Научная статья на тему 'Зарождение ордена тамплиеров'

Зарождение ордена тамплиеров Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1778
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРДЕН ТАМПЛИЕРОВ / КРЕСТОНОСЦЫ / ПЕРВЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД / ИЕРУСАЛИМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаджиев Н. А.

В статье рассматривается история создания ордена тамплиеров, начало его деятельности. Особое внимание сосредоточено на первом десятилетии существования ордена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMERGENCE OF THE KNIGHTS TEMPLAR

The article considers the history of the Knights Templar, the beginning of its activities. Particular attention is focused on the first decade of the existence of the Order.

Текст научной работы на тему «Зарождение ордена тамплиеров»

Гаджиев Н. А.

Студент 2-го курса направления подготовки «Юриспруденция» Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при

Президенте Российской Федерации

г. Тамбов

ЗАРОЖДЕНИЕ ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ

Аннотация: В статье рассматривается история создания ордена тамплиеров, начало его деятельности. Особое внимание сосредоточено на первом десятилетии существования ордена.

Ключевые слова: орден тамплиеров, крестоносцы, Первый крестовый поход, Иерусалим.

Gadzhiev N. A.

2nd year student Jurisprudence department Tambov affiliate of the Russian academy of national economy and state service under the President of Russian

Federation Tambov

THE EMERGENCE OF THE KNIGHTS TEMPLAR

Abstract: The article considers the history of the Knights Templar, the beginning of its activities. Particular attention is focused on the first decade of the existence of the Order.

Key words: Knights Templar, crusaders, the First Crusade, Jerusalem.

Девятьсот лет назад христиане Европы провели ряд священных войн - Крестовых походов против мусульманского мира. Борьба велась за господство над регионом, священным для обеих сторон - Святой землей. В ходе двухсотлетней борьбы за веру сложили головы сотни тысяч крестоносцев и мусульман. Экспансия христианского воинства провела кровавый след из Европы на Восток. Именно в это время и берет начало история тамплиеров.

О начальных шагах тамплиеров известно немного. Исчерпывающие тексты были составлены гораздо позже возникновения ордена. Обычно цитируют Гильома Тирского: «В тот же 1119 г. несколько благородных рыцарей, преисполненных благоговения перед Господом, набожные и боящиеся Бога, вверили себя владыке патриарху, желаю послужить Христу, и изъявили желание вовеки жить по уставу каноников в целомудрии, послушании и нестяжании. Среди них первыми и главными были два почитаемых человека, Гуго де Пейен и Жоффруа де Сент-Омер...» [2, с. 13]. В XIII в. Жак де Витри, историк и епископ Акры, излагает те же самые события: «Некоторые рыцари, любимые богом и состоящие у него на службе, отказались от мира и посвятили себя Христу. Торжественными обетами, принесёнными перед патриархом Иерусалимским, они обязались защищать паломников от разбойников и воров, охранять дороги и служить рыцарством Господним. Они блюли бедность целомудрие и послушание, следую уставу регулярных каноников. Во главе их стояли два почтенных мужа - Гуго де Пейен и Жоффруа де Сент-Омер. Вначале тех, кто принял столь святое решение, было лишь девятеро, и на протяжении девяти лет они служили в мирской одежде и одевались в то, что им подавали в качестве милостыни верующие. Король (Балдуин II), его рыцари и господин патриарх были преисполнены сострадания к этим благородным людям, оставившим все ради Христа, и пожаловали им некоторую собственность и бенефиции, дабы помочь в их нуждах и для спасения души дарующих. И так как у них не было церкви или жилища, которое бы им принадлежало, король поселил их в своих палатах, близ Храма Господня. Аббат и каноники Храма предоставили им для нужд их служения землю неподалеку от палат: поэтому их и назвали позднее «тамплиерами» - «храмовниками».» [2, с. 13-14]. Отсюда следует примерная дата создания ордена - 1119 г. Целью же была защита паломников на Святой земле. Для того, чтобы понять почему паломники нуждались в защите вернемся к событиям, предшествующим появлению тамплиеров.

Ноябрьским утром в 1095 г. папа Урбан II произнес проповедь, которая изменила историю Европы и Востока. Урбан заявил, что христианству угрожает притеснение со стороны мусульман. Святой город Иерусалим находится в руках врагов Бога и постоянно подвергается осквернению. Урбан призвал подняться против этой угрозы и вернуть Святую землю в руки воинов Христа. Разумеется, никакой угрозы вторжения со стороны мусульман не было, хотя речь папы вызвала довольно широкий отклик. Но, тем не менее, Урбану необходимо было придать грядущим событиям законность и ощущение безотлагательности. Мусульман он изобразил нечеловечески жестокими дикарями, склонными к варварскому надругательству над христианством. Урбан рассказал, что турки убивали и уводили в плен многих греков, разрушали церкви и опустошали Царство Божие. Он также утверждал, что христианские паломники на Святую землю подвергались издевательствам и эксплуатации со стороны мусульман, богатых лишали богатств незаконными поборами, а бедных подвергали пыткам [3, с. 40-41]. Таким образом, папа добился тяги к возмездию. Но главной фигурой был Иерусалим. Вряд ли бы Урбан добился такого результата, многократно не упоминая об освобождении Гроба Господня.

В 1099 г. крестоносцы подошли к стенам Иерусалима. Около трех дней велось сражение за город. Крестоносцы нещадно вырезали на своем пути всех мусульман и евреев. Из прежних жителей не уцелел почти никто. По всему городу текли реки крови. «На улицах и площадях города можно было видеть кучи голов, рук, ног», - записал очевидец резни провансалец Раймунд Агильский (Анжильский) [1, с. 328]. Поначалу кровавая резня ужаснула Европу, однако вскоре люди решили (очевидно, не без участия церкви), что раз уж крестоносцы добились таких успехов, то не иначе как Бог благословил их. Но мусульмане так просто не могли смотреть, как вырезают их народ. Первый крестовый поход положил начало масштабной войне. Гроб Господень оказался в руках христиан, в центре нового Иерусалимского королевства. К нему потянулось множество тысяч паломников. Все они нуждались в защите, так как дороги были опасны. Эта цель и послужила созданию ордена тамплиеров. Вероятно, рыцарей вело некое божественное предписание, ведь защиту паломников осуществляли крестоносцы Иерусалимского королевства. Тем не менее, энтузиазм рыцарей достоин восхищения - не имея практически ничего, они со временем стали одним из самых могущественных орденов церкви.

Но вернемся к деятельности тамплиеров в первые годы их существования. Так как рыцари были бедны, они не смогли сразу приступить к осуществлению своей главной цели. Поэтому вначале храмовники стали обустраиваться в отведенной им Балдуином II мечети Аль-Акса. В подземельях времен Ирода рыцари оборудовали конюшни, которые назывались «Соломоновыми» и вмещали более тысячи лошадей вместе с конюхами. Внутри мечети были сделаны перегородки, разделившие ее на помещения разного назначения -кладовые для оружия, зернохранилища, умывальни и уборные, - на крыше находились сады для прогулок, беседки и бассейны. Тамплиеры также пристроили к мечети западное крыло с новым монастырем, трапезной, погребами и заложили для величественной новой церкви, которую, впрочем, так и не достроили [1, с. 336 -337].

В 1127 г. Великий магистр Гуго де Пейен с несколькими рыцарями отправился в Европу для легализации ордена церковью и привлечения сторонников. Официальное признание латинской церкви было дано в январе 1129 г. на церковном соборе в Труа (Шампань, Франция). В последующие годы это официальное одобрение было дополнено папской поддержкой, а так же широкими привилегиями. Тамплиеры также заслужили одобрение одного из величайших религиозных светил латинского мира Бернара Клервоского. Около 1130 г. Бернар написал трактат «Похвала новому рыцарству», в котором восхвалял добродетели тамплиеров [3, с. 168].

Таким образом, тамплиеры в первые годы не были сосредоточены на защите паломников. Это было обусловлено их бедностью и малочисленностью. После поездки главы ордена в Европу ряды рыцарей стали постепенно пополнятся. Конечно, для защиты паломников тамплиеры не ограничивались дежурством на сторожевой башни у Иерусалима - они патрулировали дороги, ведущие в Иерихон, Вифлеем, Иордан и другие места. Помимо стычек с разбойниками рыцари участвовали и в крупных сражениях. В 1129 г. войска под командование Гуго де Пейена - среди них находились и тамплиеры - участвовали в осаде Дамаска [2, с. 113114]. После же первого десятилетия о тамплиерах стали говорить чаще, их деятельность стала значительнее и в итоге храмовники на протяжении ХП-ХШ вв. находились в самом центре истории крестоносного движения и борьбы за Святую землю.

Список литературы

1. Армстронг, К. Иерусалим: Один город, три религии / К. Армстронг; пер. с англ. - М.: Альпина нон-фикшн, 2011. - 566 с.

2. Демурже, А. Жизнь и смерть ордена тамплиеров. 1120-1314. / А. Демурже; пер. с фр. А. П. Саниной. - СПб.: Евразия, 2008. - 391 с.

3. Эсбридж, Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Т. Эсбридж; пер. с англ. Л. А. Игоревского. - М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2013. - 733 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.