привести к изменению интенсивности и величины денежных потоков, опосредующих страхование, что является негативным фактором для платежеспособности страховщика и функционирования системы страхования в целом. С целью поддержания финансовой устойчивости организации рекомендуется выявлять характеристики рисковой составляющей в отношении различных бизнес-процессов, используя предложенные методы расчёта ключевых показателей (см. табл. 2-6), и их отклонений от нормальных величин. Оперативное измерение рассмотренных показателей позволит своевременно вырабатывать мероприятия по управлению рисками страховщика, что обеспечит его стабильность в долгосрочном периоде.
Список литературы:
1. Федотов М. А. Андеррайтинг в страховании // Финансы и кредит. -2009. - № 43. - С. 63-67.
2. Федотов М.А. Риски страховой компании // Финансы и кредит. -2009. - № 42. - С. 66-72.
3. Томас Мак. Математика рискового страхования. - М.: Олимп-Бизнес, 2008. - 418 с.
4. Корнилов И.А. Основы страховой математики / И.А. Корнилов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 400 с.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ
© Хакуй А. А.*
Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар
В статье рассмотрены принципы построения налоговых систем в федеративных (США) и унитарных государствах (Франция) с целью использования опыта налогового регулирования зарубежных странах в России. Система налогообложения в России нуждается в дальнейшем совершенствовании для стимулирования развития экономической деятельности.
Ключевые слова налоговое регулирование зарубежных стран, принципы построения налоговой системы в унитарных (Франция) и федеративных государствах (США).
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования экономики и необходимой предпосылкой
* Старший преподаватель кафедры Налогов и налогообложения.
роста и стабильности экономики в целом. В мире используется множество моделей, концепций социального налогообложения, которые можно классифицировать с позиций социального или субсидиарного государства и соответствующей налоговой политики: социально-нагруженной или либерально-ограниченной. Социальная функция и направленность налогообложения напрямую связаны с моделью финансового обеспечения социальной политики (британской, франко-германской, североевропейской, американской). Налоговые системы развитых стран подвержены воздействию различных экономических, политических и социальных условий и различаются по набору, структуре, способам взимания, ставкам налогов, по фискальным полномочиям различных уровней власти и так далее.
Мировая практика располагает весьма обширными исследованиями в области оптимизации налогов и предлагает конструктивные подходы, которые позволяют определить предельно допустимые уровни налогового давления на экономику и население, при повышении которых возникают те или иные негативные социально-экономические процессы.
Традиционно выделяют несколько целей налоговой политики:
1. участие государства в общественном воспроизводстве;
2. косвенное регулирование экономики путем стимулирования или ограничения хозяйственной деятельности отдельных налогоплательщиков;
3. поддержание государственной социальной политики по регулированию доходов;
4. обеспечение поступления в доходную часть бюджета [4].
В настоящее время в мире реализуются две основные модели налоговой политики: либерально-ограниченная и соцально-напряженная [1]. Первая модель характерна для стран (Бразилия, Мексика, Китай), основной целью которых является наращивание (восстановление) производства товаров, выход и экспансия на новые внешние рынки. В рамках этой модели жестко ограничивается доля налоговых изъятий (при одновременном ограничении социальных гарантий), предоставляются широкие налоговые льготы для инвестиций в производственном секторе. Вторая модель характерна для постиндустриальных стран, которые вынуждены поддерживать высокие стандарты потребления и социального обеспечения основной массы населения. Для системы налогообложения второй модели характерны:
- высокие ставки налогов, в том числе социальных налоговых платежей,
- устранение налоговых ограничений на международную миграцию капиталов в целях контроля над инвестиционной политикой других стран.
Все существующие сейчас в зарубежных странах налоги можно классифицировать следующим образом:
1. Налоги с натуральной базой обложения:
- подомовые налоги;
- подушевые налоги;
- специфические таможенные пошлины и т.п.;
2. Налоги со стоимостной базой обложения:
2.1. Налоги на базе валового дохода:
- акцизы;
- налог с оборота;
- таможенные пошлины;
- налоги на имущество, капитал;
- налоги на проценты, дивиденды и т.д.
2.2. Налоги на базе чистого дохода:
- корпоративный налог;
- налог на индивидуальные доходы;
- налог на добавленную стоимость;
- налог на наследство.
Более 150 стран применяют систему косвенного налогообложения, и их количество растет год от года. В большинстве стран Западной Европы действует система налогов на добавленную стоимость (value added tax). Родиной налога на добавленную стоимость (НДС) является Франция. Поступления по линии НДС составляют в среднем примерно 0,4 % ВВП на один процент ставки НДС. Изменение ставки немедленно приводит к изменению дохода бюджета.
Налог на добавленную стоимость - это налог зачетного типа, который исключает кумулятивный эффект налогообложения, поскольку дает возможность зарегистрированным в качестве плательщиков этого налога фирмам вычитать суммы, уплаченные зарегистрированным поставщикам-плательщикам НДС, из сумм выручки за реализацию товаров и услуг.
Отличительной чертой «правильного, справедливого» налога на добавленную стоимость являются:
- нейтральность по отношению к сложившейся в стране системе производства и распределения товаров и услуг;
- товары и услуги облагаются НДС в стране назначения или месте их потребления, а не по месту происхождения или производства;
- НДС не зависит от того, является технология трудоемкой, капиталоемкой или наукоемкой;
- НДС не зависит от конкретной организационно-правовой формы предприятий, участвующих в производстве и распределении товаров и услуг;
- при прочих равных условиях независимо от того, где был произведен продукт - в государственном или частном секторе, на крупной или на мелкой фирме - сумма налога остается одной и той же.
Регулировать воздействие НДС на налогоплательщиков принято за счет введения освобождения от его уплаты, либо обложения по нулевой или пониженной ставке товаров, потребляемых в основном бедными слоями населения, либо за счет применения повышенной ставки для предметов роскоши, потребляемых богатыми. Количество ставок НДС в разных странах различное. В большинстве стран, в налоговых системах которых применяются дифференцированные ставки НДС, их три: две ненулевых - базовая и пониженная, и нулевая ставка. В то же время в некоторых странах существует единая ненулевая ставка НДС.
В разных странах значение одних и тех самых налогов неодинаковое. Так, во Франции доля косвенных налогов в доходах бюджета равняется 62,7 %, в Нидерландах - 41,3 %.
В развитых странах значительная часть всех доходов населения изымается с помощью подоходного налога, который является массовым и распространяется на большинство членов общества. Впервые подоходный налог ввела Великобритания, как временную меру в период наполеоновских войн, но окончательно подоходный налог утвердился в английской налоговой практике только в 1842 г. В других странах он функционирует с конца XIX - начала XX века. Объектами подоходного налога являются доходы плательщиков (физических лиц). Исторически сложились две формы построения подоходного налога: шедулярная и глобальная. Шедулярная форма появилась в Великобритании и предполагала разделение дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (заработная плата, дивиденды, рента), причем обложение каждой шедулы происходило отдельно. Глобальная форма предполагала обложение совокупного дохода плательщика независимо от источника дохода (возникла в Пруссии).
Основное распространение получила система налогообложения на основе годовой суммы чистого дохода налогоплательщика, то есть обложению подлежит чистый доход плательщика за минусом разрешенных законом вычетов и налоговых льгот, к которым относятся: необлагаемый минимум, профессиональные расходы, семейные скидки, скидки на детей и иждивенцев, взносы в фонды и т.п. Список исключений в разных странах различен и зависит от национальных особенностей и традиций.
Основные принципы построения налоговых систем экономически развитых стран мира следующие:
- принцип справедливости заключается в том, что распределение налогового бремени является равным, подразумевающим внесение от каждого налогоплательщика «справедливой доли» в государственные доходы;
- принцип нейтральности подразумевает, что налоги должны по возможности не оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным;
- принцип эффективности означает, что налоги должны способствовать стабилизации и экономическому росту страны;
- принцип доходчивости предполагает, что налоговая система должна быть понятной налогоплательщику, а принципы исчисления и взимания налога не должны допускать возможности свободного толкования;
- принцип оптимальности указывает на то, что расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.
Принципы построения налоговых систем различны в федеративных и унитарных государствах.
Налоговую систему федеративного государства можно рассмотреть на примере США, а унитарную - на примере Франции.
Показатель уровня налогообложения в среднем в индустриальных странах достигает 38 %. В США один из самых низких уровней налогообложения - их доля составляет всего 28 % ВВП. Это объясняется денежной эмиссией терпимости» американского бюджета к дефициту, который финансируется денежной эмиссией. Как отмечает Басов О.: «Одной из наиболее важных черт фискальной системы США является отчетливо выраженное преобладание налогообложения дохода над налогообложением потребления» [2]. Для современных налоговых систем федеративных государств характерно параллельное использование основных видов налогов, как федеральным правительством, так и правительством штатов и местными органами власти. В налоговой системе США это относится к подоходному налогу и акцизам на отдельные виды товаров, к налогам с наследств и дарений, взносам в фонды социального страхования. Наиболее значимыми в федеральном бюджете является подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль корпораций; в налоговых системах штатов - акцизы; в местных бюджетах - поимущественный налог.
Во Франции налоги и сборы являются главным источником поступлений в центральный бюджет, формируя около 90 % бюджета страны. Основные виды налогов во Франции - косвенные, прямые, гербовые сборы, причем преобладают косвенные налоги, из которых 50 % составляет НДС.
Налоговая система США
Основой американского налогового законодательства является Кодекс внутренних доходов (Internal Revenue Code) 1954 г., представляющий собой полное описание всех законов, принятых с момента введения налога на доход в 1913 г. Принятые после 1954 г. законы, содержащие изменения и дополнения к Кодексу, оформляются как его отдельные разделы.
Налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих трем уровням власти, и подразделяется на три уровня налогообложения:
1. Федеральный налог;
2. Налоги штатов (в зависимости от штата, где компания ведёт бизнес);
3. Местный налог (в зависимости от города и региона где находится бизнес компании).
В США нет оффшорных компаний. Все компании платят одинаковый федеральный подоходный налог в зависимости исключительно от уровня доходности фирмы [11].
Для федеральных налогов характерна прогрессивная шкала, поэтому основное бремя их уплаты лежит на обеспеченных слоях населения. Напротив, местные налоги имеют плоскую или, в некоторых случаях, регрессивную шкалу, что способствует более или менее равномерному участию жителей той или иной территории в формировании доходной части ее бюджета.
К федеральным налогам относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, взносы в фонды социального страхования, акцизы, таможенная пошлина, налоги с наследств и дарений.
К налогам штатов относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог, налог с продаж, налоги с наследства и дарений, акцизы.
Местные налоги состоят из подоходного налога с физических лиц, налога на прибыль корпораций, поимущественного налога, экологического налога, налога с продаж, налоги с наследства и акцизы.
США имеет довольно плоскую шкалу налоговых ставок: основная часть американских граждан (до 90 %) выплачивает в виде налогов примерно 25 % от своих доходов. У оставшихся 10 % доля налоговых отчислений выше, иногда она достигает 50 %.
К этому следует добавить абсолютную прозрачность доходов налогоплательщиков и их использования, что стимулирует их к добросовестным платежам.
В финансовой системе США основное место принадлежит бюджетному механизму федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70 % доходов и расходов.
В США применяется три основных метода взимания налогов:
1. самообложение, когда налогоплательщик сам заполняет декларацию и платит налоги;
2. взимание налога у источника, когда налоги взимаются при начислении дохода;
3. оценочные налоговые платежи, когда налогоплательщик предварительно, авансом вносит суммы в счет будущих доходов, а окончательный расчет производится после определения фактического дохода.
Основные федеральные налоги в США: подоходный (подразделяется на персональный и корпоративный), на потребление и «удерживаемые у источника».
Первый закон о подоходном налоге был принят Конгрессом США в 1861 г. В налоговой системе США на подоходный налог приходится от 40 до 50 процентов всех федеральных налоговых поступлений. Принцип прогрессивности при установлении ставки персонального (личного) подоходного налога приводит к перераспределению и относительному уравниванию социального блага.
Все граждане США, включая не проживающих в стране, и проживающие в США иностранцы уплачивают налог с совокупного дохода, извлеченного по всему миру. Чтобы избежать двойного налогообложения подлежащий уплате в США налог на всемирный доход может быть уменьшен на сумму налогов, уплаченных за рубежом. Что касается нерезидентов, то налогообложению подлежит только доход, полученный из источников в США[9].
Индивидуальным подоходным налогом облагается чистый доход граждан, получаемый из всех источников, который формируется как разница между валовым доходом и суммой личных вычетов.
Кроме федерального налога на доходы, существуют налоги штатов и местные индивидуальные подоходные налоги [8].
Для корпоративного сектора бизнеса в США существует специальный корпоративный налог (corporate in come tax), базой обложения которого служит налогооблагаемая прибыль корпорации. Оставшаяся после уплаты корпоративного налога часть прибыли облагается налогом на дивиденды, если она распределяется среди акционеров, и налогом на перераспределение прибыли - если она остается в виде резервов корпорации.
Корпоративный подоходный налог используется правительством для влияния на соотношения и пропорции в экономике с целью обеспечения стабильных темпов ее развития. Объектом корпоративного подоходного налога является их валовой доход - все поступления в бюджет корпорации за вычетом себестоимости проданной продукции, уменьшенные на сумму разрешенных скидок и льгот. Величина, с которой фактически взимается налог, носит в американской доктрине название «очищенного дохода». Основная ставка налога на доходы корпораций - 34 %. Но вносится он ступенчато. Корпорация уплачивает 15 % за первые 50 тыс. дол. налогооблагаемого дохода, 25 % - заследующие 25 тыс. дол. и 34 % - на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в пределах от 100 тыс. дол. До 335 тыс. дол. установлен дополнительный сбор в размере 5 %. Такое ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение для средних ималых предприятий. Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотя встречается и градуированная
шкала штатного налога. Наиболее высок этот налог в штатах Айова - 12 %, Коннектикут - 11,5, округе Колумбия (центр Вашингтон) - 10,25 %. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи - от 3 до 5 %, Юта - 5 %, Делавэр
- 8,7 %, Калифорния - 9,3 %, Нью-Йорк - 9 %, Вайоминг и Невада - 0 %.
Налоги на потребление (consumption taxes) на федеральном уровне непопулярны, поскольку они сдерживают экономическую активность. Однако на местном уровне потребительские налоги применяются достаточно широко, корректируя схемы производства, распространения и потребления товаров. Потребительские налоги подразделяются на налоги с продаж, налоги с оборота, акцизы, налоги на предметы роскоши. Закон США о сокращении акцизов (the Excise Tax Reduction Act) 1965 года отменил большинство федеральных акцизов, за исключением некоторых регулирующих и дорожного акциза. На федеральные потребительские налоги приходится лишь 1,1 % ВВП.
Налоги «удерживаемые у источника» (payroll taxes), иначе именуемые налогами на заработную плату, были введены Законом США о социальном обеспечении (Social Security Act) в 1935 году. В настоящее время их доля в налоговых поступлениях федерального бюджета превышает 30 %; эти налоги являются основой развитой системы социального обеспечения США.
Кроме того, на федеральном уровне в США взимаются налоги на собственность «на смерть», т.е. на дарение и наследование. Также существуют местные и региональные налоги. В большинстве регионов отдельных местных налогов нет, но в крупных городах (например, Нью Йорк) есть. Местные налоги могут составлять в общей сумме до 5 %. Также существуют налоги с продаж, налоги на дорогие изделия (авто, лодки и пр.) (Luxury Items Tax and Car Registrations ), налоги на недвижимость (Property Taxes ), налоги на наследство (Inheritance and Estate Taxes) и т.д. Все они зависят от штата и региона проживания.
Таким образом, главной чертой американской налоговой системы является ее дифференцированный характер, который позволяет перераспределять доходы от слоев населения с наивысшими доходами к слоям населения с доходами ниже прожиточного минимума. Налоговая система в США имеет социальную направленность, так как сумма налогов с населения заметно ниже суммы, которую население получает из государственного бюджета на удовлетворение своих нужд в виде пенсий, пособий, стипендий, оплаты медицинских услуг, услуг образования и культуры. К этому следует добавить абсолютную прозрачность доходов налогоплательщиков и их использования, что стимулирует их к добросовестным платежам.
Налоговая система Франции
В унитарном государстве, каким является Франция, налогообложение имеет свои особенности, основанные на традициях исторического разви-
тия страны. Парламент (Национальная Ассамблея) Франции решает все вопросы по налогообложению, ежегодно уточняет ставки. Во Франции существует строгое разделение налогов на поступающие в центральный бюджет и на местные налоги [12].
Основные Федеральные налоги:
- подоходный налог с физических лиц;
- налог на прибыль предприятий;
- пошлины на нефтепродукты;
- акцизы (на продукты, а также спички, минеральную воду, услуги авиатранспорта);
- налог на собственность;
- таможенные пошлины;
- налог на прибыль от ценных бумаг и др.;
Основные местные налоги:
- налог на семью (состоит из трех налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю);
- налог на профессию;
- налог на уборку территории;
- налог на использование коммуникаций;
- налог на продажу зданий.
Местные налоги в целом составляют 30 % общего налогового бремени, они же наполняют 40 % местных бюджетов. Местным органам самоуправления предоставлены права самостоятельно устанавливать размеры ставок местных налогов, однако существует ряд условий, ограничивающих их самостоятельность в области налогообложения. Но существует тенденция увеличения местного налогообложения в соответствии с потребностями местных органов власти в доходах и проводимой государством программой децентрализации [3].
Для налоговой системы Франции характерно наличие большого числа льгот и привилегий, а также различные исключения из правил [6]. Законами Франции предусмотрено два вида освобождения от НДС:
1. окончательное освобождение: компенсация НДС по экспорту и в результате различных ставок при покупке и продаже. От уплаты НДС освобождается три вида деятельности:1) медицина и медицинское обслуживание; 2) образование; 3) деятельность общественного и благотворительного характера. Так же освобождаются все виды страхования, лотереи, казино;
2. существует список видов деятельности, где предусмотрено право выбирать между НДС и подоходным налогом: 1) сдача в аренду помещений для любого вида экономической деятельности; 2) финансы и банковское дело; 3) литературная, спортивная, артистическая деятельность, муниципальное хозяйство.
Льготы по НДС имеют предприятия, делающие инвестиции. Они заключаются в вычете из НДС сумм, направляемых на инвестиции. В целом, французский НДС представляет собой более гибкую структуру, нежели российский. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Во многом, эти льготы идентичны российским, например, как в случае освобождения от уплаты НДС экспортной деятельности, медицины, страхования. Но есть и отличительные черты: это освобождение от уплаты НДС предприятий с незначительным оборотом, льготы по уплате, предоставляемые мелким ремесленникам. Важная особенность французского НДС - это возможность его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Но при всей своей гибкости французский НДС обеспечивает 45 % всех налоговых поступлений, что говорит о его эффективности.
На подоходный налог возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все это создает сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так, из 25 млн. плательщиков фактически платят налог только 15 млн. (52 %). Потенциальными плательщиками являются все физические лица страны, а так же предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами [5].
Важная особенность налогообложения физических лиц во Франции заключается в том, что все доходы налогоплательщика делятся на восемь категорий:
1. жалованье, зарплата, пенсии и пожизненные ренты;
2. вознаграждения руководителей компании;
3. промышленные и коммерческие прибыли;
4. некоммерческие прибыли;
5. сельскохозяйственные прибыли;
6. земельная рента;
7. доходы от оборотного капитала (дивиденды и проценты);
8. доходы от перепродажи недвижимости, фондовых бумаг, движимого имущества.
Для каждой из восьми категорий имеется своя методика расчета. Общим правилом для определения чистого дохода является вычет всех производственных расходов, обеспечивших доходы, при этом вычету подлежат расходы на содержание престарелых родителей и на благотворительность.
Действующая во Франции «система семейных коэффициентов» позволяет контролировать фактическую способность отдельного налогоплательщика уплачивать налог, учитывая его семейное положение и количество зависимых детей. В то же время применение системы семейных коэффициентов даст возможность уменьшить налоговое бремя для отдельной семьи.
Налог на прибыль акционерных обществ во Франции применяется только к акционерными обществам. Доход юридических лиц, не являю-
щихся акционерными обществами, облагается по правилам налогообложения физических лиц. Доля налога на прибыль акционерных обществ во Франции в общей сумме налоговых поступлений составляет 10 % и перманентно уменьшается в связи со снижением ставки [7].
Объектом обложения выступает чистый доход по всем видам деятельности. Ставка составляет 39 % к сумме налогооблагаемого дохода и 42 %, если этот доход идет на выплату дивидендов, а не на развитие. Уплата осуществляется пять раз в год: четыре раза - авансовые платежи по специальной форме, исходя из данных прошлого года, пятый - по фактическим результатам за год на основе декларации.
Главной чертой французской налоговой системы являются социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений [10]. Отличительная черта налоговой системы Франции - высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН).
Таким образом, на основе вышесказанного, можно сделать вывод, что для современных налоговых систем федеративных государств характерно параллельное использование основных видов налогов, как федеральным правительством, так и правительством штатов и местными органами власти. В налоговой системе США это относится к подоходному налогу и акцизам на отдельные виды товаров, к налогам с наследств и дарений, взносам в фонды социального страхования. Наиболее значимыми в федеральном бюджете является подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль корпораций; в налоговых системах штатов - акцизы; в местных бюджетах - поимущественный налог. В унитарном государстве, как Франция, существует строгое разделение налогов на поступающие в центральный бюджет и на местные налоги. Это связано с политикой формирования местных бюджетов на принципах самофинансирования.
При формирование налоговой политики России законодатели взяли за образец налоговые системы ведущих западных стран как самых эффективных для стимулирующего воздействия на экономическое развитие страны в надежде, что при ее копировании она окажется столь же эффективной и стимулирующей и для российских условий. В соответствии с этими убеждениями в российские условия были перенесены целые блоки, составляющие основу западной налоговой системы:
- массовое декларирование доходов гражданами (хотя в западных странах получатели мизерных доходов не только не подают декларации, но и вообще не признаются плательщиками подоходного налога);
- НДС (бремя которого в российском варианте, в основном, возлагается на производственные предприятия);
- система широкого социального обеспечения (с невероятно высокими, даже по западным меркам, ставками социальных налогов и сборов);
- налог на прибыли корпораций (значение которого в большинстве западных стран сейчас сознательно и целенаправленно снижается и который в ряде ведущих странах мира хотят просто отменить).
Сравнительный анализ структуры налогового бремени в России и в зарубежных государствах показывает: налог на прибыль в развитых странах колеблется в пределах 30-40 % (в России - 20 %); НДС - 10-20 % (в России - 18 %); социальный налог с работодателей - от 8 до 40 % (в России - 26 %); подоходный налог - с 30 до 60 % (в России - 13 % с плоской шкалой).
Список литературы:
1. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учебное пособие. - М.: 2006. - С. 322-326.
2. Басов О. Налоговая система США [Электронный ресурс] / опубликована на сайте «Русского журнала». - 15.02.2002. - Режим доступа: www.russ.ru.
3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: учебник. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. - 511 с.
4. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. - М.: 1993. - С. 14-15.
5. Терентьева С.Н., Сравнительная характеристика налогообложения физических лиц налогом на доходы в США и во Франции // Финансовый менеджмент. - 2005. - № 2.
6. Налоги Франции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ba-reev.com/projects/survival/taxes.php.
7. Налоговая система Франции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dit.perm.ru/articles/nalog/data/031216.htm.
8. Налоговое законодательство США: обзорная характеристика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.adelanta.ru/consalting5.htm.
9. Румянцев А. В. Налоговое регулирование в зарубежных странах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cfin.ru/press/management/ 1998-6/05^№і.
10. Калмыков М. Налоги во Франции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.umns.nnov.ru/main/?id= 1901.
11. Кабылбеков М. Налоговая система США [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.adviser.kg/scripts/foxweb.exe/base.
12. Руководство по налогообложению во Франции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.lesechos.fr/patrimoine/guide.