Научная статья на тему 'Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности'

Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5940
799
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / INNOVATION ACTIVITIES / TAX BENEFITS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рюмина Юлия Александровна

Рассматривается и анализируется зарубежный опыт налогообложения инновационной деятельности. В настоящее время в ведущих промышленных странах применяются различные виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность. Главный принцип западной системы состоит в том, что налоговые льготы предоставляются не научным организациям, а предприятиям и инвесторам. Льготы плюс конкуренция обеспечивают высокий спрос на исследования и инновации. Зарубежный опыт налоговой поддержки инновационной деятельности представляет для России ориентиры, которые могут и должны быть использованы при формировании системы налоговых льгот для научно-инновационной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The international experience of stimulation innovation tax activities

In this article the international experience of taxation innovative activity is discussed and analyzed. Actually, the leaders of industrial countries use the different types of tax benefits that motivate innovation. The main principle of the Western system is tax benefits are not provides scientific organizations, but businesses and investors. Benefits and competitions are provided a high demand for research and innovation. The international experience of tax support in innovation activity give the landmarks for Russian tax system benefits in innovation area that can and must be used.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности»

2012 Экономика №3(19)

УДК 336.221.4

Ю.А. Рюмина

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматривается и анализируется зарубежный опыт налогообложения инновационной деятельности. В настоящее время в ведущих промышленных странах применяются различные виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность. Главный принцип западной системы состоит в том, что налоговые льготы предоставляются не научным организациям, а предприятиям и инвесторам. Льготы плюс конкуренция обеспечивают высокий спрос на исследования и инновации. Зарубежный опыт налоговой поддержки инновационной деятельности представляет для России ориентиры, которые могут и должны быть использованы при формировании системы налоговых льгот для научно-инновационной сферы.

Ключевые слова: инновационная деятельность, налоговые льготы, стимулирование.

В последнее время интерес исследователей вызывают проблемы роли государства в стимулировании инновационной деятельности. Важное место в такой политике отводится налоговым мерам. Введение налоговых стимулов в большинстве развитых стран было вызвано стремлением правительств склонить частный бизнес к более активному участию в финансировании национальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

В развитых странах система налоговых льгот и стимулов существует давно. В США в период после Второй мировой войны в рамках налогового законодательства действовали правила, направленные на создание благоприятных условий для развития НИОКР и инновационной деятельности фирм. Так, с 1954 г. существовал порядок вычета из налогооблагаемой суммы расходов на исследования и эксперименты в текущем году или амортизации этих расходов в течение периода до 5 лет. Кроме того, дополнительные налоговые льготы были предусмотрены на расходы на образовательные и исследовательские цели, соответствующие общественным интересам. С 1981 г. основным методом налогового стимулирования являлся налоговый кредит на НИОКР (т.е. исключение из налогообложения определенной суммы расходов на НИОКР).

В Канаде налоговые стимулы для инновационной деятельности действуют с начала 60-х гг. XX в., а с 1967 г. в стране была введена специальная система грантов по стимулированию инновационной деятельности в фирмах.

Большой опыт налогового стимулирования инновационной деятельности имеет Япония. Она практикует шесть различных подходов к стимулированию инновационной деятельности:

- систему ускоренной амортизации для научного оборудования (с 1952 г.);

- налоговые скидки по расходам на разработки (с 1966 г.);

- специальные льготы по затратам на приобретение зарубежной технологии (с 1956 г.);

- налоговые скидки с сумм, уплачиваемых за использование зарубежной технологии (с 1953 г.);

- специальные налоговые скидки на приобретение новой импортной техники (с 1951 г.);

- налоговая льгота на исследовательские затраты (льготная ставка составляет 20 % от суммы увеличения затрат на НИОКР по сравнению с самой высокой суммой, израсходованной на указанные цели в любой год после 1966 г.).

В Швеции налоговые льготы для инновационной деятельности применяются с 1973 г. Подлежащие освобождению от налога суммы равняются 10 % затрат фирмы на НИОКР, кроме того, специальная 20%-ная скидка предусмотрена с суммы прироста исследовательских затрат в данном году по сравнению с уровнем предыдущего года. В 1981 г. в шведское налоговое законодательство внесены поправки, нацеленные на усиление «приростной природы» при определении налоговых льгот. В соответствии с этими поправками от обложения освобождалась сумма, равная 5% текущих исследовательских затрат фирмы и 30% от приростных затрат.

Во Франции система стимулирования инновационной деятельности действует с 1983 г. [1].

В настоящее время в ведущих промышленных странах применяются различные виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность, от исследовательского и инвестиционного налогового кредита, целевых инвестиционных и инновационных налоговых льгот, выделяемых под выполнение важных заказов, до программ и проектов по созданию, внедрению и использованию результатов НИОКР для реконструкции производства [2].

Все налоговые льготы можно подразделить на объемные, т.е. пропорциональные размеру понесенных затрат, и приростные, рассчитываемые в зависимости от прироста затрат на НИОКР по сравнению с базовым годом или средним уровнем за определенный период [3].

Наиболее высокий уровень объемной скидки применяется в Австралии (150%) и Сингапуре (200%), т.е. из налогооблагаемого дохода вычитаются суммы, в 1,5-2 раза превосходящие затраты на НИОКР. В Нидерландах объемную скидку применяют только к сумме заработной платы ученых и инженеров, занятых НИОКР.

Приростная скидка определяется исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на НИОКР по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период.

Франция, Канада, США и Тайвань используют приростную схему расчета налоговых льгот. Максимальная приростная ставка действует во Франции (50%). В Канаде, США, Японии и на Тайване она составляет 20%.

Некоторые страны используют обе схемы одновременно, но для разных видов расходов. Например, в США общая приростная скидка дополнена объ-

емной (20%) - для затрат частного сектора, направленных на финансирование фундаментальных исследований.

Наряду с объемными или приростными льготами в ряде стран действует «потолок» для списания налогов по скидкам на НИОКР. Так, в Японии и Южной Корее он не должен превышать 10% суммы корпоративного налога (для мелких и средних компаний Японии - 15%), в Канаде - 75%, в Испании - 35%, на Тайване - 50%. В Австралии, Франции, Италии и Нидерландах действует стоимостной предел налоговой скидки. Кроме того, например, в США компания не может удваивать затраты на НИОКР в течение одного года, а средняя наукоемкость (отношение затрат на НИОКР к стоимости продаж) не может превышать 16%. Эти ограничения направлены на то, чтобы не допустить резких колебаний налоговых платежей частного сектора и исключить возможность манипулирования корпоративной отчетностью для получения неоправданно высоких льгот.

Ключевым элементом любой национальной модели льгот является снижение налога на прибыль (доход) компаний. При этом снижение налога на прибыль, как правило, увязано с достигнутым предприятием уровнем инновационной активности. То есть максимальные льготы получают предприятия, обеспечившие успешную коммерциализацию результатов НИОКР и получившие при этом достаточную прибыль. Для прочих эти льготы лишь отчасти компенсируют предпринимательский риск.

Наиболее универсальной льготой по налогу на прибыль является списание текущих некапитальных затрат на НИОКР при определении налогооблагаемой базы, а также ускоренная амортизация оборудования, используемого для проведения НИОКР. Так, работающие с прибылью предприятия стран-членов ОЭСР могут уменьшать свою налогооблагаемую базу на величину произведенных в текущем году квалифицированных (т.е. соответствующих определенным, установленным государством критериям) расходов на проведение НИОКР. Кроме того, в ряде стран действуют правила, позволяющие компаниям вычитать из налогооблагаемой базы больше средств, чем израсходовано на НИОКР.

К наиболее типичным видам налоговых льгот, реализуемых в последние годы промышленно развитыми и новыми индустриальными странами, можно отнести следующие: налоговый кредит; списания из налогооблагаемой базы; отсрочка налогообложения (налоговая скидка на амортизацию и временные скидки); вычет расходов на НИОКР, произведенных в течение года, из годового корпоративного дохода [4].

Налоговый кредит позволяет промышленным фирмам уменьшать уже начисленный налог на прибыль на величину, равную определенному проценту от понесенных квалифицированных затрат на НИОКР.

Инвестиционный налоговый кредит (доля стоимости инвестиций, вычитаемая из суммы налоговых обязательств) предоставляется компаниям, направляющим инвестиции на внедрение новой техники, оборудования, технологий и т.п., и имеет форму скидки, которая устанавливается в процентах от затрат и вычитается из суммы начисленного налога на прибыль компании. В одних странах (Канада, Нидерланды) этот вычет пропорционален объему за-

трат на НИОКР, в других (США, Япония, Франция) - приросту этих затрат за определенный, законодательно установленный отрезок времени.

Некоторые страны применяют обе схемы расчета налогового кредита. В Японии механизм налогового кредита используется с 1967 г. Здесь он составляет 20% от прироста квалифицированных затрат на НИОКР, достигнутого по отношению к одному из предыдущих годов с максимальным уровнем аналогичных расходов, но не может превышать 10% от налоговых обязательств компании.

На фоне множества и разнообразия национальных схем налогового кредита заслуживает внимания опыт Нидерландов, где начиная с 1994 г. он рассчитывается относительно расходов компаний на заработную плату сотрудников, занятых НИОКР. Государство, предоставляя подобную скидку, не только поощряет инновационную активность компаний, но и действует как стратегический инвестор, оценивающий долгосрочные последствия применения налогового кредита. По существу, оно обеспечивает этим будущие поступления в бюджет, возложив при этом тяжкое бремя инвестиционного выбора, и своего рода страхование вложений государства на частный сектор.

Что касается отсрочки налогообложения, то этот вид налоговых льгот предназначен для разрешения проблем, возникающих у предприятий, расходующих средства на проведение НИОКР и приобретение необходимого для этого оборудования, но не получающих пока прибыли, достаточной для использования «причитающихся» им налоговых льгот в полном объеме. Законодательство ряда стран предусматривает в подобных ситуациях возможность переноса права использования налоговых льгот на будущее (с горизонтом до 10 лет в зависимости от характеристик осуществляемых инвестиций). Появление этой схемы связано не только с новыми или перепрофилируемыми наукоемкими компаниями, особенно с малыми и средними инновационными фирмами, но и с циклическим развитием рыночной экономики, чередованием периодов спадов и оживления конъюнктуры. Ведь именно в периоды спадов, когда прибыль резко падает или вообще отсутствует, предприятия вынуждены обновлять ассортимент выпускаемой продукции или переходить на новые более эффективные технологии. Однако между проведением этих мероприятий и получением дохода, позволяющего реализовать предусмотренные законом льготы в полном объеме, всегда существует некоторый временной лаг, что, в частности, и учитывалось при разработке механизма отсрочки налогообложения [4].

В экономически развитых странах для поощрения инновационной активности бизнес-структур государством применяются не только пониженные ставки налогообложения, отсрочки уплаты ряда налогов в случае временной нехватки ликвидных средств, прогрессивного налогообложения, установления необлагаемого минимума, большое внимание уделяется ускоренной амортизации оборудования, применяемого в технически передовых областях, а также для осуществления НИОКР. Налоговое законодательство США предусматривает специальные правила налогообложения применительно к объектам интеллектуальной собственности. Так, в Налоговом кодексе США присутствует специальный раздел, посвященный амортизации гудвила и интел-

лектуальной собственности. Для данных видов активов установлены специальные правила амортизации, в том числе ускоренной [5].

Повышение удельного веса льгот, обеспечивающих благоприятный инновационный климат, является общей тенденцией. В США насчитывается более сотни льгот, активизирующих научно-технический прогресс (НТП). Главное преимущество налоговой поддержки состоит в том, что льготы предоставляются не авансом, а в качестве поощрения за реальную инновацию. Примечательно, что в США сумма недополученных в виде налогов средств примерно соответствует вкладам фирм в инновационный процесс.

Главный принцип западной системы состоит в том, что налоговые льготы предоставляются не научным организациям, а предприятиям и инвесторам. Льготы плюс конкуренция обеспечивают высокий спрос на исследования и инновации. Регулярный пересмотр льгот позволяет государству целенаправленно стимулировать инновационную активность в приоритетных отраслях, влиять не только на структуру и численность научных и инновационных организаций, но главное - на структуру производства [6].

Каждая страна реализует свой набор льгот, сочетание которых зависит как от целей и объектов стимулирования (это может быть, например, активизация инновационной деятельности, выполняемой малыми и средними фирмами, стимулирование частного сектора к проведению фундаментальных исследований; создание условий для притока в частную науку высококвалифицированных кадров и т.д.), так и от целого ряда факторов и ограничений более общего порядка (иерархия целей и задач социально-экономического развития страны, особенности ее экономики и науки, приоритеты государственной политики и т. д.). Воздействие этих льгот на развитие национального научного комплекса определяется не только их набором, но и экономической конъюнктурой (как внешней, так и внутренней), предпринимательским климатом в стране и ее общей инвестиционной привлекательностью, политической ситуацией и т. д.

Все это свидетельствует о том, что, несмотря на широкое использование промышленно развитыми и новыми индустриальными странами инструмента налоговых льгот, каких-либо стандартных «рецептов», включающих в себя те или иные их комбинации и гарантирующих позитивный эффект, сегодня не существует. Национальные системы налоговых льгот для сферы науки и технологий формируются постепенно, с учетом не только накопленного мирового опыта, но и специфических факторов, условий и ограничений, индивидуальных для каждой страны. В этом смысле зарубежный опыт налоговой поддержки инновационной деятельности представляет для России лишь определенные ориентиры, которые могут и должны быть использованы для формирования системы налоговых льгот для научно-инновационной сферы, адекватных конкретно-историческим условиям и ограничениям России.

Литература

1. Береговой В.А. Инновации: налоговый аспект (зарубежный опыт) // Налоги. 2007. №5. С.38-39.

2. Опалева О.И. Некоторые аспекты государственного воздействия на инновационное развитие экономики // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. №24. С. 20-23.

3. Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы: Учеб. пособие для вузов / Гос.ун-т - высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 402 с.

4. Китова Г.А., Черкасов В.В. Государственная политика в сфере науки и технологий: новые задачи и старые решения // Инновации. 2004. №3. С. 15-18.

5. Федотов В.Е. Американский опыт налогового стимулирования операций инновационной экономики // Финансы. 2007. №4. С. 25-27.

6. Кулагин А.С., Леонтьев Л.И. О стимулировании инновационной деятельности // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2002. №1 (10). С. 17-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.