Научная статья на тему 'Зарождение и развитие этнопедагогики'

Зарождение и развитие этнопедагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9926
1821
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТРАДИЦИОННОЕ НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ETHNOPEDAGOGICS / FOLK PEDAGOGICS / TRADITIONAL FOLK UPBRINGING / FOLK CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нездемковская Галина Вадимовна

Дается историко-педагогический очерк зарождения и развития этнопедагогики с древних времен до настоящего времени показан вклад выдающихся мыслителей и педагогов: Конфуция, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Г.Н. Волкова и др. в развитие этнопедагогики кратко освещено современное состояние этнопедагогики. Статья адресована ученым, аспирантам, преподавателям социально-педагогических высших и средних учебных заведений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe article contains historical and pedagogical analysis of the origin and development of ethnopedagogics from ancient times till present days, discloses the contribution of such prominent researchers and scientists as Confucius, Ya.A. Komensky, K.D. Ushinsky, G.N. Volkov to its development, the article gives a brief summary of modern ethnopedagogical concepts. The article is addressed to scientists, post-graduate students, teachers of social studies of pedagogical institutes and colleges

Текст научной работы на тему «Зарождение и развитие этнопедагогики»

Г. В. Нездемковская ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

Дается историко-педагогический очерк зарождения и развития этнопедагогики с древних времен до настоящего времени; показан вклад выдающихся мыслителей и педагогов: Конфуция, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Г.Н. Волкова и др. в развитие этнопедагогики; кратко освещено современное состояние этнопедагогики. Статья адресована ученым, аспирантам, преподавателям социально-педагогических высших и средних учебных заведений.

Ключевые слова: этнопедагогика; народная педагогика; традиционное народное воспитание; народная культура.

Усиление этнического самосознания как явление мирового масштаба относят к 60-70-м гг. XX столетия. Это выразилось в стремлении этносов сохранить самобытность, свой язык, уникальность своей культуры, познать свою историю, особенности национального характера и др.

Данное явление, охватившее многие страны мира, получило название этнического парадокса современности, т.к. сопутствовало противоположной тенденции -все нарастающей унификации духовной и материальной культуры, глобализации. Но на самом деле этническое возрождение - это закономерная тенденция развития человечества второй половины XX - начала XXI в.

Народные педагогические культуры содержат уникальные механизмы по формированию у детей и молодежи системы духовно-нравственных ценностей, приобщения их к труду. Россия изначально была полиэт-ничным образованием. Изучение уникального опыта многовекового совместного проживания разных народов на территории современной России может помочь в решении ряда проблем, связанных с межэтническими конфликтами. Традиции народного семейного воспитания также требуют своего изучения и применения в современной практике воспитания. Мы указали лишь на малую часть богатого воспитательного потенциала народной культуры и народной педагогики, являющихся объектом изучения этнопедагогики. Значение этой науки особенно возрастает в условиях глобализации, когда возникла опасность разрушения самобытных культур и исчезновения этносов под воздействием тотальной унификации. Этнопедагогике принадлежит большая роль в сохранении и воспроизводстве культуры этноса и его этнического самосознания. Этнопедагогика - молодая развивающаяся наука. Изучение истории ее зарождения и развития является весьма актуальной и малоизученной проблемой.

Приступая к рассмотрению данного вопроса, необходимо уяснить ее исходные понятия. Слово «этнопедагогика» состоит из двух греческих слов: «этно» -первая часть сложных слов со значением, относящимся к народу, например этнография, этнопсихология, этнолингвистика и др., и «пайдогос» - детоводитель. Некоторые исследователи не проводят четкой грани между этнопедагогикой и народной педагогикой и часто описывают традиционный народный воспитательный опыт, используя термин «этнопедагогика». Основное различие между этими научными понятиями определил академик Г.Н. Волков: народная педагогика имеет отношение к опыту, его описанию, этнопедагогика - сфера теоретической мысли, сфера науки. Ее одна из основных функций - изучение, обобщение и применение в современном образовании положительного воспита-

тельного потенциала традиционной народной культуры и народной педагогики. Народная педагогика не является наукой, т.к. она представляет не систему научных взглядов на воспитание человека, а совокупность эмпирических знаний проверенных практикой воспитания многими поколениями, органично соединенными с жизнью и трудом ребенка [1].

Первые элементы этнопедагогического знания зародились в период образования первой этнической общности - племени. На протяжении истории развития человеческого общества этнопедагогическое знание постоянно развивалось, пополнялось новыми элементами.

Племена явились первой в истории человечества этнической общностью. В это время уже получили осмысление и обобщение первые педагогические знания, имеющие этническую направленность: об истории происхождения рода, о героических делах предков, традициях, обычаях, нашедших отражение в устном народном творчестве. Детей и молодежь знакомили с преданиями, сказаниями, песнями, раскрывающих суть идеологических установок того времени (о защите сородичей, родовой земли, свободы; об уважении предков; необходимости быть достойными их) и др. Чувство связи с достойными героическими предками, осознание себя соплеменником, убеждение в необходимости принесения в жертву своей жизни во имя защиты родной земли и своих соплеменников - все это становится неотъемлемыми элементами мировоззрения подрастающих поколений.

Социально-экономические и другие условия способствовали переходу от первобытного общества к рабовладельческому. В различных регионах Земли этот процесс осуществлялся в разное время, с разными особенностями и с различной протяженностью. Наряду с племенами и народностями возникали классовые общества. В них вместе с новыми формами социализации и воспитания детей сохранялись и традиционные.

Археологические исследования свидетельствуют, что примерно в IV тысячелетии до н. э. возникли города-государства Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др. Эти государства представляли крупные этносы со своей неповторимой культурой. В соответствии с этим получает развитие тенденция дифференциации этнопе-дагогического знания в соответствии с особенностями этнических культур. Формирующие государственные системы воспитания имели свои этнические характеристики, которые не только были не забыты, но развиты и усовершенствованны в новых условиях. Этому в значительной степени способствовало возникновение письменности и развитие школ. Ранние государства используют в школах опыт традиционного народного воспитания для формирования у детей и молодежи эт-

нического самосознания, чувства преданности своему народу, готовности к защите своей земли, мужества, смелости, стремления к сохранению территориального и государственного единства.

Наиболее ранними считаются письменные обобщения традиционного педагогического знания вообще и этнопедагогического в частности, приведенные в древних письменных памятниках: «Законы царя Вавилонии Хаммурапи» (1792-1750 гг. до н. э.), «Законы Ассирии» (2-я половина II тыс. до н. э.), «Летопись ассирийского царя Ашшурбанапала» (669-633 гг. до н. э.), «Книга притч иудейского царя Соломона» (965-928 гг. до н. э.) и др. дают описание представление об организации школьного образования, содержании и методах обучения и воспитания детей в школах тех времен. Обучение везде основывается, прежде всего, на народных воспитательных традициях предков. Эти древние источники свидетельствуют также о достаточно большом объеме существовавших в то время этнопедагоги-ческих знаний. Среди них большое место отводилось заучиванию преданий, сказок, легенд, а также усвоению обрядов, ритуалов и жертвоприношений. По ним можно сделать вывод, что этнопедагогические знания, зародившиеся и сформировавшиеся в общем виде еще в первобытном обществе, получили широкое развитие и в последующие исторические периоды. Кроме того, проявляется также тенденция средоточия народной педагогической культуры, прежде всего в семье. Например, в Индии она являлась первой главной ступенью обучения и воспитания, после которой следовала следующая - общественная. В семейном воспитании твердо придерживались традиций предков.

На жизнь людей в древних государствах оказывает огромное влияние религия. При храмах, святилищах функционируют жреческие или высшие школы для избранных: детей высшей знати и жрецов. Они же являются средоточием научных знаний по философии, медицине, астрономии, физике, химии, литературе. Обобщения народной педагогической культуры получают развитие в трактатах по философии этого периода. Религия, кроме того, становится активной и действенной системой воспитания не только детей и молодежи, но и всего народа. Она служит мощным фактором формирования национального самосознания народа. Ее целью становится внедрение в сознание людей идеологии, направленной на формирование преданности своему народу и своему правителю, готовности защищать свою родину даже ценой своей жизни. Таким образом, религия значительно способствовала развитию этнопедагогического знания и его обобщению в религиозных нравоучениях.

При появлении империй (Рим, империя Александра Македонского, Византийская империя и др.) начинает формироваться имперское самосознание, связанное с принадлежностью к многоэтническому социальноэкономическому культурному центру. При этом этническая принадлежность человека становится вторичной. В связи с этим этническое воспитание осуществляется в связи с формированием гражданского имперского политического и религиозного самосознания. Этот процесс также тесно связан с появлением мировых религий (христианство, ислам, буддизм), которые

в определенной части нивелируют культурное своеобразие этносов, а позже и с появлением нерелигиозных мировоззренческих этических систем (гуманизм, социализм, фашизм, либерализм и др.). В результате формируется стойкая тенденция нивелирования этнических культурных особенностей народов в целях консолидации многоэтничных или даже многонациональных государств, империй. Эта тенденция имела место и в последующие исторические периоды в жизни отдельных государств, она же актуальна и в современности.

Великие умы прошлого с большим уважением относились к воспитательным традициям своих народов. Изучая культуру своего народа, в том числе и педагогическую, они отбирали в ней все лучшее и включали в свои научные труды и повседневную педагогическую практику.

Одним из первых мыслителей, предпринявшим попытку изучения и обобщения народной педагогической культуры, был выдающийся китайский философ Конфуций (551-479 гг. до н. э.). Он обогатил этнопедаго-гику такими мировоззренческими и этическими положениями: незыблемой нормой поведения является сыновняя почтительность и святость любого начинания, предпринятого предыдущими поколениями; в целях достижения социальной стабильности и высокой нравственности общества, и прежде всего молодежи, должна браться за основу накопленная в прошлом мудрость; в воспитании детей и молодежи необходимо следовать культурным традициям прежде всего своего, а затем других народов; основой принципов построения совершенного общественного устройства является гуманность, соблюдение ритуалов и обрядов и практическое воплощение нравственных норм в жизнь; основу образования должно составлять изучение традиций и мудрости предков, а также изучение классических трудов; культура и традиции развивают заложенные в человеке качества в нужном направлении [2].

Значительный вклад в развитие этнопедагогики внес Я.А. Коменский (1592-1670) - гениальный сын чешского народа, демократ-гуманист, самоотверженный борец за мир и национальную независимость своего народа, один из основателей научной педагогики. Величайшая заслуга ученого в том, что он по существу был первым, кто сумел с позиций гуманизма и демократизма осмыслить и обобщить традиционный опыт семейного и общественного воспитания детей чешского народа. Я.А. Коменский одним из первых понял огромное значение этнопедагогических знаний и их роли в совершенствовании работы не только школы, но и в жизни целых государств. Великий ученый пополнил этнопедагогику такими научными знаниями: разработал фундаментальную идеею педагогики - пансофизм: обобщение всех знаний, добытых разными народами, и донесение этих обобщенных знаний через школу на родном языке до всех людей независимо от их общественного положения, религиозной, расовой и национальной принадлежности; обосновал основные направления этнографических и этнопедагогических исследований, связав их с содержанием образования детей и юношества; доказал, что от природы все народы равны, каждый этнос имеет право на свою, даже самую своеобразную и непонятную для других культуру и систему

воспитания; призывал к всеобщему миру между народами и созданию общечеловеческой культуры на основе обобщения всего лучшего, прогрессивного в традиционных культурах всех народов; разработал основные направления содержания подлинно народного образования на всех ступенях: обучение на родном языке с использованием фольклора своего народа; включение элементов этнопедагогического знания и прогрессивного опыта народной педагогики в умственное, нравственное, физическое, трудовое воспитание; изучение в полном объеме отечественной литературы, истории, географии; подтвердил и научно обосновал положение народной педагогики о труде как основном средстве формирования полноценной личности; разработал содержание образования, включающее в себя не только знание культуры всего человечества, но, прежде всего глубокое всестороннее изучение истории, культуры, географии, поэзии, фольклора своего народа; доказал, что эффективными средствами воспитания детей, формирования у них высокой нравственности является устное народной творчество: сказки, рассказы из истории, предания, пословицы, поговорки и др.; определил школу как эффективное средство сохранения национальной самобытности своего народа; доказал, что школа должна давать глубокие и разносторонние знания на родном языке, особое внимание в ней должно уделяться изучению родной речи с использованием народного фольклора; творчески соединил традиционную народную воспитательную культуру со своим педагогическим учением [3, 4].

И.Г. Песталоцци (1746-1827) - швейцарский педагог-демократ. Его учение значительно пополнило мировую педагогику многими прогрессивными научными разработками, в том числе и этнопедагогическими. Наиболее значительными из них являются следующие: разработка и научное обоснование демократической системы воспитания и образования детей трудового народа с учетом многовековых народных воспитательных традиций; изучение и обобщение опыта народной педагогики в Швейцарии по вопросам семейного воспитания и подготовка на этой основе методики обучения и воспитания детей для матерей, настолько простой, что ею могла пользоваться любая крестьянка [5].

К концу XIX в. зарубежными педагогами и учеными четко осознавалась необходимость научного изучения традиционного воспитательного опыта своих народов и использования его огромного прогрессивного воспитательного потенциала в воспитании детей и молодежи современности.

За рубежом этнопедагогика как научное направление получила свое начало в 30-40-е гг. XX в. Она появилась как междисциплинарная отрасль научного знания на стыке этнологических, антропологических и психолого-педагогических наук после начала исследований американскими учеными Маргарет Мид и Дж. Уайтингом традиционной бытовой культуры, брачных и семейных отношений, половозрастных разделений труда, половозрастного символизма, способов социализации детей [6].

Если в Индии, Китае, Греции, Европе прогрессивная общественность при определении содержания работы школы опиралась на традиционный воспитатель-

ный опыт своего народа, то в России вплоть до отмены крепостного права (1861 г.) все связанное с народом, его культурой считалось «низким», грубым и подлым. Сам же народ, его низшие сословия, назывался дворянством «подлостью». Учебные заведения того времени предназначались в основном лишь для детей дворянства и духовенства. Интеграция эмпирического опыта воспитания, развитие этнопедагогического знания в ранние периоды на Руси осуществлялась в фольклоре, традициях, обычаях, обрядах.

Первые письменные обобщения традиционного воспитательного опыта русского народа содержаться в педагогическом памятнике XI в. «Поучение князя Владимира Мономаха детям». Следование традиционному воспитательному народному опыту на Руси в повседневной педагогической практике и работе школ наблюдается до XVII в.

Неоценимый вклад в развитие этнопедагогики внес К.Д. Ушинский (1824-1870), выдающийся педагог-демократ, основоположник народной школы России.

К.Д. Ушинский обосновал ведущий принцип этнопе-дагогики: от восприятия культуры собственного народа через родной язык к культуре соседних народов, затем к пониманию и усвоению мировой культуры и доказал, что на нем должно строиться все содержание образования в школе. Ученый показал необходимость культурных связей между народами, охарактеризовав их как эффективное средство обогащения национальных культур; доказал, что нельзя заимствовать воспитательные системы у других народов, у каждого народа есть своя особенная национальная система воспитания; определил, что каждый народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания, что нет общей системы воспитания для всех народов, ее не существует не только на практике, но и в теории и у каждого народа есть своя особенная национальная система воспитания. Выдающийся ученый особо подчеркивал, что в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих, воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более чем что-либо другое.

Им научно обоснован принцип народности русской школы. Под ним он понимал преобразование всей системы образования на основе установления органических связей с жизнью народа в целом; доказал, что педагогическая система народа должна базироваться на использовании сокровищ русской культуры в целом; ввел понятия «народная педагогика» как огромный воспитательный опыт народа и «народное воспитание» рассмотрев его очень широко, особо отметив, что школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа.

Ученый рассмотрел также вопрос об идеале человека: идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью и развивается вместе с его развитием, народные идеалы воспитания, набор черт характера и качеств личности у разных этносов различны, каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях, показал соотношение личности и народа и доказал, что всякая личность, даже самая одаренная, стоит ниже народа.

К.Д. Ушинский также обосновал воспитательное и образовательное значение родного языка, охарактери-

зовал его как единственно верное средство проникновения в характер народа, показал его огромную роль не только в воспитании детей, но и в сохранении самобытности своего народа, научно доказал, что прежде ребенок должен изучить свой родной язык, а потом другие, разработал научные рекомендации не только по изучению родного языка, но иностранных языков, подчеркивал, что родной язык должен изучаться в народной литературе, в народных песнях, в творениях народных писателей, в живой народной речи, рассмотрел язык не только как средство познания природы, но и как средство приобщения ко всей истории духовной жизни народа, определил его как величайшего духовного наставника и педагога народа; раскрыл воспитательный потенциал русского фольклора.

Важнейшая заслуга великого педагога в том, что он не только теоретически обосновал прогрессивные новаторские идеи в области этнопедагогики, но и разработал методику использования этих идей в учебновоспитательном процессе учреждений системы образования и внедрил ее в практику работы Гатчинского сиротского института и Смольного института благородных девиц [7].

Большой вклад в определение содержания воспитания и обучения русского народа, основанного на исторических и национальных традициях, внес Л. Н. Толстой (1828-1910) - писатель, педагог, общественный деятель. Свои идеи воспитания и обучения крестьянских детей на подлинно народных основах он воплотил в работе Яснополянской школы.

Во второй половине 60-х гг. XIX в. Л.Н. Толстой поставил вопрос о создании в России своей системы народного образования, которая должна основываться на исторических и национальных традициях русского народа и не быть слепком с западно-европейских систем, сложившихся в иных экономических и политических условиях. Обучая крестьянских детей, являясь выразителем взглядов и настроений патриархального крестьянства пореформенной дореволюционной России, писатель высоко ценил русские народные традиции, рекомендовал широко использовать их в учебновоспитательном процессе школы. Он отмечал, что школа хороша только тогда, когда она сознавала те основные законы, которыми живет народ. При этом особо подчеркивал: «Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания» [8. С. 316].

Начало ХХ в. в России знаменательно усилением буржуазно-демократического движения, завершившегося к 1917 г. революцией. Быстрое развитие капитализма создавало объективные предпосылки для прогресса просвещения и образования. Реакционная политика царизма в области просвещения, направленная на подавление национальной самобытности народов России и усложнению доступа к образованию простого народа, активизировала борьбу передовой российской общественности за демократическую школу, организованную на подлинно народных началах.

Это послужило мощным толчком и развитию этно-педагогического знания. Выдающиеся ученые, педагоги, общественные деятели: А.А. Мусин-Пушкин (1855 г.), П.Ф. Каптерев (1848-1922 гг.), В.П. Вахтерев (1853-

1924 гг.), В.Н. Сорока-Россинский (1882-1960 гг.) и др. вносят в него ряд прогрессивных элементов.

А. А. Мусин-Пушкин, определяя задачи средней школы, писал, что школа является государственным учреждением, и поэтому ей не должны быть чуждыми культурно-исторические задачи государства... но, напротив, на ее прямой обязанности лежит проведение в сознание подрастающих поколений уважения к своему государству и чувства любви к родному народу, многовековым трудом которого создалось это государство. По его утверждению, школа должна быть национальной. Ее национальный характер достигается, прежде всего, серьезным и вдумчивым отношением к прошлому своей родины, к истории своего народа: «Русская школа, чтобы исполнить свою государственную задачу, должна, прежде всего, уметь возбудить в своих учениках любовь к родному народу, понимание его характера и национальных особенностей, развить живой интерес ко всему русскому; она должна вложить в молодые сердца глубокое чувство патриотизма, должна заставить своих учеников преклоняться с благоговением перед подвигами родного народа, с удивлением и гордостью относиться к светлым событиям и славным историческим ценностям.» [9. С. 42].

П.Ф. Каптерев разработал научное понятие педагогического идеала, при этом он доказывает что, личный идеал в известном мере есть непременно общественный идеал и именно народный, составленный в духе той национальности, к которой принадлежит автор идеала. Далее он особо подчеркивает, что доля народности неизбежно будет в идеалах каждой личности, принадлежащей к народности; идеал отдельной личности в большей или меньшей степени будет народным, оставаясь в то же время личным. «Народные идеалы не могут оставаться без изменения: они постоянно вырабатываются, дополняются и сокращаются, находятся в состоянии непрерывного роста, вместе с народной жизнью поднимаются и опускаются, особенно же в тесной связи находятся с культурой народа, выражая ее лучшие стремления и достигнутые успехи. народный идеал должен быть проникнут культурою, должен впитывать в себя лучшие стремления и идеи выдающихся представителей народа на различных путях его деятельности...» [10. С. 93]. Выдающийся педагог научно обосновывает положение о взаимосвязи воспитательных идеалов каждого народа с идеалами других народов. Особо он подчеркивает мысль о том, что народное нужно сочетать с инородными, с всенародными и общечеловеческим. Следовательно, педагогический идеал заключает в себе три рода элементов: личные или субъективные, народные или национальные и всенародные или общечеловеческие.» [10. С. 96]. Таким образом, П.Ф. Каптерев обосновывает и разрабатывает принцип диалектического единства трех начал: национального, межнационального и общемирового, т. е. один из ведущих принципов этнопедагогики.

Большой научный интерес для исследователей проблем этнопедагогики представляет научно-педагогическое наследие В. П. Вахтерева. Критикуя положение Ленина о том, для большевиков интересы мирового социализма выше национальных интересов, он писал: «Мы не в каком случае не можем присоединится к во-

ждю коммунистов, ибо считаем отсутствие национального чувства нравственным уродством.» [11. С. 119]. Его рассуждения о состоянии России в послереволюционный период очень патриотичны и не потеряли актуальности до сих пор: «Никогда, кажется, опасность распада русского народа не была такой очевидной и страшной, как в данный момент. Последние события показали что, у нас крайне недостаточны внутренние связи между отдельными частями России, что неразвито сознание выгод, доставляемых государством, что в некоторых слоях, по-видимому, атрофирована даже инстинктивная любовь к родине.» [11. С. 120].

В качестве средств выхода из кризисной ситуации он предлагает: развитие чувства патриотизма; возрождение национальных ценностей при сохранении связей с общечеловеческими; превращение школы в общенациональную; возрождение русских национальных идеалов; использование народного творчества, содержащих примеры бескорыстного, самоотверженного служения родине не за страх, а за совесть формирования у граждан национального самосознания и общественных стремлений на пользу Отечества; развитой разум и деятельная любовь к родине.

Развитие капитализма, рыночных отношений, ведущих к обнищанию народных масс, лишению их полноценного образования, ведет к разрушению семьи, утрате многовековых культурных воспитательных традиций, духовных ценностей и нравственности. Выход из этой ситуации, по мнению передовой педагогической общественности дореволюционной России, в обращении к традиционной, народной педагогической культуре и использованию его в образовательном процессе школы.

Таким образом, научно-педагогические исследования российских ученых дореволюционной России в области традиционной педагогической культуры и построения системы народного образования на подлинно народных началах значительно способствовали развитию этнопедагогического знания.

После свержения монархии в России в феврале 1917 г. этнический принцип был положен в основу внутригосударственного деления. Создание «национальной государственности», «национальное строительство» провозглашалось как важнейшее достижение новой этнической политики. Образовательная политика «нерусских народов» в 20-30-е гг. была направлена на учет этнических культур обучаемых. В связи с этим в системе народного просвещения была выделена самостоятельная категория учебных заведений - национальные школы. Развитию этнопедагогики этого периода способствовали работы Г. С. Виноградова, И.Я. Позднеева и др.

Новый этап национальной политики в нашей стране начался с принятия в 1936 г. Конституции СССР. Вместо учета национальной специфики как в административно-территориальном делении, так и в культурной политике складывается тенденция унификации этнических культур.

В 50-60-е гг. в связи с ослаблением жесткого централизованного управления, способствовавшему расширению прав республик, и решениями ХХ съезда КПСС о массовой реабилитации, в том числе и репрессированных народов, снова возрастает интерес к изу-

чению различных аспектов традиционных народных культур. Учеными: В.А. Сухомлинским, Б. А. Александровым, В.Х. Арутюнян, В.Ф. Афанасьевым, Г.Н. Волковым, А.Ш. Гашимовым, К.Ш. Ахияровым, Я.И. Хан-биковым, и др. активно исследуются различные аспекты народной педагогики. При этом русская народная культура используется в качестве основы развития национальных культур многочисленных этносов Советского Союза.

Значительный вклад в развитие этнопедагогики этого периода внес В. А. Сухомлинский, который определил народную педагогику как средство обновления и совершенствования своей учебно-воспитательной работы с детьми; охарактеризовал школу как «колыбель народа», «народный очаг воспитания», «важнейший центр духовной жизни народа»; разработал разнообразные и самобытные формы работы на основе украинской народной педагогики (сад матери, праздник бабушки и дедушки, комната сказки, уголок мечты и др.); доказал, что школа лишь тогда школа, когда главный предмет в ней человековедение; определил главнейшую задачу школы - формирование у детей и подростков убеждения в высоком назначении человека, в том, что он частица бессмертного народа; подчеркнул -школа должна воссоздать в каждом поколении родной народ: его философию, широкий и оригинальный взгляд на мир, самобытную культуру, национальную психологию и характер, тесные духовные связи с другими народами, придавая этим многогранному процессу обучения и воспитания народоведческий характер; особо отметил, что народоведческий подход в учебновоспитательном процессе позволяет добиваться глубокого познания учащимися важнейших источников, питающих любовь к родной земле, Родине, приобщающих к своему народу; определил источники народного патриотизма в современном понимании: материнская, отцовская любовь, колыбельная песня и родной язык, картины родной природы (склоненная над прудом ветка, высокий пирамидальный тополь, песни соловья), требующее труда отцовское плодородное поле, история родного народа, мир наших предков, исторические судьбы других народов и т.д.; доказал - открытие мира детьми должно начинаться с овладения самым ценным народным сокровищем - родным словом; теоретически обосновал и практически реализовал такие новые формы работы по формированию творческой личности: путешествие к истокам родного слова, уроки жизни, уроки развития чувств, часы творчества, часы любимого труда; подчеркивал, что творческие качества личности успешнее формируются тогда, когда у детей уже сформирован интерес к усвоению сказки, песни, былины, легенды, баллады, пословицы и поговорки; разработал оригинальные формы внедрения творческих традиций народа в современную воспитательную практику (театр сказки, кукольный театр, сочинение сказок), доказал - труд детей с наиболее раннего возраста должен органически соединяться с другими культурноисторическими, духовными традициями народа; показал роль семьи в формировании личности ребенка: его эмоциональной восприимчивости, впечатлительности, чуткости, тонкости ощущения; определил мать главной воспитательницей детей, особо подчеркивал, что мать -

это тепло, уют, внимание, мир солнца, любви, добра, ласки. От того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек [12].

В советскую педагогику термин «этнопедагогика» был введен в 1970-х гг. академиком Г.Н. Волковым. Его работы: «Чувашская народная педагогика»

(1958 г.) и «Этнопедагогика» (1974 г.) сыграли большую роль в формировании этнопедагогики. С этого периода она рассматривается в качестве самостоятельной отрасли научно-педагогического знания. Им были четко разграничены понятия «народная педагогика» и «этнопедагогика». Если народная педагогика имеет отношение к опыту и его описанию, средствам и идеям народного воспитания, то этнопедагогика - сфера теоретической мысли, сфера науки. Этнопедагогику ученый определил как науку об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохраняющиеся благодаря национальной системе воспитания и претерпевающие эволюцию вместе с условиями жизни, вместе с педагогической культурой народа [1. С. 30-31].

Он всесторонне рассмотрел понятие «народное воспитание» и сферу его влияния; определил его цели содержание, методы и средства; описал народный идеал совершенного человека. Им впервые была рассмотрена роль детской среды как мощного фактора самовоспитания и взаимного воспитания.

После распада СССР в национальных республиках начался процесс резкого перехода к обучению на родном языке, нередко в ущерб русскому. Изучение традиционной этнической культуры коренных народов бывших союзных республик ставится в качестве первоочередной и главнейшей задачи перед всеми звеньями системы образования. В связи с этим резко увеличивается удельный вес научных исследований национальных традиционных педагогических культур.

В связи с обострением этнических проблем наблюдается тенденция актуализация этнических проблем воспитания в сфере социальной политики государств. Появляется большое количество исследований по изучению традиционной педагогической культуры отдельных этносов. Докторские исследования, защищенные с 1991 по 1995 г.: И. Арабова (Таджикистан), К. Пирлиева (Татарстан), Х. Ф. Анаркулова (Кыргы-стан), С. С. Булатова, Н. Сафарова (Узбекистан), С.А. Узакбаевой (Казахстан), В.Ф. Канева, В.И. Прокопенко, А.Л. Бугаевой (народы Севера), И.А. Шорова (Адыгея) составляют примерно 90% от всех работ по этнопедагогической тематике [13]. Начиная с 1996 г. наблюдается спад научных интересов к проблемам эт-нопедагогики. В последующие два года в России было защищено всего четыре докторские работы по данной

тематике. С 1998 г. снова активизируется деятельность ученых по рассмотрению различных аспектов этнопе-дагогики. Так, за 1998-1999-е гг. их количество по сравнению с двумя предыдущими годами возросло почти в четыре раза.

На рубеже XX-XXI вв. в исследованиях по проблемам этнопедагогики отдается преимущество разработке таких ее аспектов: теория и практика семейной эт-нопедагогики народов России (А. А. Григорьева, И. С. Портнягин, Р.А. Алихонова, Э.И. Сокольникова, Б.Ш. Алиева и др.); этнопедагогическая подготовка учителей, преподавателей различных типов учебных заведений (А. Н. Яковлева, Т.В. Анисенкова, Л.С. Берсенева, Т.В. Давыдова и др.); этнопедагогическая культура народов России (В. А. Николаев, С.П. Беловолова, М.Ю. Айбазова и др); разные стороны проблемы построения образования на этнокультурной основе разных народов (М.Е. Ержанов, Д.М. Вердиев) и др. Кроме того, преимущественное количество диссертационных исследований приходится на исследования проблем этнопедагогики семьи народов России.

В настоящее время в регионах педагогические коллективы через возрождение народных традиций, обычаев пытаются формировать у подростков и молодежи принципы духовности, ориентировать их на усвоение общечеловеческих ценностей: мир, природу, красоту, гуманность и др. Но эта работа носит бессистемный, эпизодический характер и полностью зависит от инициативы и творчества руководителей учреждений системы образования. Оптимальное решение этих проблем во многом зависит от научных исследований в области этнопедагогики.

Вместе с тем дальнейшего исследования требуют проблемы обоснования и систематизации основных категорий этнопедагогики, определения структуры эт-нопедагогики как отрасли научного знания, разработки этнопедагогического компонента воспитательных систем; выявления его сущности и содержания, определения места в воспитательных системах общероссийского и регионального пространства; механизмы интеграции национальных культур в полиэтнической и поли-культурной среде России и др.

Коротко проследив становление этнопедагогики, можно сделать следующие выводы: этнопедагогиче-ское знание зародилось в глубокой древности и развивалось на протяжении всей истории человечества. В настоящее время этнопедагогика - это междисциплинарная отрасль научного знания, изучающая народную культуру и традиционное народное воспитание (народную педагогику) с целью использования их прогрессивного воспитательного потенциала в современном воспитании и обучении. Этнопедагогика развивается и как отрасль научного знания, и как учебный предмет, и как область практической деятельности. Особого внимания в научных исследованиях по этнопедагогике требуют исследования проблемы теоретико-

методологического характера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1974. 376 с.

2. Конфуций / Сост. В.В. Малявин. М., 1996.

3. Коменский Я.А. Великая дидактика // Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин,

А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. С. 12-104.

4. Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое

наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. С. 106-135.

5. Песталоцци И.Г. О народном образовании и индустрии // Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие /

Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. С. 312-321.

6. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

7. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. Т. 1. 416 с.

8. Толстой Л.Н. О народном образовании // Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской

социалистической революции): Учеб. пособие / Под ред. Ш.И. Ганелин. М.: Просвещение, 1974. С. 315-331.

9. Мусин-Пушкин А.А. О национальных задачах средней школы // Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века): Учеб.

пособие / Сост. А. В. Овчинников и др. М.: Академия, 2000. С. 40-44.

10. Каптерев П.Ф. Современные задачи народного образования в России // Антология по истории педагогики в России (первая половина

ХХ века): Учеб. пособие / Сост. А.В. Овчинников и др. М.: Академия, 2000. С. 77-100.

11. Вахтеров В.П. Национальное воспитание // Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века): Учеб. пособие / Сост. А.В. Овчинников и др. М.: Академия, 2000. С. 101-122.

12. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика // Избр. пед. соч.: В 3 т. М.: Педагогика, 1981. Т. 3. С. 395-579.

13. Загузов Н.И. Докторские исследования по педагогике и психологии (1937-1999 годы): Справочник. 3-е изд. испр. и доп. М.: ГНОМ и Д, 2000. 216 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 11 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.