Научная статья на тему 'Зарубежный опыт негосударственного пенсионного страхования'

Зарубежный опыт негосударственного пенсионного страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7253
982
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ СИСТЕМЫ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ПЕНСИОННЫЕ ПЛАНЫ / ПЕНСИОННЫЕ СХЕМЫ / PROVISION OF PENSIONS / NONSTATE PENSION INSURANCE / NONSTATE PENSION SYSTEMS / NONSTATE PENSION FUND / PENSION PLANS / PENSION SCHEMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рафикова Райхана Рифатовна

Государственная политика большинства стран мира направлена на расширение дополнительного пенсионного страхования, которое в России находится в стадии своего развития. В связи с чем, актуально изучение и использование опыта зарубежных стран в сфере негосударственного пенсионного страхования, учитывая социальные последствия реализации того или иного закона на примере этих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF NONSTATE PENSION INSURANC

The state policy of the majority of the countries of the world is directed on expansion of additional pension insurance which in Russia is in a stage of the development. In this connection, studying and use of experience of foreign countries in sphere of nonstate pension insurance is actual, considering social consequences of realization of this or that law on an example of these countries.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт негосударственного пенсионного страхования»

УДК: 347.4, 347.1, 368.914.2 ББК: 67.404.2

Рафикова Р.Р.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО

СТРАХОВАНИЯ

Rafikova R.R.

FOREIGN EXPERIENCE OF NONSTATE PENSION INSURANC

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, негосударственное пенсионное

страхование, негосударственные пенсионные системы, негосударственный пенсионный фонд, пенсионные планы, пенсионные схемы.

Keywords: provision of pensions, nonstate pension insurance, nonstate pension systems, nonstate pension fund, pension plans, pension schemes.

Аннотация

Государственная политика большинства стран мира направлена на расширение дополнительного пенсионного страхования, которое в России находится в стадии своего развития. В связи с чем, актуально изучение и использование опыта зарубежных стран в сфере негосударственного пенсионного страхования, учитывая социальные последствия реализации того или иного закона на примере этих стран.

Abstract

The state policy of the majority of the countries of the world is directed on expansion of additional pension insurance which in Russia is in a stage of the development. In this connection, studying and use of experience of foreign countries in sphere of nonstate pension insurance is actual, considering social consequences of realization of this or that law on an example of these countries.

Для выработки перспективных направлений развития негосударственного пенсионного страхования в России необходимо изучить опыт зарубежных стран, где именно негосударственные пенсионные системы предшествовали созданию государственных пенсионных систем и создавались главным образом предпринимателями, заинтересованными в том, чтобы удержать работников на своих предприятиях.

Сегодня основная тенденция заключается в том, что принцип обеспечения старости на основе индивидуальной капитализации средств во всем мире приобретает доминирующее значение, само развитие индивидуальной капитализации постоянно испытывает регулирующее и стимулирующее воздействие со стороны государства.

Государство играет решающую роль в создании и совершенствовании правовой базы пенсионной системы страны, формирует и совершенствует механизм реализации и действия данной системы, и этим самым создает необходимые условия.

Первым среди законов об обязательных дополнительных пенсиях был шведский -в 1959 г. Затем аналогичные системы были введены в Финляндии (1961 г.) и в Норвегии (1967 г.). В этих странах систему дополнительных пенсий поддержали работодатели -благодаря тому, что средства на них аккумулировались в частных страховых компаниях.

Во Франции подобные решения появились в 1972 году, в Англии в 1975 году, в Швейцарии - в 1985 году1. В вышеперечисленных странах, а также в Японии, Дании, Канаде законодательством была создана правовая база параллельно для двух систем. Одна (государственная), как правило, гарантирует скромный уровень всеобщего или почти всеобщего пенсионного обеспечения, в то время как другая (негосударственная)

Малютина Н.Н. Развитие системы пенсионного обеспечения в зарубежных странах // Труд за рубежом. -1995. - № 3. - С. 104.

обеспечивает дополнительные надбавки к пенсиям, также, в обязательном порядке, для особых групп трудящихся или самозанятых категорий населения. Такой подход к пенсионному обеспечению получил название дуалистической пенсионной системы.

Наибольшее распространение негосударственные пенсионные фонды получили в США, наименьшее в тех странах, где хорошо развиты государственные системы (Скандинавские страны и Австрия).

В большинстве стран институциональную основу негосударственного пенсионного страхования представляют негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. В таких странах, как Великобритания, США, Канада, Япония основой негосударственного пенсионного страхования выступают доверительные (трастовые) фонды1.

Интересно обратить внимание на то, что, скажем, в Германии существует пять видов дополнительного пенсионного обеспечения, финансируемых за счет частных средств и три вида, финансируемых с участием государственных средств2. В России же дополнительное пенсионное обеспечение может быть организованной только одного вида - посредством негосударственного пенсионного фонда.

Рассматриваемая система негосударственного пенсионного страхования широко распространена в мире и используется для организации пенсионного обеспечения после выхода на пенсию, когда работник накопил по той или иной схеме достаточную сумму для выкупа ренты (Япония, Австралия и др.). Законодательство по страхованию предполагает, что средства, отданные за ренту, не могут использоваться компанией как прибыль до тех пор, пока не произошла расплата по всем обязательствам перед вкладчиком. Таким образом, происходит капитализация пенсионных накоплений, и пенсионные средства используются как ресурсы финансового рынка, но не от лица пенсионного фонда, а от лица страховых компаний3.

В фондах, основанных на капитализации накоплений, происходит капитализация средств, и их суммарные активы по законодательству должны быть равны обязательствам перед будущими и настоящими пенсионерами. Вмешательство государства в деятельность таких фондов происходит в тех странах, где отчисления в фонды освобождены от налогов. В этом случае государство ограничивает право досрочного изъятия средств, накопленных за счет отчислений предприятия, участником (работником), и лимитирует объем отчислений на данные счета работодателем.

Так, в США на принципе ограничения досрочного изъятия средств основано более 80 % всех вновь создаваемых пенсионных фондов4.

Негосударственный пенсионный фонд в большинстве зарубежных странах - это организация, занимающаяся разноплановой некоммерческой деятельностью, которая заключается в аккумулировании денежных средств населения, их дальнейшего инвестирования в различные сектора экономики и последующего использования для выплат пенсий и пособий участникам фонда.

В Чехии, например, пенсионные фонды, являющиеся «проводниками» по негосударственному пенсионному страхованию, организуются в виде акционерных обществ с минимальным уставным капиталом около 800 тыс. долларов США.

Законом от 6 октября 2005 года «О добровольных пенсионных фондах и пенсионных планах» республики Сербии учреждаются общества по управлению добровольными пенсионными фондами, которые могут функционировать исключительно как закрытые акционерные общества. Учредителями закрытых акционерных обществ по управлению

1См.: Чудовская Г.В. Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2007. - С. 61-62.

2 Непп А.Н. Возможность применения реформирования системы пенсионного обеспечения Германии к Российским условиям: дис. ... канд. экон. наук. - Екатеринбург, 2005. - С. 45.

3 Басов В.В. Негосударственные пенсионные фонды как институт социальной защиты населения: дисс. канд. экон. наук. - Нижний Новгород, 2000. - С. 57.

4 Басов В.В. Указ. соч. С. 59.

пенсионных фондов могут быть национальные и иностранные юридические и физические лица. Допускается участие в качестве учредителей данных акционерных обществ банков и страховых обществ. В то же время запрещается выступать в качестве учредителей юридическим лицам, в уставном капитале которых государство занимает преобладающую долю. Закон установил минимальный размер уставного капитала закрытого акционерного общества по управлению добровольного пенсионного фонда. Согласно ст. 7 вышеназванного Закона минимальный размер уставного капитала закрытого акционерного общества оставляет 1 млн. евро1.

Согласно ст. 4 Закона республики Хорватии от 13 мая 1999 г. «Об обязательных и добровольных фондах» образуются пенсионные общества в форме акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью. Предметами деятельности пенсионного общества являются исключительно учреждение и управление пенсионным фондом. По настоящему Закону предусмотрено образование обязательных и добровольных пенсионных обществ. К добровольным пенсионным фондам относятся фонды, в которые застрахованные лица в добровольном порядке уплачивают отчисления (взносы) на свой накопительный счет. Добровольное пенсионное общество может учреждать добровольный пенсионный фонд. Минимальный размер уставного капитала определен в 15 млн. куна для добровольного пенсионного общества (ст. 8). При этом, добровольные пенсионные фонды должны иметь не менее 2 тыс. членов.

Российские негосударственные пенсионные фонды отличает от зарубежных их особая организационно-правовая форма некоммерческой организации. Если в зарубежных странах частные пенсионные фонды наряду с удовлетворением интересов клиента обязаны получать прибыль в пользу своих учредителей, то российские негосударственные пенсионные фонды прямой прибыли своим учредителям не приносят, в чем и заключается основная трудность при создании фонда со значительным стартовым капиталом.

Законодательное установление минимального размера совокупного вклада учредителей - российская особенность функционирования негосударственных пенсионных фондов. Учредитель зарубежных негосударственных пенсионных фондов, как правило, является гарантом его экономической устойчивости, покрывающим при необходимости возникший дефицит фонда.

Действующее зарубежное законодательство также предусматривает структуру органов частных пенсионных фондов. Так, Закон республики Хорватии от 13 мая 1999 г. «Об обязательных и добровольных фондах»3 предусматривает трехзвенную структуру органов пенсионного общества: правление, наблюдательный совет и общее собрание акционеров.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» предусматривает следующий состав органов управления фонда:

- совет фонда, который является высшим органом управления, осуществляющим общее руководство деятельностью фонда. Совет фонда является коллегиальным органом, решения принимаются большинством голосов;

- исполнительный орган фонда (единоличный или единоличный и коллегиальный) осуществляет оперативное управление фондом. Лицо, исполняющее функции единоличного органа исполнительной власти, представляет фонд в гражданском обороте без доверенности. Статья 53 ГК РФ устанавливает обязанность такого лица действовать в интересах представляемого им фонда добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей юридического лица возместить убытки, причиненные им юридическому лицу;

- попечительский совет, являющийся коллегиальным органом, выполняющим

1 Шрам В.П. О реформе пенсионного обеспечения в Сербии и Хорватии // Журнал российского права. - 2008.

- № 6.

2 Narodne novine. 1999. № 49; 2000. № 63.

3 Narodne novine. 1999. № 49; 2000. № 63.

надзорные функции и обеспечивающий общественный контроль за деятельностью фонда.

В целях обеспечения оперативного контроля за деятельностью исполнительного органа фонда его уставом должно также предусматриваться создание ревизионной комиссии.

Каждый пенсионный фонд работает согласно собственным правилам (уставу) и является самостоятельной юридической и финансовой организацией, которая не связана с государственной системой пенсионного обеспечения населения.

Подобно зарубежным негосударственным пенсионным фондам, учредительным документом НПФ в России в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» является устав фонда, который утверждается его учредителями (учредителем).

Пенсионный фонд в зарубежных странах не отвечает по обязательствам учреждений, при которых он создан, и персонал которых обслуживает. В основу преобладающего большинства пенсионных фондов положен принцип полного самофинансирования (фондирования) пенсии1.

Пункт 3 ст. 4 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» устанавливает имущественную ответственность фонда, т.е. по своим обязательствам фонд отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Однако взыскание может быть обращено не на все имущество фонда.

Учредители (учредитель), вкладчики, страхователи, участники, застрахованные лица, а также государство не отвечают по обязательствам фонда, равно как фонд не отвечает по обязательствам его учредителей (учредителя), вкладчиков, страхователей, участников, застрахованных лиц и государства. Таким образом, устанавливается отдельная имущественная ответственность учредителей, вкладчиков, страхователей, участников, застрахованных лиц, государства и фонда. Взыскание по долгам застрахованных лиц и участников может быть обращено на выплаты, осуществляемые фондом в пользу соответствующих лиц, на основании решения суда.

Государство не отвечает по долгам негосударственного пенсионного фонда в отличие от Пенсионного фонда РФ, в отношении обязательств которого государство несет субсидиарную ответственность, т.к. ПФР является государственным учреждением.

Так как пенсионные фонды, созданные при отдельных компаниях и учреждениях являются некоммерческими организациями и в них обычно нет предпринимательской прибыли, то доход, полученный от инвестиций свободных средств предназначается участникам. На обеспечение деятельности фонда в различных странах устанавливается свой определенный процент от полученного инвестиционного дохода.

Однако в Чехии распределение доходов пенсионных фондов несколько отличается от иных государств. Так, 41 % составляют налоги, оставшаяся часть должна тратиться следующим образом: не менее 5 % перечисляется в резервный фонд, до 10 % можно расходовать в соответствии с решением общего собрания фонда (обычно это дивиденды учредителям фонда). Основная часть прибыли, оставшейся после уплаты налогов (85 %) поступает на счета участников2.

В ст. 27 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» установлен определенный процент (не более 15 %) от полученного дохода от размещения средств пенсионных резервов и от инвестирования средств пенсионных накоплений, который может быть направлен на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности.

Тем не менее, у некоторых ученых данное положение закона справедливо вызывает определенное недоумение , так как ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О негосударственных

1 Басов В.В. Указ. соч. С 65.

2 См.: Непп А.Н. Указ. соч. С. 50.

3 Соловьев В.Н. Право собственности на средства пенсионных накоплений, переданных в негосударственный пенсионный фонд // Юрист. - 2009. - № 2.

пенсионных фондах» не укладываются в общую концепцию пенсионного обеспечения. На каком основании фонд присваивает собственность застрахованных лиц, законодатель не обосновал, тем более что в соответствии с ч. 8 ст. 25 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» деятельность фондов по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений не относится к предпринимательской, т.е. распределять прибыль фонд не может в силу прямого указания Закона.

Важно также обратить внимание на то, что характерной особенностью инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов является возможность инвестирования средств страхователей не только внутри страны, но и в других странах с целью повышения темпов прироста и сохранения накоплений от инфляции. В связи с чем, одним из факторов, обеспечивающих устойчивость пенсионных накопительных систем и эффективность их инвестиционной деятельности, является возможность осуществления своих инвестиций за рубежом. При этом размеры лимитируются. В большинстве стран Латинской Америки установлены предельные размеры вложений пенсионных фондов в ценные бумаги других стран - до 10 % общего своего инвестиционного портфеля. Однако на практике доля зарубежных вложений некоторых стран существенно выше. Так, в Чили на конец 2001 года зарубежные вложения превышали 14 % в совокупных вложениях пенсионных средств и составили 4,5 млн. долларов США1.

Аналогично дело обстоит и в России. Так, в соответствии со ст. 26 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»2, «пенсионные накопления могут быть размещены в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов». «Сделки, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов, совершаются в соответствии с договорами управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление средствами пенсионных накоплений, с управляющими активами этих фондов и законодательством государств, на территории которых зарегистрированы указанные фонды» . Положение ст. 28 Закона об инвестировании средств о вложении пенсионных средств напрямую в ценные бумаги иностранных эмитентов в размере не более 20 процентов введено в действие с 1 января 2010 г.

В зарубежной практике в производственных пенсионных фондах нет жесткой связи между величиной пенсионного обеспечения и суммой взносов. Уровень пенсий здесь зависит от стажа и средней заработной платы. При индивидуальном страховании пенсий уровень взносов определяется размером страхуемой пенсии и не связан с уровнем получаемой заработной платы. Альтернативой является расчет размера пенсии по сумме накоплений (пенсии за выслугу лет). Сумма пенсии может быть любой в рамках, определяемых правилами страхования.

1 См.: Горюнов И.Ю. Негосударственные пенсионные фонды в современной России: Дис. ...докт. экон. наук.

- М., 2006. - С. 59.

2 Федеральный закон РФ от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3028.

3 Постановление Правительства РФ от 30.06.2003 г. № 379 (ред. от 29.08.2011) «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и статьей 36.15 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 27 (Ч. 2). Ст. 2804.

В большинстве западных стран в соответствии с пенсионными планами часть оплаты труда работников удерживается до их выхода на пенсию. На эту сумму обычно предусматривается начисление процентов.

Кроме того, в отличие от отечественных схем, пенсионные планы предприятий и налоговое регулирование большинства развитых стран предусматривают возможность получения единовременного пособия при выходе на пенсию в пределах 25 - 33 % от суммы пенсионных накоплений работника, позволяющего ему решить свои финансовые проблемы (погашение кредита, покупка жилья и т.д.). В Австралии, например, разрешено при достижении пенсионного возраста вместо оформления негосударственной пенсии изымать пенсионные накопления. Чилийцы могут по желанию получить всю сумму сразу или же частями (ежемесячно) и при достаточном уровне накоплений имеют право уйти на покой раньше 60 - 65 лет или продолжить трудиться и после достижения пенсионного возраста1. В нашей стране по достижении гражданином пенсионного возраста ему будет выплачиваться 1/19 суммы его обязательных накоплений в год.

Несмотря на то, что во многих странах система социального страхования и налогообложения обязывает работодателей делать отчисления в государственные пенсионные фонды, компании разрабатывают собственные планы дополнительных накопительных льгот для своих сотрудников. Грамотно построенные пенсионные схемы не только способствуют привлечению специалистов, но и помогают удерживать их в организации.

Наибольшую распространенность приобрели два принципа организации накопительных программ, перенятые из практики США и адаптированные во многих странах мира - с установленной выплатой и установленным взносом.

Схемы с установленными выплатами предполагают взимание взносов только с предпринимателей (работники не участвуют в формировании фондов). К таким программам относятся, в частности, федеральные пенсионные программы для государственных служащих и военнослужащих, а также некоторые частные программы (в рамках отдельных предприятий). Программы с установленными выплатами обеспечивают ежемесячные пенсионные выплаты в определенном размере, чаще всего заранее оговаривается некоторый процент от зарплаты (например, 1% средней зарплаты за последние пять лет работы в фирме за каждый проработанный год)2. Такие программы обычно четко указывают возраст, по достижении которого будут осуществляться пенсионные выплаты.

Схемы с установленной выплатой преобладали в США до конца 70-х годов. К основным преимуществам этих планов можно отнести полную безопасность работников, так как пенсионные гарантии предоставляются самими компаниями. В сегодняшних условиях расходы, сопряженные с реализацией таких программ, становятся непосильными для работодателей. Поэтому они стараются вводить новые схемы, а именно - с установленными взносами, которые характеризуются тем, что у каждого работника существует персональный счет, на который перечисляются и где хранятся отчисления.

В 1974 году был принят определяющий закон в этой сфере (ERISA - Employee Retirement Income Security Act ) в соответствии с которым дополнительное пенсионное обеспечение действовало в основном в рамках программ с установленными выплатами. Данные программы обычно предполагают выплату пособий, компенсирующих продолжение работы до определенного возраста (увеличивая общий размер ожидаемой пенсии), но если лицо продолжает работать сверх установленного возраста, величина выплат будет снижаться.

1 См.: Чурсина К.М. Негосударственные пенсионные фонды в Российской федерации: сущность, механизм функционирования и перспективы развития: Дис. ... канд. экон. наук. - Воронеж, 2007. - С. 45.

2 Лебедева Л. Почему американским пенсионерам живется лучше, чем российским? // Человек и труд. - 2005.

- № 4. - С. 63.

3 29и.8.С. § 1001 й seq.

Впоследствии положения о программах с установленными взносами развивались за счет сокращения норм о программах с установленными выплатами. В итоге к 2004 г. число лиц, участвующих в программах с установленными взносами, превысило число участников программ с установленными выплатами1.

В настоящее время существует несколько вариантов схем-планов с определенными взносами: 401 (k), 403 (b), владение акциями компании, планы раздела прибыли и многие другие. В некоторых европейских государствах схемы с определенными взносами тоже получили широкое распространение и претерпевают лишь незначительные преобразования.

Так, План 401 (k) позволяет самому работнику решить, какая часть его заработной платы будет оставаться не выданной до момента выхода на пенсию. Ключевым моментом здесь является то, что отсроченные платежи не попадают под налогообложение и перечисляются на пенсионный счет «чистыми». Иногда работодатель вносит свои средства по принципу соответствия, то есть он пополняет счет сотрудника на столько, сколько последний сам решил отложить на старость, - разумеется, в пределах допустимых лимитов. Работники, принимающие участие в плане 401 (k), берут на себя ответственность за обеспечение собственной старости, не только решая, сколько денег удерживать из зарплаты, но и какими инвестиционными инструментами пользоваться для их размещения.

Подобного рода системы пенсионных сберегательных вкладов существуют в США и для работников некоммерческого сектора (план 403(b) для благотворительных организаций и образовательных учреждений), для государственных и муниципальных служащих (план 457), программа пенсионных вкладов для служащих федерального правительства (Thrift Savings Plan)2.

Существует некий промежуточный вариант между схемами с определенными выплатами и определенными взносами - так называемый сбалансированный план. Он помогает осуществить переход между двумя схемами, делая акцент на последней3.

Подобные планы применяются и в России. Разные пенсионные схемы и заключенные на их основе договоры могут предусматривать пенсионные выплаты, различной продолжительности (пожизненно, в течение определенного периода) и периодичности (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно и т.д.). Пенсионной схемой не может быть предусмотрено единовременное получение участником фонда пенсионных накоплений, учтенных на его счете. Размер негосударственной пенсии зависит от суммы, накопленной на счете участника, от продолжительности ее выплаты и от ее периодичности. Однако размер выплачиваемой негосударственной пенсии не может быть меньше половины минимального размера минимальной государственной пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установленной законодательством Российской Федерации на момент заключения пенсионного договора4.

Пенсионные схемы, подобно зарубежной практике подразделяются на схемы с установленными взносами и схемы с установленными выплатами.

А.Г. Шоломицкий, сопоставляя российские негосударственные пенсионные программы с используемыми в международной практике, отмечает, что российские фонды применяют более жесткие и примитивные планы. Большинство российских негосударственных пенсионных фондов реализует пенсионные схемы с установленными взносами. Практически нет фондов, использующих схемы только с пожизненными выплатами. Как правило, негосударственные пенсионные фонды предлагают набор

1 U.S. Department of Labor, Employee Benefits Security Agency. Private Pension Plan Bulletin: Abstract of 2000 Form 5500 Annual Reports. 2005. July.

2 См.: Александрова А.В. Реформирование пенсионного законодательства США в условиях глобализации // Социальное и пенсионное право. - 2009.- № 4.

3 См.: Куркулец Н. Пенсионные схемы: мировая и российская практика // Кадровый менеджмент. - 2005. - № 4.

4 См.: П. 5 Постановления Правительства РФ от 13.12.1999 г. № 1385 «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 51. - Ст. 6353.

пенсионных схем - от пожизненных выплат до выплат в течение 3-5 лет. Редчайшим исключением среди зарегистрированных пенсионных схем является исчисление пенсионных взносов в процентах от фактического заработка. Прямой связи с ним нет, а пенсионные взносы рассчитываются в минимальных размерах оплаты труда1.

Для стимулирования граждан к участию в дополнительном пенсионном обеспечении в Германии разработана специальная программа (реформа Ристера), целью которой является минимизация относительного сокращения размера пенсий за счет увеличения доли дополнительного пенсионного обеспечения, в результате которой финансирование части пенсии перекладывается на граждан и предприятия. Будущие пенсионеры должны будут откладывать на старость часть своих заработанных денег на старость.

Проведенный анализ зарубежного опыта негосударственной системы пенсионного страхования позволяет сделать вывод о том, что общим для всех стран является государственная политика по расширению дополнительного пенсионного страхования и индивидуальных пенсионных программ. Негосударственное пенсионное страхование стало неотъемлемой частью социальной системы пенсионного обеспечения. Зарубежный опыт негосударственного пенсионного страхования позволяет при определении механизмов и путей развития негосударственного пенсионного страхования в нашей стране избавиться от иллюзии, что развитие индивидуальных накопительных пенсионных систем поможет государству постепенно сокращать бремя своих расходов на функционирование системы обязательного социального страхования.

Российское законодательство в настоящее время находится еще только в стадии своего развития по сравнению с практикой зарубежных стран, поэтому при выборе направлений реформирования пенсионного законодательства важно учитывать социальные последствия реализации того или иного закона на примере других стран.

Так, для оптимизации функционирования пенсионного страхования законодательство США предусматривает следующие меры: поэтапное увеличение

возраста выхода на пенсию, стимулирование пожилых граждан к продолжению работы, расширение накопительных программ пенсионного страхования с использованием индивидуальных инвестиционных счетов2.

Анализ ситуации, сложившейся сегодня в социально-экономической сфере России, показывает, что для нашей страны увеличение пенсионного возраста в настоящее время является неприемлемым.

Немаловажную роль в развитии негосударственного пенсионного страхования играет налоговая политика. В США и в ряде других стран взносы работодателя в пенсионный фонд в определенных границах не облагаются федеральным налогом. Взносы участников также освобождены от налогов. Очень важным моментом является то, что и доходы от инвестиций фондов полностью или частично свободны от налогов. Таким образом, государство косвенным путем также участвует в финансировании пенсионных фондов.

Как можно заметить, на протяжении последнего десятка лет многие страны пытаются трансформировать свои пенсионные системы в накопительные или смешанные, содержащие элементы как схем с установленными выплатами, так и схем с фиксированными взносами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует согласиться с В.В. Шушковым и И.Р. Топуновой в том, что «накопительные системы предусматривают меньшее перераспределение, как благожелательное, так и вынужденное, по сравнению с распределительными системами, для которых оно является

1 Шоломицкий А.Г. Построение негосударственных пенсионных схем: актуарные принципы и элементы международного опыта / Доклад на заседании Коллегии пенсионных актуариев России. 2005 // http: // www.aktuaru.ru.

2 См.: Александрова А.В. Реформирование пенсионного законодательства США в условиях глобализации // Социальное и пенсионное право. - 2009. - № 4.

неотъемлемой частью, их сущностной характеристикой»1. Действительно, накопительные системы располагают большими ресурсами, которые используются на выплату пенсий тем лицам, которые отчисляли взносы на пенсионное страхование со своих заработков. Так же накопительная система обладает большими возможностями по восстановлению цели устранения разрыва в уровне потребления в течение всей жизни людей, вовлеченных в пенсионные правоотношения. Однако «чистые накопительные системы, не предусматривающие внедрения сетки безопасности, не уберегают пожилых, даже тех, которые получали средний доход в течение их рабочих лет, от опасности обеднения в старости»2.

В этой связи на государственном уровне должна быть гарантирована минимальная пенсия лицам, которые не приобрели право на государственные пенсии, а также должны быть защищены пенсионные накопления работающего населения от инфляции.

В связи с чем, более целесообразным является учреждение смешанных пенсионных систем. Поэтому, следует согласиться с А.А. Жарковым в том, что с учетом опыта зарубежных стран в России должна быть создана трехуровневая пенсионная система, включающая в себя базовую пенсию, предоставляемую всем гражданам при наступлении инвалидности или достижении установленного возраста независимо от трудового стажа и назначаемую в твердых размерах; трудовую пенсию, размер которой зависит от трудового стажа и заработка; негосударственную пенсию, которая рассматривается как дополнительная по отношению к первым двум и возможна в форме профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей, территорий, а также в форме личного пенсионного накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах или страховых компаниях3.

Иными словами, пенсионная система должна быть представлена таким образом, чтобы, обеспечив защиту работающих граждан, не допустить деформации стимулов к уплате взносов или вызвать крупномасштабное перераспределение пенсионных ресурсов.

Библиографический список

1. Федеральный закон РФ от 24.07.2002 г. № 111 -ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3028.

2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2003 г. № 379 (ред. от 29.08.2011) «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и статьей 36.15 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 27 (Ч. 2). Ст. 2804.

3. Постановление Правительства РФ от 13.12.1999 г. № 1385 «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 51. Ст. 6353.

4. Александрова А.В. Реформирование пенсионного законодательства США в условиях глобализации // Социальное и пенсионное право. - 2009. - № 4.

5. Басов В.В. Негосударственные пенсионные фонды как институт социальной

1 Шушков В.В., Топунова И.Р. Обобщение мирового опыта проведения пенсионных реформ // Трудовое право. - 2008. - № 6.

2 Там же.

3 Жарков А.А. Финансовые источники становления и развития негосударственных пенсионных фондов: автореферат дисс канд. экон. наук. - М., 2008. - С. 22.

защиты населения: дисс. канд. экон. наук. - Нижний Новгород, 2000.

б. Горюнов И.Ю. Негосударственные пенсионные фонды в современной России: Дис. ...докт. экон. наук. - М., 200б.

I. Жарков А.А. Финансовые источники становления и развития негосударственных пенсионных фондов: автореферат дисс. ... канд. экон. наук. - М., 200В.

В. Куркулец Н. Пенсионные схемы: мировая и российская практика // Кадровый менеджмент. - 2005. - N° 4.

9. Лебедева Л. Почему американским пенсионерам живется лучше, чем российским? // Человек и труд. - 2005. - М 4.

10. Малютина Н.Н. Развитие системы пенсионного обеспечения в зарубежных странах // Труд за рубежом. - 1995. - М 3.

II. Непп А.Н. Возможность применения реформирования системы пенсионного обеспечения Германии к российским условиям: дис. ... канд. экон. наук. - Екатеринбург, 2005.

12. Соловьев В.Н. Право собственности на средства пенсионных накоплений, переданных в негосударственный пенсионный фонд // Юрист. - 2009. - М 2.

13. Чудовская Г.В. Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации: дис. . канд. экон. наук. - М., 200l.

14. Чурсина К.М. Негосударственные пенсионные фонды в Российской федерации: сущность, механизм функционирования и перспективы развития: Дис. ... канд. экон. наук.

- Воронеж, 200l.

15. Шоломицкий А.Г. Построение негосударственных пенсионных схем: актуарные принципы и элементы международного опыта / Доклад на заседании Коллегии пенсионных актуариев России. 2005 // http: // www.aktuaru.ru.

16. Шрам В.П. О реформе пенсионного обеспечения в Сербии и Хорватии // Журнал российского права. - 200В. - М б.

11. Шушков В.В., Топунова И.Р. Обобщение мирового опыта проведения пенсионных реформ // Трудовое право. - 200В. - М б.

1В. Narodne novine. 1999. М 49; 2000. М бЗ.

19. U.S. Department of Labor, Employee Benefits Security Agency. Private Pension Plan Bulletin: Abstract of 2000 Form 5500 Annual Reports. 2005. July.

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.