Научная статья на тему 'ЗАНЯТИЯ ФУТБОЛОМ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ СТУДЕНТОВ С МЕДИЦИНСКИМИ ПОКАЗАНИЯМИ '

ЗАНЯТИЯ ФУТБОЛОМ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ СТУДЕНТОВ С МЕДИЦИНСКИМИ ПОКАЗАНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / здоровье / личность / ограниченные возможности / футбол / student / health / personality / limited opportunities / football

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Н.В. Арнст, Т.А. Мартиросова, А.Д. Чернышева

Одной из основных проблем современного общества, с одной стороны, возникает необходимость повышения международных результатов и дальнейшего развития футбола, а с другой – невозможность решить эту задачу без повышения эффективности подготовки футболистов, которая должна базироваться на совершенствовании системы спортивного резерва по футболу в целом. В статье рассмотрены особенности проведения занятий по футболу в вузе со студентами, входящими в специальные медицинские группы здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н.В. Арнст, Т.А. Мартиросова, А.Д. Чернышева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOTBALL CLASSES AS ONE OF THE TYPES OF PHYSICAL ACTIVITY OF STUDENTS WITH MEDICAL INDICATIONS

One of the main problems of modern society, on the one hand, is the need to improve international results and further development of football, and on the other-the inability to solve this problem without improving the effectiveness of training of football players, which should be based on improving the system of sports reserve in football as a whole. The article discusses the features of conducting football classes at the university with students who are members of special medical health groups.

Текст научной работы на тему «ЗАНЯТИЯ ФУТБОЛОМ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ СТУДЕНТОВ С МЕДИЦИНСКИМИ ПОКАЗАНИЯМИ »

УДК 796.203

ЗАНЯТИЯ ФУТБОЛОМ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ СТУДЕНТОВ С МЕДИЦИНСКИМИ ПОКАЗАНИЯМИ

Н.В. Арнст, Т.А. Мартиросова, А.Д. Чернышева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: marine_grigorian@mail.ru

Одной из основных проблем современного общества, с одной стороны, возникает необходимость повышения международных результатов и дальнейшего развития футбола, а с другой - невозможность решить эту задачу без повышения эффективности подготовки футболистов, которая должна базироваться на совершенствовании системы спортивного резерва по футболу в целом.

В статье рассмотрены особенности проведения занятий по футболу в вузе со студентами, входящими в специальные медицинские группы здоровья.

Ключевые слова: студент, здоровье, личность, ограниченные возможности, футбол/

FOOTBALL CLASSES AS ONE OF THE TYPES OF PHYSICAL ACTIVITY OF STUDENTS WITH MEDICAL INDICATIONS

N.V. Arnst, T. A. Martirosova, A.D. Chernysheva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: marine_grigorian@mail.ru

One of the main problems of modern society, on the one hand, is the need to improve international results and further development of football, and on the other-the inability to solve this problem without improving the effectiveness of training of football players, which should be based on improving the system of sports reserve in football as a whole.

The article discusses the features of conducting football classes at the university with students who are members of special medical health groups.

Keywords: student, health, personality, limited opportunities, football.

В настоящее время большинство студентов вуза, особенно при поступлении, имеют невысокие показатели здоровья и физического развития. Результаты исследований [2, 4] показали высокую заинтересованность занятий футболом для студентов, имеющих ослабленное здоровье и входящих в специальные медицинские группы. Данный интерес вызван большой популярностью данного вида спорта в современном мире.

Таким образом, разработка технологии в виде проведения тренировочных занятий по футболу для студентов, имеющих ослабленное здоровье и входящих в специальные медицинские группы, является актуальной[1].

Для проведения исследования был использован метод спортивной тренировки студентов, имеющих ослабленное здоровье и входящих в специальные медицинские группы (экспериментальная группа). В контрольную группу вошли студенты, занимающиеся футболом и не имеющие проблем со здоровьем.

Целью исследования было выявление влияния занятий по футболу на физическое состояние студентов, имеющих ослабленное здоровье и входящих в специальные медицинские группы.

Занятия проходили два раза в неделю, по одному занятию 90 минут каждое.

Футбол - это командная спортивная игра, в которой каждый игрок координирует свои действия с действиями своих партнеров. Различные функции каждого члена команды заставляют игроков постоянно взаимодействовать для достижения общей цели. Эта характеристика важна для привычки подчинять свои действия интересам команды. В тоже время, общность действий предполагает раскрытие и умелое использование командой индивидуальных творческих возможностей. Коллективный характер футбольной деятельности стимулирует чувство дружбы, товарищества и поддержки; развивает моральные качества - чувство ответственности, уважения к партнерам и соперникам, дисциплину, активность. Каждый игрок может показать свои личные качества: самостоятельность, инициативность, креативность. Однако, игра требует подчинения личных устремлений интересам команды [2].

В теории и практике спортивных тренировок практически отсутствуют четкие и научно обоснованные инструкции по внедрению скоростно-силовых тренировок в студенческом футболе.

При разработке программ по развитию, совершенствованию и поддержанию уровня скоростно-силовой подготовки футболистов вуза необходимо учитывать ряд характеристик, связанных с неоднородностью физической подготовки, а также техническую подготовленность, стиль игры и образ жизни студентов, создавая условия для подготовки к соревнованиям. Скоростно-силовые качества - это сочетание скорости и силы, необходимые для правильной реализации спортивного мастерства. Необходимо обеспечить развитие всех форм проявления скорости: скорость реакции в ответ на внезапное раздражение, скорость движения в пространстве. Они проявляются двигательными действиями, при которых, наряду со значительной мышечной силой необходимы и быстрые движения.

Занятия футболом в учебных заведениях представляют собой высокую физическую активность, сопровождающуюся эмоциональностью, интеллектуальностью и развитием мышления. Пройдя определенный этап тренировок, вырабатываются такие физические качества, как координация, выносливость и скорость. Можно сказать, что любая физическая нагрузка оказывает влияние на организм. В процессе развития скоростно-силовых способностей применяют упражнения, выполняемые с минимальной скоростью, что позволяет поддерживать правильную технику передвижения.

Особенно строгое нормирование внешних нагрузок, таких как бросание мяча, прыжки относятся к мощности в высокоскоростных действиях, которые выполняются в естественных условиях с незначительными внешними нагрузками или без них. А так же, следует учесть и другие способы занятий на силу и скорость:

- занятия на сопротивления, имеющие, менее конкурентные характеристики подчеркивают большую скорость движения.

- тренировка для преодоления усилий, максимально приближенная к соревновательному уровню [3].

Учащимся зачастую приходится решать тактические задачи в ходе игры, видя перед собой большой объем информации, исходя из оценок создавшейся ситуации на поле. Решая тактические задачи - уметь выбирать правильное решение. Студент, продумывая стратегию следующих действий, сосредотачивая внимание на игре, тренирует зрительную память и умение анализировать ситуации.

Наравне с другими видами спорта, футбол развивает у студентов умение выполнять сложные комбинации, максимально связанно и быстро принимать решения, а также во время внезапных моментов способствует овладения ловкости. Футболист во время матча,

использует все упражнения, направленные на повышение качества скорости, которые классифицируются следующим образом:

- упражнения, в которых динамическая сила создается прыжком в высоту, длину, и через различные препятствия;

- выполнение упражнений и прыжков с нагрузкой;

- упражнения с сопротивлением партнера.

Для спортивного результата у учащихся преподаватели по физической культуре заостряют свое внимание на то, как они должны себя вести в игре, насколько должны быть сосредоточенными, решительными, уверенными и иметь чувство коллективизма. Развитие скоростно-силовых качеств средствами футбола у студентов направлено как на достижение высоких результатов, так и на здоровье учащихся. При правильной организации занятий, учащийся проявляет физическую активность, а его органы дыхания и пищеварительная система системы проходят хорошую тренировку. Частота дыхательных движений во время футбольного матча достигает от 50 до 60 циклов в минуту, а объем дыхания варьируется от 120 до 150 литров. Поэтому, интенсивная нагрузка на органы дыхания оказывает положительное влияние на здоровье. Тренировка мышц человека во время игры является важным фактором укрепления и улучшения физиологического состояния сердечнососудистой системы. Уроки футбола помогают значительно расширить границы зрения, что положительно сказывается на скорости и точности зрительного восприятия. Доказано, что чувствительность зрительного анализатора к восприятию световых импульсов, сразу после матча увеличивается в среднем на 30%. Для того чтобы занятия оказали положительное влияние на здоровье особое внимание должно быть уделено определенным аспектам подготовки к тренировкам. В частности, рекомендуется играть в футбол только в спортивной одежде, обеспечивающей высокую воздухопроницаемость.

Перед проведением тестов студентов информируют о целях проведения контрольных испытаний, им подробно объясняют и демонстрируют правильное выполнение тестов [6].

Полученные результаты оформили в таблицу 1 и 2.

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей у экспериментальной группы до и после эксперимента

№ п/п Контрольные нормативы До эксперимента После эксперимента Изменение, %

1 Бег 30 м, сек 5,9 5,8 -1,7

2 Бег 60 м, сек 10,2 9,9 -2,9

3 Выпрыгивания вверх (по Абалакову), см 30,1 36,4 20,9

4 Прыжки в длину с места, см 139,8 148,5 6,2

5 Прыжки со скакалкой (за 15 сек), кол-во раз 20 32 60,0

6 Челночный бег 3х10 м, сек 10,6 10,2 -3,8

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей у контрольной группы до и после эксперимента

№ п/п Контрольные нормативы До эксперимента После эксперимента Изменение, %

1 Бег 30 м, сек 5,5 5,4 -1,8

2 Бег 60 м, сек 10,0 9,7 -3,0

3 Выпрыгивания вверх (по Абалакову), см 33,5 37,8 12,8

4 Прыжки в длину с места, см 142,5 150,1 5,3

5 Прыжки со скакалкой (за 15 сек), кол-во раз 25 30 20,0

6 Челночный бег 3х10 м, сек 10,4 10,0 -3,8

Вывод. По результатам эксперимента проведение занятий футболом для студентов, имеющих ослабленное здоровье и входящих в специальные медицинские группы, позволило улучшить их физическое состояние. Причем темпы изменений данных показателей показали лучшую динамику, чем студентов контрольной группы, которые занимаются футболом и не имеют проблем со здоровьем.

Результаты исследования показали эффективность проведения занятий по игре в футбол, как в плане физического развития, так и в плане психологической разгрузки студентов, имеющих ослабленное здоровье и входящих в специальные медицинские группы. Футбол позволил им улучшить способность организма к адаптации к внешней среде и повысить сопротивляемость болезням, так как занятия проводятся на открытом воздухе[5].

Проявление максимальных силовых и скоростных способностей и произвольных усилий, широкое тактическое мышление позволяет улучшить многие качества, необходимые в различных видах спорта.

Результаты тестирования участников эксперимента свидетельствуют, что методика экспериментальной группы значительно эффективнее, чем традиционная система обучения.

Библиографические ссылки

1.Чеснова Е.Л. Физическая культура / Е.Л. Чеснова. - Т.: Томский политехнический университет, 2017. - 41-42с.

2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта / Ж.К. Холодов, Кузнецов В.С. - М.: Академия, 2013. - 92-102с.

3. Хмыкова, Н.А. Быстрота как физическое качество и методы её развития.

4. Ягудова И.Ю. Исследовательская работа: «Развитие силы у детей младшего школьного возраста».

5. Виноградов В.А. Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.

6. Хуррамов Ж. Особенности использования упражнений для развития быстроты движений по методу круговой тренировки на уроках физической культуры у школьников младших классов // Молодой ученый. 2017. - №9. - С. 321-325.

© Арнст Н.В., Мартиросова Т.А., Чернышева А.Д., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.