Научная статья на тему 'Зарубежные модели электронного правительства: принципы и особенности'

Зарубежные модели электронного правительства: принципы и особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3016
475
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / E-GOVERNMENT / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА / FOREIGN EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF E-GOVERNMENT / МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА / E-GOVERNMENT MODELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орловский Максим Александрович, Бочанов Максим Александрович

В данной статье рассматриваются основные модели электронного правительства, их характерные черты и отличительные признаки. Изучаются мировой опыт реализации концепций электронного правительства, проблемы и перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to e-government models, their characteristic features and distinctive features are examined. The world experience in implementing e-government concepts, problems and prospects are considered.

Текст научной работы на тему «Зарубежные модели электронного правительства: принципы и особенности»

УДК: 342

Орловский Максим Александрович, магистрант, Среднерусский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: morlovsky@list.ru

Бочанов Максим Александрович, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и государственной политики, Среднерусский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: max8797@list.ru

ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА: ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ

В данной статье рассматриваются основные модели электронного правительства, их характерные черты и отличительные признаки. Изучаются мировой опыт реализации концепций электронного правительства, проблемы и перспективы развития.

Ключевые слова: электронное правительство, зарубежный опыт реализации электронного правительства, модели электронного правительства.

Orlovsky M.A., Master Student, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: morlovsky@list.ru Bochanov M.A., Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Political Science and State Policy, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: max8797@list.ru

FOREIGN MODELS OF E-GOVERNMENT: PRINCIPLES AND FEATURES

The article is devoted to e-government models, their characteristic features and distinctive features are examined. The world experience in implementing e-government concepts, problems and prospects are considered.

Keywords: e-government, foreign experience in the implementation of e-government, e-government models.

В эпоху цифровых и информационных технологий нельзя представить ни одну сферу человеческой жизни, которая в данный момент обходится без внедрения информационно-коммуникационных технологий в свою деятельность. Исключением не стало и государственное и муниципальное управление. Во многих странах процесс перехода к использованию информационно-

коммуникационных технологий начинался по-разному. Кто-то создавал инновационные механизмы и инструменты предоставления услуг населению и возможности непосредственного участия в управленческом процессе, а кто-то перенимал уже существующий опыт и пытался реализовать наиболее эффективный механизм государственного управления, частично сохранив инструменты традиционного управления. Вопрос

формирования и реализации электронного правительства в развитых и развивающихся странах остается довольно актуальным на протяжении долгого времени. Модели реализации концепций представляют собой синтез практических и теоретических подходов, направленных на эффективность

взаимодействия населения с государственными органами.

В мире выделяется четыре основополагающие модели построения электронного правительства:

- англо-американская модель;

- азиатская модель;

- европейская модель;

- российская модель.1 Англо-американская модель электронного

правительства развивается в США, Канаде и Великобритании. В США государством был разработан документ «Стратегия электронного правительства (E-Government Strategy)». Общие принципы стратегии правительства США в области информационно-коммуникационных технологий позволяют утверждать, что правительство нуждается в высоком уровне обеспеченности граждан высокоэффективными и простыми в получении услугами для граждан для взаимосвязи с государственными учреждениями. Организация работы происходит в рамках национальной инициативы по усилению контроля со стороны граждан за деятельностью государственных учреждений.2

Канада стала одной из первых стран в мире, которая стала решать проблему открытого доступа к информации государственных структур еще в 1994 году. Для этого было принято решение разделить реализацию проекта на три основных этапа, поставив перед собой задачу построения электронного правительства в течение пяти лет.

В результате применения поэтапного подхода система была разделена на четыре

1 Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика // Государственная служба. - 2016 - №4-С. 163-173.

2 Кристальный Б.В., Травкин Ю.В. Электронное правительство. Опыт США. М.: Эко-Трендз, 2015._

составляющих:

- правительственный сайт Канады;

- сайты, объединяющие разнообразные информационные порталы;

- программное обеспечение, включающее в себя сервис поиска, систему автоматизации бизнес-процессов, систему интеграции приложений и данных;

- программное обеспечение, включающее в себя систему управления бумажными и электронными документами, электронные хранилища и системы управления базами данных.

Оценив успехи реализации системы электронного правительства, США создает свою систему открытого доступа к государственным услугам. Основное внимание уделяется:

- электронной торговле между государственными организациями и министерствами, конкурсным электронным торгам на поставки товаров и услуг для удовлетворения государственных нужд;

-доступу населения к правительственной и административной информации;

- использованию смарт-карт, в том числе в федеральном правительстве;

- решению различного рода задач, в частности получению официальных документов через правительственные \Л/еЬ-сайты, оплате налогов, предоставлению статистической информации о работе государственного аппарата населению и др.;

- применению ИКТ в медицине и здравоохранении.

Возможности электронного правительства предполагают совершенствование и использование всех возможных электронных видов получения информации. К ним относятся: мобильная связь, Интернет, цифровое телевидение, колл-центры. Однако возможность прямого контакта граждан с учреждениями не исключается, что позволяет получать услуги наиболее удобным способом. В США получила распространение система создания персональных страниц для граждан, малых и средних предприятий, которые позволяют сделать процесс получения услуг максимально

удобным и эффективным.

Благодаря применению электронных технологий в государственном управлении удалось значительно сократить расходы на предоставление услуг на десятки миллионов долларов. На данный момент правительство США полностью завершило процесс создания и реформирования информационно-

коммуникацион-ной среды на правительственном уровне1.

Так, США сделали существенный шаг вперед на пути реализации идеи электронного правительства и задают тенденции развития технологий для электронного правительства, перенимаемые другими странами мира. Некоторые исследователи считают, что наиболее рационально и эффективно концепцию электронного правительства могут реализовать именно США.

Азиатская модель электронного правительства основывается на отличительном стиле управления. Правительство Республики Корея при формировании модели электронного правительства основной упор сделало на внедрение ИКТ в образовательную и культурную области. Азиатская модель так же, как и англоамериканская, базируется на принципе единого окна. Приверженность данному принципу значительно упрощает процесс взаимодействия с государственными органами.

На протяжении долгого времени Организация Объединенных Наций признавала систему «электронного правительства» Кореи самой лучшей и эффективной в мире, так как граждане могли получить более двух тысяч разнообразных государственных услуг. Данная модель не только показывает свою эффективность, но и поддерживается огромным количеством граждан, предпочитающих получать услуги в электронном виде, нежели традиционным способом. Благодаря данной системе граждане страны могут воспользоваться практически всеми операциями с помощью обычного персонального компьютера. В большинстве общественных мест установлены терминалы, позволяющие найти

1 Кристальный Б.В., Травкин Ю.В. Электронное правительство. Опыт США. М.: Эко-Трендз, 2015._

интересующую информацию или получить справку в электронном и бумажном варианте.

Южная Корея является одной из первых стран, где был введен режим стопроцентного документооборота. Однако самые важные правительственные документы продолжают храниться в бумажной форме. Функционирование системы «электронного правительства» позволяет Южной Корее ежегодно сэкономить более 1 миллиарда долларов в год.

Азиатская модель также успешно применяется правительством Сингапура. Большое количество государственных услуг в Сингапуре на данный момент доступно в режиме онлайн, предоставляемые через программу «Сингапур ОДИН». Одной из основных программ электронного правительства является программа «Электронный гражданин», которая предоставляет пакет объединенных услуг, которые ранее предоставлялись исключительно через государственные ведомства. Каждому жителю Сингапура доступна услуга привязки личного кабинета портала государственных услуг к мобильному телефону, после чего возможно получение некоторых услуг прямо через смартфон.

Таким образом, азиатская модель внедрения электронного правительства опирается на информатизацию социальной сферы - культуры, образования, здравоохранения, а также налаживание механизмов электронной коммуникации. Упор делается на развитие инфраструктуры информационных технологий, создания благоприятных условий развития электронной коммерции. Ориентация на граждан предполагает установку терминалов получения электронных услуг и справочной информации в часто посещаемых заведениях. Порталы государственных услуг стараются максимально интегрировать с мобильными устройствами для облегчения процедуры взаимодействия с государством.

По данным рейтинга 2016 года, по уровню развития электронного правительства Великобритания занимает почетное 1-е место2.

2 Электронное правительство в поддержку устойчивого развития._[Электронный_ресурс]:

Электронное правительство Великобритании имеет программы «Электронные граждане», «Электронный бизнес», «Электронное правительство». Основной упор в решении задач государства в сфере реализации концепции электронного правительства сделан на решение следующих задач:

- расширение перечня предоставляемых правительством сервисных услуг;

- обеспечение более эффективного использования социальной информации в органах государственной власти;

-создание технических и образовательных условий для полного охвата гражданами правительственных услуг.

Главной задачей реализации концепции электронного правительства в Великобритании является создание высокоэффективной системы взаимодействия граждан и бизнес-сообществ с государственными органами, позволяющей получать качественные государственные услуги посредств]м использования информационно-коммуникационных технологий 1.

Для создания единого информационного портала было принято решение об объединении ныне существующих сайтов, и закрытии части дублирующих сайтов, которые несли только бюрократические проволочки. Для привлечения спроса на разрабатываемый сервис было принято решение о внесении изменений в законодательство. Так, для граждан, представляющих налоговую отчетность в электронном виде, предусматривались значительные льготы.

В результате использования единого сервиса по предоставлению услуг в электронном виде Великобритания значительно разгрузила государственных служащих от рутинной бумажной работы.

Таким образом, англо-американская модель электронного правительства строится на

https://publicadministration.un.org/ru/Research/UN-e-Соуегптеп1-Зип/еуз (дата обращения 10.04.2017).

1 Кураш А. Из грязи в князи: как правительство Брита-

нии стало электронным. [Электронный ресурс]: -Ьйр:/Л/тш.спе\л/5.ги/а|11с1е^2_дгуа2иу_кпуа2икак^1гаад1е151 уо(дата обращения: 10.04.2017)_

принципах качественного предоставления государственных услуг гражданам, упразднения избыточных функций органов власти и более быстрого и удобного получения услуг в электронном виде. Политика стран, применяющих англо-американскую модель, также направлена на сокращение расходов на предоставление государственных услуг. Пользуются популярностью сервисы по получению официальной государственной статистики. Основным отличительным признаком является принцип единого окна, в котором собраны все необходимые и наиболее востребованные сервисы по получению государственных услуг гражданами и бизнес-сообществом.

Европейская модель электронного правительства имеет следующие характерные черты:

- высокий уровень объединения стран и народов Европы, проявляющийя в единой валюте, едином общеевропейском информационном пространстве, разработке новой единой конституции, в свободном перемещении финансов, энергии и информации;

- достаточно жесткое законодательство, регулирующее информационные отношения и информационные потоки, циркулирующие в едином европейском информационном пространстве.

Основой акцент в вопросах построения электронного государства ЕС осуществляет на достижении социального единства и равенства наций, входящих в него. Однако в качестве одной из основных проблем европейское общество считает разрыв между молодым поколением, готовым к использованию сервисов по предоставлению услуг населению в электронном виде, и более старшим поколением, которое зачастую неспособно самостоятельно разобраться в достаточно сложном процессе получения необходимых услуг в информационных сетях.2

2 Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство: западный опыт в российской проекции. [Электронный ресурс]:_-

В начале 2000-х годов была разработана Программа по созданию «Электронной Европы», составной частью которой является формирование электронного правительства. Реализация данной программы не противодействовала разработке национальных электронных правительств в Великобритании, Германии, Франции, Португалии, Эстонии и множестве других европейских государств.

Одним из таковых является Германия, которая считает, что электронное правительство стало одним из главных инструментов модернизации государственного аппарата. Официальная германская государственная стратегия обслуживания населения посредством информационно-коммуникационных технологий опирается на 4 основных принципа, охватывающих четыре сектора реформ:

- совершенно новая структура, обеспечивающая большую эффективность исполнения законов и оказания государственных услуг;

- ориентация на граждан как на стратегического партнера и основного потребителя государственных услуг;

- модернизация государственных служб, которая позволит органам власти лучше справляться со своими обязанностями, эффективнее использовать средства и действовать более прозрачно;

- эффективное руководство, позволяющее нанимать и удерживать в организации служащих, заинтересованных в результатах своей работы.

-В странах Европейского союза все больше развивается сервис обратной связи.

Во Франции существует правительственный сайт, на котором все граждане могут участвовать в обсуждении социально значимых проектов, реализуемых в стране. К таким проектам относится строительство дорог, мостов, парков и прочее. По результатам правительственного мониторинга данные подходы способствуют развитию доверительных и партнерских отношений граждан и власти.

Также получил широкое практическое

http://www.infosoc.ru/2006/thes/Pavlyutenkova.pdf (дата обращения: 10.04.2017)._

применение сервис предоставления информации об учреждениях. Для получения требуемой информации необходимо внести свой почтовый индекс в поисковое окно, чтобы получить адреса требуемых учреждений. Во Франции оплата электронных услуг производится через сайт посредством кредитной карты, что значительно упрощает процедуру получения необходимых услуг.

Таким образом, европейская модель электронного правительства основывается на единстве наций Европейского союза. Инвестиции в информационное общество рассматриваются как инвестиции в прогрессивное будущее своих стран. Характерные для европейской модели сервисы обратных форм связи, публичное обсуждение и гражданская экспертиза социально-значимых решений в

информационных сетях доказали свою практическую эффективность. Также широкое распространение получают сервисы предоставления информации об учреждениях по упрощенной поисковой системе.

Формирование процесса перехода к электронному правительству в России началось в 2002 году с принятия федеральной целевой программы «Электронная Россия». Данная программа помогла создать первоначальную нормативно-правовую и методологическую основу для реализации концепции электронного правительства в России, позволила усилить связь граждан с правительством и межведомственное взаимодействие

государственных органов. Далее в качестве совершенствования существующих механизмов принята государственная программа «Информационное общество». Программа рассчитана на период до 2020 года и в большей степени концентрируется на решении существующих проблем, препятствующих плодотворному развитию системы электронного правительства. По данным международного индекса развития электронных правительств ООН 2016 года, Российская Федерация потеряла 8 позиций рейтинга и заняла 35-е место.

Основными причинами резкого снижения в рейтинге является недостаточное нормативно-

правовое регулирование, отсутствие четкого механизма предоставления некоторых услуг в электронном виде и отсутствие готовности и доверия населения к новым видам получения государственных, муниципальных и других услуг и сервисов, предлагаемых электронным правительством.

Также одним из немаловажных моментов является недостаточное финансирование мероприятий, направленных на реализацию государственных программ в области электронного правительства.

Опыт реализации моделей электронного правительства в развитых странах показал, что граждане получают реальный шанс участвовать в диалоге с властью, влиять на принятие важных государственных решений, выдвигать собственные инициативы, получать детальную информацию о работе государственных органов и осуществлять контроль за их деятельностью.

Создание электронного правительства при всем разнообразии моделей подразумевает решение общих задач:

- организацию электронного документооборота внутри правительства;

- максимальный перевод в электронную форму взаимоотношений государства и гражданского общества;

- использование сети Интернет для организации интерактивной связи и установления эффективной обратной связи власти с населением;

-формирование диалогической по форме политической коммуникации, обеспечивающей контроль за управленческой деятельностью правительства как в процессе принятия решений, так и в их реализации.

Практическое воплощение поставленных правительством задач позволит не только незамедлительно получить информацию о мнении народа о важнейших решениях правительства, но и эффективно осуществлять идею непосредственного участия и активизации гражданской позиции граждан в разрешении наиболее значимых проблем современного мира.

Во многих зарубежных странах процесс формирования электронных правительств

начался еще в XX веке. На сегодняшний день такие страны достигли немалых успехов и способны предоставлять услуги населению в электронном виде на высочайшем уровне в удобной для потребителей форме. Анализ зарубежного опыта реализации концепций электронного правительства позволяют рассмотреть наиболее успешные механизмы взаимодействия граждан с государственными органами с помощью информационных технологий, которые в дальнейшем в сочетании с инновационными отечественными разработками могут быть применены в современных условиях. Таким механизмом может являться возможность введения сервиса для прямого диалога граждан с органами власти, который будет способствовать более открытому, эффективному

взаимодействию сторон при решении важных социальных вопросов. Реализация предложенного сервиса поможет решить одну из главных проблем - наладить конструктивный диалог граждан РФ с правительством, что способствует наиболее полному удовлетворению социального - экономических потребностей граждан.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) II Собрание законодательства РФ. - 03.

2. Гришин O.E. Политическая деятельность: технологическое измерение II Вестник Омского университета. - 2011. - № 3. - С. 296-302.

3. Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика / Ю.В. Ирхин II Государственная служба. - 2016. - № 4. - С. 163-173..03.2014. - №9. - Ст. 851.

4.Кристальный Б.В., Травкин Ю.В. Электронное правительство. Опыт США. М.: Эко-Трендз, 2015.

5. Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство: западный опыт в российской проекции. [Электронный ресурс]:

http://wwwjnfosoc.ru/2006/thes/Pavlyutenkova.pdf (дата обращения: 10.04.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кураш А. Из грязи в князи: как правительство Британии стало электронным. [Электронный ресурс]:

http://www.cnews.ru/articles/iz_gryazi_v_knyazi_kak_pr ауЛе1вЬ/о(дата обращения: 10.04.2017).

7. Сковиков А.К. Формирование гражданского общества: мировая практика и российская действительность II Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - С. 758.

8. Электронное правительство в поддержку устойчивого развития. [Электронный ресурс]: https://publicadministration.un.org/ru/Research/UN-е-Соуегпте^-Зип/еуэ (дата обращения 10.04.2017).

гоуапуа. -2012. № 6. -Э. 758. (1п Russ.)

8. ^еМгоппое ргау^еГэЬ/о V podderzhku

иэк^сЫуодо гаа/Ш]а. [ие1ек1гоппу] геэигэ]: https://publicadministration.un.org/ru/Research/UN-е-Соуегптеп^бип/еуэ (сМа оЬгаэЬЬепуа 10.04.2017). (1п Russ.)

References:

1. КопэИисуа РоБзизко] РеЬегас11. Рпгуа1а vsenarodnym доЬэоуапют 12.12.1993 (э исЬюк^т роргауок, упеэеппуЬ гакопаггн RF о роргаукаЬ| к КопвМисм RF с* 30.12.2008 № 6-РКI, с* 30.12.2008 № 7-РКг, (Л 05.02.2014 № 2-РКг) //ЭоЬгагле гакопосМеГв^а РР. - 03. (1п Кивв.)

2. СпзИ1п О.Е. Ро1ШсИевка]а с1ф1еГпо81': 1еЬпо1од1сЬевкое ¡гтегепю II \Zestnik Отэкодо ипмегвМа. 2011. -№ 3. -Э. 296-302. (1п ^вв.)

3.1гМ1п ^.У «ие1ек1гоппое ргау^еГэЬ/о»: (еогуа \ ргакйка / ^Л/. IгЬ1п II Gosudarstvennaja в1игИЬа. -2016. - № 4. - Б. 163-173..03.2014. - N 9. -Б! 851. (1п Кивв.)

4. Кпз1аГпу] В.У., Тгаукт ^.У ие1ек1гоппое ргау^еГэЬ/о. Ору1 БЗИА. М.: Jeko-Trendz, 2015.

5. Раууи(епкоуа 1УЫи. ие1ек1гоппое ргауь (еГэЬ/о: zapadnyj ор^ V говзувко] ргоексЛ. екЬ"оппу] гевиге]: http://www.infosoc.ru/2006/thes/Paviyutenkova.pdf (сЫа оЬгаэЬЬепуа: 10.04.2017). (1п ^вв.)

6. КигаэЬ А. 1г дг]аг\ V кгуая: как ргауКеГв^о Вг^апм вйо ]еШгоппут. ^еШгоппу] гевигв]: http://www.cnews.ru/articies/iz_gryazi_v_knyazi_kak _pravitelstvo(data оЬгаэЬЬепуа: 10.04.2017). (1п РиБЭ.)

7. Эксмкоу А. К. Роггтаготагпе grazhdanskogo оЬэЬЬеэ^а: ггнгоуа]а ргакйка \ го88узка]а dejst-уКеГпоэС II Эоугетеппуе ргоЫету паик1 \ оЬга-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.