Научная статья на тему 'Занятия туризмом в физкультурно-оздоровительной работе в детских оздоровительных учреждениях'

Занятия туризмом в физкультурно-оздоровительной работе в детских оздоровительных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
542
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МАССОВЫЕ ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ТУРИСТСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ / CHILDREN'S IMPROVING INSTITUTIONS / TOURISM / MASS TOURIST-SPORTS ACTIONS / TOURIST WORK WITH CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Причалов Михаил Алексеевич, Игнатьев Алексей Михайлович

Построение физкультурно-оздоровительного процесса в детских оздоровительных лагерях с учетом местных природных условий и с применением средств туризма положительно влияет на антропометрические данные детей, на уровень развития их физических, функциональных и психофизиологических качеств, на формирование навыков здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Причалов Михаил Алексеевич, Игнатьев Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism in sports-improving activity in children recreational establishments

Construction of sports-improving process in children recreation camps taking into account local environment and with application of means of tourism positively influences the anthropometrical data of children, on their physical, functional and psycho-physiological qualities development level, on formation of skills of a healthy way of life

Текст научной работы на тему «Занятия туризмом в физкультурно-оздоровительной работе в детских оздоровительных учреждениях»

1. Любительство в художественной культуре: история и современность // Ученые записки ИУБиП. Ростов н/Д, 2005. № 2.

2. Матук В.А. Организационно-педагогические основы функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов в системе культурно-досуговой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Мн., 2009.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.

4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1997.

Поступила в редакцию 15.09.2009 г.

Denezhko I.V. Socially-pedagogical conditions of amateur creativity development based on jazz culture. Article is devoted to studying of the socially-pedagogical conditions of amateur creativity development based on jazz culture. The basic attention is paid to sociological research of the given problem. Influence of jazz amateur creativity on self-realization of spiritual and creative potential of person is considered.

Key words: jazz culture; amateur creativity; socially-pedagogical conditions.

УДК 796/799+371.7

ЗАНЯТИЯ ТУРИЗМОМ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

© М.А. Причалов, А.М. Игнатьев

Построение физкультурно-оздоровительного процесса в детских оздоровительных лагерях с учетом местных природных условий и с применением средств туризма положительно влияет на антропометрические данные детей, на уровень развития их физических, функциональных и психофизиологических качеств, на формирование навыков здорового образа жизни.

Ключевые слова: туризм; детские оздоровительные учреждения; массовые туристско-спортив-ные мероприятия; туристская работа с детьми.

Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) на сегодняшний день - это самая распространенная форма учебно-педагогической работы с детьми и подростками в летний период, которая обладает большей свободой выбора как содержания, так и методики физкультурно-оздоровительной работы по сравнению с другими образовательными учреждениями. Однако, несмотря на это, анализ научно-методической литературы и собственные педагогические наблюдения свидетельствуют о наличии недостатков в организации данной работы в ДОЛ [1-9], к основным из которых относятся:

- неэффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;

- малый перечень средств видов спорта, используемых в ДОЛ в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми и подростками;

- недостаточное обеспечение процесса физкультурно-оздоровительной работы с отдыхающими в ДОЛ программами и учебнометодической литературой, разработанными

с учетом современных социально-экономических и природных условий региона.

В связи с этим поиск эффективных форм организации физкультурно-оздоровительной работы в детских оздоровительных лагерях, построенных с учетом местных социальноэкономических и природных условий, в которых на фоне высокого уровня двигательной активности развивались бы познавательные способности детей и формировалась бы личность ребенка, представляется сегодня целесообразным.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОЛ осуществляется, в основном, в условиях местной природной среды. Вопросы активизации двигательного режима в детских лагерях в условиях природной среды с использованием средств разных видов спорта, в т. ч. и туризма, всегда интересовали ученых. Значение туризма в проведении массовых мероприятий в детских оздоровительных лагерях, в познании детьми окружающего мира, во всестороннем воспитании ребенка, особенно в подростковом возрасте, неоценимо, поэтому внимание к этому средству физическо-

го воспитания неслучайно. Использование средств туризма позволяет позитивно влиять на формирование жизненно важных для подростка умений и навыков, активизировать воспитание личности. Несмотря на это, научно обоснованных исследовательских данных, касающихся применения доступных средств туризма для физического развития, оздоровления и воспитания детей и подростков не так много, а построение физкультурно-оздоровительного процесса с применением средств туризма в детских оздоровительных лагерях как предмет специально не изучен. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, законодательных и нормативных актов показывает, что проблема активизации педагогического процесса с помощью средств туризма рассматривается лишь относительно общеобразовательных учреждений. Таким образом, педагогические коллективы детских оздоровительных лагерей нуждаются в научно обоснованных рекомендациях, направленных на обеспечение эффективности физкультурно-оздоровительной работы с помощью средств туризма. Это послужило основанием для определения основных направлений научно-исследовательской работы.

В основу исследования положено предположение о том, что физкультурно-оздоровительный процесс в условиях временного пребывания детей и подростков в детском оздоровительном лагере будет более эффективным, если моделировать его с использованием средств туризма. При этом необходимо:

- сформулировать цель и задачи физкультурно-оздоровительной работы в ДОЛ с учетом национально-региональных особенностей;

- вооружить подростков знаниями, умениями и навыками использования средств туризма для физического совершенствования, сохранения и укрепления здоровья;

- в детских оздоровительных лагерях создать условия для построения процесса физкультурно-оздоровительной работы с детьми с использованием средств туризма.

С учетом вышесказанного разрабатывалась методика физкультурно-оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере, построенная с учетом национально-

региональных особенностей и с использованием средств туризма.

С целью определения эффективности разработанной методики в детском оздоровительном лагере «Лесная сказка» Чувашской Республики был проведен формирующий педагогический эксперимент. В эксперименте участвовали 160 детей в возрасте 12-15 лет в течение трех смен 2008 г., по состоянию здоровья отнесенных к основной медицинской группе и не имеющих спортивных разрядов по каким-либо видам спорта.

Суть педагогического эксперимента заключалась в максимальном использовании возможностей модернизированной организационной структуры и разработанной с применением средств туризма методики физкультурно-оздоровительной работы, способствующей максимально возможному увеличению объемов двигательной активности детей и подростков и повышению интенсивности двигательной деятельности детей. Перед нами стояла задача изучить, как активизация двигательного режима с помощью средств туризма в условиях кратковременного пребывания детей и подростков в детских оздоровительных лагерях повлияет на антропометрические данные, на уровень развития физических качеств и на функциональные и психофизиологические качества детей.

В каждой смене были организованы и контрольные, и экспериментальные группы. Испытуемые данных групп занимались по разным программам физкультурно-оздоровительной работы.

В качестве контрольной группы выступили дети, занимающиеся в спортивных секциях по разным видам спорта. Спортивнокружковая работа велась по утвержденным учебным программам специалистами-педаго-гами и физоргами детских отрядов на открытых и закрытых спортивных площадках, отвечающих критериям государственного базового стандарта системы дополнительного образования детей.

Выбор детьми кружка, секции осуществлялся в первые дни смены по желанию. Одна из особенностей нашей работы - это то, что ребенок может начать заниматься по любому из направлений, имея недостаточный уровень подготовки или же совсем не имея никакой подготовки. Этой формой работы охватываются дети, ранее занимавшиеся в

школьных спортивных секциях, ДЮСШ, и дети, не имеющие отношения к спорту. Такой подход к физкультурно-оздоровительной работе позволяет удовлетворить потребности ребенка в свободном общении, досуге и разнообразных видах коллективной, групповой и индивидуальной деятельности, использовать в полной мере воспитывающий потенциал детского лагеря.

Экспериментальная группа, т. е. спортивный кружок по туризму, занималась по нашей методике. Занятия были организованы с учетом как традиционных форм, так и с использованием нетрадиционных (например, в форме тренинга с использованием игровых ситуаций, проблемных заданий и упражнений). При проведении занятий использовались упражнения по спортивному ориентированию, подвижные игры, которые позволяют подготовить организм к основным физическим нагрузкам, и упражнения, организованные средствами туризма и направленные на развитие скоростных и силовых качеств. Последовательность занятий строилась таким образом, чтобы скоростные и силовые нагрузки чередовались с нагрузками на выносливость и чтобы нагрузки чередовались и по действию на различные мышечные группы. Продолжительность одного занятия составила 90 минут. Общий суммарный объем недельной физической нагрузки составил в среднем 25-30 часов.

В процессе проведения занятий туристского кружка использовались различные методы организации работы: методы стимулирования, методы контроля и самоконтроля и пр. Для стимулирования интереса детей использовались методы создания ситуации с опорой на конкретный жизненный опыт, убеждения значимости знаний, умений и навыков в решении конкретных жизненных задач. Использовались также методы слова (беседа, рассказ, инструктирование), наглядные методы (иллюстрация, показ, демонстрация), метод самостоятельного упражнения.

На основании полученного экспериментального материала в начале педагогического эксперимента было установлено, что в обеих группах показатели, характеризующие антропометрические данные и развитие физических и психических качеств, не имеют достоверных различий.

Рассмотрим подробнее изменения исследуемых показателей за период педагогического эксперимента (табл. 1, 2).

Из таблиц видно, что ростовые показатели за экспериментальный период увеличились во всех группах, но наименьшие показатели у девочек контрольной группы. У мальчиков больших расхождений нет, но все же в экспериментальной группе показатель чуть выше.

Между показателями роста мальчиков, занимающихся в контрольной и экспериментальной группах, разница большая. Если у мальчиков контрольной группы увеличение роста составляет 1,21 %, то у мальчиков экспериментальной группы составляет 2,44 %. Это мы объясняем улучшением их осанки за счет выполнения комплексов специальных упражнений с элементами туризма и ориентирования и занятий на свежем воздухе, т. к. эти занятия способствовали развитию опорно-двигательного аппарата детей.

Некоторые изменения произошли и в весе испытуемых. Анализ таблицы показывает, что прибавка в весе у мальчиков более значительна, чем у девочек. Видимо, это связано с анатомо-физиологическими особенностями. В подростковом возрасте у мальчиков происходит более интенсивное развитие мышечной системы, что и отражается на показателях массы тела. У девочек это происходит на 1-2 года раньше.

Между показателями веса в контрольных и экспериментальных группах изменения незначительны.

В показателях окружности грудной клетки значительных расхождений у мальчиков как в экспериментальной, так и в контрольной группах за экспериментальный период не произошло, зато у девочек экспериментальной группы можно наблюдать качественные изменения окружности грудной клетки.

Обследование в конце смены выявило, что в экспериментальной группе, по сравнению с исходными данными, результаты всех показателей улучшились. Но рост данных показателей наблюдается и у испытуемых контрольной группы, т. к. дети растут и их организм развивается. Однако сравнение этих показателей экспериментальной и контрольной группах свидетельствуют, что у первых они не только выше по абсолютным величинам, но носят более устойчивый ха-

рактер. Следовательно, указанные изменения, отмеченные у подростков экспериментальной группы, объясняются не только биологическими закономерностями развития, но и влиянием занятий туризмом.

Сравнительный анализ подвижности позвоночного столба свидетельствует, что у мальчиков в контрольной группе она увеличилась на 1 см, а в экспериментальной группе на 4 см, а среди девочек в контрольной группе гибкость позвоночного столба увеличилась на 2 см, а в экспериментальной увеличилась на 6 см. Предполагается, что столь заметное увеличение подвижности позвоночного столба в экспериментальных группах произошло потому, что на занятиях были использованы общеразвивающие упражнения для развития гибкости в условиях при-

родной среды. Выяснилось, что средства туризма дают прекрасные возможности для развития гибкости у детей и подростков.

Следующим физическим качеством, развитие которого исследовали в контрольных и экспериментальных группах, является сила. Показатели мышечной силы рук и становой силы характеризуют степень развития мускулатуры. Исследования в динамике занятий туризмом в детском оздоровительном лагере позволяют определить степень их влияния на различные группы мышц. Так, анализ табл. 1 и 2 показывает, что за экспериментальный период во всех группах сила кисти увеличилась. Увеличение этого показателя не достоверно лишь у девочек контрольной группы, во всех остальных группах изменения достоверны.

Таблица 1

Динамика развития физических качеств и психофизиологических возможностей мальчиков 14-15 лет за экспериментальный период

Исходные данные Конечные данные

экспериментальной группы п = 20 контрольной группы п = 20 экспериментальной группы п = 20 контрольной группы п = 20

М т М т М т М т

Рост (см) 164 ±2,5 165 ±2,8 168 ±2,3 167 ±2,8

Вес (кг) 53,4 ±0,6 53,5 ±0,4 56,0 ±0,4 54,7 ±0,5

Окружность грудной клетки (см) 71 ±0,6 70 ±0,3 73 ±0,6 71,5 ±0,7

Подвижность позвоночного столба (см) 4 ±1,5 4 ±1,1 8 ±0,9 5 ±0,9

Сила кисти (кг) 37,5 ±0,69 37,7 ±0,42 39,6 ±0,7 38,5 ±0,25

Показатели становой силы (кг) 97,6 ±1,43 95,3 ±1,7 102,8 ±1,37 97,8 ±1,13

Прыжок в длину (см) 196,7 ±1,38 195,1 ±1,28 204,9 ±2,38 197,1 ±1,33

Статическое равновесие (поза Ромберга) 32 ±3,6 31 ±2,1 40 ±4,2 36 ±2,4

ЖЕЛ (см/куб) 3622,3 ±141,1 3678,3 ±124,1 3754,7 ±139,8 3701,3 ±156,2

Время задержки дыхания (с) 44,61 ±0,53 44,13 ±0,59 49,9 ±0,47 45,32 ±1,07

ЧСС (уд/мин) 84,42 ±3,6 83,13 ±4,2 79,63 ±2,8 82,14 ±3,2

Индекс Руфье 11,24 ±0,5 11,50 ±0,7 8,36 ±0,3 10,24 ±0,7

Устойчивость внимания (усл. ед.) 0,76 ±0,03 0,73 ±0,04 0,93 ±0,04 0,79 ±0,06

Концентрация внимания (усл. ед.) 1018 ±37,6 993 ±42,1 1100 ±40,3 1043 ±45,7

Объем зрительной информации (бит) 375,8 ±18,3 361,8 ±23,3 397,1 ±21,5 377,7 ±27,5

Скорость переработки объема зрительной информации (бит/с) 1,01 ±0,05 0,99 ±0,05 1,11 ±0,04 1,06 ±0,07

о

ооп

тро

и

©

у

е

о

л

о

и

з

из

ф

о

Таблица 2

Динамика развития физических качеств и психофизиологических возможностей девочек 14-15 лет за экспериментальный период

Исходные данные Конечные данные

экспериментальной группы п = 20 контрольной группы п = 20 экспериментальной группы п = 20 контрольной группы п = 20

М т М т М т М т

Антропо- метриче- Рост (см) 160 ±1,9 160 ±1,8 162 ±2,0 161 ±1,9

Вес (кг) 51,2 ±0,7 52,2 ±0,7 52,2 ±0,5 52,7 ±0,6

Окружность грудной клетки (см) 73,5 ±0,3 74 ±0,3 76,5 ±0,4 75,5 ±0,3

Физические Подвижность позвоночного столба (см) 8 ±1,1 8 ±1,2 14 ±1,0 10 ±1,1

Сила кисти (кг) 27,4 ±0,6 27,5 ±0,13 29,3 ±0,63 28,0 ±0,33

Показатели становой силы (кг) 72,6 ±1,4 70,6 ±1,33 76,7 ±1,39 71,7 ±1,56

Прыжок в длину (см) 163,3 ±1,52 163,6 ±1,43 170 ±2,52 165,6 ±1,82

Функциональные Статическое равновесие (поза Ромберга) 38 ±2,9 38 ±1,7 55 ±2,6 43 ±1,9

ЖЕЛ (см/куб) 3130,2 ±139,2 3116,5 ±167,1 3284,9 ±129,7 3194,3 ±156,2

Время задержки дыхания (с) 35,51 ±0,29 33,40 ±0,59 46,0 ±0,83 35,61 ±0,83

ЧСС (уд/мин) 88,96 ±2,6 90,12 ±3,6 84,96 ±2,9 88,46 ±3,2

Индекс Руфье 12,87 ±0,6 12,37 ±0,4 11,00 ±0,6 12,06 ±0,7

е ск е ги о л о и СО К о си с Устойчивость внимания (усл. ед.) 0,88 ±0,05 0,85 ±0,05 0,98 ±0,03 0,89 ±0,06

Концентрация внимания (усл. ед.) 1020 ±36,9 1003 ±37,5 1134 ±38,1 1087 ±40,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем зрительной информации (бит) 413,8 ±16,8 391,3 ±18,5 430,5 ±18,3 400,9 ±21,3

Скорость переработки объема зрительной информации (бит/с) 1,05 ±0,04 1,04 ±0,04 1,11 ±0,05 1,05 ±0,05

У мальчиков экспериментальной группы сила кисти увеличилась на 2,1 кг, а в контрольной группе - на 0,8 кг. У девочек экспериментальной группы сила кисти составляет 1,9 кг, а в контрольной группе этот показатель у девочек равен 0,5 кг.

Для школьников уровень развития становой силы имеет очень важное значение. Учитывая это, мы в своей работе решили проверить влияние средств туризма на развитие силы. Анализ табл. 1 и 2 показывает, что показатели становой силы у девочек экспериментальной группы увеличились на 4,1 кг, что составляет 5,65 %; а у девочек контрольной группы показатели становой силы повысились всего на 1,1 кг, т. е. на 1,56 %.

Как видно из табл. 1 и 2, показатель становой силы в экспериментальной группе, где дети занимались по нашей методике, значительно выше, чем в контрольной. Это дает полное основание предполагать, что занятия туризмом улучшают силовые способности

девочек и мальчиков. Воспитание силы осуществляется преимущественно в туристских экскурсиях и прогулках, где различные ситуации вынуждают детей менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с наступающим утомлением организма.

Уровень скоростно-силовой подготовленности детей позволяет характеризовать их общую физическую подготовленность. Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее распространенными являются прыжковые упражнения. Сравнительный анализ результатов прыжка в длину с места позволяет заметить, что результаты за экспериментальный период увеличились во всех группах. В экспериментальной группе у мальчиков прирост составляет 8,2 см, т. е. 4,17 %, а в контрольной группе - 2 см, или 1,02 %. Разница между контрольной и экспериментальной группами составляет 6,2 см. У девочек в контрольной группе прирост - 2 см, т. е. 1,22 %; в экспе-

риментальной группе - 6,7 см, что составляет

4.1 %. Разница между группами у девочек составляет 4,7 см.

При исследовании координационных способностей детей мы применяли пробу Ромберга. Анализ табл. 1 и 2 показывает, что уровень статического равновесия за экспериментальный период у детей увеличился. У мальчиков в контрольной группе этот показатель увеличился на 5,0 с, что составляет

16.1 %; а в экспериментальной группе соответственно на 8,0 с, что составляет 25 %. У девочек в контрольной группе равновесие увеличилось на 5 с, т. е. на 13,2 %. Сдвиги в экспериментальной группе у девочек составляют 17 с, т. е. 47,7 %. Наибольший прирост наблюдается у девочек экспериментальной группы, а наименьший - у девочек контрольной группы.

Показатель статического равновесия в экспериментальных группах стал в два раза больше, чем в контрольных группах. Это дает основание говорить о том, что занятия туризмом способствуют эффективному развитию статического равновесия детей.

Резюмируя результаты исследований по тестированию физических качеств в начале и конце смены, следует отметить достоверные приросты по большинству показателей в экспериментальной группе. Сдвиги некоторых показателей не были достоверны, однако в этих случаях определялась тенденция к большому приросту результатов в экспериментальной, чем в контрольной группе. Данные свидетельствуют, что широкое использование в детском оздоровительном лагере на ежедневных физкультурно-оздоровительных занятиях средств туризма способствует эффективному повышению физической подготовленности детей.

Система внешнего дыхания в нашей работе оценивалась по следующим функциональным показателям: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), время задержки дыхания в покое «проба Штанге». В результате проведенного исследования отмечено, что во всех группах ЖЕЛ имела незначительное увеличение. Наименьший сдвиг произошел в контрольной группе у девочек и составил 2,49 %, а в экспериментальной группе среди девочек он равен 4,94 %. Достаточно неплохой сдвиг за этот период произошел у мальчиков экспериментальной группы и составил 3,65 %. В

контрольной группе у мальчиков увеличение ЖЕЛ составляет 0,65 %.

Незначительное, но увеличение ЖЕЛ в экспериментальных группах объясняется тем, что в туристских прогулках, экскурсиях и походах, на игровых занятиях, построенных с применением средств туризма, дети выполняют большой объем движений с разной интенсивностью, что вызывает интенсивную работу дыхательного аппарата.

Для определения функциональных изменений в дыхательной системе под влиянием физических нагрузок показателей ЖЕЛ недостаточно, поэтому в процессе работы также определялось время задержки дыхания в покое «проба Штанге». Результаты исследования свидетельствуют, что за период наблюдения достоверные сдвиги этого показателя получены у всех детей. Анализ табл. 1 и 2 показывает, что время задержки дыхания в экспериментальных группах у мальчиков увеличилось на 11,86 %, а у девочек на 29,54 %. С улучшением физической подготовленности время задержки дыхания нарастает. Следовательно, увеличение этого показателя при повторном обследовании расценивается (с учетом других показателей) как улучшение физической подготовленности детей. Так, увеличение задержки дыхания на вдохе «проба Штанге» у детей обоего пола свидетельствовало о расширении возможностей кардио-респираторной системы. Следует отметить, что организм у подростков контрольных групп отличается меньшей устойчивостью к недостатку кислорода. Если учесть, что неизменным в результате занятий остался показатель веса, можно предположить, что в организме подростков происходили положительные изменения, связанные с улучшением внешнего и внутреннего (тканевого) дыхания.

Полученные результаты исследования системы внешнего дыхания подростков 14-15 лет позволяют сделать вывод о том, что занятия туризмом в детском оздоровительном лагере, не оказывая значительного влияния на увеличение ЖЕЛ, вызвали качественные изменения в функционировании кардио-респираторной системы, выраженные в значительном увеличении продолжительности гипоксических проб. Это достигалось оптимальными физическими нагрузками в комплексе с благотворным влиянием при-

родных факторов. Повышался уровень двигательной активности детей, расширяющий возможности кардио-респираторной системы в целом, что подтверждается исследованиями других ученых.

Таким образом, анализируя результаты исследования кардио-респираторной системы детей, можно сделать вывод, что при систематических занятиях туризмом у детей развиваются дыхательные мышцы, увеличивается общая жизненная емкость легких, формируется рациональный, физиологически совершенный тип дыхания, растут аэробные возможности организма, одновременно растет у детей способность переносить гипокси-ческое состояние. Таким образом, занятия туризмом на свежем воздухе в детском оздоровительном лагере оказывают положительное влияние на организм детей.

Одним из наиболее информативных показателей на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений (ЧСС). Для оценки функциональных возможностей сердечной системы детей на физическую нагрузку применялся индекс Руфье. Данные реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную нагрузку до и после эксперимента изложены в табл. 1 и 2, из которых следует, что в исходных величинах частоты сердечных сокращений до эксперимента отсутствуют различия между экспериментальными и контрольными группами.

В начале смены средняя величина частоты сердечных сокращений в покое у мальчиков экспериментальной группы составила 84,42 уд/мин, а в контрольной группе -83,13 уд/мин. Разница в результатах между группами несущественна. Такая же картина наблюдается у девочек. Из табл. 1 и 2 видно. что занятия туризмом в детском оздоровительном лагере положительно повлияли на функциональную деятельность сердечнососудистой системы детей и подростков. В конце эксперимента показатели сдвигов сердечно-сосудистой системы на пробу были положительными у обеих групп, но положительная динамика с более выраженной тенденцией отмечалась в экспериментальной группе. В экспериментальной группе функциональная деятельность сердечно-сосудистой системы улучшилась по сравнению с контрольной группой на 18 % у мальчиков и на 13 % у девочек.

Общие положительные изменения в состоянии здоровья занимающихся проявились в снижении ЧСС, улучшении разницы между показателями частоты сердечных сокращений по показателю теста Руфье.

Таким образом, со стороны показателей теста с задержкой дыхания, а также показателей функциональных проб сердечно-сосудистой системы отмечалась положительная динамика с более выраженной тенденцией в экспериментальной группе, однако достоверной разницы между экспериментальной и контрольной группами не было, что, вероятно, обусловлено относительно коротким периодом наблюдения. Но все же по объективным показателям сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма можно судить об эффективности предложенной методики.

Исследуя эффективность применения средств туризма в детских оздоровительных лагерях, нельзя обойти вниманием психофизиологическую сторону данного процесса. Для успешной подготовки детей к жизни необходимо научить их последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. Повышение умственной работоспособности способствует развитию способностей детей анализировать, избранно воспринимать информацию и принимать верные решения, т. е. формирование навыков и умений всецело зависит от быстроты и мобильности процессов, происходящих в ЦНС детей.

Изучение таких психофизиологических показателей, как устойчивость и концентрация внимания, объем зрительной информации и скорость переработки информации, позволило установить, что в процессе занятий средствами туризма в детском оздоровительном лагере вышеуказанные показатели имеют достоверно значимые положительные изменения как у мальчиков, так и у девочек.

В табл. 1 и 2 приводятся изменения в показателях распределения внимания в течение смены у детей экспериментальной и контрольной групп. Так, наряду с относительно одинаковыми показателями в начальной стадии эксперимента в конечной мы наблюдали некоторые различия. Например, по сравнению с исходными показатели устойчивости внимания у юношей экспериментальной группы увеличились на 22,37 % (< 0,01), а у

девочек экспериментальной группы - на

11,36 % (< 0,01).

Обращаем внимание на тот факт, что показатели устойчивости внимания у мальчиков значительно выше, чем у девочек. Видимо, занятия туризмом в детском оздоровительном лагере оказывают большой положительный эффект на показатели устойчивости внимания юношей, чем девушек.

Анализируя табл. 1 и 2, можно также сделать вывод о том, что работа по экспериментальной методике позволяла в определенной мере повлиять на развитие зрительной информации. Для повышения объема зрительной информации и скорости переработки зрительной информации был предложен ряд конкретных упражнений с элементами туризма. Например, были применены упражнения на развитие фотографической памяти на месте и в движении, а также прохождение определенных участков дистанции по памяти, воспроизведение по памяти пути движения на карте после прохождения маркированной дистанции или ее участков. Выполнялись упражнения в помещении, в основном по запоминанию определенного участка карты или пути движения, с последующим воспроизведением словесно или в виде рисунка.

В результате анализа полученных показателей умственной работоспособности детей установлено следующее: уровень устойчивости и концентрации внимания связан с объемом зрительной информации, объем зрительной информации связан со скоростью ее обработки, скорость обработки зрительной информации связана с уровнем концентрации внимания. Разумеется, что математическая обработка результатов психологического тестирования на уровне средних величин не дает полного представления о динамике изменений каждого индивида. Тем не менее представлялось интересным выяснить изменения на уровне групповых величин. Положительная динамика была отмечена по всем анализируемым факторам.

Из вышеизложенного вытекают следующие выводы.

1. Разработанная и экспериментально обоснованная определением динамики изменений физического развития, функциональных и психофизиологических показателей детей методика физкультурно-оздоровитель-

ной работы в детском оздоровительном лагере, построенная с преимущественным использованием средств туризма и с учетом национально-региональных особенностей,

оказывает оздоровительный эффект и способствует поддержанию интереса к здоровому образу жизни.

2. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты доказали эффективность созданных нами организационно-содержательных условий образовательнооздоровительной деятельности детского оздоровительного лагеря.

1. Джанкезова З.Х. Формирование потребности в здоровом образе жизни у школьников в летних образовательно-оздоровительных лагерях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кара-чаевск, 2006.

2. Заярская Г.В. Моделирование воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

3. Квартальное В.А. Педагогика и туризм. М., 2000.

4. Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования. М., 2001.

5. Леднева Л. С. Организационно-педагогические условия развития детского оздоровительного лагеря на современном этапе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

6. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 10-13.

7. Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М., 2001.

8. Ривкин Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками: практическое пособие. М., 2001.

9. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивнооздоровительный туризм. М., 2003.

Поступила в редакцию 14.09.2009 г.

Prichalov M.A., Ignatyev A.M. Tourism in sports-improving activity in children recreational establishments. Construction of sports-improving process in children recreation camps taking into account local environment and with application of means of tourism positively influences the anthropometrical data of children, on their physical, functional and psycho-physiological qualities development level, on formation of skills of a healthy way of life.

Key words: tourism; children's improving institutions; mass tourist-sports actions; tourist work with children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.