Научная статья на тему 'Законодательство Республики Саха (Якутия) Об особо охраняемых природных территориях'

Законодательство Республики Саха (Якутия) Об особо охраняемых природных территориях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / ЗАКОН / УКАЗ / ОХРАНА / ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егоров П.М.

В статье представлена современная нормативно-правовая база охраны особо охраняемых природных территорий в Республике Саха (Якутия). Дается анализ изменений в законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательство Республики Саха (Якутия) Об особо охраняемых природных территориях»

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

© Егоров П.М.*

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, г. Якутск

В статье представлена современная нормативно-правовая база охраны особо охраняемых природных территорий в Республике Саха (Якутия). Дается анализ изменений в законодательстве.

Ключевые слова особо охраняемые природные территории, Республика Саха (Якутия), закон, указ, охрана, защита.

Данная статья является продолжением нашего исследования касающегося нормативно-правовой базы охраны и использования сельских культурных ландшафтов в Республике Саха (Якутия) [1, 2]. Как мы отметили, в начале нашего исследования в настоящее время в Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с охраной историко-культурных территорий и использованием объектов наследия, в отличие от стран Западной Европы, осуществляется в рамках нескольких отраслей законодательства [3]. Так к сельским культурным ландшафтам Республики Саха (Якутия) следует отнести так называемые особо охраняемые природные территории (ООПТ), которые стали создаваться в Якутии благодаря деятельности Первого Президента РС(Я) М.Е. Николаева. Им был издан Указ об организации в республике особо охраняемых природных территорий на площади более 20 % во всех улусах. Благодаря этому Указу в РС(Я) стали организовываться разные категории ООПТ регионального значения, которые стали руководствоваться и регулироваться вышедшим в 1996 году Законом РС(Я) «Об особо охраняемых природных территориях», а потом Законом РС(Я) 105-3 № 213-Ш от 25 декабря 2003 года «Об особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия)» [4]. Особо охраняемые природные территории республики организованы и уже действуют во всех административно-территориальных, муниципальных образований (улусов и районов) Республики Саха (Якутия), охватывая почти все ее ландшафтные особенности, начиная с арктических пустынь до горнотаежных систем Южной Якутии.

Нужно отметить что, в советский период в Якутской АССР было организовано только 3 заказника и 2 заповедника на огромной территории республики. С распадом Советского Союза с принятием суверенитета отдельных регионов, в том числе и Республики Саха (Якутия) появилась возмож-

* Младший научный сотрудник сектора Этносоциологии, кандидат политических наук.

ность организации охраны природы на должном уровне. В настоящее время в Республике Саха (Якутия) действуют 2 заповедника федерального значения, 6 природных парков (Аан Айылгы) («Сиинэ», «Усть-Вилюйский», «Мом-ский», «Колыма», «Ленские Столбы», «Живые алмазы Якутии»), 77 ресурсных резерватов (Эркээйи сирдэр), 1 охраняемый ландшафт (Улуу туолбэ), 26 уникальных озер и 16 памятников природы (Айылга мэнэлэрэ) республиканского значения.

40 ресурсных резерватов, 23 резервных территорий под памятники природы, 1 охраняемый ландшафт, 1 ландшафтно-этнографичекий парк, 17 зон покоя и 3 детских экологических парка местного значения на 915 556 тыс. кв. км, занимая более 29 % ее территории. Они образуют республиканскую систему ООПТ (Ытык кэрэ сирдэр), находятся в ведении Правительства РС(Я), кроме Олекминского и Усть-Ленского заповедников и Ботанического сада. Такая, огромная территория под ООПТ в республике является особенно актуальным в деле сохранения природных комплексов и биологического разнообразия не только территории республики, но и всего Северо-Востока России [5].

28 декабря 2013 г. был принят достаточно спорный Федеральный закон № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6, 7], который негативно оценивается экологическими общественными организациями. Наиболее негативными положениями нового закона являются:

1) сокращение категорий ООПТ;

2) обязательность согласования создания региональных ООПТ с федеральными органами исполнительной власти;

3) отмена охранных зон государственных природных заказников;

4) потенциальная возможность изменения границ (в том числе, в связи с изъятием земель) государственных природных заповедников, национальных парков и других ООПТ;

5) возможность преобразования государственных природных заповедников в национальные парки;

6) платность посещения территорий национальных парков в целях туризма и отдыха;

7) ослабление режима и правового положения природных парков;

8) возможность преобразования государственных природных заказников федерального значения в региональные без гарантии сохранения их режима, территории и обеспечения должной охраны.

В соответствии с новой редакцией пункта 2 статьи 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том чис-

148 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

ле биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.

При этом, из ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» полностью исключен раздел VIII «Лечебно-оздоровительные местности и курорты». Статьей 2 Федерального закона № 406-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», согласно которым из него везде исключаются слова «природные» в контексте отнесения этих территорий к особо охраняемым природным территориям. Аналогичные изменения внесены в Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (статья 5 Федерального закона № 406-ФЗ) [8]. Помимо этого, Статьей 6 Закона № 406-ФЗ из статей 94 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации исключены лечебно-оздоровительные местности и курорты, а из статьи 95 - территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Таким образом, лечебно-оздоровительные местности и курорты (ЛОМ), а также территории традиционного природопользования (ТТП) больше не являются особо охраняемыми природными территориями и не должны относиться к землям особо охраняемых природных территорий.

Наиболее серьезные негативные последствия этих изменений связаны с тем, что теперь на ЛОМ и ТТП не распространяются ограничения в обороте земельных участков, а также проекты хозяйственной деятельности на них перестают быть объектами государственной экологической экспертизы.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (статья 27) земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Поскольку ЛОМ и ТТП больше не относятся к особо охраняемым природным территориям, они не ограничены в обороте (если только не находятся на землях лесного фонда или в границах ООПТ других категорий).

В соответствии со статьей 12 - проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона. Таким образом, проектная документация, строительство или реконструкция которых предполагается в границах ЛОМ и ТТП, больше не является объектом государствен-

ной экологической экспертизы. Это может привести к бесконтрольной приватизации и застройке этих территорий.

Тенденцией современного состояния историко-культурных ландшафтов России в целом являются неутешительными. Согласно данным российского национального центра опеки наследия (НЦОН), среди недвижимых объектов наследия России, подвергающихся проявлению факторов экологического риска, выделяются, прежде всего, памятники истории и культуры. Состояние находящихся на государственной охране памятников почти на 80 % характеризуется как неудовлетворительное, около 70 % от их общего числа нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления различных негативных процессов. Под негативным воздействием экологических факторов в последние годы в России находилось около 19 тыс. памятников истории и культуры, в т.ч. - под воздействием факторов естественного происхождения - более 6 тыс., а факторов антропогенного происхождения - около 13 тыс. объектов [9]. Анализ состояния наследия позволяет сделать следующие выводы: количество факторов риска, которым подвергаются объекты наследия, постоянно расширяется; наряду с численно превалирующими естественными и антропогенно обусловленными факторами (подтопление территории, загрязнение воздушного бассейна, вибрация и т.д.) все активнее проявляются последствия относительно новых - визуальное загрязнение (искажение) историко-культурных ландшафтов, экологически не регламентированная приватизация и др. [10].

Со второй половины XX в. изменение веками сложившихся историко-культурных сельских ландшафтов становится повсеместным, что связано с объективными процессами урбанизации, массовым строительством, утратой традиции гармоничного сосуществования человека с окружающей средой. Несмотря на долгое отсутствие на федеральном уровне правового регулирования отношений, связанных с охраной историко-культурных территорий и использованием объектов наследия, в нашей республике уделяется большое внимание правовым, организационным и практическим проблемам сохранения наследия. Органами государственной и муниципальной власти Республики Саха (Якутия) предпринимаются различные меры по сохранению культурных сельских ландшафтов в условиях промышленного освоения, принимаются различные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы в данной сфере.

Список литературы:

1. Егоров П.М. Сельский культурный ландшафт в правовом поле Республики Саха (Якутия) // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 12. -С. 152-157.

2. Егоров П.М. Развитие сельского культурного ландшафта в Республике Саха (Якутия): обследование Хаптагайского наслега // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2014. - № 19. - С. 67-71.

150 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

3. Егоров П.М. Защита окружающей среды и общество в условиях промышленного освоения Республики Саха (Якутия) // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 20. - С. 93-99.

4. Об особо охраняемых природных территориях РС(Я): закон Респ. Саха (Якутия) от 1 марта 2011 г. 910-З №731-IV [Электронный ресурс] // Официальный сайт органов государственной власти Республики Саха (Якутия). -Режим доступа: http://sakha.gov.ru/ (дата обращения: 8.12.14).

5. Николаев А.А. Проблемы особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия) и критерии для их обоснования на Севере [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.econet2011.narod.ru/Nikolaev.htm (дата обращения: 8.12.14).

6. Об особо охраняемых природных территориях: федер. закон Рос. Федерации от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 12. - Ст. 1024.

7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации. федер. закон Рос. Федерации от 28 декабря 2013 г. № 406-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №52 (часть I) -Ст. 6971.

8. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 20. - Ст. 1972.

9. Официальный сайт Российского национального центра опеки наследия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ntrust.ru (дата обращения: 8.12.14).

10. Иванова Л.В. Историко-культурный ландшафт: концептуальные подходы, проблемы сохранения и перспективы изучения // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - № 7. - С. 181-189.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО СУБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЕ

© Уханов А.Д.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

В статье рассматривается субъективная сторона преступления в контексте произошедшей в уголовно-правовой науке и практике смены

* Научный руководитель: Шульга В.И., доцент кафедры Публичного права, кандидат юридических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.