Научная статья на тему 'Законодательные основы деятельности государственных органов по обработке персональных данных военнообязанных'

Законодательные основы деятельности государственных органов по обработке персональных данных военнообязанных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
447
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / ОБРАБОТКА / СОГЛАСИЕ СУБЪЕКТА / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ / ВОЕННООБЯЗАННЫЕ / PERSONAL DATA / PROCESSING / AGREEMENT OF THE SUBJECT / DATA PROTECTION / PRIVACY / THE OBLIGATED RESERVISTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Циулина Наталья Евгеньевна

Проанализировано законодательство о воинской обязанности и военной службе на предмет соответствия Федеральному закону «О персональных данных» в части условий обработки операторами персональных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal framework of state authorities for processing personal data of obligated reservists

Legislation on military duty and military service is analyzed on the basis of its correspondence to the Federal Act on personal data in terms of conditions for processing of personal data by the operators.

Текст научной работы на тему «Законодательные основы деятельности государственных органов по обработке персональных данных военнообязанных»

УДК 342.742.3

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБРАБОТКЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ВОЕННООБЯЗАННЫХ

Н. Е. Циулина, соискатель кафедры конституционного и административного

права, начальник службы делопроизводства, Южно-Уральский государственный университет

Проанализировано законодательство о воинской обязанности и военной службе на предмет соответствия Федеральному закону «О персональных данных» в части условий обработки операторами персональных данных.

Ключевые слова: персональные данные, обработка, согласие субъекта, защита информации, конфиденциальность, военнообязанные.

Проблема обработки персональных данных неразрывно связана с защитой конституционных прав и свобод граждан нашей страны. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Указанная конституционная норма получила дальнейшую детализацию в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Подпунктом 2 п.1 ст. 6 названного Федерального закона установлен круг условий, при наличии которых персональные данные могут обрабатываться без согласия субъекта персональных данных. Одним из таких условий является обработка персональных данных для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей. Установленная норма должна обеспечивать конфиденциальность персональных данных уже в рамках имеющихся режимов, что позволит использовать соблюдение требований соответствующих законодательных актов, а не дублировать систему защиты информации.

Особой категорией граждан страны являются военнообязанные. Совокупность прав, свобод и обязанностей по защите Отечества гражданами Российской Федерации определена законодательством о воинской обязанности и военной службе, правовой основой которого являются Конституция Российской

Федерации, Федеральный закон 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

В соответствии с законодательством о воинской обязанности и военной службе исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица. Воинская обязанность граждан РФ предусматривает воинский учет, основой которого является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ.

Решение этой непростой задачи предъявляет особые требования к организации государственного учета военнообязанных и различных категорий военнослужащих. Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, в органах местного самоуправления. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и запасе Федеральной службы безопасности

РФ, должны состоять на воинском учете в указанных федеральных органах исполнительной власти. Для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета граждане, подлежащие призыву на военную службу, и офицеры запаса обязаны лично являться в военные комиссариаты. Об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства граждане обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства в пределах муниципального образования.

Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев, и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию.

Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места пребывания. Невыполнение обязанностей по воинскому учету наказывается предупреждением или административным штрафом в размере от 100 до 500 руб.

Граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военкомата, обязаны выполнять изложенные в них требования. В период мобилизации и в военное время состоящие на учете граждане не имеют права самостоятельно выезжать с места жительства (временного пребывания). Они обязаны обратиться за разрешением к военкому с письменным заявлением, в котором должна быть указана причина выезда и новое место жительства (временного пребывания).

Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат призывники (граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе), а также другие военнообязанные, в число которых входят: мужчины, пребывающие в запасе (в том числе, уволенные с военной службы); офицеры запаса -выпускники вузов, успешно окончившие военные кафедры; не прошедшие военную

службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет; прошедшие альтернативную гражданскую службу; женщины, имеющие военноучетные специальности.

Женщины, годные по состоянию здоровья к военной службе, подлежат постановке на воинский учет в случаях, если они получили подготовку по следующим специальностям: связь (монтажники, телефонисты, телеграфисты, радисты, специалисты в области радиотехники, телекоммуникаций и др.); вычислительная техника (операторы ЭВМ, электромеханики по ремонту и обслуживанию ЭВМ, специалисты в области информатики, вычислительной техники и др.); оптические и звукометрические средства измерения и метеорология (метеорологи, оптики, геодезисты и др.); медицина (врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал); полиграфия (граверы, цинкографы, наладчики полиграфического оборудования, полиграфисты, специалисты в области издательского дела); картография, топогеодезия, фотограмметрия и аэрофотослужба (граверы, техники, картографы, географы и др.).

Законодательно воинский учет подразделяется на общий и специальный. На специальном воинском учете состоят военнообязанные граждане, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

Воинский учет включает планирование; получение первичной информации о призывниках (по запросам по месту жительства, в правоохранительные органы, в инстанции, осуществляющие постановку граждан на учет у наркологов, психиатров и т.п.); вызов в военкомат (вручение повестки или сообщение о вызове через органы управления по месту жительства, работы или учебы, а также принуди-

Циулина Н. Е.

Законодательные основы деятельности государственных органов по обработке...

тельный привод с помощью сотрудников милиции); проведение медицинской комиссии и тестов (для выяснения психологического развития призывника, его возможностей и способностей); анализ и обобщение информации; принятие решения.

В системе воинского учета принимают участие Министерство обороны РФ, Федеральная миграционная служба, Служба внешней разведки РФ, органы Федеральной службы безопасности РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; организации.

Воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами. Если в населенном пункте комиссариата нет, учет ведет орган местного самоуправления. Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Огромная значимость воинского учета для защиты Отечества не только предопределила высокие требования к его организации, но и определили особые условия сбора и обработки персональных данных граждан, подлежащих призыву в вооруженные силы. При осуществлении воинского учета уполномоченные органы имеют право запрашивать у организаций и граждан информацию, необходимую для занесения в документы воинского учета, осуществлять сбор, хранение и обработку сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета. В состав таких сведений в соответствии с Положением о воинском учете1 входят: фамилия, имя и отчество; дата рождения; место жительства; семейное положение; образование; место работы; годность к военной службе по состоянию здоровья; основные антропометрические данные; наличие военно-учетных и гражданских специальностей; наличие первого спортивного разряда или спортивного звания; наличие бронирования военнообязанного за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на периоды мобилизации, военного положения и в военное время; наличие отсрочки от призыва на военную службу у призывника с указанием нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (подпункта, пункта, статьи), в соответствии с которой она предоставлена, даты заседания призывной

комиссии, предоставившей отсрочку от призыва на военную службу, и номера протокола.

Воинский учет граждан в организациях осуществляется по личным карточкам работников (форма № Т-2, раздел 2) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (форма № Т-2 ГС (МС), раздел 2), утвержденным в установленном порядке. Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников; военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - для военнообязанных. Организации и их должностные лица определяют граждан, подлежащих постановке на воинский учет, и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет, ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет.

К особенностям обеспечения функционирования системы воинского учета можно отнести обязанность территориальных органов Федеральной миграционной службы при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявлять граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщать о них в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления, осуществляющие воинский учет. В этих целях должностные лица территориальных органов Федеральной миграционной службы проверяют наличие в паспортах граждан отметок об отношении их к воинской обязанности и направляют (вручают направление) граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет. Порядок организации совместной работы территориальных органов Федеральной миграционной службы и военных комиссариатов по вопросам обеспечения функционирования системы воинского учета определяется совместно Министерством обороны РФ и Федеральной миграционной службой.

Таким образом, анализ законодательства РФ о воинской обязанности и военной службе свидетельствует, что оно выполняет требование пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» и содержит нормы, устанавливающие функции, полномочия и

обязанности операторов персональных данных, при которых обработка персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных.

1 См.: Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».

Статья поступила в редакцию 15 января 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.