Научная статья на тему 'Занятость и трудовая мобильность в торговле в современных условиях'

Занятость и трудовая мобильность в торговле в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
690
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошкина Светлана Николаевна

Представлены некоторые результаты исследования занятости и трудовой мобильности в торговле в современных условиях формирования и развития социально-трудовых отношений. Изучение состояния и развития рынка труда, анализ обширного эмпирического материала о динамике занятости позволили рассмотреть основные направления и методы регулирования трудовой мобильности занятых в данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Employment and the labour mobility in trade in modern conditions

Some results of the research of employment and labour mobility in trade in modern conditions of formation and development of social labour relations are submitted in the article. Studying of a status and development of a labour market, the analysis of an extensive empirical material about dynamics of employment have allowed to consider the basic directions and methods of regulation of labour mobility occupied in the branch

Текст научной работы на тему «Занятость и трудовая мобильность в торговле в современных условиях»

С.Н. Кошкина

ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В ТОРГОВЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Представлены некоторые результаты исследования занятости и трудовой мобильности в торговле в современных условиях формирования и развития социально-трудовых отношений. Изучение состояния и развития рынка труда, анализ обширного эмпирического материала о динамике занятости позволили рассмотреть основные направления и методы регулирования трудовой мобильности занятых в данной отрасли.

Проведённое исследование проблемы занятости и трудовой мобильности в торговле в современных условиях формирования и развития социально-трудовых отношений позволило обосновать ключевые направления регулирования трудовой мобильности занятых в данной отрасли. Анализ динамики российского рынка труда и потребительского рынка с начала 1990-х гг., проверка на обширном эмпирическом материале выдвинутых теоретических положений, позволяет сделать следующие выводы.

1. Исследование эволюции научных подходов к изучению трудовой мобильности и их теоретическое обобщение позволили определить содержание и функции трудовой мобильности в экономике труда. Трудовая мобильность изучена как имеющий характерные для периода реформирования российской экономики направления социально-экономический процесс перемещений работников в пространстве рабочих мест с различной социально-экономической ценностью и как экономическая категория, отражающая отношения, складывающиеся между работниками, работодателями и государством по поводу реализации ими своих интересов в формировании и использовании способности к труду, проявляющейся в перемещениях работников в пространстве рабочих мест, в переездах в другую местность, а также в обучении или переобучении в целях соответствия квалификации и направлению предлагаемой работы. Изучение зачастую разнонаправленных интересов работников, работодателей и общества (в лице государства) в трудовой мобильности является необходимой предпосылкой её регулирования. Проанализировано содержание экономических интересов субъектов отношений, складывающихся по поводу трудовой мобильности. Установлено, что в ходе реформирования существенно изменились условия для реализации данных интересов, т.к. трансформация секторальной и отраслевой структур экономики, появление многообразных организационно-правовых форм ведения хозяйственной деятельности оказали влияние на изменение конъюнктуры рынка труда и на требования, предъявляемые к способностям работников к труду.

2. На основе раскрытия сущности и теоретического обоснования функционирования рынка труда систематизировано взаимоотношение и проанализирована взаимосвязь понятий «рынок труда», «занятость» и «трудовая мобильность». Занятость является результатом функционирования рынка труда, а трудовая мобильность способствует достижению равновесия между спросом на труд и его предложением в результате распределения и перераспределения работников в меняющемся пространстве рабочих мест, что увеличивает занятость и сокращает безработицу. С учётом характеристики труда в исследуемой отрасли понятие «заня-

тость в торговле» определено как способствующая удовлетворению покупательского спроса деятельность, обеспечивающая оборот и куплю-продажу продвигаемых от производителей к потребителям товаров, определяемая функционированием рынка труда и потребительского рынка.

На основе обобщения имеющихся подходов и изучения современного состояния рынка труда и потребительского рынка рассмотрены критерии и параметры, определяющие занятость в торговле и уточнена её классификация. Предложены следующие основания для классификации: статус в занятости; многообразие организационно-правовых форм функционирования предприятий торговли; занятость в самостоятельных подотраслях торговли (оптовой и розничной), а также в коммерческих подразделениях (сбытовых структурах) неторговых, производственных предприятий и организациях; размер предприятия и формат торговли; ориентация на определённый сегмент потребителей товаров и услуг торговли, товарная специализация, местоположение предприятия (его дислокация); легитимность занятости. Существенным уточнением данной классификации является выделение различий в занятости в зависимости от ориентации на определённый сегмент потребителей товаров и услуг торговли, товарной специализации, в местоположении предприятий (их дислокации). Подчеркнуто, что в рыночной экономике именно клиентоориентированность предприятия является фактором формирования потребительской лояльности. Следовательно, результаты труда занятых в отрасли и, соответственно, уровень его оплаты предопределяются степенью удовлетворения спроса потребителей на товары и услуги торговли. Для получения необходимых на современном потребительском рынке знаний, умений и навыков работы требуется специальное профессиональное торгово-экономическое образование у всех категорий занятых, а также периодическое повышение квалификации.

Подчеркнём, что занятость в торговле различается по легитимности деятельности, т.к. в России более 40% товарооборота осуществляется в теневой экономике, и непрозрачность торговли является наиболее актуальной проблемой данной отрасли [1]. Наряду с проблемой неуплаты налогов незаконная торговая деятельность представляет угрозу здоровью и благополучию потребителей. Значительный теневой товарооборот включает в себя фальсифицированные и несерти-фицированные товары, серьёзно угрожающие здоровью потребителей. К тому же неоформленные надлежащим образом трудовые отношения приводят к социальной незащищённости работников, к отсутствию гарантий занятости. Занятые незаконной торговой деятельностью уходят от уплаты налогов, не производятся

отчисления единого социального налога, что не позволяет пополнять накопительную часть их будущей трудовой пенсии и в целом оказывает негативное влияние на социальную ситуацию в обществе.

3. Обоснована целесообразность расширения возможностей применения междисциплинарного подхода к исследованию и регулированию занятости и трудовой мобильности в торговле. В частности, наряду с использованием методов экономики, социологии, психологии, статистики предложено применение теоретических положений и практического опыта в области правоведения, андрагогики и организации коммерческой деятельности. Применение методов андрагогики для обучения проектированию личных образовательных маршрутов взрослых будет способствовать росту самообразования и повышения профессионально-квалификационной мобильности занятых в торговле. Использование междисциплинарного подхода при исследовании и регулировании занятости и трудовой мобильности позволит применить полученные результаты в различных отраслях научных знаний. Проведённый анализ теоретических вопросов и методологическая разработка проблемы позволили разработать сочетающую мик-ро- и макроподход авторскую методику изучения состояния занятости и трудовой мобильности в торговле.

Исследование форм проявления трудовой мобильности в торговле в период реформирования российской экономики проведено в соответствии с обобщением имеющихся научных подходов к её классификации. Установлено, что в торговле, как и в других отраслях, проявляются все виды трудовой мобильности. Основаниями и признаками данной классификации являются: совершённость, управляющее воздействие, субъект, степень желательности для работника, содержание перемещений, изменение статуса работника. Анализ эмпирического материала показал, что в ходе реформирования произошло существенное изменение условий занятости трудовой мобильности, и в период реформирования преобладала неорганизованная мобильность. Текучесть в торговле была намного выше средней по экономике. Значительный рост занятости в торговле в 1990-2007 гг. не сопровождался надлежащей профессионально-квалификационной мобильностью, и увеличение числа занятых не привело к соответствующему росту товарооборота. У большинства собственников и руководителей предприятий отсутствует специальное профессиональное торгово-экономическое образование. Выявлено, что из-за недостатка знаний в области экономики труда и управления персоналом они недооценивают значимость труда как фактора производства. В то же время проведённый опрос показал, что при создании определённых условий большинство занятых в торговле готово повышать свой профессионализм и квалификацию. Необходимо устранить ряд препятствий, сдерживающих рост и развитие мобильности в малый торговый бизнес. Малый бизнес может успешнее развиваться на фоне развития крупного торгового бизнеса и при создании условий для роста профессионально-квалификационной мобильности занятых в торговле и намеревающихся работать в данной отрасли. Полученные в ходе проведённого анализа результаты и выводы легли в основу последующих рекомендаций по

регулированию трудовой мобильности занятых в торговле в современных условиях. Предложено использование данной методики для периодического анализа состояния занятости и потенциальной трудовой мобильности в торговле. Полученные результаты могут быть использованы учёными в различных отраслях научных знаний, а также организующими коммерческую деятельность специалистами-практиками.

4. Определены цель, задачи, уровни, субъекты и методы регулирования трудовой мобильности занятых в торговле в современных условиях на основе анализа изменения её состояния в период реформирования. Установлено, что общая цель регулирования трудовой мобильности занятых в торговле - это создание способствующих эффективной занятости условий для перемещения работников в пространстве рабочих мест, повышения их профессионально-квалификационного уровня с учётом изменения спроса на труд и его предложения в данной отрасли, а также динамики покупательского спроса на товары и услуги торговли и товарного предложения в результате функционирования потребительского рынка.

5. Определены и теоретически обоснованы основные факторы, влияющие на выбор методов регулирования трудовой мобильности занятых в торговле. К числу основных факторов отнесены: цель и задачи регулирования; внешние условия трудовой мобильности; состояние трудовой мобильности; уровень регулирования; состояние спроса на товары и услуги торговли; субъекты регулирования; ожидаемая социальноэкономическая эффективность (ожидаемые результаты применения выбранных методов регулирования трудовой мобильности). К тому же подчёркнута необходимость учёта особенностей конкретно-исторических условий периода реформирования российской экономики и современного состояния рынка труда и потребительского рынка.

Все вышеозначенное позволило рассмотреть основные направления, методы их реализации и некоторые ожидаемые результаты регулирования занятости и трудовой мобильности в торговле. На основе обобщения зарубежного и отечественного опыта управления человеческими ресурсами подчёркнуто, что регулирование различных проявлений трудовой мобильности отдельных групп и категорий занятых должно осуществляться как на макро-, так и на микроуровнях [2, 3]. Макрорегулирование оказывает влияние на всех занятых в данной отрасли и практически на всё население России, и создание предложенных условий изменит социально-экономическое положение занятых в отрасли, а также повлияет на различных участников потребительского рынка (поставщиков товаров и их потребителей).

Одним из важнейших направлений регулирования занятости и трудовой мобильности является совершенствование нормативно-правового регулирования труда в торговле, усиление инфорсмента (контроля за соблюдением законодательства). В формирующемся новом правовом поле актуально активизировать действия по инспекции труда, по контролю и надзору за соблюдением норм трудового законодательства, т.к. по ряду причин работодатели и предприниматели-собственники торговых предприятий не являются законопос-

лушными и ущемляют трудовые права наёмных работников. Строгое соблюдение норм трудового законодательства, обеспечение нормальных условий труда и надлежащей его оплаты будут способствовать росту социально-экономической ценности рабочих мест, возрастанию мотивации работников, более эффективному использованию трудового потенциала и росту производительности труда. В конкурентной рыночной среде именно высокие профессионализм и квалификация работников улучшают экономические результаты торговой деятельности, что компенсирует издержки на улучшение условий труда и другие необходимые расходы. Легализация деятельности будет способствовать росту социальной защищённости работников и гарантиям занятости. Подчеркнём, что росту профессионально-квалификационной мобильности и в целом улучшению положения дел в торговле будут способствовать искоренение коррупции, взяточничества и прочих барьеров, препятствующих нормальному функционированию торгового бизнеса. Отметим, что для совершенствования организационно-правового регулирования трудовой мобильности потребуется объединить усилия правоведов, экономистов, социологов, менеджеров. Для этого необходимо применять административные, организационные методы, активизировать деятельность Государственной инспекции труда Российской федерации и Роспотребнадзора.

Совершенствование организационно-правового регулирования защиты прав потребителей от нарушений правил торговли также будет воздействовать на рост профессионально-квалификационной мобильности. Подчеркнём, что именно ослабление государственного регулирования торговли в период реформирования попустительствовало низкой профессионально-квалификационной мобильности занятых в данной отрасли. Практически безнаказанное массовое нарушение прав потребителей обсчётами, обвесами, введением в заблуждение относительно свойств товаров, продажа некачественных фальсифицированных или несертифи-цированных товаров и т.д. в том числе обусловлено низким профессионально-квалификационным уровнем занятых в торговле. Усиление контроля за соблюдением прав потребителей, побуждающее к росту профессионально-квалификационной мобильности, будет способствовать росту культуры и уровня торгового обслуживания, обеспечению гарантий качества и безопасности товаров и услуг торговли, повышению удовлетворения спроса покупателей. К тому же это повлияет на удовлетворение потребности населения в безопасности, а также прочих базовых и социально-психологических потребностей.

Рассмотрены основные тенденции современного состояния потребительского рынка Российской Федерации и рынка труда, и на этой основе предложено осуществление ряда методов регулирования с учётом сегментации рынка труда отрасли и специфики занятости в малом, среднем и крупном торговом бизнесе. Даны рекомендации по регулированию занятости на малых торговых предприятиях с учётом результатов исследований современного состояния потребительского рынка и соответствующей государственной политики в данной сфере [4]. Поскольку особое значение имеет

регулирование на региональном уровне, то вопросы создания условий для роста профессионально-квалификационной мобильности, совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров, обеспечения безопасности товаров и услуг торговли должны включаться в Концепцию социально-экономического развития территорий и муниципальных образований.

На уровне предприятий рекомендовано осуществлять регулирование по ряду направлений на основе использования соответствующих экономических, административных, организационных и социальнопсихологических методов. На основе применения междисциплинарного подхода предложено улучшить условия занятости в результате совершенствования систем оплаты, стимулирования труда и его организации, управления развитием персонала и содействия профессиональной карьере (вовлечения работников в программы внутрифирменного обучения), участия работников в управлении и др. [2, 3]. Рекомендовано для осуществления инспектирования состояния условий занятости и трудовой мобильности на предприятиях использовать ряд показателей, позволяющих оценить усилия работодателей по повышению социальноэкономической ценности рабочих мест и обеспечению роста качества трудовой жизни, более эффективному использованию трудовых ресурсов.

Отмечено, что именно в торговле возможно использование зарубежного опыта работы так называемых иллирийских фирм (самоуправляющихся трудовых коллективов), использующих методы воздействия на занятость и трудовую мобильность, направленные на максимизацию чистого дохода на одного занятого в отличие от традиционного стремления коммерческих фирм к максимизации прибыли. Действительно, методы привлечения работников к управлению, подходы к демократизации управления, представленные в работах Я. Ванюка и Е. Домара, Д. Мида и А. Ноува, Б. Хорвата [3], применимы на торговых предприятиях по следующим причинам. Во-первых, большинство работников предприятий торговли своим трудом оказывает прямое влияние на конечные экономические результаты и они могут повысить производительность своего труда в случае более тесной связи между его результатами и оплатой. Во-вторых, т. к. результаты деятельности торговых предприятий зависят от полноты удовлетворения покупательского спроса, то к формированию ассортиментной политики на основе изучения неудовлетворённого и отложенного спроса следует привлекать всех работников, занятых в процессе торгового обслуживания. К тому же необходимо налаживание эффективной обратной связи с потребителями товаров и услуг торговли, сбор информации об удовлетворённости потребителей услугами, в том числе оказанными на пред-приятиях-конкурентах силами всех работников предприятия и принятие на этой основе управленческих решений в отношении ассортиментной политики и т. д. В результате произойдёт обогащение труда, будет преодолено его отчуждение, возрастут экономические показатели деятельности и удельный доход, что улучшит условия занятости и уменьшит текучесть. При этом необходимо применение методов организации коммерческой деятельности, т.к. в условиях конкурентной

среды требуется активизация всех факторов внутренней среды организации, в особенности организационно-технологических.

Выявлена роль функционирующих на базе крупных торговых предприятий систем внутрифирменного обучения. Оценена деятельность корпоративных учебных заведений с позиций влияния на занятость и трудовую мобильность в исследуемой отрасли. Важнейшим направлением является совершенствование систем оплаты и стимулирования труда на основе использования экономических методов, т.к. это оказывает значительное регулирующее воздействие на занятость и трудовую мобильность на уровне предприятия [5]. Поскольку в современных условиях повышение конкурентоспособности российских торговых предприятий на фоне значительных темпов роста проникновения на наш потребительский рынок зарубежных фирм возможно лишь при наличии современных систем оплаты и стимулирования труда, необходимо распространение знаний в области экономи-

ки труда и управления человеческими ресурсами в среде торговых предпринимателей и руководителей предприятий отрасли. Предложено адаптировать к специфике отрасли системы управления персоналом, в особенности системы оплаты и стимулирования труда, применяемые в финансово-кредитной сфере. Всё вышеозначенное будет способствовать более эффективному использованию трудовых ресурсов и положительно повлияет на итоговые экономические результаты предприятий.

Таким образом, обоснованный теоретически и опирающийся на анализ обширного эмпирического материала подход к регулированию занятости и трудовой мобильности в торговле создаёт условия для более эффективного использования трудовых ресурсов, снижения текучести и повышения производительности труда, улучшения социально-экономических результатов деятельности предприятий отрасли. Проведённое исследование послужит основой для последующей детальной разработки ряда затронутых автором вопросов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современное состояние потребительского рынка России. Официальный документ Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию

потребительского рынка. М., 2005.

2. Журавлёв П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран: Учеб. пособие / П.В. Журавлёв, Ю.Г. Одегов,

Н.А. Волгин. М.: Экзамен, 2002. 448 с.

3. Волгин Н.А., Волгина О.Н. Оплата труда: японский опыт и российская практика: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2005. 508 с.

4. Бирюков В.В., Романенко Е.В. Государственное регулирование малого предпринимательства и развитие сферы услуг. Омск, 2006. 304 с.

5. Матвеев В.В. Мотивация и стимулирование торгового персонала // Оптовая и розничная торговля: современное состояние и перспективы

развития: Сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. Ижевск: ИЭиУ ГОУ ВПО «УдГУ», 2005. С. 65-67.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 4 апреля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.