Научная статья на тему '«Зарплатные» проекты: преимущества и перспективы'

«Зарплатные» проекты: преимущества и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
522
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюкова Евгения Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся расчетов с использованием банковских карт, в т.ч. связанные с актуальностью привлечения банками клиентов-предприятий. Производится анализ доходов, получаемых Омским отделением Сбербанка России от разных видов карт. В результате исследования показываются преимущества «зарплатных» проектов для банка и для предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Salary projects: advantages and prospects

This article considers the questions concerning accounts with use of banking cards, including connected with an urgency of attraction by banks of clients-enterprises are considered. The analysis of the incomes received

Текст научной работы на тему ««Зарплатные» проекты: преимущества и перспективы»

УДК 336 71 Е. Ю. БИРЮКОВА

Омское отделение № 8634 Сбербанка России

«ЗАРПЛАТНЫЕ» ПРОЕКТЫ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ_

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся расчетов с использованием банковских карт, в т.ч. связанные с актуальностью привлечения банками клиентов-предприятий. Производится анализ доходов, получаемых Омским отделением Сбербанка России от разных видов карт. В результате исследования показываются преимущества «зарплатных» проектов для банка и для предприятия.

Выпуск и обслуживание банковских карт является одним из наиболее перспективных и быстро развивающихся направлений банковской деятельности в России. Расчеты с использованием банковских карт активно распространяются среди юридических и физических лиц, потому что имеют ряд преимуществ:

— уменьшается объем используемой в расчетах наличности;

— обеспечиваются быстрые и удобные расчеты для клиентов банка;

— товар/услуги можно получить до поступления денег на счет поставщика.

Коммерческие банки в конкурентной борьбе на рынке банковских карт стараются искать новые пути привлечения клиентов, в том числе предприятий, т.к. в России доминируют так называемые «Зарплатные» карты [2].

Рассмотрим актуальность привлечения банком клиентов-предприятий на примере Омского отделения № 8634 Сбербанка России.

В настоящий момент Омским отделением № 8634 эмитируются 3 разновидности карт собственного карточного продукта АС «Сберкарт»:

— «Личная»;

— «Корпоративная»;

— «Зарплатная».

«Личная» карта выдается на срок 12 месяцев с возможностью ежегодного продления физическим лицам — резидентам и нерезидентам РФ на основании заявления-условия по предъявлении документа, удостоверяющего личность. Стоимость годового обслуживания карты составляет 250 рублей.

«Корпоративные» карты АС «Сберкарт» выдаются предприятиям-резидентам Российской Федерации, предприятиям-нерезидентам, а также предпринимателям без образования юридического лица на срок 12 месяцев с возможностью ежегодного продления.

«Зарплатная» карта выдается бесплатно на срок 12 месяцев с возможностью ежегодного продления. Карты предназначены для выдачи сотрудникам предприятий, в которых планируется производить выплату денежных средств (заработной платы, гонораров, стипендий и других доходов) с использованием карт.

Чтобы узнать доходы от каждого вида карт, необходимо учитывать дебетовый оборот по картам и привлеченные средства на картсчета [3].

По отчетным данным Омского отделения № 8634 СБ РФ, дебетовый оборот по операциям, совершённым в торгово-сервисной сети города, обеспечивается преимущественно «Личными» картами (60 % дебетового оборота). С помощью «Зарплатных» карт такие операции совершаются намного реже (8 % дебетового оборота). Основная и в большинстве своём самая распространённая операция, совершаемая держателями «Зарплатных» карт, — получение наличных, причём за 1-3 транзакции на величину зачисленной заработной платы. «Корпоративные» карты также относительно активно участвуют в дебетовом обороте по операциям, совершённым в торго-во-сервисной сети (32 % дебетового оборота). В частности, велик их вклад за счёт обслуживания на автозаправочных станциях города.

Для расчета доходности карт АС «Сберкарт» на 01.04.2007 г. можно воспользоваться данными таблицы 1.

Из таблицы 1 видно, что на 01.04.2007 г. количество эмитированных карт составляло:

— «Личных» карт — 5 004 штуки,

— «Зарплатных» — 59 689 штук,

— «Корпоративных» — 566 штук.

Из таблицы 2 необходимо взять суммы привлеченных средств на карты, т.е. для:

— «Личных» карт — 22 274 600 руб., или 9 %;

— «Зарплатных» карт — 129 535 040 руб., или 89 %;

— «Корпоративных» карт — 1 308 540 руб., или 2 %.

Таблица 1

Количество выданных карт АС «Сберкарт»

«Личные» 3/п клиентов 3/п сотрудников «Корпоративные» Итого

01.02.2007 4736 52122 1999 541 59398

01.03.2007 4862 53596 1990 535 60983

01.04.2007 5004 57631 2058 566 65259

Т аблица 2

Привлеченные средства, тыс. руб.

«Личные 3/п клиентов 3/п сотрудников «Корпоративные» Итого

01.02.2007 21656,4 102912,85 12874,75 1366,44 138810,4

01.03.2007 14288,4 109743,99 8541,29 1665,92 134239,6

01.04.2007 22274,6 121414,38 8120,66 1308,54 153118,2

Всего привлеченных средств — 153 118 180 руб.

Данное процентное соотношение можно перенести на соотношение процентного дохода, который прямо пропорционально зависит от привлеченных средств на счетах карт:

— «Личные» карты — обеспечение 9-процентного дохода;

— «Зарплатные» карты — обеспечение 89-процентного дохода;

— «Корпоративные» карты — обеспечение 2-процентного дохода.

Используя эти данные, можно найти доходы, получаемые от каждого вида карт:

Доход от «Личных» карт (5004 шт.) = Доход от взимания комиссий за годовое обслуживание счёта «Личных» карт + 60 % • Доход от обслуживания карт торгово-сервисными точками + 9 % • Процентный доход = 52 125 + 0,6 • 192 000 + 0,09 • 2 079 855 = = 354511,95 (руб.), что составляет 12 % всего дохода.

Доход от «Зарплатных» карт (59 689 шт.) = Доход от взимания комиссий за годовое обслуживание счёта «Зарплатных» карт + 8%.Доход от обслуживания карт торгово-сервисными точками + Доход от зачислений средств на счета «Зарплатных» карт + 89% • Процентный доход = 532 837 + 0,08 .192 000 + + 124 236 + 0,89 • 2 079 855 = 2523503,95 (руб.), что составляет 83 % всего дохода.

Доход от «Корпоративных» карт (566 шт.) = Доход от взимания комиссий за годовое обслуживание счёта «Корпоративных» карт + 32 % • Доход от обслуживания карт торгово-сервисными точками + 2 % • • Процентный доход = 11 792 + 0,32 • 192 000 + + 0,02% • 2 079 855= 114829,1 (руб.), или 5 % всего дохода.

Удельный доход каждой карты будет следующим:

Удельный доход «Личной» карты = 354 511,95 : 5004 = 70,8 (руб.)

Удельный доход «Зарплатной» карты = = 2 523 503,95 : 59689 = 42,3 (руб.)

Удельный доход «Корпоративной» карты = = 114 829,1 : 566 = 202,9 (руб.)

По причине того, что количество держателей «Зарплатных» карт велико («Зарплатные» карты составляют 91 % от общего числа выданных карт, «Личные» — 8 % и «Корпоративные» карты — 1 %), наи-

больший доход банк получает именно от «Зарплатных» карт, основным направлением работы на рынке банковских карт выбрана работа с предприятиями по заключению «Зарплатных» проектов.

«Зарплатная» карта предоставляет ряд преимуществ руководству предприятий:

— уменьшаются финансовые расходы и трудозатраты, связанные с получением, доставкой, хранением и выдачей наличных денежных средств, поскольку отпадает необходимость в их получении. Участие организации в процедуре выдачи зарплаты персоналу сводится только к перечислению сумм единым платежом и предоставлению в банк ведомости требуемого образца;

— упрощается система выплаты заработной платы на предприятии, поскольку отпадает необходимость личного присутствия и заполнения всевозможных ведомостей для получения заработной платы наличными, что особенно удобно для работников, постоянно находящихся в разъездах;

— обеспечивается дополнительный доход, максимум удобств и экономия времени сотрудников.

«Зарплатная» карта является универсальным платежным инструментом, предоставляющим следующие преимущества своим владельцам:

— исключаются проблемы с получением наличных денег;

— по городу наличные деньги выдаются без взимания комиссии в любом из городских филиалов банка и банкоматах;

— снятие наличных денежных средств возможно практически во всех городах Российской Федерации в учреждениях Сберегательного банка и банкоматах, обслуживающих карты АС «Сберкарт».

— возможность безналично без комиссионных и в большинстве случаев со скидкой оплачивать товары и услуги [1].

Оценивая перспективы развития рынка банковских карт, и в частности рынка «Зарплатных» карт, есть все основания предполагать, что его развитие будет одним из приоритетных путей развития банковского дела. Причин для этого несколько, главными же являются настоятельная необходимость банков привлекать свободные средства населения (так как картсчет представляет собой фактически иде-

альное сочетание выгод от владения наличными деньгами и хранением денег на счете в банке) и недостаток наличных платежных средств, что предполагает развитие безналичных форм расчетов, к числу которых относятся и расчеты по картам.

2. Казьмин А. И. Сбербанк России: надежность и динамизм // Деньги и кредит: Ежемесяч. теорет. науч.-практ. журн. — М.: Финансы и статистика, 2005. — № 6 — С. 25-28.

3. Указания по организации экономической работы в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации — М.: СБ РФ, 2005 - 78 с.

Библиографический список

1. Задворных В.И. Пластиковые карты АС «Сберкарт» проверены временем // Экономика и жизнь — Сибирь, 2006 — № 7 — С. 34-37.

БИРЮКОВА Евгения Юрьевна, бухгалтер.

Статья поступила в редакцию 26.12.06 г. © Бирюкова Е. Ю.

Книжная полка

Горев А.Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения : учеб. пособие / А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. — М.: ИЦ «Академия», 2006. " 256 с.

В учебном пособии рассмотрены основы планирования, организации и управления перевозками на автомобильном транспорте и обеспечения безопасности движения. Описаны нормативная и правовая база организации автомобильных перевозок, методы организации движения подвижного состава, организации и выполнения перевозок, основные методы и средства обеспечения безопасного выполнения перевозочного процесса.

Для студентов вузов. Может быть полезен специалистам автомобильного транспорта в их практической деятельности и при повышении квалификации.

Допущено УМО.

Ильченко А.Н. Организация и планирование производства: учеб. пособие / А.Н. Ильченко, И.Д. Кузнецова, Т.Н. Беляева. — М.: ИЦ «Академия», 2006. " 208 с.

В учебном пособии изложены теоретические и практические основы организации производственного процесса. Рассмотрены вопросы планирования деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Приведены задания для самостоятельной работы: контрольные вопросы, расчетные и ситуационные задачи, тесты, темы для докладов. Для студентов вузов. Рекомендовано УМО.

Серов В.М. Организация и управление в строительстве: учеб. пособие / В.М. Серов, Н.А. Нестерова, А.В. Серов. — М.: ИЦ «Академия», 2006. " 432 с.

В учебном пособии рассмотрены основные положения по организации строительного производства, организации проектирования и изысканий в строительстве, организационно-технической подготовке к строительству, основам поточной организации строительства, календарного планирования строительства, организации строительных площадок и проектирования стройгенпланов, организации материально-технической базы и материально-технического обеспечения строительства, а также оперативного планирования строительного производства и управления строительно-монтажной организацией.

Для студентов вузов.

Рекомендовано УМО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.