Научная статья на тему 'Закономерность возникновения и закрепления в европейской цивилизации либерал-социал-демократизма как теории и практики классового партнерства'

Закономерность возникновения и закрепления в европейской цивилизации либерал-социал-демократизма как теории и практики классового партнерства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
107
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА / ПУТИ РАЗВИТИЯ / РЕВОЛЮЦИЯ / БОЛЬШЕВИЗМ / СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ / WESTERN EUROPE / WAYS OF DEVELOPMENT / REVOLUTION / BOLSHEVISM / SOCIAL DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мясникова И.Г.

В данной статье обосновывается мысль о том, что зарождение и развитие социал-реформизма в западных странах не было случайным, произвольным, зависящим от субъективных усилий явлением, это закономерный процесс, вытекающий из всей предыдущей истории данной цивилизации, и понимание этого имеет принципиальное значение для осмысления судеб и перспектив исторического развития как европейских стран, так и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PATTERN OF EMERGENCE AND CONSOLIDATION OF LIBERAL SOCIAL-DEMOCRACY IN EUROPEAN CIVILIZATION AS THE THEORY AND PRACTICE OF CLASS PARTNERSHIP

This article substantiates the idea that the emergence and development of social re-formism in Western countries was not accidental, arbitrary, independent of the subjective efforts phenomenon, it is a natural process arising from the entire previous history of the civilization, and understanding of this is crucial for comprehension of fate and prospects of historical development of European countries, as well as of Russia.

Текст научной работы на тему «Закономерность возникновения и закрепления в европейской цивилизации либерал-социал-демократизма как теории и практики классового партнерства»

Раздел I. Социальная революция: современные теоретические реконструкции

УДК 329.14

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЛИБЕРАЛ-СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЗМА КАК ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ КЛАССОВОГО ПАРТНЕРСТВА

И.Г. Мясникова, Средняя общеобразовательная школа № 144 (Нижний Новгород, Россия),

e-mail: iris-@list.ru

Аннотация. В данной статье обосновывается мысль о том, что зарождение и развитие социал-реформизма в западных странах не было случайным, произвольным, зависящим от субъективных усилий явлением, это закономерный процесс, вытекающий из всей предыдущей истории данной цивилизации, и понимание этого имеет принципиальное значение для осмысления судеб и перспектив исторического развития как европейских стран, так и России.

Ключевые слова: Западная Европа, пути развития, революция, большевизм, социал-демократия.

THE PATTERN OF EMERGENCE AND CONSOLIDATION OF LIBERAL SOCIAL-DEMOCRACY IN EUROPEAN CIVILIZATION AS THE THEORY AND PRACTICE

OF CLASS PARTNERSHIP

Abstract. This article substantiates the idea that the emergence and development of social reformism in Western countries was not accidental, arbitrary, independent of the subjective efforts phenomenon, it is a natural process arising from the entire previous history of the civilization, and understanding of this is crucial for comprehension of fate and prospects of historical development of European countries, as well as of Russia.

Keywords: Western Europe, ways of development, revolution, bolshevism, social democracy.

В преддверии столетнего юбилея Февраля и Октября 1917 г. предсказуемо усиливается дискуссия о событиях векового прошлого. Поэтому историко-философское объяснение явления революции, ее смысла в контексте мирового развития, оценка ее как метода политических преобразований - все это актуальные вопросы для российского государства.

Как правило, в постсоветское время революционная практика оценивается в духе американского историка М. Малиа, согласно которому революции в XX в., во-первых, лишь один из путей, а во-вторых, путь слишком дорогой и, в-третьих, по меньшей мере, путь сомнительный, так как достигнутые успехи, в конечном счете, оказались эфемерными. Порок этих революций он видит в отсутствии этической составляющей [3, с. 323-326]. Более того, «государство всеобщего благосостояния» рассматривается как альтернатива социалистической революции, которую отбрасывают революционеры, а не результат того, что возникает после нее и благодаря ей [3, с. 323-326]. Итак, проблема выбора путей развития общества в дихотомии «революция или реформы» сводится к вопросу субъективного выбора, а не выявления закономерных предпосылок и условий, повлекших тот или иной путь. И, как правило, в этом споре радикализму большевиков противопоставляется европейский социал-реформизм, как мирный и гуманный способ для осуществления преобразований.

На наш взгляд, проблема «революция или реформы» решается только с точки зрения анализа причин и объективных условий возможности реализации той или иной модели. Данный анализ привел автора к тезису о том, что реализация социал-демократической модели возможна была только в условиях западноевропейской цивилизации и, соответственно, невозможна в условиях неевропейских государств. Данный тезис нуждается в пояснении.

В чем сущность социал-демократической теории и практики? Это отказ от принципиально революционного по своему духу и делу марксизма, выступавшего до мировой войны под именем мировой социал-демократии, отказ от борьбы за свержение буржуазного строя, принятие идеологии борьбы за социализм в рамках буржуазного общества, в рамках соревнования «на равных» с буржуазными партиями за получение государственной власти по правилам свободы частной собственности, т.е. по принципу либерализма. В силу чего этот постмарксистский социал-демократизм по праву надо выделять именно как либерал-социал-демократизм, с тем, чтобы четко отделять его от существовавшего до него марксистского, революционного, пролетарского (т.е. классового) социал-демократизма. Тем более, если это понимают и признают сами лидеры постмарксистского социал-демократизма. Так, например, один из лидеров СДРПШ Вигфорс вполне резонно утверждал, что социал-демократия имеет два глубоких корня: марксизм и экономический либерализм [6, с. 197]. Поэтому сущность такой социал-демократии в общественном движении выражает наиболее точно термин либерал-социал-демократия, подчеркивая принципиальное принятие этой социал-демократией буржуазного общества и его либеральных правил борьбы за власть.

В основе выбора - революция или эволюция, классовая борьба или классовое сотрудничество - лежит вопрос о том, идти ли к социализму через расцвет капиталистической экономики или социализм можно базировать на ее крахе, даже имея в ней все еще докапиталистические отношения и силы (как у нас на Руси в начале XX в.). Если революционные марксисты придерживались идеи о неизбежном скором крахе капитализма, то Бернштейн, а за ним и Гильфердинг, Каутский, наоборот, оспаривали ее, после чего стали меняться и представления о материальной базе социализма, которая приравнивалась ими к такому уровню развития производительных сил, когда экономически более продуктивной (можно добавить: единственно возможной) оказывается не капиталистическая, а социалистическая организация народного хозяйства. Дело, таким образом, не сводится просто к возможности обобществления собственности, а упор делается на то, чтобы обобществленная экономика общества могла сразу дать большую продуктивность, чем существующая экономика капитализма.

К требованиям экономической целесообразности западные социалисты присоединили требования гуманитарного, нравственного плана. Э. Бернштейн доказывал, что социалистический общественный строй не может быть введен одним революционным актом, его появление - результат длительного поиска более совершенных видов труда, обеспечивающих свободу и равенство индивидов в процессе общественного производства и потребления. Все это ориентировало на длительный процесс созревания материальной базы социализма в рамках капитализма, отодвигало вопрос о социализме в неопределенное будущее, а, значит, подвергалась критике идея революции. Ленин же был уверен в готовности материальных предпосылок социализма в развитых западных странах. Эта уверенность основывалась на наблюдении происходивших процессов концентрации и централи-

зации экономики собственности в этих странах, возникновения немногих капиталистических монополий в масштабе отраслей и целых стран. «Ибо социализм.., - писал В.И. Ленин, - есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией» [1, с. 192]. Таким образом, рабочим оставалось только захватить власть в свои руки, слить все монополии в одну и обратить эту монолитную государственную монополию на пользу всего народа, чтобы получить социализм, а сделать это, конечно, можно только революционным путем. С тех пор капитализм пережил не одну модификацию, обнаружил далеко не исчерпанный еще потенциал для развития в своих рамках все более технологически оснащенного хозяйства, «но в начале века такая перспектива отнюдь не была очевидной, многим тогда казалось, что капитализм доживает последние дни, что неотвратимо наступление нового хозяйственного уклада, идентифицируемого с социализмом даже многими буржуазными профессорами» [5, с. 85].

Кто же был прав? Для того чтобы ответить на это вопрос, сегодня, как и сто лет тому назад, надо определить уровень развитости общества, при котором в принципе возможен переход к социализму. Некоторые авторы считают этот вопрос нерешенным и, можно предположить, неразрешимым [5, с. 89]. Но есть такие авторы, которые пытаются определить указанный уровень. Так, В.И. Табаков доказывает: социализм возможен не при нынешней индустриальной технологии, а технологии, представляющей собой период фронтального перехода от машин к роботам. Именно и только такая технология (представляющая собой переход от машин к роботам) ликвидирует непосредственный труд, порождающий, после раздвоения его на прожиточный (для совокупного работника) и на прибавочный (для совокупного собственника, а через него - и для всего эксплуататорского цивилизованного общества), стоимостные отношения. Именно и только она приводит капитализм к кризису, выходом из которого может быть лишь общенародное производство и потребление прибавочного общественного продукта [7, с. 30-67]. Он же отмечает, что до такого тупика капитализма, к сожалению, еще очень далеко, если даже взять самые развитые капиталистические страны, ибо даже сегодня, в XXI веке, мы еще не можем констатировать начало тотальной роботизации хозяйства. Выходит, что либерал-социал-демократы оказались правы, отказавшись от идеи скорого краха капитализма, но не потому, что оказались более дальновидными мыслителями, чем В.И. Ленин, а скорее благодаря совпадению исторических условий, которые они чутко уловили, и целей их политики, направленной на классовое сотрудничество и компромисс с буржуазией. Таким образом, сама действительность пришла им на помощь, чтобы оправдать их теорию и практику.

Но что же создало возможность для реализации данной модели в Западной Европе (и, соответственно, чего не было в условиях других стран)? Возможность для реализации либерал-социал-демократизма в Западной Европе создает, прежде всего, устойчивый экономический рост как материальная основа для подъема общего жизненного уровня населения и либерал-социал-демократической политики перераспределения. Без экономического богатства европейских стран невозможно было бы реализовать подобную политику. Связь между экономическим процветанием и политикой классового сотрудничества наглядно показал В.И. Ленин: «...монополия дает сверхприбыль, т.е. избыток прибыли сверх нормальной... Из этой сверхприбыли капиталисты могут выбросить частичку (и даже не малую!), чтобы подкупить своих рабочих, создать нечто вроде союза .рабочих данной нации со своими капиталистами против остальных стран» [2, с. 173].

Иными словами, западноевропейские капиталисты благодаря сверхприбылям имеют возможность эксплуатировать наемный труд на таких «выгодных» условиях, что пролетариат это вполне устраивает. Причем, международный капитал в состоянии содержать сегодня не только рабочую аристократию, как он позволял себе в начале XX в., но и 2/3 населения стран Западной Европы. Государство благосостояния (с которым и отождествляется западная либерал-социал-демократия) неизбежно стоит дорого, справедливо заметил шведский философ и социолог Г. Эспинг-Андерсен. Но откуда появились у западной буржуазии эти сверхприбыли? Как Запад стал богатым? Здесь, вкратце, можно сказать лишь следующее. Западноевропейская цивилизация, благодаря стремительному (по историческим меркам) прохождению ею переходной азиатской формации и развитию уже в

V V \ | V V

пределах самой 11-й (экономической) формации, в то время как остальной цивилизованный мир все еще оставался в пределах азиатской формации, быстро пройдя все логические ступени экономической формации, оказалась на ее капиталистической, последней, высшей ступени раньше других народов, что и позволило европейским странам стать гегемоном всего мирового развития и его капиталистическим эксплуататором до принципиального завершения этого процесса во всемирном масштабе [8]. Благодаря этому обеспечивается высокий уровень жизни работников на Западе, достигаемый не столько за счет собственного труда, сколько за счет прибылей, получаемых своей «отечественной» буржуазией от эксплуатации остального капиталистического и докапиталистического мира. Т.е. рабочий класс Запада стал как бы частью той буржуазии, которая эксплуатирует весь незападный мир, а, следовательно, в его зарплате скрыт уже и нетрудовой доход, которым эта буржуазия делится с ним. Отсюда и вытекает характер «социалистических» партий Запада: либерал-социал-демократизм, основанный на классовом мире и классовом партнерстве.

Итак, потребности и способности Западного общества в реализации либерал-социал-демократической модели, а также возможности для ее реализации вытекают из особенностей капиталистического развития Западной цивилизации, а, значит, вполне правомерным будет являться утверждение: 1) о закономерном появлении в Западной Европе либерал-социал-демократической теории и практики и 2) об уникальном характере западного либерал-социал-демократизма (что вытекает из уникальности, неповторимости развития западной цивилизации, а, значит, и развития западного капитализма, развития, недоступного уже другим цивилизациям). Таким образом, приходится констатировать, что либерал-социал-демократизм - это закономерный феномен именно для Западной Европы. А революционная практика большевиков объясняется не столько «желанием обезопасить большевистский режим в России перед лицом враждебного капиталистического окружения» [4, с. 32], сколько стремлением сохранить Россию как таковую.

Литература:

1. Ленин В.И. Грозящая катастрофа и как с ней бороться // Полное собрание сочинений. Т. 34. - С. 151-199.

2. Ленин В.И. Империализм и раскол социализма // Полное собрание сочинений. Т. 30. - С. 163-179.

3. Малиа М. Локомотивы истории: Революции и становление современного мира / Под ред. Т. Эммонса; пер. с англ. Е.С. Володиной / М. Малиа. - М.: РОССПЭН, 2015. - 405 с.

4. Революция как концепт и событие: монография / Редколлегия: Вартумян A.A., Ильинская С.Г., Федорова M.M. - M.: ООО«ЦИУMиHЛ», 2015. -183 с.

5. Самарская Е.А. Социал-демократия в начале века. - M.: ИФ-РАН, 1994. - 215 с.

6. Создавая социальную демократию. Сто лет социал-демократической рабочей партии Швеции / пер. с англ.; под ред. К. Mисгельда, К. Mолина, К. Омарка; предисло-вие ЮМ Лужкова. - M.: Издательство «Весь Mир», 2001. - 592 с.

7. Табаков В.И. Русь спасет социзм (сталинское строительство социализма). -Н.Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2004. - 328 с.

8. Хомский Н. Прибыль на людях / пер. с англ.; под ред. Б. Скуратова. - M.: Праксис, 2002. - 256 с.

References:

1. Lenin V.I. Grozjashhaja katastrofa i kak s nej borot'sja // Polnoe sobranie sochinenij. T. 34. - S. 151-199.

2. Lenin V.I. Imperializm i raskol socializma // Polnoe sobranie sochinenij. T. 30. - S. 163179.

3. Malia M. Lokomotivy istorii: Revoljucii i stanovlenie sovremennogo mira / Pod red. T. Jemmonsa; per. s angl. E.S. Volodinoj / M. Malia. - M.: ROSSPJeN, 2015. - 405 s.

4. Revoljucija kak koncept i sobytie: monografija / Redkollegija: Vartumjan A.A., Il'inskaja S.G., Fedorova M.M. - M.: OOO«CIUMiNL», 2015. -183 s.

5. Samarskaja E.A. Social-demokratija v nachale veka. - M.: IF-RAN, 1994. - 215 s.

6. Sozdavaja social'nuju demokratiju. Sto let social-demokraticheskoj rabochej partii Shvecii / per. s angl.; pod red. K. Misgel'da, K. Molina, K. Omarka; predislo-vie Ju.M. Luzhkova. - M.: Izdatel'stvo «Ves' Mir», 2001. - 592 s.

7. Tabakov V.I. Rus' spaset socizm (stalinskoe stroitel'stvo socializma). - N.Novgorod: Izd. Gladkova O.V., 2004. - 328 s.

8. Homskij N. Pribyl' na ljudjah / per. s angl.; pod red. B. Skuratova. - M.: Praksis, 2002. -256 s.

— • —

Сведения об авторе:

Ирина Геннадьевна Мясникова, кандидат философских наук, Средняя общеобразовательная школа № 144 (Нижний Новгород, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.