Научная статья на тему 'Зарубежный опыт государственного регулирования трансграничного перемещения товаров физическими лицами'

Зарубежный опыт государственного регулирования трансграничного перемещения товаров физическими лицами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1402
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ВВОЗ ТОВАРОВ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / СТОИМОСТНЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / STATE REGULATION / INDIVIDUALS / IMPORT / NON-COMMERCIAL PURPOSES / COST AND QUANTITATIVE RESTRICTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костылева Екатерина Валерьевна

Статья посвящена проблеме становления системы государственного регулирования ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей в странах дальнего и ближнего зарубежья. Анализируется современная практика трансграничного перемещения товаров физическими лицами по регионам мира. Выявлены главные принципы построения государственной политики в данной сфере в отдельных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience of state regulation of transboundary moving of the goods by individuals

The article is devoted to the problem of the system of state regulation of the individual import development in the far and near abroad. The modern practice of transboundary transition of goods by individuals in different regions of the world is analyzed. The main principles of organizing the state policy in this sphere in separate countries are discovered.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт государственного регулирования трансграничного перемещения товаров физическими лицами»

УДК 339.5

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ © Е.В. Костылева

Статья посвящена проблеме становления системы государственного регулирования ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей в странах дальнего и ближнего зарубежья. Анализируется современная практика трансграничного перемещения товаров физическими лицами по регионам мира. Выявлены главные принципы построения государственной политики в данной сфере в отдельных странах.

Ключевые слова: государственное регулирование; физические лица; ввоз товаров; некоммерческие цели; стоимостные и количественные ограничения.

Глобализация мирохозяйственной жизни предоставляет физическим лицам все больше возможностей для трансграничных перемещений. Попутно это влечет за собой проблему упорядочивания данного процесса. В данном случае государствам приходится постоянно решать дилемму между определением количества необходимого физическим лицам сопровождаемого багажа и предупреждением нежелательного использования ввозимых «физиками» грузов в коммерческих целях. Сравнение опыта стран дальнего и ближнего зарубежья позволяет утверждать методологическое тождество ключевых «регуляций» организации ввоза товаров физическими лицами в страну:

- беспошлинный пропуск товаров только личного потребления физических лиц в пределах разумного (на период краткосрочного пребывания на данной территории) с выставлением при необходимости жестко фиксированных количественных и/или стоимостных ограничений. В абсолютном большинстве случаев государства защищают тем самым экономические интересы своих производителей;

- установление полного запрета (в виде исключения - при наличии разрешения) на провоз огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, психотропных, наркотических, ядовитых, отравляющих, сильнодействующих, взрывчатых, радиоактивных веществ, военной амуниции, печатных и аудиовизуальных материалов непристойного содержания, а также растений и их семян, всех видов животных. Таким образом государства защищают свои политические и экономические интересы, моральные и религиозные устои;

- неприменение в большинстве случаев ограничений на ввоз наличной иностранной валюты, которая будет истрачена ввозящим на приобретение товаров и услуг в период пребывания в стране ввоза. Для соблюдения макроэкономического равновесия на внутреннем валютном рынке государства практикуют установление верхнего порога ввозимой «налички», превышение которого требует соблюдения несложной формальности -обязательного декларирования при прохождении личного таможенного контроля;

- разрешение физическим лицам ввозить, в принципе, товары без ограничений по стоимости или весу. В таком случае действует незыблемое правило: весь «перегруз», выходящий за пределы дозволенного к беспошлинному ввозу, будет оплачен физическим лицом, чаще всего, по базовому тарифу (или «ступенчато»);

- гибкость, подстраиваемость системы под реалии окружающей действительности. В этом легко убедиться на примере современной международной практики. Например, в Европейском союзе 1 января 1994 г. вступил в силу Таможенный кодекс ЕС (от 12 октября 1992 г.), представляющий собой свод таможенного законодательства на общеевропейском уровне. За прошедшее время в Таможенный кодекс ЕС в части регламентации правил перемещения товаров физическими лицами внесен ряд изменений. Рассмотрим главные из них.

Первоначально, с 1994 г., физическим лицам разрешался беспошлинный ввоз в ЕС 200 сигарет, 2 л алкогольных напитков, 50 мл духов (или 250 мл туалетной воды), ювелирных изделий стоимостью менее 500 долл. (в эквиваленте). Общая стоимость товаров, вво-

зимых в ЕС на беспошлинной основе, не могла превышать 500 долл. (в эквиваленте). Другими словами, правила были установлены достаточно жесткие. Вместе с тем они явились своего рода «эталоном», к которому, правда, до сих пор удалось прийти еще не всем членам сообщества.

С 30 июня 1999 г. в аэропортах и морских портах стран ЕС полностью отменена беспошлинная продажа алкоголя. Одновременно сняли ограничения на ввоз алкоголя и табака из стран ЕС. Физическим лицам -гражданам ЕС с этого времени разрешено беспошлинно провозить на указанных условиях 800 сигарет, 400 сигарилл, 200 сигар или 1 кг табака, 10 л алкогольных напитков, 90 л вина (включая максимум 60 л игристых вин), 110 л пива. При этом верхний стоимостной порог товаров, разрешенных к беспошлинному ввозу, ограничивался и составил 175 евро (в эквиваленте) [1].

С сентября 2005 г. физическим лицам запрещен ввоз на территорию ЕС мясных, молочных продуктов, а также продуктов, изготовленных из мяса птицы и всех видов птицеводческой продукции [2].

С 15 июня 2007 г. все пассажиры при въезде в страны - члены ЕС, должны в обязательном порядке декларировать наличную валюту в сумме свыше 10 тыс. евро [3].

В связи с развитием мировой торговли, принятием в ЕС новых стран-участниц и расширением вовлеченности таможенных органов в общеэкономические процессы возникла необходимость модернизации действующего Таможенного кодекса не только по отдельным направлениям, но и в целом. Для решения этой задачи Совет Министров ЕС постановил переработать Таможенный кодекс и принять его новую редакцию, которая бы учитывала существующее положение дел. Работа продолжалась несколько лет, в ней принимали участие все государства - члены ЕС, а также все органы власти на общеевропейском уровне. Результатом этой работы стало одобрение Европейским парламентом 19 февраля 2008 г. во втором чтении проекта модернизированного Таможенного кодекса Европейского союза, который вступил в силу в конце июня 2008 г. Согласно положениям

нового Кодекса, таможенные правила для частных лиц, пересекающих границы стран ЕС, существенно изменились. С 1 декабря 2008 г. граждане, прибывающие в ЕС авиа или морским транспортом, смогут ввозить товары на беспошлинной основе общей стоимостью 430 евро, а наземным и речным транспортом - 300 евро. Такие изменения явно свидетельствуют о реализации политики стимуляции потребительской активности. Кроме того, отныне на территорию ЕС разрешено ввозить 4 л вина вместо прежних 2-х, а также 1 л алкоголя крепостью выше 22 градусов или 2 литра крепостью менее 22 градусов, или 16 л пива. Дополнительно разрешен ввоз от 40 до 200 сигарет (в зависимости от решения властей каждой из стран) и отменены количественные ограничения на ввоз парфюмерной продукции, кофе и чая [4].

Новые таможенные правила ЕС унифицируют нормы беспошлинного провоза товаров «индивидуалами» стран - участниц ЕС, и третьих стран. Ко всем товарам, выходящим за какой-либо из приведенных ограничений, применяются установленные налоги и сборы.

Для сравнения мы рассмотрели ныне действующие правила ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей в ряде других государств дальнего зарубежья. В сводном виде они представлены в табл. 1. Нетрудно заметить, что их объединяют следующие общие моменты:

- жесткие количественные ограничения на беспошлинный ввоз алкоголя и табака;

- крайне ограниченный стоимостной порог ввоза товаров без уплаты пошлин и налогов;

- во многих странах дальнего зарубежья запрещены к ввозу продукты питания (в частности мясные и молочные).

Страны ближнего зарубежья в своей практике формирования системы государственного регулирования ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей, как показал проведенный нами анализ, в значительной мере повторяют пройденный дальним зарубежьем путь. Для примера рассмотрим опыт Республики Беларусь и Республики Казахстан (табл. 2).

Таблица 1

Система государственного регулирования ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей в странах дальнего зарубежья

Стоимостные и/или количественные ограничения беспошлинного ввоза товаров Товары, запрещенные к ввозу Ограничения на ввоз валюты

США

Лицам, достигшим 21 года, разрешается беспошлинно ввозить: - 200 сигарет или 100 сигар, или 2 кг табака; - 1 л алкогольных напитков; - ювелирные изделия стоимостью свыше 300 долл., но они не могут быть проданы в течение трех лет; - подарки или любые товары стоимостью до 100 долл. - наркотики или опасные для жизни препараты (требуется медицинский сертификат); - огнестрельное оружие и боеприпасы; - фейерверки, токсичные материалы, др.; - мясо, в т. ч. мясо домашней птицы -свежее, мороженое или консервированное; - молочные продукты и яйца; - все товары из стран, к которым применяется режим эмбарго (Куба, Иран, Ливия, Судан, др.) - ввоз валюты не ограничен; - суммы, превышающие 10 тыс. долл. подлежат декларированию

Китай

Лицам, достигшим 20 лет, разрешается беспошлинно ввозить: - 400 сигарет (600 сигарет в случае пребывания в стране более 6 месяцев), 100 сигар, 500 г табака; - 2 бутылки алкогольных напитков до 750 мл каждая (4 бутылки при условии нахождения в стране более 6 месяцев); - 50 г золотых или серебряных изделий; - разумное количество парфюмерии для личного использования; - бытовых электроприборов и других предметов обихода - на сумму до 2 тыс. юаней (с оговоркой: не более 1 фотоаппарата, портативного магнитофона, кино- и видеокамеры на 1 лицо) - огнестрельное оружие и боеприпасы; - наркотики и яды; - любые плоды, растения; - политические и религиозные брошюры (допускается умеренное количество религиозных материалов для личного пользования), др. - ввоз иностранной валюты не ограничен. Сумма, превышающая 2 тыс. юаней (242 долл.), подлежит обязательному декларированию; - ввоз национальной валюты ограничен суммой 20 тыс. юаней

Япония

Лицам, достигшим 19 лет, разрешено ввозить без уплаты таможенных пошлин: - 400 сигарет, 100 сигар, 500 г табака; - 3 бутылки (объемом до 760 мл каждая) спиртных напитков; - 50 мл парфюма; - 100 кг риса (максимально допустимое количество риса, которое можно ввезти в Японию в течение одного года) - товары общей стоимостью до 200 тыс. йен (примерно 77 долл.) - огнестрельное оружие и боеприпасы; - наркотики или опасные для жизни препараты (требуется медицинский сертификат); - фейерверки, токсичные материалы, др.; - все виды растений; - мясо и фрукты - ввоз наличной валюты неограничен; - сумма, превышающая 1 млн иен (1 долл. - 89,59 иен) или эквивалент в другой валюте, подлежит обязательному декларированию

Намибия

Лицам, достигшим 17 лет, разрешен беспошлинный ввоз: - 400 сигарет/сигарилл или 125 сигар или 500 г табака (женщинам разрешены к ввозу только сигареты); - 1 л крепких алкогольных напитков, 2 л алкогольных напитков крепостью менее 22 градусов; - 250 мл туалетной воды или 50 мл духов; товаров на общую сумму не более 250 долл. (в эквиваленте) - наркотики и яды; - автоматическое и боевое оружие; - взрывчатые вещества; - токсичные материалы, др.; - любые плоды, растения - ввоз валюты не ограничен; - суммы, превышающие 50 тыс. намибийских дол. (1 долл. США - 9,05 намибийских долл.), подлежат обязательному декларированию

Боливия

Лицам, достигшим 18 лет, к беспошлинному ввозу разрешены: - 400 сигарет; - 3 л алкогольных напитков; - 4 флакона парфюма; - товары на сумму, не превышающую 1000 долл. - наркотики; - оружие и боеприпасы; - яды; - плоды, растения, семена; - мясные и молочные продукты - ввоз валюты не ограничен; - суммы, превышающие 50 тыс. боливиано (1 боливиано -7,03 долл.) подлежат обязательному декларированию

Таблица 2

Изменение порядка государственного регулирования ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей в Республике Беларусь и Республике Казахстан

Республика Беларусь

Период действия Содержание Нормативно-правовой документ

С 1 июля 1993 г. Разрешен беспошлинный ввоз любых товаров стоимостью до 10 тыс. долл. в эквиваленте на лицо. Количественных ограничений не вводилось Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 1993 г. № 414

С 1 марта 1996 г. Постоянно проживающим на территории Республики Беларусь физическим лицам при возвращении из зарубежных поездок разрешалось беспошлинно ввозить товары общей стоимостью до 5 тыс. долл. на лицо. Лицам, достигшим 18 лет, разрешен беспошлинный ввоз 2 позиций: до 10 л спиртных напитков и до 1000 штук табачных изделий на 1 лицо Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 г. N° 324

С 1 апреля 1999 г. Физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе ввозить без уплаты платежей: 1000 шт. сигарет, алкогольных напитков - не более 3 л, пива - не более 1 л, не более 5 единиц ювелирных изделий, 3 предмета одежды из натуральной кожи и (или) меха, 1 единицу видеозаписывающей или видеовоспроизводящей аппаратуры. Таможенная стоимость ввозимых беспошлинно товаров не должна превышать сумму, эквивалентную 1000 дол. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 марта 1999 г. № 339

С 5 марта 2001 г. Физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе ввозить без уплаты платежей: 600 шт. сигарет, алкогольных напитков - не более 1 л, пива - не более 1 л, не более 5 единиц ювелирных изделий, 1 единицу наручных часов, 3 предмета одежды из натуральной кожи и (или) меха, 4 шины. Таможенная стоимость ввозимых беспошлинно товаров не должна превышать сумму, эквивалентную 1000 евро, и общий вес не должен превышать 50 кг Указ Президента Республики Беларусь от 5 февраля 2001 г. № 57

С 22 декабря 2008 г. Физическое лицо, достигшее 18 лет, вправе ввозить без уплаты платежей: 200 шт. сигарет или 200 г табачных изделий, 2 л алкогольных напитков (пиво крепостью более 7 % приравнивается к алкогольным напиткам), 5 ювелирных изделий, продукты питания: из стран СНГ с 1 июня по 31 окт. - 30 кг на человека, в иной период - 5 кг, из других стран - 5 кг независимо от времени года. Уменьшена норма беспошлинного ввоза товаров для личного пользования с 50 до 35 кг стоимостью до 1 тыс. евро. Мебель исключена из категории товаров, облагаемых таможенными пошлинами, налогами в безусловном порядке Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 503

Республика Казахстан

С 1 мая 1993 г. Постоянно проживающим на территории Республики Казахстан физическим лицам при возвращении из зарубежных поездок разрешалось беспошлинно ввозить товары общей стоимостью до 10 тыс. долл. в эквиваленте на лицо. Количественные ограничения отсутствовали Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 9 апреля 1993 г. № 292

С 1 февраля 1997 г. Стоимостные нормы беспошлинного ввоза товаров сокращены до 5 тыс. долл. (в эквиваленте). Кроме того, вводятся количественные ограничения на провоз алкоголя и табака лицами, достигшими 18-летнего возраста: им разрешен ввоз без уплаты пошлин и налогов 10 л пива, 5 л алкогольных напитков, 1000 шт. сигарет Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 1996 г. N° 1712

С 1 октября 1998 г. Впервые в Республике Казахстан вводятся весовые ограничения на беспошлинный ввоз товаров физическими лицами. Теперь физическое лицо имело право не чаще 1 раза в месяц провозить товары без уплаты пошлин и налогов при условии, что вес багажа не превышает 50 кг. Кроме того, физическим лицам разрешалось беспошлинно провозить до 6 ед. ювелирных изделий, 2 ед. одежды и продуктов питания весом до 10 кг Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 сентября 1998 г. № 927

С 1 июля 2001 г. Нормы ввоза физическими лицами, достигшими 18-летнего возраста, на таможенную территорию Республики Казахстан товаров, не облагаемых таможенными платежами и налогами: 5 л пива солодового, 3 л алкогольных напитков, 1000 шт. сигарет, 300 сигарилл, 15 сигар. Также без уплаты пошлин и налогов разрешено ввозить товары, общая стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 1000 долл., в пределах общего веса багажа до 50 кг на человека Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2001 г. № 741

С 1 апреля 2005г. Беспошлинно на территорию Республики Казахстан физические лица, достигнувшие 18-летнего возраста, имеют право ввезти: 5 л пива, 2 л алкогольных напитков, 1000 шт. сигарет, 300 сигарилл, 15 сигар. Также без уплаты пошлин и налогов разрешено ввозить товары, общая стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 500 долл. Весовые ограничения в 50 кг на человека сохранены Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 марта 2005 г. № 217

Анализ системы государственного регулирования ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей в других странах ближнего зарубежья (Республике Казахстан, Украине, Узбекистане, др.) выявил:

- сопоставимую последовательность смены этапов становления данной системы;

- с некоторым временным лагом страны ближнего зарубежья повторяли российский опыт, что должно облегчить работу по организации нового единого экономического пространства в границах Таможенного Союза - 2009;

- стоимостные и количественные ограничения по ввозу товаров физическими лицами в странах СНГ, в силу известных экономических причин, ощутимо «мягче», чем в странах дальнего зарубежья.

Ввоз товаров физическими лицами для некоммерческих целей продолжает оставаться серьезным экономическим явлением во многих развивающихся странах. Для граждан этих государств т. н. «челночная» деятельность, - зачастую, не просто вопрос самозанятости, а реального выживания населения. Понятно, что по мере оздоровления экономической ситуации правила и параметры «физического» ввоза товаров будут унифицироваться и, скорее всего, приближаться к

стандартам ведущих западных стран. «Рубка с плеча» в вопросах, затрагивающих экономические интересы миллионов, может обернуться негативными последствиями. Здесь принципиально важна взвешенность государственного подхода, последовательность и продуманность действий.

1. European Parliament and Council Decision 210/99/EC adopting an action program for customs in the Community (OJ 1999 L 33).

2. European Parliament Decision 194/05/EC.

3. European Parliament and Council Decision 318/07/EC.

4. Official Journal of the European Union. 2008. June 4.

Поступила в редакцию 17.12.2009 г.

Kostyleva E.V. Foreign experience of state regulation of transboundary moving of the goods by individuals.

The article is devoted to the problem of the system of state regulation of the individual import development in the far and near abroad. The modern practice of transboundary transition of goods by individuals in different regions of the world is analyzed. The main principles of organizing the state policy in this sphere in separate countries are discovered.

Key words: state regulation; individuals; import; noncommercial purposes; cost and quantitative restrictions.

УДК ЗЗ. ЗЗ2.14б.2

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЧАСТНОГО КАПИТАЛА К ПРОИЗВОДСТВУ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ © Д. А. Греков

В статье позиционированы продуктивные компоненты современного зарубежного опыта привлечения частных инвестиций в производство муниципальных услуг. Их учет в современной российской практике позволит расширить масштабы и повысить качество названных услуг.

Ключевые слова: муниципальные услуги; качество; доступность; инвестиции; частный капитал; концессия; сервисный контракт.

Осуществляемая в России реформа местного самоуправления повысила ответственность местных органов власти и управления за качество и уровень доступности муниципальных услуг. В то же время, как свидетельствует современная практика, малозаметны результаты в преодолении устойчиво воспроизводимого дисбаланса между рас-

ходными обязательствами органов местного самоуправления и доходными возможностями местных бюджетов. Такое положение существенно ограничивает возможности обеспечения позитивной динамики количественных и качественных характеристик муниципальных услуг.

б7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.