Научная статья на тему 'Зарождение русской государственности в исторической литературе «Русского рассеяния»'

Зарождение русской государственности в исторической литературе «Русского рассеяния» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
336
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ / HISTORY OF HISTORICAL STUDIES / "НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ" / "THE NORMAN THEORY" / ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУСИ / ORIGIN OF RUS / В.Т. ПАШУТО / V.T. PASHUTO / Г.В. ВЕРНАДСКИЙ / G.V. VERNADSKY / Д.М. ОДИНЕЦ / D.M. ODINETS / П.Е. КОВАЛЕВСКИЙ / Е.Ф. ШМУРЛО / E.F. SHMURLO / В.А. МОШИН / V.A. MOSHIN / Н.Т. БЕЛЯЕВ / N.T. BELYAEV / P.E. KOWALEWSKI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дурновцев Валерий Иванович

В статье содержится историографический анализ работ русских историков, оказавшихся после войн и революций 1917 г. за рубежом. Преимущественное внимание обращено на изучение историками-эмигрантами государственной истории России, в первую очередь обстоятельств зарождения русской государственности, «варяжского вопроса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Origin of Russian statehood in historical literature of “Russian dispersion”

Article contains historiographic analysis of works of the Russian historians who appeared abroad after wars and revolutions of 1917. The primary attention is paid to studying by emigrant historians of the state history of Russia and first of all circumstances of origin of Russian statehood, “a Varangian question”.

Текст научной работы на тему «Зарождение русской государственности в исторической литературе «Русского рассеяния»»

История исторического знания

В.И. Дурновцев

ЗАРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ «РУССКОГО РАССЕЯНИЯ»

В статье содержится историографический анализ работ русских историков, оказавшихся после войн и революций 1917 г. за рубежом. Преимущественное внимание обращено на изучение историками-эмигрантами государственной истории России, в первую очередь обстоятельств зарождения русской государственности, «варяжского вопроса».

Ключевые слова: история исторической науки, «норманнская теория», происхождение Руси, В.Т. Пашуто, Г.В. Вернадский, Д.М. Одинец, П.Е. Ковалевский, Е.Ф. Шмурло, В.А. Мошин, Н.Т. Беляев.

862 год как юбилейный год зарождения русской государственности - дата, конечно, символическая, что нисколько не принижает ее выдающегося культурно-исторического, политического значения, глубокого социального контекста и не только не снимает, но, напротив, выдвигает в первый ряд задачу продолжения и углубления строгой исследовательской практики изучения генезиса и развития российской государственности. Практики, основанной на современных методах и способах интерпретации ограниченных и, по-видимому, исчерпанных информационных ресурсов и объективно противостоящей тьме параисторических и конъюнктурных, несмотря на древность события, конструкций.

В указанном смысле не имеет значения ни 852 год, заявленный «ранним» С.М. Соловьевым, основывающимся на передатировке «призвания» Ф.И. Кругом, ни «вызов варягов из-за моря» около 856 г., обозначенный Г.В. Вернадским.

© Дурновцев В.И., 2015

Так что можно понять Николая I, все же придавшего именно 862 году сакральный статус символического атрибута власти. Как и президента современной России, принявшего в 2011 г. решение о праздновании 1150-летия образования российской государственности. Остается надеяться, что оно будет последовательно проводиться в рамках научного освоения национального прошлого, реальной историографии. Ну а в том, что юбилей так или иначе будет связан с противоречивыми процессами, происходящими в массовом историческом сознании, можно не сомневаться.

В 1962 г. научная общественность в Западной Европе и в США отмечала 1100-летие Государства Российского. Н.И. Ульянов, русский историк второй волны, автор известной работы «Происхождение украинского сепаратизма», романа «Атосса», сборника «Спуск флага», выступил с речью в зале городского колледжа в Нью-Йорке, а затем повторил ее зале Русской консерватории в Париже. Девиз этой ставшей знаменитой речи - «Исторический опыт России». В ней оказались органичны и яркая публицистика, и научная характеристика общего состояния науки русской истории в условиях «русского рассеяния» и в сопоставлении с общим положением исторической науки в советской метрополии.

«Для юбилейных торжеств, - начал свою речь Н.И. Ульянов, -существуют какие-то непреложные числа. Никто не сомневался в законности празднования тысячелетия России. Но тысяча и сто лет уже нуждаются в оправдании, по крайней мере, в объяснении. Неужели потом праздновать тысячадвухсот- и тысячатрехсотле-тие? Сарказм этих вопросов был бы законен, если бы между 1862 и 1962 гг. не произошло величайшего события, стершего с лица земли самое имя России.

Вот уж сколько лет обсуждается вопрос: жива ли она или погибла. Многие давно простились с нею, полагая, что у нынешнего государства никакой преемственности, кроме территориальной, со старой Россией не существует. Не будем отрицать ни правильности, ни ошибочности такого суждения. Самые глубокомысленные наши заключения и прогнозы не больше как гадания, необязательные для истории. Последнее слово остается за нею, и мы не знаем, какое это будет слово»1.

Теперь мы, живущие в новом тысячелетии, знаем, но, конечно, и нам остается неведомым последнее слово нашей национальной истории...

Известно до мельчайших подробностей, как решали задачу, «откуда есть пошла Русская земля», каждый на свой лад, поколе-

ния русских, а в течение почти всего ХХ в. советских историков. Политические и идеологические обстоятельства нередко обусловливали предлагавшиеся решения, а ложно понятые патриотические чувства провоцировали порой неадекватные не только научному познанию, но и здравому смыслу версии. Ожесточенные споры, вплоть до перехода «на личности», пронизывают всю отечественную историографию, а сама история этих споров обросла литературой. Дискуссии продолжались и в советский период ее развития. Именно развития, хотя и существенно осложненного внешними обстоятельствами2.

В числе русских ученых историков, обращавшихся по разным поводам и причинам к вопросам зарождения русской государственности, были и яркие представители науки русской истории, оказавшиеся после войн и революций 1917 г., вольно или невольно, за рубежом. В течение десятилетий в советской метрополии эта «другая русская историография» была мало известна не только широкому читателю, но даже специалистам. Теперь наступило время сосредоточения наследия исторической науки «русского рассеяния» на родине. Мощный поток книг и статей историков всех волн эмиграции буквально обрушился на читающую и думающую российскую публику после слома казавшейся несокрушимой плотины, как будто на века сколоченной из «марксистско-ленинской теории общественного развития», коммунистической идеологии и топорной практики.

Мало-помалу некритическое, иногда даже благоговейное отношение к научно-литературному наследию историков-эмигрантов, которое составили не только серьезные и обстоятельные большие и малые работы, но и случайные, наспех подготовленные тексты, а таких было немало, в которых понятное неприятие большевистской власти нередко сопровождалось судом над русской историей, сменилось старательным и, что немаловажно, сравнительно-историографическим анализом того, что было в зарубежье и здесь - в советской метрополии. В результате оказалось, что суд над советской историографией, и в том числе историографией средневековой Руси, начавшийся в «перестроечные годы», не лишен несправедливости и политически детерминируемой предвзятости.

Так или иначе, движение двух потоков отечественной науки русской истории друг к другу может привести к созданию целостного и системного представления о путях и судьбах национального исторического познания и самосознания. Двум течениям в отечественной историографии теперь нечего «делить», строго говоря,

они из одного источника. Между прочим, кажется, инициатива этого встречного движения связана с именем Г.В. Вернадского. В его известной «Русской историографии» нашлось место не только С.Г. Пушкареву и М.М. Карповичу, но и М.Н. Покровскому, Б.Д. Грекову, Н.А. Рожкову - в целом марксистской историографии. Специфическая форма правительства, возникшего в 1917 г., писал Г.В. Вернадский, вызывает различные чувства в западном мире - от восхищения до недоверия и страха. Тем не менее очевидно, что научное и техническое продвижение России не только является побочным продуктом ее внутренней политики, но выражает органический взлет человеческого ума, этап в общем развитии всего человечества3.

Именно так. Да, советская историография на рубеже 20-30-х годов ХХ в. не предъявила «городу и миру» нечто сравнимое с «Анналами», но ее, если угодно, вклад в мировое историческое познание заключается, помимо прочего, и в том, что ей было предначертано, во-первых, показать немаловажные человеческие, житейские обстоятельства, сопровождающие академическую работу в советских условиях (пример Е.В. Тарле особенно показателен), во-вторых, продемонстрировать, как может тоталитаризм, вне зависимости от места возникновения, используя почти безграничные средства и изощренные способы, заставить, конечно на исторически ограниченный срок, научное сообщество смириться перед силой власти, как он умеет поставить господствующее сверху мнение выше исторического факта, исторического источника, архивного документа. Наконец, в-третьих, едва ли до конца исчерпать все положительное, ценное и непреходящее в марксистской методологии исторического исследования, разумеется, в той ее части, которая не только не совпадала, но латентно противостояла официальным догмам.

Впрочем, что тоталитаризм? Между автором известного письма в журнал «Пролетарская революция» 1931 г. и многими нынешними «историческими писателями», пишущими о становлении и развитии российской государственности, конечно, большая стилистическая разница. Но одно немаловажное обстоятельство их иногда объединяет: если не полный отказ, то скептическое отношение к кропотливой, порой изнуряющей работе над источниками, явное предпочтение «номотетического - идеографическому», а то и полное архаическое их противопоставление. Только в одном случае это сопровождалось грубым отказом от архивного документа и подменой его свидетельствами знающих «конечную» истину «очевидцев» и «участников», а в другом - опорой исключительно

на результаты работы ученых историков, интерпретируемых в соответствии с загодя подготовленной отвлеченной схемой.

Было еще важное обстоятельство, имманентное советской и эмигрантской историографии, как бы далеко они ни расходились в иерархии проблематики, навязанных или свободных теоретических пристрастий: каждая по-своему, они переживали особые условия существования, но вышли из одной, традиционной методологии, по большому счету одной большой «русской исторической школы», вольно или невольно сохраняли верность позитивистскому духу. В конечном итоге между ними было больше общего, чем обычно принято предполагать. М. Раев указал на черты постромантического национализма русских эмигрантских историков, но его причудливые компоненты, разбавленные «советским патриотизмом», великодержавностью и пр., обнаруживаются в концепциях исследователей, которые, как сейчас, кажется, стало очевидно, с большой осторожностью и оговорками можно объединять под крышей «советской историографии»4.

Русские историки за рубежом, не все, конечно, но многие, в соответствии с позитивистскими представлениями придерживаясь идеи общности исторического развития европейских народов («Россия есть европейская держава»), полагали, что рано или поздно Россия преодолеет преграды, мешающие влиться в общеевропейский поток цивилизационного развития.

Но, в свою очередь, стремление официальной советской историографии подверстать историю страны к остальной Европе, искать не столько особенное, сколько универсальное объяснялось в общем просто: европейский мир, да что там - вся цивилизация, обречена пройти путь, который открыла ей Советская Россия, СССР, и войти в новую эру в истории человечества.

По прошествии полутора десятилетий деятельного настоящего научного освоения в российской исторической науке и общего состояния исторического знания в русской эмиграции, когда спорных и нерешенных вопросов остается все меньше и когда, естественно и закономерно, наступил период историографического осмысления этой работы, мы с благодарностью вспоминаем имена тех, с кем связаны первые капитальные опыты изучения исторической науки «русского рассеяния». И среди них на одном из первых мест имя Владимира Терентьевича Пашуто. Его наблюдения и библиографические и биографические описания переходного периода в отечественной историографии до сих пор сохраняют, несмотря на их незавершенность, научную значимость, в том числе и в части

приводимых биографических данных и историографических характеристик работ русских историков-эмигрантов, непосредственно относящихся к вопросам зарождения и развития российской государственности5.

Какие бы изменения ни претерпевало пространство историографического анализа, как бы ни менялись социокультурные и научные функции историографии, персонифицированный подход был и является одним из ведущих. В том числе и в научном освоении истории русской исторической науки за рубежом. Современные представления о ней - это в первую очередь и прежде всего наследие Г.В. Вернадского и В.А. Мякотина, П.Б. Струве и П.Н. Милюкова, А.А. Кизеветтера и М.М. Карповича, Е.Ф. Шмур-ло и П.Н. Савицкого. Список можно продолжать и продолжать: С.Г. Пушкарев и С.П. Мельгунов, Н.Н. Алексеев и Н.И. Ульянов... А еще И.И. Фондаминский (Бунаков), Г.В. Флоровский, П.Е. Ковалевский, В.А. Мошин.

Но, конечно, не менее важен и проблемно-тематический подход в изучении наследия историков «русского рассеяния». Тем более что тема истории государства, в том числе выяснение конкретного вопроса, «какова была колыбель гиганта», во многих случаях была доминирующей6.

В обобщающих трудах по русской истории, а их было немало на всех этапах развития науки русской истории за рубежом, тема начала Руси и происхождения самого термина «Русь», естественно, присутствовала. С учетом дискуссионности вопроса неизбежны были историографические экскурсы, иногда весьма обстоятельные. Существенно, что дебаты вокруг вопроса о происхождении Руси позволяли русским историкам-эмигрантам не обособляться от общих академических течений и школ в европейской славистике, дистанцироваться от политического дискурса, связывать свои изыскания с дореволюционной русской историографией, т. е. считать свои научные занятия естественным продолжением развития науки русской истории.

П.Е. Ковалевский, автор известного труда «Зарубежная Россия. История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека. 1920-1970» (Париж, 1971) и не менее известного многократно переиздававшегося «Исторического пути России», писал, что ни в одной из отраслей науки в эмиграции не появилось столько работ, сколько в истории, и подчеркивал, что наибольшее внимание русских зарубежных историков привлекли период образования государства Русского в IX в. и проблемы призвания варягов и происхождения термина «Русь»7.

Наиболее полный обзор высказываний по «норманнскому вопросу» и по вопросу происхождения термина «Русь» содержался в книге Е.Ф. Шмурло «Курс русской истории»8.

Д.М. Одинец выделял четыре основные школы, совершенно различно объясняющие происхождение Руси, - скандинавскую, славянскую, южную и готскую. Как и абсолютное большинство историков-эмигрантов, он разделял концепцию скандинавского происхождения Руси, но обращал внимание на разногласия по вопросу о происхождении самого термина «Русь»9. «Как бы мы ни стали объяснять происхождение самого термина "Русь", -писал он, - наличие к IX в. в Восточно-Европейской равнине значительного количества скандинавов не может подлежать сомнению. Не может также подлежать сомнению и та или иначе степень их непосредственного участия в жизни восточного славянства».

Понятно, почему государственная история в творчестве историков-эмигрантов первой волны долгое время была на первом месте. При этом не всегда они руководствовались строго научными мотивами и побуждениями. Ученые стали свидетелями крушения государственности и в то же время ее возрождения в таком виде и таких формах, которые были для них решительно неприемлемыми. Но и здесь необходимы оговорки: как известно, евразийцы связывали с СССР перспективы возрождения империи и ее последующую трансформацию отнюдь не по советскому пути. Не обходилось и без отчетливой апологии старой российской государственности. Так или иначе, это были попытки свести начала и концы. Обращение к прошлому совпадало с поиском тенденций, которые обещали другой вариант развития событий, сопровождалось анализом нереализованных альтернатив.

При этом естественной была иногда прямая, а порой косвенная апелляция к предшествующему историографическому опыту - к учителям и учителям учителей. Обращение к истории государственности повлекло за собой возрождение традиционной теории исторического развития, наиболее отчетливо выраженной в государственной школе, - от соловьевского замечания, что русская история есть история государственная в одном только ей свойственном значении этого слова, до высказывания В.О. Ключевского, которое историки-эмигранты цитировали особенно часто: «Вековыми усилиями и жертвами, Россия образовала государство, подобного которому по составу, размерам и мировому положению не видим со времен падения Римской империи». Отсюда возникали темы противопоставления государства и народа,

слабости общественности, проявившиеся уже в первые века русской истории.

Последователи В.О. Ключевского, реальные и формальные, в этом смысле оказались плохими учениками. Известна жесткая оценка Люсьеном Февром трехтомной истории России, решающую роль в подготовке которой сыграл П.Н. Милюков10. Впрочем, в дальнейшем социальный и культурно-исторический аспекты русского прошлого стали занимать русских историков много чаще, чем в 20-30-е годы. Хотя С.Г. Пушкарев в широко известном популярном «Обзоре русской истории», признав, что духовной культуры и просвещения он касается лишь вкратце, а сосредоточивает внимание на политической и социальной истории русского народа, все-таки не без успеха попытался соблюсти баланс между всеми ее составляющими элементами.

Обращение русских историков-эмигрантов к истории российской государственности в широких хронологических рамках диктовалось и определялось глубокими эмоциональными переживаниями. И.И. Фондаминский (Бунаков) писал в известных «Путях России» о необходимости разгадать «тайну русского сознания», о начале возрождения России с выработки ясного национального самосознания, о великих гранях великой русской революции и пр. «Задача момента - понять пройденное, отбросить пережитое, сберечь живое зерно и растить его на перепаханной почве в новой жизни»11.

К теме происхождения Руси обращались историки, ранее не замеченные в этой проблематике. Для академика М.И. Ростовцева она была принципиальной в одном существенном отношении: «Долгие уже ныне годы занятия восточными и классическими древностями Юга России, распределение, классификация и датировка этих древностей, а также оценка их исторического значения в связи с литературным преданием заставляли меня не раз подходить к основному вопросу русской истории - вопросу о происхождении Русского государства, т. е. к вопросу о тех источниках, из которых выросла Киевская Русь. Но не было у меня ни времени, ни возможности вплотную подойти к этому вопросу. Здесь, в далеком добровольном изгнании мысль моя постоянно возвращается к России, и судьбы ее стали мне вдвойне интересны и дороги. Само собою разумеется, что я далек и от какой бы то ни было полемики. Так много писано по этому вопросу, так повторно трактован был этот вопрос и притом с такой подчас мелочной педантичностью, так в корне неправильно и узко к нему подходили, что полемика необходимо должна была бы коснуться вопросов,

по большей части второстепенных и неважных, как вопрос о происхождении слова Русь, о варяжестве или неваряжестве России и т. д. То, что мне важно и ценно, это - вставить историю раннего периода славянской России в общеисторическую рамку и понять, как я говорю ниже, не историю славянского народа, занявшего и пустившего глубокие корни в России, а историю России как страны. Поэтому не имеет для меня никакого смысла контроверсия о том, есть ли история приднепровской России история Украины или история "Великороссии", как говорят украинцы. Самая постановка вопроса мною такова, что и вопроса этого быть не может. Россия как страна, как культурная область, как комплекс экономических и социальных явлений едина, и не искусственным этнографическим построением разрушить это единство. Его могут разрушить только развал культуры, насильственное понижение и уничтожение творческих сил страны, к которым так быстро ведут Россию большевики»12.

Наконец, эмигрантская историография по преимуществу определяла себя в качестве антипода советской историографии. По большей части на глобальном уровне, но нередко и в частностях, которые вызывали особенно бурный протест. «Нам не открыт смысл истории и у нас нет критерия для оценки пути отдельных народов, - говорил Н.И. Ульянов. - Но если просто спросить, что, прежде всего, бросается в глаза при обозрении русской истории, ответ нетрудно предвидеть: ее парадоксальность, непохожесть на историю других стран. Хотя советской историографии поставлено требование унифицировать ее с западноевропейской историей, но без насилия над фактическим материалом эта задача невыполнима»13.

П.Е. Ковалевский обратил внимание на то, что среди таких «частностей» оказалась и реакция на антинорманнские работы из СССР, где во время Второй мировой войны гипотеза славянского происхождения слова «Русь» и племени «Русь» стала официальной. Возобновление утратившего научный интерес к ХХ в. спора о первых князьях «вмешательством в науку партийных коммунистических учреждений» объяснял и Н.И. Ульянов.

Спустя четверть века после издания труда Д.М. Одинца П.Е. Ковалевский попытался свести воедино суждения историков русского зарубежья по норманнскому вопросу. История изучения первых веков русской истории рассматривались им с двух противоположных точек зрения - «евразийской» и «миграционной» школ. Евразийская теория была тесно связана с антитезой «Россия - Европа», а ее выразителем был прежде всего Г.В. Вернадский, который и в американский период своей деятельности остался верен линии,

намеченной в «Начертании русской истории» (Прага, 1927), в то время как евразийское движение и «евразийский соблазн» в историографии давно сошли на нет. Связь древней русской истории с Азией в евразийском описании порождала вопрос о влиянии азиатских народов на русский в самом начале государственного бытия. Славяне входили в семью кочевых народов и были тесно связаны с аланами и другими насельниками южнорусских, причерноморских и азовских степей.

«Другая школа, - продолжал П.Е. Ковалевский, - задалась целью выяснить, как могла Киевская Русь достигнуть высокого культурного уровня, если у нее не было длительного периода подготовки. Научные работники этой школы старались понять, откуда пришли будущие насельники Киевской Руси. Если Вернадский и его ученики считают, что славяне очень рано проникли на юг России, и выводят на основании филологических данных ряд гипотез о "народе и его связи с азиатскими племенами, - противоположная точка зрения основывается на классической теории балтийского происхождения славян и расселения из их Привисленской прародины на восток, на юг и на запад"... Многое в этом споре было и остается основанным на недоразумении. Никто из серьезных ученых не утверждает больше, что скандинавы (варяги) принесли на Русь культуру или свой государственный строй. Последний был выработан восточно-славянскими племенами задолго до проникновения на русскую равнину норманнов. Вопрос идет только о происхождении слова "Русь" и о том, было племя "Русь" скандинавским или славянским.

Вопрос этот остается открытым и все три точки зрения - летописная, утверждающая, что "Русь" - одна из скандинавских народностей; славянская, связывающая "Русь" с одним из славянских племен; и азиатская (проф. Вернадского), доказывающая ее аланское происхождение, - имеют верных и подчас горячих за-щитников»14.

В целом историки русского зарубежья оказались верны научным традициям академической русской историографии. Они устояли перед «евразийским соблазном», гипотеза Г.В. Вернадского о единстве славянской (русской) и туранской (восточной) культур не оказала на них сколько-нибудь существенного влияния. Куда большее значение имели ценные исследования В.А. Мошиным «русско-варяжского вопроса» (докторская диссертация и десятки статей15), безусловное приращение научного знания, между прочим, неспециалистом, химиком и металлургом Н.Т. Беляевым, изучившим скандинавские источники и проследившим кольцевой путь вокруг Европы норманнов и участвовавших в их дружинах

славян. В результате было доказано, что известный норманнский вождь Рорик Ютландский и Рюрик Начальной летописи - одно и то же лицо и что «призвание варягов» было просто очередной экспедицией Рорика, потерявшего свои владения во Фризландии и искавшего новых путей16.

Примечания

1 Ульянов Н.И. Исторический опыт России // Сполохи: Литературно-худож. альманах. Вып. 1. Архангельск, 1992. С. 350.

2 Советская историография Киевской Руси. Л., 1978; Советское источниковедение Киевской Руси: Историографические очерки. Л., 1979.

3 См.: Вернадский Г.В. Русская история. М., 1997. С. 8.

4 Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994. С. 199.

5 Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М., 1991.

6 Нам представляется немаловажным замечание Е.А. Мельниковой о том, что современная российская историческая наука, обращаясь к первым векам национального прошлого, должна учитывать нынешние границы России - Российской Федерации.

7 Ковалевский П.Е. Наши достижения. Мюнхен, 1960. С. 34.

8 Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Т. 1. Прага, 1931. С. 363-390. В 1985 г. в Славянской библиотеке в Праге нам удалось ознакомиться с одной из уникальных версий этого издания. Известна также еще одна работа Е.Ф. Шмурло, близкая к нашей теме, «Спорные и невыясненные вопросы русской истории».

9 Одинец Д.М. Происхождение государственного строя у восточных славян. Париж, 1935; см. также: Погодин АЛ. Варяги и Русь // Записки Русского научного института в Белграде. Белград, 1932; Браун Ф.А. Варяги на Руси // Беседа. № 6-7. Берлин, 1925.

10 Milioukov P., Seignobos Ch, Eisenmann L. Histoire de Russie: En 3 vols. P.: Librairie Ernest Leroux, 1932-1935.

11 Бунаков И.И. (И.И. Фондаминский). Пути России. Статья первая // Современные записки. 1920. Кн. II. С. 177.

12 Ростовцев М.И. Происхождение Киевской Руси // Современные записки. 1921. № 3. С. 142.

13 Ульянов Н.И. Указ. соч. С. 352.

14 Ковалевский П.Е. Указ. соч. С. 36.

15 Пашуто В.Т. Указ. соч. С. 150-152.

16 Беляев Н.Т. Рорик Ютландский и Рюрик Начальной летописи // Seminarium Kondakovianum. 1929. T. III. C. 215-270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.