Научная статья на тему 'Закономерности жанровой системы в пластическом синтезе балетного театра'

Закономерности жанровой системы в пластическом синтезе балетного театра Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
898
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМА / СЮЖЕТ / ЖАНР / ЖАНРОВЫЕ МОДИФИКАЦИИ / ПЛАСТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ / БАЛЕТНЫЙ СПЕКТАКЛЬ / THEME / PLOT / GENRE / PLASTIC MODIFICATION / SYNTHESIS DANCE PERFORMANCE / ЖАНРОВЫЕ АНАЛОГИИ / GENRE ANALOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Портнова Татьяна Васильевна

Углублению представлений о пластической природе изобразительных искусств и балета, как о явлении культуры должно послужить и системное исследование их жанровых особенностей. В этом направлении в нашем искусствоведении есть работы. Однако многие из них еще остаются на уровне эмпирического подхода к материалу, больше констатируют, чем изучают закономерности жанрового развития искусств в их конкретных и многообразных проявлениях. Жанры рассматриваются теорией и критикой как данности, как будто бы и не нуждаются в подобном обосновании и обстоятельном изучении. Не говоря уже о том, что жанровая специфика балетного театра, основанная на пластическом взаимодействии его имманентных свойств, еще не становилось предметом специального исследования. Балетный театр называют искусством синтетическим, оставляя без внимания меру и характер присутствия и синтеза в нем жанровых признаков, присущих смежным видам пластических искусств и прежде всего живописной картинной субстанции. Чтобы осознать неслучайную эволюцию, судьбу жанров и прогнозировать их завтрашний день, необходимо еще более прояснить генетические мотивы жанрового развития изобразительных искусств, и балета, и в многообразии жанров как художественных явлений рассмотреть их систему, параллели и связи. Ведь среди произведений хореографического искусства, которые по праву могут быть отнесены к произведениям «настоящего большого искусства», мы находим работы различных жанров и жанровых форм. Делается вывод о том, что данное явление представлено в виде сложно организованной многоуровневой системы пластического синтеза, включающей в качестве составляющих компонентов как общелогические нормы визуально-постановочного мышления, так и иерархически дифференцированный комплекс имманентных закономерностей, свойственных балетному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patterns of genre system in plastic synthesis of ballet theatre

Deepening perceptions of the plastic nature of fine arts and the ballet, as a phenomenon of culture should serve and system study their genre features. In this direction in our art is work. However, many of them still remain at the level of an empirical approach to the material, the more State than studying patterns of genre development Arts in their specific and diverse manifestations. Genres are considered theory and criticism as givens, as though; would not need such a rationale and examined carefully. Not to mention the fact that the genre specificity of Ballet Theatre, based on its inherent interaction plastic properties had not yet become the subject of a special study. Ballet Theater called the art of synthetic, ignoring the nature of the measure and presence and the synthesis it genre signs inherent in related forms of plastic arts and especially the scenic art. To understand the evolution of the neslučajnuû, the fate of genres and predict their future, should further clarify the genetic motivations of genre development of fine arts and the ballet, and in a variety of genres as artistic phenomena considered their system, Parallels and relationships. Among the works of choreographic art, which can be assimilated to works of great art, we find works of various genres and genre forms. Concludes that this phenomenon is presented in the form of a hard plastic synthesis of multilevel system of organized, including as components as obŝelogičeskie rules of Visual production thinking and hierarchically graded set of inherent patterns inherent in ballet language.

Текст научной работы на тему «Закономерности жанровой системы в пластическом синтезе балетного театра»

УДК 793.8+75.04+750.44+750.46

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫ В ПЛАСТИЧЕСКОМ СИНТЕЗЕ БАЛЕТНОГО ТЕАТРА

Т.В. Портнова

ГБОУВПО «Институт Славянской культуры»

Московского государственного университета дизайна и технологий» г. Москва, Россия

Аннотация. Углублению представлений о пластической природе изобразительных искусств и балета, как о явлении культуры должно послужить и системное исследование их жанровых особенностей. В этом направлении в нашем искусствоведении есть работы. Однако многие из них еще остаются на уровне эмпирического подхода к материалу, больше констатируют, чем изучают закономерности жанрового развития искусств в их конкретных и многообразных проявлениях. Жанры рассматриваются теорией и критикой как данности, как будто бы и не нуждаются в подобном обосновании и обстоятельном изучении. Не говоря уже о том, что жанровая специфика балетного театра, основанная на пластическом взаимодействии его имманентных свойств, еще не становилось предметом специального исследования. Балетный театр называют искусством синтетическим, оставляя без внимания меру и характер присутствия и синтеза в нем жанровых признаков, присущих смежным видам пластических искусств и прежде всего живописной картинной субстанции. Чтобы осознать неслучайную эволюцию, судьбу жанров и прогнозировать их завтрашний день, необходимо еще более прояснить генетические мотивы жанрового развития изобразительных искусств, и балета, и в многообразии жанров как художественных явлений рассмотреть их систему, параллели и связи. Ведь среди произведений хореографического искусства, которые по праву могут быть отнесены к произведениям «настоящего большого искусства», мы находим работы различных жанров и жанровых форм. Делается вывод о том, что данное явление представлено в виде сложно организованной многоуровневой системы пластического синтеза, включающей в качестве составляющих компонентов как общелогические нормы визуально-постановочного мышления, так и иерархически дифференцированный комплекс имманентных закономерностей, свойственных балетному языку.

Ключевые слова: тема, сюжет, жанр. жанровые аналогии, жанровые модификации, пластический синтез, балетный спектакль.

Жанрообразующие признаки играют в различных видах искусства различную роль. Если в хореографии жанр определяется характером исполнения, то в изобразительных искусствах решающую роль приобретает объект изображения. В данной статье мы пытаемся установить методологические границы применения формального подхода к анализу жанровой структуры художественного языка танца. определить роль художественного материала в этой структуре. Существенный критерий внутреннего деления жанров можно отыскать в различной логике отношений к действительности. Традиционные жанры балетного театра: комедий-

ный, лирико-драматический, трагический, жанр бессюжетного балета — балет симфония. Позднее появляются балеты сатирической направленности, балеты-памфлеты, балеты-плакаты, трагикомедии. Академический танец в жанровом отношении оказался гибкой, подвижной формой, способной выразить своеобразие новых, порой необычных для балета тем, сюжетов, образов. Система хореографических жанров, так же как и жанров изобразительного искусства, претерпевала неоднократные изменения на всем протяжении истории балета. В соответствии с этим изменились и представления о хореографическом жанре. Постепенно жанр стал

----—-

определяться содержанием и эстетической направленностью балетных образов, единством танцевально-музыкальной композиции и средств художественной выразительности. Хореографический жанр, так же как и любой сюжетный жанр изобразительного искусства позволяет проследить, как происходит взаимодействие героев балета или картины с окружающей средой, как предмет изображения соотносится с определенной структурно-стилевой системой изображаемого. Поэтому выбор темы балета или картины становится началом идейно-образного решения спектакля или художественного произведения. Отбор балетмейстером или художником материала определяет и форму балета или картины, гравюры, а значит и их жанр. Значит, в понятии жанра и в хореографии, и в изобразительных искусствах предметно-содержательное начало, идущее непосредственно от балетмейстера или художника, есть начало движущее. Но содержательная сущность любого жанра раскрывается балетмейстером и художником в своей индивидуальной неповторимости. Эта главная субъективно-объективная зависимость является основным жанрообразующим фактором. Отсюда, жанр балета или живописного произведения определяется прежде всего сюжетом, а затем особенностью «участия» в нем самого автора (балетмейстера или художника). «Сюжет рождает определенный род связей героев спектакля со средой, с происходящими событиями, друг с другом — связей социальных, нравственных, психологических. Отсюда вытекает первое определение балета — социальный, лирический, героический, психологический и т.д. Но существует определение жанра спектакля, которое, дается самим балетмейстером. Это может, быть определение типа — сатирический балет, хореографическая поэма, балет-роман, балет-пародия и т.д.» [3, С. 21].

Можно провести аналогии с жанрами живописного искусства. ведь каждый мастер создает свой портретный образ (интимный, парадный, портрет-тип и т. д.), каждый пейзажист по своему интерпретирует природу (пейзаж романтический, эпический, лирический и т.д.). В то же время жанровая природа балета зависит от преобладания в нем таких свойств образности, как символика, аллегория, плакат и др., напрямую заимствованных из графической изобразительности.

Таким образом, хореографический жанр по-своему объединяет две стороны и по-своему характеризуются двумя сторонами художественно-об-

разной структуры спектакля — сюжетно-компо-зиционной и изобразительно-стилевой. В. Пасю-тинская выделяет следующие основные хореографические жанры: «...героический, балет-трагедия, лирико-драматический, комедийный, балет-сказка. Им могут соответствовать следующие виды: в героическом жанре — героико-романтический балет, народно-героический балет, героическая, поэма, героическая баллада, героическая легенда; в жанре балета-трагедии — лирическая трагедия, героическая трагедия; в лирико-драматическом жанре — романтическая поэма, хореографическая новелла, хореографическая эпопея, роман, социально-романтическая повесть, хореографическая драма, лирическая драма, пантомимно-драматическое действо; в комедийном жанре — социальная комедия, сатирическая комедия, балет-пародия, балет-гротеск, балет-комедия, балет-сатира, балет-ирония, лирическая комедия; в жанре балета-сказки — волшебно-фантастический балет, сказочные балеты о животных и птицах, бытовые балеты-сказки, лирическая сказка, сатирическая сказка, волшебно-фантастическое действо»[3, с. 8].

Опять же, можно отыскать аналогии между жанрами хореографии и жанрами живописного искусства. Так, героическому жанру в хореографии соответствует батальный и исторической жанр в живописи, жанру балета-сказки соответствует сказочно-былинный жанр, комедийный, трагедийный, лирико-драматический жанры в балете соприкасаются с бытовым жанром в изобразительном искусстве. Данные жанровые параллели, существующие в хореографическом театре можно провести с жанрами живописного искусства, в основе которых лежит сюжет, фабула, действие. Их можно уподобить единому типовому ряду, в котором в глубинной основе лежит определенный архетип темы. Хотя тематические структуры просматриваются зачастую и в жанрах, так сказать несюжетных (пейзаж, портрет, натюрморт). Вместе с тем заметим, что балет с его условностью языка не может сравниться с изобразительным языком в той силе, точности и четкости, с какими он передает ощущение факта и фактуры. Однако это не дает оснований стирать связи, существующие между жанрами рассматриваемых видов творчества. Опознавательные признаки жанров живописи в структуре балета могут прослеживаться через сюжет, через исполнительство, через художественное оформление — декорации, бутафорию, реквизит. Но какие же функции несет такое взаимо-

----—-

действие? Стоит ли отыскивать какую-то закономерность и будет ли она существенна для понимания художественной структуры хореографического произведения? Несомненно, да, и в стратегии нашего исследования мы имеем в виду участие — и в информативно-повествовательной, и идейно-образной, и стилистической концепции спектакля.

Каждая историческая эпоха рождает свою жанровую систему, а в совокупности жанров обнаруживается художественный облик эпохи. Для современного искусства характерно многообразие жанров, что отражает сложность сегодняшней действительности. Жанр нередко переплетаются между собой, дополняют друг друга. Так, в сюжетной картине, как правило, присутствует пейзаж, но человек, предметный мир составляют ее основу. В портрете человек иногда изображается на фоне пейзажа или в интерьере, где существенную роль играют вещи, характеризующие среду, в которой он живет, мир его занятий, увлечений. Иногда в пейзажное полотно художник вводит фигуры людей или наибольшие жанровые сценки. Аналогично в балетном спектакле могут встречаться различные реминисценции, наряду с лирикой, комедия или драма, наряду с комедией, трагедия и т. д. Отсюда они так и называются: лирико-комедий-ные, лирико-драматические, трагикомедия, сатирическая комедия. Большинство жанров универсальны. К ним обращаются и живопись, и графика, и скульптура. Это религиозно-мифологический, сказочно-былинный, бытовой, исторический, батальный жанры. Есть жанры, которые преимущественно разрабатываются в каком-то определенном виде изобразительного искусства. Жанр натюрморта, например, более характерен для живописи, чем для графики, а анималистический жанр больше развит в графике и скульптуре, очень редко встречается в живописи, сказочно-былинный и религиозно-мифологический с древних времен типичен для живописи, встречается в скульптуре, почти не существует в графике, разве лишь как эскиз будущего живописного полотна. То же самое следует сказать и о хореографических жанрах, некоторые из которых доминируют в том или ином виде жанра. Особенно это прослеживается на примере исканий современной хореографии, которая не предлагая, казалось бы, решительно новых форм повествования, фабульных приемов, сюжетных концепций, находит способы адекватного воплощения сложного материала, используя свои выразительные средства. Жанр бессюжетного балета (ба-

лет-симфония) разрабатывается классическим танцем. Для него же характерно превалирование героического, трагического жанров, жанра сказочно-фантастического, тогда как народный танец, как правило, строится в границах лирического жанра, а характерный танец, с его элементами заострения образных черт, склонен к комедийному жанру.

Этим перечень ассоциаций далеко не исчерпан. Специфические особенности жанров приводят к новым формам связей. Попытаемся выявить их аспекты на примерах взаимодействия между жанровыми признаками живописного искусства и жанрами балетного театра. Следует заметить, что в большей мере на аспекты этих связей влияет специфика живописных жанров, т.к. определение танцевальных жанров всегда связано с исполнительством, в отдельных случаях с характерным обликом артиста, а в изобразительных искусствах жанр определяется выбором предмета запечатле-ния, возможности которого поистине безграничны. Тем не менее в обеих вариантах он выступает как сфера формирования приемов выразительности — через него отображается семантика художественных образов.

В связи с этим, думается, уместно поставить вопрос о значении сюжетного, событийного начала в жанрах рассматриваемых искусств. Опираясь на ряд исследований в сфере хореографии, особо следует отметить системно-симеотическую разработку А. П. Кирилова, касающуюся анализа смысловой категории в танце [2]. Сюжетная картина считается наиболее сложным видом живописного искусства. Чаще всего она изображает не одного, а нескольких персонажей, находящихся в определенных отношениях, связанных между собой каким-то событием, действием, как это наблюдается в хореографическом тексте и драматургии балетного спектакля. В хореографии лишь сказочно-былинный жанр, придерживаясь классического определения жанровых структур, получил такое же название. Аналогию между ними необходимо искать в предмете авторского внимания к разрабатываемому сюжету. Сказка проводится сквозь всю текстуру хореографического произведения. Мифология, история, военные события, повседневный быт скорее звучат темой, мотивом в рамках героического, трагедийного, лирико-драматического, комедийного жанра, тогда как в живописи эти жанровые определения оборачиваются тематическими принципами. Однако заметим, что традиционной классификации жанров, данной В. Пасютинской,

----—

приведенной нами выше, придерживаются не все теоретики искусства. Так, жанр балета «Иван Грозный» С. Прокофьева в хореографии Ю. Григоровича чаще называют историческим, чем героическим, т. к. именно историзм определяет его образную концепцию и ярче выражает суть содержания спектакля. Хореографическую миниатюру или балет большой формы авторы также нередко склонны обозначать жанром, тогда как у В. Пасютин-ской они никак не выделены. Действительно, если перед нами героический, трагедийный или лирико-драматический жанр, правомерно ли требовать от балета точной исторической подлинности, хотя требование это и напрашивается в «Иване Грозном», невольно подсказанное самим характером образов? Ведь главное в героическом жанре — общая идея, героическое начало, подавляющее собой все, а взамен открывающая перед хореографом полный простор в выборе материала и способах его преломления. И в «Иване Грозном» все дело тоже в философской идее, которая движет действием, вот только документально-исторический жизненный материал не является для автора чем-то вторичным, условным. Наоборот он крепко к нему привязан, погружен в него и воспроизводит на сцене во всей его подлинности.

Итак, жанровые границы подвижны. Некоторые теоретики считают, что жанр вообще трудно сформулировать, все формулировки жанров весьма относительны, чистого жанра нет. Жанры пластических искусств во многом соприкасаются. В нашем исследовании мы ограничиваемся сюжетными жанрами и останавливаемся в качестве примеров на конкретике каждого из них. Оригинальный прообраз сценического жанра изначально заложен в либретто балетного спектакля, в живописи же он зависим от идейного замысла и выбора авторской темы [1].

Религиозно-мифологический жанр — один из самых древних в мировом искусстве. Мифы о сотворении мира, о создании человека, о богах и героях художественно обрабатываются в профессиональном искусстве и переосмысливаются в процессе развития художественной культуры. Мифологический жанр в изобразительном искусстве рождается как пластическая метафора, некое иносказание, философская притча, несущая глубокий смысл. Художник словно разыгрывает перед зрителем театрализованное представление. На основе мифологических источников возданы многие хореографические образы. Творчество Эсхила, Со-

фокла, Еврипида, Гомера, Сервантеса, Мольера, Байрона — вот основной фабульный сюжетный фонд лучших классических балетов прошлого. Это направление появилось в длительном культе так называемых пасторально-идиллических балетов, изгонявших из хореографического зрелища какие-либо связи с реальными явлениями и образами действительности. Были развиты, как и в изобразительном искусстве, мифологические античные сюжеты, такие как Амур и Психея, Ацис и Галатея, Персей и Андромеда, Аполлон и Дафна, Эней и Диона, Ринальдо и Армида и др. Многие балеты позднего времени: «Зефир и Флора», «Орфей», Вакх и вакханки в «Вальпургиевой ночи», Вили-сы в «Жизели», «Сильфида», библейская легенда об Адаме и Еве в «Сотворении мира», «Трагедия Саломеи» — все это балеты также на сюжеты мифологической тематики. В основу либретто балета «Жизель» на муз. А. Адана была положена древняя славянская легенда о тенях умерших невест. Эту легенду рассказал поэт Г. Гейне, а французский романтик-поэт Т. Готье создал план сценария балета — «Жизель или вилы» (от. франц. — вилис-сы). В полночь Вилисы встают из могил, собираются толпами на больших дорогах, пляшут при лунном свете. Горе тому, кто повстречается на их пути. «Лица, хотя и бледные, как снег, но по-юношески прекрасны. Они смеются с таким жутким весельем, с такой зловещей прелестью, они зазывают так заманчиво, что не устоять против этих мертвых вакханок» [5]

К религиозно-мифологическому жанру близок сказочно-былинный жанр. Русская народная сказка в своем образном воплощении впервые получила отображение в лубочных картинках. В конце XIX в. в отечественном искусстве возник живой интерес к далекому прошлому русского народа, его преданиям и легендам, былинам и сказаниям. Из этого поэтического источника черпали свои образы многие художники и хореографы. Сказочный жанр особенно благодатная тема для балетного театра. В далеком прошлом балетная фантастика в большинстве случаев была миром наивной поэзии, рассказывала незатейливые истории о добрых, красивых принцессах и злых, уродливых волшебницах, о благородных и смелых принцах и их коварных чудовищах-врагах. Балет был страной сказок и иллюзорных историй, среди которых появились значительные классические произведения — «Золушка» С. Прокофьева и «Спящая красавица» П. Чайковского (по сказкам Ш. Перро),

«Золотая рыбка» Л. Минкуса (по сказке А. Пушкина), «Щелкунчик» П. Чайковского и «Коппелия» Л. Делиба (по мотивам сказок Гофмана) и др. Иногда в основу балета положены два или более первоисточников — «Волшебное зеркало» А. Коре-щенко (по сказкам А. Пушкина и братьев Гримм), «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» С. Прокофьева (по мотивам народных сказок), «Пери» П. Дюка (по мотивам восточных сказок) и др. Актеры в таких балетах языком танца играют не просто частный случай, а историческую метафору персонажа, существенную грань его образа, легенду, миф. Они ориентируются не столько на пространственно-событийный поворот роли, сколько на ее духовную сверхзадачу.

Исторический жанр, повествующий о событиях прошлого, включает произведения на темы большого общественного звучания, отражающие значительные для истории народа события. Для того, чтобы то или иное произведение искусства могло быть отнесено к историческому жанру, недостаточно ни отдаленности изображенной эпохи, ни правдивости в показе костюмов, ни обстановки того времени. Внешнее правдоподобие лишь самое элементарное из требований, предъявляемых; к работам исторического жанра. Для подлинного художественного творения этого мало. Признаком, определяющим, как жанр произведения так и его достоинства, здесь будет прежде всего раскрытие именно исторического смысла изображаемого события или личности, т. е. их места в истории, их влияние на ход ее развития. Россия выдвинула крупные дарования в области исторической живописи, художников глубоко национальных и самобытных. У каждого из них историческая тема имеет свое субъективно-личное преломление. Исторический жанр в хореографии, как и в живописи один из самых сложных. Он требует от балетмейстера широких исторических знаний, понимания закономерностей развития общества, умения обобщать и раскрывать сущность явлений жизни. Хореограф, обращающийся к истории, должен быть сродни ученому, т.к. ему необходимо досконально знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращается. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие на сцене, ведь каждый жест должен быть заметен, обобщен, историчен. Это не легкая задача, если иметь в виду то, что хореограф, работающий в этом жанре, большей частью

не имеет возможности основываться на личных впечатлениях от тех событий, фактов, людей, которых изображает. Балеты, посвященные исторической теме обширны: «Иван Грозный» С. Прокофьева, «Степан Разин» А. Глазунова, «Весна священная» И. Стравинского, «Ярославна» Б. Тищен-ко и др.

Батальный жанр тесно примыкает к историческому. Батальная живопись посвящена изображению военно-исторических событий прошлого и настоящего. В начале XVIII в. развивается гравюра, способная быстро и своевременно откликаться на происходящие в мире события. С гравюрой связаны первые известные нам имена русских мастеров, выполнявших так называемые «баталии» — сцены морских и сухопутных сражений, различные эпизоды северной войны. С идеями передвижничества связана русская батальная живопись второй полов. XIX в. В русле батального жанра созданы балеты — «Лауренсия» А. Крейна, «Спартак» А. Хачатуряна, «Пламя Парижа» Б. Асафьева, «Гав-рош» Б. Битова, «Ленинградская симфония» Д Шостаковича, «Мир и война» А. Петрова. В 30-е гг. — в годы становления героической темы в хореографии был создан балет о легендарном Спартаке, возглавлявшем грозное восстаете гладиаторов и рабов в Древнем Риме в I в. до н.э. Либреттист этого балета Н. Волков говорил о том, что нельзя было рассчитывать на то, что балетный спектакль сможет показать военный гений Спартака, нельзя было думать и о том, чтобы с исторической точностью и полнотой показать те внутренние противоречия, которые обрушились на Рим [1]. Однако героический дух хореографического сочинения ХХ в. смог и отразил высокое чувство любви к Родине.

Бытовой жанр или бытовая живопись — область искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни, — имеет давние традиции в мировой культуре. Художники, пишущие картины на бытовые темы, обращаются не к конкретным историческим событиям, не к отдельным личностям, а к потоку жизни. Бытовой жанр повествует о типическом в людях, дает подробную характеристику различных слоев общества. Вопросы морали составляют специфическую область бытового жанра. Высокого расцвета он достигает в русской живописи XIX в. В. Васнецов стал родоначальником целой плеяды художников-жанристов. Наибольшие успехи в области бытового жанра во второй половине XIX в. были связаны с деятельностью

----—

передвижников. Обращаясь к хореографии мы можем выявить множество примеров, когда бытовые сцены активно включаются в действие спектакля. Постановки Ж. Доберваля являются классическим примером жанрового балета: «Дезертир», П. Моне-синьи, «Ветреный паж», «Тщетная предосторожность» на музыку неизвестных авторов и др. Их идейно-тематическое звучание, сценические ситуации, фабула и заманчивость интриги близки живописным полотнам Ж. Шардена, Ф. Буше, Ж. Греза.

Жанровые сцены могут вплетаться в спектакли сказочной, исторической и другой тематики. Они есть в первом акте «Жизели» А. Адана, это и шествие гостей в «Щелкунчике», и придворный мир в «Спящей красавице» П. Чайковского и т.д. Развернутые жанровые картины, собирательный образ постоянно движущейся народной толпы дан в фокинском балете «Петрушка» на музыку И. Стравинского. Главный герой спектакля — персонаж балаганных и уличных представлений — живет на площади среди пестрой и многоликой толпы, в суматохе ярмарочного гулянья, где завязываются главные события спектакля. В этом море веселья, в ярком образе жанровых сцен возникает островок своеобразной «кукольной трагедии», которая происходит между персонажами балаганного представления. Не даром Н. Панкова в своем учебном издании «Сценические этюды по произведениям живописи», предназначенном для студентов ГИТИса обратила внимание на сюжетно-действенную основу ряда живописных полотен, рекомен-

дованных для этюдов по развитию навыков пластического мастерства [3].

Мы остановились на общих жанровых признаках живописи и балета, определяющих их как родовое понятие, на специфике соотношения их друг с другом (и прежде всего художеств енно-языковых связях). Это понятие, охватывает сюжетную грань множества жанров, рассмотренных нами двух визуальных искусств, созданных изобразительными и выразительными не вербальными средствами в рамках собственного пластического языка. Таким образом, методология исследования, основанная на системно-сравнительном анализе жанровых элементов, позволяет высветить глубокие закономерные контакты между ними и расширить понимание современной танцевальной лексики, ориентируя исследователей на новейшие интегративные подходы к освоению синтетической природы балетного театра.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балетные либретто. Краткое содержание балетов / под ред. Ю.А. Розановой. М.: Музыка, 2000.

2. Кирилов А.П. Язык танца: ист.-системно-се-миотическая разработка и обоснование. М.: Московский гос. университет культуры и искусства, 2004.

2. Панкова Н.П. Сценические этюды по произведениям живописи. М.: Гос. университет театрального искусства им..А.В. Луначарского, 1982.

3. Пасютинская В.М. Обогащение традиций советского многонационального балета. Лекция. М.: ГИТИС, 1984.

4. Слонимский Ю.И.. Жизель. Этюды. Л., 1969.

PATTERNS OF GENRE SYSTEM

IN PLASTIC SYNTHESIS OF BALLET THEATRE

Tatiana Portnova

Institute of Slavonic culture, Moscow State University of design and technology Moscow, Russia

Annotation. Deepening perceptions of the plastic nature of fine arts and the ballet, as a phenomenon of culture should serve and system study their genre features. In this direction in our art is work. However, many of them still remain at the level of an empirical approach to the material, the more State than studying patterns of genre development Arts in their specific and diverse manifestations. Genres are considered theory and criticism as givens, as though; would not need such a rationale and examined carefully. Not to mention the fact that the genre specificity of Ballet Theatre, based on its inherent interaction plastic properties had not yet become the subject of a special study. Ballet Theater called the art of synthetic, ignoring the nature of the measure and presence and the synthesis it genre signs inherent in related forms of plastic arts and especially the scenic art. To understand the evolution of the neslucajnuu, the fate of genres and predict their future, should further clarify the genetic motivations of genre development of fine arts and the ballet, and in a variety of genres as artistic phenomena considered their system, Parallels and relationships.

-----

Among the works of choreographic art, which can be assimilated to works of great art, we find works of various genres and genre forms. Concludes that this phenomenon is presented in the form of a hard plastic synthesis of multilevel system of organized, including as components as obselogiceskie rules of Visual production thinking and hierarchically graded set of inherent patterns inherent in ballet language.

Key words: theme, plot, genre. genre analogy, genre, plastic modification, synthesis dance performance.

REFERENCES

1. Ballet libretto. Summary of ballets. Ed. Y.A. Roza-nova. Moscow, Music, 2000. (In Russian)

2. Kirilov A.P. Language of dance: East. systematic-semiotical development and validation. Moscow, The Moscow State. University of culture and arts, 2004. (In Russian)

3. Pankova N.P. Scenic Etudes on works of art. Moscow, Gos. University of theatrical art. A.V. Lunacharsky, 1982. (In Russian)

4. Pasutinskaa V.M. Enriching traditions of the Soviet multinational ballet. Lecture. Moscow, GITIS, 1984. (In Russian)

5. Slonimsky Y.I. Giselle. Etudes. Leningrad, 1969. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.