Научная статья на тему 'Зарубежный и российский опыт в организации анимационной деятельности гостиничной индустрии'

Зарубежный и российский опыт в организации анимационной деятельности гостиничной индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3145
701
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева А.А., Нарута Я.С.

В статье рассматривается российский и зарубежный опыт в области организации анимационной деятельности на предприятиях гостеприимства. Выводятся главные проблемы российской гостиничной индустрии, не позволяющие в полной мере организовывать анимационную деятельность. Вследствие чего, предлагается ряд мероприятий, который бы способствовал улучшению гостиничной анимации в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный и российский опыт в организации анимационной деятельности гостиничной индустрии»

134

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ В ОРГАНИЗАЦИИ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ

© Ковалева А.А.* *, Нарута Я.С.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Находка

В статье рассматривается российский и зарубежный опыт в области организации анимационной деятельности на предприятиях гостеприимства. Выводятся главные проблемы российской гостиничной индустрии, не позволяющие в полной мере организовывать анимационную деятельность. Вследствие чего, предлагается ряд мероприятий, который бы способствовал улучшению гостиничной анимации в России.

Ключевые слова анимация, зарубежный и российский опыт анимации, гостиничная анимация, организация анимационной деятельности, российские анимационные услуги.

В последние годы во всем мире активно развивается индустрия туризма: появляются новые гостиницы, туристские комплексы, туроператорские и турагентские фирмы, экскурсионные бюро, предприятия по производству сувениров, информационные и рекламные службы. Что в свою очередь способствует социально-экономическому развитию и улучшению благосостояния стран предоставляющих услуги. А так как индустрия гостеприимства является первостепенным компонентом, удовлетворяющим потребности туристов в проживании, питании и отдыхе, то современные предприятия гостиничной индустрии все чаще сталкиваются с необходимостью трансформации системы обслуживания.

«Анимация» (лат. anima - ветер, воздух, душа; animatus - одушевление) -означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность. Является своеобразной услугой, преследующей цель - повышения качества обслуживания, и является своеобразной формой рекламы, повторного привлечения гостей и их знакомых, продвигая тем самым туристский продукт на рынке.

Гостиничная анимация представляет собой комплекс рекреационных гостиничных услуг, основанный на личных контактах тураниматора с туристом, на совместном участии аниматора и туриста в предлагаемых программой развлечениях. Гостиничная анимация, как в зарубежных странах, так и России, относится к одним из эффективных средств привлечения гостей, и также влияет на позитивную оценку работы гостиницы в целом [1].

* Студент кафедры Дизайна и сервиса (направление подготовки «Туризм»).

* Старший преподаватель кафедры Дизайна и сервиса.

Проблемы и перспективы развития регионального туризма

135

Данная статья посвящена решению проблемы противоречия между высоким уровнем предоставления услуг анимации в зарубежных гостиницах и слаборазвитой анимацией в российских гостиницах.

Актуальность темы обусловлена тем, что индустрия гостеприимства -это бизнес, направленный не только на обеспечение жильем и пищей посетителей, но также на организацию их досуга. Современная гостиница является своеобразным культурным центром, где люди имеют возможность, переключаться с трудовой деятельности на отдых и развлечения. Внедрение услуг анимации в гостиничных предприятиях направлено на совершенствование предоставляемых услуг и формирование их конкурентных преимуществ на мировом рынке.

В рамках исследования была определена цель, которая заключается в том, чтобы разработать мероприятия по развитию анимационной деятельности в гостиничной индустрии России.

В последние годы все большее количество туристских комплексов старается поднять свой уровень обслуживания именно за счет наличия в своей структуре анимационной службы. Ведь если гость в целом провел свой отдых весело и интересно, то он может закрыть глаза на некоторые недостатки, например, неудобства во время перелета и размещения и др. Для этого в работу и вступает анимационная служба [1].

Организация анимационно-культурной деятельности гостиничной индустрии наиболее полно представлена на Западе. За рубежом, анимационная деятельность развивается уже на протяжении длительного периода времени и поэтому ее уровень в сфере обслуживания является довольно высоким. Российская анимационная деятельность, является относительно молодой, что и является одной из причин ее отставания от зарубежных стран. В табл. 1 приводится сравнительный анализ зарубежного и российского опыта по организации анимационной деятельности в гостиничной индустрии.

Таблица 1

Зарубежный и Российский опыт организации анимационной деятельности в гостиничной индустрии

Зарубежный опыт организации анимационной деятельности гостиничной индустрии Российский опыт организации анимационной деятельности гостиничной индустрии

1. Индустрия развлечений развивается более полувека назад, как результат - развитая система организации досуга. 2. Преуспели: США, Канада, страны Западной Европы (Германия, Франция, Дания, Бельгия, Нидерланды, Финляндия). 3. Разнообразие анимационных программ, от небольших бытовых сценок до серьезных театрализованных представлений. 1. Развивалась с СССР в санатории, пансионате, доме отдыха, детском летнем лагере и т.п. Массовик-затейник - аниматор. 2. Анимация как самостоятельная отрасль гостиничного бизнеса появилась в 2002 г., в сети отелей HELIOPARK Hotels&Resorts. 3. Российские гостиницы характеризуется малой оснащенностью анимационными услугами.

136

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Продолжение табл. 1

Зарубежный опыт организации анимационной деятельности гостиничной индустрии Российский опыт организации анимационной деятельности гостиничной индустрии

4. Для лучшей организации анимационной деятельности, устанавливаются деловые контакты с предприятиями, предоставляющими услуги развлечения, досуга, отдыха и спорта. 5. Формируются анимационные службы, организующие досуг и отдых гостей. 6. Гостиницы имеют собственную спортивную базу, киноконцертные залы, дискотеки, различные клубы и игровые заведения. 7. Наличие комплексных программ, с использованием элементов нетрадиционной терапии разных стран мира. 8. Большое разнообразие праздников, фестивалей, карнавалов, позволяющее аниматорам гостиничных предприятий в организации анимационной деятельности. 9. Развитый анимационный сервис в курортных зонах. 10. Услуги анимационного типа на зарубежных курортах делятся на: - стандартные (детский городок, комната, игровые автоматы, бассейн, водные шоу и игры, волейбольная площадка, пляж, танцпол, гримерная и место ди-джея, спорткомплекс); - дополнительные (прокат велосипедов, роликов, скутеров; теннисные корты; стрельба из лука и арбалета; баскетбольная площадка; парк; снорклинг; тир; клубная песня-гимн); - эксклюзивные (скалодром, пейнтбол-клуб, роллердром, батут, компьютерный клуб, автодром, АРМреслинг-клуб, мини-аквапарк) [3]. 11. Следование принципам требующим: качественные программы, дорогостоящее и высококачественное оборудование, новые подходы в управлении и высококвалифицированный персонал. 12. Аниматоры полностью занимаются организацией анимационной деятельности. 13. Структура и кадровый состав службы зависит от величины и типа гостиницы. 14. Анимационный сервис базируется на: кадрах (персонале), МТБ (материально-технической базе), месте (территории), технологии (знании, информации). 15. Этапы организации зарубежной анимационной программы: подготовка, проведение и анализ проведенной программы. 16. Правильная организация рекламной компании. 17. Собственный фирменный стиль - гарант качества предлагаемых услуг. 18. Анимационные программы зависят от размера отеля, его месторасположения, функциональной ориентации возможностей. 4. Анимационные программы: дискотеки, занятия физической культурой, игры, конкурсы, диспуты, лекции, шоу-программы, вечера встреч, викторины, праздники, спортивные и оздоровительные мероприятия, соревнования, экспромт-спектакли, театральные сцены, танцы, концерты, включающие личное участие участников мероприятий. 5. Организация массового анимационного мероприятия начинается с определения цели, темы, места и времени проведения, количества и возраста гостей, подбираются ведущий, исполнители, инвентарь и др. Составляется бюджет мероприятия. 6. В проведении культурно-развлекательных мероприятий используются зрительные залы многоцелевого назначения. 7. Роль аниматора часто исполняет консьерж. Организация «Золотые ключи консьержей» в нее входят консьержи лучших отелей Москвы и Санкт-Петербурга. 8. Проводимые анимационные мероприятия в основном носят традиционный характер или заимствуется у зарубежных стран. 9. Российская анимация стремится к зарубежным образцам. 10. Формы организации анимационно-досуговой деятельности: - детские развлечения; - анимация; - экскурсии; - игровые автоматы, бильярд, шахматы; - показ кинофильмов; - водные развлечения; - вечера отдыха и развлечений (дискотека, караоке и т.д.); - спортивно-массовая работа; - библиотечная работа; - концертная деятельность [2]. 11. Форма зависит от материально-технической базы гостиничного предприятия, его месторасположения, инфраструктуры, контингента отдыхающих, уровня профессиональной подготовки работников досуговой сферы.

Проблемы и перспективы развития регионального туризма

137

Таким образом, из данной таблицы видно, что зарубежные страны и Россия пошли разными путями в развитии анимационной деятельности. И также наблюдается существенный разрыв в дальнейших уровнях предоставления данной услуги. Зарубежные страны во многом опережают Россию по способам и уровню предоставления услуг анимации.

Основные проблемы организации анимационной деятельности России заключаются в слаборазвитой туристской индустрии, от которой напрямую зависит наполняемость гостиничных предприятий и материальная база. Анимационные развлечения, гостиничные предприятия оказываю на том уровне, который смогут себе позволить исходя из финансовых возможностей. При организации анимационной деятельности должна быть разнообразная материальная база: оборудование для пляжа и детских площадок, помещение, мебель и необходимый реквизит, инвентарь, оборудование для игр и тренажерных залов и т.д. На содержание и уход за ней требуются соответствующие затраты, частое обновление и внедрение инноваций, которое большая часть российских гостиниц не может себе позволить. Также существенной проблемой является нехватка высококвалифицированных кадров в области анимации.

Для того чтобы улучшить анимационную деятельность гостиничных предприятий России, необходимо использовать такие мероприятия, которые бы способствовали развитию гостиничной индустрии, сделали бы ее более конкурентоспособной и приблизили бы к зарубежным образцам.

Для того, чтобы развивать анимационную деятельность в России, прежде всего, необходимо усовершенствовать материально-техническую базу существующих объектов размещения и ввести на рынок новые объекты, готовые принять туристов такие как: бунгалы, мини-отели, дизайн-отели, мотели, кемпинги для автомобилистов, меблированные комнаты, особняки для VIP-персон, апартаменты, туристские деревни. Вышеперечисленные заведения будут успешно функционировать на рынке туристских услуг при условии ориентации на анимационный сервис.

Необходимо также выводить на рынок новые предприятия индустрии развлечений и за пределы гостиничных комплексов, с которыми бы предприятия сотрудничали при организации анимации. Наиболее актуальными будут: парки развлечений, аквапарки, игровые площадки, аттракционы, дельфинарии, зоопарки, передвижные городки, спортивные залы, открытые танц-польные площадки, конгресс-холы, бассейны [4].

Для формирования анимационных программ в гостиничных комплексах необходимо создать анимационную службу. Помимо непосредственной работы с отдыхающими, анимационная команда может участвовать в рекламной деятельности гостиничного предприятия. Наличие анимационной службы говорит также и о статусе гостиничного предприятия.

138

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Чтобы повысить уровень организации анимационной деятельности гостиниц, аниматоры должны быть квалифицированными, и должны учитывать интересы туристов, которые зависят от многих факторов: возраста, пола, национальности, уровня образования, уровня доходов, профессиональных интересов и т.д. Также при составлении анимационных программ необходимо учитывать дифференциацию потребительских предпочтений, коэффициент свободного времени, степень включаемости, повод к мероприятию. Способами повышения эффективности гостиничной анимации служат: активное привлечение туриста в контекст мероприятия, максимальное сближение, путем превращения зрителя в участника [5].

Анимационные мероприятия событийного характера в России являются очень популярными, поэтому для соотечественников и зарубежных клиентов можно устраивать театрализованные массовые действия с участием зрителей.

Одной из главных проблем, стоящих перед российскими предприятиями сферы обслуживания, является эффективная организация труда занятых работников и уровень их квалификации. Рассматривая труд аниматора с точки зрения содержания - это свободный, творческий труд, требующий высокой квалификации и знаний. Аниматор непременно должен обладать следующими качествами личности: коммуникабельностью, качеством прирожденного лидера, терпеливостью, ответственностью, интеллигентностью и иметь актерские задатки. Которые позволят улучшить анимационную деятельность на предприятии гостеприимства.

Таким образом, если российская индустрия гостеприимства будет внедрять и применять все выше предложенные мероприятия по усовершенствованию анимационной деятельности, то она станет привлекать всё большие категории клиентов, станет более привлекательной, как для соотечественников, так и для зарубежных странах, тем самым приблизившись к мировым образцам.

Список литературы:

1. Гаранин Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: учебное пособие / Н.И. Гаранин, И.И. Булыгина. - М.: Российская международная академия туризма, 2010. - 120 с.

2. Кусков А.С. Гостиничное дело: учебное пособие / А.С. Кусков. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 328 с.

3. Журавлева М.М. Анимация в рекреации и туристской деятельности: курс лекций / М.М. Журавлева. - Иркутск: ООО «Мегапринт», 2011. - 135 с.

4. Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес: учебное пособие / А.Д. Чудновский. - М.: Юркнига, 2013. - 235 с.

5. Дмитрова А.С. Гостиничная анимация как ключевой компонент современного туристского сервиса [Электронный ресурс] / А.С. Дмитрова, В.И. Кузнецов // Студенческий научный форум. - 2014. - Режим доступа: http://bibliofond.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.