Научная статья на тему 'Зарубежный и Российский опыт создания туристских продуктов, основанных на концептуальных туристско-рекреационных аттракторах: методические особенности'

Зарубежный и Российский опыт создания туристских продуктов, основанных на концептуальных туристско-рекреационных аттракторах: методические особенности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
352
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / TOURIST RESOURCES / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ / TOURIST POTENTIAL OF THE AREA / ТУРИСТСКИЕ ПРОДУКТЫ / TOURIST PRODUCTS / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ АТТРАКТОРЫ / TOURIST AND RECREATIONAL CONCEPTUAL ATTRACTORS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Григорьева Дарья Константиновна

До недавнего времени развитие отдельных видов туризма напрямую зависело от состояния туристских ресурсов в регионах. С пониманием того, что мультипликативный эффект от туристской отрасли оказывает позитивное влияние на развитие различных отраслей и сфер региона, муниципальные власти и представители бизнеса приходят к мнению o необходимости создания неких дополнительных объектов притяжения туристов. Такими объектами могут стать концептуальные туристско-рекреационные аттракторы. Особое социально-экономическое влияние данные аттракторы могут оказать на территории без выраженного туристско-рекреационного потенциала, для преодоления кризисных явлений в экономике моноориентрованных городов. В данной статье представлен обзор зарубежной и российской практики по созданию туристских продуктов, основанных на концептуальных туристско-рекреационных аттракторах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Григорьева Дарья Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN AND RUSSIAN EXPERIENCE OF THE TOURIST PRODUCT BASED ON CONCEPTUAL TOURISTAND RECREATIONAL ATTRACTORS METHODICAL FEATURES

Until recently, the development of certain types of tourism depended on the state of tourism resources in the regions. With the understanding that the multiplier effect of the tourism industry has a positive influence on the development of various sectors and areas of the region, the municipal government and business representatives come to the opinion that it is necessary to create some additional objects of tourist attraction. Such objects may become conceptual tourism and recreation attractors. This article provides an overview of foreign and Russian practice of creation of tourist products which are based on these attractors.

Текст научной работы на тему «Зарубежный и Российский опыт создания туристских продуктов, основанных на концептуальных туристско-рекреационных аттракторах: методические особенности»

ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ТУРИСТСКИХ ПРОДУКТОВ, ОСНОВАННЫХ НА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ АТТРАКТОРАХ:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

FOREIGN AND RUSSIAN EXPERIENCE OF THE TOURIST PRODUCT BASED ON CONCEPTUAL TOURISTAND RECREATIONAL ATTRACTORS METHODICAL FEATURES

УДК 332.142

ГРИГОРьЕВА Дарья Константиновна

аспирантка Санкт-Петербургского государственного экономического университета, dashulka_007@mail.ru

GRIGOREVA, Daria Konstantinovna

Post-graduate student of the Saint-Petersburg State University of Economics, dashulka_007@mail.ru

Аннотация.

До недавнего времени развитие отдельных видов туризма напрямую зависело от состояния туристских ресурсов в регионах. С пониманием того, что мультипликативный эффект от туристской отрасли оказывает позитивное влияние на развитие различных отраслей и сфер региона, муниципальные власти и представители бизнеса приходят к мнению o необходимости создания неких дополнительных объектов притяжения туристов. Такими объектами могут стать концептуальные туристско-рекреационные аттракторы. Особое социально-экономическое влияние данные аттракторы могут оказать на территории без выраженного туристско-рекреационного потенциала, для преодоления кризисных явлений в экономике моноори-ентрованных городов. В данной статье представлен обзор зарубежной и российской практики по созданию туристских продуктов, основанных на концептуальных туристско-рекреационных аттракторах.

Ключевые слова: туристские ресурсы, туристский потенциал территории, туристские продукты, концептуальные туристско-рекреационные аттракторы.

Abstract.

Until recently, the development of certain types of tourism depended on the state of tourism resources in the regions. With the understanding that the multiplier effect of the tourism industry has a positive influence on the development of various sectors

петербургский экономический журнал • № 4 • 2015

91

and areas of the region, the municipal government and business representatives come to the opinion that it is necessary to create some additional objects of tourist attraction. Such objects may become conceptual tourism and recreation attractors. This article provides an overview of foreign and Russian practice of creation of tourist products which are based on these attractors.

Key words: tourist resources, tourist potential of the area, tourist products, tourist and recreational conceptual attractors.

Туристский спрос - динамическая категория, меняющаяся вместе с развитием общества. Среди общих факторов спроса можно выделить: покупательскую способность, демографические структуры и тенденции, социальные и культурные факторы, мотивацию и отношение к путешествиям, а также возможности для путешествия и интенсивность маркетинга [1]. Последний из факторов становится наиболее актуальным в силу активного развития информационных технологий ввиду того, что информация расходится максимально быстро и повсеместно. Если раньше турист использовал в качестве выбора места отдыха личный опыт или опыт близких ему людей, то теперь туристы могут получить информацию из различных источников. На сегодняшний день в мире насчитывается такое огромное количество туристически-привлекательных территорий разного уровня, что турист физически не сможет посетить их все [4]. Поэтому большое влияние на развитие и продвижение туристских территорий оказывают туристские продукты, созданные на основе концептуальных туристско-рекреационных аттракторов.

Согласно традиционному подходу первичные туристские ресурсы диктовали территории вид туризма и объем его развития, а отсутствие необходимого потенциала означало отсутствие развития туризма. На основе вышеизложенных предпосылок представляется целесообразным формирование альтернативного подхода, где логика рассуждений была бы такова - «желание развивать туризм стимулирует развитие туристских аттракторов».

Концептуальные туристско-рекреационные аттракторы (КТРА) - это комплекс объектов, относящихся к дополнительным и/или косвенным турресурсам, расположенных на определенной территории, формирующих ее

туристско-рекреационный потенциал. КТРА являются созданными «с нуля» или переведёнными из категории «не вызывающих интерес» через реализацию туристского потенциала в объект показа, в основе создания которых лежит инновация, содержащая концепцию творческой идеи, предмета или технологии.

Финансовый кризис последних лет обнаружил и обострил существование в моноориентированных городах проблем экономического и социального характера, обусловил необходимость их решения. Разработка мероприятий по снижению зависимости экономики таких городов от функционирования градообразующего предприятия, повышению гибкости его структуры должна осуществляться в соответствии с имеющимися в городе ресурсами, потенциалом, специфичными факторами.

Проведенный автором ранее анализ типологии моноориентированных городов России позволяет определить, что приемлемыми сценариями развития могут быть следующие:

1) смена устаревшей промышленности на стратегическую;

2) диверсификация экономики;

3) развитие туристско-рекреационной зоны;

4) расселение моногорода.

Автор полагает, что использование КТРА для развития туризма, как одного из сценариев диверсификации социально-экономического развития территорий без выраженного туристско-рекреационного потенциала (моно-ориентрованных городов), логически приводит к созданию концептуального туристского продукта. Туристской достопримечательностью может стать множество уже имеющихся или искусственно созданных объектов, главное их правильно оформить и преподнести туристу. На взгляд автора, популярностью у туристов могут пользоваться:

92

петербургский экономический журнал • № 4 • 2015

• архитектурные решения;

• отдельные элементы городской среды;

• герои;

• специалисты;

• заводы и фабрики;

• природные объекты;

• музыкальные и кинопроизведения;

• отсутствие принятых стандартов, запрет;

• праздники, фестивали, конкурсы, состязания;

• объекты спортивной тематики.

Рассмотрим эти блоки на примерах из российской и мировой практики.

Архитектурные решения

Не обязательно браться за строительство грандиозных и уникальных построек, достаточно просто создать копию знаменитого объекта, применить необычный материал, выбрать неожиданное место.

Пример 1. Парк «<Аллея цивилизаций», Кабардинка, Россия

Архитектор Александр Алексеев из поселка Кабардинка недалеко от Геленджика возвел у себя на участке «Аллею цивилизаций». В числе экспонатов — египетская пирамида, храм Зевса, римский фонтан и др. Хозяин «мирового наследия» принимает больше сотни гостей-туристов каждый день.

Пример 2. Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья на Щелоковском хуторе, Нижний Новгород, Россия [5]

В Нижегородской области есть уникальный музей под открытым небом, который представляет собой этнографический музейный комплекс, состоящий из старинных домов Нижнего Новгорода, построенных в конце XIX - начале XX вв. Оказавшись на территории, турист попадает в русскую деревню со всеми ее атрибутами - избами, овинами, амбарами, церквями, мельницами, перевезенными на территорию музея из заволжских районов Нижегородской области более 40 лет назад.

Отдельные элементы городской среды

Можно просто создавать в городе необычные архитектурные элементы - лестницы, фонари, городские часы, фонтаны и т. д. Учитывая, что туристы любят фотографироваться у таких элементов городской среды, можно

получить вторичную рекламу. Необычные городские объекты могут стать основой для любопытных ритуалов, экскурсий, интерактивных программ, легенд и сувенирной продукции.

Пример 3. Испанская лестница, Рим, Италия

Туристы, приезжающие в Рим, считают своим долгом посидеть на знаменитой Испанской лестнице. Здесь с раннего утра и до ночи можно увидеть сотни людей. Сидя на ступеньках, они отдыхают от пеших прогулок, наслаждаются окружающими видами, едят мороженое или просто фотографируются на фоне лестницы и соседних зданий.

Пример 4. Музыкальная лестница в метрополитене, Стокгольм, Швещия

Специалисты из автомобильного концерна Volkswagen построили на одной из станций метрополитена в Стокгольме лестницу, оформив ступени в виде клавиш пианино. При нажатии на эти «клавиши» ногой звучит музыка. Замечено, что пассажиры подземки с большим удовольствием поднимаются по музыкальной лестнице, чем по обычному эскалатору, расположенному рядом.

Герои

Речь идет o создание КТРА, в основе которых лежат истории o реальных или выдуманных персонажах. К таким перспективным персонажам можно отнести:

• исторические фигуры, представляющие собой собирательный образ;

• героев сказок, легенд, литературных произведений;

• персонажей, существование которых находится под вопросом.

Пример 5.

В Ярославской области разработали туристическую программу «Тайны языческой Руси». На берегу Волги выстроена деревня язычников, обнесенная высоким частоколом. Жизнь в ней течет, как во времена XI века, в деревне туристов встречает «племя Медведей» в шкурах и с топорами. В лесу можно встретить древние ловушки и даже обнаружить кладбище на деревьях. По окончании экскурсии туристы становятся свидетелями битвы Ярослава Мудрого с «племенем Медведей».

петербургский экономический журнал • № 4 • 2015

93

Пример 6. Экспозиция «В поисках снежного человека», Кемеровская область

В СМИ часто появляются сообщения об обнаружении в Таштагольском районе Кемеровской области снежного человека. Участникам одной из многочисленных экспедиций удалось даже найти хижину йети. А в Таштагольском городском музее этнографии и природы Горной Шории была создана экспозиция «В поисках снежного человека». Местные турфирмы активно предлагают экскурсию-квест с одноименным названием.

Пример 7. Музей гадов, Тверская область, Россия

В деревне Гадово Тверской области создан Музей гадов. Помимо увлекательного рассказа о жизни змей туристы встречаются с Кикиморой и идут на пир к Змею Горынычу.

Специалисты

Иногда туристы готовы отправиться в путешествие ради знакомства с теми или иными специалистами. Знакомство может подразумевать приобретение каких-то услуг, наблюдение за рабочим процессом или обучение. Поэтому городам и регионам имеет смысл рекламировать свой кадровый потенциал и вовлекать в этот процесс отдельные организации, которые могут похвастаться своими специалистами.

Пример 8.

Немалая доля россиян выбирают отдых в Таиланде и на Бали из-за возможности пройти полный курс прекрасного оздоровительного массажа за очень умеренную цену. А поклонники аюрведы по той же причине посещают в Индии штат Керала. Популярностью в Таиланде у российских туристов пользуется услуга -пошив верхней одежды. Заказ готов через 1-2 дня, а цены в 8-10 раз ниже, чем в крупных российских городах.

Пример 9. Шоу «Кормление акул» в Океанариуме, Санкт-Петербург, Россия [9]

Посетители зоопарков, заповедников и океанариумов часто приходят в подобные места посмотреть на кормление подопечных. Не исключением стал и Петербургский океанариум с шоу «Кормление акул», где зрители стараются оказаться поблизости от бассейна с акулами в обеденное время, чтобы понаблюдать за процессом кормления.

Пример 10.

В Эстонии возможности Таллиннского университета позволяют развивать академический туризм — во время студенческих каникул организуются краткосрочные курсы продолжительностью от одной до трех недель. Тематика занятий очень разнообразна: иностранный язык, живопись на пленере, кинематография и фотография, экотуризм, СМИ, социальная политика, глобализация и многое другое. День у слушателей начинается с посещения лекций и практических занятий, а после обеда свободное время, которое можно с пользой провести, осматривая местные достопримечательности.

Заводы и фабрики

Экскурсии на производственные предприятия все чаще входят в практику туристических компаний как за рубежом, так и в России. Ведь минус многих музеев в том, что экспонаты там «мертвые»: они могут быть уникальны и прекрасны, но если они вырваны из контекста, то цельного образа не возникает, гостю трудно прочувствовать атмосферу другой эпохи. А на производстве -все живое, сплошная динамика и реальность. Конечно, необходимо помнить о технике безопасности, соблюдении санитарных норм и коммерческой тайны, но наверняка найдутся такие стадии производственного процесса, которые можно показать. Проведение подобных мероприятий является дополнительной рекламой производителю.

Пример 11. Дом пива Гиннес, Дублин, Ирландия [3]

Здание, в котором находится музей (построенное в 1902-1904 годах) первоначально предназначалось для процесса ферментации, ввиду изменения технологии вместо деревянных бочек стали использовать алюминиевые и здание осталось «без работы». В октябре 1997 года решение по открытию музея было одобрено властями, и уже в 2000 году Дом пива Гиннес открыл свои двери для туристов. Гости поднимаются с этажа на этаж, познают все стадии пивоварения, а на последнем этаже их ждет паб со свежим пивом, дегустацией и потрясающим видом на Дублин, открывающимся со смотровой площадки окон кафе.

94

петербургский экономический журнал • № 4 • 2015

Пример 12. Музей лапши, Осака, Япония [6]

В японском городе Осака работает Музей лапши. Гостям музея в театрализованной форме рассказывают об истории создания лапши и особенностях производства, а также дают возможность самим приготовить лапшу на свой вкус на мини-фабрике. Посетители музея самостоятельно выбирают ингредиенты, соединяют их, чтобы сделать этот продукт, и, уходя из музея, получают свой персональный термостакан с лапшой.

Природные объекты

Природа может подарить множество идей по созданию КТРА. Источниками вдохновения могут быть:

• животный мир;

• цветы, деревья, кусты и другие зеленые насаждения;

• пейзажи;

• вода и связанные с ней явления и др.

Пример 13. «<Музей Паразитов Мэгуро», Токио, Япония [7]

Существующий музей собрал свыше 300 экспонатов, включая 90-метрового солитера, которого извлекли у ничего не подозревавшей женщины... В музее можно увидеть витрины с колбами и банками, показывающие реальные экспонаты, также можно посмотреть муляжи паразитов в увеличенном масштабе, рукописи ранних исследований по изучению паразитов, интерактивные информационные доски. Четверо ученых, специализирующихся на изучении микроорганизмов, открыли этот музей. Его призыв - «Попробовать думать о паразитах без страха и уделить время изучению их изобретательному способу жизни». Большой плюс музея заключается в том, что он бесплатный. В сувенирной лавке можно приобрести футболки и брелоки с реальными паразитами внутри.

Пример 14. «Воскресенское Поветлужье», Нижегородская область, Россия [2]

Проект создан в зоне особо охраняемой природной территории национального парка, поскольку на этой территории сосредоточено много объектов туристского показа: река Ветлуга, озеро Светлояр, с которым связана легенда о граде Китеже, воссозданный храм в честь Пресвятой Троицы, которому в 2013 году

исполнилось 300 лет, усадьба Левашовых -памятник деревянного зодчества и уникальной русской архитектуры конца XIX - начала XX века, Русенихинское городище - памятник археологии. Проект ориентирован на культурно-познавательный, событийный, сельский и экотуризм.

Музыкальные и кинопроизведения

Объектом туристического показа могут стать места, тем или иным образом связанные с популярными произведениями в области музыки или кино, с известными исполнителями или актерами, а также с необычными музыкальными инструментами. Такие объекты могут быть как ключевым звеном путешествия, так и дополнительным сюрпризом на маршруте. Отметим, что в любом случае полезно использовать «многоходовку», т.е. не просто памятник, а памятник + легенда + ритуал + интерактив + сопутствующие товары или услуги.

Пример 15. День памяти Джона Леннона, Нью-Йорк, США

Два раза в год, в день рождения и смерти Джона Леннона, в Нью-Йорке в Се^Ы Park, на увековеченной им «Земляничной поляне», рядом с выложенной на земле круглой плитой с надписью Imagine, собираются огромные толпы -со свечами, цветами, гитарами и до позднего вечера распевают песни «Битлз». Интересно и трогательно наблюдать за этим неиссякаю-щим братством битломанов, как вежливо они уступают друг другу «дорогу». Никто никого не хочет перекричать, никто одновременно не поет, все внимательно слушают и аплодируют друг другу. В основном это респектабельные люди среднего возраста, наверное, в прошлом -битники, хиппи, которым лет тридцать назад родители запрещали носить длинные патлы, но есть и много совсем молодых.

Пример 16. Фольклорный ансамбль KIXNYMYA, Кихну, Эстония

Культура и традиции эстонского острова Кихну (700 жителей) были включены ЮНЕСКО в список шедевров устного и нематериального наследия человечества. Гордость острова — фольклорный ансамбль KIXNYMYA, состоящий из кихнуских бабушек, поющих мелодичные обрядовые песни.

ПЕтербургский экономический журнал • № 4 • 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

95

Отсутствие принятых стандартов, запрет

Как ни странно, но даже временное или постоянное отсутствие каких-то привычных явлений или объектов на территории может стать достопримечательностью. При этом «аномалия» может быть как природной, например, белые ночи или солнечное затмение, так и созданной человеком.

Пример 17. Музей плохого искусства, Бостон, США [8]

Это единственный музей в мире, который намеренно собирает плохие образцы в разных направлениях искусства, чтобы сохранить их для потомков. Зрители из любопытства приходят посмотреть на несочетающиеся цвета, нарушение пропорций и полную бездарность. Экспозиция разбита на темы: «Под кайфом», «Жалкие черты» и «Убогие пейзажи и натюрморты».

Пример 18. День Тишины, Бали

На острове Бали один раз в году наступает день тишины. В этот день местные жители не работают и стараются вообще не разговаривать. Это день спокойствия и молитвы. Люди не включают радио и телевидение, не пользуются транспортом, электричеством и телефоном. Исключения составляют служащие отелей. Таким образом, жители Бали выражают свое почтение богам и природе. Туристов в этот день просят по возможности не шуметь и закрывать шторы на окнах, чтобы свет ламп в вечернее время не нарушал окружающей гармонии.

Праздники, фестивали, конкурсы, состязания

На сегодняшний день разнообразие мероприятий, проводимых во всем мире с целью привлечения туристов, так велико, что приходится лишь удивляться богатству фантазии их организаторов. Основой мероприятий могут выступать:

народные и религиозные праздники; светские праздники; исторические события; еда и напитки;

особые люди, персонажи, поклонники; одежда, внешний вид, костюмы; музыка, кино;

средства передвижения и т. д.

Пример 19. Фестиваль кофе, Львов, Украина

В конце сентября во Львове проходит Фестиваль кофе. Этот уникальный город со старинной архитектурой продвигает себя в качестве восточноевропейской столицы кофе. Согласно истории в XVII веке житель Львова по имени Юрий Кульчицкий принимал участие в освобождении Вены от турок и открыл в Вене первую в Европе кофейню.

Пример 20. Снежный фестиваль, Саппоро, Япония

Основателем этого фестиваля стали дети, которые в 1950 году в центральном парке построили шесть огромных снежных фигур. Сейчас фестиваль проводится ежегодно и помимо шедевров изо льда предлагает гостям различные развлекательные программы. В 2014 году Саппоро принял более 50 тысяч гостей только на открытие фестиваля.

Объекты спортивной тематики

Спортивная тематика может служить основой не только для организации мероприятий, но и для создания туробъектов. Для небольших областных городов прекрасным стимулом для приезда гостей из соседних городов и районов могут стать современные, обустроенные спортивные комплексы, футбольные поля, теннисные корты, катки, скалодромы и т. д.

Пример 21.

В Ессентуках сохранились первые в мире тренажеры, появившиеся еще в начале XX века. Они уже более ста лет не просто стоят в тренажерном зале, но и находятся в эксплуатации и радуют отдыхающих. Электрический двигатель, расположенный этажом ниже (раньше был паровой), приводит в действие пассивные тренажеры, которые мнут, гнут, трясут и делают много чего еще, а человек при этом особых усилий не прикладывает. Такие тренажеры появились в Европе раньше, чем в Ессентуках, но на данный момент нигде в мире работающих аналогов не сохранилось.

Однако, если вспомнить, что для туриста ценно и любопытно то, чего нет или «в дефиците» в его родном городе (даже если тот или иной объект не принято относить к достопримечательностям), то может статься, что прекрасным стимулом для приезда гостей из соседних городов, районов или областей мо-

петербургским экономическим журнал • № 4

2015

96

гут стать нормальные футбольные поля или волейбольные площадки, катки, теннисные корты, тиры, бассейны, скалодромы и т. д.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что в основе объектов, выступающих в роли КТРА, могут быть здания, природные ландшафты, особенности природы, элементы эпоса, истории и легенд и пр. Обустроенные достаточным уровнем сервиса данные аттрак-

Список литературы

торы превращаются в успешный туристский продукт, не менее интересный путешественнику, чем привычные достопримечательности. Есть основания полагать, что концептуальные туристские продукты могут стать катализатором социально-экономического развития регионов. Это может быть стимулом для развития туризма в тех регионах, где промышленность является основной экономики региона.

1. Благова И. Ю., Маслова Д. И. Анализ социально-экономических факторов, оказывающих влияние на потребительский спрос в сфере культуры Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2015. № 3. С. 6-15.

2. Воскресенское Поветлужье [Офиц. сайт]. URL: http://vetluga-park.ru/ (дата обращения: 10.10.2015).

3. Дом пива Гиннес [Офиц. сайт]. URL: https://www.guinness-storehouse.com/en (дата обращения: 10.10.2015).

4. Казаков М. Ю., Кутовой С. И. Развитие городского пространства: инструментарий анализа и концепция регулирования // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 45. С. 10-17.

5. Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья на Щелоковском хуторе [Офиц. сайт]. URL: http://www.hutor-museum.ru/ - (дата обращения: 10.10.2015).

6. Музей лапши в Осаке [Офиц. сайт]. URL: http://www.instantramen-museum.jp/jp/ (дата обращения: 10.10.2015).

7. Музей Паразитов Мэгуро [Офиц. сайт]. URL: http://www.kiseichu.org/ (дата обращения: 10.10.2015).

8. Музей плохого искусства [Офиц. сайт]. URL: http://www.museumofbadart.org/ (дата обращения: 10.10.2015).

9. Океанариум в Санкт-Петербурге [Офиц. сайт]. URL: http://www.planeta-neptun.ru/ ocean/ (дата обращения: 10.10.2015).

петербургский экономический журнал • № 4 • 2015

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.