Научная статья на тему 'Закономерности развития медиапространства как социальной системы'

Закономерности развития медиапространства как социальной системы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
485
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ГОСУДАРСТВО / STATE / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / SOCIAL SYSTEM MODEL / МОДЕЛЬ / ХИМИЧЕ-СКИЙ ЭЛЕМЕНТ / AN ELEMENT / СОЕДИНЕНИЕ / COMPOUND / КОНФИГУРАЦИЯ / CONFIGURATION / СТРУКТУРА / STRUCTURE / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / MEDIA SPACE / ИНФОРМА-ЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИ / INFORMATION REVOLUTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ионова Елена Александровна

В статье приводятся размышления о развитии медиапространства как части социальной системы. При этом социальное пространство конфигурируется коммуникационными каналами, по которым происходит обмен информацией между его элементами. Автор указывает, что в информационном пространстве реализуются процессы, которые имеют определяющее значение для развития цивилизации благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти. Подчеркивается, что результат последней информационной революции передача информации на значительные расстояния без перемещений человека. При этом информационный потенциал по территории России распределен крайне неравномерно. В статье на примере предварительного анализа медиа пространств России и Китая закрепляется мнение, что управляющая информационным пространством мысль является обязательной для решения стратегических и тактических государственных задач. Сделан вывод, что современное российское информационное пространство характеризуется по-прежнему слабой управляемостью, отсутствием контроля со стороны государства, наличием большого числа субъектов, многообразием информационных процессов, неравномерным уровнем освоения информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media space as a social system and patterns of its development

The article dwells on the development of media space as part of the social system. The author views social space as being configured by communication channels providing the exchange of information between its elements. It is pointed out that in the information space there are processes that take place due to new technological conditions. These processes are crucial to the development of civilization. In a given historical period of time generation, processing and transmission of information have become fundamental sources of productivity and power. The author emphasizes that the last information revolution resulted in the possibility of transmitting the information over long distances without the necessity for the participants of the communication process to change their location. It is noted that the information potential is spread over the territory of Russia unevenly. The author compares media space of Russia and China and expresses the idea that the key factor for the solution of state strategic and tactical problems is the existence of the core message that governs the information space. The conclusion is drawn that current Russian information space is still characterized by weak manageability, lack of control from the government, a great number of participants, variety of information processes, and uneven access to information technologies.

Текст научной работы на тему «Закономерности развития медиапространства как социальной системы»

■ ■ ■ Закономерности развития медиапространства как социальной системы

Ионова Е.А.

ИОНОВА Елена Александровна - магистрант кафедры общественных связей и меди-аполитики факультета журналистики Института государственной службы и управления РАНХиГС. Москва, Российская Федерация. E-mail: ulraso@bk.ru

Аннотация

В статье приводятся размышления о развитии медиапространства как части социальной системы. При этом социальное пространство конфигурируется коммуникационными каналами, по которым происходит обмен информацией между его элементами. Автор указывает, что в информационном пространстве реализуются процессы, которые имеют определяющее значение для развития цивилизации - благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти. Подчеркивается, что результат последней информационной революции - передача информации на значительные расстояния без перемещений человека. При этом информационный потенциал по территории России распределен крайне неравномерно. В статье на примере предварительного анализа медиа пространств России и Китая закрепляется мнение, что управляющая информационным пространством мысль является обязательной для решения стратегических и тактических государственных задач. Сделан вывод, что современное российское информационное пространство характеризуется по-прежнему слабой управляемостью, отсутствием контроля со стороны государства, наличием большого числа субъектов, многообразием информационных процессов, неравномерным уровнем освоения информационных технологий.

Ключевые слова: управление, государство, социальная система, модель, химический элемент, соединение, конфигурация, структура, медиапространство, информационная революция.

Для цитирования: Ионова Е.А. Закономерности развития медиа пространства как социальной системы // «Коммуникология». Том 5. №2. C. 38-49 DOI 10.21453/23113065-2017-5-2-38-49

Высокая степень динамизма современных социальных систем и нелинейный характер их взаимосвязей обусловили необходимость построения моделей общества, опирающихся на фундаментальные категории «времени» и «пространства» [1].

По мнению В.С. Игнатова и Д.В. Пименова, в современных условиях дихотомия категории «социальное пространство» заключена в следующем. С одной стороны, глобальная экономика в ритме единого производства независимо от географического расположения предприятия, интернет, позволяющий в плане-

тарном режиме охвата осуществлять информационный обмен в масштабе реального времени, делают само понятие пространства как бы второстепенным при оценке событий и фактов социальной действительности. С другой стороны, стирание географических границ, смещение часовых поясов актуализируют нахождение ответа на вопрос: где это происходит? Причем, с точки зрения социологии, важно не только географическое месторасположение, но и знания множества других социальных характеристик.

Определение понятия «социальное пространство»

Определяющая роль в современном подходе к рассмотрению категории «социальное пространство» принадлежит концепции П. Бурдье. Он писал, что человеческие существа являются в одно и то же время биологическими индивидами и социальными агентами, конституированными как таковые в отношении и через отношение с социальным пространством, точнее, с полями. Социальное пространство — не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Это объясняет то, что нам так трудно осмысливать его именно как физическое [2].

Социальное пространство рассматривается как абстрактное пространство, конституированное ансамблем подпространств или полей (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.), которые обязаны своей структурой неравномерному распределению отдельных видов человеческого капитала. Как бытие у Аристотеля, социальный мир может быть назван и построен различным образом: он может быть практически ощущаем, назван и построен по различным принципам видения и деления (например, по этническому фактору). При этом следует учитывать, что объединения, которые базируются на структуре пространства, основанного на распределении капитала, имеют больше возможностей стать стабильными и прочными, а другие формы группировки всегда будут находиться в состоянии опасности распада и оппозиции, что связано с дистанцией в социальном пространстве. Говоря о социальном пространстве, имеется в виду, прежде всего, то, что нельзя объединять любого с любым, невзирая на глубинные различия, в особенности, на экономические и культурные различия. Однако, все это никогда полностью не исключает того, что можно организовать агентов по другим признакам деления: этническим, национальным и т. п., которые, заметим в скобках, всегда связаны с более глубинными принципами, т. к. этнические объединения сами находятся в иерархизированном, по меньшей мере в общих чертах, социальном пространстве (например, в США их положение зависит от стажа иммиграции для всех, за исключением черных).

Социальное пространство конфигурируется коммуникационными каналами, по которым происходит обмен информацией между его элементами. Оно не может функционировать без информационного обмена. Поэтому для определения сущности социального пространства и его разновидности - медиапро-странства - проведем интерпретацию понятия «информация» и его произво-

дных - «информационное пространство», «информационная система», «информационные ресурсы». Об этом термине написано очень много, и по сути, в последние годы ученые в основном пришли к общему пониманию сущности и содержания информации. Термин «информация» происходит от латинского слова «¡пТогтайо» - разъяснение, изложение, сведения. В качестве синонимов иногда используют такие понятия, как «сообщение» и «данные», хотя их едва ли можно считать таковыми» [3].

Информационное и социальное пространство как социальная система

В информационном пространстве происходят процессы, имеющие определяющее значение для развития цивилизации: формируются научные представления, продуцируются и распространяются технологии, фиксируются поведенческие стандарты. Именно через условия повсеместного распространения и использования информационно-коммуникационных технологий рассматривает М.Кастельс категорию пространства. Он особо отмечает, что одной из ключевых черт информационного общества является специфическая форма социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти. В этом обществе социальные и технологические формы данной социальной организации пронизывают все сферы деятельности, начиная от доминантных (в экономической системе) и кончая объектами и обычаями повседневной жизни [4]. Современное общество построено вокруг потоков: капитала, информации, технологий, организационного воздействия, изображений, звуков и символов.

Профессор Ф.И.Шарков пишет, что информационная система (ИС) - это целостное образование, включающее в себя источник, сообщение, приемник и средства информации, каналы и механизм ее передачи и приема, инструмент кодирования и декодирования, использования информации, а также коммуникационный алгоритм. ИС включает также организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы [5].

Последняя информационная революция характеризуется широким использованием современных средств и механизмов связи - информация теперь передается на значительные расстояния без перемещений человека, без использования механизмов открытой трансляции. Возросла скорость передачи информации - новые информационные технологии почти мгновенно охватывают пространство всей планеты [6].

При таком активном и быстром развитии информационного пространства в мире существуют значительные территориальные области, не попадающие в современную технологическую систему. В современном информационном поле присутствует неравенство, которое проявляется в различной степени доступа

к технологическому процессу у разных государств. Существует угроза исключения целых национальных и даже континентальных экономик из мировой информационной системы.

Трансформация информационного пространства и технологической базы

ее формирования в России

Анализ распространения информационных услуг, ресурсов и программных продуктов (информационного потенциала) по территории России показывает их крайне неравномерное распределение - обеспечены в основном центральные области. Приоритетная задача для Правительства РФ - выравнивание информационного потенциала по регионам России [7].

А.И. Ракитов отмечает высокие темпы развития информационного пространства РФ. Так, за период 2000-2005 гг. в целом по стране число стационарных квартирных телефонов в городской местности в расчете на 100 человек населения выросло с 20,3 до 27,8 шт., темп роста составил 33%; количество сотовых телефонов на 100 жителей выросло с 8,14 до 11,02 шт., темп роста - 23%; число ПЭВМ, используемых в организациях, выросло примерно на 30%. В развитии информационного пространства России по сравнению с развитыми странами наблюдается некоторое отставание [8].

Темпы внедрения различных современных гаджетов в последние годы растут практически в геометрической прогрессии. В 2014 году Россия стала лидером в Восточной Европе по числу гаджетов на человека. В среднем на жителя приходилось по 2,4 устройства с выходом в интернет. Эти данные были приведены в исследовании компании Google за 2014 год, размещенном на сервисе «Потребительский барометр». Аналогичные результаты - у Чехии и Словакии, а минимальное количество гаджетов на человека в регионе было на Украине. По данным Google за 2014 год, 28% россиян использовали планшеты - это также самый высокий показатель в регионе [9].

По данным Росстата всё население Российской Федерации на 01.08.2016 составляло 146,7 миллиона человек. Прирост российской аудитории пользователей интернета на мобильных устройствах в 2016 году составил 6 млн. человек - в прошлом году 56 млн. россиян в возрасте от 16 лет пользовались интернетом на мобильных устройствах - смартфонах и планшетах (46,6% от всей аудитории) [10].

Технологической базой формирования информационного пространства современного общества выступают информационно-коммуникационные технологии, которые имеют следующие важнейшие компоненты: коммуникации, интернет, компьютеры, информационные ресурсы на электронных носителях. Совокупность перечисленных компонентов образует технологическую базу - инфо-коммуникационную среду. Специалисты в области информатики сосредотачивают внимание исключительно на развитии инфокоммуникационной среды (инфраструктуры информационной среды).

Так, в 2015 году спрос на LTE (4в-интернет) в развитых странах был в 2 раза больше, чем в России. Быстрым мобильным интернетом пользовались только 16% всех абонентов России. В Западной Европе этот показатель в среднем равнялся 30%.

Было установлено, что за 2015 год количество владельцев смартфонов увеличилось с 66% до 73%, тогда как аудитория владельцев обычных мобильных телефонов уменьшилась с 64% до 56%. Казалось бы, такие изменения должны положительно сказываться на увеличении клиентов с необходимостью в использовании LTE, но этому мешала специфика российского рынка смартфонов - обилие В-брендов с дешевыми устройствами, которые не поддерживали LTE. Если у всех пользователей будут устройства с поддержкой LTE, трафик значительно вырастет. Рост трафика требует существенных инвестиций в инфраструктуру [11].

В 2016 году по данным J'son & Partners Consulting, весь объем Российского рынка смартфонов в натуральном выражении составил 26,4 млн. устройств. По сравнению с 2015 годом, рынок вырос на 4,4%. Доля смартфонов в общих продажах мобильных терминалов (суммарных продаж мобильных телефонов и смартфонов) в 2016 году составила около 71%. Российский рынок мобильных телефонов продолжил снижаться в 2016 году и составил 10,8 млн. устройств. Тем не менее, кнопочные телефоны по-прежнему занимают около трети рынка мобильных терминалов. Они до сих пор остаются востребованными у приезжих, пенсионеров, детей, а также второй трубки у держателей смартфонов. В 2016 году каждый второй проданный смартфон поддерживал технологию высокоскоростного интернета LTE. Согласно оценкам аналитической компании IDC, во втором квартале 2016 года в Россию было ввезено 7 млн. смартфонов против 5 млн. штук годом ранее [12].

Взаимообусловленность информационного и коммуникационного

пространства

Многие исследователи (Н. Луман, М. Кастельс и др.) отмечали, что при всей важности информации как базиса информационного общества, она постепенно перестает быть определяющим параметром, так как ценность информации, которую невозможно передать для использования, резко уменьшается. Таким образом, изменился параметр информационной системы - ее смыслом оказывается не просто сама информация, но и эффективная коммуникация.

Современные концептуальные и прогностические модели общественного развития подтверждают эти изменения. В сферу социологических исследований включают не только процессы информационного обмена, но и:

- исследования социально-экономических ресурсов;

- факторы, определяющие значение информации для различных социальных слоев и групп;

- влияние трансформации информационно-коммуникационной среды на формирование социальных процессов в обществе.

Пространство социума имеет сложную структуру и включает множество сопряженных, функционально выделяемых пространственных компонентов (природных, экономических, политических, этнических, культурных, образовательных, конфессиональных, коммуникационных), для которых свойственно несовпадение конфигураций зон и границ. В одних случаях они создают устойчивые целостные территориальные образования: регионы (районы) различного ранга и геополитические центры, логика развития которых основана на приоритете внутренних связей над внешними, преобладании центростремительных сил над центробежными; в других - образуют сопряженные смысловые поля, символические пространства, расположенные в определенных границах, не всегда фиксируемые с достаточной степенью четкости. Особое место в этой системе принадлежит информационному пространству [13].

Информационная политика как средство формирования новых компонентов медиапространства

В медиапространстве постоянно появляются новые элементы, которые создают другие новые элементы, которые конвергируются и создают сумму новых элементов медиапространства. Процесс этот можно сравнить с процессом появления в таблице Менделеева четырех новых химических элементов в 2016 году. В периодическую систему химических элементов, она же таблица Менделеева, добавили четыре новых элемента.

Они носят номера 113, 115, 117 и 118 и полностью закрывают седьмой ряд в таблице. Ни один из новых элементов не встречается в природе. Как получают новые элементы? Упрощенно говоря, элементы с большими атомными номерами синтезируют из других, более легких. Чтобы получить унунсептий (117), ученые бомбардировали ядро берклия (97 протонов) изотопами кальция-48 (20 протонов). Зачем они нужны? Зачем получать новые элементы, если процесс так долог и сложен, а живут они десятые доли секунды?

Одно из объяснений: потому что мы можем. Второе объяснение: наука может открыть целую группу новых супертяжелых элементов, которые будут долгоживущими, а значит, полезными - предполагается, что они могут получить практическое применение в области ядерных вооружений, энергетике, а также стать основой для материалов с супер-свойствами. По мнению автора данной статьи, изучение элементов, которые возникают в медиапространстве, также может привести к созданию некоей таблицы «Медиа-элементов», в которой будет понятно, какой элемент с каким может вступить в связь и что может получиться из соединения двух, трех, четырех элементов таблицы «Медиа-элементов». Классификация элементов медиа пространства позволит управлять процессами медиа пространства, сделает его еще более подконтрольным узкому кругу обладающих знаниями людей [14].

Данную мысль подтверждает В.Н.Бузин, проанализировав, что коммуникативная ситуация в России характеризуется недооценкой важности осознанного технологичного управления информационными кампаниями при решении

социальных и экономических задач различного уровня. На условиях коммуникативного воздействия управляющая (организованная и организующая) структура медиапространства выходит на первый план при реализации стратегических и тактических задач, при реализации государственной политики органами государственной власти [15].

Например, Русская православная церковь (РПЦ), описала свою информационную политику. Она основана, по сути, на правилах функционирования медиапространства. Это описание «встраивается» в систему взглядов авторов, процитированных в данной статье. В той ее части, где идет речь о необходимости регулирования, проведения социологических исследований, влияния на современное медиапространство в интересах укрепления, развития и обеспечения информационной безопасности государства.

РПЦ формулирует свое отношение к деятельности СМИ, обращая внимание журналистов и редакторов на важнейшее значение той информации, которая выходит во внешнее пространство. По мнению РПЦ, средства массовой информации играют в современном мире все возрастающую роль. Информирование зрителя, слушателя и читателя, по мнению Церкви, должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока. Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях. СМИ, обладающие огромным влиянием на аудиторию, несут величайшую ответственность за воспитание людей, особенно подрастающего поколения [16].

Превращение медиапространства в систему информационной защиты и средство информационной политики, нацеленной на защиту государственных интересов

Пример территории государственного контроля за информационным пространством - Китайская народная республика. В Китае сформулирован документ, которым заданы ориентиры информационной политики правительства. Государство не может решать задачи без влияния на своих граждан через информационную среду. С претензией на мировое господство Китай инвестирует в информационную индустрию, находясь в постоянной медийной конкуренции с западным обществом.

Правительство КНР активно противодействует распространению в интернете диссидентских идей с помощью создания эффективной сетевой цензуры. В Китае используется две стратегии в осуществлении веб-цензур: фильтрация запросов и контента и поощрение самоцензуры, что во внешнем Китае получило название «великая китайская веб-стена». В число сайтов, подвергающихся цензуре, входит большинство западных СМИ, социальные сети и блоги.

В последние годы Китай переходит от оборонительной к наступательной стратегии применения информационно-коммуникативных технологий в отношении внешнеполитических оппонентов. Введена «концепция трех войн», включающая психологическую войну, медиа войну и правовую войну. В концепции правительства говорится о необходимости опережающих действий в киберпространстве и нанесении Китаем такого рода удара первым. Здесь созданы войска информационных операций [17].

Такие войска есть во всех серьезных армиях мира - в израильской, американской, британской. У спецслужб такого рода несколько направлений: первое -пропагандистское (пропаганда и контрпропаганда), другое - оперативное, чтобы отвлечь внимание противника или чтобы дать неверную информацию, которая побудит его к ошибочным действиям. Особенность таких войск в том, что они находятся именно в армии, относятся к разведуправлению.

Важность контроля над медиа пространством возрастает в связи с актуальностью проблемы терроризма. Современные каналы распространения информации, в числе которых главенствующую роль играет интернет, характеризуются анонимностью, оперативностью, экономической доступностью, что делает возможным их использование террористами в своих целях [18].

В России о создании войск информационных операций 23 февраля 2017 года объявил министр обороны РФ. Созданная структура займется геополитическим анализом, будет выявлять направления информационных ударов.

Исследование Zecurion Analytics показало, что Россия входит в топ-5 стран по численности и финансированию кибервойск. Специализированные подразделения по кибербезопасности официально используют несколько десятков стран, неофициально - более сотни [19].

Несмотря на подвижки в довольно узком направлении защиты информации, современное российское информационное пространство характеризуется по-прежнему слабой управляемостью, отсутствием контроля со стороны государства, наличием большого числа субъектов, многообразием информационных процессов, неравномерным уровнем освоения информационных технологий. В связи с тем, что для каждого общества характерны собственные специфические способы представления, распространения и хранения информации, можно выделить пять присущих информационному пространству России особенностей: 1) чрезмерная открытость; 2) неоднородность и разрыв в развитии; 3) фактическое отсутствие необходимости получения разрешения на распространение информации; 4) недостаточно отработанный механизм реализации нормативной базы в информационной сфере; 5) отсутствие единой и строгой идеологической государственной основы [20].

Очевидно, российская государственная машина на определенном этапе частично потеряла влияние над медиа пространством, позволив общественным отношениям сформироваться под руководством сторонних контролеров. После того, как в СМИ активно стала обсуждаться тема реальности кибервойн, официальные государственные лица и структуры стали признавать, что новые

информационно-коммуникационные технологии являются не только инструментом, но и необходимым условием развития медиапространства. В то же время такие технологии легко проевращаются в средство осознанного или невольного уничтожения устойчивости всей социальной системы стран, а возможно всей социетальной системы планеты.

Источники

1. ИгнатовВ.С., ПименоваД.В. Информационное пространство. Структура и функции. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион, 2007. №3.

2. Бурдье П. Социология политики (сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко). - М., 1993.

3. Ионова Е.А. К вопросу о классификации медиапространства. Международный научный журнал «Коммуникология», 2016. Том 5. №1.

4. КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М., 2000.

5. Шарков Ф.И. Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник. - М., 2009.

6. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1991.

7. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов //http://www.nsc.ru/win/laws/ russ_kon.htm (дата обращения: 20.02.2017).

8. Статистический сборник о деятельности администрации. Исполком РСС. Москва, 2006. Регионы России: социально-экономические показатели - Официальное издание, 2006. Статистический сборник. М., 2007.

9. Lenta.ru. Россия стала лидером в Восточной Европе по числу гаджетов на человека. 27 октября 2014. //https://lenta.ru/news/2014/10/27/googlebarometer/ (дата обращения: 21.02.2017).

10. Количество пользователей интернетом в России. //http://www.bizhit.ru/index/users_ count/0-151 (дата обращения: 21.02.2017).

11. Балашова А. В сетях LTE не досчитались абонентов. //http://www.iphones.ru/ iNotes/503679 (дата обращения: 20.02.2017).

12. Смартфоны (рынок России). http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Смартфоны_(ры-нок_России)#.D0.94.D0.B0.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5_J.E2.80.99son_.26_Partners_Consulting (дата обращения: 20.02.2017).

13. Игнатов В.С., Пименова Д.В. Информационное пространство. Структура и функции. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2007. №3.

14. РИА Новости //https://ria.ru/science/20160105/1354767932.html (дата обращения: 18.02.2017).

15. Бузин В.Н. Управленческие воздействия на медиапространство - Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. Выпуск 3.

16. Основы социальной концепции Русской православной церкви - Официальные документы. 2000. //http://www.patriarchia.ru/db/text/141422 (дата обращения: 15.02.2017).

17. Болгов Р.В. Информационные технологии в модернизации вооруженных сил КНР: политические аспекты. URL://http://www.politex.info/content/view/774/30 (дата обращения 20.02.2017).

18. КатричЛ.В. Проблема плюрализации терроризма в современных условиях. / Среднерусский вестник общественных наук. 2009. №1. С. 141.

19. В России созданы войска информационных операций. URL: //www.kommersant.ru. (дата обращения 23.02.2017).

20. Телятник Т.Е. Формирование информационного пространства России и его влияние на политическую безопасность. - Теория и практика общественного развития. 2012. Вып. 8.

■ ■ ■ Media space as a social system and patterns of its development

Ionova E.A.

IONOVA Elena Aleksandrovna, postgraduate student of the Institute of Public Administration and Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Chair of Public Relations and Media Policy. Moscow, Russian Federation. E-mail: ulraso@bk.ru.

Abstract

The article dwells on the development of media space as part of the social system. The author views social space as being configured by communication channels providing the exchange of information between its elements. It is pointed out that in the information space there are processes that take place due to new technological conditions. These processes are crucial to the development of civilization. In a given historical period of time generation, processing and transmission of information have become fundamental sources of productivity and power. The author emphasizes that the last information revolution resulted in the possibility of transmitting the information over long distances without the necessity for the participants of the communication process to change their location. It is noted that the information potential is spread over the territory of Russia unevenly. The author compares media space of Russia and China and expresses the idea that the key factor for the solution of state strategic and tactical problems is the existence of the core message that governs the information space. The conclusion is drawn that current Russian information space is still characterized by weak manageability, lack of control from the government, a great number of participants, variety of information processes, and uneven access to information technologies.

Keywords: management, state, social system model, an element, compound, configuration, structure, media space, the information revolution.

For citation: Ionova E.A. Laws of development of media space as a social system and patterns of its development. Communicology. Volume 5. № 2. P. 38-49 DOI 10.21453/2311-30652017-5-2-38-49

References:

1. IgnatovV.S., PimenovaD.V. Informacionnoe prostranstvo. Struktura I funcii. "Izvestiya vicshih uhebnih zavedeniy". Povolgskiy region, 2007. №3. [Ignatov V.S., Pimenova D.V., Information space. Structure and functions."Proseedings of the higher educational institutions". Volga Region, 2007. № 3]. (In Russ.).

2. BourdieuP. Sociologoya politiki (sost., obch. red. i predisl. N.A.Shmatko). M., 1993.[Bourdieu P., Sociology of politiks (ed., gen. and editorial preface N.A.Shmatko). Moscow, 1993]. (In Russ.).

3. Ionova E.A. To the question of classification of media space. Megdunarodniy nauchniy gurnal «Kommunikologoya», 2016. M., №1. [Ionova E.A., K voprosu o klassifikacii mediaprostranstva. Communikologi International Scientific Journal, Moscow, 2016. №1]. (In Russ.).

4. Kastels M. Informacionnaya epoha: economica, obschestvo i kultura. M., 2000. [Castells M., The Information Age: Economy, Society and Culture. Moscow, 2000]. (In Russ.).

5. SharkovF.I. Kommunikologiya: enciklopedicheskiy slovar-spravochnik. M., 2009. [Sharkov F.I., Communicology encyclopedic dictionary-reference book. Moscow, 2009]. (In Russ.).

6. RakitovA.I. Filosofiya komputernoy revolucii - Politizdat. М., 1991. [Rakitov A.I. Philosophy of computer revolution - Moscow, 1991]. (In Russ.).

7. Koncepciya formirovaniya I razvitiya edinogo informacionnogo prostranstva Rossii I sootvetstvuyuchih gosudarstvennih informacionnih resursiv [Electronniy resurs]. URL:http://www. nsc.ru/win/laws/russ_kon.htm (data obracheniya 20.02.2017).

[The concept of formation and development of a common information space of Russia and the corresponding state information resources [Electronic resource]. URL:http://www.nsc.ru/win/laws/ russ_kon.htm (date of the application 20.02.2017)]. (In Russ.).

8. Statisticheskiy sbornik o deyatelnosti administracii. Ispolkom RSS. M., 2006. Regioni Rossii: sicialno-ekonomicheskie pokazateli - Oficialnoye izdanie, 2006. Statisticheskiy sbornik. M., 2007. [Statistical Yearbook of the administration. RCC Executive Committee. Moscow, 2006. Regions of Russia: socio-economic indicators Official edition, 2006. Statistical Yearbook. Moscow, 2007]. (In Russ.).

9. Rossia stala liderom v Vostochnoy Evrope po chislu gadgetov na cheloveka. Lenta.ru. 27 октября 2014. [Elektronniy resurs]. URL: //https://lenta.ru/news/2014/10/27/googlebarometer/ (data obracheniya 21.02.2017).

[Russia has become a leader in Eastern Europe according to the number of gadgets per person. October 27, 2014]. [Electronniy resours]. URL: //https://lenta.ru/news/2014/10/27/ googlebarometer/ (date of the application 21.02.2017)]. (In Russ.).

10. Kolichestvo polzovateley internetom v Rossii I mire. [Elektronniy resurs]. URL://http://www. bizhit.ru/index/users_count/0-151 (data obracheniya 21.02.2017).

[The number of Internet users in Russia. [Electronniy resours]. URL: //http://www.bizhit.ru/index/ users_count/0-151 (date of the application 21.02.2017)]. (In Russ.).

11. A. Balashova. V setah LTE ne doschitalis abonentov. [Elektronniy resurs]. URL: http:// kommersant.ru/doc/2860444 (data obracheniya 21.02.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Balashova A. The LTE network subscribers have missed. [Electronniy resours]. URL: http:// kommersant.ru/doc/2860444 (date of the application 20.02.2017)]. (In Russ.).

12. Smartfoni (Rinok Rossii). [Elektronniy resurs].

URL:http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Смартфоны_(рынок_России)#.D0.94. D0.B0.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5_J.E2.80.99son_.26_Partners_Consulting (data obracheniya 20.02.2017).

[Smartphones (Russian market). [Electronniy resours]. URL: http://www.tadviser.ru/index. php/Статья:Смартфоны_(рынок_России)#.D0.94.D0.B0.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5_J. E2.80.99son_.26_Partners_Consulting (date of the application 20.02.2017)]. (In Russ.).

13. IgnatovV.S., PimenovaD.V. Informacionnoe prostranstvo. Struktura I funcii. "Izvestiya vicshih uhebnih zavedeniy". Povolgskiy region, 2007. №3. [Ignatov V.S., Pimenova D.V., Information space. Structure and functions."Proseedings of the higher educational institutions". Volga Region, 2007. № 3]. (In Russ.).

14. Ria Novosti. [Elektronniy resurs]. URL: https://ria.ru/science/20160105/1354767932.html (data obracheniya 18.02.2017). [Ria Novosti. [Electronniy resours].

URL: https://ria.ru/science/20160105/1354767932.html (date of the application 18.02.2017)]. (In Russ.).

15. Buzin V.N. Upravlencheskie vizdeystviya na mediaprostranstvo -Obchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana), 2012. Vipusk 3. [Buzin V.N., Managerial impact on media space. - / Society. Environment. Development (Terra Humana), 2012. Issue 3]. (In Russ.)

16. Osnovi socialnoy koncepcii russkoy pravoslavniy cerkvi - Oficialnie dokumenti. 2000. [Elektronniy resurs]. URL: //http://www.patriarchia.ru/db/text/141422 (data obracheniya 15.02.2017).

[Bases of the Social Concept of the Russian Orthodox Church - Official documents. 2000. [Electronniy resours].

URL: //http://www.patriarchia.ru/db/text/141422 (date of the application 15.02.2017)]. (In Russ.).

17. Bolgov R.V. Informacionnie tehnologii v modernizacii voorugennih sil KNR: politicheskie aspekti. [URL: //http://www.politex.info/content/view/774/30 (data obracheniya 20.02.2017) [Bolgov R.V., Information technologies in the modernization of China's armed forces: political aspects. [URL:// http://www.politex.info/content/view/774/30 (date of the application 20.02.2017)]. (In Russ.).

18. Katrich L.V. Problema plyuralizatsii terrorizma v sovremennikh usloviyakh. Strednerusskiy vestnik obshestvennih nauk. Moscow, 2009. №1. S. 141. [Katrich L.V. The problem of pluralization of the forms of terrorism. Moscow, 2009]. (In Russ.).

19. V Rossii sozdani voyska informacionnih operaciy. [Elektronniy resurs]. URL: //www. kommersant.ru. (data obracheniya 23.02.2017). [The Russian forces established information operations. [Electronniy resours]. URL://www.kommersant.ru. 22.02.2017 (date of the application 23.02.2017)]. (In Russ.).

20.Telyatnik T.E. Formirovanie informacionnogo prostranstva Rossii I ego vliyanie na politicheskuyu bezopasnost - Gurnal «Teoriya i praktika obchestvennogo razvitiya", 2012. Vip. 8. [Telyatnik T.E., Formation of information space of Russia and its impact on the political security / Theory and practice of social development, 2012. Issue 8]. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.