Научная статья на тему 'Зарубежное военно-физкультурное образование'

Зарубежное военно-физкультурное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеголев Валерий Александрович

В статье раскрываются результаты изучения и обобщения опыта подготовки специалистов по физической культуре и спорту в вооружённых силах стран НАТО (США, Англии, Германии) Установлено, что зарубежное военно-физкультурное образование осуществляется в соответствии с особенностями организационной структуры и сложившимися традициями в определённой стране. Сравнительный анализ организации подготовки специалистов по физической культуре и спорту для частей и вузов ведущих армий НАТО и Вооруженных сил Российской Федерации показывает наличие ряда преимуществ в отечественной системе подготовки специалистов: прежде всего, следует отметить более высокий уровень методической подготовленности преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щеголев Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign military and sports education

The article reveals the results of studying and synthesis of the experience in training the physical culture and sports specialists in the armed forces of the countries of NATO (the USA, England, and Germany). Is has been established that foreign military and sports education is carried out according to the features of the organizational structure and developed traditions in a certain country. The comparative analysis of the organization of training of the physical culture and sports specialists for the military units and higher education institutions of the NATO leading armies and Armed forces of the Russian Federation shows existence of a number of advantages in domestic system of training of the specialists: first of all, it worth noting the higher level of the methodical readiness of the teaching staff.

Текст научной работы на тему «Зарубежное военно-физкультурное образование»

Russian (with int. Distr.) Scientific-Practical. conference. "Physical Education and Sport Students: Problems implementing the strategy of development", Kazan National Research tech. Univ them. Tupolev A.N., Kazan, pp. 229-232.

4. Kamalyaev, V.M., Khoroshilov S.A. and Sokunova S.F. (2012), "Features fitness novice bodybuilders at separate training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 88, No. 6, pp. 53-56.

5. Khoroshilov, S.A. (2013), "The effectiveness of computer technology at the inception of bodybuilders", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 103, No. 9, pp. 186-190.

Контактная информация: khoroshiy@gmail.com

Статья поступила в редакцию 25.04.2014.

УДК 796.07

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени

С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье раскрываются результаты изучения и обобщения опыта подготовки специалистов по физической культуре и спорту в вооружённых силах стран НАТО (США, Англии, Германии) Установлено, что зарубежное военно-физкультурное образование осуществляется в соответствии с особенностями организационной структуры и сложившимися традициями в определённой стране. Сравнительный анализ организации подготовки специалистов по физической культуре и спорту для частей и вузов ведущих армий НАТО и Вооруженных сил Российской Федерации показывает наличие ряда преимуществ в отечественной системе подготовки специалистов: прежде всего, следует отметить более высокий уровень методической подготовленности преподавательского состава.

Ключевые слова: Вооруженные силы, физическая культура и спорт, зарубежное военно-физкультурное образование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p183-186

FOREIGN MILITARY AND SPORTS EDUCATION

Valery Aleksandrovich Schegolev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,

St.-Petersburg

Annotation

The article reveals the results of studying and synthesis of the experience in training the physical culture and sports specialists in the armed forces of the countries of NATO (the USA, England, and Germany). Is has been established that foreign military and sports education is carried out according to the features of the organizational structure and developed traditions in a certain country. The comparative analysis of the organization of training of the physical culture and sports specialists for the military units and higher education institutions of the NATO leading armies and Armed forces of the Russian Federation shows existence of a number of advantages in domestic system of training of the specialists: first of all, it worth noting the higher level of the methodical readiness of the teaching staff.

Keywords: Armed forces, physical culture and sports, foreign military and sports education.

ВВЕДЕНИЕ

1 октября 2014 года исполняется 105 лет со дня образования Военного института физической культуры. За этот период времени институт подготовил огромное количество высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту для всех си-

ловых структур России и ряда иностранных государств. С 1962 года по 1994 год Военный институт физической культуры входил в состав Государственного института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта на правах военного факультета.

Оценивая вклад Военного института физической культуры в развитие педагогической теории и практики физической подготовки военнослужащих, представляется весьма интересным провести сравнительный анализ и обобщение опыта подготовки аналогичных специалистов в вооружённых силах иностранных государств, входящих в НАТО.

В условиях реформирования высшего военного образования, данный опыт будет способствовать дальнейшему совершенствованию системы обучения и воспитания нового поколения специалистов по физической подготовке и спорту для вооруженных сил Российской федерации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В Вооруженных силах Англии обучение специалистов по физической подготовке и спорту полностью централизовано и сосредоточено в военной школе, подчинённой главному инспектору «королевского корпуса физической подготовки» (Royal Physical Fitness Corps). Обучение специалистов «корпуса физической подготовки» британской армии осуществляется в несколько этапов. Первой ступенью являются курсы помощников инструкторов физической подготовки продолжительностью 9 недель в Алдершот-ской школе. Программа курсов включает основы анатомии и физиологии, а также организации физической подготовки. Из практических дисциплин предусмотрены: лёгкая атлетика, плавание, футбол, баскетбол и бокс. Лучшие выпускники зачисляются на 3-х месячные курсы повышенной подготовки, где дополнительно изучают гимнастику, дзюдо и проходят 2- недельный «курс приключений» в учебном центре - «Рипон». Сержанты, успешно закончившие курсы и положительно аттестованные в своих частях, получают право продолжить подготовку. Вторая ступень обучения разделяется на два периода продолжительностью по 3 месяца. В течение первого периода обучения углубляются знания по анатомии, физиологии и методике тренировки по практическим дисциплинам. Второй период посвящён стажировке в качестве инструктора по физической подготовке воинской части или учреждения. В ходе стажировки, особое внимание уделяется организационным вопросам и материальному обеспечению физической подготовки. В этот же период стажёр должен провести 90 практических и инструкторских занятий.

Таким образом, предварительная подготовка для зачисления в «корпус физической подготовки» занимает от 1 до 2,5 лет обучения и стажировки. Уже в составе корпуса специалист может получить высшую квалификацию и стать кадровым офицером.

В Вооруженных силах Англии, высока роль специалистов «корпуса физической подготовки». Они осуществляют проведение физической подготовки, как в войсках, так и в других организациях: спортивных клубах, госпиталях, санаториях, школах и колледжах и в международном военно-спортивном сотрудничестве.

В Вооруженных силах Германии основной базой обучения специалистов по физической подготовке является спортивная школа бундесвера - Академия СИЗМ (основана в 1957 году), которая находится в городе Зонткофен. С 1970 года в Варендорфе работает её филиал.

Основной задачей спортивной школы является подготовка кадров военных специалистов по физической подготовке и спорту. Выпускники школы, получают квалификацию спортивного руководителя или тренера. Кроме того, в ней повышают квалификацию спортивные руководители, разрабатываются документы и методические пособия по различным вопросам физической подготовки, поддерживаются контакты с национальными и международными спортивными организациями, обучаются спортсмены высокого класса из числа военнослужащих, проходят обучение офицеры специалисты из Бельгии, Боливии, Англии, Франции, Турции и Южной Кореи.

Начальник школы осуществляет руководство через штаб и три отдела: учебно-спортивный, административный и отдел спортивной медицины. Преподавательский состав - в основном гражданские специалисты.

Учебный план школы включает 22 программы. Основные: программа подготовки спортивных руководителей (20 учебных дней); программа повышения квалификации спортивных руководителей (10 учебных дней); программа подготовки тренеров по лёгкой атлетике, плаванию, футболу, волейболу, гандболу и гимнастике (13 дней); программа подготовки тренеров по дзюдо (18 дней); программа подготовки тренеров по альпинизму и горнолыжному спорту (19 дней); программа ознакомления командного состава бундесвера с теоретическими основами и практикой физической подготовки войск (5 дней) и др.

В течение года в спортивной школе бундесвера получают подготовку около трех тысяч специалистов различного уровня, которые проходят курсы теоретической, методической и практической подготовки, дающие им право проводить занятия по физической подготовке и спортивную тренировку.

Таким образом, в бундесвере отсутствие штатных специалистов компенсируется массовой подготовкой нештатных.

В США каждый вид Вооруженных сил готовит кадры начального и среднего звена по физической культуре и спорту через соответствующие курсы при учебных центрах и через обучение по контракту в гражданских университетах. На должности организаторов (координаторов) по физической подготовке в крупных штабах назначаются выпускники военных академий. При прохождении обучения в академиях Вооруженных сил США, каждый офицер подготовлен в организационно-методическом отношении. Готов планировать и проводить физическую подготовку в подразделениях и частях.

Подготовка специалистов по физической культуре и спорту также, осуществляется в гражданских ВУЗах с последующей переподготовкой в течение одного года на базе академии Вест-Пойнт или в других академиях по видам Вооруженных сил. Предназначение выпускников — организация спортивной работы в воинских частях и ВУЗах. Кроме того, по видам вооружённых сил осуществляется подготовка инструкторов по спорту для работы непосредственно с личным составом в звене «рота-батальон».

В настоящее время планируется создать объединённый учебный центр (академию) для подготовки - специалистов по физической подготовке и спорту различного уровня для всех видов Вооруженных сил и родов войск по аналогии и подобию Военного института физической культуры Министерства обороны Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ свидетельствует, что одним из характерных аспектов в организации подготовки специалистов по физической культуре и спорту ведущих армий стран НАТО является реализованная попытка тесной взаимосвязи в решении задач физической подготовки и массового спорта. При этом в основу организации физической подготовки положены мотивы долженствования (т.е., меры принуждения), а в основу массового спорта - процессуальные и результативные мотивы (интерес к занятию конкретным видом спорта или желание добиться конкретного результата).

Другим важным аспектом является обязательность участия военнослужащих в соревнованиях и тренировочном процессе. Для его реализации в войсках и вузах организованы отделы или кафедры спорта, которые комплектуются специалистами с высшим и средним военно-физкультурным образованием.

Кроме того, усилению мотивации к повышению уровня физической подготовленности способствует жесткая система военно-профессионального обучения и большой отсев претендентов на военную службу, составляющий 25^30%. При этом процент отсева по низкой физической подготовленности, особенно на первом этапе обучения, дости-

гает 80%.

Немаловажное значение при организации и подготовке специалистов по физической подготовке и спорту для частей и вузов ведущих армий НАТО является очень высокий уровень материально-технического обеспечения мест для занятий физкультурно-спортивной деятельностью. Как правило, все воинские части и военные вузы ведущих армий стран НАТО расположены вне крупных городов, имеют очень большую территорию, прекрасно оборудованную как плоскостными, так и стационарными спортивными сооружениями.

Вместе с тем сравнительный анализ организации подготовки специалистов по физической культуре и спорту для частей и вузов ведущих армий НАТО и Вооруженных сил Российской Федерации показывает наличие ряда преимуществ в отечественной системе подготовки специалистов: прежде всего, следует отметить более высокий уровень методической подготовленности преподавательского состава, получившего образование в специализированном вузе - Военном институте физической культуры; наличие централизованного управления системой физической подготовки и спорта в вузах в лице Управления физической подготовки Вооруженных сил Российской Федерации; наличие эффективной системы повышения квалификации и переподготовки специалистов физической культуры и спорта на базе Военного института физической культуры; возможности научно-методического обоснования руководящих и методических документов, регламентирующих систему физической подготовки и спорта в войсках и вузах ВС России; согласованность нормативных требований по физической подготовке и спорту в войсках и вузах различных видов и родов войск; возможности роста научно-педагогического потенциала специалистов в адъюнктуре и докторантуре, получения ими высоких ученых степеней и научных званий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Обвинцев, А. А. Физическая подготовка вооружённых сил Франции / А. А. Обвинцев, В.А. Щеголев, В.И. Силин // Информационный бюллетень / Военный ин-т физ. культуры. - 2012 -СПб., 2012. - С. 26.

2. Щеголев, В.А. Физическая подготовка иностранных армий : учебное пособие / В.А. Щеголев, Г.Г. Дмитриев, Г.Н. Блахин ; Военный ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2007. -272 с.

3. Щеголев, В.А. Опыт организации спортивной работы вооруженных сил ведущих стран НАТО / В.А. Щеголев, В.В. Рябчук // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2009. - № 4. - С. 156-161.

REFERENCES

1. Obvintsev, A.A. Shchegolev, V.A. and Silin, V. I. (2012) (2012), "Physical preparation of armed forces of France", Newsletter, publishing house Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg, pp. 26.

2. Shchyogolev V.A. Dmitriyev G.G., Blakhin G. N. (2007), Physical preparation of foreign armies, Manual, publishing house Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg.

3. Shchegolev V.A. Ryabchuk V. V. (2009), "Experience of the organization of sports work of armed forces of the leading countries of NATO", Actual problems of physical and special preparation of power structures, No. 4, pp. 156-161.

Контактная информация: shegval@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.05.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.