police of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, police lieutenant colonel, Candidate of Law Sciences A.V. Tarasov

Annotation. In the article such questions of the progressive foreign experience in ensuring the professional activity of the police officers are considered: a competitive way of forming the personnel base of the police through open and closed competitive tests (China, France, Italy); recruitment of leading police positions through elections (USA, Switzerland); work on acquisition, aimed at training reserves among promising young people (Sweden, Norway, Denmark, the Netherlands); ensuring the interests of policemen with the help of non-governmental (England, Wales, Scotland, Northern Ireland) and interstate professional unions, outlined the prospects for using this positive experience in the internal affairs bodies of the Russian Federation.

Keywords: police officers' service, service in the police, police service competition, police training, police training, police rotation, police union, social guarantees for police officers.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Шевченко И.А., Беженцев А.А. Зарубежный опьгт обеспечения служебной деятельности сотрудников полиции и возможности его использования в органах внутренних дел России. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6):253-260.

Понятно, что эффективность деятельности полиции напрямую зависит от качества ее сотрудников. Именно поэтому к кандидатам на службу в полиции предъявляются высокие требования, так как полицейский имеет большие полномочия и от его поступков

зависит и свобода личности, и интересы государства. В отличие от служащих многих других учреждений, полицейские считаются представителями государства в совокупности, а не его отдельно взятого территориального или отраслевого подразделения. Кроме того,

полицейская служба связана с постоянными стрессовыми ситуациями и риском. Еще в первой четверти двадцатого века английские ученые утверждали, что «...человек не может быть хорошим полицейским, если не владеет более чем средними умственными способностями, хорошей памятью и наблюдательностью, в нем должны сочетаться высокие нравственные качества, которые не являются обязательными для людей другой профессии. Он всегда должен действовать тактично и здраво и проявлять инициативу в различных непредвиденных обстоятельствах. На полицейского возлагается гораздо больше ответственности, чем на должностных лиц иной специальности» [11, с. 46].

Формально важнейшим при комплектовании полицейских кадров есть объявленный еще во время Великой французской революции 1789 г. принцип «одинаковой доступности», сообразно которому все граждане обладают равными правами на занятие государственных и муниципальных постов, если они располагают для этого нужными способностями и индивидуальными качествами. Особенно отчетливо настоящий принцип зафиксирован в американском законодательстве: «Акте о гражданских правах» 1964 г. (The Civil Rights Act of 1964), <Акте о дискриминации по возрасту при трудоустройстве» 1967 г. (The Age Discrimination in Employment Act of 1967), «Акте о реабилитации» 1973 г. (The Rehabilitation Act of 1973). В Соединенных Штатах Америки нормативно-правовая база по вопросу «одинаковой доступности» применяет два подхода: протекция от дискриминации граждан по обусловленным критериям (цвет кожи, национальное происхождение, вероисповедание); нормативно-закрепленное воспрещение полицейской администрации проводить тесты и испытания, которые носят дискриминационный характер. Для реализации качественного отбора кандидатов в свете требований современных правовых актов правительство Соединенных Штатов Америки подготовило и реализует ряд программ, суть которых заключается в следующем: а) Министерство внутренних дел предлагает специализированные курсы и тренинги для представителей «меньшинств», с целью оказания реальной помощи для подготовки к процедуре отбора; б) группа опытных специалистов, которая получает заработную плату и финансы от частных фондов, осуществляет дополнительное обучение инструкторов полицейских академий в направлении осознания концепции «одинаковой доступности».

Кроме того, во всех развитых иностранных государствах (кстати, как и в России), имеется последовательность условий, которым обязаны соответствовать кандидаты на прохождение службы в полиции. Их можно распределить на общие (для всех государственных и муниципальных служащих), которые, как правило, предполагают наличие гражданства, наличие безупречных моральных качеств, и специальные (обусловленные спецификой полицейской деятельности), которые требуют достижения определенного возраста, необходимый уровень образования и физических данных, отсутствие криминального прошлого. Претендент не должен в прошлом быть уволенным с государственной и муниципальной службы по отрицательным мотивам за совершение дисциплинарных проступков или порочащее честь поведение и должен выдержать испытания необходимых способностей и качеств по логическому мышлению, проявлению инициативы, быстроте реакции.

В полиции развитых западных стран накоплен значительный опыт по управлению процессом прохождения службы.

В некоторых странах в комплектовании полицейских служб и подразделений участвует общественность. Как замечают Т.М. Занина и К.Д. Рыдченко, почти во всех штатах США сформированы самостоятельные гражданские службы (комиссии), которые осуществляют вербовку, первичный отбор и даже назначение полицейских на некоторые невыборные должности рядового и младшего начальствующего состава. Эти же объединения уполномочены выдвигать (рекомендовать) полицейских на вышестоящие руководящие должности. Члены комиссий проводят аттестации, разбирают жалобы касательно вопросов прохождения службы, курируют вопросы дисциплины, социального и пенсионного обеспечения. Образование комиссий входит в сферу ведения главы соответствующего территориального образования, состав комиссии не подлежит изменению на прописанный в уставе о его деятельности срок существования [3, с. 124].

Комплектование аппарата органов внутренних дел реализуется разнообразными способами: при помощи дискреционного назначения, путем конкурсного отбора и с применением выборной системы. В дискреционном порядке реализуется замещение самых ответственных должностей — руководящего звена национальной полиции, ее региональных органов, структурных подразделений верхнего министерского

уровня. Ясно, что использование этого метода может сопровождаться злоупотреблениями, угрозой назначения на центральные должности некомпетентных субъектов из-за личной заинтересованности или зависимости тех, кто решает соответствующие вопросы.

Однако считается, что подобный способ назначения оправдан, так как он служит существенной гарантией реализации заинтересованностей высшей государственной власти в области кадровой политики. В отдельных государствах (США, Италия) дискреционный способ используется и при назначении на средние и низшие должности в полицейских структурах местного подчинения.

С помощью выборов комплектуются, главным образом, руководящие полицейские должности, но лишь в некоторых государствах. Так, в Швейцарии избираются начальники полиции кантонов и их заместители, в США — начальники городской полиции и шерифы, которые являются представителями полицейской власти на селе и в сельской местности.

Но преимущественным методом при комплектовании полицейских аппаратов является конкурсный метод. Этот метод считается лучшим, поскольку позволяет обеспечить равенство шансов претендентов, беспристрастность, помогает минимизировать вероятность злоупотреблений. О проведении конкурсного отбора, местах, сроках, порядке их проведения, числе вакансий, главных требованиях к претендентам заблаговременно сообщается в ведомственных изданиях и средствах массовой информации (в том числе в сети Интернет).

Подготовка и проведение конкурсов регулируется как законами, так и подзаконными нормативными актами министерств внутренних дел. Проводятся конкурсные испытания в несколько этапов. На первом этапе с каждым конкурсантом, который формально соответствует общим и специальным требованиям, осуществляется устное собеседование, целью которого является детальное уточнение мотивов, которыми он руководствуется, проявляя желание служить в полиции, уточняется его общекультурный уровень, личные качества, общественная и политическая направленность. На втором этапе выверяются сведения данные о себе кандидатом, причем проверка проводится всеми имеющимися в распоряжении полиции средствами, в том числе и с помощью оперативно-разыскных мероприятий. Особенно тщательно собирается и изучается информация о нравственных качествах, пред-

шествующей социальной деятельности, политических симпатиях, потенциальных конфликтах с законом, материальном положении, взаимоотношениях в семье, связях. Третий этап — обследование физических данных кандидата проходит в виде медицинского обследования и путем сдачи нормативов физической подготовки, а четвертый—письменные и устные испытания в виде экзаменов. Те, кто их выдержал, вносятся в общий список, где дифференцируются в зависимости от итогового количества набранных баллов. В этой последовательности и происходит назначение, которое осуществляется актом уполномоченного должностного лица. Заметим, что отказ победителя конкурса принести присягу автоматически прекращает отношения между этим лицом и администрацией.

Ярким примером комплектования подразделений полиции на конкурсной основе является опыт Китая, где полиция полностью придерживается данного метода. Как подчеркивает К.С. Смирнов, число соискателей низовых полицейских должностей самое значительное в мире — более 3 тыс. человек на одно место [10, с. 121]. Причина — очень достойная заработная плата, хорошее пенсионное обеспечение и социальные гарантии.

Практикуется проведение двух типов конкурсных испытаний — открытые и закрытые. В открытых могут участвовать все граждане, которые отвечают общим требованиям к желающим проходить службу в полиции и обладают необходимым уровнем образования, а также соискатели должности из числа полицейских, желающих перейти в более высокую профессиональную категорию. При помощи открытых конкурсных испытаний комплектуется не только рядовой, но и начальствующий состав органов внутренних дел. Причем для обеспечения ротации руководящих кадров и привлечения к службе в полиции разнообразных высококвалифицированных специалистов, для граждан из иных отраслей с высоким образовательным уровнем определен специальный порядок участия в конкурсах, по которому им предоставляется определенное преимущество. Во Франции регламентировано, что таким субъектам должно предоставляться 60% вакансий в корпусе комиссаров и 50% — в подразделениях младших офицеров. Итальянским законодательством установлено, что количество действующих полицейских не должно превышать 30% от численности всех участников конкурсов на замещение постов начальствующего состава.

Путем закрытых конкурсных испытаний укомплектовываются преимущественно кадры командного состава служб и подразделений аппаратов по оперативной работе, нацеленные на противодействие терроризму, наркобизнесу, организованной преступности. Соискатели таких конкурсов обязаны иметь надлежащий стаж, обладать соответствующим допуском к сведениям, составляющим государственную и служебную тайну, пройти аттестацию и особую подготовку. Как правило, непременными условиями для эффективной деятельности в сегменте противодействия конкретным видам наиболее тяжких преступлений является предшествующий опыт профессиональной деятельности и наличие определенных навыков правоохранительной деятельности.

Положительным относительно назначение на должность можно назвать опыт КНР, где наличествует практика размещения в средствах массовой информации и в глобальной сети Интернет сведений о предстоящем назначении того или иного сотрудника на должность командного состава. Как справедливо отмечает С.А. Жбанова, вследствие этого граждане или иные полицейские, учитывая, что данная информация размещается и во внутренней электронной сети полиции Китая, в срок, как правило, около двух недель, следующий за объявлением, имеют возможность высказаться официальным заявлением о имеющихся у них сведениях, которые могут воспрепятствовать будущему назначению на должность [1, с. 35].

Во многих государствах (Англия, Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды) осуществляется значительная работа по комплектованию, направленная на обучение резервов среди перспективной молодежи. В Англии практически все полицейские подразделения имеют отряды кадетов, в них зачисляются молодые люди и девушки в возрасте от 16 до 18 лет, которые выражают намерение в дальнейшем проходить службу в полиции. Кадеты осваивают курс обучения в специализированных колледжах, где им прививаются базовые служебные навыки полицейского, углубляются их познания о народонаселении и оперативной обстановке на территории, где им придется осуществлять правоохранительные функции.

Для большинства развитых зарубежных государств характерным обнаруживается неразрывная связь комплектования кадров и прохождения службы в полиции с обучением сотрудников, и здесь «имеет место интернациональная унификация национальных

стандартов образования, а также частичная и полная диверсификация моделей профессиональной подготовки, сопряженная с совершенствованием технологических основ подготовки» [2, с. 314]. Таким образом, назначение практически на все должности (за исключением высшего начальствующего состава), продвижение полицейских по карьерной лестнице, перемещение из одного отраслевого подразделения в другое определены благополучным прохождением курса повышения квалификации, который, как правило, состоит из двух стадий — учеба в одном из специализированных учебных заведений и прохождение практики в действующем территориальном органе внутренних дел. В финале обучения подписываются договоры о прохождении службы в полиции на установленный срок (преимущественно от трех до пяти лет), может повторно приниматься присяга. Договоры обычно определяют размер денежного довольствия разнообразным категориям сотрудников полиции, дополнительные выплаты за сверхурочную работу, надбавки за служебную деятельность в ночное время суток, оплату за выслугу лет, а также нормы рабочего времени, особенности наложения и обжалования дисциплинарных взысканий на конкретной должности.

В дальнейшем продвижение по службе заключается в повышении по должности, в чине, звании или ранге. Наиболее значительно на правовое положение полицейского влияет перемещение вверх по служебной иерархической лестнице. Оно напрямую связано с ростом объема полномочий, ответственности, размера заработной платы (различных надбавок в том числе), достижением определенного чина, звания или ранга, установленного для данной должности. Продвижение по службе—коренной вопрос кадровой политики в полиции. Считается, что сотрудник действует с полной отдачей сил только тогда, когда он полностью доволен своей служебной должностью и рассчитывает на дальнейшее повышение. Итак, своевременное повышение по службе должно рассматриваться как условие, обеспечивающее работоспособность персонала. При должностном повышении полицейскому вновь необходимо пройти весь механизм конкурсного зачисления в полицию с соблюдением всех предусмотренных правил, если, конечно, речь не ведется о должности, которая замещается в дискреционном порядке или путем выборов. В нормативных документах, регламентирующих порядок служебного продвижения полицейских, точно не определено,

какие данные нужно иметь кандидату на выдвижение. Но назначать предлагают по соответствию качеств и навыков соискателя должности не тому положению, которое он занимает, а по тому, на которое претендует. Кроме того, учитывается образовательный уровень, итоги служебной аттестации, а при необходимости — наличие определенной выслуги лет.

Законодательством зарубежных стран предусмотрены такие виды завершения службы, как отставка, увольнение (административное или дисциплинарное), выход на пенсию. Порядок завершения службы по данным основаниям различен: в некоторых случаях служба завершается по инициативе самого полицейского, в иных — по инициативе его начальника, в некоторых случаях и полицейский, и руководство подразделения могут предпринять действия, которые требуются для завершения службы. Но довольно часто с выходом на пенсию контакты бывших правоохранителей с полицией продолжаются из-за различного рода объединения полицейских-пенсионеров, существующих во многих странах. Такие объединения привлекаются к проведению воспитательной работы с впервые принятыми на службу, активно участвуют в проведении интерактивных практических занятий в специализированных учебных заведениях, а во время осложнения оперативной обстановки — к выполнению своих прежних задач.

Профессиональные союзы сотрудников полиции организовываются в развитых зарубежных государствах на добровольной основе и имеют правовой статус юридического лица. На ведомственном уровне профсоюзы имеют право вносить командному составу подразделения предложения по обширному комплексу вопросов, относящихся к служебной деятельности полицейских служб и подразделений, укомплектованию, обучению, материально-техническому и информационному обеспечению сотрудников, организации культурно-массовых и спортивных мероприятий, установлению контактов между органом внутренних дел, региональной властью и общественностью. При соблюдении требуемой процедуры профессиональные союзы имеют право подготавливать и проводить митинги, собрания, прохождения.

Решения профсоюзов не являются обязательными для администрации полиции. Роль арбитра в случае разногласий выполняет или начальник полиции, или министр внутренних дел, но используя право юридического лица, профсоюзные организации могут обжа-

ловать в судах соответствующей юрисдикции решения, которые, по их мнению, нарушают коллективные интересы сотрудников. Однако, на практике конфликтные ситуации между профсоюзами и администрацией встречаются редко, поскольку, во-первых, законодатель и различные политические силы заинтересованы в защите интересов полиции, и, во-вторых, руководство полиции стремится, по возможности, своевременно реагировать на предложения профсоюзов, которые, в свою очередь, в большинстве характеризуются умеренностью и реалистичностью.

Национальные профессиональные объединения полицейских имеют определенное своеобразие. Так, в Великобритании существуют Полицейская федерация Англии и Уэльса (PFEW — это ассоциация сотрудников полицейских констеблей, сержантов и инспекторов, включая главных инспекторов. Является одной из крупнейших ассоциаций персонала в Великобритании, представляющей более 119 тыс. сотрудников-членов) [7], Полицейская федерация Шотландии (SPF представляет всех полицейских в рядах констебля, сержанта, инспектора и главного инспектора, полицейских курсантов и специальных констеблей; более 18 500 человек, что составляет 98% всех полицейских в Шотландии) [9] и Полицейская федерация Северной Ирландии (РКЩ| [8]. Членами Полицейской федерации Великобритании после зачисления на службу становятся все полицейские служащие, имеющие полицейский ранг от констебля до суперинтенданта. В настоящее время Полицейская федерация стала национальным голосом полицейских в проведении переговоров по оплате труда и других условий службы. Существует Полицейская федерация за счет добровольных взносов ее членов, а также других благотворительных взносов. Фонды федерации используются, главным образом, для обеспечения услуг ее членам, среди которых: консультации юристов; гражданские займы; консультации по вопросам компенсаций; апелляция по дисциплинарным вопросам; медицинские компенсации; консультации и советы по вопросам сексуальной и расовой дискриминации; разъяснения, советы по пенсионным вопросам; общие консультации по вопросам социальной защиты; переговоры на национальном уровне по вопросам заработной платы полицейских и условий прохождения службы; проведение компаний по усилению личной защиты. Среди главных проблем, на решение которых направлены усилия Федерации, отметим, прежде всего, вопросы

оплаты труда полицейских и условия их службы (процедура рассмотрения жалоб, проступков, организация рабочего времени, дополнительные выплаты, ежегодные отпуска, отпуска в связи с болезнью, проблемы материнства и родительский отпуск, различные виды помощи, здоровье и безопасность сотрудников).

Вместе с тем, в Великобритании, в зависимости от потребностей, интересов категорий служащих полиции, формируются различные полицейские ассоциации (Ассоциация главных офицеров полиции, суперинтендантов, женщин-полицейских, чернокожих полицейских и полицейских азиатского происхождения), которые играют важную роль в повышении эффективности полицейской службы, ее соответствия как общим, так и индивидуальным целям и потребностям каждого работающего, влияют на формирование и развитие общей культуры полиции.

В Италии с 1981 г. функционируют приблизительно девять профессиональных ассоциаций полицейских. Наиболее крупными из них являются: Автономный профсоюз полиции, реализовывающий близкую к позиции руководства итальянского МВД политику, и «оппозиционный» ему Объединенный профсоюз сотрудников полиции, тесно сотрудничающий с общенациональными профсоюзами и пользующийся протекцией отдельных левых и центристских политических итальянских партий. Между настоящими двумя профессиональными союзами имеются обстоятельные расхождения как по общим, так и по отдельным вопросам статуса, социально-правовой защиты сотрудников и противодействия правонарушениям. Подчеркнем, что профессиональные ассоциации организовываются не во всех звеньях аппарата органов внутренних дел, а только там, где сотрудники не являются военнослужащими, в частности, членство в них запрещено для чинов французской жандармерии, итальянских кар абинер ов.

Активно работают также различные неправительственные международные объединения полицейских, такие как Международная ассоциация шефов полиции (1АСР является крупнейшей в мире и наиболее влиятельной профессиональной ассоциацией для руководителей полиции. С более чем 30 тыс. членов в 150 странах мира 1АСР является признанным лидером в области глобальной полицейской управленческой деятельности. С 1893 г. ассоциация выступала от имени правоохранительных органов и повысила профессионализм в области полицейской деятельности во

всем мире. 1АСР является некоммерческой организацией со штаб-квартирой в США, Александрия, штат Вирджиния) [5], Международная полицейская ассоциация (1АС основана в 1950 г. сержантом Артуром Троупом, по состоянию на 2018 г. насчитывает около 360 тыс. членов в 66 странах на пяти континентах) [6], Международная ассоциация женщин-полицейских (IAWP была основана в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США в 1915 г., в том числе для увеличения числа женщин в полиции. Сто лет спустя, IAWP имеет членство в более чем 60 странах мира) [4], сотрудничество с которыми и вхождение в их состав, безусловно, очень полезно для правоохранителей России. Главное при этом — исключение формализма в таком сотрудничестве.

Наконец, важное место в системе работы с сотрудниками полиции, предоставления им необходимой помощи занимают службы социального обеспечения, которые функционируют как составляющая отделов по работе с персоналом, и помощь со стороны различных фондов тем полицейским и членам их семей, которые нуждаются в такой помощи. Например, в Великобритании функционируют служба социального обеспечения, фонды: Благотворительный фонд (Фонд взаимопомощи), Полицейский благотворительный фонд, Благотворительный фонд для гражданских служащих полиции, Благотворительный фонд для специальных констеблей, Центр реабилитации полицейских, Фонд для членов семей полицейских, находящихся на их иждивении, Национальный полицейский фонд-образование, Фонд коллективного страхования от несчастных случаев и страхования жизни, Фонд помощи в случае смерти, Общество полицейской взаимопомощи, Специальные фонды для женщин и мужчин, заболевших раком, Фонд страхования погашения займов, Фонд помощи в период тяжелых потерь, Фонд помощи пенсионерам полиции.

Вообще сравнительный анализ работы с сотрудниками органов внутренних дел РФ и полиции многих зарубежных стран, состояния и направлений обеспечения служебной деятельности сотрудников позволяют сделать некоторые выводы и обобщения. Прежде всего, существует немало позиций, по которым нет существенной разницы в функционировании различных правоохранительных систем. И у сотрудников органов внутренних дел России, и у полицейских западных стран почти одинаковая продолжительность рабочего дня; мы имеем в виду продолжительность

рабочего дня, определенную Российским законодательством, (впрочем, на практике часто происходят нарушения в сторону его увеличения), и у нас, и в других странах признается и нормативно закрепляется необходимость ограничения участия сотрудников в политической жизни, запрещается организация и участие в забастовках, совместительство трудовой деятельности за исключением некоторых сфер (наука, образование, искусство). Практически идентичными являются цели, объем задач, функции правоохранительных органов (учитывая специфику страны).

В то же время, существуют и различия в организации работы с сотрудниками правоохранительных органов и управлении обеспечением его служебной деятельности в нашей стране и других государствах. Так, за рубежом между начальником и подчиненным в полиции наблюдаются более демократические отношения, чем в органах внутренних дел нашей страны, хотя законодательство западных стран устанавливает более жесткую, чем в других областях государственной службы, схему субординационных взаимоотношений внутри полиции. Впрочем, начальник подразделения полиции, как правило, лишь рекомендует или советует подчиненному выполнить то или иное деяние, но последний имеет возможность поступать по своему усмотрению. При этом каждый несет индивидуальную ответственность. Если подчиненный не прислушался к совету начальника, то руководитель никакой ответственности за нарушение со стороны своего подчиненного не несет. В российских органах внутренних дел наоборот устанавливается ответственность начальника за состояние дисциплины среди подчиненных, что требует беспрекословного выполнения подчиненным приказа начальника (за исключением неправомерного приказа).

Сотрудники полиции в развитых зарубежных странах более защищены в правовом и социальном плане благодаря активной деятельности профсоюзов и ассоциаций сотрудников полиции.

В органах внутренних дел России, в отличие от западных полицейских структур, только обсуждается возможность альтернативных путей продвижения по службе.

Изучение опыта организации и функционирования полиции зарубежных стран позволяет сделать вывод, что система управления обеспечением служебной деятельности сотрудников в развитых западных странах является достаточно прогрессивной.

Уточняя особенности правового регулирования и практики управления сотрудниками полиции, отметим, что здесь главной мишенью и задачей обнаруживается превращение полиции в надежное средство защиты имеющейся государственности и законности. Собственно, с данной позиции и надлежит оценивать комплексные меры по обеспечению подобающего социального статуса сотрудников органов внутренних дел, их профессиональной деятельности. Большая рациональность свойственна также наличествующей в развитых зарубежных странах системе комплектования и прохождения службы в полицейском аппарате. Доминирующий при создании кадрового ядра конкурсный метод позволяет, при помощи значительного количества претендентов, путем многогранных проверок их качеств отобрать самых пригодных к службе, а использование дискреционного способа назначения для замещения высших вакантных руководящих должностей помогает обеспечивать приоритетный доступ к командованию тех, кто, с позиции правящих кругов, может результативно организовать реализацию официальных доктринальных предписаний в области обеспечения правопорядка.

Интересен и тот факт, что правовые акты, регулирующие соответствующие вопросы, устанавливают регулярную ротацию кадров полиции почти на всех уровнях за счет привлечения в ее состав граждан извне, что, конечно, содействует противодействию коррупции, борьбе с инертностью, злоупотреблениями.

Характерно также, что вся система комплектования и прохождения службы в полиции связана с непрерывной профессиональной подготовкой, повышением квалификации сотрудников, которая дифференцируется применительно к различным категориям должностей. Служебное продвижение, связанное с ростом ответственности и объемов денежного обеспечения, производится преимущественно на конкурсной основе. При этом особое значение приобретают как результаты предыдущей профессиональной деятельности, так и наличие качеств и способностей, необходимых для эффективного исполнения обязанностей на новой вышестоящей должности.

Характерной для внутренней жизни института полиции развитых зарубежных стран является деятельная роль профессиональных ассоциаций в обеспечении интересов личного состава и привлечении его к решению всевозможных управленческих проблем. Работа профессиональных союзов, ассоциаций, объеди-

нений полицейских может рассматриваться как фактор, который положительно воздействует на демократизацию отношений и совершенствование социального климата в полицейской среде. Наконец, значительное внимание в зарубежных странах уделяется созданию у населения привлекательного имиджа сотрудника полиции.

Учитывая вышеизложенное, тщательное изучение зарубежного опыта является очень полезным в условиях завершения реформирования органов внутренних дел России. Необходимо тщательно изучать и внедрять элементы управления сотрудниками полиции в развитых странах мира, меры обеспечения их служебной деятельности. В связи с этим заслуживают большого внимания такие прогрессивные вопросы, как конкурсный способ формирования кадровой основы полиции, ротация ее личного состава, обеспечение интересов полицейских при помощи профессиональных союзов. Изучение, обобщение и, по возможности, внедрение опыта работы с сотрудниками полиции зарубежных стран поможет сделать шаг вперед на пути дальнейшей профессионализации, демократизации и гуманизации органов внутренних дел нашей державы, укрепит основы обеспечения служебной деятельности их сотрудников.

Литература

1. Жбанова С .А. Опыт зарубежных стран по подготовке кадров подразделений полиции // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2017. № 1(70).

2. Закатов В.В. Профессиональная подготовка сотрудников полиции за рубежом: особенности и тенденции развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21).

3. Занина Т.М., Рыдченко К.Д. Перспективы учета общественного мнения в ходе формирования кадрового состава полиции // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2016. № 4.

4. Официальный сайт Международная ассоциация женщин-полицейских // URL: http://www.iawp.org/-about.htm

5. Официальный сайт Международной ассоциации шефов полиции // URL: https://www.theiacp.org/-about-iacp

6. Официальный сайт Международной полицейской ассоциации // URL: https://www.ipa-internatio-nal.org/

7. Официальный сайт Полицейской федерации Англии и Уэльса // URL: https://polfed.org/abo-utus/default .aspx

8. Официальный сайт Полицейской федерации Северной Ирландии // URL: https://www.policefed-ni.org.uk/

9. Официальный сайт Полицейской федерации Шотландии // URL: https://spf.org.uk/

10. Смирнов К.С. Зарубежный опыт организации и функционирования полиции: теоретико-правовой анализ // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2011. № 3 (22).

11. Чарльз М.Т. Современное состояние и перспективы профессиональной подготовки сотрудников полиции (милиции) США и России. СПб., 2000.

References

1. Zhbanova S.A. Opyt zarubezhnykh stran po pod-gotovke kadrov podrazdeleniy politsii // Nauchnyy vest-nik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2017. № 1(70).

2. Zakatov V.V. Professional'naya podgotovka so-trudnikov politsii za rubezhom: osobennosti i tendentsii razvitiya // Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal. 2017. T. 6. № 4(21).

3. Zanina T.M., Rydchenko K.D. Perspektivy uc-heta obshchestvennogo mneniya v khode formirovaniya kadrovogo sostava politsii // Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii. 2016. № 4.

4. Ofitsial'nyy sayt Mezhdunarodnaya assotsiatsiya zhenshchin-politseyskikh // URL: http://www.iawp.org/-about.htm

5. Ofitsial'nyy sayt Mezhdunarodnoy assotsiatsii she-fov politsii // URL: https://www.theiacp.org/about-iacp

6. Ofitsial'nyy sayt Mezhdunarodnoy politseyskoy assotsiatsii // URL: https://www.ipa-international.org/

7. Ofitsial'nyy sayt Politseyskoy federatsii Anglii i Uel'sa // URL: https://polfed.org/aboutus/default.aspx

8. Ofitsial'nyy sayt Politseyskoy federatsii Severnoy Irlandii // URL: https://www.policefed-ni.org.uk/

9. Ofitsial'nyy sayt Politseyskoy federatsii SHotlan-dii // URL: https://spf.org.uk/

10. Smirnov K.S. Zarubezhnyy opyt organizatsii i funktsionirovaniya politsii: teoretiko-pravovoy analiz // Uchenyye trudy Rossiyskoy akademii advokatury i no-tariata. 2011. № 3 (22).

11. Charl'z M.T. Sovremennoye sostoyaniye i perspektivy professional'noy podgotovki sotrudnikov politsii (militsii) SSHA i Rossii. SPb., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.