Научная статья на тему 'Зарубежный опыт исследования теневых доходов'

Зарубежный опыт исследования теневых доходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
785
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / POPULATION'S INCOME / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS / UNDERGROUND ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронкова О. В.

В данной статье на основе материалов UNECE (2008 г.), анализируется опыт зарубежных стран по учету компонентов ненаблюдаемой экономики в национальных счетах. Разработка методологических принципов ННЭ и постоянное их обновление показывает нацеленность национальных экономик на стабильное развитие. Использование различных подходов не позволяет проводить сравнения не только между странами, но и внутри одних и тех же стран во времени, т.к. охват и качество источников данных улучшается вместе с развитием статистических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience of illegal incomes analysis

In the article, being based on the United Nations materials (2008), the experience of foreign countries under the account of components of non-observed economy in national accounts is analyzed. The elaboration of methodological principles of NOE and its constant renovation shows that the national governments aim at stable economic development. Due to different approaches used, it is difficult to make comparisons between countries and sometimes also within countries over time because the coverage and quality of data sources improves together with the development of the statistical systems.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт исследования теневых доходов»

TERRA ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № 4

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕНЕВЫХ ДОХОДОВ

О.В. ВОРОНКОВА,

кандидат экономических наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет,

e-mail: ovoronkova@ngs.ru

В данной статье на основе материалов UNECE (2008 г.), анализируется опыт зарубежных стран по учету компонентов ненаблюдаемой экономики в национальных счетах. Разработка методологических принципов ННЭ и постоянное их обновление показывает нацеленность национальных экономик на стабильное развитие. Использование различных подходов не позволяет проводить сравнения не только между странами, но и внутри одних и тех же стран во времени, т.к. охват и качество источников данных улучшается вместе с развитием статистических систем.

Ключевые слова: система национальных счетов; теневая экономика; доходы населения.

In the article, being based on the United Nations materials (2008), the experience of foreign countries under the account of components of non-observed economy in national accounts is analyzed. The elaboration of methodological principles of NOE and its constant renovation shows that the national governments aim at stable economic development.

Due to different approaches used, it is difficult to make comparisons between countries and sometimes also within countries over time because the coverage and quality of data sources improves together with the development of the statistical systems.

Keywords: system of national accounts; underground economy; population's income.

Коды классификатора JEL: E01, O17.

В последние годы многие страны начали проводить оценку общей доли в ВВП «теневых» и «неофициальных» компонентов своих экономик. Актуальность таких оценок определяется тем, что теневая экономика развивается параллельно с легальной экономикой и в процессе развития подрывает эффективность распределения бюджетных средств и нарушает логику развития внутренней инфраструктуры доходов. По данным известных исследователей Ф. Шнейдера и Д. Энсте, в большинстве стран теневая экономика занимает довольно значительный сектор общеэкономической деятельности [4].

Во всеохватывающих оценках ВВП заинтересованы как национальные правительства, так и международные организации. Термин «ненаблюдаемая экономика» (ННЭ) используется Европейским союзом в связи с его программой по обеспечению всеохватывающего измерения ВВП. Международная и европейская система отчетности (SNA 93 и SEC 95) способствовали прояснению концепции теневой («ненаблюдаемой») экономики и стали точкой отсчета для создания систем учета и отчетности в статистических управлениях разных стран. ННЭ относится ко всем производительным действиям, которые не могут фиксироваться в основных источниках данных, используемых для национального составления счетов. В понятие ННЭ включаются действия теневые, неформальные, незаконные и другие действия, опущенные из-за недостатков в программе сбора первоначальных данных.

Существует множество терминов, которые используются в качестве синонимов или тесно связаны с термином теневая экономика. Все эти термины могут иметь различные оттенки значения, и при их использовании требуется дополнительное объяснения. Определения используемых в данной работе терминов основаны на SNA 1993 г. [1].

К теневой (underground economy) экономике относится любая деятельность, при осуществлении которой предприятия предпочитают не декларировать часть или весь их доход в целях уклонения от уплаты косвенных или прямых налогов; или нарушают трудовое законодательство или иммиграционный порядок, осуществляя неучтенный наем труда, или принимают решение функционировать без официального разрешения во избежание длительных и дорогостоящих бюрократических процедур, или когда самозанятые работники заявляют, что они являются безработными для получения обманным путем пособий по безработице.

© О.В. Воронкова, 2010

Незаконной (illegal activity) деятельностью является деятельность, запрещенная законом, или виды деятельности, которые являются незаконными при условии, что они осуществляются без наличия разрешения. Оба вида производства находятся в границах сферы производства? если они являются процессами, выпуски которых состоят из товаров и услуг, на которые существует эффективный рыночной спрос5.

Неформальный (informal sector) сектор характеризуется как совокупность единиц, занимающихся производством товаров и услуг с целью обеспечения занятости и доходов для занимающихся им лиц. Эти единицы обычно осуществляют деятельность при низкой организации, со слабо выраженным разделением или отсутствием разделения на труд и капитал. Трудовые отношения основываются на нерегулярной занятости, связях или личных или партнерских отношениях, а не на договорных отношениях с формальными гарантиями.

Освещение международного опыта необходимо для представления существующих подходов к измерению ННЭ. Секретариат UNECE проводил исследования по ННЭ в 1991 г., 2001-2002 гг. и в 2005-2006 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Хронология докладов UNECE о национальных действиях по оценке ННЭ

№ Годы Число стран Цель(и)

1. 1991 9 Собрать материал, описывающий меры каждой из стран.

2. 2001-2002 29 Сравнить и анализировать действия страны и тренды и стандартизировать участие в терминах и способах представления.

3. 2005-2006 45 Представить набор действий для оценки ненаблюдаемой экономики в странах с разным уровнем экономического развития. Обеспечить платформу для сравнения используемых подходов, а также выявить трудности при их реализации. Обеспечить информацию странам, разрабатывающим всестороннюю оценку ВВП с учетом наблюдаемых и ненаблюдаемых экономических действий.

Первое обследование 1991 г. охватывало девять стран и было представлено как сборник статей, описывающих меры каждой из стран. Второе исследование проводилось в 2001-2002 гг., на него откликнулись 29 стран. Цель работы состояла в том, чтобы получить обзор методов, используемых в государствах — членах иЫЕСЕ. В этом отчете впервые была сделана попытка сравнения и анализа действий стран и тенденций и стандартизирования терминологии и способов представления данных. В 2004 г. организации UNECE/EUROSTAT/OECD постановили провести новое исследование по ННЭ. Третий отчет был проведен в 2005-2006 гг. Отозвалось 45 стран, две из которых, Япония и Новая Зеландия, не оценивают ННЭ. Остальные 43 страны предоставили информацию относительно своих методов оценки ННЭ. Третий доклад имел тройную цель. Во-первых, представить набор действий для оценки ННЭ в странах в разным уровнем экономического развития. Во-вторых, обеспечить платформу для сравнения используемых подходов, а также выявить трудности при их осуществлении. В-третьих, предоставить информацию странам, разрабатывающим всестороннюю оценку ВВП с учетом наблюдаемых и ненаблюдаемых экономических действий [6].

Евростат разработал Табличные рамки, которые были призваны рассматривать разногласия в понятиях, концепциях, методах, используемых в объяснении ненаблюдаемых действий в национальных счетах стран Евросоюза. Первый пробный проект проводился в 1998-99 гг. Табличная рамка, связывающая области ННЭ со статистическими проблемами, облегчала сравнение между странами и улучшала полноту СНС. Были идентифицированы восемь типов неполноты (Т1-Т8). Второй пробный проект проводился в 2002-2003 гг. Классификация была изменена, чтобы обозначить границы между различными типами, и были идентифицированы семь типов неполноты (Ш-Ш). Главная цель этих двух рамок — обеспечить классификацию типов ННЭ по категориям, охватить все потенциальные сферы ННЭ и избежать двойного счета. Распределение действий по различным типам неполноты — вопрос интерпретации. Главное различие между двумя классификациями в том, что Т1-Т8 рамки связывают типы неполноты с проблемными сферами ННЭ, а М-Ш рамки основаны на делении производителей согласно их потенциалу для неполноты (табл. 2). Рамки М-Ш могут применяться ко всем трем основным подходам расчета ВВП, т.е. производственному, по доходам и расходам.

5 К источникам данных по незаконным действиям относятся отчеты полиции, статистика преступлений, информация из центров здоровья и экспертные оценки. В отдельных странах эти оценки экспериментальные, и большинство стран не включает дооценку в официальные данные ВВП.

TERRA ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № 4

ТЕІЖА ЕСОІМОМІСиБ ^ 2010 Том 8 № 4

Таблица 2

Табличные рамки Евростата

№-N7 Т1-Т8

Незарегистрированные Статистическое подполье

N1- Производители преднамеренно не регистрируются — скрытый Т1 — Неполучение данных

N2 — Производители преднамеренно не регистрируются — нелегальный Т2 — Устаревшие регистраторы

N3 — Производителям не требуется регистрироваться Т3 — Незарегистрированные или необследованные единицы

Необследованные Экономическое подполье

N4 — Необследованные легальные лица Т4 — Сокрытие оборота/дохода

N5 — Необследованные зарегистрированные предприниматели Т5 — Преднамеренно незарегистрированные единицы

Неверная информация Неформальный сектор

N6 — Производители преднамеренно предоставляют неверную информацию Т6 — Незарегистрированные единицы

Нелегальная продукция

Т7 — Незарегистрированные единицы

Другое Другое

N7 — Другие статистические недостатки Т8 — Другие типы недоучета ВВП

Доклад иОТСЕ выделяет три группы стран относительно их подхода к измерению ННЭ:

1. Страны, строго следующие Табличным рамкам Евростата (в основном новые страны Евросоюза и кандидаты, планирующие вступление, а также отдельные страны СНГ, например, Кыргызстан, Туркменистан и Украина);

2. Страны, владеющие методиками по обеспечению полноты Национальных Счетов, но не измеряющие ННЭ регулярно (Австралия, Канада, Финляндия, Германия, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Великобритания, США);

3. Страны, имеющие различные подходы:

♦ Использование собственного метода (Италия);

♦ Фокусировка на измерение ненаблюдаемых действий в определенных отраслях; измерение часто не связано с обеспечением полноты Национальных Счетов (Армения, Грузия, Мексика, Монголия, Таджикистан, Турция);

♦ Фокусировка на неформальный сектор и неформальный труд, в основном при использовании метода затрат труда (Албания, Бразилия, Молдова) [6].

Представим более подробно подходы Италии, Албании, Канады, Германии, Турции, Украины, США и России.

Италия. В начале 1990-х гг. Европейская Комиссия стала продвигать исследования относительно гармонизации ВВП среди стран-членов, и в Национальном Статистическом Институте Италии (ВТАТ) разработали методологию по идентификации «теневой экономики». Теневая экономика представляет законное производство, которое непосредственно не наблюдается по экономическим или статистическим причинам. В Италии экономические причины теневой экономики связываются с использованием незарегистрированного труда, «неполноты» законного производства и переоценки промежуточных затрат предприятиями. Статистические причины теневой экономики вызываются в значительной степени трудностями охвата и модифицирования регистраторов значительного количества небольших единиц производства и возрастающего участия в технологическом процессе самозанятых и других производителей, которых трудно найти, применения методы отчета, используемые на предприятии.

Существующие подходы к оценке статистического и экономического подполья, во-первых, измеряют значение незарегистрированной работы; во-вторых, исправляют «неполноту информации» о доходах предприятий через регулирование на душу населения производства и значений добавленной стоимости, объявленных в основном маленькими единицами производства (меньше чем 20 служащих); и, в-третьих, обеспечивают контроль в экономических совокупностях через сальдирование ресурсов и их использование по отраслям. Первые два аспекта идентифицируются с методом трудовых затрат, который был разработан ВТАТ в 1980-х гг. и впоследствии был признан на международном уровне6. Три важных этапа лежат в основе итальянского метода:

♦ получение оценок затрат труда по различным источникам информации, представляющим спрос и предложение на труд;

6 Детальное описание итальянского метода представлено в русскоязычной литературе, в том числе в [3].

♦ получение оценок выпуска и добавленной стоимости за единицу трудовых затрат для определенной отрасли и предприятия того же размера из регулярно проводимого или специального отчета предприятия;

♦ умножение оценок затрат труда на коэффициент, характерный для отрасли и размера производственной единицы, для вычисления выпуска и добавленной стоимости.

Оценка общих трудовых затрат предполагает четыре принципиальных шага:

1. Гармонизация и интеграция различных источников информации занятости из спроса и предложения труда, с учетом существующих понятий и концепций для получения первичной оценки рабочих мест.

2. Сравнение отдельных оценок занятости через спрос и предложение труда, чтобы идентифицировать оценку трудовых затрат и получить индикаторы различных типов занятости, такие как зарегистрированные и незарегистрированные работающие в нескольких местах.

3. Использование дополнительных источников типа специальных отчетов и административных отчетов для получения данных, не собираемых стандартными источниками и непосредственно не наблюдаемых из этих источников информации.

4. Преобразование данных по видам занятости в полную эквивалентную базу.

Детализация источников информации, в т. ч. через региональный аспект, представляет важность для полноты оценки ННЭ в ВВП [6].

КТАТ проводит оценки нижнего и верхнего пределов значений ННЭ [5, 6]. Оценка ННЭ как доли от ВВП по экономическим причинам является нижним значением, а по статистическим причинам — верхним. При этом принимается, что главная причина для существования экономического подполья — желание уклониться от налогов. Механизмы, созданные для уклонения от налогов, могут быть комплексными и очень часто зависят от комбинации факторов. В 2003 г. нижняя граница величины ННЭ была около 14,8% от ВВП; в то время как верхняя граница — 16,7 %.

Албания. В январе 2003 г. Албания впервые произвела и опубликовала данные для ННЭ. Данные охватывали период 1996-2003 гг. и были произведены Институтом Статистики Албании (1ЖТАТ) с технической помощью из МВФ. Для оценки ВВП в Албании используются производственный подход и подход по расходам. Данные основываются на определениях СНС 1993 г. При сравнении двух методов оценки, основанные на производственном подходе, являются более точными, при условии их необхдимого качества и достаточного количества имеющихся данных. Оценки добавленной стоимости и выпуска разделяются для наблюдаемых и ненаблюдаемых действий.

Для измерения теневых экономических действий, основанных на существующих источниках данных для периода 1996-2003 гг., использовались экспертные оценки по каждой отрасли. Затем эта доля использовалась для получения валовых данных выпуска, промежуточных затрат и добавленной стоимости для каждой отрасли. Высокая степень субъективности подхода способствовала тому, что 1ЖТАТ стал применять европейскую методологию. Техническая помощь финансировалась Комиссией Евросоюза и МВФ. Проект между 1^ТАТ и Национальным Статистическим Институтом Италии (ВТАТ) стартовал в 2004 г. Он был направлен на улучшение оценки ННЭ в Албании, разработку и тестирование метода трудовых затрат.

Источником данных для оценки затрат труда являлась перепись населения и жилья 2001 г. и Отчет Измерения Уровня жизни (LSMS) в 2002 г. Первый отчет дает почти полный учет населения и занятости в стране. Второй — выборочное обследование 3 660 домашних хозяйств, охватывающее все районы страны. Главная цель этого универсального отчета состояла в том, чтобы измерить жизненный уровень домашних хозяйств и занятость в неформальном секторе, определяя некоторые категории неполной занятости. Одним из Источников информации по затратам труда являлся Структурный Бизнес-отчет (SBS), проводимый ежегодно начиная с 1997 г. Данные SBS полезны для определения количества работ и размера предприятия. Число незарегистрированных рабочих получается объединением различных источников трудовых затрат со стороны спроса и предложения.

ННЭ-оценка является приоритетным направлением в улучшении работы над Национальными Счетами, так как процедура, проводимая до 2003 г. в Албании, была субъективна и основывалась на статичных коэффициентах. Оценка производительности труда по отраслям и размерам позволила сделать различие между производительностью наблюдаемых и ненаблюдаемых действий. Производительность ненаблюдаемых действий рассматривалась равной производительности менее эффективного предприятия.

Затраты труда могут измеряться с использованием данных по общей занятости и отработанным часам. Следовательно, производительность труда определяется на основании совокупностей выпуска, таких как товарооборот или добавленная стоимость. Доля ННЭ в добавленной стоимости в 2001 г. — 30,4 %, 2002 г. — 30,5% и 2003 г. — 30,8 %.

Канада. В 1994 г. Статистика Канады выпустила исследование, показывающее потенциальный размер Канадской теневой экономики. Изучение было предпринято после анализа данных налогов по товарам и услугам, и было сделано предположение, что значительная часть экономики является теневой. Исследование должно было установить статистический диапазон, что может быть пропущено в ВВП из-за теневой деятельности, и сравнить это с ранее выполненной работой. Результаты

ТЕР1ЗД ЕСОИОМОБ ^ 2010 Том 8 № 4

TERRA ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № 4

этого исследования были включены в 2003 г. в Отчет Национальных Действий по оценке Ненаблюдаемых Экономических Действий в Национальных Счетах. С тех пор Статистика Канады не издавала никаких официальных оценок размера теневой экономики.

Однако с 2002 г. проводится работа по установлению временных рядов оценок теневой экономики начиная с 1991 г. Публикация Справочника ОЭСР по Измерению ННЭ способствовала усилиям Статистики Канады в исследованиях ННЭ, которые должны были показать динамику оценок теневой деятельности и возможность их генерирования.

В Канадской СНС (CSNA) теневая экономика исследуется с использованием подхода по расходам. Определение теневой экономики состоит из рыночных экономических действий, или законных или запрещенных, которые не отражаются в ВВП из-за скрытой (hidden), запрещенной (illegal) или неформальной (informal) природы действий. Работа, которая проводится в Статистическом Агентстве Канады, основывается на аналитическом подходе Итальянского агентства ISTAT для измерения теневой экономики. Изучаются все компоненты ННЭ, за исключением скрытого производства. Статистика Канады исследует возможность использования дополнительных источников данных, которые могут применяться в измерении скрытого, запрещенного и неформального секторов теневой экономики. Акцент делается на использование данных отчетов домашних хозяйств о расходах, используемых, чтобы измерить скрытые и неформальные секторы; налоговые контрольные данные, чтобы измерить скрытый сектор; и отчеты полиции и данные связанных отчетов по криминальной деятельности, чтобы измерять запрещенные действия.

Германия. Согласно ESA 1995 г., скрытые/неформальные экономические действия включаются в производство и, следовательно, должны быть включены в ВВП. Производственные действия должны быть охвачены ВВП и, следовательно, включать действия, произведенные незаконно или произведенные без информирования служб — налоговых, социального обеспечения, статистических и других. Согласно международному соглашению работа для собственного использования не включается в производство в контексте национальных счетов.

Федеральный Статистический Офис Германии (FSO) использует различные меры, чтобы ВВП был по возможности всесторонним:

❖ Явные досчеты делаются особенно в тех областях, где крупномасштабные переписи/статистика проводятся только через длительные интервалы. Специальные вычисления также делаются для строительства с собственными счетами и чаевыми.

❖ Во многих случаях неявный охват скрытых/неформальных экономических действий обеспечивается самим методом вычисления. Например, сельскохозяйственное производство определяется на основе зон культивации и соответствующих величин средних урожаев; а арендные платы рассчитываются через количество жилых помещений — разделенных по размеру и другим характеристикам — и соответствующие стоимости арендных плат за квадратный метр.

Следовательно, ВВП Германии включает скрытые/неформальные экономические действия.

Обеспечение полноты ВВП и ВНД было главной целью национального изменения счетов, предпринятого в Германии в 1999 г. при выполнении ESA 95. В 2005 г. во время проведения значительных изменений в национальных счетах, полнота составления ВВП была еще улучшена за счет объединения результатов самых последних крупномасштабных переписей и других множественных ежегодных отчетов, также как были улучшены оценки и способы корректировки.

FSO не проводит отдельных оценок скрытых/неформальных экономических действий как части национального счетоводства по следующим причинам:

■ Главная цель национальных счетов, согласно концепции ESA 95, охватить по возможности все экономические действия. Для полноты ВВП неважно, является или нет определенная экономическая деятельность законной или запрещенной или иначе скрытой.

■ Не существует международного определения скрытой/неформальной экономики. Иногда это относится только к продаже без накладных и ремонту или строительству с собственным счетом, а иногда к запрещенным преступным действиям, т. е. тем действиям, которые подлежат судебному преследованию. Кроме того, существование пределов рассмотрения в статистических отчетах ограничивает охват этой части экономики.

■ До той степени, до которой скрытые/неформальные экономические действия охватываются неявно методами вычисления, необходимо устранить их из независимых оценок, чтобы избежать двойного учета. Однако информация относительно их объема недоступна.

По этим причинам Федеральный Статистический Офис Германии не намерен издавать отдельные оценки размеров скрытой / неформальной экономики и полагает, что выпуск независимой идентификации ННЭ требует полной надежности, объективности и научной проверяемости официальной статистики. Несмотря на этот общий подход, FSO в настоящее время ищет надежные способы оценки ННЭ для целей национальных счетов. После того как Комиссия Евросоюза высказала сомнение относительно полноты данных ВВП государств — членов в 1992 г., Германия скорректировала данные в 2005 г., что привело к увеличению ВВП на 0,7% в номинальных значениях за период с 1991 г. до 2004 г.

Украина. Начиная с 1990-х гг., Государственный Комитет Статистики Украины (Goskomstat) сосредоточился на проблеме теневой экономики. Усилия были нацелены на оценку домашнего про-

изводства, неверной информации и неполучения данных от предприятий. Методы оценки ненаблюдаемых действий постоянно улучшались в течение этого периода. В частности, были представлены международные эталоны для структурной статистики предприятий, отчетов домашних хозяйств и статистики занятости. Специальные статистические отчеты были проведены на такси, рынках и в индивидуальном строительстве. Составление таблиц затрат-выпуска сделало возможным использовать метод товарных потоков. В 2004 г. эксперты выработали рекомендации относительно уровней ненаблюдаемых экономических действий в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, торговле и транспорте. Работа по улучшению оценок объема ННЭ в соответствии с SNA 93 и ESA 95 продолжается.

Goskomstat применяет Табличные рамки Евростата T1-T8, и все используемые концепции соответствуют рекомендациям ОЭСР и МОТ.

Главными источниками данных для оценки ННЭ являются структурная статистика предприятий в нефинансовом секторе; отчеты домашних хозяйств; трудовая статистика; выборочные обследования населения по экономической деятельности; выборочные обследования рынков и такси; статистика сельского хозяйства; административно-управленческая информация.

Расчеты ННЭ в ВВП в Украине основаны на производственном подходе. Приблизительно половина участия в ННЭ приходится на сельское хозяйство, где почти две третьих части от полной мощности произведены в неформальном секторе, хотя за последние годы эта доля уменьшилась. Внутри различных типов ННЭ самый высокий уровень зарегистрирован в промышленности и торговле. Большинство корректировок делается для сельского хозяйства, торговли, строительства и промышленности.

Турция. Данные Национальных счетов Турции составлялись для доклада UNECE согласно СНС 68 [6]. Статистический Институт Турции (TURKSTAT) затрачивает большие усилия, чтобы ввести СНС 93 и ESA 95 в счетах, приспосабливая источники и включая новые концепции и методологии. ВВП оценивается производственным методом, методом по расходам и по доходам.

Ежеквартальные оценки проводятся регулярно начиная с 1990 г., и ежегодные оценки в основном получаются как сумма всех кварталов. При составлении таблиц затрат-выпуска принимаются во внимание ежегодные источники и их полнота. В ежеквартальном и ежегодном составлении национальных счетов Турции явное регулирование полноты данных делается только в некоторых случаях. Корректировка неверной информации (занижение выпуска и завышение промежуточного потребления) систематически не проводится ни для какого вида экономической деятельности. Национальные счета изменяются с развитием косвенные методов, с помощью которых можно охватить незарегистрированные действия в оценках ВВП. Незаконное производство не включается в оценки ВВП Турции. Ежеквартальные и ежегодные отчеты собираются для большинства отраслей. Источники данных по занятости избыточны, и поэтому они являются важными для национальных счетов.

TURKSTAT работает над системным подходом для достижения полноты национальных счетов и тщательной экспертизы всех индивидуальных компонентов ННЭ. Однако полной, детальной и системной оценки всех компонентов ННЭ еще не существует. Доля незарегистрированных действий и производства домашних хозяйств в ВВП с 2000 г. по 2005 г. находилась в пределах от 1,59% до 1,67 %.

США. Бюро Экономического Анализа США (BEA) в 1984-1985 гг. издало ряд статей о том, как информация о скрытых и неформальных экономических действиях отражена в национальном доходе США и продуктовых счетах (NIPAS).

Часть незаконной экономической деятельности фиксируется в NIPAS, хотя информация может быть неточной по классификации и по времени. Незаконная экономическая деятельность фиксируется в национальной экономической статистике до той степени, до какой незаконный доход «отмывается» через законные деловые действия и используется на покупку товаров и услуг на законных рынках. Рынок США — большой, и вполне вероятно, что реальный объем нелегальной экономической деятельности не фиксируется в NIPAS таким образом.

Улучшение оценок незаконных действий не является главным статистическим приоритетом США. BEA, как и многие другие национальные агентства учета, не располагает возможностями, чтобы совершить аналитический прорыв в использовании немногих существующих оценок незаконной экономической деятельности или в разработке новых подходов. Инициативы BEA нацелены на усовершенствование счетов, лучшее измерение новых типов законной экономической деятельности.

BEA по возможности включает теневую экономическую деятельность в NIPAS, приспосабливая исходные данные, чтобы определить стоимость законной экономической деятельности, о которой не сообщено или предоставлена неверная информация. Регулирование ВЕА не делает различий между ошибками из-за неправильного подсчета и намеренным предоставлением неправильной информации или уклончивой тактики представления информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Усилия по охвату и представлению теневой экономики в оценках NIPAS ограничены степенью регулирования, которое может быть сделано по отношению к источникам данных, используемых для оценок. Федеральные данные налоговых деклараций составляют главный источник информации для NIPAS. BEA по возможности использует Федеральные данные Налоговых деклараций для исправления неверной информации и получения «законного источника» по теневой экономической

ТЕР1ЗД ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № 4

TERRA ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № 4

деятельности. Административные и логистические затраты по развитию регулирования неверной информации ко всем другим исходным данным, которые лежат в основе оценок NIPAS, являются высокими. На информации из налоговых деклараций основывается приблизительно 4% от стоимости ВВП, приблизительно 51% от полной стоимости ВНД и приблизительно 56% от ЛД.

Министерство финансов и Налоговое управление (IRS) разработали регулирование неверной информации для налоговых данных. Чтобы подготовить регулирование неверной информации, IRS проводило ревизии налоговых деклараций и сравнивало налоговые декларации с информацией по возврату доходов. BEA объединило эту информацию с результатами Программы, которая проводилась Бюро Статистики. Для этой программы Бюро Статистики сравнивало налоговые декларации с информацией о доходах, сообщенной налогоплательщиками в независимом правительственном отчете в условиях строгой конфиденциальности. В результате была получена информация по налогам, которая использовалась, чтобы регулировать законный исходный доход физических лиц и предпринимателей, заявленный и не заявленный в налоговых декларациях. BEA использует эту информацию для регулирования «неверной информации», которая лежит в основе оценок NIPA.

Регулирование «неверной информации» в 1997 г. составляло 0,8% от ВВП. Внутри ВВП самое большое регулирование «неверной информации» касалось расходов на персональное потребление. Регулирование «неверной информации» составляло 5% от ВНД; доход несельскохозяйственных владельцев, прибыль до удержания налога и частная заработная плата и жалованье требовали самого большого регулирования. Регулирование «неверной информации» составляло 4,4% от ЛД.

Россия. Федеральная Служба Государственной Статистики (Росстат), считая макроэкономические индикаторы, учитывает теневое и неформальное производство. Корректировка для ННЭ находится в пределах от 22% до 25% от ВВП России. Корректировка для ННЭ делается для каждого из трех подходов — производственного, по доходам и расходам, включая формирование капитала, экспорта и импорта и, как правило, через балансовый метод [6]. Высокая доля неформального сектора в Российской экономике объясняет усилия Росстата улучшить статистические оценки. В последние годы особое внимание уделяется измерению неформальной занятости. Занятость в неформальном секторе оценивается на базе интеграции обследований рынка труда и статистики предприятий. Статистические наблюдения за лицами, занятыми в неформальном секторе, организуются с 2001 г. посредством квартальных обследований рабочей силы. Такие обследования проводятся во всех регионах России (за исключением Чеченской республики) и охватывают 0,06% общего населения обследуемого возраста и 0,25% людей в год7. Классификация проводится на основании вопроса о рабочем месте. Результаты Обследований рабочей силы показывают постепенный рост неформальной занятости в 2001-2004 гг. Ограниченность использования обследований рабочей силы заставляет Росстат обращаться к дополнительным источникам информации, таким как специальные обследования единиц неформального сектора, формулировать дополнительные вопросы и рассчитывать данные на базе различных источников.

Информация по странам, представленная в табл. 3, основывается на материалах [6]. Корректировка для ННЭ была выполнена UNECE; для Германии это было невозможно сделать из-за отсутствия информации.

Таблица 3

Сводные данные по странам

Страна Год ГЛ = § ? =1 Корректировка для ННЭ Активизация исследовании по ННЭ Оценка незаконнои экономики

N1 N2 N3 N4 N5 N6 N7

Италия 2003 14,8-16,7 * * * * * 1980-е гг. -

Албания 2003 30,8 * * 2003 г. -

Канада - * * * * * 1994 г. -

Германия - - - - - - - - 1990-е гг. -

Турция 2004 1,66 * * * 1990-е гг. -

Украина 2003 17,2 * * * * * * * 1990-е гг. +

США 1997 0,8 * 1984-1985 гг. -

Россия 2003 24,3 * * * * * * 1990-е гг. -

Выводы

1. Разработка методологических принципов ННЭ и постоянное их обновление в странах ОЭСР и Евросоюза указывает на значимость составляющих ее компонентов для полноты национальных счетов.

7 Росстат при анализе теневых доходов учитывает влияние регионального фактора. См. работу [2].

2. Систематическое измерение ННЭ показывает нацеленность национальных экономик на стабильное развитие.

3. Оценка незаконной экономики не представляет приоритета для статистических агентств большинства стран по причине отсутствия надежных источников данных и разработанных методик.

4. Использование различных подходов не позволяет проводить сравнения не только между странами, но и внутри одних и тех же стран во времени, т.к. охват и качество источников данных улучшается вместе с развитием статистических систем. Изменение доли ННЭ в ВВП может отражать сдвиги в экономических действиях и усовершенствование статистических источников и методов или то и другое одновременно.

5. Главные источники данных являются общими для большинства стран, к их числу относятся — сельскохозяйственная статистика, бизнес-статистика, отчеты домохозяйств, демографическая статистика/перепись населения, обследование рабочей силы/статистика труда, налогообложение и финансовые данные и отчеты отделов социального обеспечения.

6. Самый большой объем регулирования ННЭ происходит из-за неверной и скрываемой от производителей информации.

7. Для оценки ННЭ в большинстве случаев используются производственный подход и подход по расходам. Коррекции с использованием подхода по расходам показывают более низкий результат и указывают на лучший охват действий в источниках данных.

8. В отчетах стран, представленных в докладе UNECE, практически не отражены методы учета теневых доходов с учетом региональных факторов.

9. Опыт Национального Статистического Института Италии при формировании источников и типологии информации может быть рекомендован странам, в том числе и России, для оценивания нелегального сектора экономики с использованием метода по затратам труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Измерение ненаблюдаемой экономики: руководство. (http://www.unece.org/stats/documents/ 2007/04/ННЭД1р.30.г^1:).

2. Литвинцева Г.П., Стукаленко Е.А., Воронкова О.В. Методические подходы к оценке дифференциации доходов и уровня бедности населения с учетом региональных факторов // Экономика, статистика и информатика. — 2010. — № 3. — С. 104-109.

3. Теневая экономика региона: диагностика и меры нейтрализации / Под ред. А.И. Татаркина, В.Ф. Федорова, В.Ф. Яковлева. РАН, УрО; Институт экономики. — М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2004. — 280 с.

4. Шнайдер Ф., Энсте Д. Рост теневой экономики // Теневая экономика: проблемы и решения. Сб. статей: перевод / Отв. ред. Г.И. Иванов; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. — М.: Изд-во РАГС, 2005. — С. 35-46.

5. BaldassariniA., Parcarella C. The Italian approach to estimating the extent of the Non-Observed Economy: methods and results. (http://www.unece.org/stats/documents/2007.11.sna.htm).

6. Non-Observed Economy in National Accounts. Survey of Country Practices. United Nations. New York and Geneva (2008) (http://www.unece.org/stats/publications/N0E2008.pdf).

ТЕР1ЗД ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.