Научная статья на тему 'Замена кассовых расходов и уточнение невыясненных поступлений на лицевых счетах'

Замена кассовых расходов и уточнение невыясненных поступлений на лицевых счетах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
994
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАССОВЫЕ РАСХОДЫ / НЕВЫЯСНЕННЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ / ПОЛУЧАТЕЛЬ СРЕДСТВ / УЧЕТНАЯ ЗАПИСЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Король Е. А.

Бюджетные учреждения при оформлении платежных документов на перечисление платежей за оказанные услуги, полученные товары и т.п. допускают ошибки: неверно указывают код операций сектора государственного управления, целевую статью или вид расхода. В статье рассказано о том, как и когда в течение текущего финансового года можно внести исправления в учетные записи на лицевом счете получателя средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Король Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Замена кассовых расходов и уточнение невыясненных поступлений на лицевых счетах»

Казначейское исполнение бюджета

ЗАМЕНА КАССОВЫХ РАСХОДОВ И УТОЧНЕНИЕ НЕВЫЯСНЕННЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛИЦЕВЫХ СЧЕТАХ

Е. А. КОРОЛЬ, кандидат экономических наук, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю

Бюджетные учреждения иногда допускают ошибки при оформлении платежных документов на перечисление платежей за оказанные услуги, полученные товары и т. п.: неверно указывают код операций сектора государственного управления, целевую статью или вид расхода. Эта ситуация не критична. В течение текущего финансового года можно внести исправления в учетные записи на лицевом счете получателя средств.

Замена и уточнение кассовых расходов. Об этом говорится в п. 2.5.3 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н (далее — Приказ № 8н). Здесь сказано, что бюджетное учреждение вправе уточнить операции по кассовым выплатам и (или) коды бюджетной классификации, по которым данные операции были ранее отражены на его лицевом счете. Замена и уточнение кассовых расходов возможны только до 31 декабря текущего финансового года.

Для того чтобы произвести замену кассового расхода, бюджетное учреждение представляет в орган Федерального казначейства (далее — ОФК) специальный документ — уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа. Этот доку-

мент оформляется согласно Приложению № 8 к Порядку 8н (код формы по КФД 0531809).

Необходимые условия для замены кассового расхода. Изменение в учетных записях кодов бюджетной классификации по произведенным кассовым выплатам возможно только в следующих случаях.

Во-первых, уточнить кассовые расходы можно при изменении принципов назначения или структуры кодов бюджетной классификации на основании нормативных правовых актов Минфина России или финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований) в соответствии с установленными Бюджетным кодексом РФ полномочиями. Словом, если вносятся изменения в бюджетную классификацию и изменяется классификация, по которой ранее были произведены расходы, то можно производить замену кассового расхода.

Напоминаем, что 01.01.2010 вступил в силу приказ Минфина России от 30.12.2009 № 150н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» (далее — Приказ № 150н). В письме Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383 даны разъяснения о применении Приказа№ 150н.

Во-вторых, уточнить кассовые расходы можно при ошибочном указании получателем бюджетных средств (администратором источников финансирования дефицита бюджета) в заявке на кассовый расход или заявке на получение наличных денег

(финансовым органом в расчетном документе) кода бюджетной классификации, на основании которого была отражена кассовая выплата на лицевом счете. Это можно сделать только в том случае, если указанная ошибка не повлекла за собой создания нового бюджетного обязательства.

Дополнительным условием для внесения исправительных записей является наличие на лицевом счете получателя бюджетных средств свободного остатка лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования по коду бюджетной классификации, на который должны быть отнесены кассовые выплаты.

Это касается и лицевого счета администратора источников финансирования дефицита бюджета: на нем должен быть свободный остаток бюджетных ассигнований по коду бюджетной классификации, на который должны быть отнесены кассовые выплаты.

В данных случаях имеется в виду тот код бюджетной классификации, на который должны быть отнесены кассовые выплаты, после проведения процедур санкционирования оплаты денежных обязательств в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минфина России от 01.09.2008 № 87н или Соглашением об осуществлении ОФК отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета) при кассовом обслуживании им исполнения бюджета, заключенного между ОФК и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией муниципального образования).

Копия уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа прилагается к выписке из лицевого счета. На основании уведомления ОФК отражает операции по уточнению кода бюджетной классификации на лицевом счете получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета) или на лицевом счете бюджета.

Заполнение уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа. Порядок заполнения уведомления описан в п. 9.9 Приказа № 8н. В наименовании документа указывается номер, который присваивает само бюджетное учреждение.

В заголовочной части документа указывается дата, на которую сформирован документ, а в кодовой зоне эта дата приводится в формате «день, месяц, год».

По строке «Получатель бюджетных средств, администратор доходов бюджета, администратор источников финансирования дефицита бюджета» указывается наименование учреждения или администратора.

В кодовой зоне записывается соответствующий номера лицевого счета. Для клиента, являющегося участником бюджетного процесса федерального уровня, указывается его код по Сводному реестру.

По строке «Главный распорядитель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета» указывается наименование главного распорядителя или главного администратора, в ведении которого находится клиент, направивший в ОФК уведомление. При этом в кодовой зоне отражается код главы по бюджетной классификации.

В строке «Наименование бюджета» записывается:

• для клиента, являющегося участником бюджетного процесса федерального уровня, — федеральный бюджет;

• для клиента, являющегося участником бюджетного процесса субъекта РФ, муниципального образования, — наименование соответствующего бюджета.

По строке «Финансовый орган» указывается:

• для клиента, являющегося участником бюджетного процесса федерального уровня, — Министерство финансов РФ;

• для клиента, являющегося участником бюджетного процесса субъекта РФ, муниципального образования, — наименование финансового органа соответствующего бюджета.

Если уведомление формирует финансовый орган соответствующего бюджета, в кодовой зоне уведомления указывается номер лицевого счета финансового органа.

По строке «Федеральное казначейство, орган Федерального казначейства» пишется «Федеральное казначейство» или полное наименование ОФК, в который направляется уведомление. В кодовой зоне отражается код ОФК по классификатору КОФК (его можно узнать в ОФК по месту обслуживания). Так, код Федерального казначейства— 9500, УФК по г. Москве — 7300, УФК по Приморскому краю — 2000.

По строке «Плательщик» указывается наименование учреждения, организации или фамилия, имя, отчество физического лица — плательщика в соответствии с расчетным документом, полученным ОФК в качестве приложения к банковской выписке. В кодовой зоне для учреждения, организации отражается его ИНН и КПП, а также номер банковского счета.

Строка «Паспортные данные плательщика» заполняется, когда плательщиком выступает

физическое лицо. В этой строке указываются серия и номер паспорта, кем и когда он выдан (в соответствии с расчетным документом, полученным ОФК в качестве приложения к банковской выписке).

Табличная часть уведомления с данными уточняемого расчетного документа заполняется следующим образом. По каждой строке указываются:

• в графе 1 — порядковый номер записи;

• в графах 2, 3, 4 — соответственно наименование, номер и дата расчетного документа, полученного Федеральным казначейством или ОФК в качестве приложения к банковской выписке, или иного уточняемого документа;

• в графе 5 — наименование получателя средств по расчетному документу или иному уточняемому документу. Если получателем средств по расчетному документу является бюджетное учреждение, то эта графа заполняется в соответствии с п. 1.2.4 Положения об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, утвержденного Банком России № 298-П, Минфином России № 173н 13.12.2006 (далее — Положение № 298-П/173н). В ней указывается полное или сокращенное наименование ОФК, в скобках — полное или сокращенное наименование бюджетополучателя, а также номер лицевого счета, открытого ему в ОФК. Если лицевой счет в ОФК открыт финансовому органу, то в скобках указываются полные или сокращенные наименования финансового органа и бюджетополучателя;

• в графах 6, 7 — соответственно ИНН и КПП получателя в соответствии с расчетным документом или иным уточняемым документом;

• в графе 8 — код по ОКАТО, если уведомление сформировано администратором (главным администратором) доходов бюджета;

• в графах 9,10 — соответственно коды бюджетной классификации и код цели, в соответствии с расчетным документом, полученным ОФК в качестве приложения к банковской выписке, или иным уточняемым документом;

• в графах И, 12 — сумма платежа и назначение платежа в разрезе кодов бюджетной классификации в соответствии с расчетным документом, полученным ОФК в качестве приложения к банковской выписке, или иным расчетным документом (если в них в назначении платежа указывались коды бюджетной классификации плательщика). Если уведомление формируется

администратором доходов бюджета, графа 12 не заполняется;

• в графе 13 по каждому коду бюджетной классификации — необходимое примечание. Если уведомление представляется для переноса произведенного кассового расхода с одного кода бюджетной классификации на другой, в этой графе в скобках перед текстовым примечанием указывается номер заявки на кассовый расход, в соответствии с которой ОФК был создан расчетный документ для осуществления кассового расхода. Если уведомление формируется администратором доходов бюджета, графа 13 не заполняется.

Табличная часть уведомления с изменениями в расчетном документе заполняется следующим образом. В таблице заполняются только те графы, которые подлежат изменению по сравнению с исходным расчетным документом. Номер пункта проставляется тот же, что и в таблице с данными уточняемого расчетного документа. По каждой строке указываются:

• в графе 1 — порядковый номер записи (в таблице с данными уточняемого расчетного документа);

• в графе 2 — измененное наименование получателя средств. Если получателем средств по расчетному документу является бюджетное учреждение, то графа заполняется в соответствии с п. 1.2.4 Положения № 298-П/173н;

• в графах 3, 4 — соответственно измененные ИНН и КПП получателя;

• в графе 5 — измененный код по ОКАТО, если уведомление заполнено администратором доходов бюджета;

• в графах 6, 7 — соответственно измененные коды бюджетной классификации и измененный код цели;

• в графах 8, 9 — соответственно измененная сумма платежа в разрезе кодов бюджетной классификации и измененное назначение платежа. Если уведомление заполняет получатель бюджетных средств (администратор источников финансирования дефицита бюджета), то в скобках может указываться код бюджетной классификации плательщика, лицевой счет которого открыт в ОФК. При составлении уведомления администратором доходов бюджета графа 9 не заполняется.

Если уведомление составляется для уточнения восстановленного кассового расхода, то в графе 9 в скобках указывается номер заявки на кассовый расход, в соответствии с которой ОФК создал расчетный документ.

На последней странице уведомления ставятся:

• подпись руководителя клиента (или уполномоченного им лица с указанием должности) и расшифровка подписи с указанием инициалов и фамилии;

• подпись работника клиента, ответственного за формирование уведомления, его должность, расшифровка подписи и номер телефона;

• дата подписания документа.

Каждая страница уведомления на бумажном носителе должна быть пронумерована с указанием общего числа страниц документа.

Приняв уведомление, сотрудник ОФК должен сделать на нем отметку с подписями руководителя и работника, ответственного за обработку документа, а также датой принятия документа на учет. Подписи должны быть расшифрованы и указан номер телефона ответственного работника.

Приказом Федерального казначейства от 25.12.2009 № 15н были внесены изменения в Приказ № 8н.

В новой редакции Приказа № 8н изменен п. 9.9. Здесь сказано, что если уведомление составляется из-за изменения принципов назначения или структуры кодов бюджетной классификации, то графы 2, 3, 4 заполнять не нужно. В этом случае в табличной части уведомления наименование, номер и дата уточняемого документа не указываются. Эти изменения не являются новыми. По данному вопросу уже было издано письмо Федерального казначейства от 05.06.2009 № 42-7.4-05/5.3-313.

Указано также, что в графах «сумма» уведомления, указывается общая сумма по соответствующему коду бюджетной классификации.

Уточнение невыясненных поступлений. В некоторых случаях денежные средства, поступающие в адрес бюджетных учреждений, не могут быть сразу зачислены на их лицевые счета. Такие средства квалифицируются как невыясненные поступления. Невыясненные поступления могут быть по средствам федерального бюджета, по средствам от приносящей доход деятельности, по доходам и другим средствам. При заполнении Уведомления по невыясненным поступлениям необходимо помнить следующее.

Невыясненные поступления по средствам федерального бюджета — это поступления, зачисленные на счет № 40105 и отнесенные к невыясненным поступлениям, отражаются на лицевом счете администратора доходов бюджета, открытом органу Федерального казначейства (это лицевой счет соответствующего УФК по субъекту РФ с признаком 04, например — 0422138870).

При уточнении таких поступлений при заполнении первой части Уведомления в графе 9 «Код по КБК» ставится код — 10011701010010000180.

При уточнении невыясненных поступлений на счете № 40503 (средства от приносящей доход деятельности) ставится код 0003 03 98010 01 0000 180, где первые три цифры — код главы, по которой отражаются поступления по данному учреждению (188 — Министерство внутренних дел РФ ит. д.)

Если суммы не относятся к поступлениям получателя бюджетных средств. В случае если получатель бюджетных средств (администратор источников финансирования дефицита бюджета) отказывается от поступления, указанного в Запросе на выяснение принадлежности платежа, он представляет в ОФК Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.

В Уведомлении в графе 9 «Код по БК» раздела «Реквизиты платежного документа» указывает код бюджетной классификации из Запроса на выяснение принадлежности платежа. В графе 6 «Код по БК» раздела «Изменить на реквизиты» указывается код бюджетной классификации невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, - 10011701010010000180.

Невыясненные поступления средств от приносящей доход деятельности. Учет поступлений на счет № 40503 (средства от приносящей доход деятельности), отнесенных к невыясненным поступлениям, осуществляется в соответствии с положениями порядка осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Это важное дополнение ставит точку в вопросе о том, по каким основаниям могут быть отнесены к невыясненным поступлениям платежи по внебюджетной деятельности. При решении вопроса об отнесении этих платежей к невыясненным поступлениям следует руководствоваться приказом Минфина России от 01.09.2008 № 88н «О порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» (далее — Приказ № 88н).

В соответствии с Приказом № 88н основанием для отнесения платежей к невыясненным поступлениям является следующее: отсутствие наименования получателя ошибочное указание наименования получателя; отсутствие или неверное указание номера лицевого счета получателя; отсутствие иной информации, подлежащей указанию в платежном поручении и необходимой для отнесения указанных поступлений к соответс-

твующему получателю (кода дохода); отсутствие получателя в Сводном реестре; непредставление получателем в ОФК документов, необходимых для открытия на лицевом счете раздела по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Список литературы 1. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 30.12.2009 №150н.

2. О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов: приказ Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н.

3. Письмо Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.