Научная статья на тему 'Закономерности развития рынка информационных услуг на современном этапе (обзор)'

Закономерности развития рынка информационных услуг на современном этапе (обзор) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1846
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК УСЛУГ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радчук Василий Александрович

В статье применительно к рынку информационных услуг компилятивно приводятся этапы развития, основные тенденции, перспективы развития рынка информационных услуг, параметры их качественной оценки и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закономерности развития рынка информационных услуг на современном этапе (обзор)»

Закономерности развития рынка информационных услуг на современном

этапе (обзор)

В.А.Радчук

НОУ ВПО «Кисловодский гуманитарно-технический институт», г.Кисловодск

Важнейшей чертой современной экономики является ее ярко выраженный информационный статус, настолько что современный этап ее развития называется наряду с постиндустриальным- информационным.

Доля информационных услуг в экономике развитых и развивающихся государств с каждым годом становится все весомей, появляются новые услуги, постоянно модернизируются существующие. Такое стремительное развитие делает актуальным вопрос о свойствах и алгоритмах развития информационного рынка.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов [1,2].

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

- центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;

- центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

- службы телекоммуникации и передачи данных;

- специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;

- коммерческие фирмы;

- информационные брокеры.

В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются следующие.

1 Техническая и технологическая составляющая - современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.

2 Нормативно-правовая составляющая - юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.

3 Информационная составляющая - справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.

4 Организационная составляющая - элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг [1,2].

С середины 1950-х годов началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители -ученые и специалисты в области науки и техники.

С начала 1960-х годов параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.

С середины 1960-х до середины 1970-х годов в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.

С середины 1970-х годов с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.

Начиная с 1980-х годов информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.

До середины 1980-х годов лидирующее место на рынке информационных услуг со значительным отрывом от других стран занимали США. Причем государственная политика была сориентирована на повышение роли рынка и сокращение роли государства.

С середины 1980-х годов Япония и страны Западной Европы догнали США во многом благодаря смешанному характеру экономики всей индустрии информации с преобладанием государственного сектора. В настоящее время на информационном рынке наметилось отставание США по темпам роста информационных услуг от Японии и других стран, что побудило правительство США принять ряд мер и скорректировать государственную политику в сторону увеличения государственного регулирования и дополнительного финансирования системы научно-технических коммуникаций.

В становлении российского информационного рынка принято выделять три периода.

Первый этап исчисляется с 1987 г. по 1992 г., когда условия для развития рынка информационных продуктов и услуг были благоприятны, чему способствовало возникновение новых потребностей вследствие активизации предпринимательской деятельности, относительно высокого платежного спроса, наличия дешевого информационного «сырья», созданного в рамках государственных структур. Активность коммерческих фирм в информационной сфере определялась возможностью получения значительных прибылей.

Второй этап начинается с жесткой либерализации экономики в 1992 г., вызвавшей существенное ухудшение макроэкономических условий развития рынка информационных продуктов и услуг. Произошло соглашение по ограничению номенклатуры общедоступных на рынке продуктов и дешевых услуг. Информационное производство стало экономически невыгодным, а продажи были связаны в основном с эффективной рекламной кампанией.

Среди основных услуг, в которых предприниматели в тот период испытывали потребность, преобладали сведения для маркетинговых исследований и проверки деловой репутации фирмы. Тем не менее, в отдельных областях информационный рынок развивался за счет платежеспособных потребителей, в частности услуг по финансовой информации, услуг, связанных с рекламой.

Развитие получили проекты, связанные с разработкой и распространением справочно-правовых систем, в том числе продукты «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», «Этагон», которые создавали доступность официальной законодательноправовой информации.

Второй этап характеризуется динамичным ростом телекоммуникаций за счет подключения торговых организаций, банков, других коммерческих структур. Несмотря на высокую динамику внедрения современных технологий, охват населения новыми средствами связи в этот период был крайне незначительным.

Августовский кризис 1998 г. положил начало третьему этапу в развитии рынка информационных услуг. Поскольку в предшествующие годы была заложена основа телекоммуникационной инфраструктуры и сети Ш;ете^ то развитие рынка

информационных услуг происходит быстрыми темпами. Наблюдается быстрый рост мобильной телефонии, увеличивается аудитория Ш;ете1 Одним из основных условий доступа к Intemet и соответственно возможности пользоваться информационными услугами послужил рост оснащенности компьютерами, в том числе персональными средствами связи. Однако сохраняется проблема неоднородности развития телекоммуникационной инфраструктуры по регионам и соответственно распределения аудитории Ш;ете1

Дальнейшее развитие рынка зависит от многих факторов, в том числе от среднего уровня жизни и стоимости доступа в Интернет. Средний уровень жизни повышается, а стоимость доступа в Интернет снижается, что предопределяет увеличение числа российских интернет-пользователей и клиентов электронной коммерции [1,2].

В настоящее время рынок информационных услуг представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений по продаже и покупке информационных услуг, складывающихся между их поставщиками и потребителями[2].

Среди основных видов информационных услуг для предприятий можно выделить:

- услуги доступа к информации,

- услуги поиска информации,

- услуги обучения,

- консалтинговые услуги,

- услуги производства информации [2].

Первые четыре вида услуг являются разновидностями работы с уже существующей у продавца информацией и знаниями, последний же представляет собой генерацию новой, ранее не существовавшей информации. Представлены они в порядке возрастания сложности оказания информационных услуг и нетипичности информационного продукта[2].

Информационные услуги делятся на три группы: информационно-

коммуникационные, информационно-прикладные и информационно-коммерческие. Под информационно-коммуникационными подразумеваются услуги, обеспечивающие передачу различных видов информации между субъектами общения. К ним относятся:

- услуги телеграфа, предназначенные для приема телеграфных сообщений, переданных абонентами со стандартных телеграфных аппаратов, и передачи информационных сообщений субъектам с предварительным указанием маршрута;

- услуги телефакса, состоящие в обеспечении приема сообщений, отправленных абонентам со стандартных факсимильных аппаратов по телекоммуникационной сети.

Широкое распространение в последнее десятилетие получили услуги электронной почты, которые служат для обмена информационными сообщениями между двумя и более удаленными друг от друга субъектами или персональными компьютерами. Возможности данного вида информационных услуг не ограничиваются отсроченной доставкой сообщения или документа другому лицу - предусматривается также хранение сведений в общедоступном или личном почтовом ящике, возможности формирования адреса, подготовки и обработки отправляемых и получаемых сообщений. Электронная почта стала неотъемлемым элементом офисной среды [3].

Очень востребована на информационном рынке услуга терминального доступа, с помощью которой возможен неограниченный доступ к библиотечным системам, а также к базам данных образовательной и научной информации.

Широкое распространение среди информационных услуг обмена сообщениями получила сеть Интернет. Типичным примером такой услуги является «ЖС (Intemet RelayChat), в которой осуществляется круглосуточная система обмена текстовой информацией между группами абонентов» [3].

Следующим блоком информационных услуг являются информационноприкладные. Они включают услуги с использованием коммуникационных ресурсов сетей

на прикладном уровне с целью удовлетворения общественных информационных потребностей. Прежде всего - это электронные доски объявлений, теле-, аудио- и видеоконференции, телетекст, информационные серверы [3].

Данные информационные услуги возможны в трех видах:

- компьютерные конференции (основные возможности - подписка и отмена подписки на конференцию, чтение статей, аналитических обзоров и отправка сообщений в конференцию, отслеживание дискуссии, пересылка ответов в конференцию или автору сообщения);

- аудиографические конференции, которые проходят в реальном масштабе времени и представляют собой обмен звуковой информацией (речь) и неречевой (текстовой, графической);

- видеоконференции, позволяющие осуществить обмен речевой и видеоинформацией (неподвижных и движущихся изображений).

Бурное развитие телекоммуникационных услуг открыло доступ к сведениям через информационные серверы сети Интернет.

К следующему блоку относятся информационно-коммерческие услуги: электронные банковские и биржевые, электронный обмен финансовыми документами, телебиржи, телемагазины, телеаукционы, электронные кассы, системы электронных банковских операций. Ряд ученых акцентируют внимание на том, что «... характер продукции индустрии информации определяется потребностями общества в услугах информационного характера», к которым относятся:

- долговременное хранение информации (книги, библиотеки, микро-, видеофильмы, аудиозаписи);

- сбор (получение), хранение и предоставление информации для различных видов деятельности;

- научная и специальная профессиональная информация (картотеки литературы и специальных сведений, аннотированные списки, реферативные сборники, библиографии);

- информация для обоснования и принятия управленческих решений статистические отчеты, сводки показателей деятельности, паспорта объектов, справочники, своды законодательных актов, архивы и другая информация);

- коммерческая информация (списки с адресами и телефонами фирм, сведения о товарах, ценах, производителях, отчеты о финансовом состоянии фирм, налогах);

- потребительская массовая информация (расписание движения транспорта, адреса и профиль магазинов, прогнозы погоды, адреса предприятий бытового обслуживания, станций медицинской помощи, справочники, справочные службы, в том числе объявления в СМИ и т. д.);

- обработка информации по различным направлениям хозяйственной и социальной деятельности (в органах государственной статистики, научно-исследовательских и военных организациях, министерствах и ведомствах, на предприятиях и др.)[3].

Таким образом, рынок информационных продуктов и услуг представляет собой неотъемлемую часть единого информационного поля, объектами которого являются товары в виде информационных продуктов, информационных услуг, научно -технической, проектно-конструкторской и технико-технологической продукции [3].

Отмечается, что наблюдается возрастающая зависимость деятельности в одних отраслях, от знаний, накапливаемых в других [4].

Тот же автор подмечает интереснейшую особенность, о которой должен быть особый разговор. Интеллектуальная компания может сегодня вообще не располагать фондами в их традиционном понимании, поскольку материальные активы начинают вытесняться интеллектуальными, а текущие активы — информацией. Происходит перемещение внимания от управления осязаемыми активами к управлению неосязаемыми активами, основу которых составляют интеллектуальные ресурсы и интеллектуальная собственность[4].

Информационные услуги весьма специфичны, что позволяет по целому ряду признаков отнести их к нетипичным, нетрадиционным услугам. Основанием для этого являются следующие специфические особенности информационных услуг.

Во-первых, результат информационной деятельности овеществлен в документах, которые могут быть сохранены на материальных носителях. Конечные результаты информационных услуг овеществлены в документальной, машиночитаемой формах, которые хранятся в виде бумажных копий и на машиночитаемых носителях (микрофильмах, дискетах, жестких дисках компьютеров и т. д.), пригодны к хранению (в библио-, видео-, аудио-, фильмотеках, архивах) и транспортировке (на носителях или с помощью телекоммуникационных средств связи).

Во-вторых, потребление информационной услуги само по себе подразумевает возможность хранения и транспортировки.

В-третьих, информационная услуга может быть оказана без прямого личного контакта потребителя и производителя [5,6].

Использование современных телекоммуникационных средств позволяет работать с информацией в глобальном масштабе. Пользователь может получить услуги на расстоянии, что служит основой функционирования современного рынка информационных услуг и соответствующего развития целой отрасли, обеспечивающей доступ к удаленным базам данных [5].

Важная особенность информационных услуг - высокая скорость оборота капитала, выступающая следствием короткого производственного цикла, дающая преимущества бизнесу в этой сфере. Наиболее перспективен здесь сектор электронной коммерции, поскольку снижение затрат на содержание складских и торговых площадей в сочетании с более быстрым движением денежных средств от покупателя к продавцу дает увеличение скорости оборачиваемости капитала[5].

Для информационных услуг характерна специфичность организации производства. Поставщики услуг - это в основном малые и средние предприятия различного профиля. Их небольшой размер и высокая мобильность дают широкие возможности для гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры, что весьма эффективно в условиях локального рынка. Однако в условиях глобализации особое положение на рынке занимают центры-поставщики информации, большой размер которых обеспечивает им конкурентное преимущество, а эффект от масштаба позволяет быстро получать и обрабатывать большие объемы информации, используя для этого современное компьютерное и телекоммуникационное оборудование, которое требует значительных инвестиций [5].

Предоставление информационных услуг может не сопровождаться личным контактом поставщика и потребителя, а использование коммуникационных средств позволяет оказывать их удаленно, овеществляя результат в виде баз данных, отчетов, справок, реферативных документов на носителях. Таким образом, вследствие этого снижается роль субъективного фактора оказания услуги и неопределенность результата[5].

Информационные услуги отличаются высокой степенью дифференциации, что обусловлено персонификацией и индивидуализацией спроса на них, а также появлением новых, нестандартных услуг [5].

Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе [5].

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные

технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Литература:

1. Васильев, К.А. Влияние развития рынка информационных продуктов и услуг на конкурентоспособность субъектов хозяйствования [Текст]/ К.А.Васильев// Управленец.- 2010.- №5-6 ( 9-10).- С. 44-47.

2. Попов, Е.В. Рынок информационных услуг: особенности анализа и

функционирования [Текст]/ Е.В.Попов, И.С.Кац// Вестник УГТУ-УПИ.-2005 -№ 1.- С.5-11.

3. Ярковой, В.А. Основные направления развития информационных услуг в Российской Федерации [Текст]/ В.А.Ярковой// Экономическое возрождение России.- 2010.- №3 (25).- С.56-61.

4. Жужжалов, А.В. Информационные услуги в современных условиях новой экономики [Текст]/А.В.Жужжалов//Т-сошш.- 2008.-№1.- С.50-52.

5. Савина, Т.В. Рынок информационных услуг: тенденции и перспективы развития [Текст]/ Т.В.Савина// Вестник ТГУС. Серия Экономика.- 2008.-Вып.3.- С.245-253.

6. Савина, Т.В. Повышение качества информационных услуг как фактор развития Самарского региона [Текст]/ Т.В.Савина// Экономика и управление: новые вызовы и перспективы.- 2010.- С.81-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.